Что является монополистической деятельностью

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Что является монополистической деятельностью

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

(В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ, от 08.11.2008 № 195-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 17.07.2009 № 173-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 27.12.2009 № 379-ФЗ, от 05.04.2010 № 40-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 01.03.2011 № 22-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 02.07.2013 № 144-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 21.12.2013 № 375-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 423-ФЗ, от 04.06.2014 № 143-ФЗ, от 21.07.2014 № 265-ФЗ, от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 250-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 03.07.2016 № 264-ФЗ, от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 19.02.2018 № 17-ФЗ, от 23.04.2018 № 91-ФЗ, от 04.06.2018 № 135-ФЗ, от 29.07.2018 № 259-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 572-ФЗ, от 18.07.2019 № 187-ФЗ, от 02.12.2019 № 403-ФЗ, от 27.12.2019 № 485-ФЗ, от 27.12.2019 № 509-ФЗ, от 01.03.2020 № 33-ФЗ, от 01.04.2020 № 97-ФЗ, от 24.04.2020 № 140-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 17.02.2021 № 11-ФЗ, от 11.06.2021 № 166-ФЗ, от 01.07.2021 № 275-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

2. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. (В редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев. (В редакции федеральных законов от 17.07.2009 № 164-ФЗ; от 05.10.2015 № 275-ФЗ)

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно

Источник

Понятие и виды монополистической деятельности

кандидат юридических наук, доцент кафедры

предпринимательского права юридического

факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный

университет имени М.В. Ломоносова»

Очевидно, что закон определяет понятие «монополистическая деятельность» путем перечисления определенных видов противоправного поведения, перечень которых не является исчерпывающим.

В ранее действующем Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*(2) монополистическая деятельность определялась как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ч. 9, ст. 4 указанного Закона). Впоследствии указанным Законом монополистическая деятельность субъектов предпринимательства и неправомерная деятельность органов и организация публичной власти были разделены, поскольку правонарушения указанных органов, направленные на ограничение конкуренции, по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью.

Монополистическая деятельность определена законодателем как правонарушение, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства (т.е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как публичные интересы, так и права и интересы отдельных лиц (конкурентов, потребителей). Прежде всего данное правонарушение посягает на публичный порядок в сфере конкуренции, т.е. приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкретные случаи таких негативных последствий, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции, устанавливаются антимонопольными и судебными органами в соответствии с федеральными законами. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении правил ведения конкурентной борьбы («правил игры»).

Монополистическая деятельность нарушает интересы отдельных лиц: права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен вред в виде убытков и нанесен ущерб деловой репутации (ст.ст. 15, 16 ГК РФ).

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим в общем определении монополистической деятельности не содержится указание на убытки как последствия данного правонарушения. Например, в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции говорится об ущемлении интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Законодательство России содержит изъятия из норм о запрете указанных действий (ст. 13 Закона о защите конкуренции): в исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными (допустимыми), если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей); 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Однако действия (бездействие), запрещенные п.п. 1-3, 5-7, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются сами по себе абсолютно недопустимыми (per se) без применения к ним указанных изъятий (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности).

Законодательство содержит понятие «систематическое осуществление монополистической деятельности», под которым понимается осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 11 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Виды монополистической деятельности. Выделяются следующие основные виды монополистической деятельности;

1. злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;

2. антиконкурентные соглашения;

3. антиконкурентные согласованные действия;

4. антиконкурентная координация экономической деятельности.

1. Злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о защите конкуренции). Использование термина «злоупотребление» по отношению к рассматриваемым правонарушениям является весьма условным. Несмотря на то что общий запрет на злоупотребление доминирующим положением содержится в п. 1 ст. 10 ГК РФ, посвященной злоупотреблению правом, это не означает, что неправомерные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются злоупотреблением правом.

Занятие субъектом предпринимательства доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминирования, монополии), предполагающей соответствующий правовой режим (государственный контроль) и само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию, является нежелательным для конкурентных отношений. Однако государство не может вообще запретить предпринимателям занимать такое положение, поскольку оно в ряде случаев является экономически неизбежным. Злоупотреблением правом означает нарушение общих принципов, предусмотренных в общих нормах (например, запрет совершать действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам, а также действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если конкретные запреты не установлены специальными нормами)*(4).

Для квалификации данного правонарушения необходимо, чтобы хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение на рынке. Конструкция данного правонарушения предполагает общий запрет и специальные запреты.

Общий запрет сформулирован следующим образом: «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».

Специальные запреты налагают на лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, обязанности не совершать конкретных действий (бездействий). Данные запреты могут быть классифицированы по различным основаниям: по установлению цент на рынке, по созданию дискриминационных условий, в том числе при заключении договоров.

При этом перечень специальных запретов не является исчерпывающим.

Большая группа специальных запретов связана с установлением доминирующим субъектом цен на рынке и влиянием на ценообразование (ценовые злоупотребления):

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

— манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара.

Законом предусмотрены запреты по установлению доминирующим субъектом дискриминационных условий на рынке (дискриминационные злоупотреблении). Под дискриминационными понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Закон содержит следующие запреты:

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Создание дискриминационных условий может быть связана с заключением и исполнением договоров (договорная дискриминация). Закон предусматривает следующие запреты:

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Из числа ценовых злоупотреблений большую общественную опасность представляют монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная доминирующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Сопоставимым данный товарный рынок должен быть по составу покупателей или продавцов товара условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. Установление монопольно высоких цен осуществляется путем повышения ранее установленной цены товара либо путем необоснованного поддержания или неснижения ранее установленной цены товара при наличии условий, указанных в ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная доминирующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Установление монопольно низких цен осуществляется путем необоснованного снижения или поддержания ранее установленной цены товара при наличии условий, указанных в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Монопольно низкие цены устанавливаются на непродолжительное время для того, чтобы более слабые конкуренты разорились или ушли с рынка.

Монопольно низкая цена может быть установлена также покупателем, занимающим доминирующее положение на рынке. Она навязывается, например, продавцу, являющемуся субъектом малого предпринимательства, оказавшемуся в зоне искусственно созданного избытка товаров. Выявление монопольно высоких и монопольно низких цен осуществляется антимонопольными органами с учетом Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен, принятых ГКАП России 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053.

В отношении финансовых услуг в законодательстве используются понятия необоснованно высокой и необоснованно низкой цены финансовой услуги. Под таковыми понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию (п. 12 ст. 4 Закона о защите конкуренции). При этом конкурентной ценой финансовой услуги признается цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции.

2. Антиконкурентные соглашения. Под соглашением в антимонопольном законодательстве понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Антиконкурентные соглашения подразделяются на два основных вида: 1) горизонтальные соглашения; 2) вертикальные соглашения.

Сущность горизонтальных соглашений состоит в том, что они достигаются между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном рынке и являющимися конкурентами*(5). Причем горизонтальные соглашения подлежат запрету независимо от доли на рынке для участников соглашений. По степени общественной опасности горизонтальные соглашения подразделяются на картели и иные горизонтальные соглашения.

С экономической точки зрения картель представляет собой форму монополистического объединения основанного на соглашении конкурентов. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Картели представляют серьезную угрозу для конкуренции и запрещены в большинстве стран*(6).

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Высокая общественная опасность картеля влечет применение уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ.

Иные горизонтальные соглашения предусмотрены нормами ч. 3 и 4 Закона о защите конкуренции. К ним относятся:

— соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

— соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или неотносящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— соглашения об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

— соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

— об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Следует отметить, что между хозяйствующими субъектами-конкурентами могут быть заключены соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает десять миллиардов рублей. Такие соглашения подлежат антимонопольному контролю в виде обязанности получить предварительное согласие антимонопольного органа. При этом требования ст. 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа.

Вертикальные соглашения. Это соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Субъектный состав вертикальных соглашений имеет следующие особенности: субъекты предпринимательства не должны являться конкурентами между собой (реальными или потенциальными), каждый из них осуществляет свою деятельность на различных рынках или занимает различные ниши в производстве и распределении (например, поставщики и покупатели).

Вертикальные соглашения в качестве конкретных целей имеют, например, установление исключительного права продажи по типам покупателей или ограничение деятельности правомерных пользователей объектами промышленной собственности на основе лицензионных договоров и др.

Закон содержит условия запрета вертикальных соглашений:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции);

3) доля каждого из хозяйствующих субъектов, участвующих в «вертикальном» соглашении, на товарном рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения, превышает 20%.

По сравнению с горизонтальными соглашениями вертикальные соглашения представляют меньшую общественную опасность. В связи с этим, закон содержит ряд указанных выше исключений из правила о запрете, в том числе возможность признания их допустимыми. Например, допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии (ст. 12 Закона о защите конкуренции).

Под согласованными действиями хозяйствующих понимаются субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год (ст. 8 Закона о защите конкуренции).

Согласованные действия подлежат запрету, если они могут привести к антиконкурентным последствиям, указанным в ст. 11.1 Закона о защите конкуренции: установлению или поддержанию цен, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей, сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) и др.*(7)

Таким образом, последствия антиконкурентных соглашений и согласованных действий являются сходными, однако содержание антиконкурентных соглашений и согласованных действий принципиально различаются.

Закон содержит ряд изъятий из правила о запрете согласованных действий. Так, запреты не распространяются на следующие согласованные действия хозяйствующих субъектов:

— если их совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8%;

— если эти хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что осуществленные им согласованные действия, предусмотренные частями 1-3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 13 Закона.

4. Антиконкурентная координация экономической деятельности запрещена законом: физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1-3 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми или которые не предусмотрены федеральными законами. Таким образом, координация будет считаться антиконкурентной, если она приводит к последствиям, сходным с последствиями при совершении антиконкурентных соглашений. Действительно, антконкурентная координация может сочетаться с антиконкурентными соглашениями, а может совершаться и отдельно от них. Однако антиконкурентная координация является самостоятельным видом монополистической деятельности*(8).

Важно отметить, что не всякая координация экономической деятельности является антиконкурентной. Координация предпринимательской и иной экономической деятельности является, в целом, разрешенным типом поведения. В соответствии со ст. 123.8 ГК РФ, в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности. В указанных целях могут создаваться различные ассоциации (союзы) хозяйствующих субъектов: фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, туроператоров и турагентов*(9), и др.

Понятие «координация экономической деятельности» содержится в норме п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции: «согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов». Следует отметить, что определение антиконкурентной координации через термин «согласование» создает проблемы смешения определенных типов поведения, учитывая, что в Законе о защите конкуренции содержатся сходные термины «согласованные действия», «соглашения», о чем справедливо указывалось в литературе*(10).

Закон о защите конкуренции не приводит примерного перечня запрещенных видов антиконкурентной координации. В доктрине и на практике выделяются следующие действия*(11) направления писем о необходимости информирования о получении заявок от других лиц на выставление коммерческого предложения*(12), включение в типовой договор аренды нежилого помещения условия о страховании гражданской ответственности и имущества арендатора*(13), разработка стандартов ипотечного кредитования и их продвижения в форме заключения соглашений с банками об использовании этих стандартов, в виде направления писем, телеграмм, обязывающих торговых партнеров координатора применять утвержденные последним правила работы дилеров и др.

*(8) См.: Паращук С.А. Антимонопольный запрет на координацию экономической деятельности. / Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве. Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015.

*(9) См. ст. 20 ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

*(12) Определение ВАС РФ от 13 июля 2011 г. N 8032/11 по делу N А76-15244/2010-45-358.

*(13) Постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2010 г. N КА-А40/12768-10 по делу N А40-19296/10-84-47.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Паращук С.А. Понятие и виды монополистической деятельности

Paraschuk S.A. Concept and types of monopolistic activity.

Статья посвящена научному анализу понятия и видов монополистической деятельности по законодательству России с учетом изменений, внесенных «четвертым антимонопольным пакетом». В статье дается характеристика общего запрета на монополистическую деятельность, а также рассмотрение основных видов данного правонарушения: злоупотребления доминирующим положением на рынке, антиконкурентных соглашений, антиконкурентных согласованных действий, антиконкурентной координации экономической деятельности.

The Article is devoted to the scientific analysis of concepts and types of monopolistic activity in the Russian law taking into account the changes introduced by the «fourth Antimonopoly package». In the article, the General prohibition on monopolistic activities, as well as the main types of offence: abuse of a dominant position of market power, anticompetitive agreements, anticompetitive concerted actions anticompetitive coordination of economic activity.

Ключевые слова: монополистическая деятельность, злоупотребление доминирующим положением на рынке, антиконкурентные соглашения, горизонтальные соглашения, картель, вертикальные соглашения, антиконкурентные согласованные действия, антиконкурентная координация экономической деятельности.

Keywords: monopolistic activity abuse of dominant market position, anti-competitive agreements, horizontal agreements, cartel, vertical agreements, anticompetitive concerted practices, anticompetitive coordination of economic activity.

В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников III-ей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом», проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2016 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *