Что я спиноза какой нибудь
Что я спиноза какой нибудь
Uly, besides the rest of the phrase, the humor is that Spinosa is a philosopher of 17th centuty. So Fred Adter doesn’t work here.
Почему в 19 веке лихого танцора в народе называли спинозой?
В 19 веке лихого танцора, поражающего публику мастерством, в народе называли спинозой. Это слово встречается и в литературе: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ Чехова «Свадьба») или «Он, как Спиноза, промеж ног проюркнул» (рассказ Лескова «Шерамур»). Виновником же появления эпитета является не знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза, а танцовщик труппы Большого театра в 1869—1872 годах Леон Эспиноса, приехавший из Испании.
Эвона как! Ну ты силён такие штучки откапывать 😅 Самого Грамблера опередил. Ну что ж, Астер, значит Астер. А я-то смеялся с этим Спинозой 🤣
Обалдеть, как интересно! Не знала… Думала, это герой такой невежественный)))
Ну там он и есть такой. Его Гарин играет в старом фильме «Свадьба». Класс, надо скачать.
Да, я помню эту сцену👌
Вот так смеяться над невежеством героев книг или фильмов. Потом окажется, что это не в теме.🤪😂
Спиноза
Спиноза
В России XIX в. это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ «Свадьба», 1890).
Первоисточник — фамилия испанского балетного гротескового танцовщика Леона Эспиносы, который в 1869—1872 гг. состоял в балетной труппе Большого театра и имел огромный успех у публики. Впоследствии его имя в мещанских и купеческих кругах Москвы превратилось в «Спинозу» и стало нарицательным (70—90-х гг. XIX в.) для всякого рода ловкого танцора.
Разумеется, к такому «Спинозе» философ Бенедикт Спиноза (1632— 1677) не имеет никакого отношения.
Смотреть что такое «Спиноза» в других словарях:
Спиноза — Спиноза, Бенедикт Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Бенедикт Спиноза Имя при рож … Википедия
СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидер. евр. философ. Род. в евр. общине в Амстердаме. Родители выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами гуманистами. Большое… … Философская энциклопедия
Спиноза — Spinoza. Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) Нидерландский философ. Афоризмы, цитаты Спиноза. Spinoza. Биография. • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. •… … Сводная энциклопедия афоризмов
спиноза — философ; спина Словарь русских синонимов. спиноза см. спина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
СПИНОЗА — (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… … История Философии: Энциклопедия
СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм) отождествляемая с Богом, единая … Современная энциклопедия
СПИНОЗА — (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… … Новейший философский словарь
Спиноза — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С.… … Большая советская энциклопедия
СПИНОЗА — (Spinoza) Бенедикт (Ба рух) (1632 1677) выдающийся голландский философ материалист, представитель школы естественного права. В своих политико правовых воззрениях С. исходил из того, что человек это лишь частица созданной богом природы, на которую … Энциклопедия юриста
Словари
В России XIX в. это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ «Свадьба», 1890).
Разумеется, к такому «Спинозе» философ Бенедикт Спиноза (1632- 1677) не имеет никакого отношения.
Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
Ссылка на авторитет не есть довод.
Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
В желании выражается сущность человека.
Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
сущ., кол-во синонимов: 6
— Известный нидерландский философ-материалист.
— Философ, чьим именем в Нидерландах названа самая престижная премия в области науки.
— Философ, чей портрет был размещён на 1000-гульденовой банкноте, которая была в обороте до введения евро.
— Нидерландский философ, автор сочинения «Этика, доказанная в геометрическом порядке».
— Великий философ, зарабатывавший себе на жизнь шлифовкой линз.
— Считается, что с этого будущего философа Рембрандт писал юного Давида.
Спино́за (Spinoza, dEspinosa) Бенедикт (Барух) (16321677), нидерландский философ. В 1656 за вольнодумство был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама «великому отлучению» (херем); жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз; затем в предместье Гааги. В основе пантеистической системы Спинозы тождество бога и природы, понимаемой как единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи её модусы (единичные проявления). Человек часть природы, душа его модус мышления, тело модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).
Родился в семье состоятельного еврейского купца Михаэля д»Эспинозы, бежавшего из Португалии от преследований инквизиции. Учился в еврейской школе, где изучал древнееврейский язык, Ветхий завет (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), Талмуд (см. ТАЛМУД (иудаизм)), их комментаторов и средневековых еврейских философов (Ибн Эзру (см. ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр), Маймонида (см. МАЙМОНИД Моисей) и др.). Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста (см. АКОСТА Уриель). На юного Баруха руководители еврейской общины возлагали большие надежды, видя в нем будущего раввина и еврейского богослова. Спиноза посещал школу Франциска ван ден Эндена, где изучал античную литературу и философию, латинский язык, естествознание и познакомился с трудами современных философов, став приверженцем Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и картезианской (см. КАРТЕЗИАНСТВО) философии. Французский философ привлекал его своим свободомыслием и требованием сомневаться во всем общепринятом, проверять и обосновывать все собственным умом.
В 1654 после смерти отца некоторое время Спиноза продолжал его дело, но, выбрав своей стезей философию, отошел от коммерции и отказался от своей доли в наследстве.
Найдя противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза выразил сомнения в догматах о сотворении мира, о душе и загробной жизни, о боговдохновенности Священного Писания. Ортодоксально настроенные руководители общины потребовали от Спинозы отречения от «еретического» образа мысли, но, столкнувшись с его непоколебимостью, попытались его подкупить, посулив в случае согласия и сохранения приверженности обрядам иудаизма крупную ежегодную пенсию. Но Спиноза оставался непреклонен, за что подвергся физическому нападению. В 1656 он был отлучен от иудаизма и изгнан из еврейской общины и из Амстердама.
Переселившись в сельскую местность, продолжал заниматься философией. Овладел ремеслом шлифовки оптического стекла (линз), чтобы зарабатывать им на жизнь, и одновременно преподавал в узком кругу единомышленников картезианскую философию. Для них Спиноза составил первое свое произведение «О боге, человеке и его разуме» (1658-60). За ним закрепилась слава вольнодумца и атеиста, он заслужил неприязнь и враждебность и со стороны протестантской голландской церкви. Долгое время скитался по Нидерландам, переезжая с места на место, пока не осел в Гааге.
В 1663 было издано единственное сочинение, опубликованное под именем Спинозы, «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», которое представляло собой изложение принципов картезианской философии.
В 1670 в Гааге вышел в свет «Богословско-политический трактат», опубликованный анонимно и с обозначением ложного места издания. Это произведение, написанное по предложению покровительствовавшего Спинозе правителя Нидерландов Яна де Витта, было направлено против иудаистских и кальвинистских клерикалов. В своем трактате Спиноза отстаивал свободу слова и мышления, утверждал независимости философии от религии. Этот труд положил начало научному изучению Библии. Предприняв скрупулезный анализ ее текста, он, в частности, подверг систематической критике догмат о боговдохновенности Священного Писания. В этом труде Спиноза выступил решительным сторонником республиканского строя. Анонимность была раскрыта, Спиноза подвергся травле; в 1674 (после убийства покровителя Спинозы Де Витта в 1672) трактат был отнесен властями к числу запрещенных книг, как содержащий «много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».
Основным философским произведением Спинозы является «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Этот труд был закончен в 1675 (опубликован посмертно).
В последние годы жизни Спиноза трудился над «Политическим трактатом», который был задуман им как продолжение «Этики», однако труд не был завершен. Умер от туберкулеза.
Основные принципы философии Спинозы
Источниками учения мыслителя наряду с рационалистической философией Декарта и средневековой еврейской философией были пантеистическая доктрина Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано), а также философские учения Фрэнсиса Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) и Томаса Гоббса (см. ГОББС).
В основе онтологии Спинозы лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции (см. СУБСТАНЦИЯ) или ее модусами. (см. МОДУС) Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств (атрибутов), составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление. Движение рассматривалось как один из модусов вещей.
Спиноза выступил последовательным и радикальным противником телеологии и сторонником детерминизма, который понимал механистически и фаталистически: случайность понималась им как субъективная категория. Весь мир представал в философии Спинозы системой строгой и жесткой детерминации.
СПИНОЗА Бенедикт (Spinoza, Benedictus)
15 афоризмов Бенедикта Спинозы
Свобода — осознанная необходимость
Бенедикт Спиноза (1632 — 1677) — один из наиболее значимых философов Нового времени. Его труды оказали большое влияние на современников (Фосса и Гюйгенса) и потомков (Гегеля, Шеллинга, Эйнштейна).
Мы вспомнили 15 афоризмов великого мыслителя:
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
Когда остаешься один, нужно точно знать, с кем ты остаешься.
Свобода — осознанная необходимость.
Понимание — начало согласия.
Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
В желании выражается сущность человека.
Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.
Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
Ссылка на авторитет не есть довод.
Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано.
Бенедикт Спиноза
Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.
Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
…Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
В желании выражается сущность человека.
Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.
…Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.
Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.
Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье.
Истина — пробный камень самой себе и лжи.
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.
Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.
…Между влечением и желанием существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение, желание есть влечение с сознанием его.
…Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
Понимание — начало согласия.
Ссылка на авторитет — не довод.
Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.
Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.
Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.
Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.
Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго — свободным.
Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.
Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.
Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.
Не плакать, не смеяться, а понимать.