Что является главной целью природоохранной деятельности оао ржд
Что является главной целью природоохранной деятельности оао ржд
Утверждаю
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
1. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное во исполнение распоряжения ОАО «РЖД» от 20 сентября 2007 г. № 1835р «О совершенствовании системы управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД», определяет основные задачи ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды, устанавливает основные принципы организации системы управления природоохранной деятельностью и производственного экологического контроля в ОАО «РЖД».
2. Управление природоохранной деятельностью и производственный экологический контроль в ОАО «РЖД» осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим положением.
2. Основные задачи
3. Основными задачами ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды являются:
1) соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации;
2) проведение экологической политики ОАО «РЖД»;
3) обеспечение экологической безопасности;
4) снижение негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности филиалов ОАО «РЖД» на окружающую среду в целях повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности ОАО «РЖД»;
5) рациональное использование природных ресурсов;
6) обеспечение оперативности при ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций;
7) повышение экологических требований к подвижному составу, транспортной инфраструктуре, топливу;
8) принятие управленческих решений с учетом экологических факторов;
9) развитие единого комплексного подхода к использованию, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающего экологический и экономический эффект;
10) проведение экологического аудита ОАО «РЖД»;
11) сертификация ОАО «РЖД» на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001.
3. Организация управления природоохранной деятельностью
4. Управление природоохранной деятельностью осуществляется:
5. Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» организует работу по охране окружающей среды, координирует и контролирует выполнение программ по охране окружающей среды в ОАО «РЖД» в соответствии с Положением об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, утвержденным ОАО «РЖД» 17 декабря 2006 г. № 1540.
6. Подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», в ведении которых находятся филиалы ОАО «РЖД», включая структурные подразделения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает техногенное воздействие на окружающую среду, координируют природоохранную работу и контролируют выполнение природоохранных мероприятий.
7. Природоохранную работу в филиалах ОАО «РЖД», включая структурные подразделения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает техногенное воздействие на окружающую среду, организуют главные инженеры в соответствии с положением о главном инженере.
8. Природоохранные мероприятия осуществляются филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями.
9. Структурные подразделения, указанные в подпунктах 2-8 пункта 4 настоящего Положения, осуществляют взаимодействие с территориальными природоохранными и надзорными органами.
4. Организация производственного экологического контроля
10. Производственный экологический контроль в филиалах ОАО «РЖД» осуществляется экологическими лабораториями, в том числе передвижными лабораториями на базе железнодорожных вагонов и автомобилей, находящихся в ведении управлений и отделений железных дорог.
11. Производственный экологический контроль осуществляется за:
1) выбросами вредных веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками;
2) сбросами загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на водосборные площади;
3) загрязнением почв и грунтов;
4) размещением отходов производства и потребления деятельности филиалов ОАО «РЖД» на окружающую среду.
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Что является главной целью природоохранной деятельности оао ржд
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 21 января 2020 года N 102/р
1. Утвердить прилагаемую Политику холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, одобренную решением правления ОАО «РЖД» (протокол от 21 ноября 2019 г. N 61).
2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. обеспечить проведение дочерними обществами ОАО «РЖД» корпоративных мероприятий по принятию к руководству Политики, утвержденной настоящим распоряжением.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности
Холдинг «РЖД» включает в себя организации, являющиеся владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава.
Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности разработана и принята в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами холдинга «РЖД».
Холдинг «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности компании в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Учитывая масштабы рисков в области охраны труда, руководство холдинга, возлагает на себя обязательство принять все меры по предотвращению травм, связанных с работой и ухудшения состояния здоровья на основе внедрения современной концепции Vision Zero. При этом руководство Компании рассчитывает на поддержку работников в реализации базовых принципов охраны труда и безопасности на рабочем месте, заложенных в концепции Vision Zero.
Руководители подразделений холдинга «РЖД» несут ответственность за реализацию целей настоящей Политики.
Основными целями холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности являются:
обеспечение безопасных условий труда работников;
защита жизни и здоровья работников холдинга «РЖД» и населения, проживающего в зонах деятельности холдинга «РЖД»;
минимизация негативного воздействия деятельности холдинга «РЖД» на окружающую среду.
Для достижения поставленных целей в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности в холдинге «РЖД» разрабатываются и реализуются функциональные стратегии, определяющие безопасность и надежность производственного процесса, управление рисками и экологическими аспектами.
Перед холдингом «РЖД» стоят следующие основные задачи в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности:
снижение потенциальных рисков в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности;
повышение уровня эффективности использования ресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения наилучших существующих технологий;
повышение эффективности предупреждающих мер по соблюдению требований норм охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности на объектах холдинга «РЖД»;
совершенствование системы управления в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
обеспечение соответствия деятельности в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности современному уровню развития науки и техники;
внедрение культуры безопасности производственных процессов, при которой, квалификационная и психологическая подготовленность сотрудников холдинга, является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.
Для выполнения указанных задач холдинг «РЖД» принимает на себя следующие обязательства:
соблюдать применимые к деятельности холдинга «РЖД» требования международных соглашений, федерального и регионального законодательства, отраслевых и корпоративных нормативных требований, регламентирующих деятельность в сфере охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
проводить оценку воздействия существующих и планируемых видов хозяйственной деятельности на здоровье персонала и населения, окружающую среду;
осуществлять комплекс профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве, аварий на производственных объектах и минимизации их последствий;
обеспечивать, развивать и стимулировать персональную и коллективную ответственность работников холдинга «РЖД» за соблюдение требований в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
обеспечивать своевременное техническое перевооружение и совершенствование технологических процессов в целях снижения рисков возникновения аварийных ситуаций, негативного воздействия на окружающую среду, количества случаев возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев;
обеспечивать реализацию мероприятий по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности деятельности холдинга «РЖД»;
внедрять технологии переработки отходов;
требовать от подрядчиков и субподрядчиков при выполнении работ для холдинга «РЖД» соблюдения политики в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
постоянно улучшать системы управления охраной труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
информировать заинтересованные стороны и поддерживать с ними активный диалог по вопросам деятельности холдинга «РЖД» в области охраны труда и охраны окружающей среды;
пересматривать и совершенствовать по мере необходимости политику холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также его дочерние и зависимые общества (по согласованию).
Охрана окружающей среды
Движение в гармонии с природой
Движение в гармонии с природой
Основные природоохранные мероприятия ОАО «РЖД» в 2020 году
В 2020 году в ОАО «РЖД» одобрена Экологическая стратегия до 2030 года, которая отражает деятельность компании в направлении достижения глобальных целей ООН и национальных целей в области устойчивого развития.
Для достижения параметров Экологической стратегии выполнен большой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, внедрение ресурсосберегающих технологий и наилучших природоохранных практик, снижение влияния деятельности подразделений Компании на окружающую среду.
Для содействия достижению целей устойчивого развития и климатической повестки ОАО «РЖД» входит в состав рабочих органов международных организаций системы ООН и МСЖД. В июле 2020 года генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёров подписал Декларацию МСЖД по устойчивому развитию, провозглашающую приверженность железнодорожных компаний сокращению удельного потребления энергии и объема выбросов CO>2, достижению углеродной нейтральности к 2050 году и реализации целей устойчивого развития.
Снижение воздействия на климат
В основе деятельности Компании по снижению воздействия на климат лежат положения Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, а также Климатической доктрины Российской Федерации.
ОАО «РЖД» ответственно реализует Программу снижения выбросов парниковых газов при осуществлении своей деятельности. Управление выбросами парниковых газов – часть реализуемой корпоративной стратегии ОАО «РЖД». Компания ежегодно представляет данные для оценки выбросов парниковых газов, в том числе необходимые для написания отчета CDP, и принимает участие в заседаниях рабочих групп РСПП и Министерства экономического развития Российской Федерации. Компания участвует в рассмотрении нормативных документов федерального уровня, дает предложения и замечания с учетом специфики железнодорожного транспорта.
Для развития системы учета и управления выбросами парниковых газов в ОАО «РЖД» в конце 2019 года утверждена Программа организационно-технических мероприятий на 2020–2025 годы. Согласно ДПР, снижение удельного уровня выбросов парниковых газов в 2025 году по отношению к 2018 году составит 4,5 %. Снижение будет достигнуто за счет новых технологий, уменьшающих расход топлива в тяговой и стационарной энергетике. Внедрение модульных котельных, работающих на газе, взамен котельных, работавших на угле и мазуте, существенно сокращает количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. В частности, индикативный расчет воздействия на окружающую среду в результате использования электропоездов «Ласточка» показал значительное преимущество железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров перед автомобильным транспортом. В 2020 году выбросы от использования электропоезда «Ласточка» составили 105,9 тыс. т СО2, тогда как уровень выбросов от перевозки аналогичного количества пассажиров по тем же маршрутам автомобилями составил бы 829,2 тыс. т СО2 (в 7,8 раза больше).
Охрана атмосферы и снижение шумового воздействия
В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2020 году снизились на 13 % к предыдущему году.
Для защиты от шума и снижения выбросов в атмосферу в населенных пунктах Компания составляет шумовые карты, на основании которых можно будет ранжировать риски шумового воздействия и разрабатывать первоочередные мероприятия по их устранению. ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума. Этому способствуют:
ОАО «РЖД» на постоянной основе осуществляет поиск инновационных решений по снижению уровня шума.
В ноябре 2020 года ОАО «РЖД» и Министерство природных ресурсов и экологии утвердили План мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба.
Ключевые элементы плана:
Обращение с отходами
Более 80 % образующихся в ОАО «РЖД» отходов обезвреживается и вовлекается во вторичный оборот. Основная их масса (лом черных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты) передается на сформированный рынок переработки отходов. Кроме того, отходы — как V класса опасности, так и II–IV классов — используются повторно внутри компании согласно полученной ОАО «РЖД» лицензии на деятельность в области обращения с отходами. Доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот в общем количестве их образования выросла в 2020 году на 0,3 п. п. по сравнению с 2019 годом.
В 2020 году в ОАО «РЖД» образовалось 1,406 млн т отходов, из которых утилизировано и обезврежено в структурных подразделениях компании 0,064 млн т. Сторонним организациям передано 1,477 млн т отходов, в том числе:
Сохранение биоразнообразия
Большое внимание Компания уделяет сохранению биоразнообразия на полосах отвода железных дорог, в районе станций и вокзалов. В местах, где животные часто выходят на железнодорожный путь, применяется светоотражающая лента, организуются совместные обходы с приглашением представителей лесничеств и участков охотничьих хозяйств.
«Экология как проводник модернизации» РЖД в пандемию усилили «зеленое» направление
Фото: Максим Каширин / ТАСС
На «зеленые» проекты в 2020 году «Российские железные дороги» направили более 4 миллиардов рублей, и вообще инвестиции холдинга в охрану окружающей среды были увеличены. Это произошло на фоне того, что многим компаниям в условиях пандемии из экономии приходилось сворачивать важные программы. Несмотря на трудности, «Российские железные дороги» работали стабильно, как по расписанию, — пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись с учетом эпидемиологической обстановки. При этом ОАО «РЖД» выполнило социальные обязательства как по отношению к своим сотрудникам, проиндексировав зарплату дважды за год, так и к пассажирам, сохранив льготные программы. В плановом режиме идет работа по модернизации стратегически важных транспортных артерий. О том, как РЖД не только повышают уровень экологической безопасности, но и минимизируют в рамках работ по модернизации транспортной инфраструктуры воздействие на природу, и о том, как холдинг становится лидером в безопасности, энергоэффективности и экологичности, — в материале «Ленты.ру».
Чистота в приоритете
Природоохранные мероприятия — современный тренд. Но не только поэтому экологическая сфера находится в числе приоритетных направлений деятельности РЖД. Ответственное отношение, например, к вторичной переработке дает компании и дополнительные финансовые ресурсы.
Среди наиболее значимых экологических инициатив холдинга — раздельный сбор мусора, который практикуется в поездах, на строительных объектах и на вокзалах. В «Сапсанах» такая программа успешно работает с 2019 года, и за внедрение системы экологической безопасности в сервисе этих скоростных поездов холдинг стал лауреатом премии ECO BEST AWARDS.
В этом году компания планирует направить на переработку свыше 570 тысяч тонн вторсырья — бумаги, пластика, стекла, собранных путем раздельного накопления. Также будет утилизировано более 130 тысяч тонн деревянных шпал. Кроме того, комплекс мер, предусмотренных на этот год, позволит сократить на 13 тысяч тонн выбросы в атмосферу вредных веществ и более чем на 700 тысяч тонн углекислого газа. Сбросы сточных вод планируется уменьшить более чем на 400 тысяч кубических метров.
Для обывателя эти цифры мало о чем говорят, да и сами экологические мероприятия, как правило, незаметны. Но так как эта тема очень важная, то для привлечения внимания компания ввела для пассажиров «экологическую» опцию, напоминающую, что, выбрав поезд, а не автомобиль, они могут сократить выбросы парниковых газов. Для этого при оформлении электронного билета в личном кабинете нужно нажать на значок с зеленым листом, и появится соответствующее напоминание.
Фото: Игорь Агеенко / РИА Новости
Ради сохранения экосистем
РЖД выстраивают свою деятельность таким образом, чтобы не только повысить уровень экологической безопасности, но и минимизировать в рамках работ по модернизации транспортной инфраструктуры до 2024 года воздействие на природные экосистемы. А комплекс этих работ очень большой. В частности, компания ведет расширение магистральных путей в общей сложности более чем на 1,1 тысячи километров в самых разных регионах страны. Так, для увеличения пропускной способности «расшиваются» узкие места в направлении морских портов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, через которые на экспорт поступают кузбасский уголь и другая продукция отечественных производителей.
Одним из важнейших пунктов программы является модернизация БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали. Значимость этих основных транспортных артерий для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона стала особенно очевидна в условиях пандемии, когда авиационные грузоперевозки практически встали, а железнодорожные, наоборот, показали свою надежность. В разгар эпидемии по железной дороге из Китая в Европу удалось доставить необходимые средства индивидуальной защиты, в том числе более 40 миллионов медицинских масок.
Затрагивает столь масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры, соответственно, и очень многие уязвимые и требующие повышенного внимания экосистемы. Для того чтобы снизить воздействие на окружающую среду в ходе строительства, холдинг использует лучшие экологические практики. Так, в этом году РЖД первая из российских компаний подписала с Минприроды России рамочный документ, предполагающий организацию экологического мониторинга на железных дорогах. Что важно, документ действует в дополнение к федеральным и местным природоохранным законодательным нормам. Теперь для каждого объекта строительства будут сформированы специальные экологические паспорта.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Байкал под защитой
Под особым контролем холдинга находятся уникальные природные объекты, и в первую очередь, конечно, Байкал. В этом году по поручению президента России Владимира Путина РЖД совместно с Минприроды, руководством Иркутской области и Республики Бурятии, при участии научных и общественных экологических организаций разработали дополнительные меры по сохранению этой экосистемы.
В рамках экологического мониторинга откроется горячая линия по вопросам реализации мероприятий по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Начнут также работать стационарные и передвижные автоматизированные посты непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. На Кругобайкальской железной дороге и объектах БАМа и Транссиба будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора и продолжена модернизация очистных сооружений, электротехнического оборудования на тяговых подстанциях.
Со своей стороны РЖД гарантируют, что при строительстве на учете будет каждое дерево в районе Байкала и прилегающих территорий. А там, где магистраль пройдет через зеленые насаждения, будут организованы компенсационные лесопосадки. Осенью этого года в Иркутском и Хомутовском лесничествах появилось более 40 тысяч сеянцев сосны на площади 20 гектаров, которые были запланированы при проектировании Байкальского тоннеля. И эта работа будет продолжена.
Уже известно, что в рамках строительства почти на 40 гектарах будет вырублено около 20 тысяч деревьев, среди которых, правда, нет ценных пород. Тем не менее взамен РЖД высадят 80 тысяч сеянцев ценной сосны почти на 50 гектарах, ранее пострадавших от пожаров и нуждающихся в восстановлении.
Именно такой подход и формирует, по замыслу руководства РЖД, социально ответственной имидж компании. И вполне обоснованно холдинг является лидером в безопасности, энергоэффективности и экологичности, причем это лидерство подтверждено международными организациями. По итогам 2020 года РЖД заняли почетное третье место в ежегодном рэнкинге устойчивого развития — ESG (Environmental Social Governance), который составляет рейтинговое агентство RAEX-Europe. Особенно ценно, что компания смогла подтвердить свой статус даже в такой непростой для экономики год.
Что является главной целью природоохранной деятельности оао ржд
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Введение
Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически эффективных видов транспорта в мире.
В России экологические преимущества железнодорожных перевозок перед другими видами транспорта обеспечиваются в первую очередь широким использованием электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха территорий, прилегающих к железным дорогам. На электрической тяге в ОАО «РЖД» перевозится более 85 % грузов и 80 % пассажиров.
Низкая эмиссионная составляющая выбросов загрязняющих веществ железнодорожного транспорта напрямую связана с энергетической эффективностью. Удельное потребление топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте гораздо ниже, чем у автомобильного и авиационного транспорта. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железнодорожным транспортом выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в несколько раз выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Рис. 1. Негативное воздействие на окружающую среду видов транспорта России
Решение экологических проблем является одним из приоритетов развития России: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства.
ОАО «РЖД» постоянно ищет пути эффективного использования всех видов ресурсов и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В настоящее время обеспечение экологической безопасности ОАО «РЖД» характеризуется устойчивой динамикой снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в первую очередь, за счет реализации экологических программ, инвестиционных проектов и технического перевооружения, а также совершенствования действующей системы управления природоохранной деятельностью.
В этих условиях одним из приоритетных направлений деятельности для ОАО «РЖД» является формирование и последующая реализация долгосрочного комплекса природоохранных мероприятий.
1. Общие положения
(Раздел 1 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Экологическая безопасность ОАО «РЖД» достигается проведением единой политики, представляющей собой комплекс скоординированных мер нормативно-распорядительного, экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение и/или минимизацию последствий экологических рисков.
Экологическую стратегию ОАО «РЖД» предусматривается реализовать в три этапа: первый в 2016-2020 годах, второй в 2021-2025 годах и третий в 2026-2030 годах.
В настоящей редакции Экологической стратегии ОАО «РЖД» приведен анализ показателей деятельности ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды за 2015 году, который выбран в качестве базового для сравнения и установления стратегических целей и задач.
2. Выбор приоритетов, цель, задачи, основные направления и инструменты реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД»
(Раздел 2 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Выбор приоритетов Экологической стратегии ОАО «РЖД» определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р, Стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, утвержденной советом директоров ОАО «РЖД» 23 декабря 2013 г. N 20, Стратегией инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2030 года, Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года, одобренной Советом директоров ОАО «РЖД» 1 декабря 2014 г. N 24, обязательствами ОАО «РЖД» в рамках Декларации железнодорожного сектора в отношении вклада в решение проблем изменения климата от 30 сентября 2015 г..
Политика ОАО «РЖД» в сфере охраны окружающей среды ориентирована на повышение уровня экологической безопасности железнодорожных перевозок и сохранение природных систем.
Стратегическими целями ОАО «РЖД» в области экологического развития на период до 2030 года определены экономически и экологически сбалансированное развитие компании на основе рационального использования ресурсов; сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды в зоне влияния объектов инфраструктуры компании; предотвращение и ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности филиалов компании.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
Инструментами реализации политики в сфере рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности являются:
3. Итоги реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» за период с 2007 по 2015 годы
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» в 2015 году по сравнению с 2007 (базовым) годом достигнуты следующие результаты:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Динамика сокращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, уменьшение объемов водопотребления, водоотведения, увеличение доли использования и обезвреживания отходов от общего образования является результатом успешной реализации инвестиционных проектов, совершенствования системы управления природоохранной деятельностью и повышения экологической ответственности ОАО «РЖД».
В холдинге «РЖД» были разработаны и приняты основополагающие стратегические документы в области природоохранной деятельности, повышения энергетической эффективности и инновационного развития. Среди основных:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
4. Потенциальные перспективы и сценарии технологического развития компании в сфере обеспечения экологической безопасности
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Главной целью природоохранной деятельности ОАО «РЖД» является минимизация негативного воздействия ОАО «РЖД» на окружающую среду.
Оценка перспектив и стратегических альтернатив развития природоохранной деятельности ОАО «РЖД» в настоящей Экологической стратегии сформирована на основе двух сценариев, связанных с перспективами развития железнодорожного транспорта с учетом прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В основу прогноза консервативного сценария Экологической стратегии заложен вариант консервативного сценария развития Холдинга согласно Стратегии развития Холдинга и долгосрочного прогноза социально-экономического развития России.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
При консервативном сценарии природоохранные мероприятия будут частично обеспечены финансированием с учетом достижения параметров экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности железнодорожного транспорта.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В прогноз инновационного сценария заложен вариант инновационного сценария развития Холдинга согласно Стратегии развития Холдинга и долгосрочного прогноза социально-экономического развития России.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
При инновационном сценарии развития программы развития компании будут ориентированы на реконструкцию и перевооружение производственных приведет к значительному снижению показателей воздействия на окружающую среду.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Настоящая Экологическая стратегия ориентирована на консервативный сценарий развития, как наиболее вероятный.
В рамках реализации настоящей Экологической стратегии при любом сценарии развития природоохранной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1) В сфере охраны атмосферного воздуха:
2) В сфере защиты от шума:
3) В сфере охраны и рационального использования водных ресурсов:
4) В сфере охраны и рационального использования земель:
5) В сфере обращения с отходами производства и потребления:
6) Обеспечение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью.
7) В сфере ресурсосбережения:
8) В сфере корпоративного управления природоохранной деятельностью:
4. Система управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» уделяет большое внимание поддержанию и совершенствованию системы управления природоохранной деятельностью.
Основными задачами системы управления природоохранной деятельностью ОАО «РЖД» являются:
Проведенная в ОАО «РЖД» структурная реформа меняет механизмы управления процессами функционирования ОАО «РЖД». Такие масштабные изменения требуют создания более эффективной системы управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД». Развитие системы управления природоохранной деятельностью должно способствовать обеспечению и контролю достижения стратегических ориентиров, определенных настоящей Экологической стратегией. В связи с этим разработана и утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 6 августа 2012 г. N 1575р:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Отдел охраны природы и экологического контроля Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля выполняет задачи организации деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений в области охраны окружающей среды и контроля соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ОАО «РЖД».
Представленная на рисунке 2, сформирована исходя из требований реализации единой технической политики в этой области.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Рис. 2. Целевая структура управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД»
(Рис. 2 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Определены центры экологической ответственности на всех уровнях управления: центральном, региональном и линейном.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В компании эффективно действует Центральная комиссия по природоохранной деятельности, которая системно рассматривает важнейшие вопросы в области экологии.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
На полигонах всех 16-ти железных дорог вопросы природоохранной деятельности регулярно рассматриваются в региональных комитетах по безопасности производственных процессов под председательством главных инженеров железных дорог.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Все работники ОАО «РЖД», занимающиеся вопросами охраны окружающей среды, повышают квалификацию в специализированных учреждениях. 76 работников ОАО «РЖД» аттестованы в качестве аудиторов-экологов на право проведения экологического аудита и соответствие требованиям стандарта ИСО серии 19011, предъявляемым к компетентности аудиторов, законодательства в области охраны окружающей среды Российской Федерации и зарегистрированы в реестре аудиторов-экологов, аттестованных в Национальной экологической аудиторской Палате.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В ОАО «РЖД» создана система экологического мониторинга структурных подразделений. Экологический мониторинг обеспечивается передвижными вагонами-лабораториями, экологическими лабораториями на базе автомобиля, пунктами экологического контроля за выбросами вредных веществ от тепловозов.
Развитие системы управления природоохранной деятельностью должно способствовать обеспечению достижения стратегических ориентиров, определенных настоящей Экологической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В рамках добровольного вклада развития общества в социальной, экономической и экологической сферах ОАО «РЖД» взяты обязательства по опубликованию не реже одного раза в два года отчетов о реализации норм корпоративной социальной ответственности, составляемые в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития, разработанным международной организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI), рекомендациями Российского союза промышленников и предпринимателей по использованию базовых индикаторов результативности в практике нефинансовой отчетности, другими стандартами в данной области.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
5. Охрана атмосферного воздуха
5.1 Текущее состояние в области охраны атмосферного воздуха
Около 26% пассажирооборота и 45% объема грузооборота в Российской Федерации осуществляется железнодорожным транспортом, при этом согласно информации Государственного доклада Минприроды России доля железнодорожного транспорта Российской Федерации в общем объеме выбросов загрязняющих веществ составляет 1%.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Рис. 3 Доля выбросов железнодорожного транспорта Российской Федерации в общем объеме выбросов загрязняющих веществ.
(Рис.3 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В последние годы на железнодорожном транспорте при росте грузооборота и пассажирооборота отмечается устойчивая динамика улучшения основных показателей, характеризующих воздействие данного вида транспорта на окружающую среду, а также снижения удельных экологических показателей. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в 2015 году по сравнению с 2007 (базовым) годом снизились на 33,3%.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Проводимая ОАО «РЖД» политика в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности приводит к значительному сокращению выбросов вредных веществ, таких как твердые частицы (РМ), двуокись серы (SO2), оксидов азота (NOx ), окиси углерода (CO2).
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Изменение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников железнодорожного транспорта России в период 1990-2015 годы
Рис. 4. Изменение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников железнодорожного транспорта России в период 1990-2015 годы.
(Рис.4 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Изменение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников железнодорожного транспорта России в период 1990-2015 годы
Рис. 5. Изменение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников железнодорожного транспорта России в период 1990-2015 годы.
(Рис.5 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Рис. 6. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за период с 2007 по 2015 годы, тыс. тонн
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Снижение выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников достигается за счет строительства новых и реконструкции действующих котельных, перевода котельных на экологически чистые виды топлива, повышения эффективности сжигания топлива, внедрения электроотопления, реконструкции действующего пылегазоулавливающего оборудования, внедрения новых технологий очистки и улавливания вредных веществ, использования возобновляемых источников энергии.
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников в атмосферный воздух ОАО «РЖД» в 2015 году уменьшились на 25,5 % в том числе оксидов азота на 22% относительно показателей 2007 года за счет модернизации подвижного состава.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Снижение годовой эмиссии парниковых газов в ОАО «РЖД» в период с 2008 по 2015 годы составило 19,7 % за счет:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Средние коэффициенты эмиссии парниковых газов в грузовых перевозках для железнодорожного транспорта являются наиболее низкими по сравнению с другими видами транспорта.
Рис. 7. Средние коэффициенты эмиссии парниковых газов в грузовых перевозках, г/т-км
5.2 Целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области охраны атмосферного воздуха
Целевыми ориентирами ОАО «РЖД» к 2020 году в области охраны атмосферного воздуха являются:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Целевыми ориентирами ОАО «РЖД» к 2030 году в области охраны атмосферного воздуха являются:
Рис. 8. Прогноз изменения выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками на период до 2030 года в ОАО «РЖД», тыс.тонн
Рис. 9. Прогноз изменения выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками на период до 2030 года в ОАО «РЖД», тыс. тонн
Рис. 10. Прогноз изменения выбросов парниковых газов на период до 2030 года в ОАО «РЖД», млн. тонн СО2-эквивалент
Основные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от железнодорожного транспорта происходят вследствие сжигания органического топлива котельными, тепловозами, автотранспортными средствами, самоходным специальным подвижным составом.
Существующие проблемы: наличие объектов, не отвечающих современным экологическим нормативам; недостаточный уровень финансирования, который не позволяет проводить полноценное техническое перевооружение и модернизацию объектов с использованием современного экономичного и экологичного оборудования; невозможность использования на некоторых объектах ОАО «РЖД» (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока) экологически чистых видов топлива.
Существующие и возможные риски: повышение экологических платежей и штрафов за превышение предельно допустимых норм выбросов, особенно в связи с ужесточением требований экологического законодательства; ухудшение имиджа железнодорожного транспорта; снижение инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли.
Пути решения:
Для стационарных источников:
Для передвижных транспортных средств:
В качестве первоочередных мер до 2017 года необходимо выполнение следующих мероприятий:
Учитывая экологичность железнодорожного транспорта, возрастает его роль и значимость в «зеленой логистике». Одной из составляющих «зеленой логистики» являются контрейлерные перевозки, обеспечивающие транспортировку по железной дороге большегрузных прицепов, полуприцепов, трейлеров, что обеспечивает снижение выбросов вредных веществ и парниковых газов в атмосферу от автотранспорта.
Контрейлерные перевозки в перспективе позволят перевозить грузы на дальние расстояния без значительного ущерба для окружающей среды. На 1 тонно-километр выбросы парниковых газов в атмосферу от большегрузного автотранспорта почти в 4 раза выше, чем от железнодорожного транспорта.
Технологии контрейлерных перевозок могут быть реализованы ОАО «РЖД» в ближайшее время, учитывая ужесточение требований российского природоохранного законодательства, загруженность федеральных автомобильных трасс и их неудовлетворительное состояние, сезонное ограничение движения большегрузного автотранспорта, рост автомобильного парка и его воздействие на окружающую среду.
6. Защита от шума
6.1. Текущее состояние в области защиты от шума
Структурами ОАО «РЖД» оказывается физическое воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, электромагнитные излучения). Шум и вибрация одни из основных факторов физического воздействия, оказывающих отрицательное влияние на живые организмы и здоровье человека. Снижение акустического воздействия от объектов ОАО «РЖД» является важным аспектом деятельности ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды.
Сортировочные станции также оказывают значительное шумовое воздействие. В связи с тем, что все работы производятся на открытых площадках, шум от соударения вагонов при роспуске на накопительных путях, шум вагонных замедлителей беспрепятственно распространяется на значительные расстояния, оказывая существенное воздействие на прилегающие жилые территории в радиусе до нескольких километров от объектов железнодорожного транспорта.
Особенно актуальна эта проблема для городских застроек. ОАО «РЖД» приходится решать проблемы, созданные, в том числе, местными властями при строительстве новых жилых микрорайонов в непосредственной близости от железнодорожных линий, и строить шумозащитные экраны.
ОАО «РЖД» ставит перед собой задачу обеспечения соответствия уровня акустических воздействий на окружающую среду установленным нормативам, включающим определение и использование наиболее эффективных технологий защиты от шума. В 2010 году разработан и утвержден СТО РЖД 1.07.007-2010 «Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Правила приемки, ввода в эксплуатацию и обслуживания в процессе жизненного цикла». Выполнены работы по разработке 3-х национальных стандартов Российской Федерации:
ОАО «РЖД» обеспечивает снижение шумового воздействия на окружающую среду за счет укладки бесстыкового пути, использования рельсовых скреплений новых конструкций, рельсошлифования, лесонасаждения, строительства шумозащитных экранов и других мероприятий.
6.2. Целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области защиты от шума
Целевым ориентиром ОАО «РЖД» в области защиты от шума является снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, обеспечивающие снижение уровня шума в ОАО «РЖД», включают:
7. Использование и охрана водных ресурсов
7.1. Текущее состояние в области использования и охраны водных ресурсов
За период с 2007 по 2015 год общее потребление воды в подразделениях ОАО «РЖД» снизилось на 67,6 млн. куб.м (41,5 %), использование воды на производственные нужды уменьшилось на 44,1 млн. куб.м (54,6 %). Использование водных ресурсов в период с 2007 по 2015 годы изменилось следующим образом:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Динамика использования воды в ОАО «РЖД», млн. куб.м
Рис. 11. Динамика использования воды в ОАО «РЖД», млн. куб.м
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Потребление воды уменьшается за счет сокращения ее нерационального расходования, широкого внедрения водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды (в целом по ОАО «РЖД» доля повторного использования воды в 2015 году составила 30 %), нормирования и приборного учета водопотребления.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Объем сброса сточных вод в окружающую среду на объектах ОАО «РЖД» в 2015 году составил 119,563 млн. куб.м.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Структура сброса сточных вод в окружающую среду филиалами ОАО «РЖД» в 2015 году, %
Рис. 12. Структура сброса сточных вод в окружающую среду филиалами ОАО «РЖД» в 2015 году, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Объем сброса сточных вод от объектов ОАО «РЖД» в окружающую среду в 2015 году составил 112,012 млн. куб.м, в том числе:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
По сравнению с 2007 годом произошло сокращение на 51,9 % сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Снижение сбросов загрязненных сточных вод достигнуто за счет реконструкции и строительства канализационных очистных сооружений, внедрения маловодных технологий при отмывке внутренних поверхностей цистерн, мойке пассажирских вагонов и деталей подвижного состава.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Динамика снижения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты филиалами ОАО «РЖД», млн. куб.м
Рис. 13. Динамика снижения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты филиалами ОАО «РЖД», млн. куб.м
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В связи с физическим и моральным износом действующих очистных сооружений и нехватки мощностей очистных сооружений сохраняется сброс недостаточно очищенных сточных вод.
Имеет место сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности без очистки в 7 функциональных филиалах ОАО «РЖД», что является недопустимым и требует принятия мер для полной ликвидации подобных сбросов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
7.2. Целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области использования и охраны водных ресурсов
Целевым ориентиром ОАО «РЖД» в области использования и охраны водных ресурсов к 2020 году является полная ликвидация сброса сточных вод без очистки в поверхностные водные объекты и на рельеф местности.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Целевыми ориентирами ОАО «РЖД» в области использования и охраны водных ресурсов к 2020 году являются:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В качестве целевых ориентиров ОАО «РЖД» к 2030 году в области использования и охраны водных ресурсов определены:
Прогноз изменения сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на период до 2030 года, млн. куб.м
Рис. 14. Прогноз изменения сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на период до 2030 года в соответствии с «инновационным» и «консервативным» сценариями, млн. куб.м
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Действующие и потенциальные риски: наложение ограничений на деятельность объектов филиалов ОАО «РЖД», не соответствующих нормам экологической безопасности, вплоть до полного запрещения их функционирования, рост расходов ОАО «РЖД» на экологические платежи и штрафы за превышение предельно допустимых норм сбросов, возникновение имиджевых проблем ОАО «РЖД», как загрязнителя окружающей среды.
В качестве первоочередных мер до 2020 года необходимо проведение следующих мероприятий:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
8. Обращение с отходами производства и потребления.
8.1 Текущее состояние в области обращения с отходами производства и потребления
В процессе хозяйственной деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» образуется порядка 274 наименований отходов, часть из которых специфична для железнодорожного транспорта. В 2015 году в ОАО «РЖД» образовалось 2166 тыс. т отходов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Структура образования отходов по классам опасности в 2015 году, %
Рис. 15. Структура образования отходов по классам опасности в 2015 году, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
По классам опасности образование отходов в 2015 году следующее:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Динамика вовлечения отходов во вторичный оборот относительно общего образования за период с 2003 по 2015 годы, %
Рис.16. Динамика доли обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот относительно общего образования за период с 2007 по 2015 годы, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В 2015 году доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот достигла 76 % от их общего объема образования с учетом накопления на начало года. Использование отходов осуществлялось в основном в технологических процессах в качестве источников топлива, сырья и вторичных материалов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Одним из важнейших условий решения этой задачи является организация системы селективного сбора и сортировки отходов перед их удалением с целью извлечения как полезных, так и опасных для сжигания или компостирования компонентов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
ОАО «РЖД», являясь одним из основных перевозчиков грузов и пассажиров в стране, считает необходимым принимать участие в решении задач минимизации антропогенного воздействия на природную среду.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду в подразделениях компании используются технологии регенерации и вторичного использования, характерных для железнодорожной отрасли отходов.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Сознавая экологическую и социальную ответственность, компания добровольно с 2014 года приняла обязательство по селективному сбору твердых бытовых отходов (бумаги, стекла, пластика, металла и др.) в офисных зданиях и на вокзалах. Целями проекта являются выделение ценного вторичного сырья, снижение потоков отходов, поступающих на объекты захоронения, экономия сырьевых ресурсов и упорядочение сбора отходов в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Вместе с тем, сдерживает эту работу отсутствие на территориях субъектов Российской Федерации развитой инфраструктуры селективного сбора, сортировки и переработки отходов, объектов для их захоронения, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Действующие и потенциальные риски: в связи с ужесточением требований экологического законодательства и предполагаемым повышением ставок экологических платежей за сверхлимитное размещение отходов ОАО «РЖД» может понести значительные финансовые потери, превышающие уровень необходимого финансирования экологических мероприятий, которые позволят ликвидировать данный риск.
8.2 Целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области обращения с отходами производства и потребления
Целевыми ориентирами ОАО «РЖД» в области обращения с отходами производства и потребления к 2020 году являются повышение доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» во вторичный оборот на 4 % в случае реализации «инновационного» сценария, на 2 % в случае реализации «консервативного» сценария развития по сравнению с уровнем использования и обезвреживания отходов 2015 года.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В качестве целевого ориентира ОАО «РЖД» к 2030 году в области обращения с отходами производства и потребления определено повышение уровня обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» во вторичный оборот на 11% в случае реализации «инновационного» сценария, на 5% в случае реализации «консервативного» сценария развития по сравнению с уровнем использования и обезвреживания отходов 2015 года.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Прогноз повышения доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления, образующихся в технологии подразделений филиалов ОАО «РЖД», во вторичный оборот на период до 2030 года, %
Рис. 17. Прогноз повышения доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления, образующихся в технологии подразделений филиалов ОАО «РЖД», во вторичный оборот на период до 2030 года, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Результатом реализации данных направлений, помимо прямых экологических эффектов, должно стать получение дополнительных доходов и сокращение затрат на природоохранную деятельность за счет:
В качестве приоритетных мер планируется проведение следующих мероприятий:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
9. Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба и восстановление нарушенных локальных экосистем
(Раздел 9 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
9.1 Текущее состояние в области предотвращения загрязнения и восстановления локальных экосистем
ОАО «РЖД» планомерно и добровольно реализуются мероприятия по предотвращению загрязнения и восстановлению локальных экосистем, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности подразделений компании.
В 2012 году ОАО «РЖД» проведена инвентаризация загрязнений и объектов накопленного экологического ущерба. В 2013 году выделены 52 объекта накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью железнодорожного транспорта, начиная с 30-х годов прошлого столетия, в том числе по экологическим аспектам:
С целью упорядочения работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба подготовлено и издано распоряжение ОАО «РЖД» от 6 августа 2015 г. N 1989р «Об утверждении порядка реализации программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба», в котором четко прописан порядок инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба и подготовки обосновывающих материалов с целью включения объектов в ПЛОНЭУ.
По итогам 2015 года ликвидированы 11 объектов накопленного экологического ущерба по экологическим аспектам:
На 4 объектах накопленного экологического ущерба проведены инженерные изыскания с целью выработки проектных решений по ликвидации загрязнений.
9.2 Целевые ориентиры в области предотвращения загрязнения и восстановления локальных экосистем
Компанией планируется завершить ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба до конца 2020 года.
Мероприятия, обеспечивающие решение задач по восстановлению нарушенных естественных экологических систем:
10. Развитие системы контроля за соблюдением экологических норм и требований
(Раздел 10 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Развитие системы контроля за соблюдением подразделениями ОАО «РЖД» экологических норм и требований предусматривает решение целевых задач, связанных с мониторингом воздействия объектов компании на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные и подземные водные объекты, почвы).
В рамках задач, связанных с совершенствованием производственного экологического контроля, предполагается осуществить:
11. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры
(Раздел 11 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
11.1. Текущее положение по вопросам экологического просвещения и формирования экологической культуры
В ОАО «РЖД» серьезное внимание уделяется социальному воспитанию бережного отношения к природе работников компании и пассажиров. В ОАО «РЖД» оформлено 34 экологических электропоезда с наглядной экологической информацией с просветительской целью. Экологический электропоезд призван способствовать формированию у пассажиров имиджа ОАО «РЖД» как экологически ответственной компании, заботящей об окружающей среде.
В структуре ОАО «РЖД» функционирует 25 детских железных дорог, на которых получают навыки железнодорожных профессий более 17 тыс. юных железнодорожников, 49 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 227 детских садов, в которых обучаются и воспитываются более 41 тыс. детей. В общеобразовательных учреждениях и на детских железных дорогах созданы 74 экологические дружины.
ОАО «РЖД» является членом Комиссии по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Минприроды России и активного участвует в мероприятиях Комиссии по экологическому просвещению детей и молодежи, пропаганде бережного отношения к природе.
11.2. Целевые ориентиры ОАО «РЖД» в области развития экологического просвещения и формирования экологической культуры
Мероприятия, направленные на решение задач по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания:
13. Техническое перевооружение и ресурсосбережение ОАО «РЖД», обеспечивающие снижение негативного воздействия на окружающую среду
Техническое перевооружение ОАО «РЖД», обеспечивающее снижение воздействия на окружающую среду, включает следующие основные мероприятия:
В ОАО «РЖД» ежегодно реализуются инвестиционные проекты «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» и «Обеспечение экологической безопасности».
Внедряемые технические средства и технологии позволяют снижать расход топлива в тяговой и стационарной энергетике. В частности, в тяговой энергетике при использовании на тепловозах систем автономного подогрева дизеля на 10-16 % сокращается расход топлива при простое тепловозов в «горячем» состоянии. Внедрение модульных котельных, работающих на газе, взамен котельных, работавших на угле и мазуте, существенно сокращает количество выбросов вредных веществ в атмосферу. В рамках внедрения ресурсосберегающих технологий реализуются, в том числе, проекты оборудования железнодорожных вокзалов ресурсосберегающими технологиями в рамках принятой концепции «Умный вокзал», проводятся работы по внедрению светодиодного освещения, автоматизированных центральных тепловых пунктов, энергооптимальных расписаний движения пассажирских и грузовых поездов, систем автоведения на локомотивах.
Одной из причин негативного воздействия филиалов ОАО «РЖД» на окружающую среду является наличие устаревшего парка подвижного состава, который загрязняет атмосферный воздух, почву и требует более частого текущего и капитального ремонта. В результате заводы по ремонту подвижного состава, локомотивные и вагонные депо также сохраняют повышенный уровень нагрузки на окружающую среду.
ОАО «РЖД» уделяет большое внимание вопросу обновления парка подвижного состава и, соответственно, повышению его экологичности. ОАО «РЖД» совместно с ведущими машиностроительными заводами и транспортными институтами разработали рекомендованные к производству образцы локомотивов, использующих газомоторное топливо, двух- и трехдизельные маневровые локомотивы. Проходит испытания для дальнейшего массового использования перспективный образец маневрового локомотива с полной гибридной силовой установкой.
В целях проработки комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий распоряжением ОАО «РЖД» от 25 февраля 2015 г. N 478р утверждена «Дорожная карта по переходу на принципы наилучших доступных технологий и внедрению современных технологий в ОАО «РЖД» на 2015-2017 годы.
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
14. Расходы на природоохранную деятельность
В 2015 году текущие расходы ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды составили 2,4 млрд. руб., что составляет тот минимум финансовых средств, который позволяет ОАО «РЖД» работать в режиме без рисков наложения со стороны органов государственного надзора ограничений и запретов на деятельность экологически небезопасных объектов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
С момента образования ОАО «РЖД» по 2015 год инвестиции на охрану окружающей среды составили 14,9 млрд. рублей. За этот период построено и реконструировано 150 природоохранных объектов. Поставлено на железные дороги более 781 единиц природоохранного оборудования, более тысячи единиц технических средств и оборудования для ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций с разливом нефтепродуктов. Для экологических лабораторий поставлено около 1,5 тыс. единиц лабораторного оборудования и приборов, 81 лаборатория на автомобильном ходу и 9 вагонов-лабораторий с комплектами аналитического оборудования.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Сумма экологических платежей, начисленных ОАО «РЖД» за загрязнение окружающей среды, составила в 2015 году 155,131 млн. руб. Доля сверхнормативных платежей в целом по ОАО «РЖД» составила в 2015 году 14,6 млн.руб. или 9,4 % от суммы внесенных платежей. Наибольшую долю в экологических платежах, как за допустимое, так и за сверхнормативное воздействие окружающую среду, занимает плата за размещение отходов.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Структура платы за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в 2015 году, %
Рис. 18. Структура платы за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в 2015 году, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Структура платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в 2015 году, %
Рис. 19. Структура платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в 2015 году, %
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В долгосрочной перспективе существует риск роста экологических платежей, связанный с:
Финансовые ресурсы, направляемые ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность, позволяют сокращать уровень негативного воздействия на окружающую среду, обеспечивать структурные подразделения филиалов нормативной экологической документацией и, вследствие этого, минимизировать экологические платежи за сверхнормативные выбросы.
Особенно актуальным в настоящее время становится вопрос управления экологическими рисками. В связи с ожидаемым на государственном и региональном уровнях ужесточением требований к охране окружающей среды, экологические платежи ОАО «РЖД» в ближайшее время могут возрасти в десятки раз. В этом случае, экологический финансовый риск для ОАО «РЖД» (экологические платежи и штрафы) возрастает многократно, что может существенно повлиять на финансовую стабильность и репутацию ОАО «РЖД».
15. Механизмы оценки экологической безопасности и контроля эффективности реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД»
(Раздел 15 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Оценка состояния экологической безопасности ОАО «РЖД» осуществляется по следующим основным показателям:
Контроль эффективности реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» осуществляется путем сравнения прогнозной оценки достижения запланированных значений показателей с учетом их текущего значения. Результаты оценки достижения запланированных значений показателей представляются в составе доклада старшему вице-президенту ОАО «РЖД», курирующему вопросы природоохранной деятельности.
Перечень целевых показателей Экологической стратегии ОАО «РЖД» может уточняться по результатам контроля эффективности.
На основе постоянного мониторинга реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
16. Планируемые источники и механизмы ресурсного обеспечения Экологической стратегии ОАО «РЖД»
(Раздел 16 введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Экологическая стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «РЖД».
Источниками ресурсного обеспечения программ реализации целевых параметров Экологической стратегии ОАО «РЖД» являются инвестиционные проекты «Обеспечение экологической безопасности», «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», инвестиционные проекты филиалов ОАО «РЖД», бюджеты затрат филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» по направлениям деятельности.
Программы реализации целевых параметров Экологической стратегии ОАО «РЖД» формируются в соответствии с целями и задачами ее исполнения и состоят из мероприятий, направленных на достижение стратегических ориентиров, включая совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, в том числе в сфере международного сотрудничества, развитие системы экологического мониторинга, научно-техническое и кадровое обеспечение, просвещение и воспитание населения в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
17. Риски ОАО «РЖД» при реализации Экологической стратегии
Реализация Экологической стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных настоящей Экологической стратегией целей. Экологические риски можно объединить в пять основных групп:
1) Макроэкономические риски.
2) Законодательные риски.
Изменения законодательных требований, ужесточение регуляторной среды могут затруднить выполнение мероприятий, направленных на реализацию настоящей Экологической стратегии. При отсутствии своевременного реагирования на изменения законодательства существуют риски несоответствия деятельности ОАО «РЖД» установленным требованиям.
3) Техногенные, природные и социальные риски.
Крупные катастрофы техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий и т.п.) могут существенно повлиять на показатели природоохранной деятельности, а также потребовать дополнительных капиталовложений со стороны ОАО «РЖД», что может привести к отвлечению средств от мероприятий по реализации настоящей Экологической стратегии.
4) Инновационные риски.
Главным инновационным риском является то, что в условиях нехватки высокоинтеллектуальных кадров и недостаточного технического обеспечения исследовательских центров проведение необходимого объема НИОКР может быть затруднено, что может привести к снижению темпов инновационного развития природоохранной деятельности.
5) Риски, связанные со структурной реформой ОАО «РЖД».
Структурная реформа в ОАО «РЖД» и организационное развитие холдинга привело к образованию новых филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» и соответствующему перераспределению задач, функций и ответственности между ними. Взаимодействие в сфере природоохранной деятельности между ОАО «РЖД», дочерними и зависимыми обществами осуществляется на основании заключения соответствующих соглашений.
Управление рисками при реализации настоящей Экологической стратегии обеспечивает возможность своевременной и эффективной выработки мер по их предотвращению или снижению ущерба от их наступления. Управление указанными рисками наиболее целесообразно осуществлять в комплексе с мероприятиями по мониторингу Программы реализации Экологической стратегии.
В ОАО «РЖД» разработана Методика выявления, идентификации, оценки, ранжирования и разработки мероприятий по управлению экологическими рисками ОАО «РЖД».
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В целях своевременного предупреждения рисков финансовых и имиджевых потерь, ухудшения показателей деятельности ОАО «РЖД», связанных с невыполнением требований и ожиданий заинтересованных сторон разработана «Методика внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД» (утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2016 N 333р).
(Введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
18. Заключительные положения
Главной целью ОАО «РЖД» в области экологии на период до 2020 года и перспективу до 2030 года остается сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Приоритетные целевые ориентиры на среднесрочную перспективу до 2020 года и перспективу до 2030 года установлены на основании анализа возможностей ОАО «РЖД» по обеспечению природоохранной деятельности в соответствии с тремя сценариями развития. Ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий в рамках реализации Экологической стратегии, а также источники ресурсов определяются в соответствующей Программе реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД».
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Приоритетными целевыми ориентирами Экологической стратегии на среднесрочную перспективу до 2020 года в рамках «оптимистичного», «консервативного» и «пессимистичного» сценариев развития являются:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
В области охраны атмосферного воздуха:
В области охраны водных ресурсов:
В области обращения с отходами:
В области корпоративного управления природоохранной деятельностью:
Таблица 1. Приоритетные цели Экологической стратегии на среднесрочную перспективу до 2020 года
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
№ п.п. | Цель | Единицы измерения | Сценарии развития Экологической стратегии | |
---|---|---|---|---|
инновационный | консерва- тивный | |||
1. | Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников | в % от базового уровня 2015 г. | 18,5 | 9 |
2. | Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников | в % от базового уровня 2015 г. | 15 | 7,8 |
3. | Снижение уровня выбросов в атмосферный воздух оксида азота | в % от базового уровня 2015 г. | 13,7 | 7,7 |
4. | Снижение выбросов парниковых газов | в % от базового уровня 2015 г. | 3,8 | 2,4 |
5. | Снижение сброса недостаточно-очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности | в % от базового уровня 2015 г. | 31,8 | 18,2 |
6. | Повышение уровня обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления во вторичный оборот | в % от базового уровня 2015 г. | 4 | 2 |
Приоритетными целевыми ориентирами Экологической стратегии на перспективу до 2030 года в рамках трех сценариев развития являются:
В области охраны атмосферного воздуха:
В области охраны водных ресурсов:
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
Таблица 2. Приоритетные цели Экологической стратегии на перспективу до 2030 года
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.06.2016 N 1227р)
№ п.п. | Цель | Единицы измерения | Сценарии развития Экологической стратегии | |
---|---|---|---|---|
инновационный | консерва- тивный | |||
1. | Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников | в % от базового уровня 2015 г. | 55,2 | 28 |
2. | Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников | в % от базового уровня 2015 г. | 22,3 | |
3. | Снижение уровня выбросов в атмосферный воздух оксида азота | в % от базового уровня 2015 г. | 37,3 | 15,6 |
4. | Снижение выбросов парниковых газов | в % от базового уровня 2015 г. | 6,8 | 5,3 |
5. | Снижение сброса недостаточно-очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности | в % от базового уровня 2015 г. | 100 | 29,5 |
6. | Увеличение доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления во вторичный оборот от общего количества образования отходов | в % от базового уровня 2015 г. | 11 | 5 |
При достижении установленных целевых показателей Экологической стратегии ОАО «РЖД» получит следующие преимущества:
Достижение целевых показателей возможно за счет внедрения инновационных технологий и осуществления масштабных инвестиций в природоохранную деятельность.
Выбор приоритетных природоохранных мероприятий должен осуществляться в пользу проектов, позволяющих, в первую очередь, ликвидировать самые острые экологические проблемы, и проектов, которые дают максимальный экологический эффект на каждый рубль инвестиций.