Что является методологической основой непрерывного образования и развития педагога

Непрерывное образование как методологический принцип и педагогическая проблема

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Непрерывное образование как методологический принцип и педагогическая проблема

Современная образовательная ситуация заставляет по-новому подойти к осмыслению непрерывного образования, важнейшими принципами которого являются:

Непрерывное образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, и понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребенка.

Ключевое значение для осуществления непрерывного образования имеет преемственность звеньев образовательной системы.

Принцип непрерывности носит общенаучный характер и выступает в качестве одной из сторон отрицания отрицания закона диалектического и исторического материализма. Методологические и теоретические предпосылки для разработки непрерывного образования исходят из закономерностей диалектического и исторического материализма, развития природы и общества (о всеобщей связи и взаимообусловленности в природе и обществе, о переходе количественных изменений в качественные, о протекании эволюционных процессов, понятии скачка и т.д.).

На мой взгляд, такая трактовка понятия непрерывности, как проявление одной из сторон закона двойного отрицания, является несколько односторонней. Да, действительно, отрицания отрицания закон выявляет общую направленность развития. Процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым. Возникающее и утверждающееся новое сохраняет в своем содержании положительные элементы, стороны и свойства старого. В процессе развития на его высших ступенях происходит как бы возврат к старому, повторение некоторых сторон и черт процесса, имевших место на низших ступенях. Процесс развития в целом выступает в виде поступательного, прогрессивного перехода от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.

Любая конкретная природная или общественная система представляет собой этап в общей цепи поступательного развития. Рассматривая эту сторону развития, К.Маркс писал, что «всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Ни в одной области не может присходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Такова объективная закономерность всякого развития.

Ф.Энгельс в своем произведении «Анти-Дюринг» отметил: «В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом». И далее: «Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие».

В настоящее время под непрерывностью образования понимается «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию».

Непрерывность как одна из существующих сторон диалектического отрицания показывает, что «. каждая более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими, не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Диалектически понятное отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто не предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании».

Как методологический принцип он рассматривается в работах С.М.Годника, З.А.Мукашева, С.М.Шалютина, О.О.Яхот и др. исследователей. Так, З.А.Мукашев отмечает: «диалектико-материалистическое понимание непрерывности в самых общих чертах заключается в том, что при движении от простого к сложному происходит процесс передачи определенных материальных и духовных ценностей, решается противоречие, состоящее в том, что достигнутый уровень развития сохраняется путем его изменений».

Непрерывность как методологический принцип выступает, как это видно из Приложения 1, непосредственно из законов и закономерностей материалистической диалектики. Важнейшими из этих категорий являются закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития и движения), закон перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм движения и развития), закон отрицания отрицания (выявляет направленность движения и развития объекта, процесса, явления). При этом непрерывность как методологический принцип (второй уровень иерархии) является как бы производным тех законов и закономерностей, которые выявляются на основе категорий первого уровня иерархии.

Одним из примеров проявления непрерывности, как одной из сторон двойного отрицания, является переход от узкоспециализированного профессионального обучения по группам рабочих профессий к профессиям широкого профиля в условиях интеграции профессионально-технического образования. Этот переход обусловлен, как показали исследования С.Я. Батышева, А.П.Беляевой, Н.К.Деевой и других [10], рядом причин социального, экономического, научно-технического, психолого-педагогического порядка. Среди них отметим такие как интеграция и дифференциация научного и учебного познания; диалектическое единство, взаимодействие и взаимообусловленность развития науки, техники и производства; укрепление связи теории и практики; усиление мировоззренческой и практической направленности содержания образования; взаимосвязь теоретического и прикладного знания, определяющая теоретическую и производственные части обучения и некоторые др. Важно отметить, что преемственные связи проявляются не только и не столько между тремя основными уровнями интеграции профессионального образования (общенаучном, междисциплинарном, внутридисциплинарном), но и внутри каждого из этих трех уровней. Рассмотрим это на примере общенаучного уровня интеграции профессионального образования.

Теоретические исследования, проведенные лабораторией методологии НИИ профтехобразования по проблеме закономерностей интеграционных процессов в системе профтехобразования, выявило единство социальных, экономических, психолого-педагогических, физиологических, научно-технических и производственных идей в построении самого содержания профессионально-технического образования. Преемственные горизонтальные связи прослеживаются здесь во всех трех циклах профессионально-технического образования (общеобразовательном, общетехническом, профессиональном).

Однако непрерывность как методологический принцип отражает не только одну из сторон закона отрицания отрицания. Ей присущи также проявления закона перехода количественных изменений в изменения качественные, а также закона единства и борьбы противоположностей.

Источник

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования

Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования является сегодня первостепенной, во первых, потому, что дополнительное образование является зоной ближайшего развития в России, а во-вторых, в силу особенностей самой системы дополнительного образования. По А. Г. Асмолову «дополнительное образование – поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций и предоставляющие личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития». Повышение компетентности, профессионального мастерства педагога – одно из важнейших условий повышения качества дополнительного образования и воспитания личности творческой, компетентной и социально адаптированной. В новом понимании человека на первый план выходит свобода творчества, самосознание, самоопределение, самореализация. По А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу, главное в личности – устремленность в будущее.В этой связи необходимо учитывать переориентацию ценностей молодежи в современных условиях: не образование определяет жизненную стратегию личности, а личность разрабатывает стратегию жизни, проектируя собственный образовательный маршрут.

Поэтому, педагог дополнительного образования – профессия личностная, требующая постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры. Предоставление ребенку возможности свободного входа и выхода из образовательного процесса на любом его этапе, ставит педагога перед необходимостью серьезной работы с мотивацией, практическим воплощением творческих проявлений ребенка, его самореализацией. Педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки. Кроме того, творческая работа с детьми, по мнению психологов, зачастую ведет к таким негативным явлениям, как «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», профессиональная стагнация и педагогическая стереотипизация. Поэтому, необходимость обеспечения непрерывного профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования очевидна.

Понятие «система непрерывного образования» определяется в методической литературе учеными как «всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможность собственной программы его получения». Таким образом, система непрерывного образования педагогов должна быть: 1. Личностно ориентированной. 2. Направленной на постоянное развитие интеллектуального и совершенствование профессионального потенциала. 3. Осознанной.

Непрерывное образование – интегративный элемент жизнедеятельности личности, условие постоянного интеллектуального потенциал в современном меняющемся мире, потребность к саморазвитию и самореализации. В современном мире необходимо вооружить обучаемого «путеводителем» в обретении знаний и правилами пользования ими – НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.

Для эффективного решения проблемы непрерывного образования педагогов необходимо сформировать в образовательной организациицелый ряд предпосылок:

— формирование отношения к профессиональному росту как к ценности и необходимости;

— разработка системы оценки профессионального мастерства каждого педагога;

— создание объективных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов;

— последовательная системно-целевой модели непрерывного совершенствования и наращивания профессионализма всех участников педагогического процесса.

Педагоги дополнительного образования в Центре развития творчества детей и юношества «Крылатый» различаются по возрасту, образованию, уровню профессиональной подготовки, направленности реализуемых общеразвивающих дополнительных программ. Поэтому, программа непрерывного педагогического образования в нашей образовательной организации направлена на создание индивидуального образовательного маршрута. Каждый педагог имеет возможность выбора образовательной траектории профессионального совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями.

Цель программы: 1. Определение профессионального уровня педагогической компетенции и разработка индивидуального маршрута повышения общетеоретического, научно-методического, психолого-педагогического и общекультурного уровня педагога.

Задачи программы: 1. Повышение общетеоретического, научно-методического, психолого-педагогического и общекультурного уровня педагога.

2. Вооружение педагогов знаниями современной теории обучения, воспитания, инновационной деятельности, приемами диагностики и мониторинга образовательной деятельности.

3. Стимулирование творческого роста педагога, активизация научно-педагогической и экспериментальной деятельности.

4. Активизировать способность каждого педагога проектировать и разрабатывать собственный образовательный маршрут.

В профессиональной компетентности педагогов дополнительного образованиявыделяются следующие уровни: психологический (компетентность в области развития ребенка, педагогический (знание логики выстраивания воспитательных и обучающих взаимоотношений, методический (мастерство педагога в выборе адекватных средств, форм и методов для решения воспитательных, образовательных и общеразвивающих задач, предметно-практический (знание своей предметной области и возможности практического применения).

На основании данных компетенций, законодательных документов в области образования, квалификационных требований программа непрерывного образованиявключает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (мониторинг профессиональной компетентности педагогов).

2. Нормативно-правовой (знакомство с нормативно-правовым обеспечением деятельности учреждение дополнительного образования).

3. Школа молодого педагога.

4. Педагогические аспекты организационно-управленческой деятельности педагога дополнительного образования.

5. Педагогические технологии в образовательном процессе.

6. Компьютерная школа для педагогов.

7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Реализация программы непрерывного образования педагогов опирается на современные образовательныетехнологии и реализуется по следующим основным направлениям:

Индивидуальный Самообразование педагога.

Реализация индивидуального творческого плана.

Составление индивидуального маршрута повышения квалификации.

Участие в интернет конкурсах педагогов.

Участие в интернет курсах по развитию профессионального мастерства.

Уровень образовательного учреждения Школа педагогического мастерства.

Обобщение и распространение педагогического опыта.

Педагогические чтения.

Муниципальный Городские семинары.

Профессиональные и методические конкурсы.

Работа в общественных организациях.

Региональный Курсы повышения квалификации.

Участие в работе жюри.

Участие в социальных проектах и акциях.

Федеральный Обучающие семинары.

Профессиональные и методические конкурсы.

Участие в социальных проектах и акциях.

Международный Обучающие семинары.

Профессиональные и методические конкурсы.

Профильные лагеря, форумы, слеты.

В конце учебного года оценивается уровень профессиональной деятельности (результативности) каждого педагога, разрабатываются перспективы непрерывного педагогического образования.

Примерная карта результативности педагога

дополнительного образования МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый»

3 балла – списочная сохранность,

2 балла – численность сохранена, изменение состава до 50 %,

1 балл – численность сохранена менее, чем на 50 %.

2.Популяризация деятельности объединения:

Max –3 балла: наличие информационного стенда,

предоставление информации на сайт ЦРТДиЮ,

наличие рекламной продукции (объявления, визитки).

3. Процент обучающихся, освоивших программу дополнительного образования:

— соответствие учебных групп комплектованию,

— кол-во обучающихся, получивших свидетельства, удостоверения,

— наличие выпускников, продолживших обучение по специальности.

4. Участие в конкурсах,фестивалях различного уровня:

— наличие приказа на участие,

— охват участников конкурсов,

-призовые места (1 место – 3 балла, 2, 3 место – 2 бал., участие – 1 б).,

6. Создание педагогамиусловий для социализации обучающихся:

— участие в социальных акциях, проектах,

— связь с социальными партнерами,общественностью: (наличие

фотоотчета, информации на сайте, благодарственных писем)

Системная работа – 3 балла, организация работы – 2 балла, участие в

7.Работа с родителями:

— наличие родительских комитетов,

— открытые занятия для родителей или с родителями,

— совместные с родителями мероприятия.

Системная работа – 3 балла, организация работы – 2 балла, участие в

8. Обеспечение качественной организации образовательного процесса:

— Использование ИКТ (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, наглядности,

— использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии)

— наличие авторской программы.

9. Работа педагога по самообразованию:

— проведение мастер-классов, открытых занятий для коллег, молодых педагогов.

— выступление педагога на семинарах, педсоветах, методических объединениях ЦРТДиЮ,

-участие педагогов в конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня,

-дополнительная курсовая переподготовка педагогов, участие в вебинарах,

-проведение мероприятий внутри объединения,

организация каникулярной занятости,

организация профильных лагерей.

Выводы: 26 – 30 баллов – Высокий уровень;

21 – 25 баллов – Оптимальный уровень;

15 – 20 баллов – Средний уровень;

До 15 баллов – Низкий уровень.

В результате реализации данной программы, педагоги:

— приобретают новые и систематизируют имеющиеся знания и умения,

— получают возможность познакомиться с передовым опытом коллег, осмыслить профессиональную деятельность, найти пути расширения своего творческого потенциала,

— включаются в экспериментальную и научно-методическую деятельность,

— овладевают нормативно-правовыми знаниями,

— учатся управлять собственной деятельностью, обозначать проблему, прогнозировать результаты, планировать и анализировать свою работу.

Итоги самообразования педагогов ЦРТДиЮ «Крылатый» за 2013-2014

№ п/п Название мероприятия Уровень Участники Результат

1. Интернет-конкурс педагогов декоративно-прикладного творчества «Живинка» Всероссийский Шурупова И. В. Участие

Веремьянина Н. А., Юрченко Н. В. Печатная работа

Вепринцева Т. Ю., Ермолова Л. Ф., Биягова Л. А., Веремьянина Н. А., Юрченко Н. В. Сертификаты участников

Шедогубова Н. А., Стеблева Е. В., Рыжкова Л. С., Клипилина А. Ю. Сертификаты участников

5. Курсовая переподготовка на базе ВОИПКиПРО Областной 16 чел. Свидетельства о переподготовке

6. Областной форум «Патриот ВРН» Областной Чулков Е. М. Выступление

7. 4 конкурс педагогов «Золотые руки» Городской Гуцаленко В. А.

8. Семинар-практикум «Использование проектного метода как фактор успешности взаимодействия всех участников образовательного процесса» Городской 6 человек Участие

9. Конкурс методистов организаций дополнительного образования Областной Веремьянина Н. А. Участие

10. Заочный конкурс программно-методических материалов по теме «Одаренные дети в системе ДОД: выявление, поддержка, развитие» Городской Юрченко Н. В. Диплом 1 степени

Конкурс «Дополнительное образование – 21 век» Всероссийский Юрченко Н. В. Лауреат 2 степени

12 Конкурс программ по развитию дополнительного образования и воспитания детей, реализуемых в МО ВО Областной Веремьянина Н. А. Победитель

13. Организация и участие в мастер классе восточных единоборств Международный Оглы Р. А.

Баранников С. С. Участие

14. Организация профильных лагерей с концертной программой и обучением Региональный Плотникова Е. И.

Рыжкова Л. С. Участие,

15. Пленер с выставкой работ

Федеральный Образцова Л. И. Участие

16. Курсы профессиональной переподготовки Федеральный Савушкина Е. Н.

Вепринцева Т. Ю. Участие

17. Интернет курсы декоративно-прикладной направленности Федеральный Шурупова И. В.

Гуцаленко В. А. Участие

18. Организация и участие в социальных акциях Областной Юрченко Н. В.

Прохорова ЕВ. Участие

19. Проведение открытых занятий и мастер классов Областной Юрченко Н. В.

Люлякина А. Б. Участие

Естественно итогом профессионального совершенствования педагогов Центра развития творчества детей и юношества «Крылатый» являются результаты конкурсно-выставочной работы обучающихся объединений.

Общая картина результативности участия обучающихся МБОУДОД ЦРТДиЮ «Крылатый» за 2013-2014 учебный год выглядит следующим образом:

Направление Международные конкурсы, смотры, соревнования Всероссийские конкурсы, смотры, соревнования Региональные конкурсы, смотры, соревнования Областные конкурсы, смотры, соревнования Городские конкурсы, смотры, соревнования

Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест

Физкультурно – спортивное 4 1 128 65 37 14 32 19 56 30

Итого: 199 162 268 149 43 14 151 47 236 92

Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении» РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА: ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 1. Тема. Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Отчёт педагога дополнительного образования о способах учёта достижений и развития качеств обучающихся Письменный отчёт Вичужаниной Светланы Николаевны педагога дополнительного образования МБО ДО «Станция юных техников» о способах учёта достижений.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Самоанализ педагога дополнительного образования в ДОУ Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать развитию их индивидуальных способностей. При прохождении программы.

Сценарий отчётного праздника педагога дополнительного образования «Арт-Квест» (обучение танцу) СЦЕНАРИЙ[/b] Танцевальная студия Арт-Квест «ДЕНЬ ТАНЦА» (младшая и средняя группы) Звучит звонок, степенно выходит учитель Зануда Танцеконеумейкин.

Организация работы с начинающими педагогами как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении Т. А. Бабаджанова МБДОУ №2 «Северяночка» г. Снежногорск ЗАТО Александровск, Россия Современному дошкольному учреждению нужен профессионально.

Источник

Непрерывное профессиональное развитие педагога

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговая практико-значимая работа на тему

«Непрерывное профессиональное развитие педагога»

Оглавление

Введение

Актуальность. Современные процессы модернизации образования требуют актуализации личностного, творческого и профессионального потенциала педагога, поэтому так много говорят о профессионально-творческом саморазвитии личности, под которым понимается свойство личности, характеризующееся потребностью в сознательном качественном изменении себя как субъекта деятельности и становлении профессиональной позиции.

Проблемой изучения процесса профессионального становления, профессиональных компетенцийзанимались такие ученые как В. Бодров, А. Деркач, В. Зазикин, Е. Климов, С. Максименко, А. Маркова, Л. Митина, Н. Самоукина, Д. Сьюпер, В. Шадриков, Т. Щербан идр. Вопросы особенностей организации, контроля и оценивания педагогической деятельности были освящены в работах таких авторов, как В. Адольф, В. Бабешко, В. Горб, Э.Кайнова, М. Нежурина, Т. Новикова и др.

Цель работы – изучение непрерывного профессионального развития педагогов.

Описать специфику непрерывного профессионального образования.

Проанализировать способы развития профессиональной компетентности педагога.

Разработка диагностической программы по изучению необходимости организации образования педагога.

Глава 1. Теоретические аспекты непрерывного профессионального образования педагогов

1.1 Характеристика непрерывного профессионального образования

Педагогу, как и любому другому субъекту общественной деятельности, необходимо заботиться о своем профессиональном и личностном развитии. Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от индивида приобретения новых знаний и навыков, повышения своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, так как он является носителем информации, что, в свою очередь, подразумевает постоянное обновление.

В рамках данного исследованияпод непрерывным образованиеммы будем пониматьобразование, протекающее в течение всей жизни человека, а также постоянное обновление, дополнение уже существующих знаний, при помощи всестороннего развития личности и самообразования.

В современном понимании сущность непрерывного образования позволяет выделять несколько основных его функции, а именно профессиональную, личностную и социальную.

Личностная функция способна обеспечивать удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений и, зачастую, сопровождает его повседневную жизнь.

Социальная функция способна дополнять и обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с социумом, экономической сферой, государством в целом посредством ознакомления с новыми видами деятельности, языком, культурой, общечеловеческими ценностями, современными и инновационными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя при этом грамотность взрослого человека в различных сферах.

Специалист в области образования взрослыхА.Чикерингописал семь областей (или векторов) развития, таких как: компетентность, достижение целей, фиксирование, способность устанавливать дружеские отношения, установление идентичности (чувства индивидуальнойсамотождественности), объединение всех социально-психологических свойств личности.

А.К. Маркова обозначает следующие блоки профессиональной компетентности педагога, это:

а)профессиональные (необходимыеобъективно) педагогические и психологические знания;

б)профессиональные (необходимыеобъективно) педагогические умения;

в)профессиональные психологические позиции, установки, требуемые в данной профессии;

1.2 Способы развития профессиональной компетентности педагога

Исходя из требований современного общества, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:

1способ.Помощь методических объединений, отдельным педагогам в организации деятельности, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Методическая работа должна способствовать совершенствованию квалификации педагога, повышению компетентности.

2способ.Курсы повышения квалификации являются действенным способом развития профессионализма педагога.

3способ.Реализация различных форм педагогической поддержки.

4способ.Самообучение и саморазвитие педагога и др. 7

Главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Повышение квалификации осуществляется также в процессе участия педагогов в разнообразной методической работе. Здесь решаются такие задачи,например: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практикудостижений педагогической науки; повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки педагогических работников; консультативная помощь в организации педагогического самообразования и др. Такая методическая работа может быть в виде:

– изучения и обсуждения нормативных документов, ФГОС, различных программ;

– обмена опытом между коллегами;

– представление и обсуждение собственных разработок, педагогических инноваций и др. 9

Педагогическое самообразование тоже может выступать формой повышения квалификации педагога.Условием продуктивной работы является деятельность педагога по личному плану самообразования, составленному на год ивключающему следующие разделы:

– цели и задачи работы по самообразованию;

– участие в методической работе образовательного учреждения;

– посещение курсов повышения квалификации и проблемных семинаров, прохождение аттестации;

– изучение методической, психолого-педагогической и предметной литературы, нормативных документов;

– повышение общекультурного уровня (чтение художественной литературы, публицистики, посещения музея, театра, просмотр телепередач и др.);

– итоги работы по самообразованию.

В завершение необходимо проанализировать особенности становления педагога, которые определяются повышением уровня его профессиональной деятельности. При методической подготовке студента необходимо применять элементы дифференцированного подхода к обучению.

Так, уровни обучения должны соответствовать и уровням усвоения, которые определяются последовательностью процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности. К таким уровням относятся:

При анализе данных уровней, было выявлено, что онидолжны соответствовать уровням профессиональной деятельности педагога.

Другими словами, первый уровень, или минимальный, определяет профессиональную грамотность педагога, второй уровеньхарактеризует профессиональную компетентность, а третий, уровень возможностей, определяет творческую, профессиональную культуру педагога.

Таким образом, можно говорить о том, что реализация дифференцированного подхода проявляется в проектировании дифференцированных целей обучения, учебных заданий для достижения этих целей, а также в использовании разных форм обучения учебной деятельности и в организации дифференцированного контроля и оценки.

Глава 2. Разработка теста для педагогов

В теоретической части работы мы определили, что эффективный процесс по формированию методической, профессиональной подготовки педагога к применению образовательных технологий, который, в свою очередь, считается показателем стремления педагога к саморазвитию и непрерывному образованию,характеризуется соблюдением определенных педагогических условий, а анализ особенностей оценивания методических умений педагога основываться определенных принципах, соблюдение которых определяет успешность формирования данной подготовки.

В связи с этим было решено разработатьтест, направленный на оценку сформированности умений организаторских, методических, профессиональных уменийпедагога.

мониторинг сформированности профессиональной компетентности педагогов;

диагностика уровня профессиональных компетенций;

диагностика необходимости организации обучения педагога.

Первая часть разработанного теста заключалась в необходимости выбора правильного ответа педагогом из предложенных. Причем в некоторых вопросах единственный правильный ответ, а в некоторых – есть множественный выбор.

Так, с 1 по 6 вопросы, а также в 9 предложено на выбор 2 варианта ответа, 1 из которых верный.

Получаем 7 вопросов, ответы на которые оцениваются либо как правильные, либо как неверные. За каждый правильный ответ педагог получает 1 балл, следовательно, максимальное количество баллов за эти 7 вопросов – 7.

Множественный выбор предполагают вопросы теста 7, 8, 13, 14.

В данном случае критерием оценивания выступает наиболее близкий и полный ответ:

0 баллов – ни одного верного ответа;

1 балл – хотя бы один правильный ответ;

2 балла – указаны все правильные ответы.

Таким образом, максимальное количество баллов по данной группе вопросов – 8.

С 10 по 12, с 15 по 25 вопросы предполагается 1 правильный ответ из множества предложенных. Максимальное количество баллов по данной группе вопросов – 13 (см. Приложение).

Вторая часть контроля содержит в себе практико-ориентированные задания для проверки сформированности компетенций педагога. Таких заданий предлагается 5.

Задание 1 (ответы см. в Приложении):

Провоцирует коллег на конфликт. В случае разногласий занимает неконструктивную позицию

Лидерский уровень развития

Столкнувшись с разногласиями, пытается договариваться. При этом держится за свою позицию. Не гибок. Отказывается понимать позицию собеседника

Компетенция недостаточно развита

Задает в коллективе норму конструктивного отношения к разногласиям. Требует, чтобы сотрудники договаривались между собой, не доводя ситуацию до конфликта. В случае возникновения конфликта выступает грамотным посредником, помогая сторонам договориться

Высокий уровень развития

Сталкиваясь с разногласиями, ищет компромиссное решение. Выясняет позицию другого. Показывает понимание и уважение по отношению к позиции другого, даже когда она противоречит его собственной. Способен менять свою позицию, быть гибким в поиске компромиссов. При взаимной воле сторон не доводит разногласия до конфликта

Компетенция не развита

Умеет выявлять глубинные интересы своего собеседника. Уходит от обсуждения заявленных позиций, переходя к обсуждению глубинных интересов. Изобретателен в нахождении новых вариантов решения, устраивающих обе стороны. Способен избежать возникновения конфликта даже при общении с неконструктивно настроенным работником

При этом оценивание производится по 5-балльной шкале, где 5 полная характеристика качеств профессиональной компетентности, перечисление функций компетентного педагога, 0 – отсутствие или полное несоответствие заданию.

В задании 3 необходимо составить схему сравнения традиционного оценивания и педагогического измерения с помощью фонда оценочных средств (что общее и чем отличаются). Количество баллов за полностью верный ответ – 2, частично – 1, неверно – 0 баллов (см. Приложение).

В задании 4 необходимо охарактеризовать каждый из оценочных средств, а именно:

государственную итоговую аттестацию.

Максимальное количество баллов за данное задание – 3, присваивается в случае верной характеристики каждого из пунктов, соответственно, 2 балла – это 2 правильных ответа, 1 балл – 1 верный ответ и 0 баллов – отсутствие верных характеристик (см. Приложение).

В задании 5 необходимо составить перечень работ, отзывов и документов, входящих в состав такого современного типа заданий для педагога, как портфолио (см. Приложение). Предлагается заполнить следующую таблицу.

Максимальное количество баллов за задание – 3 в соответствии с полнотой перечня каждого из видов документов.

Таким образом, разработанный контроль в тестовой части может быть максимально оценен в 28 баллов, в практической части – в 18 баллов. Полностью справившись с заданием, будущему педагогу может быть присвоено 46 баллов.

Заключение

Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога его личности и способностям. Система образования постоянно развивается, в связи с этим новые социальные запросы делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Поэтому педагог стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

Педагогическое образование является важнейшей частью образовательной системы, которое обеспечивает подготовку кадров для полноценного функционирования всей системы образования. Это положение доказывается так же тем, что в педагогическом образовании отражаются все процессы и стороны сферы образования, а так же потому, что качество и уровень подготовки педагогических кадров определяют перспективы развития образования в целом. Вместе с тем цели и функции педагогического образования являются производными от основной функции образования в обществе.

Разработанный тест способен определить уровень компетентности педагога, что, в свою очередь, может помочь сформулировать рекомендации для необходимости повышения квалификации, либо организацию обучения педагога (посещение курсов, семинаров, тренингов и т.д.) по тем областям, в которых наблюдались «пробелы».

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радянська школа. 1983. – 287 с.

Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 58-61.

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2.

Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004.

Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897 (дата обращения 10.04.2019).

Приложение

мониторинг сформированности профессиональной компетентности преподавателей;

диагностика уровня профессиональных компетенций;

определение сформированности умений организационно-педагогического сопровождения методической деятельности преподавателя.

Вопросы (правильные ответы выделены):

а) способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение образовательных целей.

б) игровая деятельность, направленная на усвоение учебного материала.

2. Классификация методов обучения по источнику передачи знаний:

а) словесные методы, наглядные методы и практические методы.

б) лекции, семинары, лабораторные работы.

3.К словесным методам обучения относятся:

а) рассказ, объяснение, беседа, дискуссия;

б) упражнения, дидактические игры, лабораторные работы.

а) способ передачи информации, при котором предоставляется наглядный материал;

б) способ передачи информации в рамках учебного процесса, который представляет собой участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций.

5.Педагогическая технология – это

а) комплексный, интегральный процесс, который включат людей, их идеи, средства и способы по организации деятельности с целью анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем.

б) системный подход по созданию, применению, определению всего процесса преподавания и усвоения знаний при учете технических и человеческих ресурсов, а также их взаимосвязей.

6. Какой о сновной документ регламентирует сферу высшего образования?

а) Государственный образовательный стандарт;

б) Закон об образовании.

7.Каковы основные требования к качеству подготовки педагогических кадров? (Выбрать несколько)

а) соблюдение требований содержания образования;

б) необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающегося по специальности;

в) обязательное участие в организационно-плановых мероприятиях;

г) высокая квалификация выпускников образовательных учреждений;

д) использование максимального объема учебной нагрузки;

е) использование ИКТ в деятельности.

8.Выбрать основные элементы педагогической технологии среди предложенных:

а) разработка максимально уточненных учебных целей, а также установление критериев их оценки и измерения;

б) разработка, а также точное описание учебного процесса, которое направлено на достижение учебных целей;

в) разработка учебного плана образовательного учреждения;

г) ориентация учебного процесса на гарантированное достижение результатов обучения.

9.Достижение результатов обучения заключается в:

а) усвоении учебных знаний, формировании учебных действий;

б) оперативной оценке, коррекции обучения и итоговой оценке.

10. Необходимое умение организационно-педагогического сопровождения методической деятельности, выраженное в форме группового консультирования, включает в себя:

а) детальный анализ вопросов, не достаточно освещенных на теоретических и практических занятиях;

б) исследование возникающих конфликтов;

в) обоснование технологии и методики образовательной работы со студентами.

11.Чем характеризуется профессиональная компетентность педагога?

а) умением мыслить педагогически;

б) умением задавать творческие задания;

в) умением соблюдать авторитарность.

12. Назовите неэффективное условие, выражающееся в преемственности работы школы и СУЗа:

а) необходимость согласования программ обучения в смежных звеньях непрерывной системы образования;

б) необходимость согласования методов обучения в смежных звеньях непрерывной системы образования;

в) работа по одинаковым учебникам.

13. Выберите, что из перечисленного относится к компонентам трудовых действий педагога:

а) организация разработки и обновления образовательной программы;

б) цель и результаты деятельности;

в) подбор видов труда;

г) контроль и оценка качества разрабатываемых материалов;

д) организация внешней экспертизы и подготовки к утверждению программно-методической документации.

14.К информационно-коммуникационным технологиям в работе педагога относятся:

а) мультимедийные презентации;

в) электронная доска;

г) мультимедийный проигрыватель;

15. Назвать критерий, который не соответствует требованиям при оценивании качества разработанных материалов:

а) соответствие порядку организации и осуществления образовательной деятельности;

б) соответствие современным теоретическим и методическим подходам;

в) соответствие требованиям к обеспечению безопасности;

г) соответствие требованиям работодателей.

16.Назвать стадию, которая не соответствует профессиональному развитию педагога:

а) формирование профессиональных намерений,

б) профессиональное обучение,

в) профессиональная адаптация,

г) профессиональное выгорание,

д) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

17.В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, педагог осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

а) электронного дневника;

б) электронного журнала;

в) электронных форм учебной документации;

г) все ответы верны.

18.Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики педагога?

в) Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации педагога;

г) Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

19. Возможно ли свободное посещение мероприятий обучающимися, воспитанниками гражданских образовательных учреждений, которые не предусмотрены учебным планом?

в) Да, по согласованию с администрацией учреждения.

20. Назвать виды аттестации обучающихся и выпускников, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

а) Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация и итоговая аттестация;

б) Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;

в) Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация.

21. Несет ли педагог ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, которые находятся под его руководством?

22.К какому понятию относится следующее определение: это метод, предполагающий изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса, либо проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

23.Нормативной базой для создания рабочих учебных планов общеобразовательными учреждениями Российской Федерации считается:

а) Базисный учебный план;

б) Закон Российской Федерации «Об образовании»;

в) Государственный образовательный стандарт;

г) Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

24. Определить, при каком из перечисленных условий возможно применение инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения в учебном процессе:

а) по итогам согласования с директором школы;

б) согласно решению методического объединения;

в) при условии положительного результата гигиенической экспертизы;

г) согласно разрешению курирующего заместителя директора.

25.К какой из перечисленных медицинских групп относят учащихся, для которых свойственны незначительные изменения в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеют достаточного уровня физической подготовленности?

а) К подготовительной медицинской группе;

б) К основной медицинской группе;

в) К специальной медицинской группе;

г) Все ответы верны.

Практико-ориентированные задания для проверки сформированности компетенций преподавателя

1. Соотнесите описание в правой колонке с уровнями способности управления конфликтами:

Провоцирует коллег на конфликт. В случае разногласий занимает неконструктивную позицию

Лидерский уровень развития

Столкнувшись с разногласиями, пытается договариваться. При этом держится за свою позицию. Не гибок. Отказывается понимать позицию собеседника

Компетенция недостаточно развита

Задает в коллективе норму конструктивного отношения к разногласиям. Требует, чтобы сотрудники договаривались между собой, не доводя ситуацию до конфликта. В случае возникновения конфликта выступает грамотным посредником, помогая сторонам договориться

Высокий уровень развития

Сталкиваясь с разногласиями, ищет компромиссное решение. Выясняет позицию другого. Показывает понимание и уважение по отношению к позиции другого, даже когда она противоречит его собственной. Способен менять свою позицию, быть гибким в поиске компромиссов. При взаимной воле сторон не доводит разногласия до конфликта

Компетенция не развита

Умеет выявлять глубинные интересы своего собеседника. Уходит от обсуждения заявленных позиций, переходя к обсуждению глубинных интересов. Изобретателен в нахождении новых вариантов решения, устраивающих обе стороны. Способен избежать возникновения конфликта даже при общении с неконструктивно настроенным работником

3.Составить схему сравнения традиционного оценивания и педагогического измерения с помощью фонда оценочных средств (что общее и чем отличаются).

Общее: выделение в освоении компетенций категорий «знаю», «умею», «владею».

Различное: в ФОС – инновационные методы оценки.

Дополнительные критерии приветствуются.

4.Охарактеризуйте каждый из оценочных средств:

промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела или модуля курса;

государственная итоговая аттестация проводится по определенной дисциплине в виде зачета или экзамена.

5.Современный тип заданий – портфолио – включает в себя…. Заполните таблицу:

1 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

2 Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004.

3 Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 58-61.

4 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897 (дата обращения 10.04.2019).

5 Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2.

6 Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

8 Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радянська школа. 1983. – 287 с.

10 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *