Что устанавливается техническим заданием сдо
Составление технического задания по 44‑ФЗ: особенности и правила
Техническое задание — важнейшая часть документации, и это одно из условий успешной закупки. Чем четче вы пропишите техническое задание и чем больше требований предъявите к поставщику и товару, тем более качественный товар получите.
Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.
Что такое техническое задание и где оно используется
Техническое задание — это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание — это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.
Важно!
Термин «техническое задание» — не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».
Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству — 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.
Техническое задание используется:
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения. А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.
Правила формирования технического задания
Эксперт по тендерам и ведущий вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию» Олег Бируля рассказывает, на что заказчику следует обратить внимание при составлении технического задания:
Особенности подготовки технического задания
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:
Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию. Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Найдите все закупки благодаря умному поиску
В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков — в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство. Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы — например, цемент, клей, кирпич определенных марок. Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».
Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:
В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.
Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.
Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).
Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.
Поставляемый товар должен быть новым. То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства. Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.
При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:
Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.
Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Антимонопольное законодательство
В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как составить ТЗ для выбора системы дистанционного обучения
Обычно технические задания (ТЗ) составляются для создания чего-либо с нуля: разработки сайта, приложения или дизайна. Но иногда ТЗ пишут, чтобы правильно выбрать технически сложный и дорогой продукт, например, систему дистанционного обучения.
За прошедший год команда iSpring получила несколько десятков вариантов ТЗ к СДО: от списка функций на одном листе до документов в сто страниц с глоссарием и блок-схемами. На их основе мы подготовили советы, как составить ТЗ, которое поможет выбрать подходящее решение для онлайн-обучения.
Что такое ТЗ для выбора СДО и зачем клиенту его составлять
ТЗ для выбора СДО — документ, который компании составляют и рассылают поставщикам систем дистанционного обучения, когда хотят перевести очные тренинги в онлайн. В нем изложены подробности о компании, проекте и требованиях к потенциальной СДО. Поставщик изучает ТЗ. Если ему интересно, он направляет заказчику коммерческое предложение. Затем компания сравнивает все предложения и выбирает подходящее. Так это работает в идеальном мире.
В реальности порой встречается такое мнение: «Зачем клиенту заморачиваться с составлением подробных ТЗ? Пусть продавец предлагает, как решить задачу». В этом есть своя логика, потому что заинтересованный вендор и правда сделает все, чтобы собрать как можно больше информации о вас и вашем проекте и предложить подходящее решение.
И все же, есть пять причин выделить время на проработку ТЗ. Если ни одна из них не покажется вам достаточно весомой, можете смело закрыть эту статью.
1. Разобраться, что нужно
Чтобы прийти к цели, надо знать, где она. ТЗ помогает сфокусироваться: вы прописываете задачу, способы решения и желаемый результат. Только благодаря четким целям, прописанным до старта проекта, вы сможете оценить его эффективность после запуска — получилось достичь намеченного или нет. Принцип «главное ввязаться в драку, а там посмотрим» — плохая стратегия при принятии решения на сотни тысяч рублей.
2. Расставить приоритеты
Иногда, чтобы доехать из пункта А в пункт Б, нужна гужевая повозка, а не Мерседес. Так и при запуске онлайн-обучения нужно понимать, какие функции обязательны, а на каких можно сэкономить.
3. Осознать ограничения
Все критически-важные моменты лучше сообщать вендорам до того, как они подготовят коммерческое предложение. Сюда относятся жесткие сроки, бюджет, количество пользователей, необходимость использовать конкретную технологию, например, установить систему на собственном сервере. Если дедлайн полномасштабного запуска обучения через два месяца, нет смысла рассматривать решения, развертывание которых длится до полугода.
4. Облегчить поиск вендора
Интернет-магазин Wildberries по запросу «футболка» выдает 65 тысяч результатов. Для мужчин, женщин, детей, даже для кошек есть — просмотреть каждую нереально. Хорошая новость: поставщиков СДО почти 500. Но и здесь понадобится мощный фильтр, чтобы отсечь заведомо неинтересные решения.
5. Получить то, что требовалось
Это возможно, когда удается свести к минимуму разницу между представлениями о задаче у заказчика и исполнителя. Продуманное ТЗ помогает обнаружить пробелы в понимании задачи и проливает свет на существенные детали, которые влияют на выбор решения, реализацию проекта и его стоимость.
Когда выбрали СДО без продуманного ТЗ.
Что писать в ТЗ на выбор СДО
Шансы встретить два одинаковых ТЗ такие же, как встретить двух людей с одинаковыми отпечатками. Однако, структура удачных ТЗ похожа. Расскажем об универсальных разделах, которые полезны в любой ситуации.
1. Краткое описание проекта и контактная информация
Это одностраничное резюме с указанием ключевых условий задачи: дано то-то и то-то, цель — такая-то, предполагаемое решение — такое-то.
Никто не будет читать сотни страниц, чтобы докопаться до сути. В резюме вы формулируете главные требования, которые озвучиваете вендорам. Если задача им подходит, ее берут в работу и изучают детали проекта: подробности, пояснения и примеры. Если нет, вы хотя бы не потратили много времени на объяснения.
Ещё в резюме стоит сразу указать сроки: дату, до которой вы принимаете предложения, и дату, когда вы хотите запустить обучение. Жесткий дедлайн — почти такой же серьёзный фильтр для предложений вендоров, как и функциональность. Так вы избежите напрасных переговоров с провайдерами, которые не укладываются в ваши рамки.
Укажите имя и контактные данные человека из вашей компании, который будет вести проект и сможет ответить на вопросы. А вот чего делать не стоит, так это подробно описывать историю и достижения своей компании. Вместо этого лучше обойтись ссылкой на презентацию или раздел на сайте.
Пример:
Хлебозавод №3 объявляет тендер на подбор новой системы дистанционного обучения (СДО). Приглашаем вашу компанию принять участие и подготовить коммерческое предложение.
О проекте:
Хлебозавод №3 выпускает 90 наименований хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На предприятии работают более 350 сотрудников: технологи, тестоводы, пекари, операторы и специалисты отдела продаж — их необходимо обучать. Сейчас обучение ведется на базе СДО Умникус, однако, было принято решение о переходе на более современную платформу.
Задачи, которые мы планируем решить с помощью СДО:
Ожидаемые объемы обучения:
Ключевые требования к СДО:
Сроки:
Коммерческие предложения принимаем до 15 июля 2019.
Презентации, живые демо — с 16 июля по 25 июля 2019.
Тестирование платформ — с 26 июля по 20 августа 2019.
Принятие решения — до 1 сентября 2019.
Мы ожидаем, что к ноябрю 2019 года сможем перенести пользователей и контент из старой платформы, а в декабре запустим пилотную программу на новой платформе.
На вопросы по проекту ответит Иван Николаев, руководитель отдела обучения Хлебозавода №3.
Телефон: +7 ХХХ ХХ ХХ
2. О проекте
Расскажите подробнее о том, как планируете работать с СДО. Это объемный раздел, поэтому лучше разделить информацию на логические блоки.
2.1. Ситуация
Здесь указываем исходные данные, которые вам известны на старте проекта:
Пользователи
Количество пользователей на старте: 350
Мы планируем завести аккаунты для всех сотрудников хлебозавода. Начиная с сентября, обычно наблюдается приток новых сотрудников, которым требуется обучение. Раз в год мы проводим массовое тестирование сотрудников — все они будут заходить в систему в течение двух недель.
Контент
Сейчас у нас есть 35 готовых курсов в формате SCORM, несколько видео и презентаций в PowerPoint. Общий вес файлов — 72 Гб.
После запуска новой платформы мы планируем добавлять новые учебные материалы раз в три месяца. Также мы планируем использовать СДО в качестве хранилища документов: инструкций, каталога продукции, договоров.
2.2. Роли пользователей
Не у всех пользователей СДО одинаковые права доступа. Назначая каждому конкретную роль, вы устанавливаете границы: что он может делать в системе, какие файлы видит, а к каким доступ ограничен. Например, администраторы способы добавлять пользователей, загружать курсы и назначать их учащимся, а также отслеживать успеваемость. Учащихся излишние функции путают, поэтому обычно они только проходят курсы.
Варианты и количество требуемых ролей, как правило, завязаны на организационную структуру компании. В маленькой компании один человек часто совмещает несколько ролей: он сам настраивает портал, добавляет пользователей и загружает контент. В таком случае достаточно двух ролей: роли администратора и пользователя. В крупной компании может потребоваться пять и более ролей.
Возьмем для примера упрощенную схему сетевого предприятия.
Вот какие здесь могут понадобиться роли:
Заранее подумайте о вероятных сценариях использования СДО в вашей компании и о том, какие типы пользователей потребуются.
Пример:
Роли пользователей
Мы ожидаем, что выбранная СДО будет поддерживать минимум четыре типа ролей пользователей:
Один человек может совмещать любое количество ролей.
2.3. Необходимые функции
Если вы планируете купить готовое или частично доработанное под ваши нужды решение, описывайте что должна уметь делать платформа, а не как именно это должно быть реализовано.
Дело в том, что одна задача может иметь несколько вариантов решения. Оптимальная стратегия — пояснить сценарий использования запрашиваемой функции, дождаться предложений вендоров и вместе со своими техническими специалистами выбрать толковые варианты.
Администратор может отправлять сообщения группе пользователей или всем пользователям организации сразу.
Возможен и компромисс — в этом блоке вы описываете сценарии, а отдельным документом предлагаете вендору прочекать список интересующих функций. В блоге iSpring вы можете скачать бесплатную книгу о важных функциях СДО.
2.4. Интеграции и совместимость
Укажите, какие программы и системы вы планируете использовать в связке с СДО. Представьте, вы потратили полтора миллиона на покупку СДО и поняли, что она не читает ваш формат электронных курсов. Неприятно. Поэтому если вы используете сервисы из списка ниже, решите, нужно ли, чтобы СДО взаимодействовала с ними:
3. О вендоре
В предыдущих блоках вы рассказывали о себе: какие у вас задачи и ограничения, что вы ожидаете от СДО. Цель этого блока — познакомиться с потенциальным поставщиком учебной платформы.
Скорее всего вы будете рассылать ТЗ одновременно в несколько компаний. Чтобы не тратить время на переработку коммерческих предложений, предложите вендору свою структуру.
Она может быть, например, такой:
3.1. Краткая версия предложения и контактная информация
В начале статьи мы говорили, что ради удобства и быстрого понимания задачи для вендора стоит подготовить резюме проекта на одной странице. Теперь попросите вендора кратко описать предлагаемое решение, чтобы было удобно вам. Как правило, решения о покупке СДО принимаются коллективно, поэтому упростите задачу себе и своим коллегам.
3.2. Краткая информация о компании
На что обратить внимание:
Хороший знак, если компания представлена на международном рынке. По сравнению с российским рынком конкуренция там намного жестче, поэтому если у вендора есть иностранные клиенты — стоит присмотреться.
3.3. Информация о платформе
3.4. Соответствие запрашиваемым функциям
Хотя мы уже говорили, что лучше описывать желаемый результат, а не способ его достижения, на практике так не всегда получается. Когда вы привлечете к работе над ТЗ технических специалистов, у вас наверняка появится список конкретных фич — требований по отдельным функциям и технологиям.
Перенесите этот список в Excel или Google Sheets и приложите ссылку на него к ТЗ. Клиентский менеджер пройдется по всем пунктам и отметит, какие функции в СДО реализованы, какие нет, а за какие предусмотрена дополнительная плата. Все, что вам останется сделать, — сравнить ответы вендоров. С помощью такой таблицы это проще и быстрее.
В Excel и Google Sheets можно фильтровать данные. Это удобно, особенно если у вас длинный список требований.
3.5. План запуска
Цель — выяснить, что вас ждет после подписания договора с вендором. Попросите указать:
3.6. Бюджет проекта
Стоимость запуска обучения на базе СДО складывается из пяти компонентов:
Попросите вендора указать общую сумму и детализировать статьи расхода, из которых она складывается.
3.7. Рекомендации
Полезная для принятия решения практика — попросить контакты представителей двух-трех компаний, которые уже пользуются этой СДО. Живой отзыв о системе — бесценная информация. Если вендор готов ею делиться, ему можно доверять.
Выводы
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый порядок получения технических условий для целей проектирования и строительства
Изменения, вносимые законом 276-ФЗ, вступят в силу с 01.09.2021[2].
В настоящее время Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает право органов власти, правообладателей земельных участков и ряда иных лиц получить так называемые предварительные ТУ, и, соответственно, обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, такие ТУ предоставить[3]. Согласно ГрК данные «предварительные» ТУ должны включать в себя:
В настоящий момент полученные («предварительные») ТУ являются обязательными для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, лишь в части сведений о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ. Это лишь часть информации, необходимой для подготовки проектной документации. При этом иные включенные в такие ТУ сведения (например, о возможной точке подключения), по сути, носят лишь справочный характер и, как правило, являются неточными. При дальнейшем заключении договоров о подключении такие иные сведения могут быть изменены организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В отличие от текущего порядка новый порядок получения ТУ, который вступает в силу 01.09.2021, предусматривает, в том числе, следующее:
Необходимо отметить, что, к примеру, в Москве на практике несколько лет назад сложился следующий подход к получению ТУ: лица, желающие получить ТУ, не получают «предварительные» ТУ на основании п. 7 ст. 48 ГрК РФ, а сразу обращаются в сетевые организации с заявкой о заключении договоров о подключении. В рамках процедуры заключения таких договоров сетевые организации (например, МОЭК) готовят в качестве составной части таких договоров полноценные (финальные) ТУ. |
Также законом 276-ФЗ для исключения смешения понятий из положений ГрК РФ о градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) исключается термин «технические условия». С 01.09.2021 сведения, касающиеся подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и включаемые в ГПЗУ, будут именоваться «информация о возможности подключения (технологического присоединения)». В состав этой информации будут входить сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию[12]. При этом данная информация исключается из объема информации, указанной в ГПЗУ, которая может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство[13]. То есть такая информация, по сути, будет являться справочной (ориентировочной).
Необходимо отметить, что:
Что такое система дистанционного обучения (СДО) и чем она может быть вам полезна?
Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Проще говоря, СДО – это школа, в которой рутинные и сложные процессы выполняет машина.
Существуют СДО, в которых информация передается через радио, почту или физические носители. Но в этой статье мы рассмотрим самые перспективные и часто используемые СДО – работающие с помощью электронных гаджетов и Интернета.
Если вы смутно представляете, что значит фраза «система дистанционного обучения» и какую выгоду СДО могут вам принести, данная статья даст вам ответы на вопросы.
Что такое система дистанционного обучения?
Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.
В нее входят и физические носители, такие как серверы, компьютеры и гаджеты, программные решения, например, LMS – системы управления обучением, сформированные заранее курсы и базы знаний, записанные на электронный носитель.
Дистанционному обучению исполнилось уже больше 300 лет, оно прошло путь от курсов, где материал и задания шли по почте в течении месяцев, до интернет-платформ, где передача информации происходит в течении считанных секунд.
Конечно, такой скачок в скорости был бы невозможен без оптимизации и систематизации процессов. Именно для этого были созданы СДО – готовые решения для повышения эффективности и простоты образования на расстоянии.
Какими бывают СДО?
Чаще всего электронные системы дистанционного обучения разделяют по двум характеристикам: по расположению системы и по цене.
По расположению системы делятся на коробочные и облачные
Коробочные СДО устанавливаются на сервер компании или учебного заведения. Доступ к ним осуществляется через Интернет или внутреннюю сеть. Такие системы обладают максимальным уровнем информационной безопасности, но при этом требуют специалиста, который будет обслуживать их, что выходит дороже для владельца.
Облачные СДО хранятся на сервере платформы, которая их предоставляет, на него же загружаются учебные материалы. Как правило, облачные СДО проще в настройке и управлении, имеют техническую поддержку, при этом создатели чаще их обновляют и вносят полезные функции и инструменты. Доступ к обучению через облачную систему может получить любой человек с гаджетом, подключенным к Интернету. Если вам важна безопасность информации, выбирайте облачную СДО с повышенным уровнем защиты.
По цене системы делятся на бесплатные и коммерческие
Бесплатные свободно распространяются в Интернете. Одной из самых знаменитых бесплатных СДО является Moodle. Но нужно учитывать, что за бесплатной оболочкой программы могут скрываться затраты на ее запуск и настройку. Например, для настройки того же самого Moodle требуются специальные технические знания, домен в Интернете, подключение базы данных и постоянное обслуживание. Эти затраты могут превысить даже стоимость среднего тарифа платной платформы.
Тем временем коммерческие СДО распространяются за деньги и чаще всего дают доступ владельцу в режиме подписки или помесячной оплаты. У них есть ряд плюсов: постоянные обновления и введение новых функций, техническая поддержка, простота в настройке и управлении, удобный доступ через компьютеры или приложения на гаджетах, хранение учебных материалов на облачном сервере.
Выбирать СДО следует с учетом целей и задач, которые она будет решать. К примеру, для запуска онлайн-школы подойдет только облачная система, если она еще качественная коммерческая, то не придется разбираться в ее настройке или тратить деньги на специалиста. А для корпоративного обучения может подойти и бесплатная коробочная, которую при должной компетенции может настроить штатный IT-специалист.
Кому будет полезно использовать СДО?
Самую большую пользу от СДО получают:
Преподаватели, которые обучают людей каким-то дисциплинам, навыкам и знаниям
Обучение через Интернет позволяет им сэкономить на аренде классов, систематизировать учебные процессы, сэкономить время и деньги на рутинной работе, повысить качество и скорость обучения. В конечном итоге любой специалист может превратить свои знания в бизнес, который будет стабильно приносить доход и поток благодарных учеников, с минимальными вложениями средств и ресурсов.
Владельцы компаний и ответственные HR-менеджеры
Использование СДО в корпоративном обучении помогает сократить расходы на него. Кроме этого система позволяет быстро и качественно обучать большие группы сотрудников по общему стандарту, автоматически проводить регулярную переаттестацию, контролировать процесс и успехи каждого отдельно взятого ученика. Современные СДО можно настроить в течении 1-3 дней без привлечения сторонних специалистов, при этом они дадут возможность вашим сотрудникам обучаться в удобное время из удобного места.
Учебные заведения
Уже многие крупные вузы перенесли часть процесса обучения в Интернет с помощью систем дистанционного обучения. Возможность пройти часть курса из дома, получить дополнительные учебные материалы или полностью изучить дисциплину повышает качество и скорость обучения студентов. А это напрямую влияет на престиж учебного заведения.
Таким образом, СДО повышают эффективность любой деятельности, в которой требуется обучать, передавать знания от одного человека другому.
Какую пользу приносит СДО в процесс обучения читайте далее.
6 задач, которые должна решать современная СДО
Качественная СДО решает минимум 5 задач в организации дистанционного обучения:
1. Организация учебного процесса
К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.
2. Контакт преподавателя и студента
Он достигается через интеграцию мессенджеров в систему или с помощью встроенных видов связи: чатов, звонков, аудиосообщений, видеозвонков, конференций и других. Также он включает в себя и обратную связь, которую получает студент после выполнения и ошибок в домашнем задании.
3. Автоматический контроль знаний
Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.
4. Анализ усвоения материала
Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.
5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов
Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.
6. Автоматизация доступа к курсу
СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.
Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является удобство графика и низкая стоимость. А использование специализированных систем делает такое обучение более удобным для студентов и менее затратным для владельца курса или компании, что в конечном итоге выливается в качественное обучение с одной стороны и повышение дохода с другой стороны.
Без использования систем дистанционного обучения все эти задачи администратору курса приходится решать вручную. На это тратится много времени и сил, что уменьшает эффективность работы и для преподавателя, и для студента.
Какие еще плюсы дают продвинутые СДО
Описанные выше задачи решает любая современная система дистанционного обучения. Если ее функционал не включает их, пользоваться ей невыгодно.
Но продвинутые СДО чаще всего дают своему владельцу еще больше удобных функций, которые делают обучение еще проще:
Например, через сайт или приложение, которые помогают управлять обучением и проходить курс в любом удобном месте.
Владелец СДО может создать несколько различных курсов и давать доступ студенту в зависимости от его целей.
Анализ сдачи домашних заданий и времени, проведенного в обучении, может помочь преподавателю вовремя уделить дополнительное внимание отстающему студенту.
Игрофикация и система баллов помогают поддерживать интерес к продолжению обучения и повышают количество учеников, завершивших курс.
Хорошая СДО соответствует стандарту интерактивного обучения SCORM, благодаря чему курс можно перенести с другой или на другую платформу.
СДО дают простор и удобство для обучения большого количества людей одновременно. Будут ли это учебные потоки, отдельные студенческие группы или асинхронное прохождение курса множеством людей, зависит от владельца СДО.
Коммерческие СДО могут предоставлять технических специалистов, которые помогут запустить курс обучения в течении 1-3 дней. Но это работает только с облачными СДО, потому что на запуск коробочной понадобится в разы больше времени.
Если вы обучаете за деньги, то сможете привлечь больше учеников, выбрав удобный способ оплаты для них – единовременный платеж, рассрочка, подписка или какой-то другой.
Возможность использовать функционал других крупных сервисов на платформе обучения привлекает студентов и упрощает работу владельца СДО.
Хорошие платформы дают владельцу возможность оформить их в стиле, которого придерживается его компания. Для частных онлайн-школ это тоже важно – собственный дизайн делает школу более запоминаемой.
Предприниматели, которые продают свои уроки, особенно ценят СДО, которые интегрируются с их системами управления продажами или даже предоставляют собственную.
Многие современные СДО позволяют создавать рассылки по базе учеников через емейл, мессенджеры, СМС или прозвоны. Это повышает вовлеченность студентов в обучение и помогает им не забывать о занятиях.
Этот инструмент позволяет автоматизировать продажи курсов с помощью создания лендинга, привлечения и прогрева аудитории и упрощенного способа оплаты доступа к курсу.
Некоторые СДО позволяют отслеживать статистику рекламы курса в Интернете и анализируют ее, давая владельцу понимание, какой вид продвижения и как эффективно работает для его онлайн-школы.
В зависимости от выбранной СДО и от тарифа, если она коммерческая, объем дополнительных функций варьируется. Но современные системы способны решать практически все задачи, связанные с обучением почти во всех сферах знаний.
Какие минусы есть у дистанционного обучения?
Самый большой минус дистанционного обучения – это отсутствие непосредственного контакта и контроля студента преподавателем. Тем не менее, СДО помогают если не решить эти недостатки, то сгладить их негативное воздействие.
Снижение мотивации к обучению
При отсутствии необходимости очно присутствовать на занятиях, желание закончить курс постепенно угасает у любого человека. СДО дают возможность выдавать информацию небольшими порциями, чтобы студент чувствовал постепенное движение к цели и промежуточные результаты. Кроме этого, многие современные СДО обладают системами игрофикации, поощрения и состязаний, что дополнительно мотивирует ученика.
Отсутствие эмоционального контакта
Когда обучение представляет собой только передачу информации, его качество падает из-за отсутствия эмоциональной составляющей. Качественные СДО позволяют создавать текстовые уроки, иллюстрации, видеолекции и семинары, креативные домашние задания. Кроме этого, давать личную обратную связь в удобной форме. Это не заменяет полноценных эмоций от обучения, но повышает его качество.
Низкий уровень практического обучения
Невозможность передать дистанционно практические навыки ограничивает дистанционное обучение в количестве дисциплин, которым можно обучиться с помощью него. Тем не менее, разнообразие форматов уроков, особый акцент на методическую составляющую обучения, включение очных занятий и вебинаров, использование современной техники, например, шлемов виртуальной реальности, частично решают эту проблему. Конечно, дистанционно обучать хирургов практике не сможет никто, но передать им теорию в удобном виде – запросто.
Последний минус невозможно решить с помощью СДО, ведь она и является его причиной:
Широкое использование информационных технологий требует от студента и преподавателя особые условия для обучения
К ним относятся устойчивый доступ в Интернет, технические средства для записи и просмотра уроков, определенный уровень знаний для управления процессом обучения. Проще говоря, человек без современного гаджета, умения им пользоваться и доступа в Интернет будет испытывать большие проблемы в обучении с помощью СДО.
В качестве заключения
Теперь вы в первую очередь имеете представление о современных СДО, о том, как они устроены, где применяются и как помогают улучшить процесс дистанционного обучения. Если вам этого достаточно – прекрасно, но если вам нужно больше, рекомендуем прочитать еще три абзаца.
Вы можете разобраться в СДО на конкретном примере. В статье по ссылке далее, подробно рассказано про одну из самых популярных бесплатных СДО – Moodle.
Разобравшись в СДО, вам будет полезно узнать о LMS-платформах. Они являются частью системы и отвечают за оптимизацию процессов обучения. Вы можете прочитать о них в этой статье.