Что является главной целью диагностики уровня сформированности ууд

Статья «Формирование УУД. Диагностика сформированности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие и образование ни одному человеку не могут

быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним

приобщиться, должен достигнуть этого собственной

деятельностью, собственными силами, собственным

напряжением. (А. Дистервег)

Развитие СМИ, сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть монополистом в области знаний, единственным источником научной информации для школьника. Если это так, тогда в чем заключается предназначение школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с собственным жизненным опытом на основе формирования умения учиться и потребности учиться – вот задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Очевидно, что и образование требует новых подходов, которые заложены в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

В чем же теперь заключается роль школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели, а также развитие личности в системе современного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Существенную роль в этом играют учебные предметы.

Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить его стартовый уровень – уровень сформированности УУД у школьников, а так же отслеживать уровень развития УУД в течение всего периода обучения в школе. Для этого мы используем различные диагностические методики, о которых речь пойдет чуть позже. Все эти методики мы предлагаем Вам в электронном варианте на диске. Диагностические методики позволяют учителю правильно выстроить образовательную программу класса, а так же индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативных курсов, кружков, элективных курсов).

Хотелось бы процитировать слова Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Суть ФГОС второго поколения была давным-давно высказана Константином Кушнером «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Решение такой задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Педагогические технологии, обеспечивающие эффективное развитие УУД

Приоритетные виды формируемых УУД

по приоритетному использованию пед.технологий

Источник

Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий на 1 ступени обучения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий

на 1 ступени обучения

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (0 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в мае месяце одновременно с записью детей в школу в подготовительный класс и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в сентябре.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Консультация педагога будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время.

5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

В контексте решения задач Российского образования актуальной является проблема создания условий для успешного обучения и развития учащихся. В связи с разработкой и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возникает необходимость организации мониторинга становления универсальных учебных действий, требующая уточнения и осмысления основных компонентов УУД, определения способов их оценивания и управления процессом развития. Мониторинг востребован в образовательных учреждениях, в нем заинтересованы учителя, психологи, руководители методических объединений, администрация школы.

Цель мониторинга: оценка основных компонентов УУД, создание условий для личностного, познавательного, социального развития учащихся.

Систематическое отслеживание уровня и динамики развития УУД учащихся (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Создание условий для развития гражданской идентичности, ценностно-смысловой сферы, умения учиться, самостоятельности, социальной компетентности и др.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся в переходные периоды (поступление в 1 класс, в 5 класс),

Разработка методических материалов по ведению мониторинга для педагогов, работающих по новым образовательным стандартам.

Организация сотрудничества с родителями, их просвещение в рамках мониторинга.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС – достаточно молодое направление в образовании. Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на его основе Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

При этом все же отдельные стороны программы оказались не достаточно разработанными. Среди выделенных проблем и противоречий наиболее важные и значимые:

литературные источники показывают основные направления и содержание программы развития УУД. При этом не определяется контур исследуемых наиболее значимых процессов и параметров УУД для отдельного возрастного периода, конкретного года обучения.

обилие параметров, непонимание сути психологического содержания понятий УУД затрудняет работу педагогов по их формированию и оценке, перенасыщает ее большим количеством диагностических мероприятий.

психолог в единственном числе в школе не может обеспечить полноценное сопровождение процесса обучения и развития учащихся, необходимо привлечение педагогов, получивших необходимые знания по организации мониторинга.

работа психолога в школе часто представляет автономный вектор, взаимодействие с педагогами происходит нерегулярно, результаты диагностики не соотносятся с успеваемостью учащихся, достижения обучения и воспитания не прогнозируются;

в начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения, а учитель управляет умственным развитием учеников. При этом педагог не всегда может определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь;

рекомендуемые в литературе диагностические процедуры часто представляют собой «поперечные срезы», они проводятся в переходные моменты школьного обучения, тогда как более востребованными для успешного обучения являются лонгитюдные исследования – «продольные срезы». Непрерывный «сквозной» мониторинг развития позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении.

Программа мониторинга отражает оценку и формирование личностных универсальных действий. Содержание мониторинга регулятивных, познавательных и коммуникативных действий уточняется и дорабатывается. Мониторинг личностных универсальных действий включает 4 раздела:

Диагностический. Представляет план диагностики и оценки универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов, что позволяет педагогу оценивать становление УУД в целом по классу и по каждому ученику.

Аналитический. Раздел включает аналитические справки по оценке текущего состояния параметров УУД и их динамики, отчет по результатам мониторинга.

Технологический. Раздел представляет основные педагогические технологии, формы и направления работы по созданию условий для становления УУД у школьников.

1. Информационный раздел

Основные понятия раздела

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

1. Личностное самоопределение;

Формирование основ гражданской идентичности личности:

формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2. Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания;

мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

3. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

формирование моральной самооценки;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

• смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Возрастная динамика становления личностных УУД

7-8 лет. Ребенок отличается остротой свежестью восприятия, любознательностью. Интересные события, явления вызывают эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Представления о Родине, о людях, природе формируются на основе объяснения взрослых – родителей, учителей. Процесс самоопределения строится внутри значимых для ребенка социальных ситуаций развития – в семье, школе, классе, при непосредственном участии взрослых.

9-10 лет. К 3-4 классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Самоопределение актуализируется в сфере общения. Ребенка волнуют качества, на которые обращают внимание сверстники в школе и во дворе. Развивается рефлексия относительно деятельности, устанавливается половая стереотипизация.

7 лет. Овладение ролью ученика, вытекает из желания поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика. Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом обучения становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу со стороны учителя. Формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения.

8-9 лет. Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности. Другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Они делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку). К III классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. Это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Формируется стремление к достижению результата, умение адекватно оценивать свои успехи и неудачи.

10-11 лет. Формирование мотивов учения связано с удовлетворением познавательных интересов, которые определяют положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. Если подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение для подростков имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. Благоприятной ситуацией учения для них является успех, который обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводят их к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

7-8 лет. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Моральные суждения первоклассников основываются на опыте собственного поведения и на конкретных разъяснениях учителя и родителей. Дети совершают положительные моральные поступки чае всего следуя указаниям старших.

9-10 лет. Моральные понятия и суждения школьников заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У учащихся 3-4 классов помимо собственного опыта поведения и указания старших, появляется стремление самим оценивать анализировать поведение других людей свое собственное. Школьники совершают моральные действия уже по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

11 лет. Продолжается формирование нравственных представлений, понятий, убеждений, которыми подросток руководствуется в поведении. Подросткам свойственно ориентироваться на некий идеал, которым может стать герой фильма, компьютерной игры, человек, общение с которым становится значимым. Они становятся более критичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику не только сверстника, но и взрослого. Подростки стараются избегать непосредственного влияния, стремясь к самостоятельности и независимости.

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи

Внутренняя позиция школьника

1. Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.)

2. Методика «Отношение к школе» Н. Лускановой

3. Тест «Мое отношение к учению»

Сформированность Я-концепции и самооценки

действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

1. Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

2. Перспективная методика «Школа зверей»

— когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

1. Методика «Лесенка»

2. Методика изучения общей самооценки Г.Н.Казанцевой

3. Методика «Хороший ученик»

5. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн)

6. Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Мотивация учебной деятельности

1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

2. Отношение школьников к учению (анкета для учителей и учащихся)

3. Тест «Мое отношение к учению»

Мотивация учебной деятельности

1. Методика диагностики типа школьной мотивации Е. Лепешовой

2. «Незавершенная сказка»

3. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой).

4. Опросник мотивации

5. Анкета «Мотивация к успеху»

Личностное и профильное самоопределение

интерес к изучаемым областям знания и видам деятельности,

1. Анкета оптанта. Карта интересов А.Е. Голомштока

2. Анкета «Необитаемый остров»

Уровень адаптации к новым условиям обучения

1. Опросник дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко)

2. Опросник адаптации (для учителя)

3. Методика САН или цветотест Люшера

3. Нравственно-этическое оценивание

Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Понимание конвенциальных норм

Анкета «Оцени поступок» Э. Туэриля, в модификации О.А. Карабановой, Е.А. Кургановой

Понимание норм взаимопомощи, ответственности, решения конфликтных ситуаций

Ребенок учитывает нормы взаимопомощи, ответственности, решений конфликтных ситуаций.

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

Уровень предубежденного отношения к другим этническим группам

Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик)

Ценностные ориентации, социальные эмоции

Сфера социальной приспособленности ребенка, его межличностные отношения, их особенности, восприятие внутрисемейных отношений, характеристик его поведения

1. Проективный тест «Домики» (по Эткинду)

2. Методика Рене Жиля

3. Опросник (З. Гильбух)

1. Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

2. Методика «Нахождение схем к задачам (по А.Н. Рябинкиной)

3. Тест Керна Ирасека

Действия постановки и решения проблем

умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

1. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

1. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

2. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка)

3. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

1. Выкладывание узора из кубиков

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

1. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину) – умение действовать строго по инструкции

2. Методика «Логические задачи» (А.3. Зак)

контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

2. Режим работы учащихся

оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Диагностика уровня интеллектуального развития

1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное.

1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

3. Тест- опросник педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)

2. Коммуникация как кооперация.

1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

2. Задание « Совместная сортировка»

3. Коммуникация как условие интериоризации.

1. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий на 1 ступени

Коммуникативные УУД

Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Выражать свои мысли устно и письменно (кратко) с аргументами

Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою

Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель)

Оценивать однозначные поступки, как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей

Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков («хорошо»/»плохо») с позиции нравственных ценностей

В предложенной ситуации делать моральный выбор поступка

Отделять поступки от человека. Отмечать неоднозначные поступки

Объяснять с позиции российских гражданских и общечеловеческих ценностей

В моделях ситуаций делать выбор поступка, как представитель своего народа, граждан России

Циклограмма мероприятий (1 – 4 классы)

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Коммуникация как кооперация

1) дословно означает сотрудничество; под словом кооперация и подразумеваются различные виды сотрудничества;

2) в широком смысле под словом кооперация (сотрудничество) понимают одновременное занятие многих рабочих одной и той же работой по общему плану (общественное сотрудничество);

а) простое сотрудничество — объединение сил нескольких людей для выполнения одной работы, которая каждому из них в отдельности не под силу (напр. поднятие груза),

б) сложное сотрудничество — участие многих людей в работе, имеющей единую цель, но состоящей из ряда самостоятельных действий

1-2-3 кл. Задание «Рукавички»

Коммуникация как интеракция

1 . И. социальная – социальное взаимодействие индивидов.

1-2 кл. Методика «Левая и правая стороны»

3-4 кл. Методика «Кто прав?»

Коммуникация как интериоризация

1-2 кл. Методика «Узор под диктовку»

3-4 кл. Задание «Дорога к дому»

что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

что я хочу (какие цели я ставлю)

что я могу (представление о своих возможностях )

что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения)

Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны;

Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;

Учитель учит оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» » («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:

-смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;

-самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

-основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России;

На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа.

Самопознание и самоопределение/ Самооценка

1-2-3-4 кл.Тест на определение самооценки «Лесенка»

1-2 кл. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

3-4 кл. Диагностика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева)

 1-2 кл. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

 3-4 кл. Методика «Незаконченные предложения»

1 кл. Методика «Рисование по точкам»

2-3-4 кл. Методика «Корректурная проба»

1-2 кл. Степень развития произвольного внимания

Общеучебные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические учебные действия

Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

1 кл. Тест «Найди несколько различий»

2 кл. Методика «Выделение существенных признаков»

3 кл. Тест «Логические закономерности»

4 кл. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

Постановка и решение проблем

Постановка и решение проблемы : формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

1.Тебе нравиться в школе?

Не очень нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9.Много ли у тебя друзей в классе?

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

Большинство не нравится

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.

25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИ Я УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Форма проведения: фронтальный письменный опрос

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *