Что является элементом структуры классификатора

Классификаторы: понятие, структура, виды

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Товар — это главное звено всей международной торговли. Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по управлению товарными потоками и защите экономических интересов страны.

Согласно таможенному законодательству товары — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (ст. 4 ТК ТС).

Для решения задач систематизации объектов в качестве основного средства обычно используется классификация. Классификация — это один из разделов логики.

Смысл классификации прост. Все многообразие объектов, требующих осмысления или какой-либо обработки, организуется в виде упорядоченной системы. Для этой системы разрабатываются определенные правила деления и навигации. В ней каждому объекту отведено определенное место так, что не возникает сомнений ни в том, куда поместить данный объект, ни в том, где его искать. Для проведения классификации используется весь логический аппарат. Классификация как логический оператор — это многоступенчатое логическое деление, когда каждый из членов деления в свою очередь становится делимым понятием, но уже по иному основанию деления.

Термин «классификация» (от лат. classic — разряд, группа) означает систему упорядоченного распределения множества объектов в логической последовательности с соподчинением на основе определенных признаков. Следовательно, методология классификации представляет собой процесс распределения множества объектов по наиболее общим признакам и правилам на определенные подмножества. Образующуюся при этом систему называют классификацией (системой классификации).

Объект классификации — это элемент классифицируемого множества. В международной торговле таким элементом выступает товар.

При осуществлении классификации широко используются такие понятия как признак классификации и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов.

Признак классификации — это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признак классификации имеет также синоним — основание деления.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Например, такие признаки как назначение, сырье, функция товара выражаются качественно, а компонентный состав, размерные характеристики — одновременно и количественным и качественным выражением.

Таким образом, классификация — это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

В зависимости от целей, стоящих перед составителями систем классификации товаров, последние могут быть сгруппированы по различным признакам. Четкая систематизация признаков товаров позволяет избежать двойной классификации, взаимного перекрытия объектов по отдельным критериям, упорядочить уровни информационной значимости для отдельных групп объектов.

Классификация необходима для автоматизированной обработки информации об объектах и различных сферах деятельности. Классификация помогает выявить групповые характеристики объектов, формирует общие требования к ним, используется для разработки общих критериев идентификации.

В целях унификации технической, экономической и социальной информации принято использовать классификаторы.

Классификатор (от лат. classis — разряд и facere — делать) — систематизированный перечень наименованных объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код. Классификация объектов производится согласно правилам распоеделения заданного множества объектов на подмножества (классификационные группировки) в соответствии с установленными признаками их различия или сходства. Применяется в автоматизированных системах управления и обработки информации. Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчетов и автоматизированных систем в различных сферах деятельности.

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Назначение кодовой системы классификатора состоит в том, чтобы представить информацию в удобной для сбора и передачи форме, приспособить ее к автоматизированной обработке, а также обеспечить поиск, сортировку и группировку конкретных данных. Система кодирования позволяет устранить языковые барьеры при идентификации того или иного объекта. Таким образом, совокупность правил и методов классификации и кодирования находит совместное применение в классификаторах.

Классификатор — это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классифи-кационных группировок и/или объектов классификации.

Существуют следующие требования для создания классификатора:

· достаточная емкость и необходимая полнота, которые гарантируют охват всех объектов каассификации в заданных границах;

· обеспечение возможности решения комплекса задач различного уровня;

· возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации;

· обеспечение возможности сопряжения с другими классификациями однородных объектов;

· обеспечение простоты ведения классификатора.

Структура классификатора включает позицию и емкость.

Позиция классификатора — это наименование и код классификационной группировки. Например, код 02 в Общероссийском классификаторе продукции означает классификационную группировку «Нефть, нефтепродукты, альтернативные виды топлива, газ».

Емкость — наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Часто используют десятиразрядную классификацию. Соответственно емкость классификатора составляет 1 млрд позиций.

Если не все позиции классификатора заполнены, то образуется резервная емкость. Резервная емкость классификатора — это количество свободных позиций в классификаторе.

Классификаторы подразделяют на виды в зависимости от объекта систематизации. В Российской Федерации сегодня применяются широкий круг общероссийских классификаторов. Для целей товарной идентификации наибольшее значение имеют следующие классификаторы (Постановление Правительства РФ от 10.11.2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»):

· ОКП — Общероссийский классификатор продукции;

· ОКД — Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой;

· ОТКД — Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения;

· ОТКСЕ — Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения;

· ОКС — Общероссийский классификатор стандартов;

· ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измерения;

· ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Для заполнения таможенной декларации Комиссия Таможенного союза утвердила список из 23 классификаторов, которые должны применяться для этих целей.

· 1 Классификатор видов таможенных процедур

· 2 Классификатор особенностей перемещения товаров

· 3 Классификатор видов транспорта и транспортировки товаров

· 4 Классификатор методов определения таможенной стоимости

· 5 Классификатор решений по таможенной стоимости

· 6 Классификатор особенностей таможенного декларирования товаров

· 7 Классификатор льгот по уплате таможенных платежей

· 8 Классификатор видов документов, используемых при таможенном декларировании

· 9 Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

· 10 Классификатор особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

· 11 Классификатор способов уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

· 12 Классификатор видов груза, упаковки и упаковочных материалов

· 13 Классификатор условий поставки

· 14 Классификатор решений, принимаемых таможенными органами

· 15 Классификатор единиц измерения

· 16 Классификатор видов специальных упрощений

· 17 Классификатор видов корректировок деклараций на товары

· 18 Классификатор мер обеспечения соблюдения процедуры таможенного транзита

· 19 Классификатор способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

· 20 Классификатор видов перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

· 21 Классификатор дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов

· 22 Классификатор стран мира

· 23 Классификатор валют

Идентификация ряда товаров при таможенном декларировании в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Классификатором дополнительной таможенной информации.

В зарубежной практике международные классификаторы принято называть классификациями, что в большей степени соответствует английскому слову «classification», а английским словом «classiflcator» иногда называют специалиста, занимающегося разработкой классификаций.

Во французском языке классификации имеют название «nomenclatures» — номенклатуры, чем и объясняется использование в названиях многих международных классификаций, разработанных с участием французских специалистов, именно этого термина, который соответствующим образом переводится на русский язык.

Номенклатура (от лат. Nomenclatura — перечень, список имен, названий) — это система, совокупность названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники, практической деятельности.

В современном понимании Номенклатура — это перечень названий, присвоенных классификационным группировкам в процессе классификации товаров.

Товарная номенклатура — это систематизированный перечень товаров. Товарная номенклатура является средством единообразного обозначения товаров, для всех заинтересованных сторон.

Правильно разработанная номенклатура обладает следующими достоинствами:

· простота использования при оформлении документации;

· распределение наименований товаров на основе общности свойств;

· способствует созданию возможности для снижения уровня запасов товаров на предприятии и рационального использования товарного запаса.

Источник

Классификаторы: понятие назначение, структура.

Методы классификации используются при построении классификаторов.

Классификатор — официальный документ, представ­ляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Напри­мер, код 81 означает классификационную группировку продук­ции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетка­ных материалов и трикотажных изделий).

Позиция классификатора— наименование и код объекта классификации.

Емкость классификатора— наибольшее число пози­ций, которое может содержать классификатор.

Так, при десятиразряд­ном построении, наиболее часто применяемом для классифи­каторов, все классифицируемые объекты подразделяются на де­сять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обо­значающая количество свободных позиций в нем.

Классификаторы подразделяют на категории. Различают классификаторы международные, общероссийские, от­раслевые и предприятий.

Международные – ТН ВЭД.

Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России.

Отраслевой классификатор — классификатор, введен­ный в установленном порядке для применения в от­расли.

Классификатор предприятия — классификатор, вве­денный в установленном порядке для применения в предприятии.

Наиболее широко распространены общероссийские классификаторы. В настоящее время в нашей стране в социально-экономической области раз­работан 31 общероссийский классификатор.

При осуществлении товароведной деятельности могут ис­пользоваться 10 общероссийских классификаторов и один меж­дународный (ТН ВЭД — Товарная но­менклатура внешнеэкономической деятельности), он применяется при проведении таможенных операций.

В сертификатах соответствия на импортную продукцию ука­зываются коды ТН ВЭД и ОКП (ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции), а на отечественную — только ОКП.

Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используют на маркировках ряда товаров (например, консервов), а также в статистической от­четности.

Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандар­тов).

Коды услуг торговли и общественного питания регламен­тируются ОКУН (Общероссийский классификатор услуг насе­ления).

Код должности товароведа (27150) установлен ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно­стей служащих и тарифных разрядов).

Кроме того, в товароведной и торговой деятельности могут использоваться:

ОКЕИОбщероссийский классификатор еди­ниц измерений,

ОКДПОбщероссийский классификатор ви­дов экономической деятельности, продукции и услуг;

ОКВЭДОбщероссийский классификатор видов экономической деятель­ности,

ОКВГУМОбщероссийский классификатор видов гру­зов, упаковки и упаковочных материалов;

ОКЗОбщероссий­ский классификатор занятий.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечива­ется федеральными органами исполнительной власти и осуще­ствляется по согласованию с Федеральной службой по техниче­скому регулированию и метрологии, Минэкономразвития России и Госкомстатом России. (в соответствии с Положением о разработке, принятии, вве­дении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной ин­формации в социально-экономической области утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической облас­ти»)

Разработка ОК включает создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, а также мето­дическое обеспечение ведения и применения классификаторов. ОК разрабатываются по основным видам технико-экономиче­ской и социальной информации, используемым при создании государственных информационных систем и ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. ОК используют­ся в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Применение ОК обеспечивается путем прямого использова­ния их без изменения принятых в них кодов и наименований позиций, а также включения дополнительных объектов класси­фикации и классификационных признаков в резервные пози­ции без нарушения действующих кодов и наименований. ОК носят обязательный характер. При разработке следует дать обоснование необходимости определенного вида ОК, а также обеспечивать гармонизацию с международными и региональ­ными классификациями и стандартами по классификации.

Определение по ОК кода объекта классификации осуществ­ляется хозяйствующими субъектами самостоятельно.

2. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования. Штриховое кодирование.

Кодирование – это образование условного обозначения и присвоение его объектам классификации.

Правила кодирования:

— код должен иметь определенную структуру построения;

— код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

— код должен способствовать упорядочению объектов.

Кодовые обозначения объектов образуются из цифровых, буквенных знаков или штрихов в соответствии с принятым методом кодирования.

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Различают порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный методы кодирования товаров.

Порядковый метод кодирования основан на присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового мето­да кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий особых знаний. Недостатком метода является отсутствие дополнительной информации об объектах.

Серийно-порядковый метод предполагает присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Упорядочение объектов по сериям позволяет получить дополнительную информацию о них. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промыш­ленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.

При последовательном методе кодирования используются коды последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. Код имеет большую информационную емкость. Недостатки: жесткость кода из-за строгого фиксирования признаков, сложность изменения кодов с целью введения новых признаков.

Последовательный метод кодирования может быть проил­люстрирован на примере группы товаров «Материалы лакокра­сочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаи­мосвязанным признакам (ниже приводится часть группы из ОКП):

КодК4
23 1000Материалы лакокрасочные
23 1100Лаки на конденсационных смолах
23 1110Лаки на природных смолах /
23 1111— канифольные
23 1112— янтарные
23 1113— битумные
23 1114— масляные
23 1120Лаки на алкидных смолах /
23 1121— глифталевые
23 1122— пентафталевые
23 1123— этринольные
23 1124— алкидно-стирольные

Параллельный метод кодирования предполагает использование кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. Метод хорошо приспособлен для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету. Но связь между отдельными группировками недостаточна. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на под­виды в ассортиментной части ОКП.

В 1932 году был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. В настоящее время штриховой код наносится на 99% выпускаемой продукции.

Штриховой код— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции.

Система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

— автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

— автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

— оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров;

— повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

— информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Применение штрихового кодирования совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:

1. изготовителям — учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку в торговлю;

2. оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

3. транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;

4. розничным продавцам — приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Штриховое кодирование — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. К другим средствам автоматической идентификации относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение штрихового кодирования объясняется их преимуществами:

— оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;

— однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок;

— сравнительно невысокая стоимость.

Классификация штриховых кодов. Штриховые коды делятся на два вида:

европейский — EAN и

Американский — UPC.

Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.

EAN/UCC – глобальная международная система штрихового кодирования. Код состоит из 13 или 8 цифр и содержит информацию о стране изготовления, предприятии-изготовителе, продукции. Существуют линейные и двухмерные штриховые коды. Последние, в свою очередь, подразделяются на два вида: многорядные и матричные.

В многорядных кодах данные кодируются в виде нескольких строчек обычных одномерных штриховых кодов. Они находятся одна над другой и составляют форму прямоугольника, но при этом содержат единое информационное сообщение. Это – как единый текст, написанный в несколько строчек.

Матричный код основан на расположении черных элементов внутри матрицы. Каждый черный элемент имеет одинаковый размер, данные кодируются позицией элемента. Они обеспечивают максимальную плотность информации. По форме бывают квадратными, шестиугольными и круглыми. Считываются с помощью только специализированных сканеров.

Наряду со штриховым кодированием все большее распространение получает радиочастотная идентификация (RFID). Система RFID состоит из радиочастотной метки, считывателя информации и компьютера. Метки с источниками питания называют активными. Дальность считывания активных меток не зависит от энергии считывателя. Пассивные метки не имеют собственного источника питания, необходимую для работы энергию получают из поступающего от считывателя электромагнитного сигнала.

Преимуществом активных меток является значительно большая дальность считывания информации и высокая допустимая скорость движения активной метки относительно считывателя. Преимуществом пассивных меток является практически неограниченный срок их службы.

Недостатками радиочастотных меток являются:

— относительно высокая стоимость,

— невозможность размещения под металлическими и электропроводными поверхностями,

— подверженность помехам в виде электромагнитных полей.

3. Ассортимент товаров: понятие, виды, показатели, факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.

Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по определенным признакам.

Ассортиментный перечень – это список наименований продукции, представленных в продаже. Утверждается органами местного самоуправления.

Ассортиментный минимум – это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже.

Виды ассортимента

По местонахождению товаров различают промышленный ассортимент и торговый.

По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой (видовой, марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный ассортимент.

Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).

Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований. Является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных (вина, духи, автомобили).

Развернутый ассортимент – набор товаров одной группы, включающий значительное количество подгрупп, видов и разновидностей товаров.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов и наименований.

Выделяют узкий ассортимент, представленный в специализированных магазинах (одна товарная группа или подгруппа), и широкий ассортимент, представленный в универсальных магазинах (несколько товарных групп).

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный (наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности) и оптимальный ассортимент (удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и минимальными затратами для производителя).

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

¾ учебный – перечень товаров, созданный для достижения обучающих целей.

Показатели ассортимента.

Основные показатели ассортимента: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.

Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие. Выделяют фактическую и предпочтительную. Предпочтительная определяется по результатам опроса потребителей.

Широта ассортимента — количество видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Характеризуется фактической и базовой широтой (количеством видов у конкурентов, на региональном и мировом рынках). Коэффициент широты (Кшфб) характеризует насыщенность рынка.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имею­щихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято ко­личество видов, разновидностей и наименований товаров, рег­ламентированное нормативными или техническими документа­ми (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.),

Общая широта — совокупность всех ассортиментных еди­ниц, видов и разновидностей товаров однородных и разнород­ных групп.

Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет еди­новременно 45 тыс. ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года — до 80 тыс. ассортиментных еди­ниц. В супермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах 30—50 тыс. ассортиментных единиц.

Ассортиментная единица — это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и исполь­зуемые для измерения показателей ассортимента путем подсче­та. Товар определенного вида может иметь разные наименова­ния (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).

Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией. Так, групповая ши­рота гипермаркета «Ашан» составляет примерно 40 групп, для супермаркетов «Седьмой континент» — 25—40 групп. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен ви­дов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.

При групповой широте ассортимента в качестве обобщен­ной единицы измерения выступает группа однородных товаров. Согласно правилам сертификации пищевой продукции группа однородной продукции — это совокупность продукции, объеди­ненной по общности свойств и назначения.

Группы однородных товаров представляют собой совокуп­ность ассортиментных единиц, свойств ассортимента или то­варных артикулов, которые и служат единицей измерения.

Общая широта может служить косвенным показателем на­сыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насы­щенность.

Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется фактической и базовой полнотой (регламентируемое или планируемое количество товаров) Коэффициент полноты (Кпфб) характеризует полноту выполнения договорных обязательств и т.п.

Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швей­царский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рок­фор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель полноты для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В россий­ских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25 наименований, а коэффициент полноты в нашем примере — 16%.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассорти­мента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнооб­разных потребностей, обусловленных разными вкусами, при­вычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потреби­тельских свойств товаров разных видов, разновидностей и на­именований, чтобы информировать о них потребителей. Дове­дение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Однако следует учитывать, что чрезмерное увеличение пол­ноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, по­этому полнота должна быть рациональной.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов.

Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при нали­чии модификаций — одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовых соков определяется количеством торго­вых марок («Чемпион», «Я», «Тонус», «Моя семья» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, пер- сико-апельсиновый и т. п.) и товарных артикулов, различаю­щихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5; 2 л) Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рын­ке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более пол­но представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Устойчивость ассортимента —

1. это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, Ку= отношению количества наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (Шу) к общему количеству наименований товаров (Шф);

Так, в рассмотренном выше примере устойчивым спросом пользуются три наименования сыра из пяти. Следовательно, коэффициент устойчивости равен 60%.

2. это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т.е. срока, в течение которого товары находятся в реализации.

Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное зна­чение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весо­мости. Расчетная формула коэффициента рациональности:

При определении коэффициента рациональности ассорти­мента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что является элементом структуры классификатора. Смотреть фото Что является элементом структуры классификатора. Смотреть картинку Что является элементом структуры классификатора. Картинка про Что является элементом структуры классификатора. Фото Что является элементом структуры классификатора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *