Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета

Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть картинку Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Картинка про Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета

План счетов для бюджетников: особенности законодательного регулирования

С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:

Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.

Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:

Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.

Какие учреждения ведут план счетов бюджетного учета?

Дело в том, что термин «план счетов бюджетного учета», исходя из норм п. 21 приказа № 157н, применим только к тем структурам, в отношении которых действует исключительно юрисдикция приказа № 162н, то есть к структурам, классифицируемым как казенные, а так же, как мы отметили выше, к органам власти, внебюджетным фондам.

В свою очередь в отношении учета в организациях, относящихся к категории автономных либо бюджетных, правомерно использовать другой термин — «план счетов бухгалтерского учета». И это вполне логично, поскольку данные учреждения обладают большим объемом полномочий в части извлечения доходов от предпринимательской деятельности (п. 2, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7, касающегося деятельности НКО).

Можно отметить, что ведение хозяйственного учета теми органами, которые осуществляют кассовое сопровождение деятельности автономных либо бюджетных организаций, регулируется приказом № 162н. И это тоже вполне логично, поскольку соответствующие госструктуры, в частности Федеральное казначейство, не занимаются предпринимательской деятельностью, и для них нет необходимости вести бухучет.

Приказ № 162н — главный НПА для бюджетного учета

В связи с вышеизложенным полезно будет изучить пределы юрисдикции приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Он устанавливает нормы, регулирующие ведение бюджетного учета:

Все отмеченные типы структур должны, таким образом, вести бюджетный учет.

Об основных принципах организации бухучета в бюджетных учреждениях читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Учет в бюджетных учреждениях на основе плана счетов

Итак, мы ознакомились с основными НПА, регулирующими составление плана бюджетного учета в 2020 году. Теперь рассмотрим актуальные положения законодательства в части формирования и структурирования счетов, используемых в бухучете.

В соответствии с нормами п. 21 приказа № 157н российские бюджетные организации, используя Единый план счетов либо специальный план учета, обязаны формировать внутренние планы счетов хозяйственного учета, именуемые рабочими.

В обеих разновидностях плана счетов — в документе, утвержденном в приказе № 162н или в рабочем плане, который формируется в учреждении, используются номера счетов, в структуре которых присутствуют 26 цифр.

Рассмотрим их основные особенности, которые можно представить в виде таблицы:

В цифрах 1–17 фиксируется аналитический код, коррелирующий с кодом классификации бюджетных расходов, доходов учреждения или же иных ресурсов финансирования

В цифре 18 фиксируется код, отражающий тип денежного обеспечения

В 19–23 цифрах хозяйственного счета, используемого в плане, фиксируется синтетический код, присутствующий в Едином плане

Казенные учреждения должны фиксировать в 24–26 цифрах кода операций по КОСГУ

Скачать пример реального рабочего плана счетов бюджетного учета, составленного одним из российских муниципалитетов, вы можете на нашем сайте:

Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть картинку Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Картинка про Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета

Изучим теперь алгоритм составления счета, который может быть включен в рабочий план, более подробно.

Алгоритм формирования счета в 2020 году

Наиболее проблемная часть структуры счета, размещаемого в рабочем плане, — это коды, относящиеся к аналитическим и фиксируемые в цифрах 1–17. Здесь может указываться:

Рассмотрим, как определяется необходимое значение в цифрах счета с 1 по 17 на примере КРБ.

Структура КРБ такова:

Вместе с тем следует отметить, что законодатель, сформировав довольно сложные критерии вычисления разрядов 1–17, дает бюджетным учреждениям возможность предельно упросить задачу, указав в соответствующем компоненте счета нули (приложение № 2 к инструкции, утвержденной приказом № 162н). Эту возможность, в частности, задействовал муниципалитет, составивший рабочий план, который доступен по вышеуказанной ссылке.

Поэтому, если указать в 1–17 разрядах нули, то главной задачей в формировании хозяйственного счета для рабочего плана будет определение 18–26 цифр счета, включаемого в Рабочий план.

Формируем счет для плана: разряды 18–26

Цифра, указываемая в разряде 18, зависит от типа финансирования. Скорее всего, это будет цифра 1 (учетная операция реализуется за счет ресурсов бюджета) либо 3 (отражает операцию, проводимую за счет денежных средств, находящихся во временном распоряжении бюджетной структуры). К слову, данный разряд, исходя из структуры приложения № 1 к Инструкции, утвержденной приказом № 162н, также можно указывать в виде нуля. Многие российские госструктуры так и делают — в этом можно убедиться на примере реального рабочего плана, который был представлен нами выше.

В цифрах 19–23, как мы отметили выше, фиксируется код, указанный в Едином плане и коррелирующий с синтетическим учетом. В цифрах 24–26 фиксируется код КОСГУ. Его можно узнать из приложения № 5.1 к приказу Минфина № 65н.

Указанные в начале статьи положения НПА, которые регулируют учет в бюджетных учреждениях РФ, довольно часто корректируются. Изучим подробнее актуальные новшества в части норм, утвержденных законодателем в приказе № 157н, а также приказе № 162н в 2020 году.

Новое в Едином бюджетном плане счетов бухгалтерского учета

Итак, первый НПА, положения которого мы рассмотрим на предмет нововведений, — приказ Минфина России № 157н, посредством которого законодатель утвердил Единый план счетов в организациях, входящих в бюджетную систему РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными в рассматриваемый источник права приказом Минфина от 27.09.2017 № 148н, вступившим в силу 29.10.2017, из Плана счетов были исключены два счета: 204 51 «Активы в управляющих компаниях» и 215 51 «Вложения в управляющие компании». У трех счетов были заменены названия:

Новая редакция инструкции № 157н предусматривает, что при ведении учета должен соблюдаться принцип осмотрительности, то есть устанавливается приоритет признания расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов. Также важным нововведением является требование отражать исправление ошибок прошлых лет в учете и отчетности обособленно.

О нововведениях в бюджетном учете в 2020 году читайте также в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 год».

Изучим далее ключевые нововведения, предусмотренные поправками в главный НПА для казенных структур, — приказ № 162н.

Бюджетный учет в казенных организациях, госфондах и органах власти

Приказом от 31.10.2017 № 172н, вступившим в силу 08.12.2017, Минфин РФ обновил инструкцию по бюджетному учету № 162н.

В новой редакции инструкции № 162н дана рекомендация по оформлению внутреннего перемещения объектов основных средств по дебету и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 010100000 «Основные средства» при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение.

Также инструкция № 162н дополнена:

О формировании проводок в бюджетном учете при начислении заработной платы читайте в статье «Проводки по заработной плате в бюджетном учете».

Про особенности бюджетного учета основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 году (нюансы)».

А со списанием основных средств в бюджетном учете вас познакомит материал «Списание основных средств в бюджетных учреждениях».

27 декабря 2017 года Минфин РФ подготовил проект внесения изменений в инструкцию № 162н. Часть изменений вызвана вступлением в силу с 01.01.2020 отдельных федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций госсектора.

В частности, предполагается, что будет удален ряд счетов, введены новые, а также изменены наименования некоторых счетов. Например, в разделе «Нефинансовые активы» предполагается исключение счетов «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения», «Основные средства — предметы лизинга» и другие; добавление счета для отражения имущества в концессии. Ожидаются изменения и в других разделах Плана счетов.

Итоги

Структуры, обязанные вести бюджетный учет, должны разработать рабочий план счетов на основе законодательно утвержденных. На начало 2020 года в рабочий план счетов и кодировку счетов необходимо внести изменения с учетом требований новых нормативных документов по бюджетному учету, а также при необходимости перенести остатки с исключенных счетов учета.

По какой форме бюджетные организации сдают бухгалтерскую отчетность, читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2019-2020 годы».

Источник

Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть картинку Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Картинка про Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

План счетов бюджетного учета — 2020-2021

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

В нефинансовые активы входят:

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.

Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Источник

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Смотреть картинку Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Картинка про Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета. Фото Что учреждение может внести в единый план счетов бухгалтерского учета

В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Источник

Приложение N 2. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Инструкция
по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г., 29 ноября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г., 30 октября 2020 г.

ГАРАНТ:

См. Путеводитель по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н пункт 1 изложен в новой редакции, применяющейся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

Информация об изменениях:

Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.

1 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N46517, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2020 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).

2 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741); от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238).

Информация об изменениях:

Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 2.1 применяется, начиная с 1 января 2017 г.

Наименование соответствующего счета аналитического учета Рабочего плана счетов включает наименование соответствующего счета Плана счетов бюджетного учреждения и наименование классификационного признака вида поступлений или выбытий, указанное в круглых скобках.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Изменения применяются при ведении учета и формировании бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 г.

Источник

Обзор изменений в Едином плане счетов и забалансовом учете

Автор: Вероника Овсянникова, методист бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.

17 октября 2020 г. вступил в силу Приказ Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, которым внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию №157н. Ряд изменений вступят в действие с 2021 года. Изменения необходимо применять при ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2021 г.

Что изменилось в Инструкции № 157н

В Инструкцию № 157н внесены изменения следующего характера:

дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов устанавливаются в рамках учетной политики субъекта учета (единой учетной политики – при централизации учета) с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1);

передача по решению субъекта учета полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение), на основании договора (соглашения) (п. 5);

организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) согласно учетной политике, сформированной в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкцией № 157н (п. 6). Ранее – в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Регистры бухгалтерского учета

П. 11 Инструкции № 157н содержит перечень журналов операций бухгалтерского учета, применяемых в государственных (муниципальных) учреждениях. В этот перечень добавлены нижеперечисленные регистры:

журнал операций межотчетного периода;

журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет.

Ранее записи по исправлению ошибок прошлых лет отражались обособлено в журнале по прочим операциям с отметкой «Исправление ошибок прошлых лет», теперь бухгалтерские записи бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет и по операциям, отраженным в межотчетном периоде, подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельных журналах операций.

В Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (в редакции Приказа Минфина РФ 15.06.2020 № 103н) представлен порядок применения новых форм журналов операций.

Правила переноса оборотов по счетам

Дополнения, введенные в п. 11 Инструкции № 157н, говорят о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года, за исключением счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, содержащих в 24-26 разрядах номера счета подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

Необходимо учитывать, что текст данного положения приведен в инструкции не полностью.

Правила формирования номера счета

На основании внесенных изменений в п. 21.2 Инструкции № 157н (в новой редакции) при ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетных, автономных учреждений отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в 5 – 14 разрядах номера счета нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов); а также в случае, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

До внесения изменений в этом пункте было указано, что в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

Единый план счетов

В Едином плане счетов уточнены наименования балансовых счетов 0 105 01 000 и 0 104 90 000. К другим счетам, по которым произведена корректировка названия (при этом назначение осталось прежнее), относятся счета 0 205 45 000, 0 206 41 000, 0 206 52 000, 0 206 81 000, 0 207 04 000, 0 302 41 000, 0 302 81 000.

Ниже приведем новые аналитические счета:

0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда».

0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям».

0 208 50 000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям» с детализацией по счетам:

0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств».

0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям».

0 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

0 302 52 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Детализирован счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»

0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;

0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

Счета 0 401 41 000, 0 401 49 000 формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ либо – в случае установления в рамках учетной политики – по кодам дополнительной детализации статей и (или) подстатей КОСГУ).

Переименованы следующие счета:

0 104 90 000 «Амортизация имущества и концессии» после изменений наименование «Амортизация имущества учреждения и концессии»;

0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» после изменений наименование «Лекарственные препараты и медицинские материалы», на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, кровь, вакцины и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях (п. 118 Инструкции № 157н).

Забалансовый учет

Ниже приведем новые забалансовые счета:

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2021 г.;

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» – предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));

39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» – применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» – счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

Новые забалансовые счета необходимо применять учреждениям, у которых имеются соответствующие объекта учета.

Отметим, что в Инструкции № 157н произведены уточнения порядка учета объектов на нижеперечисленных забалансовых счетах:

02 «Материальный ценности на хранении» изменения и дополнения внесены в части материальных ценностей учреждения, которые не соответствуют критериям активов, их необходимо учитывать, по условной оценке, «один объект – один рубль» (п. 335);

03 «Бланки строгой отчетности» изменения и дополнения внесены в части применения счета для учета бланков строгой отчетности, аналитический учет по счету необходимо вести в разрезе каждого вида бланка строгой отчетности (по их наименованию, серии, и номеру) в разрезе ответственного лица и места хранения в книге по учету бланков строгой отчетности (п. 338);

04 «Сомнительная задолженность» изменения и дополнения внесены в части порядка списания с забалансового учета. Сомнительная задолженность списывается с забалансового учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ (п. 339);

07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» изменения и дополнения внесены в части одновременного предоставления лицами ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)) (п. 345);

08 «Путевки неоплаченные» изменения и дополнения внесены в части ведения аналитического учета в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождения объектов (адресов, мест хранения) (п. 348);

09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета по счету который ведется в разрезе объектов транспортных средств, ответственных лиц, номенклатуры запасных частей (с указанием производственных номеров при их наличии) (п. 350);

10 «Обеспечение исполнения обязательств» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, который ведется в разрезе видов имущества, видов валют, контрагентов, идентификаторов обязательств, идентификаторов обеспечения, мест хранения (адресов) (п. 352);

11 «Государственные и муниципальные гарантии» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, в разрезе субъектов гражданских прав (обязательств), видов гарантий, видов долга (внутренний, внешний), правовых оснований (договоров, контрактов), кодов бюджетной классификации, элементов бюджетов, регистрационных номеров (п. 354);

17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счетам, в разрезе счетов (лицевых счетов), кодов классификации доходов (расходов) бюджетов, кодов финансового обеспечения, кодов КОСГУ, видов валют (п. 366, 368);

20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, контрагентов (кредиторов), видов платежей (кодов финансового обеспечения) (п. 372);

23 «Периодические издания для пользования» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, который ведется по номенклатуре периодических изданий и единицам измерения (один номер, один комплект) (п. 378);

27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» изменения и дополнения произошли в части предназначения счета, который необходимо применять так же для учета материальных ценностей, которые относятся к объектам основных средств, и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385);

31 «Акции по номинальной стоимости» изменения и дополнения внесены в части ведения аналитического учета, по счету, в разрезе видов акций, контрагентов (эмитентов), реестровых номеров акций (п. 390).

В заключении приведем необходимые мероприятия, которые необходимо провести в бухгалтерском учете до составления отчетности за 2020 год в связи с изменениями в Едином плане счетов, общих положениях Инструкции № 157н и забалансовом учете.

Если учреждение планирует ввести (или вводило ранее) дополнительные аналитические коды синтетических счетов, забалансовые счета, необходимо согласовать это с органом, которому представляется отчетность (с учредителем, финансовым органом, ГРБС).

Потребуется провести корректировку рабочего плана счетов в соответствии с изменениями, внесенными в Единый план счетов, в том числе ввести новые аналитические (балансовые) и забалансовые счета при наличии соответствующих объектов учета.

Учтенные на счете 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов», необходимо разделить по датам их признания и перенести на счета:

0 401 41 000 – в части сумм, подлежащих признанию в текущем году;

0 401 49 000 – в части сумм, подлежащих признанию в очередные годы.

Выданные в личное пользование сотрудникам основные средства необходимо отразить на забалансовом счете 27.

С учетом внесенных изменений в соответствии с Инструкцией № 157н организовать аналитический учет на забалансовых счетах.

При завершении текущего финансового года из регистров бухучета текущего года нужно будет перенести в регистры на очередной финансовый год обороты по счетам, отражающие увеличение и уменьшение расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (содержащие подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ). По остальным счетам обороты, отражающие увеличение (уменьшение) активов и обязательств, не переносятся. По ним отражается только остаток по счету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *