Что является естественнонаучной основой психологии
Естественно-научные основы психологии. Связь психологии и физиологии
Естественно-научные основы психологии.
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности.
Физиология высшей нервной деятельности – это учение о закономерностях функционирования высших форм нервной системы, связанных с психическим отражением действительности, работой организма, поведением человека.
Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи:
– изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;
– познание физиологических механизмов психической познавательной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;
– продолжать разработку учения об условных рефлексах;
– изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.
Строение и функции нервной системы человека.
Функции нервной системы: обеспечение контактов с внешним миром, интеграция (объединение) внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности, организация функционирования организма как целостной системы.
Строение нервной системы:
Первая классификация по морфологическому признаку (строению):
1.Центральная нервная система (головной и спинной мозг) – совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.
2.Периферическая нервная система – это нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы (отростки), мышцы со спинным и головным мозгом.
Вторая классификация по функциональному признаку (исходя из выполняемых задач):
1.Соматическая нервная система – часть нервной системы, иннервирующая всё тело (скелетные мышцы, кожу, суставы) за исключением внутренних органов.
Двигательный отдел – обеспечивает управление движениями.
2.Вегетативная нервная система – часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желёз, гладкой мускулатуры и других органов.
Симпатический отдел – мобилизация человека к активной деятельности.
Парасимпатический отдел – восстановление потраченных ресурсов.
Строение головного мозга
Строение головного мозга человека обусловлено его функциями. Мозг покрыт тремя видами оболочек и в целом состоит из 25 миллиардов нейронов, которые в совокупности называются серым веществом. Уровень умственного развития не зависит ни от размеров мозга, ни от размеров тела.
Толщина коры составляет 3 мм, она покрывает основные отделы мозга. У коры очень сложное строение, она состоит из шести горизонтальных слоев, которые различаются по размерам, плотности и т. д. У нее также есть свои специфические функции. Некоторые ее доли отвечают за обоняние, осязание, речь.
Различают такие главные отделы:
— Конечный – составляет приблизительно 80% от массы всего мозга.
— Промежуточный – здесь находятся таламус и гипоталамус, которые отвечают за связь человека со средой.
— Задний – он состоит из моста и мозжечка, функции которых тесно связаны.
— Средний – это самый «бедный» по части функций отдел.
— Продолговатый – напрямую связан со спинным мозгом. Отделы: большие полушария; ствол; мозжечок
.
Лобные доли
Самые крупные доли больших полушарий, отвечающие за сложные двигательные функции. В лобных долях мозга происходит планирование произвольных движений, также здесь расположены речевые центры. Именно в этой части коры осуществляется волевой контроль поведения. В случае повреждения лобных долей человек теряет власть над своими поступками, ведёт себя антисоциально и просто неадекватно.
Затылочные доли
Тесно связаны со зрительной функцией, отвечают за переработку и восприятие оптической информации. То есть превращают весь набор тех световых сигналов, что поступают на сетчатку глаза, в осмысленные зрительные образы.
Теменные доли
Проводят пространственный анализ и занимаются обработкой большинства ощущений (осязание, боль, «мышечное чувство»). Кроме того, способствует анализу и объединению различной информации в структурированные фрагменты – способность ощутить собственное тело и его стороны, умение читать, считать и писать.
Височные доли
В этом отделе происходит анализ и переработка аудио информации, что обеспечивает функцию слуха, восприятие звуков. Височные доли участвуют в распознавании лиц разных людей, а также мимических выражений, эмоций. Здесь информация структурируется для постоянного хранения, и таким образом реализуется долговременная память.
Ощущения. Физиологический механизм ощущений.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей.
1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор –воспринимающая часть анализатора, его основная функция заключается в трансформации внешней энергии в нервный импульс.
2. проводящие нервные пути – (центростремительные, центробежные, аферентные)
3.корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать всё составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.) Анализатор-активный орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты. Так, американский психолог Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участками кожи, убедился, что при раздражении их иглой, момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторно-двигательной реакцией этого участка кожи.
Классификация ощущений:
1.По расположению рецептора:
1.2.Проприоцептивные— рецепторы находятся в связках и сухожилиях, ощущения сигнализируют о положении различных частей тела и их движении;
1.3.Интерорецептивные— рецепторы находятся на внутренних органах, ощущения связаны с переживанием голода, жажды, тошноты и эмоций (отрицательных и положительных).
2.По наличию или отсутствию контакта с раздражителем:
2.1.Дистантные— обеспечивающие отражение без непосредственного соприкосновения с раздражителем (зрительные, слуховые, обонятельные);
2.2.Контактные— возникающие при соприкосновении органа чувств с раздражителем.
Виды и свойства ощущений.
Виды ощущений.Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения:зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Зрительные ощущения –это ощущения света и цвета.
Слуховые ощущениявозникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
Обонятельные ощущения.Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости.
Вкусовые ощущениявозникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.
Кожные ощущения –тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода).
Двигательные (или кинестетические) ощущения –это ощущения движения и положения частей тела.
Осязательные ощущения – это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.
Ощущения равновесияотражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве.
Болевые ощущенияимеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме.
Свойства ощущений:
1.Адаптация— повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
2.Контраст— явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность
3.Пороги ощущений:
3.1.Нижний порог— минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
3.2.Верхний порог— максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться.
3.3.Разностный порог— минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
4.Сенсибилизация— повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
5.Последовательные образы— это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Понятие адаптации и сенсибилизации
Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.
Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека
Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».
Восприятие. Взаимосвязь восприятия и ощущения.
Восприятие— это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего мира как совокупности предметов и явлений.
Восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Восприятиемв общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.
Ощущениямив психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Свойства восприятия:
1.Избирательность— качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
2.Константность— относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
4.Целостность— особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств, при непосредственном воздействии на органы чувств. Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.
5.Структурность— восприятие не суммы отдельных ощущений, а целого образа.Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.
6.Осмысленность— связь восприятия с осмысленностью.
Виды восприятия:
1.Простые— выделяющиеся по преобладанию роли анализатора при восприятии:
1.1. Зрительные (рассматривание предметов);
1.2. Слуховые (слушание рассказа, музыкального произведения);
1.3. Обонятельные (узнавание по запаху);
1.4. Вкусовые (определение по вкусу);
1.5. Осязательные (кожные, двигательные);
2.Сложные— выделяющиеся в зависимости от объекта отражения, для них характерна равноценная роль всех анализаторов при восприятии:
2.2.Воспритяие человека человеком;
Виды восприятия
1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии
В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.
2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи
3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности
Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.
4) Сознательное и подсознательное восприятие
Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.
5) Классификация восприятий по видам деятельности
Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.
6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное
Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).
7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса
По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1560 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Презентация на тему «Естественнонаучные основы психологие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Естественнонаучные основы психологии
Развитие психики В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, отмечал И.М. Сеченов. Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть поняты ни развитие психики человека в ее филогенезе (развитие человека из животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека). И.М.Сеченов
Развитие психики В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организмов и среды. Они и определили уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основные ветви: растений и животных. Одна, пассивная форма проявлялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения организма под влиянием неоднородной среды. Другая, активная форма изменчивости, определившая развитие животных, проявлялась в основном в изменении форм поведения организма, то есть в изменении способов и форм его активного реагирования на воздействие изменяющейся среды.
Развитие психики Взаимодействие организма и среды в его любой форме возможно потому, что даже самому простейшему организму свойственна физиологическая форма отражения среды — раздражимость. Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддерживающими жизнь организма. Раздражимость вызывает приспособительные процессы, уравновешивающие организм со средой и способствует возникновению высших форм отражения.
Развитие психики Животные в процессе эволюции на основе раздражимости выработали свойство отвечать на воздействия среды, не только непосредственно влияющие на жизненные функции организма, но и на сигнальные воздействия, которые подготавливают, ориентируют организм в среде. Другими словами, у животных в процессе их эволюции возникает новый вид раздражимости, выполняющий сигнальную функцию, — чувствительность. Чувствительность — это свойство, приобретенное животными на определенных этапах эволюции, отражать воздействие среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды. С ее появлением начинается эволюция психического отражения, высшей формой которого является сознание.
Развитие психики Ранее всего психическое отражение возникло в форме смутных положительных или отрицательных переживаний, сигнализирующих о динамике состояния организма и его равновесии со средой. В дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отражения — ощущение как субъективный образ объективного мира. Такое понимание психики позволяет рассматривать ее как свойство самой жизни, необходимое на определенной ступени эволюции животных.
Развитие психики У животных же изменчивость их активного взаимодействия с изменяющейся средой привела к образованию нервной системы — органа, специализированного на возникновении и передаче раздражения, вызываемого воздействиями внешней среды. Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты. Инстинктами называют врожденные, сложные, биологически целесообразные и потому наследственно закрепленные формы поведения.
Развитие психики У животных в их обеих ветвях врожденные инстинктивные формы поведения являются основными. У человека же инстинкты играют важную роль только в первые месяцы его жизни. Многие западные психологи переоценивают роль инстинктов в психике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявления подчинены сознательной деятельности и контролируются ею. Только в исключительных случаях инстинкты могут определять поведение человека.
Развитие психики Развитие головного мозга в ветви человека с самого начала дало возможность в инстинктивном поведении опереться на сочетание одновременно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито позвоночное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения. Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По своим механизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осуществляются с помощью высшей нервной деятельности.
Развитие психики Развитие сигнального значения отражения среды, то есть психического отражения, происходит, когда появляется биологическая необходимость предвидения событий в изменяющейся среде. Примером воздействия среды, имеющего сигнальное значение, является такой звук или запах, который сам по себе не способен влиять на жизненные процессы, но может служить сигналом близкой опасности или добычи. Так, например, если лягушка не видит человека, то он может кричать и свистеть — она не будет реагировать. А слабый звук шлепка об воду воспринимается лягушкой как сигнал опасности, замеченной другой лягушкой, и заставляет ее прыгать в воду. Первые звуки — крик, свист у лягушки не имеют сигнального значения, какое они имеют, в частности, у оленя, а второй — имеет. Но если какой-либо раздражитель приобрел у животного сигнальное значение, значит, оно уже обладает способностью к психическому отражению и, следовательно, имеет психику.
Развитие психики В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного — рассудочного. Рассудочными, их еще называют интеллектуальными, являются формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений.
Развитие психики Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
Развитие психики С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: Общественный труд с использованием орудий труда; Языковое общение. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это, безусловно, привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.
Развитие психики Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредствуется общественно выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
Развитие психики Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Психика и мозг Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. И.П.Павлов
Психика и мозг Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям. Рене Декарт
Психика и мозг Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. Карл Фохт Людвиг Бюхнер
Психика и мозг Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека. Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
Психика и мозг Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющее одни клетки их группы с другими.
Рефлекторная теория психики Понятие рефлекса (по латыни — отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежат И.М. Сеченову и И.П. Павлову. Так, И.М.Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) показал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы. Он выделил в рефлексах три звена: начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено — центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено — внешнее движение
Рефлекторная теория психики По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением, поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, а также поскольку все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину в воздействиях внешнего для мозга реального мира.
Рефлекторная теория психики Это была первая и достаточно успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки рефлекторной теории психики принадлежит И.П. Павлову, создавшему новую область науки — учение о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность — это понятие, обобщающее и психологию и биологию высшей нервной деятельности, что отнюдь не означает тождества последних. В основе высшей нервной деятельности, лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явления.
Рефлекторная теория психики Психические функции осуществляются условными рефлексами, из которых складывается высшая нервная деятельность, а более простые ее функции — безусловными рефлексами, составляющими низшую нервную деятельность.
Рефлекторная теория психики Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов образуют ту смену возбуждения и торможения, которую И.П. Павлов назвал функциональной мозаикой коры головного мозга или корковой нейродинамикой. Система условных рефлексов, связанная в одно целое и проявляющаяся в результате одного пускового сигнала, И.П. Павловым была названа динамическим стереотипом, который является физиологическим механизмом навыков и привычек. Человеку, попадающему в новые условия, приходится ломать ранее сложившийся у него стереотип и создавать новый. Это процесс, требующий иногда большого нервного труда, о чем нельзя забыть, будучи работником юридического труда