Что является главной характеристикой деятельности

Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка

Все люди вместе, различные их группы, а также каждый человек в отдельности ежедневно взаимодействуют с окружающим миром. В результате некие образы воплощаются в материальные объекты, а определенные человеческие потребности удовлетворяются.

Деятельностью называют такое взаимодействие со средой, которое направлено на достижение целей, поставленных сознательно. Кроме того, в итоге нее должны создаваться ценности, значимые для общества, либо осваиваться социальный опыт.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Общая характеристика деятельности

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности Вам будет интересно: Зенитные башни люфтваффе: особенности конструкций и назначение. Фортификационные сооружения Третьего рейха

Каждый человек, как и группа людей, проявляют в течение жизни разного рода активность. Однако не всякие ее проявления называются «деятельность». Характеристики и оценка ее должна быть:

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности Вам будет интересно: Двигатель НЛО: устройство и принцип работы

Деятельность реально существует в разнообразных формах, воплощается в культуре и отражается в искусстве.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Элементы, проявления и способы осуществления

Характеристика деятельности включает также понятия «поступок», «поведение», «операция».

Элементом деятельности является поступок. Это некое действие, имеющее выраженный социальный смысл.

Психическая деятельность внешне проявляется в поведение. Это либо определенная мимика и позы индивида, либо серия совершаемых поступков. Здесь далеко не всегда наблюдается наличие определенного плана или цели.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Характеристика видов деятельности

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности Вам будет интересно: Биография польского политического деятеля Болеслава Берут

Дифференцируя деятельность по видам, выделяют три основных.

Сущность процесса и характеристика деятельности

Предметы природы, духовной и материальной культуры заметно изменяются.

Потребности удовлетворяются, создается продукт, признанный общественно значимым.

Приобретение знаний. Навыки и умения могут быть получены в специально организованных учреждениях, попутно как побочный результат другой деятельности, в процессе самообразования.

Психологическое развитие индивида, освоение знаний и опыта, выработанного социумом.

Вид с закрепленными в ходе истории типичными способами человеческих действий и взаимодействий.

Социализация личности, овладение всем опытом человечества, личностное, когнитивное и нравственное развитие детей.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Разные этапы развития личности предполагают разную ведущую деятельность. Ведущим называется не тот вид деятельности, какому субъект посвящает наибольшее количество времени, а определяющий самые важные психические характеристики человека.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Трудовая деятельность – удел взрослых

Известные на сегодня формы разделения труда таковы:

Все три формы соединены крепкими связями. Как общая, так и единичная формы разделения труда могут влиять на частную. На все три воздействует технический прогресс, ставящий новые технологические и организационные задачи и изменяющий характеристики деятельности участников производственного процесса.

Это происходит, например, за счет автоматизации производства. Она высвобождает трудящихся, ведет к иному, чем прежде, разделению труда и меняет общую структуру работников.

Социальная деятельность

Человек производит и воспроизводит что-либо как существо общественное. Он целенаправленно и постоянно изменяет как природный, так и социальный мир путем социальной деятельности.

Она имеет два исходных элемента: деятельность актуальная и накопленная.

Характеристика социальной деятельности выделяет также две ее стороны, являющиеся основными. Это общественное сознание и непосредственно практика.

Кроме того, различают два фактора этого вида деятельности: социальную информацию и организацию.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Отражение социальной деятельности в научной литературе

Наука изучает деятельность, считая ее одной из фундаментальных задач. Великие умы в области философии и социологии, глубоко проникшиеся естествознанием и обществознанием, бьются над этой проблемой.

Стремясь классифицировать социальную деятельность по ее характеристикам, ученые предлагают различные варианты.

Например, М. С. Кветной описывает деление по четырем элементам:

М. С. Каган основывается на трех основных элементах социальной деятельности, но в ином разрезе:

По мнению Б. А. Грушина, классификационных рядов нужно выделять тоже целых три.

Профессиональная деятельность

Психология труда главным своим объектом считает профессиональную деятельность.

Она характеризуется внешне и внутренне.

Стоит уточнить значение некоторых понятий, связанных с внутренними характеристиками профессиональной деятельности.

Предметом труда называют те вещи, а также явления и процессы, с которыми вступает во взаимодействие трудящийся (как мысленно, так и практически).

Те орудия, что усиливают способности субъекта по распознаванию специфики предмета труда и изменению его, называют средствами труда.

Условия же труда складываются из четырех характеристик профессиональной деятельности:

Экономическая оценка деятельности

Грамотно составленная экономическая характеристика деятельности предприятия включает несколько разделов.

В соответствии с каким законом создано, организационно-правовая форма, полное фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес. Оценивается уставный капитал, описываются учредители, сроки и цели деятельности, форма собственности, рассматривается устав.

Структура управления предприятием

Дается на основе трех основных систем управления производством: линейной, функциональной и смешанной. Указывается, является ли предприятие юридическим лицом, описывается иерархия руководства.

Характеристика трудовых ресурсов и оплаты труда

Общее количество сотрудников, производственно-техническая база. Обзор кадровой политики, качественный и количественный анализ персонала.

Основные экономические показатели работы

Темпы роста объемов производства и реализации. Обзор производственных фондов, средств и предметов труда, изучение рациональности и экономности. Общее описание финансовых результатов деятельности предприятия.

Обращая внимание на все указанные пункты, можно составить вполне подробный портрет любого предприятия, узнать его отличительные особенности и характеристику процесса деятельности.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Богатая пища для науки

Как содержание, так и строение деятельности достаточно сложные. Она имеет большое количество разновидностей и великое множество конкретных проявлений. Описывать их можно бесконечно.

С восьмидесятых годов прошлого века и по сей день деятельность не перестает глубоко изучаться представителями разных наук.

Деятельность изучают различными методами. Например, К. Левин предложил социопсихологическое исследование. Оно предполагает проникновение в самую суть проблемы, сначала произведя необходимые изменения, а после наблюдая его следствия. Данный метод считается эффективным в программах работы с заключенными или дискуссиях между жертвами расизма и людьми с расовыми предрассудками.

Деятельность изучают многие науки, например, география. Ведь человек не приспосабливается, словно животное к какой-нибудь среде обитания. Он сам приспосабливает ее под свои потребности. Трудится на этом поприще длительное время, чтобы улучшить условия и не допустить катаклизмов.

Психология изучает деятельность человека с точки зрения психического отражения в ней действительности.

В статье описаны лишь основные характеристики деятельности и рассмотрены некоторые ее виды.

Источник

Тема 4. Определение понятия деятельности. Ее основные характеристики, виды и компоненты

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование человеком окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Основные виды деятельности:

1.Общение – вид человеческой деятельности, направленный на обмен информацией между людьми, установления взаимопонимания и оказания влияния людей друг на друга.

2. Игра – это вид человеческой деятельности, направленный больше не на результат, а на сам процесс.

3. Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение общественно полезного результата.

4. Учение – это вид человеческой деятельности, целью которого является получение человеком знаний, умений и навыков.

Основные характеристики деятельности:

1. Объект и субъект – соответственно то, на что она направлена и кто ее осуществляет.

2. Мотив – побуждение к деятельности, осознанная потребность. Мотивы могут быть органическими, материальными, социальными и духовными (потребность в самосовершенствовании).

3. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата деятельности.

4. Результат – конечный продукт деятельности.

5. Средства – инструменты. С помощью которых человек осуществляет деятельность.

Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Компонентами деятельности являются умения, навыки и привычки. Их определяют автоматизированные, сознательно (умения), полусознательно (навыки) и бессознательно контролируемые (привычки).

Согласование навыков происходит тогда, когда

а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык;

б) реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого);

в) конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот.

Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из противоречий:

а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка;

б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка;

в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка);

г) когда начало и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Тема 5.Ощущения. Их физиологическая основа, классификация, общие свойства.

Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до мозга человека сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов.

Иными словами можно сказать, что: мы связаны с миром с помощью ощущений.

Классификацию ощущений проводят по следующим основаниям.

— по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:

а) дистантную (зрение, слух, обоняние)

б) контактную рецепцию (вкусовые, болевые, тактильные)

— по расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно:

а) экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная)

б) проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)

в) интероцепцию (ощущение голода, жажды)

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны; за исключением болезненных, часто не осознаются нами, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой.

Ощущениесчитается простым из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде организма.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избиратель но реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней Среды, наличие в ней биологически значимых качеств.

Органы чувств человека с самого рождения приспособлены для воспприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и др. воздействий).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Деятельность человека

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Виды деятельности человека

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Что такое деятельность

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть фото Что является главной характеристикой деятельности. Смотреть картинку Что является главной характеристикой деятельности. Картинка про Что является главной характеристикой деятельности. Фото Что является главной характеристикой деятельности

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.

Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *