Что является главным символом христианства

Христианские символы – что означают и для чего нужны

Для чего нужны христианские символы

Символ – это распространённое вариативное изображение, которое обозначает некий многозначный образ, понятие, идею или явление. Знак – это общепринятое изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла. В христианстве существует большое количество различных символов. Первые верующие использовали христианские символы во времена гонений, когда были запрещены изображения Иисуса Христа. Например, подобные символы были найдены в римских катакомбах. В древности они служили убежищем для преследуемых христиан.

Христианские символы служат для внешнего, видимого выражения веры. Беспредельного, непостижимого Бога и Его свойства невозможно в полной мере выразить словами или изображением. Поэтому христиане прибегают к различным образам и символам. В древности это было особенно уместно для знакомства простых, неподготовленных людей с основами христианского вероучения. Многие символы Православия изображаются на иконах. Например, Святой Дух представлен в виде голубя на иконах Крещения Господня.

Христианские символы — смысловое значение

Крест

Крест – это главный символ христианства. Иисус Христос был распят на кресте, который в те времена был распространённым орудием казни. Он напоминает нам о великой жертве Господа ради искупления наших грехов. О Его безграничной любви и милосердии к падшему человеку. Крест – это священное знамя победы Спасителя над смертью и грехом. Это символ торжества любви и вечной жизни. Многие ранние христиане тоже были распяты за свою веру.

“На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость” (Святитель Иоанн Златоуст — Полное собрание творений. Том 2).

Образ креста поначалу не использовался христианами, его заменяли другие священные изображения. Однако со временем этот символ получил широкое распространение. Во многом благодаря чудесному обретению святой царицей Еленой Животворящего креста. То есть того самого креста, на котором был распят Спаситель. Обретение произошло в Иерусалиме в 4 веке.

Ихтис

До массового почитания креста ихтис был одним из наиболее распространённых символов христианства. Он представляет собой монограмму имени Иисуса Христа. Ихтис также указывает на Его Божественное происхождение и миссию: “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Таким образом, в символе заключены основы христианского вероучения.

Аллегорически ихтис часто изображается в виде рыбы. Такая христианская символика берёт свои корни в повествовании Нового Завета. Известно, что многие апостолы были рыбаками. Христос же называет их «ловцами человеков» (Мф. 4:19). То есть рыбаками в духовном смысле, которые будут улавливать людей в сети Царствия Небесного (Мф. 13:47). Символ рыбы также отсылает к новозаветной истории о насыщении народа в пустыне хлебом и рыбой (Мк. 6:34-44).

Раннехристианский богослов Тертуллиан в начале третьего века писал:

“Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде” (“Богословие иконы Православной Церкви”).

Альфа и Омега

Символ является сочетанием первой и последней букв классического греческого алфавита. Бог именуется Альфой и Омегой в последней книге Библии – «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 22:12-13). Это имя символизирует бесконечность Всевышнего и указывает, что Он является началом и концом всего существующего.

Святитель Григорий Богослов писал:

“Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты и конец всего” (“Творения”).

Эквивалентами первых букв греческого алфавита являются слова «первый» и «последний», которыми Бог описывается ещё в Ветхом Завете (Ис. 44:6). Пророк Исаия таким образом указывал на абсолютность и всемогущество Всевышнего.

Символ «Альфа и Омега» используется в иконографии Иисуса Христа. Эти буквы обычно помещаются рядом с нимбом Спасителя или непосредственно внутри него.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

“Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя” (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова).

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

“О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос?” (Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Том 2).

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Голубь

В виде белоснежного голубя символически изображается одна из ипостасей Триединого Бога – Святой Дух. Именно такой видимый облик Он принял, когда сходил на Христа во время Крещения (Лк. 3:22). Голубь в Евангелии символизирует чистоту (Мф. 10:16) Этот образ при Крещении означает, что на Спасителя сошёл дух жертвенной кротости и святости.

Приведём слова святого Антония Великого:

“Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него… Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих. Дух Святой Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение” (“Добротолюбие”. Том 1).

Образ голубя присутствует в ветхозаветной истории о потопе и Ноевом ковчеге (Быт. 6-8). После долгого плавания по затопленной земле Ной решил проверить, появилась ли из воды суша. Он выпустил из ковчега голубя. Птица вернулась с оливковой веткой в клюве. Это значило, что в некоторых местах вода уже ушла. Голубь принёс радостное известие о духовном примирении Бога и человека. Теперь же оно происходит через Иисуса Христа. Как видим из новозаветного рассказа о Крещении Господнем, образ голубя был вновь задействован в примирении человека и Бога.

Источник

Крест: главный символ христианства

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Что общего у южного русского города Ставрополь и ставропигиальных монастырей? Напомню, что таковыми называются важнейшие монастыри Русской Церкви, которые подчиняются непосредственно Патриарху – например, Троице-Сергиева Лавра, московский Данилов монастырь или Оптина пустынь (всего ставропигиальных монастырей сегодня в РПЦ 28, из них 14 мужских и 14 женских).

А общее у них то, что и там, и там, в названии использовано древнегреческое слово σταυρός (stavros) – крест. Таким образом, например, имя Ставрополя составлено из греческого слова «крест» и из греческого же слова πόλις (polis) – город. Вот и получается, что Ставрополь – это город креста. По одной из версий так его назвали потому, что русская военная крепость, из которой город и возник, напоминала формой вытянутый многоугольник, основой которого являлись две пересекающиеся оси. По другой версии, во время закладки фундамента крепости строители выкопали большой каменный крест, неизвестно как оказавшийся в этой тогда еще малонаселенной местности.

А ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Это слово – σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» и глагола πήγνυμι — «устанавливать, водружать» – дословно значит водружение креста. Оно указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест устанавливается и водружается собственноручно самими патриархами.

И когда человек крестится, он не только призывает на помощь Бога и отгоняет демонов: Hoc signo vinces! – «Сим победиши!». Он еще, крестясь, добровольно возлагает на себя крест, то есть, подражает Христу, добровольно принимая скорби и страдания как единственный путь к спасению: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).

Но как же это тяжелейшее бремя страданий может вдруг стать легким и благим? Это может быть, если не спрашивать, за что посланы скорби, просто принимая их. Ведь практически каждый человек в прелести, и ему очень и очень сложно увидеть свои грехи, каждый склонен думать «а меня то за что?». Но любое страдание можно перенести, если видеть в нем смысл. Этот смысл увидишь, если будешь принимать все огорчительное как должное и спрашивать «а зачем тебе это?».

«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя…

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом».

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты», том 1.

Источник

Тест: Христианская символика

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Мно­го­об­ра­зие форм в рус­ском хра­мо­вом зод­че­стве отра­жа­ет­ся на коли­че­стве купо­лов, вен­ча­ю­щих хра­мы. Это коли­че­ство купо­лов — сим­во­лич­но. Одна гла­ва сим­во­ли­зи­ру­ет Еди­но­го Бога, три купо­ла — Свя­тую Тро­и­цу, пять купо­лов — Хри­ста и четы­рех еван­ге­ли­стов, семь глав — семь таинств Церк­ви, девять купо­лов — девять ангель­ских чинов, три­на­дцать — Хри­ста и две­на­дцать апо­сто­лов. Чис­ло глав может дохо­дить до трид­ца­ти трех, что соот­вет­ству­ет чис­лу лет зем­ной жиз­ни Спасителя.

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Купо­ла, име­ю­щие зеле­ный цвет уста­нав­ли­ва­ли на Тро­иц­кие хра­мы т.к. зеле­ный цвет — это цвет, сим­во­ли­че­ски ука­зы­ва­ю­щий на Свя­то­го Духа. Так­же зеле­ные или сереб­ря­ные купо­ла ста­ви­ли на хра­мы, кото­рые были посвя­ще­ны святым.

При­ме­ром могут слу­жить ико­ны Тай­ной Вече­ри. Тра­пе­за Гос­по­да с уче­ни­ка­ми про­ис­хо­ди­ла в гор­ни­це, но на ико­нах обра­зы зда­ний часто быва­ют пред­став­ле­ны на зад­нем плане.

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Иоанн Бого­слов видел семь све­тиль­ни­ков огнен­ных, рас­по­ло­жен­ных перед пре­сто­лом (седа­ли­щем) Все­дер­жи­те­ля. Эти све­тиль­ни­ки суть семь духов Божи­их ( Откр.4:5 ). Осо­бый све­тиль­ник из семи вет­вей, укреп­лен­ных на одной высо­кой под­став­ке, семи­свеч­ник, явля­ет­ся при­над­леж­но­стью совре­мен­но­го пра­во­слав­но­го хра­ма. Он ста­вит­ся с восточ­ной сто­ро­ны тра­пезы перед гор­ним местом. Вет­ви све­тиль­ни­ка, чаще все­го, име­ют чашеч­ки для семи лам­пад или под­свеч­ни­ки для семи све­чей. Семи­свеч­ник зна­ме­ну­ет собою семь Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, пол­но­ту бла­го­дат­ных даров Свя­то­го Духа. Семь све­тов соот­вет­ству­ют так­же семи духам Божи­им, послан­ным во всю зем­лю ( Откр.5:6 ), семи печа­тям таин­ствен­ной кни­ги ( Откр.5:1 ), семи тру­бам ангель­ским ( Откр.8:6 ), семи гро­мам ( Откр.10:3–4 ), семи чашам гне­ва Божия ( Откр.15:7 ), о кото­рых повест­ву­ет Откро­ве­ние Иоан­на Бого­сло­ва. Семи­свеч­ник соот­вет­ству­ет так­же семи Все­лен­ским Собо­рам, семи пери­о­дам исто­рии мира, семи цве­там раду­ги, напо­ми­на­ю­щей о Заве­те Бога с чело­ве­ком ( Быт.9:16 ). Про­об­ра­зом хри­сти­ан­ско­го семи­свеч­ни­ка был вет­хо­за­вет­ный све­тиль­ник, рас­по­ла­гав­ший­ся в ски­нии, устро­ен­ной по Божию пове­ле­нию. Вет­хо­за­вет­ное созна­ние, одна­ко, не смог­ло глу­бо­ко про­ник­нуть в тай­ну это­го свя­щен­но­го предмета.

Сим­во­лы рас­пре­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: ангел сим­во­ли­зи­ру­ет еван­ге­ли­ста Мат­фея, телец – Луку, лев – Мар­ка, орел – Иоанна.
Впер­вые подоб­ное про­чте­ние тет­ра­мор­фа было пред­при­ня­то св. Ири­не­ем Лион­ским, кото­рый видел за этим рас­кры­тие раз­лич­ных аспек­тов обра­за Хри­ста в Еван­ге­ли­ях: ангел, вер­нее, живот­ное с чело­ве­че­ским лицом, озна­ча­ет при­ше­ствие Хри­ста в мир, к людям, телец сим­во­ли­зи­ру­ет Жерт­ву Хри­ста, лев – Цар­ство, орел – обла­да­ние Духом и духов­ное видение.

Вслед за ним эти ассо­ци­а­ции раз­ви­ва­ли св. Иппо­лит, бла­жен­ный Иеро­ним, папа Гри­го­рий Вели­кий и мно­гие дру­гие бого­сло­вы. Одна­ко при­ня­тая на сего­дняш­ний день и устой­чи­вая схе­ма тол­ко­ва­ния этих сим­во­лов у само­го Ири­нея выгля­де­ла несколь­ко ина­че: ангел свя­зы­вал­ся с Мат­фе­ем, телец – с Лукой, лев – с Иоан­ном, орел – с Марком.

Так­же тра­ди­ция свя­зы­ва­ет эти четы­ре сим­во­ла с глав­ны­ми собы­ти­я­ми в жиз­ни Хри­ста: кры­ла­тый чело­век – Его вопло­ще­ние; кры­ла­тый телец — Его смерть; кры­ла­тый лев – Его вос­кре­ше­ние и кры­ла­тый орел – Его вознесение.

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Рыба — один из ста­рей­ших сим­во­лов Хри­ста. Гре­че­ский экви­ва­лент сло­ва «рыба» зву­чит как «Ίχθύς» (Ихт­х­юс, или, в более позд­нем про­чте­нии, Ихтис). Бук­вы, состав­ля­ю­щие это гре­че­ское сло­во, явля­ют­ся началь­ны­ми бук­ва­ми слов, состав­ля­ю­щих выра­же­ние «Ἰησοῦς Χριστὸς θεοῦ ῾Υιὸς Σωτήρ», что озна­ча­ет: Иисус Хри­стос Сын Божий, Спа­си­тель. Вме­сте с тем с сим­во­ли­кой рыбы свя­за­но при­зва­ние Хри­стом неко­то­рых апо­сто­лов из чис­ла рыба­ков, совер­шен­ное Хри­стом чудо насы­ще­ния людей хле­бом и рыбой ( Мк.6:41–42 ), сим­во­ли­че­ское срав­не­ние Цар­ства Небес­но­го с рыбац­ким нево­дом ( Мф.13:47 ) и пр.

Корабль изоб­ра­жа­ет Цер­ковь, кото­рая ведет веру­ю­ще­го без­опас­ным путем через штор­мо­вые вол­ны моря жиз­ни. Крест на мачте сим­во­ли­зи­ру­ет Иису­са Хри­ста, Кото­рый дает власть Церк­ви и руко­во­дит Ею.
Уже в ран­них хри­сти­ан­ских памят­ни­ках есть ука­за­ние на то, что храм дол­жен напо­ми­нать корабль и дол­жен иметь три две­ри как ука­за­ние на Свя­тую Тро­и­цу. Образ кораб­ля, осо­бен­но Ное­ва ков­че­га, часто исполь­зу­ет­ся и по сей день для обо­зна­че­ния Церк­ви. Как Ноев ков­чег был спа­се­ни­ем от мор­ских волн, так Цер­ковь, ведо­мая Свя­тым Духом, явля­ет­ся для хри­сти­ан при­бе­жи­щем в житей­ском море. Поэто­му до сих пор «кораб­лем» назы­ва­ет­ся сре­дин­ная часть храма.

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

Две све­чи на алта­ре под­чер­ки­ва­ют две при­ро­ды Хри­ста — боже­ствен­ную и человеческую.

Алтарь, наи­бо­лее важ­ная часть хра­ма, все­гда нахо­дит­ся на восточ­ной сто­роне. Восточ­ная часть – область све­та, «стра­на живых», стра­на рай­ско­го бла­жен­ства. Поте­рян­ный нами рай был на Восто­ке, в Еде­ме ( Быт. 2:8 ). На восток от Иеру­са­ли­ма так­же рас­по­ло­же­но место воз­не­се­ния Хри­ста. Нако­нец, при­ше­ствие буду­ще­го Цар­ства Божье­го, «вось­мой день тво­ре­ния», сим­во­ли­зи­ру­ет­ся вос­хо­дом солн­ца, восто­ком.
«Само зда­ние долж­но быть обра­ще­но на восток. Все вме­сте, встав и обра­тив­шись к восто­ку по выхо­де огла­шен­ных и каю­щих­ся, пусть молят­ся Богу, вос­шед­ше­му на небе­са на восто­ке, в вос­по­ми­на­нии так­же о древ­нем житель­стве в раю, нахо­дя­щем­ся на восто­ке, отку­да пер­вый чело­век был изгнан за нару­ше­ние запо­ве­ди по наве­там змея».
Апо­столь­ские постановления

Нимб сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ет тай­ну Боже­ствен­но­го при­сут­ствия в пра­вед­ном чело­ве­ке. Он сви­де­тель­ству­ет о при­сут­ствии Боже­ствен­ной бла­го­да­ти, пре­об­ра­жа­ю­щей лич­ность свя­то­го, удо­сто­ве­ря­ю­щей его при­част­ность Цар­ствию Божьему.

Мафо­рий Бого­ма­те­ри изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах пре­иму­ще­ствен­но баг­ря­но­го тона, чаще пур­пур­ный (пур­пур — знак пат­ри­ци­ан­ства) с тре­мя вось­ми­ко­неч­ни­ми звез­да­ми — одна на челе, две на пле­чах, в знак Ее Прис­но­дев­ства — до, во вре­мя и после Рож­де­ства Христова.

В этом пра­ви­ле воз­бра­ня­ет­ся делать сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния Спа­си­те­ля; посколь­ку Хри­стос вопло­тил­ся, реаль­но явил­ся на зем­ле, то и изоб­ра­же­ния Его долж­ны быть реа­ли­сти­че­ски­ми, в обра­зе чело­ве­ка, а не сим­во­ли­че­ски­ми, напри­мер, в обра­зе Агн­ца Божия или ином.
Собор пред­пи­сы­ва­ет заме­нять сим­во­лы Вет­хо­го Заве­та и пер­вых веков пря­мым изоб­ра­же­ни­ем того, что они пре­до­бра­жа­ли, пред­пи­сы­ва­ет рас­кры­вать их смысл пото­му, что образ, кото­рый заклю­чал­ся в этих сим­во­лах, стал реаль­но­стью в вопло­ще­нии. Посколь­ку Сло­во ста­ло пло­тию и жило сре­ди нас, образ дол­жен пока­зы­вать не сим­во­ли­че­ски, а непо­сред­ствен­но то, что яви­лось на зем­ле во вре­ме­ни, что ста­ло доступ­но зре­нию, опи­са­нию, изображению.
Итак, при­чи­на отме­ны древ­них сим­во­лов — суще­ство­ва­ние пря­мо­го обра­за, по отно­ше­нию к кото­ро­му эти сим­во­лы явля­ют­ся пере­жит­ка­ми “иудей­ской незре­ло­сти”. Пока пше­ни­ца была незре­лой, их суще­ство­ва­ние было необ­хо­ди­мо, так как они спо­соб­ство­ва­ли ее созре­ва­нию. В “зре­лой же пше­ни­це исти­ны” их роль пере­ста­ла быть стро­и­тель­ной; она ста­ла даже отри­ца­тель­ной, пото­му что сим­во­лы сни­жа­ли зна­че­ние пря­мо­го обра­за и ущерб­ля­ли его роль. Если пря­мой образ может быть заме­нен сим­во­лом, он пере­ста­ет иметь то без­услов­ное зна­че­ние, кото­рое он дол­жен иметь.
Е. М. Скитер

«Вна­ча­ле хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­но­го Бога – в про­ти­во­вес язы­че­ско­му мно­го­бо­жию. После Никей­ско­го Все­лен­ско­го Собо­ра (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­ше­го дог­мат о един­стве двух при­род во Хри­сте, хри­сти­ане ста­ли кре­стить­ся дву­мя пер­ста­ми. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще дву­мя пер­ста­ми, како­вой обы­чай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ере­си, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­же­но кре­стить­ся тре­мя пер­ста­ми (сим­вол тро­ич­но­сти). Но, в силу отры­ва Руси от Визан­тии, этот обы­чай не был вве­ден на Руси до Нико­на. Ста­ро­ве­ры, не зная ниче­го о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­ту­ры в Визан­тии, упор­но дер­жа­лись за дву­пер­стие», – ука­зы­ва­ет иссле­до­ва­тель С. А. Левицкий.

Источник

25 главных символов христианства

Что является главным символом христианства. Смотреть фото Что является главным символом христианства. Смотреть картинку Что является главным символом христианства. Картинка про Что является главным символом христианства. Фото Что является главным символом христианства

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.
Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.

Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

24. Телец

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *