Что употреблял ван гог
Винсент Ван Гог искал сюжеты в галлюцинациях, вызываемых абсентом
29 июля 1890 года в дешевой гостинице в Овер-сюр-Уаз умирал изможденный мужчина. На бледном как холст лице горели клочки рыжей щетины. Руку несчастного сжимал родной брат Тео. Кровь не переставала сочиться из пулевой раны на груди. Глубокой ночью не стало Винсента Ван Гога, художника-бедняка, чьи картины станут самыми дорогими произведениями искусства.
Воспитанный отцом-пастором в строгости, будущий живописец не знал тепла и ласки. В 11 лет мальчишку отправили в интернат, что стало для того ударом. В 16 дядя пристроил племяша в фирму торговать живописью. Винсент начал сам писать картинки, забивая на работу. Ну и остался без работы. По примеру отца пошел в проповедники. Вступился за бельгийских шахтеров и тут же был объявлен смутьяном-революционером. Служить ему запретили. Накатила депрессия.
Энтони Куинн (стоит) в роли Поля Гогена и Кирк Дуглас в роли Ван Гога, «Жажда жизни» (1956 г.). Фото: Legion-media.ru
Пытаясь устроить семейную жизнь, Ван Гог втюрился в дочь хозяйки, у которой снимал квартиру в Лондоне, но та оказалась тайно обручена. Горе-влюбленный заперся на неделю в комнате. В 28 лет он посватался к овдовевшей двоюродной сестрице Кее Вос. Та была старше на семь лет, воспитывала сына. Винсент закидывал кузину пылкими признаниями. Но семья не желала пригревать бессребреника, и кавалеру указали на дверь. С горя Винсент сошелся с беременной проституткой по прозвищу Син. Правда, та снова вернулась на панель. И вскоре утопилась.
Лишился половины зубов
Ван Гог постоянно нуждался. Письма к брату Теодоросу заканчивал просьбами выслать краски и холсты и немного денег на еду. Главным покупателем полотен стал сам Тео. Хотел устроить выставку, но после смерти брата сам слег с расстройством. А через полтора года умер.
Выстрел на пшеничном поле
Психозы, сокрушительная бедность, творческие провалы, одиночество. Любая из этих горестей способна уничтожить человека. Ван Гога терзали все. Но стали ли они причиной смерти?
«Дорога с кипарисом и звездой»
Новый диагноз безумного гения. Ученые считают, что у Ван Гога была белая горячка
Каждый, кто хотя бы немного знаком с историей искусства, знает, что Винсент Ван Гог был, мягко говоря, не самым уравновешенным человеком. Сам великий постимпрессионист, как-то в запале отрезавший себе часть уха, утверждал, что это были всего лишь «обычные приступы художественного сумасшествия», а позже называл это «психическим или нервным срывом». Но теперь специалисты из Медицинского центра университета Гронингена поставили иной диагноз.
Они провели психиатрическую экспертизу на основе сохранившихся медицинских отчетов, а также сотен писем, которые Винсент написал своему любимому брату Тео.
В итоге голландские эксперты пришли к выводу, что у художника было по меньшей мере два приступа белой горячки, вызванной отказом от алкоголя (это уже после того, как он отрезал себе ухо).
При этом авторы исследования признают, что их выводы не могут считаться окончательными, поскольку возможности побеседовать с пациентом у них не было.
Судя по всему, Ван Гог страдал от целого букета психических расстройств, в первую очередь от биполярного и пограничного расстройства личности, но такой диагноз ему никто не ставил. Теперь исследователи готовы приписать ему еще и шизофрению.
Автор фото, Getty Images
Выводы экспертов во многом основаны на многочисленных письмах художника
В случае с Ван Гогом такая скрытая эпилепсия могла быть вызвана повреждениями мозга вследствие его хаотичного и далеко не самого здорового образа жизни. По словам исследователей, свой вклад могли внести и злоупотребление алкоголем, и небрежное отношение к еде, недостаток сна и психологическое истощение.
Автор фото, Getty Images
Впрочем, как подчеркивает координатор исследований, профессор психиатрии Виллем Нолен, не исключено, что Ван Гог «замалчивал или приукрашивал некоторые детали» в своих письмах.
Автор фото, Reuters
К тому же во время приступов художник редко брался за кисть.
Несмотря на царившую в его голове и душе сумятицу, Ван Гог никогда не терял мотивацию к живописи, а единственным надежным средством от недугов он всегда называл «глубокую дружбу».
Винсент Ван Гог: об опыте переживания психического расстройства
Винсент Ван Гог — один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории художников душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.
Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.
1. Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.
2. Но письма Ван Гога — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, это диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.
3. Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.
4. Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.
5. «Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном — не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».
6. Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г‑н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству. Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года. Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.
7. После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни. Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, — просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».
8. В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе — я‑то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».
9. 3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль — нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает — кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».
10. Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника. «Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема. Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях — значит признать себя виновным».
11. 21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».
12. Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника — Тео. Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы. «Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это — не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».
13. Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».
14. Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую. Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами — необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»
15. В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.
16. Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.
Информация о лекциях и мероприятиях Центра
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«От его картин приходили в ужас»: 165 лет со дня рождения Ван Гога
«Мне очень нравится поговорка: «Как станет хуже некуда, так и на лад пойдет». Временами я спрашиваю себя, не стало ли нам действительно «хуже некуда», потому что мне очень уж желательно, чтобы все наконец «пошло на лад», – Ван Гог.
Сегодня в музей Винсента Ван Гога в Амстердаме просто так не пробиться. Туристов, желающих увидеть шедевры голландского художника, всегда много, но в этом году – особенно. Если три года назад билет можно было купить в кассе музея в день посещения, то сегодня они распроданы на три дня вперед, передает корреспондент «МИР 24» из музея Ван Гога в Амстердаме.
Зато цены на билеты весьма приемлемые – стандартный взрослый билет стоит 15 евро, посещение вместе с гидом – 23 евро, а дети до 17 лет и вовсе проходят бесплатно. Фотографировать картины строго запрещено, сам музей на своем официальном сайте фото картин Ван Гога тоже не выставляет, равно как и интерьеры музея. Голландцы строго следят за посетителями: почти к каждой работе Ван Гога приставлен охранник, а в залах ведётся видеонаблюдение. Трехэтажный музей состоит из постоянной выставки и временных экспозиций, которые часто обновляют, например, в юбилей художника открыли экспозицию «Вдохновение из Японии». На ней представлены картины, на которые Ван Гога вдохновила японская культура. Сегодня Ван Гог – гордость не только для Нидерландов, но и всей Европы, а когда-то для них он был просто безумным художником с несносным характером, чьи картины никто не хотел покупать.
Фото: Дегтерева
НИЩИЙ НЕУДАЧНИК ИЗ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ: ЗА ЧТО НЕ ЛЮБИЛИ ВАН ГОГА
«В твоем письме была фраза, поразившая меня: «Я хотел бы уйти от всего, я сам причина всего и доставляю другим лишь неприятности, я один навлек эту беду на себя и других». Эти слова так поразили меня, потому что точно такое же чувство, точно то же самое, ни больше и не меньше, испытываю в душе я. Когда я думаю о прошлом, когда я думаю о будущем – о почти непреодолимых трудностях, о большой и тяжелой работе, к которой у меня не лежит душа и от которой я, вернее, мое дурное «я» охотно бы уклонилось; когда я думаю о многих людях, чьи глаза наблюдают за мной, я предвижу, что если у меня ничего не выйдет, они поймут, в чем дело, и не станут осыпать меня мелочными упреками, но, будучи искушеннее и опытнее во всем, что хорошо, честно и справедливо, всем своим видом скажут: «Мы помогали тебе и были для тебя светочем; мы сделали для тебя все, что могли. В полную ли меру своих сил трудился ты? Где же плоды нашего труда и награда за него?», – из письма брату 30 мая 1877 года.
Есть распространенное мнение о том, что Ван Гог жил в бедности, но это не так. Он родился в среднестатистической голландской семье. Его отец был пастором, а мать дочерью почтенного переплетчика и продавца книг из Гааги. Кроме того, у семьи было немало весьма влиятельной родни, близкой к сфере искусства. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт, в провинции Северный Брабант. Интересно, что с самого рождения будущий художник носил имя своего покойного брата. Винстентом сначала назвали мальчика, который родился в семье первым, однако, он умер сразу же в день своего рождения. Был у Ван Гога горячо любимый младший брат Тео, а так же еще один младший брат Кор и три сестры. Но кроме Тео ни с кем из них художник фактически не общался.
В самом начале своего пути Ван Гог работал у родственников в гаагском филиале художественно-торговой фирмы Goupil & Cie. Дела сначала шли хорошо, молодого человека даже перевели в Англию. Именно на этом рабочем месте он стал лучше разбираться в искусстве. Но в результате карьеру Ван Гога во многом сгубила неудачная любовь. В те годы его впервые отвергли. Он потерял мотивацию, а вслед за ней и должность в фирме. Чтобы справиться с депрессией, Ван Гог рисовал. В последние годы жизни Ван Гога знакомые художника называли его атеистом. Но так было далеко не всегда. После увольнения он всерьез заинтересовался пасторством и думал пойти по стопам отца. Винсент проделал немало проповеднической работы, учился, общался с бедняками и пытался добиться для них больших прав. Собственно, это и стало одной из причин того, что «верхушка» отвергла пасторскую деятельность Ван Гога. Не способствовал успеху и вздорный характер молодого человека, который часто горячился и скандалил. После того, как Ван Гога отстранили от прихода, он начал чаще рисовать и всерьез задумался о карьере художника.
При поддержке брата и на полном его финансовом содержании в 1880 году Ван Гог уехал учиться в Брюссель в Королевскую Академию изящных искусств. Но уже через год бросил учебу и вернулся к родителям. Ван Гог решил, что учеба для художника занятие бесполезное, и гораздо важнее много и упорно трудиться. Интересно, что один из самых дорогих сегодня художников, который горячо любил свое дело, не признавал таких мерил, как «талант».
«Когда думаешь о людях, из чьего сердца выливаются подобные слова, вся болтовня о «природной одаренности», которую так часто слышишь от торговцев картинами, кажется мне мерзким карканьем. «У меня терпенье» – как сдержанно и достойно это звучит! Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда больше не будешь расти? Говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся мне такими глупыми», – писал Ван Гог.
Свои первые известные картины Ван Гог написал в 1882 году. Тогда он много работал и практиковал смешение техник на одном холсте – мела, пера, сепии, а также брал уроки у своего дальнего родственника – художника Антона Мауве. В 1888 году он нарисовал картину «Красные виноградники». Долгое время она считалась единственной проданной картиной художника. На самом деле это не так. Просто ее купили за хорошие деньги, которые помогли Ван Гогу расплатиться со всеми долгами на тот момент. Всего при жизни художника было продано около 14 работ. Но, конечно, для человека который нарисовал 2100 произведений, это тоже самое, что почти ничего.
Ван Гога постоянно беспокоило отсутствие общественного признания. Хотя говорить о том, что о нем никто не знал при жизни, неправильно. Дело в том, что на тот момент его брат Тео уже владел собственной галереей в центре Парижа, о которой, конечно, знали все художники. Несмотря на материальное благополучие, Тео завидовал таланту своего брата и его свободе. Но в то же время брат художника горячо стремился к тому, чтобы прославить Ван Гога. Именно поэтому все работы он выставлял у себя в галерее и приводил на осмотр известных художников, критиков и покупателей.
Что касается слухов до бедности Ван Гога, то они весьма преувеличены. Ван Гог почти не зарабатывал сам. И это правда. Но он никогда не жил в нищете. Все расходы оплачивал Тео: материалы, еду и аренду жилья. Брат ежемесячно присылал Ван Гогу 200 франков. А на 100 франков люди тогда содержали семью из четырех человек. Часто критики говорят о простых и неприглядных интерьерах, в которых жил и работал художник, например, в очередной раз об этом напомнили в недавно вышедшей британской картине «Ван Гог. С любовью, Винсент». На самом деле, нельзя сбрасывать со счетов минимализм голландцев. Всего пару веков назад жители Голландии были уверены в том, что дома – это защита от ветра, а никак не предмет роскоши. Так что Ван Гога тревожила отнюдь не бедность, а отсутствие любви со стороны публики. Даже мать Ван Гога, которой художник подарил не менее 200 работ, при переезде оставила их в старом доме. После чего они были навсегда утеряны.
Плодотворный период художника приходится на 1886 год, когда Ван Гог переезжает к брату в Париж. Именно в это время в работах Ван Гога появляются голубые и желтые цвета, красные тона и динамичный мазок, которые в дальнейшем сделали картины Винсента уникальными. В творчестве присутствуют спокойные и умиротворенные мотивы, вызванные влиянием импрессионистов. Меняется и значение человека в картинах, он больше не центральный персонаж. Часто человек либо отсутствует, либо выполняет второстепенную роль.
Фото: Дегтерева
КАК И ОТ ЧЕГО ВАН ГОГ СХОДИЛ С УМА
«Печаль будет длиться вечно», – сказал Ван Гог перед своей сметью.
В творчестве Ван Гога начался рассвет, но и это не привлекло на его сторону критиков. Покупатели считали картины живописца отвратительными. Этот факт художник воспринимал очень болезненно. Он уехал на юг Франции и решил, что создаст мастерскую для творцов «будущих поколений». Основное место в ней он отводил своему другу – французскому живописцу Полю Гогену. Настало время, когда Ван Гог ушел от импрессионистов и дальнейшие его работы относятся уже к постимпрессионизму.
«Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя», – объяснял художник.
Как бы то ни было, на следующий день Ван Гога забрали в психлечебницу и поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Там у художника повторился приступ и его поместили в палату для буйных. С тех самых пор приступы у Ван Гога повторялись ежемесячно. Во время ремиссии он просил остаться в своей мастерской, но жители города написали письмо властям, в котором просили изолировать художника от общества. В результате в психбольнице он провел год. За это время он создал порядка 100 картин, которые приобрели особую известность: «Звездная ночь», «Пшеничное поле с кипарисами» и т.д. Основной вид полотен в это время – натюрморты и пейзажи.
Почему Ван Гог оказался в лечебнице и был ли по-настоящему болен? Известно, что помимо психологических терзаний, художник пристрастился к абсенту, и пил почти каждый день. Тогда о вреде этого напитка еще не было известно. Из-за болезни, постоянного курения и употребления абсента, Ван Гог потерял 15 зубов, заразился сифилисом от своей жены, которая в прошлом была проституткой, и начал страдать импотенцией. До того, как Ван Гог встретился со своей последней женой, ему никогда не везло в личной жизни, поэтому он был завсегдатаем борделей. А к эпилепсии у него была предрасположенность с самого детства. Можно сделать вывод, что причин для душевных переживаний было немало.
Сегодня в музее Ван Гога помимо знаменитых картин, воссозданы также предметы интерьера, письма и личные вещи. Посетители подолгу останавливаются напротив «Подсолнухов» и «Звездной ночи», смотрят видеофильмы, знакомятся с монографиями и задают один и тот же вопрос: «Как человек, который постоянно мучился душевными переживаниями, писал такиие яркие, теплые и позитивные картины?» Сегодня Ван Гогу 165, сегодня в музее большая вечеринка.