Что является формой непосредственного народовластия

Народовластие в РФ

Формы непосредственного народовластия

Непосредственная (прямая) демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения. В современной науке отсутствуют четкие критерии, на основании которых ту или иную форму народовластия следует рассматривать как институт прямой демократии.

Одни ученые относят к числу институтов прямой демократии выборы, общие собрания населения, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя. Другие включают в систему прямой демократии выборы, референдумы, народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту жительства, опросы населения.

Такие институты, как митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, деятельность политических партий, можно рассматривать в качестве средств диалога и взаимодействия между властью и гражданами, целью которых является влияние воли народа на деятельность формируемого им органа. Хотя эти и подобные им институты и институционализируют непосредственное властное волеизъявление граждан, но это волеизъявление не подлежит рассмотрению в соответствующих органах или обязательному исполнению.

Исходя из обозначенного выше подхода об общеобязательности исполнения принятых гражданами публично-властных решений, к институтам прямой демократии можно отнести референдум, народную правотворческую инициативу, общие собрания, сходы граждан по месту жительства, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

Референдум и его виды

Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В развитие этого положения ст. 32 Конституции Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» под референдумом Российской Федерации понимается всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проведение референдума на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятыми в его развитие законами субъектов Российской Федерации.

Право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном законодательством, имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее – региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции Российской Федерации. На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На референдум не могут выноситься вопросы:

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться референдумы субъектов Российской Федерации, местные референдумы. На федеральном уровне их проведение подробно регулируется определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот закон является основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с федеральными и региональными референдумами и выборами всех уровней.

Закрепление на конституционном уровне выборов в качестве высшего выражения власти народа означает, что вся система органов государственной власти и органов местного самоуправления прямо или косвенно формируется на основе выборов: органы, избранные гражданами, назначают остальные государственные и муниципальные органы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными за-конами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Посредством выборов избранные лица получают мандат на осуществление представительной демократии и суверенных прав народа, его высшей воли.

Народ передает избранным представителям не суверенитет, а лишь право на его реализацию в рамках, установленных действующим законодательством.

Действующим российским законодательством предусматриваются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Форма представительной демократии

Под представительной демократией понимается осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Представительные органы, должностные лица, избранные на основе прямых выборов и представляющие Российское государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют на основе воли российского народа (народного суверенитета) и в пределах строго определенных полномочий и являются внешней формой представительной демократии.

Организационно-правовые основы деятельности органов, сформированных населением, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не должны нарушать их представительный характер. В связи с этим в Постановлении от 12 апреля 1995 г. Конституционный Суд посчитал неправильным истолкование формул «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации» как обозначающих фактическое число избранных лиц. Суд отметил, что «цель установления в статье 95 Конституции Российской Федерации числа мандатов в Совете Федерации и Государственной Думе – обеспечение представительного характера высшего законодательного органа Российской Федерации.

Отсюда следует, что принятие предложенной Государственной Думой интерпретации понятия «общее число депутатов» как числа только фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, может привести к тому, что Государственная Дума будет правомочна принимать федеральные законы и иные важные для страны акты по вопросам своего ведения, даже если фактически утратит свой представительный характер вследствие вакантности значительной части депутатских мандатов».

Источник

Непосредственная демократия

Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.

Содержание

Характеристика непосредственной демократии

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государсвенного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии являются сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования.

Соотношение непосредственной демократии и представительной

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

Формы прямой демократии

Наиболее распространенными формами прямой демократии являются:

К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

Исторические формы прямой демократии

Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [2] :

Также народные вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Непосредственная демократия в современных государствах

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии, Лихтенштейне, Италии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа — очень сильно ограничены законодательно или на практике.

Россия

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [3] к основам конституционного строя:

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

— Ст. 130 Конституции РФ

Прямая демократия в идеологии

Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент так-же является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.

Источник

Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Источник

Формы непосредственного народовластия

Принцип подчинения меньшинства большинству. Выборность основных органов государственной власти. Основные разновидности власти. Формы непосредственного народовластия. Референдум, как форма непосредственной демократии. Делегирование властных полномочий.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.12.2015
Размер файла20,2 K

Что является формой непосредственного народовластия. Смотреть фото Что является формой непосредственного народовластия. Смотреть картинку Что является формой непосредственного народовластия. Картинка про Что является формой непосредственного народовластия. Фото Что является формой непосредственного народовластия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Региональный открытый социальный институт

«Формы непосредственного народовластия»

По свидетельству летописей до установления княжеской власти народные собрания были “древним обыкновением в городах, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строго неограниченного единовластия”. То есть, народ славянский, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет.

Различают следующие разновидности власти:

— власть корпоративная, «навязанная» сверху. Такая власть возникает и существует в общественных объединениях, в партиях, для ее реализации не создается специальный аппарат;

— политическая, государственная власть, т. е. власть, осуществляемая через специально созданный аппарат властвования, через институты организованного, государственного принуждения.

Народовластие характеризуется общей волей всего народа, а потому независимой, т.е. суверенной волей. И поэтому мы вправе говорить о народном суверенитете. Народному суверенитету отводится центральное место не только в отечественной, но и в мировой юридической науке.

В юридической науке рассматривают три основных формы (вида) общественной (публичной) власти:

3. Власть общенародная (народовластие). В таком обществе объективно вся полнота и весь объем власти в области экономической, политической, социальной, духовной принадлежит народу и только ему. Такая власть конституируется суверенной волей народа, как правило, в ходе референдума, и приобретает политико-правовой характер. Народ сам определяет организационно-правовые формы реализации своей власти, а также органы, осуществляющие от его имени власть. Его власть не зависит от влияния каких-либо политических партий или групп внутри страны.

Формы непосредственной демократии (народовластия).

Конституция РФ закрепляет принадлежность власти многонациональному народу России, т.е. народовластие, его фактическое содержание, юридические свойства и формы осуществления власти.

Конституция РФ определяет формы осуществления народовластия:

3. Деятельность органом государственной власти;

4. Местное самоуправление.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г.» В настоящее время «…референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран».

2. Действующим законам;

3. Другим вопросам государственного значения (изменение статуса субъектов РФ, досрочное прекращение или продление срока полномочии Президента РФ, введение федеральных налогов и т.д.)

Референдум может быть общероссийским, республиканским, региональным и местным, по наиболее важным вопросам жизни, соответственно республики, региона и т.д..

Обе формы являются непосредственными коллективными действиями граждан и называются учредительными акциями.

Значит, на первом уровне осуществления власти в государстве народ выступает элементом механизма государственной власти. Он делает это в двух основных формах:

ь Непосредственно ( через референдум, выборы);

ь Путем делегирования властных полномочий представительным органам (деятельность органов государственной власти и местного самоуправления).

Формирование органов местного самоуправления неподконтрольно никому, кроме местного населения. Граждане вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы местного самоуправления.

Система местного самоуправления в РФ:

2. Представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов (представителей), избранных путём всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. В период сессий они решают основные вопросы:

Ш Принятие става муниципального образования;

Ш Принятие местных налогов и сборов;

Ш Принятие планов и программ развития территории и др.

4. Территориальное общественное самоуправление, избираемое непосредственно населением по его инициативе и действующее на непостоянной общественной основе (советы и комитеты домовые, уличные, квартальные и т.д.)

В демократических государствах публичная власть принадлежит народу. Так, ст.3 Конституции РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это значит, что все граждане на равных началах могут участвовать в осуществлении власти, а также, что народ является одновременно:

2. Конечным пунктом легитимации властных полномочий любого властного субъекта.

Фактическое содержание народовластия составляют такие его свойства, как

· единство власти народа,

· ее неограниченность и

Единство власти означает, что единым источником власти в обществе является суверенный народ как совокупность всех граждан государства. В основе единства власти лежит общая суверенная воля народа, согласованные политические и общественные интересы.

Верховенство народной власти выражается в том, что народ через установления основного закона определяет основы конституционных отношений. Юридически верховенство власти народа объективируется в верховенстве закона над другими правовыми актами.

Полнота власти народа означает, что народ непосредственно или через представительные органы осуществляет весь объем принадлежащей ему власти.

Неограниченность власти народа заключается в том, что воля народа охватывает все без исключения сферы общественной жизни.

Неотчуждаемость власти означает, что народ никому не передает свою суверенную волю и право управления общественными и государственными делами. Он осуществляет их сам в различных формах, никакая часть общества, никакие организации и отдельные лица не могут произвольно присвоить себе исключительную власть в государстве.

Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа:

· на свободно избранную экономическую основу своего существования;

· право на собственность и свободу экономической деятельности (Конституция РФ, ст. 8, 9);

· участие в политической жизни, свободу идеологической и политической позиции (Конституция РФ, ст. 13);

· пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества (Конституция РФ, ч.1, 2 ст. 44).

Вывод: таким образом, народовластие осуществляется непосредственно народом в форме референдумов и выборов; посредством выборов формируются представительные органы государственной власти, которым народ делегирует свои полномочия для осуществления власти.

государственный власть народовластие демократия

1. Краткий политический словарь / М. Политиздат 1978г./

3. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии.

4. Конституция РФ. М., 1993, ст. 3, 12, 32, 130.

5. О референдуме Российской Федерации. ФКЗ от 28.06.2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

6. Интернет ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность народовластия, формы ее осуществления. Представительные органы государственной власти субъекта РФ. Институты непосредственной демократии. Референдум и выборы. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Правотворческая инициатива граждан.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 02.04.2015

Основные виды непосредственного народовластия. Выборы как средство выражения политической воли народа. Российские источники избирательного права. Организационно-правовые основы подготовки и проведения референдума. Особенности представительной демократии.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 18.10.2014

Виды и формы общественного самоуправления жителей. Местный референдум как высшая форма народовластия. Особенности организации и проведения муниципальных выборов. Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 09.11.2012

Функции и свойства политической системы. Свойства законодательной, исполнительной, судебной, информационной власти. Механизм реализации народовластия. Реализуемость и эффективность народовластия. Адекватность системы управления.

дипломная работа [86,8 K], добавлен 09.12.2006

Непосредственная демократия как конституционная форма народовластия в Российской Федерации. Виды институтов непосредственной демократии, классификация ее форм. Институт референдума и выборов. Референдумный процесс, правовой анализ системы выборов.

курсовая работа [97,3 K], добавлен 20.12.2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *