Что является дисраптором для медиакомпаний
Дисрапция: как победить конкурентов и захватить рынки, используя разрушительные инновации
Теория дисрапции применяется инновационными компаниями для борьбы с конкурентами, вывода на рынок новых продуктов и, в конечном итоге, для «взрывного роста» компании и захвата рынков.
Дисрапция — это growth hacking на стероидах. Это тот самый growth и кратный рост, который у вас не получается достичь, тестируя гипотезы.
О том, что это за теория, какие виды дисрапции бывают, и чем это может быть полезно, речь и пойдет в этой статье.
Одна из самых частных причин, почему одни успешные компании терпят крах и уходят с рынка, а на их смену приходят никому неизвестные стартапы – это феномен, описанный и сформулированный гарвардским профессором Клейтоном Кристенсеном, основателем популярной теории jobs to be done. Этот феномен называется дисрапция рынков.
Дисрапция рынков (англ. disruption) – это изменения «правил игры» и распределения сил на рынке новыми игроками за счет использования неизвестных ранее технологий и/или бизнес-моделей.
Дисрапция объясняет, как компаниям находить точки взрывного роста и вытеснять с рынка даже самых крупных игроков. Особенно это актуально для корпораций и экосистем, потому что помогает минимизировать риски, потери доли рынка за счет выявления потенциально дисраптивных игроков на ранних стадиях и поиска новых перспективных векторов развития.
Найти дисрапцию можно с помощью подхода jobs to be done и CI (competitive intelligence). Но давайте по порядку.
Существует два вида дисрапции: дисрапция нижних сегментов рынка (low-end disruprion) и дисрапция новых рынков (new market disruption).
Дисрапция такого типа появляется в самом «низу» рынка. Появляется стартап с дешевым и ограниченным по функционалу продуктом. Этот стартап выбирает своими клиентами самую неинтересную, малоплатящую аудиторию. Поначалу такую компанию на рынке угрозой не считают и даже не обращают на нее внимания. С чего бы, если у них плохой продукт и бедная аудитория? Но стартап почему-то растет и вот уже забирает всю «нижнюю» аудиторию рынка. А потом постепенно стартап двигается в более высокие сегменты и в конце концом занимает весь рынок, вытесняя других игроков.
Хитрость в том, что дешевизны продукта удалось достичь за счет применения новой технологии или подхода. Продукт, который эти компании предлагают, обычно «достаточно хорош» для аудитории, но хуже, чем продукты конкурентов.
Примером дисрапции нижнего сегмента рынка может, например, быть Airbnb, который предложил принципиально новую бизнес-модель и стал дисраптором по отношению к классическому рынку отелей.
Дисрапция низкого уровня происходит за счет поиска новых операционных или финансовых подходов, которые позволяют снизить стоимость продукта.
При этом сам продукт проще, чем у конкурентов, но достаточный для самого непритязательного, низкого сегмента аудитории.
Дисрапцией такого типа создаются новые рынки, и за счет этого перераспределяется сложившийся конкурентный ландшафт. Как это происходит?
В начале развития любой отрасли первые продукты или услуги почти всегда настолько сложны и дороги, что только состоятельные или избранные имеют к ним доступ. Так было, например, с первыми компьютерами. Стоимость одного экземпляра составляла 2 000 000 долларов, и он был размером примерно с комнату. Соответственно, доступ к такому продукту был лишь у небольшого числа людей.
А дальше происходит дисрапция и превращает сложные и дорогие продукты в доступные все большему и большему количеству потребителей. Как в примере с компьютерами, развитие отрасли и удешевление технологии позволило сделать компьютер доступным и снизить стоимость с 2 000 000 до 2000 долларов. Удешевление продукта позволило гораздо большему числу людей купить компьютер – образовался новый рынок – рынок персональных компьютеров.
Дисрапция новых рынков происходит за счет появления технологий, которые делают продукт доступным другой аудитории. Складывается рынок, которого раньше просто не существовало. Основное отличие от дисрапции нижних сегментов – в типе пользователей. Это принципиально новая аудитория, которая раньше продуктом не пользовалась.
Часто дисрапцию пытаются найти с помощью улучшающих инноваций, то есть постоянного технического и функционального совершенствования продукта. Это хороший путь развития бизнеса, но дисрапцию так не найти. А как тогда найти?
Для того чтобы лучше понять виды дисрапции, я собрала их в таблице.
Дизрапт-эпоха: разрыв социальных связей, умные города и конец приватности
Искусственный интеллект позволит сократить сроки строительства, не уменьшая при этом рабочие места, и поможет построить умные города с учетом инклюзивности. Все, что мы теряем, — приватность, но она уже давно скорее форма иллюзии при нынешнем цифровом следе каждого городского жителя. Об этом говорили участники дискуссии, инициированной ГК «Кортрос», «Я — дизраптор этого мира. Экономика прорыва в условиях глобальных вызовов», прошедшая в рамках VII Международного строительного конгресса 100+ TechnoBuild.
Читайте «Хайтек» в
Дизрапт — подрывные инновации, способные изменить ситуацию таким образом, что старые технологии выходят из конкурентной гонки.
Приватность в обмен на умные технологии
Можно ли передать управление какой-то частью городских процессов искусственному интеллекту? Готовы ли городские жители к тому, что информация об их передвижениях собирается, анализируется? И, наконец, исчезнут ли рабочие места в строительной отрасли как следствие наступившей эры технологий? На эти вопросы отвечал Николай Тржаскал, эксперт в области ИИ.
«Конечно, управлять городами будут люди, а не искусственный интеллект: он только дополняет деятельность человека. Главное преимущество таких совместных команд — это то, что системы способны помогать нам принимать решения быстрее и точнее. Если говорить о перспективе следующих 5-6 лет, то мы переходим к концепции Ambient AI. Она подразумевает, что ИИ изучает наши привычки, позволяет сделать предварительный прогноз и на его основе предпринять действие, условно говоря, за секунду до того, как это сделали бы мы сами. Другими словами, предугадывает наши желания и создает для нас оптимальную среду, — рассказал Тржаскал. — В этой связи говорят об исчезающей приватности. Каждый из нас оставляет такой огромный цифровой след, что игнорировать его невозможно. В итоге же, я уверен, вырвутся вперед общества, где будет найден разумный баланс между личным и общественным.
Слухи о грядущих сокращениях рабочих мест сильно преувеличены. Конечно, рабочий, оснащенный экзоскелетом, может за один раз перенести 100 кг вместо того, чтобы три раза переносить по 30 кг. С другой стороны, мы сможем снизить травматизм, вынужденные простои, это всё повлияет на качество и на количество того, что мы строим. И в конечном итоге сократится срок строительства, появятся новые возможности, которые помогут улучшить качество жизни».
Локация как финансовый инструмент
Первый шаг на пути к умному городу — сбор новых и более качественных данных. Они обеспечивают возможность применения аналитических методов, в том числе предиктивной аналитики, которая позволяет решать проблемы до их возникновения. Президент компании Habidatum Алексей Новиков считает, что в этом процессе главное — интерпретация данных. Он выделяет три тренда текущего столетия, которые в его компании увидели с помощью Big Data:
«Первый — это отделение места от местоположения, локация становится финансовым инструментом.
Второй тренд — это отделение места работы от рабочего места. Офисы будут по типу авиационных хабов привязаны к районам, где живут сотрудники.
Третий тренд — это отделение времени от пространства, точнее, появление времени в пространственном мастер-планировании и вообще в городской экономике. Появляются земельные банки — коллекции земель, которые города выкупают для будущего строительства».
Филипп Третьяков, вице-президент ГК «КОРТРОС» рассказал, как меняется подход к строительству, благодаря современным вызовам и новым технологиям.
«Можно сказать, что наступила дизрапт-эпоха. Пандемия показала, что даже в строительной отрасли, которую принято считать одной из самых консервативных, может измениться практически всё. Люди, оказавшись в самоизоляции, заговорили о том, что жилые дома и общественные пространства должны приобрести новые функции. Многие застройщики уже объявили о грядущем создании коворкингов в крупных жилых комплексах.
Систему умный дом мы начали внедрять в наших проектах пять лет назад — и предполагаем, что скоро она появится в каждой квартире, а от умных домов мы постепенно переходим к умному городу, и это происходит уже сейчас, на наших глазах.
Сейчас концепция “энергоэффективный дом” реализована в ЖК “Академический”, а также в московских проектах. Она позволяет экономить ресурсы и жителям, и застройщикам. Вот пример “Академического”: экономия на теплоносителях составляет 32%, на электричестве — 51%, на канализации — 12%, на воде — 19%. Также у нас есть дом с рекуперационными технологиями, которые позволяют вторично использовать ресурсы и дополнительно экономить тепловую энергию до 47%.
Пандемия и всеобщая диджитализация подталкивает нас быть активнее в сети. Всего за два-три месяца мы научились эффективно общаться с потребителем онлайн, буквально приходить к нему домой с помощью эфиров на YouTube, полностью наладили инфраструктуру онлайн-продаж.
Но оборотная сторона медали цифровой эпохи — это разрыв социальных связей под влиянием соцсетей и постоянный стресс от непрерывного потока информации. Мы уже получаем запросы от людей на отдых от интенсивной городской среды и от излишней диджитализации. Замедление жизни, создание комфортной среды обитания, восстановление социальных связей — это те направления, в которых должно двигаться городское строительство. Мы создаём в наших жилых комплексах парки, как в “Академическом”, клубы, как в Headliner, способствуем формированию коммьюнити, как в семейном квартале iLove».
Эксперт считает, что создание гармоничной социальной среды, где люди смогут полноценно общаться, — это залог коммерческого успеха застройщика и всеобщей экономической победы: ведь в конечном итоге формируются новые сообщества, появляются новые бизнесы и экономическая активность населения возрастает.
Борьба с голодом и время городской трансформации
Лариса Сузуки, эксперт по SmartCities, руководитель Департамента больших данных и искусственного интеллекта в британском офисе Google, рассказала о том, какое будущее надо строить человечеству и для чего нужны данные, инновации, технологии.
«70% населения в ближайшем будущем будут жить в городах. Новым жителям потребуются новые доступные дома. Все города без исключения столкнутся с проблемой поставки питьевой воды. Уже сейчас один из девяти человек в мире испытывает голод, а с ростом населения увеличится и масштаб проблемы. Будут постоянные пробки, не будет парковочных мест. Уже сейчас 92% населения Земли подвергаются очень большому риску в связи с выбросами, которые вредные производства выбрасывают в окружающую среду. Люди будут испытывать проблемы с ментальным здоровьем. 70% населения мира не получает необходимой медицинской или хирургической помощи.
XXI век — век городского развития и трансформации. Приоритет — интеграция сетевых систем (расхода и учета воды, транспортной системы…), есть задача улучшать систему реагирования на природные катаклизмы и катастрофы. Обязателен и важен переход к экономике замкнутого цикла. Что мы можем сделать сейчас? Мы можем собирать факты, данные по повседневному проживанию в городах, накапливать эту информацию, анализировать ее, получать знания, приводящие к принятию правильных и обоснованных решений, основанных на информации. Таким образом, мы сможем создать такие города, которые будут более адаптивными.
Различные устройства будут все больше подключаться к инфраструктуре, связываться в общие системы, и эти данные смогут обрабатываться по всему миру. Мы сможем в глобальном масштабе обрабатывать информацию и делать выводы! Обычный фонарный столб уже сейчас становится более мощным механизмом, умным. Умные датчики будут сообщать о наполненности мусорных баков, и мы начнем их применять много еще где.
Технологии войдут в жизнь: дополненная реальность позволит врачу в ходе операции принимать правильное решение. Совершенствование систем машинного обучения привело к возможности запустить умный автомобиль Google — он сканирует окружающую среду, окружающее пространство и таким образом оценивает, на каком расстоянии находятся машины от него, какие объекты движутся навстречу, или какие объекты движутся по сторонам.
Мы создаем различные схемы, различные механизмы, различные инструменты, которые нам помогают планировать городскую среду с учетом инклюзивности. 65 млн человек передвигаются на инвалидных креслах, людей с ограниченными возможностями здоровья — 285 млн. Эти люди очень сильно зависят от транспорта. Google вкладывает порядка 3,3 млрд в исследования, разработки, изучение систем безопасного движения и передвижения. Мы можем помогать слепым людям передвигаться с помощью навигации. Есть разные приспособления, которые могут использоваться для того, чтобы люди, которые имеют проблемы со зрением, могли нормально перемещаться по городу».
Архитектурные воплощения городов будущего
Тимур Абдуллаев, основатель архитектурного бюро ARCHINFORM, полагает, что любой процесс городского планирования — это и есть попытка видения будущего: «Новые подходы к типологиям, представлению о месте работы и месте жизни, всё это материализуется архитекторами и проектировщиками. Необходимо создать социальный конструктор, который исключает нежелательные контакты между людьми, но программирует добрососедство и комфортные связи, ощущение комфортной социальной среды в рамках квартала, района и города».
Стенли Ланг (Китай), основатель и директор MIX Design, рассказал об основных принципах современного проектирования: «Когда мы начинаем думать о разных типах планирования городской среды, мы выделяем несколько слоев. Первый слой — экология. Второй — это человеческая деятельность, пространственные решения. И третий — это взаимодействие, интерпретация действий человека. В целом, природа — это наивысший приоритет.
Новая концепция, которую все уже принимают — эстетика, биоразнообразие, открытые пространства и технологии. Необходимо подумать о том, насколько мы можем вмешиваться, интегрируя подобные элементы в городскую среду, как мы создадим зеленые пространства, которые устойчивы, адаптивны и могут выдержать все изменения».
Сегодня в условиях технологической революции и широких цифровых возможностей можно легко смоделировать ближайшее будущее города — и почти невозможно спрогнозировать его на десятки лет вперед. Экономия средств и сил благодаря технологической революции обеспечивает возможность оптимального развития городов. Открываются новые возможности, сопряженные с использованием ИИ, сбором больших данных и новых технологий. Будем надеяться, что благодаря этим возможностям сократится дефицит питьевой воды, безответственное использование энергии и стремительное загрязнение планеты.
Великий дисраптор. XBox
NETFLIX / UBER / PANDORA / FORD / FACEBOOK / iPHONE / XBOX — некоторые ребята действительно хотят видеть мир в огне.
Disruption / дисрапция рынков — процесс изменения «правил игры» и распределения сил на рынке новыми игроками, использующими новые технологии и/или новые бизнес-модели.
Disruptive innovation — концепция разрушительных / взрывных процессов, разработана Клейтоном Кристенсеном и представлена в 1997 году в книге «The Innovator’s Dilemma».
В 1999 Клейн знакомится с еще с одной новаторской концепцией прорывных инноваций Outcome-Driven Innovation, представленной Энтони Ульвиком. Откуда черпает вдохновение для развития своих идей.
ODI фокусируется на получении клиентом желаемого результата, а не на демографическом профиле — идея того, что люди покупают продукты и услуги, чтобы выполнять свою «работу» / совершить желаемое действие. Такой подход позволяет иначе сегментировать рынки и формировать ценностные предложения.
Кристенсон развивает идеи «работ» и интегрирует их в свою теорию Disruptive innovation как инструмент достижения дисрапции. Так мир узнает о методологии Jobs-to-be-done.
Клейн и Ульвик по разному трактуют «работу», практики и кейсы. И если в ODI Jobs — инструмент создания просто прорывного продукта, то в дисрапции — инструмент создания новых решений разрушительной силы, сметающих все старое на своем пути.
Автомобиль — это прорывные технологии, а конвейерный Ford Model T 1908 — это дисрапция рынка лошадиных сил.
Кейсы дисрапции — все выглядит как магия — собираются умные ребята и творят волшебство. Это справедливо только как исключение для нескольких стартапов. Если разбираться в сути и истории кейсов, можно увидеть еще одно крайне важный аспект.
Любой дисраптивный кейс — это череда неудач, неверных стратегий и отказов от них. Этот эффект я называю «рекурсией дисрапции».
Смотрим, как это было.
Самый наглядный и, буквально, вчерашний пример дистрапции рынка — Uber. Все водители стали чуть беднее, а жители мегаполисов стали не толерантными к десяти минутному ожиданию заказа.
Но мало кто помнит, что запущенный в мае 2010 Uber специализировался на черных люксовом автомобилей, в апреле 2012 через приложение можно было заказать обычное такси в Чикаго. и только с приходом технических специалистов по приватности данных В июле 2012 UberХ предложил миру новую сервисную модель.
Стриминговый сервис Pandora не платит отчислений за музыку и вечно судится со всеми правообладателями мира. В 2002 основатели Savage Beast Technologies предложили миру алгоритмы подбора музыки. И их тут же скопировали конкуренты. До 2005 года, ребята продавали свои разработки в B2B сегменте AOL Music и Best Buy, пока не придумали серый способ использования своих алгоритмов бесплатного распространения персонализированных плейлистов на b2c рынке под видом радио. точнее радиопотока генерирующим на лету.
Именно эта серая модель дистрибуции pandora дала жизнь всем бесплатным версиям всех аудио-стриминговых сервисов, например Spotify, который тоже все под чистую скопировал.
В 2017 Apple открыла WWDC забавным роликом «Can you imagine a world without apps?».
Ребята из Купертино умеют посмеяться над собой, ведь десять лет назад 29 июня 2007 Стив Джобс презентовал первый iPhone без Appstore и подтвердил отсутствие среды для разработки на WWDC07.
Однако, уже 10 июля iPhone был взломан, летом появляется утилита Installer позволяющая устанавливать сторонний софт. А уже 10 января 2008 в свет выходит эмулятор PlayStation psx4iphone.
И Apple ничего не остается, как легализовать / присвоить эту деятельность. В кратчайшие сроки они пересматривают свою стратегию и в 2008 запускают Appstore и SDK для разработчиков. А спустя еще пару лет, в 2011 Apple облагает 30% комиссией все транзакции проходящие через приложения. Также отреагировав на то, что приложения стали распространяться по модели freemium.
О чем со сцены Jobs Theatre в марте 2019 нам и поведал сам Тим Кук — «iPhone самая крупная игровая платформа».
Полный список заимствований пиратских решений посмотреть на wiki.
Почему Россия может стать одним из «дисрапторов» на рынке LegalTech?
При этом ряд факторов говорит в пользу серьезного потенциала роста российского рынка юридических услуг. В России накоплена «взрывоопасная смесь» — талантливых и недооцененных инженеров и таких же юристов. И те, и другие нередко работают не по профессии, не реализовывая потенциал своего образования. Поразительно, что при очень небольшом размере юридического рынка в России число обученных юристов непропорционально велико – около 1 млн. В США, например, около 1,3 млн дипломированных юристов. Получается, что в России на каждые 1000 граждан приходится вдвое больше юристов, чем в США. Возможно, в скором времени они найдут свое место в сфере LegalTech. А признанные во всем мире российские инженеры смогут применить свои знания и таланты, чтобы, пользуясь большой юридической экспертизой российских юристов, создать интересные проекты в новой индустрии.
Поэтому, на мой взгляд, Россия обладает всем необходимым, чтобы стать одним из самых перспективных «дисрапторов» на рынке LegalTech.
В ближайшей перспективе рост будет происходить за счет распространения доступных юридических услуг, в том числе дистанционных – телефонных и онлайн. Также мы увидим все больше новых подходов к определению цены и условий оплаты юридических услуг – оплата по результату/success fee, краудфандинг судебных процессов. По моим оценкам, российский рынок юридических услуг вырастет с 80 млрд рублей в 2016 году в два раза к 2020 году. При этом доступные онлайн-услуги займут на нем долю в 10-15%. Пока же, по моим подсчетам, их доля не превышает 4-5%. Так что уже сейчас инвесторам лучше начать присматриваться к этому рынку, чтобы не упустить возможности, которые явно существуют в сфере российского LegalTech.
Не будет ли слишком маленьким локальный рынок? Возможно, но это может обернуться плюсом — это заставит стартапы сразу строить продукт, который может претендовать на более крупные зарубежные рынки. К примеру, в Израиле из-за небольшого внутреннего рынка 90% стартапов практически в любой сфере ориентированы на международный рынок. Инвесторы даже серьезно не рассматривают проекты, которые ориентируются на первого локального клиента. Есть правило: первый клиент стартапа должен быть международным.
Как рынок LegalTech выглядит в мире и в России?
Какой-то общей классификации компаний и стартапов в сфере LegalTech не существует, но в целом можно распределить подавляющее большинство экспериментов с технологией в юридической сфере и игроков в них (стартапов и уже состоявшихся компаний) по двум группам, каждая из которых может быть разделена на категории.
Сбор и анализ электронных данных/Electronic Discovery/E-Discovery
Эти компании в основном ориентированы на юридические фирмы и судебных юристов. Один из самых ярких игроков – компания из Чикаго kCura. Как пишет на своем сайте компания, она создает платформу для управления большим объемом информации и выделения ключевых вопросов в процессе участия в судопроизводстве, проведения внутренних расследований и обеспечения соответствия нормам и правилам (комплаенс). Эти программы «переваривают» любые электронные документы, мейлы и прочие файлы, извлекают из них необходимую информацию и помогают анализировать и использовать полученные данные.
Legal Research
В странах прецедентного права необходимо работать с большим количеством судебных актов, упорядочивать данные из этих актов и определять ключевые обстоятельства или факторы, влияющие на судебные решения, и работать с ними. Эти задачи решают проекты Legal Research. Также большое значение для определения судебных перспектив дела играют сами судьи и их предыдущие решения, поэтому в Ravel реализована возможность получать аналитику не только по определенным категориям дел, но и по судам и конкретным судьям. То, какое решение по аналогичному делу в прошлом принял конкретный судья, с высокой долей вероятности предопределяет то, какое решение он примет и в последующем. Российский проект Caselook от «Право.ру» также позволяет производить поиск по 50 млн документов и оценивать вероятность исхода и продолжительность судебного дела с учетом норм права и судебной практики конкретного судьи.
Софт для управления юридической фирмой/Law Practice Management Software
Ко второй большой группе относятся технологические проекты, которые удовлетворяют потребности в юридических решениях потребителей – физических и юридических лиц. Эти проекты можно распределить по категориям Online Legal Services, Lawyer Search/Marketplaces, Litigation Funding, Document Services, Legal Robots.
Юридические сервисы онлайн/Online Legal Services
Эти компании предоставляют клиентам юридические услуги онлайн – от простых юридических консультаций и регистрации компаний до составления завещаний и регистрации товарных знаков. Услуги этих сервисов ориентированы на частных лиц и небольшие компании, которые в целом укладываются в российскую аббревиатуру-определение МСБ/малый и средний бизнес.
Rocket Lawyer – это одновременно и конструктор документов, и подбор юриста, и оказание юридических услуг онлайн. По словам самой компании, она обслуживает 20 миллионов клиентов – обычных граждан. Эту информацию не получилось проверить из других источников. Вероятно речь идет о клиентах за всю историю компании. Даже при этом цифра ошеломляющая. Ее подтверждает исследование, проведенное предоставляющим аналогичные услуги в России «ПравоКардом», действительно в США доступными юридическими дистанционными услугами ежегодно пользуется более 16 млн граждан, то есть около 13% экономически активного населения, и количество таких пользователей растет.
Поиск юристов/Lawyer Search или маркетплейсы юристов/Marketplaces
Эти стартапы позволяют подобрать юриста на определенные задачи, обычно по специализации и местоположению, цене и рейтингу. Наиболее примечательные проекты здесь – это Lexoo из Великобритании и уже упомянутый американский Avvo. Модель монетизации этих юридических уберов – получение комиссии с оказанных юристами в системе услуг пользователям, по аналогии с Uber. Очень актуально это для заказа юридических услуг за рубежом – ведь мало кто, кроме очень крупных компаний, обладает пониманием рынка юридических услуг в других странах. Эту задачу решает российский проект Legal Space – с его помощью можно подобрать проверенных юристов за рубежом по приемлемой цене.
Финансирование судебных тяжб/Litigation Funding
Эти краудфандинговые платформы позволяют истцам за долю от судебного выигрыша получить финансирование от частных лиц или компаний. То есть позволяют частному лицу или компании, которые не располагают достаточными средствами для ведения судебного процесса, получить средства и в случае успеха поделиться их частью с инвестором, а в случае проигрыша – не нести в последующем бремя судебных издержек. Тут более или менее заметны проекты LexShares из Бостона и Mighty из Нью-Йорка, которые привлекли по несколько миллионов долларов от венчурных фондов, а также стартовавший в декабре прошлого года российский проект Platforma, за развитием которого будет интересно понаблюдать в ближайшие год-два.
Анализ договоров и конструкторы договоров/contact analysis & legal forms and documents creators
Самые яркие представители из России – это вышедший из бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ сервис по юридической проверке текстов договоров EasyLaw и российский конструктор документов FreshDoc. За рубежом наиболее яркие представители в этой категории LegalZoom и Rocket Lawyer.
Роботы-юристы
Российские проекты в этом направлении — это AutoLawyerBot для web и мессенджера Telegram, который бесплатно позволяет поспорить со страховой компанией или оспорить штраф за неправильную парковку, бот Право.ру тоже для мессенджера Telegram Pravorubot, предоставляющий юридические консультации и возможность подбора юриста.
Цифровой нотариат/Notarization Tools
Кто вкладывает в LegalTech?
Если говорить о России, то здесь сделки, о которых известно, пока значительно скромнее.
Где же деньги?
Максимальную выручку в текущий момент приносят юридические сервисы онлайн и юридические маркетплейсы – это то направление, в котором стартапы не только «сжигают» деньги инвесторов в расчете на рост капитализации и будущие заработки, а уже сейчас имеют понятную монетизацию. То же касается и производителей софта для управления юридической фирмой и сервисов, которые используют в своей работе юристы и юридические фирмы.