Что является главным преимуществом общедоступных общественных данных
Что является главным преимуществом общедоступных общественных данных
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
Статья 7. Общедоступная информация
Статья 7. Общедоступная информация
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
О содержании понятий «общедоступная информация», «доведение до всеобщего сведения», «свобода использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения»
Это первая часть моей статьи «О «цитировании» фотографий, открытом доступе и подмене понятий», которая опубликована в журнале «Хозяйство и право» № 1/2017 и размещена на Закон.ру с любезного согласия редакции журнала.
Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. О содержании понятий «общедоступная информация», «доведение до всеобщего сведения», «свобода использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения» [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 28 января. URL: https://zakon.ru/blog/2017/02/28/o_soderzhanii_ponyatij_obschedostupnaya_informaciya_dovedenie_do_vseobschego_svedeniya_svoboda_ispol
В большинстве случаев, когда говорят о нахождении в «открытом доступе в сети Интернет», речь идет об «общедоступной информации», определенной в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) как «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». В ч. 4 ст. 7 раскрыто другое пониятие: «Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных».
А. Савельев в связи с этим указывает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[1].
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что упомянутый Закон рассчитан на регулирование отношений не по поводу интеллектуальной собственности, а других – возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (ч. 1 ст. 1). На это обстоятельство специально указано в ч. 2 ст. 1 Закона об информации: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
К отношениям по поводу интеллектуальной собственности подлежат применению другие нормы – нормы части четвертой ГК РФ. Для обозначения случаев размещения произведений в сети Интернет, в частности, в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ используется понятие «доведение до всеобщего сведения». Эта форма распространения произведений объектов авторского и смежных прав в Кодексе определена как «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору».
В рамках настоящей работы нет нужды в уточнении, следует ли рассматривать доведение до всеобщего сведения как часть права на сообщение до всеобщего сведения (см. ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее – ДАП) или как самостоятельное право на распространение (см. ст. 8(1), ст. 12 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее – ДИФ). Это связано с тем, что в любом случае речь идет именно о реализации «интернет-правомочия»[2] – размещении произведения в открытом доступе в сети Интернет, что предполагает совершение двух шагов: во-первых, помещение объектов «в цифровой форме в цифровой среде» и, во-вторых, доступ к этим объектам любого из пользователей сети Интернет[3].
Таким образом, доведение до всеобщего сведения любого произведения в сети Интернет предполагает «оцифровку» произведения (перевод в цифровую форму) и затем – публикацию его на каком-либо информационном ресурсе (в социальной сети, на сайте, на домашней или новостной странице и т.д.).
Случаи доведения произведений до всеобщего сведения следует отграничивать от использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения» (ст. 1276 ГК РФ). Здесь речь о произведениях не в Интернете, а в реальном мире – это произведения изобразительного искусства (в частности, скульптуры, живописи), произведения архитектуры (здания), садово-паркового искусства и т.д., допускающие постоянное публичное обозрение и находящиеся, как правило, в открытых общественных местах со свободным бесплатным посещением. Яркий пример – музей-заповедник «Царицыно», включающий пейзажный парк, произведения архитектуры, скульптуры и т.п.
Предоставляемая законом свобода использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения», – это, в частности, возможность фотографировать и распространять изображения защищаемых авторским правом объектов (в том числе посредством размещения фотографий в открытом доступе в сети Интернет). Такое дозволение в праве многих стран именуется свободой панорамы (от нем. Panoramafreiheit) и регулируется специальными нормами, иногда довольно строгими[4].
Например, 7 октября 2016 года парламент Франции утвердил Закон об ограничении свободы панорамы, дозволяющий частным лицам (не организациям) фотографировать здания и скульптуры, находящиеся в местах, открытых для свободного посещения, но только для некоммерческого использования – эти положения вошли в ст. L. 122-5 Кодекса интеллектуальной собственности Франции.
К сожалению, в российском законодательстве не раскрывается, что следует понимать под «свободой использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения». Однако некоторые разъяснения по этому поводу уже даны Верховным Судом РФ. Для целей настоящей работы особенно важно отметить, что в абз. 3 п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.09.2015, прямо указано: «Сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ».
Резюмируя изложенное, надо отметить, что не слишком удачно использовать выражение «находится в открытом доступе» для правовой характеристики.
Если речь идет об использовании информации, находящейся в открытом доступе в сети Интернет, целесообразно обозначать ее как общедоступную информацию.
Если необходимость в правовой квалификации возникла применительно к вопросам, связанным с использованием интеллектуальной собственности, вероятны две ситуации.
Если состоялось распространение произведения в сети Интернет (оно размещено в Интернете в открытом доступе), речь идет о доведении до всеобщего сведения.
Если фотографировалось или иным образом репродуцировалось произведение, находящееся в открытом для посещения общественном месте с бесплатным посещением (например, в парке, на площади и т.д., а иногда и в закрытом помещении – в музее, на выставке), то подразумевается использование произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения.
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
[1] Савельев А. И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 73.
[2] Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1. С. 26.
[3] Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности: учебник. – М.: Проспект, 2013. С. 126.
Информация подлежащая защите
Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.
В соответствии с Федеральным заком РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ » Об информации, информационных технологиях и о защите информации » информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация так же подразделяется на:
Общедоступная информация
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.
К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ :
Эта «иная информация» устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах
Информация ограниченного доступа
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Отнесение информации к г осударственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О г осударственной тайне «. Перечень сведений, отнесенных к г осударственной тайне определяется ст. 5 указанного Закона. Существует три степени секретности такой информации:
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К видам такой информации относятся:
Защита персональных данных. Три изменения для пользователей и интернет-ресурсов с 1 марта 2021 года
В конце 2020 года Госдума приняла закон ФЗ-519, который позволяет потребовать удалить общедоступные персональные данные. Пользователи сети сами могут устанавливать условия использования сведений о них и запрещать их передачу третьим лицам. Как эти изменения способны сказаться на работе социальных сетей и иных интернет-ресурсов?
👩💻 Общедоступные персональные данные. Что это, можно ли сейчас их использовать без согласия пользователя
Общедоступными являются данные, которые пользователь чаще всего публикует о себе сам и которые доступны неограниченному кругу лиц. В число общедоступных данных входит информация о пользователе из его профиля в соцсетях и на сайтах объявлений, в частности:
Все эти сведения могут использоваться, например, для сбора досье о человеке, настроек таргетированной рекламы и пр.
По состоянию на конец января 2021 года на основании части 1 статьи 7 Закона ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация включает общеизвестные сведения и иные данные, доступ к которым не ограничен (включая сведения из интернета). Законодательно предусмотрена презумпция открытости такой информации, что означает, что любое лицо может использовать указанные сведения по своему усмотрению. Под запретом находится только распространение полученных данных.
Данные факты подтверждает пункт 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса, согласно которому, если информация о частной жизни гражданина была раскрыта им самим или по его воле, то это не признается нарушением правил использования таких сведений без дополнительного согласия гражданина.
❗ Изменения с 1 марта 2021 года
Через принятие Федерального закона 519-ФЗ будут внесены изменения в ФЗ «О персональных данных». Нововведения в практику работы с общедоступными данными будут проходить в два этапа:
Суть нововведений. Что изменится для пользователей
Для пользователей принятие закона повлечет за собой три важнейших изменения:
Для сравнения: сейчас процедура удаления персональной информации более сложная. Необходимо доказывать, что сведения используются неправомерно – например, содержится фейковая или оскорбительная информация. Теперь никакие доказательства собирать не нужно, как и объяснять мотивы своего поступка.
Также сегодня при удалении профиля в соцсети информация перестает быть видимой другим пользователям, но сведения о действиях пользователя на ресурсе сохранятся и могут использоваться любым способом. После законодательных изменений абсолютно все данные пользователя должны быть удалены.
Для удаления сведений на интернет-ресурсе пользователь должен напрямую обратиться к оператору или передать данные через систему Роскомнадзора. Оператор должен будет прекратить обработку персональных данных в течение трех дней или в срок, который прописан в решении суда.
⚡ Ответственность операторов после вступления закона в силу
Закон начнет действовать с 1 марта 2021 года и распространится на все интернет-ресурсы, использующие общедоступные данные, которые представлены на российском рынке, включая сайты иностранного происхождения.
Оператором, который обрабатывает информацию о пользователях, становится владелец интернет-площадки или социальной сети (пока закон не уточняет перечень операторов персональных данных). Сами операторы данных выступали против принятия законопроекта об изменении обработки данных пользователей из-за усложнения работы с общедоступными данными – в частности, Яндекс, Mail.ru Group, Газпромбанк, Сбербанк, мобильные операторы и др. По их мнению, само понятие «общедоступные данные» после принятия закона фактически исчезнет.
После внедрения изменения операторы не смогут распространять персональные данные пользователей без их личного согласия.
Для передачи и отзыва согласия может использоваться специальная информационная система Роскомнадзора – она должна начать работать в ближайшее время. Также в обязанность операторов вменяется удаление профилей пользователей по первому требованию. Пользователи не обязаны объяснять причины, по которым они решили удалить информацию.
При игнорировании требований законодательства операторам грозит административная ответственность по статье 13.11 Кодекса об административных правонарушениях. На основании пункта 8 указанной статьи штраф для оператора может достигать от 1 до 6 млн р., а при повторном правонарушении – до 18 млн р.
👩💼 Мнение эксперта: как нововведения повлияют на работу соцсетей и других интернет-ресурсов
Новый закон предоставляет пользователям полный контроль за персональными данными. После внедрения нововведения можно ожидать, что пользователи будут более ответственно подходить к вопросу размещения информации о себе в открытом доступе.
Сегодня граждане редко читают пользовательское соглашение и просто ставят отметку в пункте «Разрешаю обработку», тем самым разрешая третьим лицам собирать и распространять информацию о себе. Поэтому в сети опубликовано чрезмерно много личной информации о пользователях. Теперь оператор должен не просто предложить поставить галочку, а по пунктам спросить, какие данные можно передать сторонним компаниям.
Но практика применения данного закона пока не до конца ясна, так как нет исключений для использования персональных данных. Возможно, закон приведет к злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и звезд, которые потребуют удалять информацию о себе, в какой форме она бы ни подавалась. Хотя в законе и есть оговорка о том, что на информацию, публикуемую в государственных и общественных интересах, действие закона не распространяется. Но интернет-ресурсам в данном случае придется доказывать, что опубликованная ими информация представляет общественный интерес.
Непонятна и судьба реестров, где содержится общедоступная информация – в частности, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, где раскрываются сведения без согласия самих пользователей.
❓ Часто задаваемые вопросы
Нужно обратиться к оператору персональных данных или воспользоваться сервисом Роскомнадзора, который заработает в ближайшее время. С учетом последних поправок в законодательство объяснение причин решения удаления сведений о себе не требуется.
Теперь у вас появится больше рычагов для контроля и управления персональными данными. При желании вы сможете заблокировать все возможности для «слежки» за вами.