Что является формой чувственного познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания

Пример.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Что является формами чувственного познания: примеры

Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.

Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.

Об индивидуальных особенностях и физиологических основах внимания читайте здесь.

Понятие и характеристика

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.

Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.

Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.

Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.

Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.

Примеры

В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.

Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.

По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.

При слове &#171,море&#187, люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.

Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.

Формы

Выделяют три формы:

Ощущение

Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.

Восприятие

Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.

От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.

Соответственно, в дальнейшем при слове &#171,клубника&#187, воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.

Представление

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.

Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.

Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.

Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.

Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.

Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.

Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.

Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.

Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.

Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.

Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.

Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.

Чувственные познавательные процессы

Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.

Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.

И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.

Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.

При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.

Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:

Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.

Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.

Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.

Источник

Чувственное познание и его формы

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

Формы чувственного познания:

1. Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.

2. Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.

3. Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.

Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.

Чувственное познание

Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)

Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Цвет, запах и т. д. – состояния знания вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Эти состояния включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека.

Познание возможно, т.к. ощущения дают нам некоторое знание. Наши ощущения специализированы – например, мы можем воспринимать звуки только определенной частоты.

Психофизиологический парадокс. Как известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. Деятельность мозга поэтому может быть представлена двумя различными картинами. С психологической точки зрения она заключается в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте деятельность мозга представляется в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов. Каким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?

Важнейшим компонентом нервных импульсов оказываются электрические импульсы. Понятно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом явлении, не могут содержаться разнородные качества световых, звуковых, осязательных и других воздействий. Откуда же они «всплывают» в мозгу?

В исследованиях по психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов кодируются в рецепторах посредством частотной модуляции электрических импульсов – распределения импульсов во времени.

Несомненно, что механизм деятельности нервной системы включает процессы кодирования – декодирования. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т.е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Но такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодирования-декодирования, ибо мозг никогда не имел прямых контактов с объективными качествами. Кто (или что) вложил код в человеческий мозг?

Субъективный, идеальный образ производится мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который, следовательно, находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Мозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.

Что является формой чувственного познания. Смотреть фото Что является формой чувственного познания. Смотреть картинку Что является формой чувственного познания. Картинка про Что является формой чувственного познания. Фото Что является формой чувственного познания

Формы чувственного познания

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.

Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.

Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движения первоначально формируется образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Восприятие преодолевает противоречие ощущения, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.

Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия веши, на органы чувств и обобщенность.

Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Можно довольно точно представить, например, остро-, тупо– и прямоугольник, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника наглядно не совместимы.

На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *