Что является ключевым в понятии единого информационного пространства
Единое информационное пространство государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «единое информационное пространство»
Единое информационное пространство государства — это набор информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, который позволяет на базе общих принципов и правил гарантировать безопасное информационное взаимодействие государства, различных организаций и граждан при их равной доступности к открытым информационным источникам.
Помимо того, единое информационное пространство позволяет, обеспечить максимальное удовлетворение информационных потребностей организаций и граждан в любой точке страны с сохранением баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство при обеспечении национального информационного суверенитета.
Единое информационное пространство государства: признаки, объекты, структура, цели создания
Основными признаками единого информационного пространства государства являются следующие:
Главными объектами единого информационного пространства могут считаться:
Готовые работы на аналогичную тему
Информационная инфраструктура состоит из следующих компонентов:
Создание и развитие единого информационного пространства Российской Федерации должно иметь следующие цели:
Информационные ресурсы считаются самым важным объектом и компонентом информационного пространства, а их создание и применение является одной из главных задач формирования единого информационного пространства. Смысл теории создания единого информационного пространства государства посредством развития информационных ресурсов заключается в следующем:
Общим законом для информационной сферы может считаться объективный закон организации и ограничения информации в социальной системе. Ещё одним объективным законом прогресса информационной области может считаться закон информационного опережения, то есть, разрешение задач информационного взаимодействия опережает по времени все очередные шаги в других областях социальной деятельности.
Единое информационное пространство должно быть сформировано до создания единого экономического и правового пространства. Информационному обеспечению также следует быть впереди каждого очередного шага в выработке решений в различных социальных сферах. Справедливо и обратное утверждение, что если не решать проблемы информационного взаимодействия, то это неизбежно ведёт к значительному отставанию и в иных сферах социальной деятельности.
Электронная коммерция
6.2. Формирование единого информационного пространства
Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов».
В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.
В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
Основными целями формирования единого информационного пространства являются:
Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.
В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.
В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные «языковые барьеры» при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:
Неформальное информационное пространство: социальные сети
Рассмотренные выше аспекты формирования единого информационного пространства России и проблемы его интеграции с мировым информационным пространством затрагивали, в основном, формализованную сторону этого процесса. Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базового объекта информационного общества она всё же постепенно перестаёт быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, существенно изменился параметр оценки информационного социума: «не только информация, но и эффективная коммуникация оказывается его смыслообразующим стержнем» [36].
Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.
Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet.
В настоящее время в анализе социальных сетей выделяются четыре подхода:
Основными методами анализа социальных сетей являются:
Характерными особенностями социальной сети являются:
Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.
Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.
Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.
В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.
Что такое единое информационное пространство компании?
Каждой компании приходится работать с информацией. В том числе:
Необходимость работать с большими массивами данных привела к тому, что большинство предприятий уже используют информационные системы (ИС) для хранения, поиска и обработки информации. Такие системы снижают риск её потери, ускоряют поиск и пересылку. Но при этом часто возникает другая проблема: когда автоматизация каждого подразделения компании проводится отдельно, в итоге разные отделы применяют разные информационные системы: CRM, ERP, СЭД. И здесь уже появляется ряд новых сложностей.
Как видим, использование информационных систем приносит не только выгоды, но и дополнительные проблемы.
Их решение часто заключается в создании единого информационного пространства.
Понятие единого информационного пространства
Под этим термином понимают совокупность всех баз и банков данных организации. Хранение, поиск и пересылка информации в едином информационном пространстве (ЕИП) происходит по одним и тем же правилам и принципам.
Опыт показывает, что создание такого пространства значительно повышает скорость и прозрачность работы с информацией. Предполагается, что каждый сотрудник может в любой момент получить нужную ему информацию, сделав запрос в единой системе предприятия. При этом он не ограничивается ничем, кроме своих прав доступа, и может свободно оперировать данными, введёнными сотрудниками других отделов и территориальных подразделений. В итоге на получение нужных данных тратится намного меньше времени, не говоря уже о том, что исчезает формат “запрос – напоминание о запросе – получение ответа”, отвлекающий сотрудников от их основной работы.
Одним из вариантов решения проблемы является интеграция разных систем, уже используемых на предприятии. Для этого создаются так называемые мастер-данные и используются специальные MDM-системы (Master Data Management). Их суть в том, чтобы упорядочить и структурировать хотя бы наиболее важные данные: например, сведения о контрагентах.
Мастер-данные предполагают строгую структуру: данные записываются в поля, имеющие заданный формат и порядок следования. К примеру:
Такая унификация облегчает поиск информации, исключает противоречащие друг другу дубли.
Этот путь на первый взгляд выглядит привлекательно. Он позволяет оставить всё как есть: продолжить пользоваться теми же системами, которые уже внедрены в нашей компании, к которым привыкли все сотрудники. Потребуется только внедрить дополнительную систему MDM. Однако он подразумевает постоянное усложнение: по мере увеличения количества информационных и MDM-систем и развития каждой из них сложность общей “конструкции” будет всё больше возрастать.
В длительной перспективе это неизбежно приведёт к снижению скорости работы и росту количества ошибок.
Вот почему создание единого информационного пространства – это тот путь упрощения, по которому рекомендуется идти.
Как создать единое информационное пространство?
Первый шаг в создании ЕИП – это структурирование данных. Они могут иметь разный уровень структурированности: от полностью неструктурированных до машинно-структурированных. В первом случае поиск и обработка крайне затруднены, почти невозможны. В последнем, благодаря чёткой структуре, любая информация может быть найдена автоматизированной системой даже по неполным данным. Например, ввод фамилии клиента поможет мгновенно отыскать все элементы информации, которые относятся к нему: личные данные, документы, где фигурирует его имя, и так далее.
Второй шаг – создание единой информационной базы. Удобнее всего организовать доступ к ней через веб-браузер, поскольку это позволяет подключаться из любого места, в том числе с мобильных устройств. Да и на практике создать такую систему “в облаке” куда проще, чем локальную сеть.
BPM-системы по своей логике подходят для использования с целью создания единого информационного пространства, так как используются для оркестрации взаимосвязей между ИТ-системами предприятия, людьми, роботами при исполнении сквозных бизнес-процессов. При этом BPMS может работать в синергии с существующей MDM-системой предприятия или исполнять роль MDM-системы для единого информационного пространства Она предлагает следующие возможности:
Создавать ЕИП лучше всего сразу, как только компания начала автоматизировать документооборот и бизнес-процессы. В этот момент желательно не допускать параллельного внедрения многих систем, потому что потом их будет сложно интегрировать.
Выходом может стать единая платформа, на которой можно разрабатывать разноплановые решения, предъинтегрированные друг с другом. Например, для этого подходит Low-code BPM-платформа Comindware Business Application Platform. На её базе вы сможете сначала создать простые решения, а затем развивать, масштабировать и объединять их, что является базой для создания ЕИП.
Закажите демо, чтобы решить, насколько платформа Comindware Business Application Platform подойдёт для автоматизации работы вашей компании.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Статья «Единое информационное пространство»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №1
Единое информационное пространство школы это фактор управления образовательным процессом
Автор: Бадлуева Софья Сергеевна,
Структура единого информационного пространства школы………..4
1.1.Функции Структура единого информационного пространства школы 5
1.2.Управленческая функция………………………………………………. 5
1.3. Образовательная функция……………………………………………….6
1.5. Воспитательная функция………………………………………………. 8
1.6. Информационная функция………………………………………………9
1.7.Коммуникационная функция…………………………………………. 12
Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы специально создать для целей образования.
(известный английский педагог)
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих современное общество и современную школу в частности. Мы неуклонно движемся к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания, факторы, определяющие уровень развития общества и его дальнейшее развитие. Поэтому особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
формирование умения и навыков работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;
развитие умения находить связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены;
развитие коммуникабельности, навыков публичных выступлений.
Актуальность. Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является создание единого информационного пространства школы. Сейчас трудно найти однозначное определение, характеризующее это понятие. Интуитивно мы можем трактовать его как совокупность следующих компонентов:
информационные ресурсы, содержащие данные, зафиксированные на соответствующих носителях информации и доступные определенному кругу лиц;
система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия учащихся, учителей, администрации школы и родителей, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Поэтому этот процесс можно представить как сочетание двух взаимопроникающих и взаимодополняющих элементов: создание информационного пространства школы и формирование информационной компетентности администрации, учителей, учащихся и родителей.
На сегодняшний день коллектив нашей школы вплотную подошел к решению этой задачи. Компьютеры стали не только средством для изучения предмета «Информатика и ИКТ», но и инструментом при изучении всех остальных школьных предметов. Компьютерная грамотность каждого учителя стала естественной потребностью.
Основными результатами информатизации системы школьного образования должны стать:
Повышение показателей обученности учащихся.
Реализация концепции личностно-ориентированного образования.
Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий.
Автоматизация документооборота и процесса управления школой.
Повышение информационной и общей культуры учащихся и педагогов.
Структура единого информационного пространства школы
Главной целью процесса развития информационного пространства МОУ СОШ № 1 является создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры школы как единой системы информационного общества и развитие информационных технологий всех сфер и сторон жизни школы как важнейшего инструмента повышения эффективности обучения и воспитания школьников.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
создание и обеспечение условий для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов школьного сообщества;
обеспечение совместимости и взаимодействия информационных ресурсов с ресурсами, как школьной сети, так и Интернет-ресурсами;
определение ответственных за создание информационных ресурсов и за их эффективное функционирование в едином информационном пространстве;
повышение уровня информационной грамотности всех субъектов школьного сообщества;
обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации всем субъектам школьного сообщества;
обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в информационном пространстве школы;
координация процессов развития информационного пространства всех структурных подразделений администрации, педагогического коллектива, учащихся школы и проведение единой политики.
Модель информационного образовательного пространства МОУ Усть-Ордынской СОШ №1– это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: РОДИТЕЛИ-УЧАЩИЕСЯ-УЧИТЕЛЯ-АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.
2. Функции единого информационного пространства школы
В области информатизации образования выделили следующие основные функции единого информационного пространства школы: воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую, образовательную, управленческую. ( Приложение 1)
В школе управление учебным процессом осуществляется: учебно-воспитательным процессом; кадрами; материально-техническим обеспечением.
Производится постоянная диагностика: качества обучения; эффективности воспитательной работы; здоровья и психологического состояния учащихся. Для обеспечения организационно-управленческого процесса организованы автоматизированные рабочие места директора, его заместителей по УВР и ВР, делопроизводителя, бухгалтеров, психологов, социальных педагогов, библиотеки, столовой.
Формирование материально- технических и кадровых ресурсов
Координация административной и образовательной деятельности в информационном пространстве школы
Создание единой локальной сети гимназии и обеспечение доступности информационных ресурсов и ресурсов Интернет
Обучение с использованием ИКТ
Создание банка учебно-методических материалов
Работа по применению ЦОР
Создание базы данных и эффективной системы отчётности. Внедрение программно-организационных комплексов.
Участие в сетевых методических объединениях
Использование Интернет ресурсов
Участие в конкурсах и олимпиадах по ИКТ
Участие в профессиональных конкурсах
Создание условий для повышения ИКТ –конкурентоспособности учителей и обучающихся
Создание открытого образовательного пространства
Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
Создание единой информационной системы школы – достаточно длительный процесс изменений. Информатизация образования не ограничивается «механизацией» существующих образовательных практик, реализацией их с помощью ИКТ.
Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.
Каждый нынешний ученик или будущий выпускник столкнется с компьютером, и чем раньше будущие специалисты оценят все преимущества, которые предлагают современные технологии, и научатся их использовать, тем лучше.
Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают, внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.
Единое информационное пространство школы обеспечивает, в первую очередь, учебную деятельность школы.
Задачи образовательной функции:
Внедрение в учебный процесс ИКТ;
Поддержка профориентации и предпрофильной подготовки учащихся;
Обеспечение проектной и исследовательской деятельности;
Обучение и повышение квалификации преподавателей и администрации;
Поддержка дополнительного образования.
В настоящее время в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности педагоги и учащиеся нашей школы используют информационно-коммуникационные технологии, как в традиционной форме, так и в рамках проектной деятельности, с применением цифровых учебных ресурсов, создаются и приобретаются электронные учебно-методические пособия. Педагоги и учащиеся проходят курсовую подготовку по ИКТ, активно участвуют в дистанционных конкурсах разного уровня. Сегодня в школе есть условия для совершенствования процесса развития информационного пространства:
качество знаний учащихся (результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов) 3,5 – средний бал;
количество педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ – компетентности – 84 % ;
количество педагогов, использующих ИКТ в учебном процессе 65%;
количество педагогов и учащихся, участвующих в конкурсах, проектах, олимпиадах разного уровня – 50% ;
количество педагогов, прошедших дистанционные курсы – 10, 3%;
количество учащихся, участвующих в дистанционных курсах – 25%;
Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить школьнику возможности поиска своего пути во взрослом мире.
Единое Информационное Пространство Школы обеспечивает:
Создание дополнительных условий для социализации учащихся;
Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;
Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
Для поддержки воспитательной функции школа обеспечена внутришкольной локальной сетью и выходом в Интернет.
Информационная функция ЕИПШ предполагает:
Создание банка педагогической информации;
Формирование программно-методического фонда;
Формирование фонда компьютерных программ;
Формирование фонда библиотеки и медиатеки;
Создание банка информации о здоровье учащихся;
На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, позволяющих расширить рамки образовательной программы. Наряду с этим, неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учётом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Нами видится проблема формирования модели внеурочной деятельности, которая поможет учащемуся встроиться в современное информационное, коммуникационное и социальное пространство.
Решить эту непростую задачу позволяет экспериментальная образовательная программа «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир», которая направлена на развитие познавательного интереса учащихся 1-2 классов за счёт создания связей между разными «мирами», с помощью информационно-образовательной среды, на основе практико-ориентированного подхода.
развитие интеллектуальных, творческих способностей за счёт проектной деятельности школьников с помощью средств информационных технологий;
формирование умений самостоятельного приобретения знаний в рамках индивидуальной образовательной траектории развития с помощью родителей;
развитие у ребёнка всех типов УУД;
установление метапредметных связей;
развитие познавательного интереса у ребёнка.
организация внеурочной деятельности младших школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении образовательных, игровых и информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий;
развитие личности школьника, становление его мировоззрения; самостоятельности и творческих способностей путём включения в проектную и исследовательскую деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Создание условий для разностороннего развития учащихся, проявления инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, для позитивного и продуктивного реального общения в школе и за её пределами, для формирования у учащихся культуры вхождения в Интернет, для развития способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением ИКТ, для успешного профессионального и личностного самоопределения.
Организация внеурочной деятельности в режиме очно-дистанционного обучения.
Если внеурочную деятельность организовать в виде очно-дистанционной формы обучения, то будет расширен образовательный потенциал образовательного учреждения и представятся возможности развития познавательного интереса младшего школьника, его интеллектуальных и творческих способностей с помощью средств информационных технологий.
Предполагаемый образовательный результат учащегося — формирование универсальных учебных действий (УДД) в сотрудничестве с учителем и родителем. Поэтому особое внимание уделяется заданиям, развивающим аналитическое мышление, внимание, умение сопоставлять, сравнивать и систематизировать информацию.
Сотрудничество с ОМУ дала возможность второй год нашей школе принимать участие в эксперименте: «Организация внеурочной деятельности учащихся 2 класса средствами комплексной образовательной программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир». В школе 2012 году организовали группу из десяти первоклассников для обучения Школьном Университете. В течение учебного года и первоклашки, и родители, что самое интересное в основном бабушки и дедушки посещали уроки, играли и корпели над играми на портале «Кувырком». Учились все с большим интересом. На каждом уроке было все необычно, узнали много нового. По словам родителей, бабушек и дедушек: «Сами много полезного и нужного узнали. С нетерпением ждем занятий во втором классе»
Большое значение в настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми. В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информатизации школы.
Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться услугами электронной почты, World Wide Web (WWW) и скачивать файловые архивы, но и участвовать в телеконференциях и форумах.
Траектория развития информационно-коммуникационной компетентности
Уроки с применением ИКТ
Семинары и открытые уроки, с применением ИКТ
Использование ресурсов сети Интернет в учебной деятельности
Использование ресурсов сети Интернет в образовательной деятельности
Создание методических электронных ресурсов
Создание единой локальной сети школы
Создание электронной базы данных и эффективной системы отчётности
Участие в олимпиадах, конкурсах, ИКТ – проектах
Создание видиофильмов, мультимедийных презентаций
Участие в профессиональных конкурсах, сетевых проектах
Создание внутреннего образовательного ресурса – сайта школы – как части единого информационно-образовательного пространства школы.
В нашей школе активно применяются инновационные здоровьесберегающие информационно-коммуникационные технологии. Инновационная технология «БОС-здоровье» – это технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья. Она направлена на выработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания путем последовательных дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания (дыхание «животом»). БОС позволяет человеку видеть и слышать, как работает его организм, превращает сигналы организма в увлекательную игру – это сигнал обратной связи, и играть возможно только тогда, когда лёгкие и сердце работают правильно. А помогает в этом компьютер. Датчик для регистрации частоты сердечных сокращений устанавливается на груди у ребёнка. И мы можем видеть частоту сердечных сокращений. Через преобразователь сигнала информация поступает в компьютер и преобразуется в понятную форму для глаз, слуха (превращается в игровую форму). Ребёнок уже видит и слышит свою дыхательную аритмию сердца, например, когда он открывает красочные картинки на мониторе, выполняя правильное дыхание. За компьютером ребенок проводит 9-10 минут, на это время рассчитано одно занятие.
Что же дает БОС для здоровья ребенка:
• оздоровление организма в целом;
• оценивание уровня здоровья и создание паспорта здоровья (биологический возраст);
• профилактика заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем;
• предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения;
• снижение уровня заболеваемости ОРЗ и гриппом в три раза и более.
Использование информационно-коммуникационных технологий приносит не вред, а пользу здоровью ребенка. Технология «БОС-здоровье» – одна из информационно-коммуникационных технологий, способствующая укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.
В школе создана локальная сеть из 86 компьютеров с возможностью выхода в Интернет, объединяющая серверный центр и локальная сеть, объединяющая административные кабинеты (директора, заместителей по УВР и ВР в старшем и младшем корпусах, делопроизводителя), включая учительские, кабинеты социальной и психологической службы, библиотеки, бухгалтерии, медицинского кабинета, столовой, зам. по АХЧ, охраны. В четырех компьютерных классах, в кабинете биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, математики, физики, химии установлена компьютерная техника с проекционным оборудованием, подключённым к компьютеру. (Приложение 2)
Программный продукт «МОУ Усть-Ордынской СОШ №1»
возможность создания коллекций электронных ресурсов;
электронный журнал – 3Т; 1 С7.7 Хронограф;
модуль информационного контроля питания учащихся;
«…Процесс создания образовательного пространства школы рассматривается и сегодня как инновационная управленческая задача, как сложный многоэтапный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения рассмотрения новых подходов к управлению этим процессом. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Естественно, такая школа требует и новых учителей, как глубоко владеющих психологопедагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы…»
Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ школа»
Модель информационной деятельности школьного информационного пространства в настоящее время представлено совокупностью различных процессов:
преподаванием информатики в школе;
интеграцией информационных технологий в преподавании школьных предметов;
информатизацией внеклассной работы;
информационным управлением школы.
объединить компьютеры в локальную сеть школы;
подключить школу к Интернет;
заложить основы коллекции цифровых учебных материалов;
внедрить мультимедийные возможности вычислительной техники;
организовать зону свободно доступа для учителей и учащихся;
использовать разнообразные периферийные устройства.
Список используемой литературы
Герасимова Т. Н. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя» (электронный ресурс), режим доступа http://festival.1september.ru/articles/592048/
Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.