Что является главными категориями нравственности
Показатель зрелости личности: нравственные качества человека
Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека.
Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.
Как стать добрее и терпимее к людям? Узнайте об этом из нашей статьи.
Определение в психологии
Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.
Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали.
Ориентир, позиция, принципы
Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.
При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.
Качества человека: список
Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:
И моральный блок:
Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.
Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.
Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.
Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.
Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.
Но в некоторых случаях «,высокими», нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.
Примеры чувств
Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.
И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.
В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.
Примеры:
Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.
Поведение
Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.
Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.
Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.
Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «,фильтр-факторы»,:
Какие бывают нормы?
Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.
Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).
Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.
Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).
Что является показателем нравственной зрелости личности?
Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.
Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.
Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.
Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:
Кратко о теории развития нравственности
Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.
Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.
В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.
Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:
При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.
Проблема безнравственности
Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.
Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.
Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.
Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.
Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.
Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории морали, функции морали.
Содержание:
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
↑ Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает | ||
Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |||
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
↑ Функции морали
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
↑ Мораль и нравственность
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Принципы морали и этические категории нравственности (лекция)
СОДЕРЖАНИЕ
В основе гуманизма лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно становиться конечной целью общества.
Само становление и развитие нравственности в решающей степени зависело от осознания и принятия гуманизма в качестве практической нормы социальной деятельности. В Центральной Азии гуманизм возникает в IX-XII веках. Выдающимися гуманистами этой эпохи были Фараби, Бируни, Ибн Сина, Омар Хайям.
Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в Европе в эпоху Возрождения (XV XVIBB.). В этот период гуманизм выступает как идеология, боровшаяся с феодально-патриархальными порядками. Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали против аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.
В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали гуманисты Возрождения Петрарка, Леонардо да Винчи, Монтень, Н. Коперник, Шекспир и др. провозгласили человека венцом природы, центром мироздания.
Как это ни парадоксально, гуманистические нормы поведения формируются именно тогда, когда отношения между людьми становятся в высшей степени бесчеловечными.
В настоящее время гуманизм составляет общую основу для выявления проблем, включая глобальные, и формулу их решения. Гуманизм при этом выдвигается в качестве нормы человеческой солидарности. В докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам отмечается, что «определение общих ценностей», из которых надлежит строить систему норм человеческой солидарности, зависит от более широкого консенсуса относительно значения гуманизма и его роли в содействии благополучию людей». Авторы доклада выражают надежду, что гуманизм сможет и должен разорвать круг конфронтации и конфликтов. По их мнению, признание основополагающей ценности человеческой личности и этических ценностей; разделяемых всеми обществами, должно явиться той силой, которая направляет и определяет совместные действия ради человеческого общества и блага.
Гуманизм современности включает три аспекта: глобальность, что является сущностью нашего мира; любовь к справедливости и отвращение к насилию. В последних докладах Римскому Клубу почти все авторы само решение глобальных проблем и, следовательно, будущее человечества ставят в прямую зависимость от изменений его гуманистических целей, сознания, морали. Большинство глобальных проблем существует сегодня как актуальная угроза. Эта угроза не снимается во многих случаях и тогда, когда мы рассматриваем перспективу XXI века. Под влиянием возникающих угроз изменяется шкала ценностей, причем вес явственнее обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей.
Надежды, которые возлагаются на гуманизм, достаточно велики. Один из крупнейших ученых современности, видный общественный деятель Дж. Хаксли писал о ЮНЕСКО так: «Её мировоззрение должно основываться на какой-либо форме гуманизма, который должен быть всеобщим и вполне стремления соединить узами дружбы все народы мира, и в плане отношения ко всем народам и всем индивидам в рамках любого народа как к равным, если речь идёт об их человеческом достоинстве, взаимном уважении и возможностях получения образования».
Моральный прогресс состоит в нарастании меры гуманности, в переходе от менее гуманного к более гуманному типу отношений. Гуманизм, понимаемый как уважение, любовь к людям, как сознание необходимости сделать человечными формы общения между ними, является одной из наиболее глубоких тенденций нравственного развития.
На основе развития материального производства складывается определенная политическая, культурная, социальная среда, которая именуется Отечеством и имеет важное значение в общественном бытии индивидов. Нравственное сознание давно зафиксировало единство человека и Отечества, выразив его в требовании патриотизма. Это сложное, богатое, исторически изменчивое социально-нравственное и нравственно-психологическое явление. По своему объективно-социальному содержанию патриотизм, призван практически способствовать, сплочению людей в рамках определенных отечеств.
Взятый в исторической перспективе, патриотизм выражает очень важную качественную ступень на пути развития, углубления общественной природы человека. Выражая принадлежность человека к данному Отечеству, к данной социальной среде, патриотизм формирует в нём сознание слитности с ними.
Человек высокого достоинства не станет националистом. Народ, уверенный в своей силе и в своём будущем, великодушен. Справедливое отношение к представителям всех наций и народностей, забота о них становятся у нас нравственным долгом. Патриотизм в условиях независимости заключается в том, чтобы поднять на подобающий уровень честь и достоинство нашей страны. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать настоящего человека, патриота своей Родины, воспринимающего свой народ равноправным среди мирового сообщества наций.
Такое понимание труда и такое отношение к труду возникло не сразу, Так, в эпоху Античности физический труд считался уделом рабов и свободный человек, оказавшись в затруднительном положении, предпочитал нищенство физическому труду. Но уже в XV веке один из гуманистов Центральной Азии Алишер Навои признавал нравственную ценность любого труда, полезного для общества-
Во все времена прогрессивные мыслители связывали труд с нравственным обновлением, считали, что только благодаря благородству труда жизнь становится прекрасной. Таким образом, постепенно осознаётся не только экономическая сущность труда, но и его психологические и нравственные аспекты.
Например, Л. Н. Толстой говорил, что писал благодаря осознанию общественного значения труда и потребности в творчестве. Ничто так не возвеличивает человека, как труд, утверждал он. Постепенно отношение человека к труду усложняется. Это проявляется в том, что труд рассматривается как основной вид человеческой деятельности, как средство выражения человеческой индивидуальности. Общественная и нравственная ценность личности связывается с качеством и социальной значимостью её труда.
На современном этапе социальная практика развитых стран показывает, что возможно, обладая определенным капиталом, лично не заниматься трудовой деятельностью. Но такой праздный образ жизни вызывает множество психологических проблем. Люди, ведущие праздный образ жизни, теряют понимание осмысленности жизни и не находят удовлетворения ею. В конечном итоге приходят к осознанию необходимости заниматься социально полезным трудом в какой-либо форме.
Следует отметить, что обширный категориальный аппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий.
Одни исследователи считают, что категории этики логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.).
Другие исследователи считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство и своеобразие нравственной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам:
Существуют и иные способы классификации этических категорий.
В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений.
С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.
Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.
Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.
Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий.
К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага как того, что позитивно, ценно и значимо для людей.
Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочу минующая любовь, которая обращена даже к spaiaM. Л гордость- гордыня- напротив, причисляется к порокам.
В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра. Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокооценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого.
Для уяснения морального смыслопонятия добра важно отличать его от понятия пользы. В этике существует утилитаристско-прагматическая традиция, которая ставит знак равенства между добром и практической пользой. В соответствии с этими взглядами добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье.
Таким образом, мы видим, что в реальной жизни понятия добра и зла могут приобретать относительный характер. Однако все поступки и деяния человека следует соразмерять с высшим критерием Добра. А это возможно только тогда, когда человек обладает высокой нравственной культурой.
Что такое мораль, ее категории и функции
Мораль — это совокупность общепринятых понятий о том, что такое хорошо или плохо, что есть зло, а что добро, а также нормы поведения, которые формируются исходя из этих понятий. Термин “мораль” может применяться не только в отношении всего общества. Также существуют отдельные категории для определенной части населения, например, бывает буржуазная, христианская мораль и т.п.
Общая характеристика
Понятие морали часто отождествляют с понятием “нравственность”. Они определяют систему норм поведения и общения, ценностей, оценочных суждений человека.
В ходе истории ученые оценивают мораль как:
Мораль включает следующие составляющие:
Рис. 1. Составляющие морали
Для морали характерны два признака:
Важно! Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей.
Основные категории
Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:
Рис. 2. Категории морали
Добро
Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума.
Добро по своей сути созидательно.
Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.
Определение долга — одно из основополагающих в формировании общества.
Важно! Моральный или нравственный долг — это выбор личности между тем, что она хочет, и тем, что должна сделать.
Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.
Важно! Долг человека регулируется совестью — это личное осознание человеком собственного долга. То, следует он ему или нет, определяется моральным выбором. Этот выбор зачастую является самым сложным в жизни личности, особенно если варианты взаимоисключают друг друга.
Справедливость
Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.
Рис. 3. Категории морали
Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.
Достоинство
Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.
Функции морали
Мораль играет крайне важную роль в жизни социума и человека. Ее функции выделяют в 5 пунктов:
Аспекты морали и ее функции изучает наука этика. Она отличается от других наук тем, что предметом ее рассмотрения является не сам факт, а то, каким этот факт должен быть в идеале. Для того чтобы мораль успешно функционировала и развивалась, важно, чтобы все ее функции могли выполняться свободно и едино.
Рис. 4. Функции морали
Связь культуры, права, религии с моралью
Мораль прогрессирует и меняется с ходом истории. Она тесно связана с культурой каждого народа, переплетается с его традициями, обычаями, ценностями.
Важно! Нормы морали часто схожи с культурными обычаями общества, но все же имеют определенные отличия.
Обычаи предполагают, что правила будут выполняется бездумно и беспрекословно, тогда как мораль дает свободный выбор. Обычаи часто основываются на страхе перед осуждением социума, тогда как мораль руководит категориями “долга”, “стыда” и “совести”.
Нормы и правоведения, и морали созданы для регуляции и объединения социума. Они отличаются тем, что правовые принципы закреплены документами и то, как люди им следуют, контролируется государством. Мораль же использует личные суждения и выбор.
Важно! Правовые нормы обязательны, а моральные — желательны.
Определенные нормы морали схожи с правовыми. Примерами могут быть убийство, кража — это зло, и оно должно быть наказано. Часто они конфликтуют, если личные убеждения заставляют делать то, что карается законом. Например, человек решает, что украсть медикаменты, которые спасут родного, — правильно, тогда как право называет это преступлением.
В начале развития морали она была очень тесно связана с религией, и в определенном смысле это остается так до сих пор.
Важно! Мораль зачастую закрепляется верой и определяется для людей сводом заповедей.
Например, в православии источником моральных ценностей является Библия. Зло определяется как грех. Добро и желаемое поведение трактуется сводом правил (заповедей), которые есть в любой мировой религии. Интересно, что, вне зависимости от региона и различий религий, основные понятия в них схожи. Каждая из них считает недопустимым воровство, убийство, ложь, прелюбодеяние.
Мораль входит в каждую сферу жизни социума, так как дает оценку каждому ее аспекту: личному, политическому, экономическому и т.п. Она возникла и сформировалась для возможности сосуществования миллионов людей. Общие понятия и установленные нормы поведения позволяют человечеству развиваться и выстраивать продуктивные отношения.
Еще больше интересной информации о морали, а также нравственности, вы найдете в нижепредложенном видео.