Что является мотивами самообразования ответ
Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие (35 стр.)
Мотивы самообразования(Направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний (работа с книгой, нахождение новых способов решения познавательных задач, просмотр передач, беседы со взрослыми и пр.))
Социальные мотивы:
Широкие социальные мотивы(Направлены на получение знания на основе осознания социальной необходимости, проявляются в стремлении занять новую позицию в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками)
Узкие социальные мотивы (Направлены на получение одобрения со стороны взрослых, уважение сверстников)
Познавательные мотивы включают в себя следующее:
1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Они проявляются в учебной деятельности в успешном выполнении заданий, обращении к взрослым за новыми сведениями, стремлении выполнять задания без инициативы извне.
2. Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации детей на усвоение способов добывания знаний. Они проявляются в самостоятельном нахождении путей решения поставленной задачи, познавательных вопросах к взрослым, самоконтроле при выполнении учебной задачи.
3. Мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний (работа с книгой, нахождение новых способов решения познавательных задач, просмотр передач, беседы со взрослыми и пр.).
Социальные мотивы включают следующее:
1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, стремлении занять новую позицию в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.
2. Узкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать одобрение со стороны взрослых, уважение сверстников.
Кроме того, рассматривают и игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере младших школьников, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого школьника степень выраженности и сочетание учебных мотивов индивидуальны. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов оказывает положительное влияние на результативность учебной деятельности. Преобладание игрового мотива, неадекватно перенесенного в учебную деятельность, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения учебного материала.
Учебные мотивы младших школьников развиваются, дифференцируются в тесной взаимосвязи с эмоциональной и волевой сферами. В исследовании Н.А. Степановой выявлены существенные изменения в мотивационной сфере личности младших школьников на протяжении обучения. Учебные мотивы младших школьников изменяются неравномерно, наиболее существенные изменения учебных мотивов выявлены у учащихся в 3 и 4 классе. Специфика мотивационной сферы учащихся на начальном этапе обучения представлена широкими познавательными и социальными учебными мотивами, что можно объяснить повышенным интересом младших школьников к новой социально значимой деятельности, связанной с приобретением знаний, стремлением реализовать себя в роли успешного ученика. С возрастом учебные мотивы младших школьников расширяются и дифференцируются. Более значимыми становятся мотивы достижения, саморазвития. Возрастает значимость социальных мотивов обучения. На конечном этапе обучения в начальных классах возрастает значимость оценок для учащихся, стремление соответствовать роли успешного ученика, быть культурным и образованным человеком, повышается значимость взаимоотношений с одноклассниками.
Динамика интереса учащихся младшего школьного возраста к основным и дополнительным учебным предметам отличается неравномерностью на протяжении обучения. Как видно из рис. 3.4, интерес учащихся к основным предметам от 1 ко 2 классу повышается, к дополнительным – падает. В 3 классе наблюдается снижение интереса к основным предметам и рост интереса к дополнительным. К 4 классу вновь повышается интерес к основным учебным дисциплинам, а интерес к дополнительным снижается. Высокий интерес к основным предметам на начальном этапе обучения связан со стремлением младших школьников продемонстрировать себя в роли успешных учеников, свои достижения по значимым и сложным предметам. Основные предметы оказались более привлекательны, поскольку в полной мере отражают представления учащихся об учебных знаниях, умениях и навыках, которыми необходимо овладеть в школе.
Рис. 3.4. Динамика интереса к учебным предметам
Интерес к основным предметам обусловлен влиянием мнения взрослых, которые выделяют их как наиболее важные. Снижение интереса к основным предметам в 3 классе может быть связано с дифференциацией и расширением учебных мотивов, интересов, повышением значимости социальных ценностей. Младшие школьники стремятся реализовать себя на более легких и доступных предметах, поскольку программа по основным учебным предметам усложняется. Повышение значимости основных предметов для учащихся к 4 классу свидетельствует о возрастающей осознанности обучения, формировании устойчивого познавательного интереса. Таким образом, внутренняя логика развития мотивационной сферы проявляется в неравномерности учебных мотивов и интереса к учебным предметам на протяжении обучения и усиливается к концу обучения (3, 4 класс).
Развитие учебных мотивов младших школьников связано с успешностью их учебной деятельности. C.B. Гани, В.А. Ганиотмечают, что познавательная мотивация развивается в наибольшей степени у хорошистов, в меньшей – у отличников и троечников; мотив получения высокой отметки и мотив избегания неудачи в меньшей мере присущи хорошистам, в большей степени – отличникам и троечникам; престижная мотивация развивается главным образом у отличников; мотивы самосовершенствования и самообразования, в целом не характерные для младших школьников, появляются только у хорошистов; общая учебная направленность в большей степени присуща хорошистам по сравнению с детьми, имеющими другие уровни успеваемости, и связана у них с познавательной мотивацией. Авторы делают вывод, что в целом наиболее гармонично развивается учебная мотивация у детей, достигающих в учебной деятельности высоких результатов, но успевающих на «5» и «4», т. е. не являющихся отличниками (по педагогическим оценкам, «хорошистов»). Игровые мотивы наиболее ярко выражены у троечников, недостаточно успешных в ведущей в этом возрасте учебной деятельности. У детей, чья учебная работа оценивается относительно высоко («4» и «5»), по сравнению с более и менее успешными сверстниками (отличниками и троечниками), в большей степени развита познавательная мотивация, в меньшей – мотивация избегания неудачи и мотив получения высокой отметки. Именно у детей этой категории расширен диапазон «широких социальных мотивов учения».
Мотивация учебной деятельности во многом зависит от особенностей семейного воспитания и типа детско-родительских отношений, реакции родителей на учебные достижения ребенка, уровня их требовательности в отношении достижений ребенка, степени их согласованности со школьными требованиями и др.
Практический пример
Родители часто хвалят сына за домашнюю работу, им кажется, что задание выполнено хорошо, аккуратно, а учитель снова ставит оценку «удовлетворительно». Это вызывает недовольство родителей, которые критикуют учителя в присутствии ребенка. Такие реакции родителей в конечном итоге приводят к непринятию ребенком этого учителя и формированию отрицательного отношения к учебе.
Самообразование мотивы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Самообразование, мотивы, этапы, достижения.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
Направления самообразования учителя.
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя:
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
• …
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Автор статьи не теряет надежды, что этот перечень будет длиннее, за счет предложений читателя (предложения можно отправить по адресу : info@edunet.uz)
Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Самообразование: мотивы, этапы, достижения
Аванесян Мелинэ Хачиковна
Самообразование: мотивы, этапы, достижения
Самообразование: мотивы, этапы, достижения.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
Самообразование-есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой и является профессия воспитателя.
Формы повышения квалификации педагогов
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
— обучение на курсах (один раз в пять лет);
— самообразование;
— участие в методической работе детского сада, района.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад для своего ребенка.
• Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.Говорят врачу: «Исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?
Направления самообразования:
• Профессиональное (по образовательным областям программы)
• Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)
• Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Формы самообразования воспитателя
• Индивидуальная форма самообразования
• Групповая форма самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, музеи, выставки, театры, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники знаний, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования воспитателя:
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать мероприятия, проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
• Работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
• Участие в работе научных конференций, семинаров;
• Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
• Чтение методической, педагогической литературы
• Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение тестов, кроссвордов повышенной сложности или нестандартной формы
• Посещение тренингов, открытых занятий коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег
• Изучение информационно компьютерных технологий
• Общение с коллегами в своем ОУ, районе и в Интернете
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;
• Составление картотеки по проблеме;
• Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования
• Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• Составление перспективного плана работы с детьми;
• Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта
• Разработка новых форм, методов и приемов обучения
• Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование воспитателя будет продуктивным, если
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
• Воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
• Воспитатель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализировать педагогический опыт.
• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Часть 2. Организация процесса самообразования
Выбор тем для самообразования
Тематикой самообразования также может быть:
— одна из годовых задач ДОУ;
— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Личный план самообразования воспитателя
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план
• Фамилия, имя, отчество
• Этапы работы
• Сроки выполнения каждого этапа
• Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• Способ демонстрации результата проделанной работы
• Форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой воспитатель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки «В помощь занимающимся самообразованием”, «Это интересно знать”, «Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-то вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет воспитателю не дать, самое главное – желание воспитателя и способность воспитателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Этапы работы по развитию речи дошкольников «Этапы работа по развитию речи дошкольников». Основные задачи развития речи: Непременным условием для всестороннего развития ребенка является.
Основные этапы речевого развития Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух,.
Советы логопеда «Этапы развития речи» Этапы развития речиЛюбую маму беспокоят вопросы: правильно ли развивается её ребенок, стоит ли обращаться к специалисту? Мы постараемся.
Этапы эволюции детского рисунка Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся.
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы Технология дифференцированного обучения Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных.
Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте. Наблюдение — это самая первая ступенька к началу экспериментальной деятельности.
Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Наблюдение — это самая первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок.
Этапы работы нетрадиционной техникой «плоскостное торцевание» Этапы работы нетрадиционной техникой «плоскостное торцевание» 1) Берем пенопласт, в качестве исходного материала нам понадобиться заготовки.
Этапы работы в технике «Пластилинография» в домашних условиях Чтобы было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей,.
Этапы развития музыкальной игры-сказки музыкальный руководитель МБДОУ Детского сада № 172 «Голубка», город Ульяновск Детство-это радость, игра, слияние с природой. радуется,.