Что является алкогольным напитком
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ в подпункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 2.1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
8) утратил силу с 1 июля 2012 г.;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ подпункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ) подпункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Поговорим про алкогольную продукцию!
Поговорим про алкогольную продукцию!
В наше Управление часто поступают вопросы, связанные с внесением изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на которые даем краткие ответы.
1. Просим объяснить какая разница между спиртосодержащей и алкогольной продукцией?
Ответ: Спиртосодержащая продукция – это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Под пищевой продукцией подразумеваются виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема готовой продукции.
Под непищевой продукцией подразумевается продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в т. ч. водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
2. С какого дня действует приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка, поставка и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»?
Ответ: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13 декабря 2012 г. №372 «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка, поставка и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» вошёл в действие 8 января 2013 г., т.е. через 10 дней после опубликования в средствах массовой информации.
3. Какая спиртосодержащая и алкогольная продукция считается в незаконном обороте?
Ответ: Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
4. Какой информацией должна сопровождаться алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ?
Ответ: Алкогольная продукция, реализуемая на предприятиях розничной торговли, должна иметь сведения о:
5. Кто осуществляет розничную продажу пива и пивных напитков?
Ответ: Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
6. Какие временные ограничения введены при продаже алкогольного рынка в нашем регионе?
Ответ: В силу требований п.5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а
также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. №481 для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, изготавливаемых на основе пива, установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции:
— не допускается розничная продажа алкогольной продукции в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением розничной продажи алкогольной продукции, расположенными в указанных зонах предприятиями общественного питания, отнесёнными к типу «ресторан» в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»;
— не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения массовых мероприятий (на улицах, площадях, в зданиях, строениях, задействованных в проведении массовых гуляний, зрелищных мероприятий, парадов, митингов, спортивных мероприятий) и ярмарок в дни их проведения;
— не допускается розничная продажа алкогольной продукции на предприятиях общественного питания с входом в зал и помещения для потребителей со стороны подъездов жилых домов и (или) дворов с детской игровой площадкой, расположенных:
Что является алкогольным напитком
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 448-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 560-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) понятия, указанные в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона используются в значениях, определенных в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.5 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 29 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 30 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Деньги на ветер: как и почему пиво стало алкоголем в России
Сам закон работает с 1995г., но последние годы он менялся так часто и столь резко, что не раз вызывал настоящий коллапс на рынке. Стоит вспомнить исчезновение алкогольной продукции с полок магазинов после того, как с 1 января 2006г. система учета алкогольной продукции ЕГАИС стала обязательной для производителей. Теперь же закон приравнял пиво к алкогольной продукции. Хотя это и противоречит международным нормам, российские власти решили, что это необходимый путь борьбы с алкоголизмом в стране.
История одной трансмутации
Российское правительство не раз отклоняло предложения уравнять в правах пиво и алкоголь. Такие идеи раньше зачастую поступали от производителей алкогольной продукции, обиженных неравными условиями существования с пивоварами. Однако сопротивление властей таким предложениям было не прихотью и даже не следствием влияния «пивного лобби», как многие хотят думать, а следованием принятой в мире классификации товаров, которой, естественно, была обязана придерживаться и Россия.
В международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (сокращенно – МКТУ, от 15 июня 1957г.) «алкогольные напитки» и «пиво» относятся к разным классам товаров (классы 32 и 33). С 2007г. действует девятая редакция классификации, которая по-прежнему считает пиво безалкогольным напитком (класс 32). И не ясно, как теперь в российском правовом поле будет пересекаться патентная классификация и закон о госрегулировании алкогольных напитков, к которым теперь причислено в РФ и пиво.
Возможно, некоторых потребителей обескуражит тот факт, что вскоре любое пиво нельзя будет купить с 23 часов до 8 часов местного времени. Исключение сделано только для объектов общественного питания, а также магазинов беспошлинной торговли. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.
Наступление на пивной рынок и пивной алкоголизм велось уже давно. Первым водоразделом, обозначившим не полную «безвредность» и «безалкогольность» пива, стало ограничение рекламы этого напитка. До 2004г. пиво рекламировалось наравне с колой – везде и всегда. Правда, еще в 2003г., предчувствуя нарастающее недовольство своей вседозволенностью, пивовары приняли «Кодекс чести российских пивоваров», который, помимо ряда отраслевых аспектов и аспектов деловой этики, предусматривал и новые подходы к содержанию рекламных роликов. Пивовары договорились, что не будут указывать на прямую зависимость между потреблением пива и повышением социального статуса человека, а также уровнем его физического или умственного развития.
Властям этот шаг понравился, но показался слабоватым. Поэтому в 2004г. вступили в силу поправки к закону «О рекламе», которые предусматривали, в частности, что 10% площадей или времени рекламных сообщений должны предоставляться предупреждению о вреде употребления пива, а реклама пива не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. Закон также запрещал рекламу пива на спортивных мероприятиях. С 2005г. в рекламе пива было строго запрещено использовать образы людей и животных. В итоге, как вполне серьезно сказал один участник рекламного рынка, «мы получили целый сериал довольно оригинального «предметного искусства» в рекламной индустрии, без обнаженных частей тела, завлекательных улыбок и крупных мужчин с пивными животиками».
Теперь нивелированы и эти нормы рекламного законодательства в отношении пива. Став алкоголем, пиво через год перестанет рекламироваться на телевидении и радио вообще. То есть продвижение продукта будет допустимо только в местах торговли, в местах производства (на мини-пивоварнях, например), а также на внутренних страницах некоторой журнальной продукции.
Зато вместе с пивом в закон вошла практика не применять образы людей и животных при продвижении крепких напитков, а также новые критерии алкогольной продукции. Так, если раньше алкогольным напиток считался при содержании спирта свыше 1,5%, то теперь «градус» понизился до 0,5%. Возникает вопрос, как же тогда быть с квасом, кефиром и конфетами с ликером? На этот счет законодатели поспешили сообщить, что вскоре подготовят специальный список продуктов, которые не будут считаться алкогольными.
Закон теперь будет регулировать и состав пива, опережая принятие техрегламента для этого напитка. При этом импортное пиво до 2013г. пока не будет контролироваться по составу, так как занимает очень небольшую долю рынка и отличается высокой ценой.
Стоит отметить, что изначально для пива была предусмотрена более печальная участь. Росалкогольрегулирование предлагало ввести лицензирование для производства пива, а также включение учета этого напитка в ЕГАИС. Если учесть, что закон ужесточил правила игры для алкогольного рынка и теперь предприятия будут лишаться лицензий в досудебном порядке, то можно сказать, что пивовары «выиграли процесс», так как все эти требования для них были убраны к третьему чтению законопроекта в Госдуме.
Причина, по которой законодатели отказались от буквального наложения условий контроля на алкогольном рынке на пивную отрасль, связана прежде всего с его высокой степенью консолидации, которая произошла за 20 лет рыночной экономики в России. Так, сегодня на этом рынке фактически работают пять крупнейший транснациональных компаний, производящих 80% пива в РФ: «Балтика» (принадлежит Carlsberg Group), SUN InBev (российское подразделение Anheuser-Busch InBev), SABMiller, Heineken, EFES. Остальные 20% производят около 100 небольших региональных пивоваренных заводов. Импортное же пиво занимает не более 2% от рынка.
Пока не ясно, как отреагируют цены на законодательные изменения в отношении пивной отрасли. Вице-президент «ОПОРЫ России» Владлен Максимов считает, что пока новое законодательство не приведет к росту цен на пиво, но в перспективе это вполне возможно. Причиной тому станет уничтожение конкурентной среды с изъятие пива из ларьков.
Малый бизнес в этом вопросе единодушен с представителями пивоваренной отрасли. По мнению руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтова, вполне может быть, что цены на пиво вырастут в условиях сужения зон его продажи.
Впрочем, ряд экспертов считают, что вряд ли что-то изменится с ценами и основным функционированием пивной отрасли, а некоторые даже полагают, что цена на пиво сейчас слишком низка.
Судя по всему, влияние законодательных изменений может в большей мере сказаться не на розничных ценах, а на состоянии бизнеса, прежде всего мелкого, в связи с запретом продаж пива в ларьках и палатках. Так, по данным В.Максимова, на пиво с сигаретами приходится порядка 40-60% в выручке ларьков и палаток, и, конечно, заменить ее нечем, а значит, они будут разоряться.
В вопросе статуса пива в России всегда будет сохраняться дилемма между экономической заинтересованностью государства в поступлениях от этой отрасли и социальными рисками потребления. И, возможно, в развитом европейском государстве вопрос так ребром и не стоял бы, но в России выбор между экономикой и психологией неизбежен.
Эффект от ограничений пока четко невозможно спрогнозировать. Впрочем, главный нарколог Минздрава Евгений Брюн считает, что в целом любое ограничение рынка приводит к снижению потребления, но не за счет тех людей, которые в любой ситуации будут пьянствовать, а за счет неустойчивой, сомневающейся публики.
При этом Е.Брюн уверен, что резкие меры — не спасение. Потребуется несколько десятилетий, чтобы последовательно снижать алкогольную нагрузку на население.
Что является алкогольным напитком
В связи с большим количеством поступающих вопросов от организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам действия Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011г. №218-ФЗ, в части касающейся розничной продажи пива и изготавливаемых на его основе напитков, даем некоторые разъяснения.
Начнем с вопроса лицензирования. Чтобы определиться окончательно, следует понять, является ли пиво алкогольным продуктом с точки зрения законодательства. Классификация алкогольной продукции в положениях статьи 2 Федерального закона 171-ФЗ говорит о том, что пиво – это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Далее, в статье 18 Федерального закона 171-ФЗ определено, что деятельность по производству и продаже пива не лицензируется. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Следующий вопрос о времени розничной продажи пива. Обратимся к пункту 5 статьи 16 вышеуказанного закона «Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции», в которой написано, что реализация алкогольной продукции ограничена временем от 23 до 8 часов, кроме организаций общественного питания. Кафе, бары и рестораны сохраняют возможность работать в ночное время без ограничения времени продажи алкогольной продукции.
В закон о рекламе также внесены изменения. В настоящее время реклама алкогольной продукции (в том числе пива и напитков на его основе) не должна использовать образы несовершеннолетних, а с 23 июля 2012 года вступят в действие поправки, которые запрещают использовать образы всех людей, а также животных, в том числе выполненных в форме мультипликации.
Не разрешается располагать рекламу алкогольной продукции на рекламных конструкциях, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках,музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, в физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждениях и на расстоянии ближе 100 метров от занимаемых ими зданий.
Нельзя размещать рекламу алкоголя на телевидении, радио и кино. Запрещена она в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
С 23 июля 2012 года реклама не должна будет содержать не только утверждение, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, но и информацию о наличии в ней биологически активных добавок, витаминов.
И.о. начальника отдела по организации
потребительского рынка и услуг
управления экономики и прогнозирования
Администрации города
Л.А. Сидоренко