Что явилось предпосылкой для создания уложения 1649 года
Соборное уложение 1649 года
Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе
В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.
Причины принятия Соборного уложения 1649 года
В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.
Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.
Источники Уложения и работа по его созданию
Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:
Характеристика Уложений по отраслям
В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:
Государственное право
Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.
Уголовное право
Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:
Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:
Гражданское право
Кроме того, Соборное уложение 1649 года кратко, но окончательно завершило закрепощение крестьян: помещик имел право спустя любой срок после побега искать беглых крестьян. Таким образом, крестьяне окончательно «прикреплялись» к земле, становясь собственностью помещика.
Семейное право
Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).
Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:
Дополнения к закону в 17 веке
На протяжении второй половины 17 века были приняты дополнительные законы, которые вносили изменения или дополнения в Уложение. Например, в 1669 году был принят закон об увеличении наказаний для преступников. Он был связан увеличением преступности в России в этот период. В 1675-1677 были приняты дополнения о статусе вотчины. Это было связано с увеличением количества споров относительно права на землю. В 1667 году был принят «Новоторговый устав», который был призван поддержать российского производителя в борьбе с иностранными товарами.
Историческое значение
Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:
Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.
Предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года
1. Истороческие и экономические предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года.
Начало 17-го столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.
Кроме того, после похода на Москву в 1617-1618 годах польско-литовского войска и подписания перемирия к Польше отошли Смоленская земля и большая часть Северной Украины.
Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на черносошенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время, учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т.д.), большинство которых вводилось почти непрерывно заседавшими Земскими соборами.
Однако, казна остается пустой и правительство начинает лишать денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль. Многие посадские люди начинают уходить на “белые места” (освобожденные от государственных налогов земли крупных феодалов и монастырей), эксплуатация же остальной части населения увеличивается.
В такой ситуации невозможно было избежать крупных социальных конфликтов и противоречий.
1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве (так называемый “соляной бунт”). Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов.
Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегодске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.
2. Источники и основные положения Соборного Уложения 1649 года.
Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опирался на:
— указные книги приказов;
— решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора);
— литовское и византийское законодательство;
— новоуказные статьи о “разбоях и душегубстве” (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.
В Соборном Уложении глава государства – царь, определялся как самодержавный и наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против персоны монарха, считались преступными и подлежали наказанию.
С принятием Соборного Уложения изменения произошли в области судебного права. Был разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит еще большее по сравнению с Судебниками разделение на две формы: “суд” и “розыск”.
Розыск или “сыск” применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес (“слово и дело государево”). Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора.
Закон выделил три стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления, а также понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.
Объектами преступления по Соборному Уложению 1649 года определялись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Наиболее опасными считались преступления против церкви и впервые они были поставлены на первое место. Это объясняется тем, что церковь занимала особое место в общественной жизни, но главное, что она была взята под защиту государственных институтов и законов.
Большие изменения Соборного Уложения 1649 года касались области вещного, обязательственного и наследственного права. Сфера гражданско-правовых отношений была определена достаточно четко. К этому побуждали развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок.
Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные (физические), так и коллективные лица, причем постепенно расширялись юридические права частного лица за счет уступок со стороны лица коллективного. Для правоотношений, возникавших на основе норм, регламентирующих сферу имущественных отношений, характерна стала неустойчивость статуса самого субъекта прав и обязанностей. Прежде всего, это выражалось в расчленении нескольких правомочий, связанных с одним субъектом и одним правом (например, условное землевладение давало субъекту право владения и пользования, но не распоряжения предметом). С этим возникала сложность в определении истинного полноправного субъекта. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким как пол (наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщины по сравнению с предыдущим этапом), возраст (ценз в 15-20 лет давал возможность самостоятельного принятия поместья, кабальных обязательств и т.д.), социальное и имущественное положение.
Вещи по Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке.
3. Система преступлений.
Система преступлений охватывала разнообразные стороны жизни общества, касалась как простого люда, так и зажиточных слоёв населения, государственных служащих и по Соборному Уложению 1649 года выглядела следующим образом:
— преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;
— преступления против порядка управления: намеренная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, ”ябедничество” или ложное обвинение;
— преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, недозволенная запись в заклад, обложение пошлинами освобожденных от них лиц;
— должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и т.д.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);
-преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья, побои, оскорбление чести (обида, клевета, распространение порочащих слухов). Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления;
— имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без применения насилия), поджег (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;
преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ от содержания престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены (но не мужа), половая связь господина с рабыней.
В системе наказаний по Соборному уложению 1649 года основной упор делался на физическое устрашение (начиная от битья кнутом до отсечения рук и четвертования при смертной казни). Заключение преступника в тюрьму было второстепенной задачей и являлось дополнительным наказанием.
В Соборном Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на простую (отсечение головы, повешение) и квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю),
Членовредительские наказания включали следующие: отсечение руки, ноги, урезание уха, носа, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Они должны были выделять преступника из окружающей массы людей.
Вообще, система наказаний по Соборному Уложению 1649 года характеризовалась следующими особенностями:
а). Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний сохранились в институте ответственности третьих лиц: помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина, сохранялась процедура “правежа”.
Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения (аналогичные формулировки типа “наказать смертью” или “бросить в тюрьму до государева указа”), т.е. неопределённость наказания.
Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Целям устрашения служила особая символика наказаний: заливание преступнику горла расплавленным металлом; применение к нему такого наказания, которое он желал бы для оклеветанного им человека. Публичность наказаний имела социально-психологическое назначение, поскольку многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.
г). Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (а иногда как основной) назначалась ссылка (в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).
К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав, варьирующийся от полной выдачи головой (превращение в холопа) до объявления “опалы” (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд.
С принятием Уложения 1649 года стали широко применяться имущественные санкции (глава 10 Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов “за бесчестье” в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Наконец, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.).
5. Значение Соборного Уложения для общественно-
политической жизни России.
Существующая ранее в России судебно – правовая практика, опиравшаяся на судебники, указы, думские приговоры и т.д., носила разрозненный и часто противоречивый характер. С принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно – политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений. В результате кодификации Соборное Уложение было сведено в 25 глав и 967 статей, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. И хотя основная цель не была достигнута, да и не могла быть достигнута в тех условиях, Соборное Уложение укрепило судебно – правовую систему России и явилось фундаментом, на котором в последующем она развивалась и дополнялась как свод законов феодально – крепостнической России.
Тема 8. Россия в XVII в.
Оглавление
XVII в. для России – это период кризиса сложившихся традиций, устоев, привычного уклада жизни, национального самосознания. Начало ему положила Смута, а раскол церкви был его продолжением. Сложилась и была юридически оформлена крепостная система. Завершался процесс образования централизованного государства.
В то же время в стране наблюдалось разложение натурального хозяйства. Формировался всероссийский рынок. Государство увеличивало свою территорию, активно участвовало в географических открытиях, развивало торговые связи с Западной Европой и Востоком.
В России происходили изменения и в политическом устройстве, страна эволюционировала к абсолютной монархии.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Дальнейшая централизация государственной власти
Принятый в 1649 г. новый сборник законов – Соборное Уложение – воплотил общую тенденцию развития государственной системы – усиление роли дворянства и отчасти верхушки посада в государственном управлении страны и в связи с этим усиление централизации государственной власти. В исторической перспективе эта тенденция подготавливала переход сословно-представительной монархии к абсолютизму. В XVII в. в титул русских царей официально вошли понятия «самодержец», «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец», а после воссоединения Украины с Россией и «всея Великие и Малые России самодержец». Тем не менее в первой половине XVII в. власть царя далеко не всегда оказывалась неограниченной и действительно самодержавной. Иногда «великими государями» были одновременно два лица, например, Михаил Фёдорович и его отец патриарх Филарет. В царствование Алексея Михайловича титул «великий государь» присвоил себе патриарх Никон, активно вмешивавшийся в управление светскими делами. Невзирая на теократические тенденции, деятельность Никона способствовала возрождению самодержавных порядков, поколебленных Смутой. Бежавший из России в 1664 г. дьяк Котошихин замечал, что Михаил Фёдорович «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». А вот Алексей Михайлович «государство своё правит по своей воле». Тем не менее боярская аристократия упорно отстаивала своё участие во власти через Боярскую думу, однако её конфликт с руководством церкви во многом способствовал успеху царя.
В первой половине XVII в. довольно часто собирались Земские соборы. В дальнейшем укрепившаяся самодержавная власть для решения важнейших государственных вопросов обходилась уже без созыва соборов, ограничиваясь иногда совещаниями с представителями отдельных сословий. Последние соборы состоялись в 1648–1649, 1651–1653 гг. Отмирание Земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.: структура феодального землевладения, эволюция форм собственности
К середине XVII в. разруха и разорение Смутного времени были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху» (С. Ф. Платонов).
В центре научных дискуссий долгое время находился вопрос о начале зарождения в России капиталистических отношений. Одни историки – сторонники ранней датировки – считали возможным отнести генезис капитализма ещё к XVI в. Основным их аргументом являлся рост товарного производства в деревне. Ряд историков соотносят начало процесса генезиса капитализма с концом XVIII–началом XIX в. Согласно им, в XVIII в. происходит лишь дальнейшее развитие феодальных отношений, поскольку отдельные признаки (развитие товарно-денежных, рыночных отношений, увеличение числа мануфактур), по их мнению, не могут служить доказательством капиталистических отношений.
Другие специалисты относят начало капитализма как раз к XVII в., связывая его с определенными изменениями в развитии социально-экономических отношений: расширением в этот период товарно-денежных отношений по причине роста внутреннего рынка и выходом на внешний; продолжением процесса имущественной и социальной дифференциации в городе и деревне; развитием предпринимательства и мануфактуры. Однако при этом подчеркивается, что новые процессы протекали в рамках докапиталистических (феодальных) отношений, т. к. наблюдался одновременно рост крупного землевладения, расширение и углубление докапиталистических форм эксплуатации, законодательное оформление крепостного права, а также возобновление традиций древнерусского управления при проявлениях социальной борьбы в городах.
В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало усиление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки – «капиталистых мужиков». В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур. Растет число городов – к концу века оно достигает 300.
Вышеуказанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны.
Соборное уложение 1649 г. Крепостное право в России
Процессы, происходящие в обществе, отразило принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. – свод общегосударственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г.) Одной из норм Уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян – тем самым отменялись «урочные лета». Подтверждался и запрет перехода крестьян в «Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Дворяне осуществляли полицейский надзор за крестьянами, собирали с них и вносили в казну подати, отвечали за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Но землевладельцам запрещалось насильно обращать крестьянина в холопы или отнимать у него собственность. Однако его имущество могло быть продано за долги несостоятельного землевладельца. Господин мог обратить крестьянина в кабального слугу, но только с его согласия.
Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения, в частности, вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Соборное Уложение расширило права помещиков, разрешив им обмен поместий вне пределов своих уездов. Под видом обмена помещики нередко осуществляли частичную продажу поместных владений. Получила развитие традиция наследования поместий по «особым распоряжениям».
Часть статей Уложения коснулась проблемы «белых слобод». Стремясь развивать ремесло и торговлю, государство их ликвидирует. Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, при этом неся тягло в пользу государства.
Кроме этого унифицировалась система судопроизводства, при этом сохраняя многие патриархальные порядки.
В то же время первые главы Соборного Уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа – Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1653 г.). Однако царь – с 1645 по 1676 г. правил Алексей Михайлович – еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии. Исполнительная власть принадлежала приказам, переживающим в XVII в. свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказы Большого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась система Дворцовых и Патриарших приказов, а также территориальных, ведавших некоторыми районами страны. Значительно выросла численность бюрократии – до 4,5 тыс. человек. Изменения произошли и в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод. Однако в Поморье сохранялось земское управление. Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали на пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев. Довольно верно политический строй России XVII в. определял М. М. Богословский, писавший, что Московское государство середины XVI–середины XVII в. было самодержавно-земским, а далее оно стало превращаться в самодержавно-бюрократическое.
Церковная реформа
В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более её авторитет повысился в 20-е гг. XVII в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Хотя Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки их восходят к 40-м гг. XVII в., когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия». Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили Никон, Аввакум и другие церковные, а также светские деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Деятелей кружка поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.
Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова по сути равнозначные, но по форме иные, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы «ревнители» (Аввакум – на север). Одновременно Никон, некогда бывший ближайшим соратником царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца. такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». По сути он становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: «светлейший патриарх указал и бояре приговорили». Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Наряду с этим, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.
После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформаторов и старообрядцев (староверов) были неравны: на стороне первых находились церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец, бояре (яркий и хрестоматийный пример – боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к «старине», хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб «неистовый» Аввакум: после многолетнего «сидения» в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых «гарей» (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места – на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз, в XX в. Вместе с тем старообрядцы стали хранителями многих древних рукописей.
Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
Социальные движения в XVII в.: Медный бунт, Соляной бунт, Новгородское и Псковское восстания, восстание Степана Разина
Середина–вторая половина XVII в. были наполнены социальными взрывами. По своей организации и структуре восстания были неоднородны: они включали и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления.
Первым в этом ряду стало восстание в Москве в 1648 г., известное как Соляной бунт. Истоки его обычно видят в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя (к тому же породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги). Пустующую государственную казну Морозов решил пополнить заменой прямых налогов – чрезвычайно разорительных – косвенными. В 1646 г. была обложена дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог было отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем – прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые, в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. Чернослободчики требовали ликвидации белых слобод и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.
К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных чиновников – Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их требования. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.
Эхо московских событий прокатилось и по другим городам Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге – мелкий служилый люд. Посадское движение продолжилось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею (по Столбовскому миру 1617 г.) территорий. В обоих городах было заменено административное управление.
В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления – «всегородной избе». В мае – августе во главе города стояли представители демократических слоев посада во главе с купцом хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, в том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. «Сходы не были простым воспроизведением древнего веча, – пишет А. А. Преображенский, – но некоторые традиции вечевых собраний, по-видимому, возродились в новых условиях». С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались «к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадцким, и всяким жилецким людям». В конечном итоге правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым руководителям-«заводчикам».
В марте–апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе, однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей.
Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной (начавшейся в 1654 г.), которая вызывала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалованье выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным.
В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к неудачной денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.
В начале 70-х гг. XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обуславливали их отношения с центром, обеспечивавшим их хлебным жалованьем, а также не требовавшим выдачи беглых крестьян («с Дона выдачи нет»). Нередко казакам для устройства своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами», которые зачастую сводились к грабежу казенных и купеческих караванов на Волге. Однако когда в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.
Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668–1669) ничем не отличались от прочих. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в казацко-крестьянское восстание [2], в котором наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.
Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета – Астраханью. Затем было принято решение продвигаться вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль.
Внутренняя политика России в конце XVII в.
После смерти царя Алексея Михайловича на престол был возведен 14-летний Федор Алексеевич (1676–1682) – его сын от первой жены – Марии Милославской, происходившей из старинного боярского рода. Кроме Федора у них был еще сын Иван и шесть дочерей, старшей из которых являлась Софья. От второго брака с Натальей Нарышкиной царь имел сына Петра и дочь Наталью. В 70–80-е гг. между придворными группировками Милославских и Нарышкиных происходит беспрерывная борьба за власть. Во главе первых стояла энергичная и властолюбивая царевна Софья, вторых возглавляла мать Петра царица Наталья Кирилловна.
Несмотря на эту непростую обстановку, правительство смогло осуществить ряд реформ. В 1676 г. был проведён «разбор» служилых городов, призванный поднять дисциплину в армии, т. к. многие дворяне не являлись на службу. Начали работу по составлению новых писцовых книг, которые стали последними в долгой истории посошного обложения в Русском государстве, на смену ему пришло подворное.
Создавались военные округа (разряды) для большего удобства в комплектовании войска и взимания налогов, ставшие предтечей петровских губерний. При Фёдоре Алексеевиче увидел свет знаменитый указ об отмене местничества. Теперь царь мог назначать на государственные и военные должности, учитывая способности и заслуги претендента, а не древний порядок чиновной иерархии. Впрочем эта реформа породила и определённую нестабильность в верхах.
В связи со смертью бездетного Федора встал вопрос о его преемнике. По старшинству наследовать должен был Иван, но он был малоспособен к правлению. Тогда выбор пал на Петра. Он не устроил Милославских, и они, воспользовавшись недовольством стрельцов, подняли их против Нарышкиных. Во время восстания 15–17 мая 1682 г. стрельцы убили ряд их сторонников – Л. К. Нарышкина, А. С. Матвеева и других – и потребовали провозглашения царями и Ивана, и Петра, а по их молодости управление страной отдавалось в руки царевны Софьи. Она же первым делом подавила стрелецкий мятеж, казнив руководителя стрелецкого войска Хованского. Фактически правителем при Софье становится князь В. В. Голицын, способный дипломат, но неудачливый полководец.
В XVII в. сословно-представительная монархия постепенно переходила в абсолютизм. Государственная земельная собственность стала утрачивать своё господство. Общество постепенно стало освобождаться от её груза, который оказался непосильным для страны. Растёт вотчинная собственность, особенно после зафиксированного в Соборном уложении права превращать поместье в вотчину. Параллельно с этим уходит старая военно-служилая система. Зарождается всероссийский рынок. Земские соборы собирались всё реже, пока необходимость в них совсем не отпала. Вместе с тем изменение государственного строя сопровождалось социальными волнениями, продемонстрировавшими необходимость в дальнейшей централизации. XVII век готовил почву для преобразований начала XVIII в.