Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Как мы можем заботиться о наших памятниках культуры?

Я вижу людей, которые вырезают или пишут свои их имена на памятниках, плюют, и т. д. И памятники и монументы начинают выглядеть убого. Это дело немедленно прекратить.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Во-вторых, государственные органы, назначенные для этой цели, должны действовать мудро. Есть компании, которые имеют лицензию министерства культуры, и наделены множеством обязанностей, которые включают в себя: техническое обслуживание, ремонт и поддержание памятников. Все страны имеют свои соответствующие службы.

Такие службы состоят из большой команды подготовленных археологов, реставраторов, эпиграфистов, архитекторов и ученых для проведения археологических исследований. Таким образом, можно выбрать свою карьеру в любой подобной организации, если есть желание сохранять и восстанавливать объекты наследия.

Кроме того, памятники являются наследием всей нации, поэтому защищать и сохранить их — это обязанность каждого гражданина, а не только правительства.

Большинство скульптур в исторических храмах и туристических местах были повреждены вандалами, а вписанные золотые/серебряные/бронзовые идолы вывезены из страны, эпиграфы исчезают при строительстве дополнительных сооружений в старых храмах и бессмысленном нанесении свежего слоя краски во время реконструкции.

Некоторые памятники пропали без вести из-за посягательств, гранитных карьеров и строительства жилых единиц возле храмов и обрушения крепостных стен. Вот так вот, стоит задуматься.

Источник

Как сохранить архитектурное наследие?

9 сентября вышел новый выпуск youtube-шоу «Больше всех надо», посвященный сохранению архитектурного наследия. Его героями стали основатель фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» Андрей Кочетков и координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. Вместе с ведущими шоу они обсудили, что такое архитектурное наследие и как общество влияет на его сохранение.

«Такие дела» публикуют небольшую памятку о том, что каждый человек может сделать для своего города, системно участвуя в градосохраняющей деятельности.

Что такое культурное наследие и как его сохраняют?

Культурное наследие — это памятники истории культуры: картины, гравюры, скульптуры и целые здания. Таким объектам на законодательном уровне с помощью экспертиз присваивают статус памятника или охранный статус, он может быть регионального или федерального значения. В Москве за это отвечает департамент культурного наследия.

Во всей России около 140 тысяч зданий признаны объектами культурного наследия. Из них только 15% находятся в удовлетворительном состоянии, большая часть расположена в Москве и Санкт-Петербурге.

Архитектурное наследие сохраняют несколькими методами:

Сохранение культурного наследия исключает развитие города?

Нет, город может развиваться и менять свой облик, но при этом сохранять важные исторические здания. Одно из современных и прогрессивных решений этой задачи — «переосмысление». То есть старые здания получают новую функциональность. Один из ярких примеров — центр современного искусства «Винзавод». Такой подход к историческим объектам называют термином «редевелопмент».

Почему важно, чтобы общество помогало сохранять культурное наследие?

Для сохранения объектов культурного наследия важно регулярно проводить их мониторинг. Это невозможно делать силами инспекторов, которые работают в профильных департаментах, из-за недостатка кадров. Поэтому очень важно, что в этот процесс включаются активисты и общественные организации. Например, такие как «Архнадзор». С движением сотрудничает около 300 человек. Они могут ежедневно проверять состояние объектов культурной памяти, расположенных в районах их проживания.

Что нужно делать для сохранения архитектурного наследия?

Андрей Новичков

рекомендует посмотреть

Андрей Кочетков

рекомендует почитать

рекомендует посмотреть

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Новости

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Источник

Как сохранять и развивать объекты культурного наследия

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Какие факторы сдерживают капитализацию объектов культурного наследия? Почему при огромном потенциале они остаются непривлекательными для инвесторов? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола под названием «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия», который прошел 25 июня в Калининграде и собрал экспертов, чиновников и предпринимателей. Организатором мероприятия выступил факультет городского и регионального развития ВШЭ (ФГРР).

Руководитель проектной группы ФГРР Виктория Мальцева представила на круглом столе доклад на тему «Меры государственной поддержки частного сектора в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: анализ текущей ситуации». Она рассказала, почему инвесторы считают данный сегмент недвижимости высокорисковым и низкомаржинальным. Они рассматривают объекты культурного наследия как слишком сложные и трудные для работы из-за множества технических ограничений, недостатка квалифицированных специалистов, а также высоких административных барьеров.

«Главный тезис в том, что объекты культурного наследия будут работать только в случае сохранения баланса между мерами, стимулирующими инвесторов (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы), и ограничениями (регулирование, различные паспорта и т.д.)», — объяснила Виктория Мальцева.

Чтобы предложить государству комплексную программу работы с объектами культурного наследия, которая позволили бы делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторические центры городов, проектная группа Виктории в 2018 году начала большое исследование. Об одной из частей этого исследования — мерах господдержки — спикер рассказала на круглом столе. Исследователи проанализировали все меры государственной поддержки в России и попытались понять, можно ли оценить их эффективность и сопоставить их с зарубежной практикой. Всего было проанализировано 11 стран и 85 регионов.

Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Основной вывод, который мы сделали, — за рубежом все три уровня власти — федеральная, региональная, муниципалитет — работают вместе. Помимо этого, у них для каждого города существуют индивидуально разработанные программы. Когда же мы принялись анализировать не количественно, а качественно наши российские документы, которые регламентируют меры поддержки, мы пришли к выводу, что они просто скопированы друг у друга. Когда-то Москва приняла первую пилотную программу, и во многих регионах она, как под копирку, выглядит точно так же. А мы должны понимать, что уровень экономической активности в Москве и регионах разный, и сами города разные, но адаптация нормативно-правовых актов не происходит.

После выступления Виктории Елена Кукушкина, председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области, отметила, что большинство проблем в области сохранения и развития объектов культурного наследия лежат в законодательном поле. Тем не менее, в России встречаются и удачные кейсы работы с такой недвижимостью, например, в Вологодской области.

«В последние годы у нас произошел всплеск предпринимательской активности благодаря совместной деятельности регионального органа власти и муниципалитета, — поделилась Елена Кукушкина. — В частности, в первую очередь, он случился в крупных городах на территории области. Например, муниципалитет города Вологда 5 лет назад начал с нашей подачи заниматься вопросом реставрации объектов деревянного зодчества, которые долгое время пустовали и находились в неудовлетворительном состоянии. Мы предложили им заняться вопросом предоставления льгот только не аренды, а продажи за один рубль имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, с предложением эскизного проекта».

По словам Елены, это помогло реализовать практически все объекты деревянного зодчества: у всех сегодня имеются инвесторы. При этом несколько иная ситуация складывается на территории муниципальных образований области, где расположены небольшие города. «Это связано с отсутствием там предпринимателей, у которых вообще есть свободные средства, — объяснила спикер. — Но эта проблема лежит в области каких-то экономических проблем, и это нужно решать на другом уровне. Еще большую проблему составляет вопрос, связанный с земельным участком.

Наше законодательство позволяет приобрести в аренду «за рубль» объект в неудовлетворительном состоянии, но не позволяет предоставлять на тех же условиях земельный участок

О том, как обстоят дела в Калининградской области, ставшей хозяйкой фестиваля «Архитектурное наследие», на круглом столе рассказал Кирилл Лило, руководитель Центра «Мой бизнес».

«По инициативе губернатора в конце прошлого года у нас была разработана программа по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот Калининградской области, и со второго квартала этого года мы начали ее успешно реализовывать», — отметил Кирилл Лило.

По его словам, цель региональной программы — не восстановление и сохранение объектов культурного значения, а, в первую очередь, создание на их базе бизнеса, точек притяжения туристических потоков и точек притяжения для сопутствующих проектов, таких как мелкая торговля, общепит, гостиничный бизнес. Кирилл Лило детально описал программу: сумму финансирования и срок кредитования инвесторов, требования к ним, условия и т.д.

Кроме того, на круглом столе выступили заместитель директора департамента, начальник отдела проектов и программ развития территорий АНО АИР Московской области Андрей Татарников, который поделился, как инвестиционные паспорта становятся инструментом вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, а также Даниил Баранов, руководитель направления «Реставрация» ООО «Седрус». Он объяснил, какова роль бизнеса в сохранении объектов, имеющих историко-культурную ценность.

Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — это всегда интересное событие с насыщенной программой широкого спектра вопросов охраны, сохранения и популяризации, использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды, поэтому мы решили тоже «высказаться» и организовали круглый стол по одной из тем, которые сегодня разрабатываются на факультете. ФГРР помимо темы, связанной с развитием объектов культурного наследия, приспособления их к современному использованию и вовлечения их в экономику города, также сосредоточен на вопросах гармонизации градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия и преодоления рассогласованности региональных и городских документов, определяющих режим использования объектов в границах зон охраны и застройки и не являющихся ОКН. Следующая тема, в которой мы работаем, — это регулирование застройки с учетом требований по охране объектов культурного наследия с разработкой релевантного инструментария для правил землепользования и застройки. Экспертиза и в этой теме является перспективной. Это подтверждается интересом к нашим специальным курсам в рамках магистерской программы и программы дополнительного профессионального образования по правовому зонированию, где целый блок посвящен наследию и регулированию застройки. В следующем году мы планируем расширить свое присутствие на фестивале в городской повестке — по развитию ОКН, по вопросам регулирования исторической застройки в городах, в федеральной повестке — по теме совершенствования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Источник

Сохранение объектов культурного наследия

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях. Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия. Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:

На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.

Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.

Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности

При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.

Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.

Правила создания проектной документации

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:

К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.

На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.

Принципы предварительного исследования

Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:

Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.

Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.

Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:

Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.

Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:

Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.

Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.

Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов. Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий. Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции. С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.

Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период. Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.

Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.

Источник

Что необходимо сделать, чтобы сохранить наше культурное наследие? Комментарий В.Кущева, А.Гурова, Е.Никифорова

Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Смотреть картинку Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Картинка про Что я могу сделать для сохранения памятников культуры. Фото Что я могу сделать для сохранения памятников культуры

На прошлой неделе стали известны предварительные результаты двухлетней музейной ревизии. На данный момент проверка завершена уже в 80% российских музеев. 50 тысяч экспонатов

Причину столь плачевного положения вещей министр культуры РФ Александр Авдеев видит в том, что «нет единой системы регистрации, системы маркировки. Фонды хранилища плохие. Многие музеи делились на филиалы, которые были в другом конце страны. Поэтому есть не только нехватки, но и тысячи предметов, которые оказались незарегистрированными. Большая неразбериха, но хорошо, что мы и неразбериху выявили». То, что подобные факты не замалчиваются, уже внушает оптимизм. Появляется надежда, что в дальнейшем удастся избежать утраты своего культурного наследия. В данной ситуации возникает лишь один вопрос: как это сделать?

Что необходимо сделать, чтобы сохранить наше культурное наследие?

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили:

Вячеслав Кущев, член Комитета ГД по культуре:

— В данной ситуации нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать масштабы этой драмы. Чтобы пролить свет на текущее положение вещей, на заседании Государственной Думы выступил министр культуры Авдеев. На этом заседании он говорил о том, что еще предстоит выяснить, какие из утраченных экспонатов были украдены. Очень многие экспонаты, по его словам, были переданы в другие музеи без надлежащего учета. Потому, возможно, не стоит нагнетать ситуацию, пока не будут проведены детальные проверки. Но в том, что значительная часть экспонатов была утрачена, я даже не сомневаюсь. Причину этого я вижу в системной проблеме отрасли, которую необходимо преодолевать.

Александр Гуров, член Комитета ГД по безопасности:

— Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить о том, что в 1976 году я работал в отделе уголовного розыска, занимающегося раскрытием преступлений против культурных ценностей. Тогда я уже пришел к выводу, что в нашем менталитете заложено варварское отношение к своему культурному наследию. Еще в 1976 году расследуя дело о хищении, я побывал в одном из санкт-петербургских музеев, в подвале, где хранились экспонаты. Не было никакого учета, все было свалено в одну кучу. Я тогда пришел в ужас от увиденного. Уже тогда положение было плачевным.

В основной же массе населению «до лампочки» то, что творится с российским культурным наследием. Со стороны власти в последнее время так же мало внимания уделено тому, что изменилось в отношении сохранности достояния культуры. Музейные экспонаты по сей день на зарубежные выставки вывозятся без должного учета. И за этим никто не следит. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо провести детальную ревизию всех культурных ценностей, которые сегодня находятся у нас в стране. Во-вторых, необходимо проследить работу ведомств, которые занимаются этой проблематикой, посмотреть на их количественный состав.

На мой взгляд, стоит оценить совершенство законодательства в этой области. Возможно, стоит повысить ответственность за сохранность культурных ценностей. И, наконец, надо начать гордиться своим культурным наследием. Говоря о величии России, надо иметь в виду не природные ископаемые, а ставить во главу угла духовность и культуру. Необходимо изменить подход средств массовой информации к освещению данной проблематики, необходимо изменить отношение чиновничьего люда. Чтобы у человека сжималось сердце, когда на его глазах уничтожают культурное наследие. Надо, чтобы русские знали, что мы теряем безвозвратно. Потому-то нам нужна серьезная пропаганда, которая влияла бы на умы нашего населения. Когда русские будут относиться к своему культурному наследию так же, как французы и итальянцы, ситуация изменится.

Евгений Никифоров, председатель духовно-просветительского общества «Радонеж»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *