Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (В МУЗЫКЕ)

Музыкальное про­из­ве­де­ние, су­ще­ст­вую­щее в ви­де за­вер­шён­ной ком­пози­ции как иде­аль­ный объ­ект (в ори­гиналь­ном, за­пи­сан­ном ком­по­зи­то­ром, ли­бо от­ре­дак­ти­ро­ван­ном ви­де), с не­из­беж­но­стью вле­чёт за со­бой интерпретацию и в про­цес­се ис­пол­не­ния под­вер­га­ет­ся кон­крет­но­му субъ­ек­тив­но­му ис­тол­ко­ва­нию. Вер­баль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка интерпретации за­труд­не­на, по­это­му на­учный ана­лиз интерпретации ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ре­ги­стра­ци­ей фор­маль­ных, под­даю­щих­ся учё­ту и клас­си­фи­ка­ции па­ра­мет­ров вос­про­из­ве­де­ния: чи­сто­та ин­то­на­ции, ин­то­национные и ди­на­мические от­тен­ки (см. Ди­на­ми­ка в му­зы­ке), приё­мы ис­пол­ни­тель­ской тех­ни­ки (штри­хи, ата­ка, ви­бра­то), темп и про­дол­жи­тель­ность зву­ча­ния, от­кло­не­ния от фик­си­ро­ван­но­го нот­ной за­пи­сью тек­ста (в т. ч. аго­ги­ка) и др.

При вы­яв­ле­нии ха­рак­тер­но­сти дан­ной интерпретации при­ме­ня­ет­ся ме­тод срав­не­ния с дру­ги­ми интерпретации то­го же музыкального про­из­ве­де­ния тем же ис­пол­ни­те­лем, то­го же музыкального про­из­ве­де­ния другим ис­пол­ни­те­лем. Бо­га­тый ма­те­ри­ал для та­ко­го ро­да срав­не­ний да­ёт, например, ис­пол­не­ние «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го кла­ви­ра» И.С. Ба­ха С.Т. Рих­те­ром, Г. Гуль­дом, А.М. Вол­кон­ским. Наи­бо­лее круп­ные ис­пол­ни­те­ли спо­соб­ны соз­дать яр­кие, лег­ко­уз­на­вае­мые интерператции, ко­то­рые на­ря­ду с са­мим музыкальным про­из­ве­дени­ем при­об­ре­та­ют не­пре­хо­дя­щее ху­дожественное зна­че­ние.

К му­зы­ке, не имею­щей за­кон­чен­но­го нот­но­го ори­ги­на­ла, тер­мин «интерпретация» не­при­ме­ним; про­цесс му­зи­ци­ро­ва­ния, где зна­чит. роль от­во­дит­ся сти­ли­стически вы­дер­жан­ной им­про­ви­за­ции, мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ван как соз­да­ние ху­дожественного про­из­ве­де­ния в про­цес­се его ис­пол­не­ния, как творческое «пе­ре­со­чи­не­ние» (му­зы­ка ев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния, не­ко­то­рые ви­ды но­вей­шей му­зы­ки), «вос­про­из­ве­де­ние» (народная му­зы­ка, не­ев­ро­пей­ская профессиональная му­зы­ка уст­ной тра­ди­ции). См. так­же Ау­тен­тич­ное ис­пол­ни­тель­ст­во, Алеа­то­ри­ка.

Источник

Интерпретация в музыке. Примеры интерпретации

В переводе с латыни интерпретация — «разъяснение». Интерпретировать можно все что угодно. Интерпретация в музыке это превращение нотного текста в уникальное творение. Работа над музыкальным сочинением есть тонкий кропотливый процесс.

Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Смотреть фото Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Смотреть картинку Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Картинка про Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Фото Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ

Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Смотреть фото Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Смотреть картинку Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Картинка про Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ. Фото Что является ключевой идеей интерпретации в музыке ответ

Интерпретация в музыке

Примеры интерпретации в музыке нельзя описать, это надо слушать и уметь слышать. Один и тот же нотный стан, а варианты исполнения различные. Даже у одного музыканта исполнение одного произведения будет отличаться. Это зависит от многих факторов. Талант, индивидуальность, самочувствие, настрой и даже время суток — все это влияет на интерпретацию в музыке.

Художественная реализация трактовки произведения зависит от квалификации исполнителя, его формы мышления, способностей, характера, опыта, сосредоточения внимания. Индивидуальный подход музыканта к произведению создает неповторимое его звучание.

Талантливый музыкант не просто раскрывает мысли автора посредством своего восприятия, но и также показывает свою собственную творческую идею воплощения авторского замысла.

В современном музыковедении существует разграничение исполнителей. По особенности истолкования произведения они делятся на два типа.

Интерпретация в музыке

Когда исполнитель предельно точно воссоздает музыкальный текст, то тогда такой тип носит название «атрибуция». А когда вследствие собственной одержимости, эмоциональности и пылкости музыкант старается изменить нотный стан, то это «инвенция».

В случае, когда музыкант отклоняется от точного воплощения оговорок, названных в нотном тексте, то это приводит к изменению содержания композиции и дает понять о непрофессиональном понимании музыкального творения.

Так какая же интерпретация будет правильной? Существуют различные мнения по данному вопросу. Одна точка зрения гласит, что на самом деле толкований столько, сколько исполнителей их претворяют.

Вторая же заявляет, что существует всего два вида интерпретации в музыке — это правильная, или неправильная. Притом правильная трактовка только та, которая идентична задумке автора.

Интерпретация в музыке

Так что делать музыканту? Как узнать, что автор хотел сообщить своим произведением, в особенности, если он творил не в наше время?

Существует мнение, что, как только композиция написана, она уже не достояние автора, а становится принадлежностью исполнителя. Причём это убеждение присуще не только некоторой части музыкантов, но также и некоторым авторам.

Известный композитор Рихард Штраус являлся композитором с таким мнением. В случае, когда он был дирижёром, то никогда не указывал исполнителю на его определенные промахи, а всегда фокусировался на общем чувственном восприятии звучания.

Интерпретация в музыке

Несомненно, не сплошь все выдающиеся композиторы имели такую тактику. Были и такие, которые обязывали музыкантов следовать строгой трактовки произведения. Джузеппе Верди, например, в течение своей творческой деятельности, особенно в последние ее годы, даже прогонял исполнителей, которые не соблюдали точно нотный текст.

Цель исполнителя профессионально и адекватно сопоставить произведение с его творцом и промежутком времени, в котором оно написано. Музыкальная интерпретация это достаточно сложный и многообразный творческий этап.

И этот этап побуждает музыканта развивать в себе такие качества, как воображение, музыкальная память, слух, усидчивость, целеустремленность, восприятие музыки. А владение различными техническими способами и опытом исполнительской работы дает возможность музыканту с абсолютной точностью раскрыть интерпретируемое им произведение.

Источник

Красивый, плохой, злой: учимся разбираться в разных интерпретациях академической музыки, чтобы полюбить ее заново

Если классическая музыка кажется вам скучной, возможно, вы слушали только унылые ее интерпретации: беззубое ковыряние в клавишах — не редкость даже на профессиональной сцене. Как отделить зерна от плевел и начать разбираться в музыкантах и вариантах исполнения великих шедевров, рассказывает музыкальный критик и авторка канала Si◼️ Виктория Мирошниченко.

Основной корпус классической музыки подробно задокументирован в нотах, поэтому различия в исполнении одного и того же произведения — это тонкое явление под названием «интерпретация». Если мы читаем вслух стихотворение, мы так или иначе добавляем к нему свои интонации — однако в тексте обычно не указывается темп и громкость речи, а настроение стиха мы можем додумать сами, исходя из его содержания. В нотах же обычно присутствуют нюансы (уровень громкости звука), штрихи (качество звукоизвлечения) и другие ремарки, позволяющие реализовать замысел композитора.

Однако в исполнениях нет понятия идеала, и даже точное следование всем указаниям дает только вариант, который содержит и черты эпохи, и индивидуальные особенности исполнителя. Даже если вы решили включить старый добрый «Хорошо темперированный клавир» (одно из самых популярных произведений И. С. Баха) в качестве фона к романтическому ужину, вы можете нарваться на сюрприз. Подпевание Гленна Гульда на фоне своей игры может смутить любителя чистого звука, а аутентичный Бах на клавесине поразит неискушенного слушателя тембром «на любителя».

Впрочем, с тембром у клавесина всё в порядке, а вот качественные звукозаписи — это другой вопрос. Как не запутаться в этом калейдоскопе?

«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении норвежского ансамбля Trondheim soloists, солистка Mari Samuelsen
«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении Orquesta Sinfónica Clásica de Baviera
Аутентичное исполнение «Зимы» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Ансамбль Il Giardino Armonico

Критерии качества

Коллекция оперных ужасов
Трубачи киксуют на репетиции оркестра

Читайте также:

Пианист чаще всего мажет мимо клавиш из-за того, что текст насыщен множеством нот или больших скачков. Его крупная (скачки на большие расстояния) или мелкая (множество коротких по длительности нот) моторика не справляется с поставленной задачей. Сложные и быстрые пассажи на музыкальном сленге называют «черная икра» (из-за внешнего сходства большого количества черных (то есть коротких) длительностей с мелкими зернышками черной икры). В музыке XX века существует музыкальное направление «новая сложность» (new complexity), где слово «сложность» обозначает количество слагаемых, нагружающих музыкальный текст. Произведения этого стиля часто требуют высокого уровня исполнительской техники.

Брайан Фёрнихоу, Lemma Icon Epigram
Майкл Финисси, Green Meadows from English Country-Tunes, исполняет Майкл Тэн

Хотя считается, что фортепиано — один из самых сложных для освоения инструментов, извлечь из него звук не составляет труда. Это дает фортепиано преимущества, благодаря чему «королевский инструмент» (слово «рояль» происходит от фр. royal — «королевский») становится ближайшим к самому могущественному инструменту академической музыки — симфоническому оркестру. Но способность к извлечению 10 и более звуков одновременно, а также его широчайшая красочность накладывают на исполнителя дополнительные задачи. Поэтому освоение фортепиано — одна из сложнейших задач в мире исполнительского мастерства.

Тем не менее из клавишных и ударных проще всего извлечь звук. Струнно-щипковые — гитара, домра, лютня и другие — уже немного сложнее, исполнителей на этих инструментах можно определить по профессиональным мозолям на пальцах. Но труднее всего приходится духовикам: постановка амбушюра для игры на медных духовых требует больших усилий.

Диззи Гиллеспи, американский джазовый трубач-виртуоз

Самым сложным инструментом медной секции считается валторна: киксы валторн являются локальным мемом, и каждый музыкальный блогер считает своим долгом об этом пошутить.

Комедийная короткометражка о валторнисте «Киксмен»

Хотя фальшь считается самым грубым нарушением исполнительского этикета, она встречается даже у маститых профессионалов. Впрочем, особенно гениальным исполнителям это нередко прощают.

Легендарные исполнители, например Святослав Рихтер, Владимир Сафроницкий, Лучано Паваротти, не раз фальшивили на своих выступлениях, однако менее великими они от этого не становятся.

Святослав Рихтер фальшиво исполняет «Вариации на тему Паганини» Брамса — одно из самых технически трудных произведений

Как же тогда оценивать исполнителя, если даже великие фальшивят? Всё дело в пропорциях: вдохновенный музыкант может позволить себе иногда киксануть. Но если вы сидите на унылом концерте в небольшом музее и слышите, что музыкант «мажет как свинья», всё очень плохо. Есть исполнители, которые регулярно не попадают в ноты, и услышать их можно не только на экзаменах в детской музыкальной школе, но и на серьезных сценах.

Некоторые поклонники коллекционируют киксы исполнителей, а особенно благодарные записывают на них свои ремиксы.

Коллекция киксов Лучано Паваротти
Отрывок из передачи о киксе Лучано Паваротти и негативной реакции его фанатов

Это неуважение в школе Береславского становится концепцией: «Оригинал для меня не композитор, а тот, кто ему диктует». Таким образом, Береславский мыслит себя ретранслятором божественного замысла. Как бы то ни было, к исполнительскому качеству в «земном» смысле это не имеет никакого отношения, а грубое туше порой «бросается в уши» даже неискушенному слушателю.

Типичное исполнение Иоанна Береславского

Но иногда обилие педали может быть частью стиля исполнителя, особенно если основа его репертуара — ранний романтизм. Хаммерклавиры и ранние рояли XIX века обладали совсем иным педальным тембром, чем современные, поэтому в нотах ранних романтиков (например, Бетховена) можно встретить долгую педаль сразу на несколько тактов. Пианисты традиционной школы предпочитают менять педаль по своему усмотрению и считают, что переложение с хаммерклавира на современный рояль требует некоторых корректировок. Исполнители-аутентисты чаще точно следуют рекомендациям автора. Обе интерпретации имеют право на существование и дают возможность слушателям узнать произведение с разных сторон.

Фантазия-экспромт op. 66 Шопена: романтическое исполнение с обильной и тонкой педальной линией (Юрий Мартынов)
Более «сухое» (с минимальным использованием правой педали) исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Мирослав Культышев)
Исполнение Фантазии-экспромта Шопена (с нотами). Здесь можно заметить стандартное для современных исполнений отхождение от авторского текста — снятие педали раньше времени
Эмиль Гилельс исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)
Ирен Шаррер исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)

Если фальшь легко распознать на слух, то более тонкие оттенки требуют умения читать нотный текст: например, верность динамическим указаниям композитора можно проверить только с нотами в руках. Впрочем, особенно увлеченные меломаны могут проверять музыкантов с помощью записей на ютубе, которые показывают ноты одновременно с исполнением. Чтобы изучить все музыкальные нюансы и ремарки, понадобится несколько дней, а регулярный просмотр подобных видео поможет научиться читать ноты хотя бы в первом приближении.

Ноты и исполнение Гольдберг-вариаций И. С. Баха (Кимико Ишизака)

Нотный текст — это не только сами ноты, но и другие указания: динамические оттенки, штрихи, темп и характер произведения. Хороший исполнитель читает нотный текст детально, выполняя каждое требование композитора. Однако бывает, что музыкант добавляет что-то от себя. Чаще всего это не согласуется с хорошим вкусом, исключения тут редки.

Читайте также:

Аутентичное исполнение произведений романтизма не представляет особенной сложности: в отличие от более ранних эпох, здесь мы располагаем точно выписанным современным нотным текстом и примерным пониманием, как это звучало у самих композиторов. Но аутентизм при исполнении романтической музыки имеет смысл, только если мы говорим о раннем периоде стиля (например, насыщенность обозначений в нотах Бетховена указывает на необходимость строго придерживаться указаний автора). Если же речь идет о сольных фортепианных произведениях, особенно тех, что должны были стать фоном в модных салонах (вальсы, мазурки и другие танцевальные жанры), то здесь важным элементом была импровизация. Она касалась украшений основной мелодии и не имеет ничего общего с современной джазовой импровизацией.

Сегодня немногие пианисты позволяют себе фантазировать на тему украшений, доверяя выписанному в тексте. А редкие попытки импровизации на романтические темы чаще всего оборачиваются безвкусицей из-за непонимания стиля эпохи.

Тем не менее и такая профанация авторского произведения находит своих поклонников.

Пример импровизации на тему Фантазии-экспромта Шопена, несогласующийся с рамками стиля

Вкус нередко подводит исполнителей, особенно если речь идет о романтической эпохе. Ремарка rubato (свободное варьирование темпа) для многих становится синонимом распущенности, а за ней появляются и грубое туше, и неуместные выкрикивающие ноты.

Вульгарное исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Лука Сафронов (Затравкин))

Но самый большой разрыв между качеством исполнителя и количеством его поклонников существует в области вокальной музыки. Вокалист может обладать харизмой и актерским мастерством, что уведет внимание слушателей от качества звукоизвлечения. Кроме того, этот музыкальный рынок более других испорчен коррупцией. Поэтому, слушая очередную звезду оперных сцен, не удивляйтесь, если окажется, что у нее «неровные регистры» (разное качество звука при извлечении звуков разной высоты) и «слабые верха» (исполнение нот верхнего регистра без должного контроля).

Анна Нетребко «Пленившись розой, соловей…»

Американка Флоренс Фостер Дженкинс была популярной певицей, несмотря на полное отсутствие базовых способностей к вокалу. На ее примере можно убедиться, что вокальный перформанс ценится не только за академическую чистоту и качество. Плохо развитые музыкальный слух и чувство ритма стали изюминкой Дженкинс, снискавшей ей широкую славу. Впрочем, выступления маргинальной певицы следует рассматривать скорее как веселый цирк, чем как академическую интерпретацию.

Записи Флоренс Фостер Дженкинс

Исторически информированное исполнительство: борьба аутентистов и традиционалистов

Аутентичное исполнение подразумевает приближение к историческому звучанию и использование старинных инструментов. Музыкально-теоретическая археология — неточный предмет, поэтому аутентизм сегодня не претендует на достижение самых «правильных исполнений». Однако он стремится к этому идеалу, находя в музыке других эпох необычные аспекты, которые нельзя обнаружить, играя транскрипции этих произведений на современных инструментах.

Читайте также:

Еще несколько десятилетий назад существовало невидимое противостояние между традиционным исполнительством и аутентизмом. Однако сегодня споры о том, как именно нужно играть Баха, звучат всё реже, а стили разных эпох приобретают историческую ценность независимо от их точности и условной «правильности».

Например, некоторые не самые удачные исполнения пионера аутентизма Ванды Ландовской обусловлены низким качеством ее инструмента, поэтому эти исполнения интересны с исторической точки зрения. А исторически неверное исполнение клавирных произведений Баха с педалью (которой не было на инструментах баховского времени) сейчас является памятником фортепианного исполнительства позднеромантической эпохи.

Ванда Ландовска, Гольдберг-вариации И. С. Баха — пример раннего аутентичного исполнения
Эдвин Фишер играет фа-минорную прелюдию и фугу И. С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира» — пример романтического исполнения с правой педалью

Как выбрать между хорошим и хорошим?

Разобравшись с качеством исполнения и его стилем, можно приступать к выбору интерпретации. Тонкие нюансы авторского прочтения присутствуют в любом исполнении, и порой конвенциональная «неправильность» становится чертой стиля того или иного артиста.

Ярким примером своеобразного исполнения является Гленн Гульд — пианист, который называл себя любителем и играл Баха как никто другой. Его игра проникнута строгостью, лишена излишней педализации и романтического флера, однако глубоко прочувствованна и экспрессивна. Возможно, Гульд был первым большим пианистом, исполняющим Баха не в романтическом, а в барочном стиле. Чувственность его трактовки нередко смущает тех, кто хотел бы слышать Баха возвышенным и надмирным, а характерное подпевание на многих записях создает комическое впечатление. Однако глубина проникновения в эту музыку и ее искреннее исполнение обрело миллионы поклонников, для которых далекий барочный композитор стал близким и понятным.

Гленн Гульд исполняет «Искусство фуги» Баха

Дирижер — это тоже исполнитель. Его миссия — не только привести звучание нескольких инструментов в гармоничное целое, но и донести до слушателя определенный музыкальный образ.

Как и любой другой исполнитель, дирижер может отклоняться от ремарок композитора. Например, существует тенденция в «советском дирижировании» добавлять в музыку ритенуто (замедление). Эти порой неуместные замедления выдают грубое непонимание сложной для интерпретации музыки. Такие «советские» исполнения можно услышать до сих пор, а некоторые из них даже обзавелись сленговыми названиями. Например, вульгарное исполнение Малера называют «Махлер»: неправильная транскрипция имени композитора (Mahler) намекает на неверное, безграмотное прочтение его музыки.

Читайте также:

Но существуют и более изысканные примеры, которые вызывают споры, например аутентичные исполнения Клаудио Аббадо. Великий дирижер в свое время принялся за аутентизм, и к нему появилась масса вопросов. То «классичное» исполнение, которое он предлагает, концептуально противостоит духу барочной музыки, тем не менее оно придется по вкусу многим любителям строгой классики. Впрочем, возможно, вам больше понравятся разухабистые исполнения Дмитрия Синьковского или Теодора Курентзиса — более соответствующие духу эпохи и гораздо более модные.

Сухое и строгое исполнение Бранденбургского концерта № 5 Баха (оркестр под управлением Клаудио Аббадо)
Более эмоциональное и красочное исполнение Бранденбургского концерта № 5 (Фрайбургский барочный оркестр)
Исполнение Бранденбургского концерта № 5 с большим вниманием к деталям и усиленной барочной агогикой (ускорением и замедлением темпа)

Характер интерпретации порой сложно описать в двух словах, но уже по выбранному темпу можно сделать выводы. Например, Теодор Курентзис нередко выбирает предельно быстрые темпы, усиливая аффекты и создавая таким образом эмоционально насыщенные экспрессионистские интерпретации.

Его критики называют это агрессивной манипуляцией, а любители выдержанной холодной классики обвиняют дирижера в отсутствии вкуса.

Dies irae из Реквиема Моцарта (под управлением Теодора Курентзиса)
Более медленное исполнение Dies irae (под управлением Клаудио Аббадо)
Dies Irae (под управлением Николауса Арнонкура)

Темп и прочие технические детали формируют настроение и характер интерпретации. Именно они заставляют нас прислушаться или, наоборот, вызывают неприятие. Манерное или чувственное? Холодное или выдержанное в рамках хорошего вкуса? Тонкую грань между этими оценками уловить непросто, и вокруг некоторых знаменитых исполнителей дискуссии не утихают многие годы.

Ланг Ланг экспрессивно или манерно исполняет «Лунный свет» Дебюсси с большим количеством педали и дополнительной реверберацией, добавленной звукорежиссером на этапе сведения
Более сдержанное эмоционально и более подвижное исполнение «Лунного света» Дебюсси, Сон-Чжин Чо
Авторское исполнение «Лунного света» Клодом Дебюсси — очень быстрое и неряшливое на современный вкус

Случаются и вовсе необычные трактовки произведений, о чем свидетельствует композитор Филановский:

«…Кристофер Хогвуд, например, выпустил с Базельским камерным оркестром три диска музыки ХХ века, сыгранной как предмоцартовская. Франс Брюгген с „Оркестром XVIII века“ давал „Аполлона Мусагета“ Стравинского в манере Люлли (увы, этот интереснейший опыт „проспективного аутентизма“ не вышел на диске). Джон Элиот Гардинер записал „Похождения повесы“ того же Стравинского как Гайдна или Бетховена. Теодор Курентзис и Musica Aeterna исполнили Четырнадцатую симфонию Шостаковича так, будто это кантата Баха».

В эпоху постмодерна нет и не может быть исполнительского эталона: каждое новое прочтение добавляет произведению новую грань восприятия. Поэтому не стесняйтесь личных оценок, но и не позволяйте себя одурачить: за красивой картинкой часто кроется посредственное исполнение, а шедевры исполнительского искусства нередко остаются в тени громких имен.

Если вы всерьез задумали изучить разные исполнения классики, то сайт Classic online вам в помощь: на каждое произведение там найдется несколько, а то и десятки разных исполнений, многие из которых сопровождаются нотами.

Источник

Исполнительские подходы к музыкальному тексту. Интерпретация

Исполнительские подходы к музыкальному тексту. Интерпретация

В самом слове «исполнительство» уже заключен парадокс. Казалось бы, оно изначально предполагает вторичность – исполнение чьей-то художественной воли, запечатленной в тексте, а не создание самостоятельной художественной ценности. Тем не менее, музыкальная практика корректирует несовершенство понятия «исполнительство», выводя на первый план другое – «интерпретация».

Interpretatio по латыни означает «истолкование», «разъяснение». Исполнительская интерпретация – это именно личностное прочтение музыкального текста композитора. Интерпретируя, музыкант воплощает авторский замысел в соответствии со своим собственным пониманием этого замысла, со своей собственной художественной концепцией той музыки, которой он дает звуковое воплощение. Музыкальный критик-слушатель прежде всего воспринимает и оценивает интерпретацию как важнейшее проявление исполнительского творчества.

История исполнительского искусства – возникновение, развитие или исчезновение различных исполнительских стилей, направлений, школ, манер – по сути есть история интерпретаций. Она фиксировалась в редакциях издаваемых произведений, в преемственности традиций учениками определенной школы (или нарочитом их нарушении), в возникновении новых направлений. Музыкальный критик, рецензируя конкретное исполнение, должен разбираться в истории и теории данного вопроса, ясно представляя, что в том или ином случае необходимо избрать в качестве контекста для сравнения.

Художник-исполнитель – дитя своего времени. Как любой человек искусства, он нередко острее других ощущает его веяния и пульс, но он же, со своей стороны, формирует облик этого времени. Эволюция исполнительских стилей – это не только плод эволюции культуры, воздействия новых нарождающихся музыкальных миров, но и результат индивидуального исполнительского творчества неповторимых личностей, творческие пути которых могут расходиться очень далеко.

Систематизируя существующие современные тенденции в исполнительском творчестве, можно условно выделить три глобальных самостоятельных направления – актуализация, аутентизм и авангард. Их отличия определяют две составляющие: интерпретируемый музыкальный материал и «инструментарий» в широком смысле слова, под которым подразумевается не только непрерывное качественное и количественное обновление инструментов, но и характер музицирования. В первом случае перед нами старая (вечная) музыка и новый (современный) «инструментарий». Во втором – старая музыка и соответствующий ей старый (аутентичный) «инструментарий». В третьем – новая (авангардная) музыка и новый (авангардный) «инструментарий».

Актуализация. При разговоре об «актуализации» применительно к исполнительскому творчеству речь идет об интерпретациях, опирающихся на современное мироощущение и весь спектр технических возможностей инструментов, которые предлагает наша действительность. В идеале в руках серьезного и глубокого исполнителя, владеющего всеми богатствами современной исполнительской техники, музыкальный текст «осовременивается», благодаря способности художника выявить в исполняемой музыке те ее стороны, которые особенно захватывают и находят отклик у современного слушателя. В этой неисчерпаемости открываемых новых и новых смыслов и кроется бессмертие великой музыки, ее актуальность на все времена. То есть «актуализация» классики – естественная потребность стремительно развивающейся культуры. В исполнительском искусстве она влечет к поиску новых индивидуальных подходов, свежих трактовок, адекватных своему времени. Хотя она же может легко превратиться в штамп, когда естественное обновление сменяется механическим тиражированием ранее найденных приемов и красок.

«Осовременивание» классического материала применительно к новому мироощущению и восприятию может идти разными путями. Во-первых, расширением звуковой, тембровой палитры. Это не только исполнение старинной или ранее написанной музыки на современных инструментах (к примеру, «Хорошо темперированный клавир» – ХТК Баха на современном концертном рояле), с блестящим и сочным вибрато струнных и т. п., но и всевозможные переложения (к примеру, камерные ансамбли классиков в облике камерных симфоний в оркестровом исполнении) и даже аранжировки. Во-вторых, «обострением» временного параметра музыки, как бы отвечающего другой энергетике, другому течению времени, путем более свободного отношения к темпам, углублению темповых контрастов внутри сочинения, усилению роли ритма. Как крайнее и в некотором роде уникальное проявление обеих тенденций можно рассматривать появление на музыкальном небосклоне 70-х годов прошлого века высокопрофессиональной французской группы «Swingle singers», исполнявшей прелюдии и фуги ХТК Баха вокалом с добавлением джазовых ударных. У кого-то все это может вызывать несогласие, даже протест. Но тенденция налицо.

В музыкальном искусстве, по своей природе более консервативном и чувствительном к резкому обращению, «осовременивание» классики, зачастую весьма успешное в театральной и кинематографической практике, встречают с куда меньшим энтузиазмом и пониманием. Здесь, естественно, возникает ряд серьезных вопросов. Где граница свободы творчества музыканта-исполнителя, есть ли она и должна ли быть? Может ли исполнитель в своей интерпретации чужого текста пойти по пути собственного самовыражения «по мотивам»? Что является мерилом успеха – непосредственное художественное впечатление или удовлетворение определенных ожиданий слушателя? Все эти вопросы равно важны и для исполнителя, и для критика, причем позицию и ценностные критерии каждый определяет для себя сам.

Когда В. Горовиц играет сонату Моцарта, как Шопена, романтично, с тонкой нюансировкой звука и подвижностью темпов, или когда Л. Бернстайн в финале Пятой симфонии Шостаковича почти вдвое ускоряет темп, захватывая слушателя мощной атакой, логично завершающей грандиозное музыкальное полотно, такие прочтения дополняют наше понимание прозвучавшей, казалось бы, абсолютно знакомой музыки новыми представлениями. Кто-то, увлеченный, принимает такую интерпретацию как еще одну, новую страницу на пути прочтений великих произведений. Кто-то ощущает в ней нарушение исходного замысла – правде художественной противопоставляется историческая правда. Однако важно понимать, что одно не исключает другое. Поэтому историзм мышления в современной культуре выдвинул на авансцену новое исполнительское направление – аутентичное, требующее иных исполнительских и оценочных подходов.

Аутентичное исполнение (историческая исполнительская традиция). Как особое направление аутентичное исполнение начало развиваться во второй половине ушедшего века. А. Любимов, говоря об аутентичном исполнении барочной музыки, вспоминает: «…в середине 70-х годов, когда мы вместе с Татьяной и Анатолием Гринденко, Олегом Худяковым познакомились с первыми записями на исторических инструментах, […] мы поняли, что неправильно исполняем эту музыку, что это направление – совершенно новый путь, что нужно отказаться от академического воспитания, которое в нас вкладывали наши учителя». А далее он же уточняет:

Разумеется, речь не идет о каком-то ограничении исполнительской свободы или музыкальном «музее». Напротив, цель аутентичного исполнения – сверхтворческая, требующая не только синтеза знаний и воображения, но, зачастую, определенной революционной смелости в ломке сложившихся стереотипов. Моделируя предполагаемый характер музицирования, адекватный времени и месту создания, назначению сочинения, исполнитель вводит слушателя в как бы реконструируемый им духовный мир. Сверхзадачей аутентичного исполнительства становится освобождение от «наросших» штампов и стереотипов, возвращение к изначальной природе преподносимой музыки. В наш интеллектуальный век многих – и музыкантов-исполнителей, и просвещенных любителей-слушателей – интересуют вопросы художественно-исторической достоверности: на каких инструментах исполнялось то или иное произведение, сколько музыкантов должно было участвовать, как звучало, какие технические приемы были использованы? Без знаний об эпохе, инструментах, музыкальной практике достоверность невозможна. И сегодня все это познаваемо: есть старинные трактаты, старинные инструменты, можно освоить школу исторического звукоизвлечения, исполнительских приемов. В частности, в Московской консерватории открыт специальный факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), возглавляемый А. Любимовым. Доступно обучение за рубежом.

Реконструкция музыкально-исполнительской традиции начинается не только со старинных инструментов, но и с внимательного чтения нот. Барочный исполнитель, к примеру, должен уметь читать не только ноты, но и то, что записано между ними – уметь импровизировать в заданных рамках (в нотах не выписаны украшения, и клавесинная музыка, например, оставляет огромное поле для фантазии исполнителя), владеть традицией исполнения ансамблевой литературы по basso continue Ему необходимо иметь представление об орнаментике, риторике, аффектах, числовой символике. Кроме того, в поисках органики некоторые исполнители пытаются реконструировать и «игровое пространство» – интерьеры, костюмы, манеру держаться. Аутентичное исполнение музыки, как любое искусство, – тоже игра, но по своим правилам. И в нее должна быть втянута и публика. Чуткий, понимающий слушатель, способный «перестроиться», – непременное условие успеха.

Хотя наибольшее распространение получило аутентичное исполнение музыки барокко, аутентизм как направление связан не только с этим стилем. Подобный подход может распространяться на любую музыкальную эпоху, которую исполнитель хочет представить во всей полноте, в какой-то мере и на новейшую. Музыкальный авангард, как и старинная музыка в «доаутентичное» время, – непознанный материк, требующий постоянных исполнительских открытий. Не случайно многие ведущие «аутентисты» вышли из пропагандистов современной музыки. Они продолжили свои поиски, просто обратившись в далекое прошлое.

Авангардное исполнительство. С точки зрения исполнительских подходов, музыкальный авангард ушедшего века, со своей стороны, вторгся в звуковую и временную субстанции музыки, предложив ряд принципиальных новаций. Авангардная музыка особенно внимательна к самому звуку, и с этой позиции в исполнительстве на первый план выдвинулись как новые способы звукоизвлечения на традиционных инструментах, так и обогащение звуковой палитры ранее незнакомыми экзотическими звучаниями, естественного (например, нетрадиционные, национальные инструменты) и искусственного (конкретная, электронная музыка) происхождения. Сонористика потребовала от исполнителей, а точнее от всех, кто определяет звучание (в том числе от звукорежиссеров), новых навыков художественного и технического порядка. Сказанное в равной мере относится и к авангардному исполнению вокалистов (и сольному, и хоровому), которые помимо собственно пения должны уметь инструментально музицировать голосом во всем спектре тембровых фантазий автора. То есть и в инструментальном, и в вокальном авангардном исполнительстве многократно возросли требования к отдельному звуку, его подаче, чистоте, тембровой окраске.

С позиции временного развертывания отказ от классического формообразования, размытые временные рамки вплоть до почти полной свободы (алеаторика) ставят перед исполнителями сложнейшую задачу координации – и между собой в ансамбле, и между этапами развертывания произведения во времени.

Авангардное исполнительство (как и аутентичное старинное) раскрепостило исполнителя. При публичном исполнении дополнительным выразительным средством стало освоение нового, пространственного измерения. Наиболее открыто и последовательно это проявилось в жанре так называемого инструментального театра, в котором художественное зрелище создается не специальными исполнителями – актерами, танцорами, – но самими музицирующими инструменталистами. С позиции чисто звуковой здесь открываются возможности новых акустических приемов: движение исполнителей влечет за собой движение источников звука, стереофонические, антифонные эффекты. С позиции обстановки исполнения инструментальный театр принадлежит концертной музыке, а понятие «театр» связано с атмосферой видимой игры, происходящей на глазах у слушателя одновременно с исполнением музыки. Когда же к театрализации музицирования добавляется некая внемузыкальная «сюжетная» концепция, рождается исполнительский перформанс.

Идея эта не нова и в то же время очень современна. Использование визуального эффекта в момент исполнения имеет место в джазе. Известно, что настоящих джазовых исполнителей надо не только слышать, но и видеть. В джазовом музицировании дух импровизации распространяется и на звуковой, и на зрительный ряд, исполнители пластичны, они «показывают музыку», реагируют друг на друга, подбадривают, сценически обыгрывают вступление партнера и т. п. Так реализуется игровая стихия, позволяя сломать атмосферу «тотальной серьезности», характерную для классического исполнительства и слушания. Как при любой импровизации, в музицирование привносится живость и непосредственность вплоть до юмористического, иронического и даже гротескного начала. От исполнителей требуются дополнительные качества: большая независимость, раскованность, артистизм, равно как и более разносторонняя контактность как внутри ансамбля, так и со слушателем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Либеральная интерпретация

Либеральная интерпретация Отказ от цензуры, от однопартийного монолога означал возможность выхода наружу ранее скрытых голосов, которые даже не подозревали о существовании друг друга. Общая картина, однако, оказалась весьма специфической, не сводимой к формуле

Интерпретация

Интерпретация Один из главных приемов и методов гуманитарного (как и научного в целом) знания, гуманитарных наук, в частности — философии, эстетики, филологии, искусствознания. В современной культуре И. составляет предмет специальной науки — герменевтики (см. также:

40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы

40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.По суждениям Маркса, класс – это

Подходы

Подходы Исследователи русского модернизма часто настаивают на существовании отчетливых границ между декадентами, символистами и реалистами, которых не существовало. С одной стороны, в этом проявлялся научный интерес к литературной таксономии, с другой — явные

6. Подходы и выводы

6. Подходы и выводы Опыт полемики с друзьямиТЕКСТ

Экспертное заключение по тексту объявления в газете «Без проблем», г. Чистополь, от 26 ноября 2009 г

Экспертное заключение по тексту объявления в газете «Без проблем», г. Чистополь, от 26 ноября 2009 г Экспертное заключение по тексту объявления в газете «Без проблем», г. Чистополь, от 26 ноября 2009 г. Объект экспертизы: Объявление «Граждан, пострадавших от финансовой

4. Оценочный подход к музыкальному искусству

4. Оценочный подход к музыкальному искусству Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. А.С.

Интерпретация (слушательская)

Интерпретация (слушательская) Восприятие, отраженное в музыкально-критическом тексте, может проявить себя только через интерпретацию – интерпретацию слушательскую, реализуемую в словесных образах. Хотя интерпретатор (и исполнитель, и слушатель) воспламеняется чужими

Оценочные подходы к исполнительскому творчеству

Оценочные подходы к исполнительскому творчеству Как видно, рецензирование исполнительского творчества во всем его современном многообразии, возможных смешениях и пересечениях направлений, в новых открытиях или тиражировании найденного требует от музыкального

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *