Что является негативным последствием тенденции роста прибыли
Факторный анализ прибыли от продаж: практический пример
Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.
Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж:
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
изменение, %
1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = −1 578 тыс. рублей.
Основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна.
В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.
3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) — 39780 = −5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 — 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов — на 1 051 тыс. рублей (3 765 — 4 816).
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 — 47 122 = 7 068 тыс. рублей.
Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:
1. влияние объема продаж −1 578 тыс. рублей;
2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции −1 373 тыс. рублей;
3. влияние себестоимости −5 679 тыс. рублей;
4. влияние величины коммерческих расходов 1 140 тыс. рублей;
5. влияние величины управленческих расходов 1 051 тыс. рублей;
6. влияние цен реализации 7 068 тыс. рублей;
7. общее влияние факторов 630 тыс. рублей.
Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции.
Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Главбух как финдир: причины изменения финансовых результатов компании
Финансовое состояние организации зависит от эффективности трех направлений деятельности:
Результаты номенклатурной и сбытовой политики, итоги работы по выбору поставщиков определяют размер прибыли от продаж, подходы к формированию запасов и ведению взаиморасчетов с покупателями и поставщиками — размер оборотных активов и краткосрочных обязательств.
Капитальные вложения меняют величину внеоборотных активов и (нередко) заемных средств и влияют на финансовый результат через размер амортизационных отчислений, имущественного налога, доходов от финансовых вложений, прибыли или убытка от выбытия фондов.
Работа с заемным капиталом отражается в пассиве баланса и процентных расходах отчета о прибылях. Действия, влияющие на размер прибыли, в сочетании с дивидендной политикой организации определяют величину ее собственного капитала.
Как видим, все происходящие в компании события так или иначе влияют на размеры ее прибыли, активов и пассивов, на основании которых рассчитываются ключевые финансовые показатели (ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности).
Изучив строки отчетности, которые фиксируют последствия тех или иных управленческих решений, можно судить о влиянии этих решений на финансовое положение организации.
Причины изменения чистого оборотного капитала и коэффициента общей ликвидности
Анализ финансового положения компании логично начинать с оценки краткосрочной перспективы — расчета и интерпретации показателей ликвидности и чистого оборотного капитала (ЧОК).
С математической точки зрения чистый оборотный капитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства) и коэффициент общей ликвидности (Оборотные активы / Краткосрочные обязательства) снижаются, если краткосрочные обязательства увеличиваются быстрее, чем оборотные активы.
Для управленческого анализа такое объяснение не актуально, так как рост краткосрочного заемного капитала является лишь следствием изменений в размерах имущества, собственных средств и долгосрочных займов организации. Эту закономерность можно установить не только на уровне логики, но и через трансформацию формулы расчета ЧОК:
ЧОК = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства – Внеоборотные активы (1).
В равной степени неактуально было бы рекомендовать оптимизировать показатели за счет наращивания оборотных активов (что, по сути, означает создание максимальных запасов, предоставление неограниченных отсрочек покупателям) и сокращения краткосрочных обязательств (отказ от отсрочек платежей, предоставляемых поставщиками, и авансов со стороны покупателей).
Причины снижения чистого оборотного капитала и коэффициента общей ликвидности, которые можно выявить по данным финансовой отчетности, перечислены в табл. 1. Примеры, иллюстрирующие методику в действии, предложены далее.
Представленная методика применима для отчетности как российского, так и международного образца. Во втором случае следует обращать внимание только на наименования строк, игнорируя их номера.
Таблица 1 Причины снижения чистого оборотного капитала и коэффициента общей ликвидности
№ примечания
Причина снижения коэффициента общей ликвидности
Выявление причины по данным отчетности
Сокращение собственного капитала (прежде всего — убытки)
Уменьшаются значения по стр. 1300 баланса «Итого по разделу III Капитал и резервы».
Причину сокращения собственного капитала можно определить по данным отдельных строк баланса в разделе III «Капитал и резервы», отчета об изменениях капитала и отчета о финансовых результатах.
Финансирование капитальных вложений за счет краткосрочных обязательств
Рост внеоборотных активов в балансе (стр. 1100 «Итого по разделу I») превышает совокупный рост собственного капитала и долгосрочных обязательств (стр. 1300 «Итого по разделу III» и 1400 «Итого по разделу V»)
Погашение долгосрочных займов за счет роста краткосрочных обязательств
Сокращение суммы долгосрочных заемных средств (стр. 1410 баланса) и прочих долгосрочных обязательств (стр. 1450) превышает рост собственного капитала (стр. 1300 «Итого по разделу III Капитал и резервы»)
Начинать анализ стоит с изучения капитала и резервов в пассиве баланса. При неизменной либо растущей сумме активов снижение величины собственных средств неизбежно требует привлечения дополнительных займов.
Если сокращение собственного капитала было замещено долгосрочными обязательствами, ЧОК и коэффициент общей ликвидности избегают падения; замещение краткосрочными обязательствами неизменно «тянет» показатели вниз.
С управленческой точки зрения важно установить, какие действия привели к сокращению капитала и резервов — результаты деятельности (убытки), решения в области распределения прибыли в пользу собственников (начисление дивидендов) либо иные операции, которые перечислены в отчете о движении капитала.
Переоценка внеоборотных активов — как в сторону уменьшения стоимости (уценка), так и в сторону увеличения стоимости (дооценка) — не приводит к изменению показателей ликвидности, так как в этом случае собственный капитал и внеоборотные активы изменяются на одну и ту же величину.
Результат капитальных вложений — дополнительная прибыль — нередко возникает в долгосрочной перспективе по отношению к моменту осуществления инвестиций.
Если в краткосрочном будущем предстоит исполнить обязательства по операциям, результат которых (прибыль как источник погашения обязательств) будет получен в более отдаленном времени, ситуация с текущей платежеспособностью компании становится более напряженной. Об этом сообщит снижение коэффициента общей ликвидности и чистого оборотного капитала.
В данном случае вид краткосрочных обязательств не имеет значения: если капитальные вложения были профинансированы за счет роста кредиторской задолженности, а не за счет привлечения краткосрочных кредитов, это также способствует снижению коэффициента ликвидности и ЧОК.
О направлении инвестирования средств — в нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения или активы, передаваемые в аренду (доходные вложения в материальные ценности) — позволят судить возрастающие значения в соответствующих строках баланса (раздел «Внеоборотные активы»), а также пояснения к отчетности № 1 «Нематериальные активы», № 2 «Основные средства», № 3 «Финансовые вложения».
Если для погашения долгосрочных займов недостаточно собственных средств, привлечение краткосрочных источников неизбежно. Вид краткосрочных обязательств — займы или кредиторская задолженность — с точки зрения анализа не принципиален.
Опираясь на экономические закономерности и формулу (1), можно утверждать, что росту коэффициента общей ликвидности и чистого оборотного капитала способствуют:
1. Рост собственного капитала. Может быть достигнут за счет:
Чтобы оценить долю чистой прибыли, остающуюся в распоряжении организации, необходимо сопоставить совокупный рост значений по строкам 1370 «Нераспределенная прибыль» и 1360 «Резервный капитал» пассива баланса с величиной чистой прибыли (стр. 2400 отчета о финансовых результатах) за период. Чем ближе рассчитанное значение к 100 %, тем более благоприятной считается ситуация с точки зрения укрепления финансового положения компании.
В акционерных обществах невозможно стопроцентное самофинансирование, так как часть прибыли должна распределяться между собственниками.
2. Соблюдение правила: если для покупки или строительства внеоборотных активов требуются заемные средства, привлекать долгосрочное, а не краткосрочное финансирование.
3. Реализация (сокращение) внеоборотных активов, результат которой направляется на погашение краткосрочных обязательств.
Решение, указанное в п. 2, неоднозначно: долгосрочные займы — это, как правило, значительные процентные расходы, которые уменьшают прибыль и, как следствие, сокращают собственный капитал и ухудшают финансовые показатели. В результате компании с высокой ликвидностью допускают финансирование капитальных вложений краткосрочными обязательствами, так как снижение показателей ликвидности с высокого до среднего уровня не означает существенного ущерба для текущей платежеспособности организации. Для компаний, чьи коэффициенты ликвидности невелики, сохранение приемлемой платежеспособности в краткосрочной перспективе за счет «более дорогого» долгосрочного финансирования не лишено смысла (это можно назвать платой за снижение риска).
В результате анализа необходимо установить, какие из событий оказали положительное, а какие — негативное влияние на показатели ликвидности. Рост или сокращение показателей позволит судить о том, влияние каких событий было более существенным.
Причины изменения коэффициента финансовой устойчивости (автономии)
Коэффициент автономии (Собственный капитал / Итого пассивов) отражает степень зависимости компании от заемного капитала и имеет отношение к оценке долгосрочной перспективы организации.
С точки зрения необходимости погашения долгосрочные и краткосрочные обязательства равнозначны. Поэтому при оценке финансовой устойчивости рассматривается совокупная величина заемного капитала — в отличие от анализа ликвидности, когда долгосрочные обязательства приравниваются к собственному капиталу, так как не требуют погашения в ближайшем будущем.
Небольшое изменение формулы (Собственный капитал / Итого активов) подтверждает, что снижение коэффициента автономии — результат превышения роста активов над собственным источникам финансирования. Отсюда — неизбежное наращивание заемных средств.
Причины, в результате которых возрастает доля заемных источников финансирования и снижается коэффициент автономии:
1. Сокращение собственного капитала в результате убытка или существенных дивидендных начислений (уменьшилась нераспределенная прибыль), бухгалтерского обесценения имущества (сократились накопленные ранее суммы переоценки внеоборотных активов) или медленного роста собственного капитала из-за низкой прибыльности либо невысокой доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании (низкого уровня самофинансирования).
2. Капитальные вложения, размер которых превышает сумму собственных источников финансирования, возникших в том же периоде (рост внеоборотных активов, превышающий рост собственного капитала).
3. Увеличение оборотных активов, превышающее рост собственного капитала. Может происходить вследствие:
Причины роста коэффициента автономии:
1) увеличение собственного капитала (за счет максимизации прибыли или уменьшения той ее части, которая распределяется в пользу собственников, вложений со стороны собственников и инвесторов);
2) ускорение оборачиваемости активов;
3) приобретение активов в пределах сумм, не превышающих возникшие за период собственные источники финансирования.
В результате дооценки внеоборотных активов значение коэффициента автономии тоже может увеличиться, но интерпретировать такой рост как реальное повышение финансовой устойчивости компании не вполне обоснованно.
Чтобы выяснить причины изменения показателя, изучаются строки отчетности, перечисленные в табл. 1 и пояснениях к табл. 2, 3.
Причины изменения коэффициентов рентабельности
Параметрам, определяющим величину коэффициентов рентабельности, уделено достаточно внимания в экономической литературе. В частности, специалистам хорошо знакома формула Dupont, которая устанавливает зависимость рентабельности собственного капитала от показателей прибыльности, оборачиваемости и структуры пассивов организации. В связи с этим проанализируем причины изменения коэффициентов рентабельности непосредственно на данных табл. 2 и 3.
Определяем причины изменения финансовых показателей по данным отчетности
Пример 1
Данные для анализа представлены в табл. 1.
Строки баланса с нулевыми значениями не показаны.
Δ означает расчет по принципу: [значение на конец периода – значение на начало периода].
При анализе изменения долгосрочных обязательств (п. 25) стоит уделять особое внимание изменению долгосрочных займов (Δ п. 13).
Расчет коэффициентов рентабельности в строках 30 и 33, коэффициентов оборачиваемости в строках 29 и 32, а также показателя в строке 36 выполняется на основании средней величины активов или пассивов в периоде, которое определяется по принципу: [(значение на начало периода + значение на конец периода) / 2].
Выводы о причинах изменения чистого оборотного капитала и коэффициента общей ликвидности
В исследуемом периоде наблюдается устойчивая тенденция на снижение коэффициента ликвидности и чистого оборотного капитала (пп. 20, 21). В 2016 г. они опустились ниже уровня, признанного минимально необходимым:
На каждую отчетную дату значения коэффициента автономии остаются высокими, поэтому даже в 2016 г. говорить о снижении и тем более утрате финансовой устойчивости не приходится. Компания была и остается финансово устойчивой.
Замедление оборачиваемости текущих активов (п. 24) повлекло за собой падение оборачиваемости совокупных активов (п. 27) и заметное сокращение коэффициентов рентабельности предприятия. То, что падение рентабельности собственного капитала (–6 %) превысило падение рентабельности активов (–5 %), говорит о том, что структура источников финансирования компании стала менее благоприятной с точки зрения собственников и инвесторов. Этим изменением стало увеличение доли заемных средств (пп. 31, 17).
Во всех периодах причина роста собственного капитала — полученная прибыль (пп. 14, 7, 6), а не переоценка внеоборотных активов (п. 5), что положительно характеризует положение компании.
Отметим снижение объемов прибыли в 2016 г. (п. 14) и как следствие — меньший прирост собственных средств по отношению к предыдущему периоду. Но этот факт не снижал финансовые показатели, а лишь замедлял их рост.
Существенная часть прибыли компании (порядка 50 %) распределяется в пользу собственников (п. 19). В результате увеличивается собственный капитал и, как следствие, финансовые показатели растут медленнее, чем позволяют результаты работы предприятия.
Учитывая достаточно высокий уровень всех финансовых показателей, компания «может себе позволить» сложившиеся параметры работы.
Показатели ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности организации меняются под влиянием следующих параметров:
Общим для всех финансовых показателей является тот факт, что их величина зависит от роста собственного капитала компании, т. е. от действий, влияющих на размеры выручки, производственных и финансовых расходов, дивидендных выплат, привлекаемого акционерного капитала. Соотношение размеров капитальных вложений и роста собственного капитала, а также принципы управления оборотными активами оказывают влияние на динамику коэффициентов финансовой устойчивости и рентабельности.
Для показателя общей ликвидности принципиален не сам размер капитальных вложений, а способ их финансирования — долгосрочными либо краткосрочными источниками. Выбор в пользу долгосрочного заемного капитала способен «поддержать» показатель общей ликвидности, но в дальнейшем может иметь отрицательные последствия для всех коэффициентов за счет большей величины финансовых расходов в составе прибыли.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Планирование и прогнозирование финансовых результатов организации
Планирование прибыли на основе учета переменных и постоянных затрат организации
Рост размера прибыли организации возможен за счет: увеличения объема продаж в натуральных единицах при том же уровне цен или их снижении; при постоянном уровне объема продаж, но увеличении цены на реализуемую продукцию, увеличение натурального объема и цены реализации.
При принятии определенного решения необходимо оценивать финансовые последствия для организации.
Планирование прибыли от продаж с учетом повышения спроса на продукцию организации
1. Увеличение объема продаж в натуральных единицах.
Если производственные мощности организации позволяют увеличивать объем производства продукции при заданном уровне постоянных затрат, то прибыль организации будет увеличиваться.
Определим прибыль от продаж в отчетный период:
Определим переменные затраты в отчетный период:
Определим прогнозируемую выручку от продажи продукции на 15% больше:
Впр = В * 1,15 = 6800 * 1,15 = 7820 (тыс. руб.).
Определим переменные затраты по прогнозу, учитывая, что они изменяются пропорционально объему производства:
ПЕРЗпр = 3500 * 1,15 = 4025 (тыс. руб.).
Определим общие прогнозируемые затраты организации:
Зпр = ПЕРЗпр + ПОСТЗпр = 4025 + 1700 = 5725 (тыс. руб.).
Определим прогнозируемую прибыль:
Определим изменение прибыли от продаж:
Тпр(ПР) = ΔПР : ПР * 100% = 495 : 1600 * 100% = 30,94%.
Таким образом, увеличение объема производства и продаж на 15% при том же уровне постоянных затрат приведет к увеличению прибыли на 30,94%.
Определим прибыль от продаж в отчетный период и по прогнозу:
Р = ПР : В = 1600 : 6800 = 0,2353, или 23,53%;
Рпр = ПРпр : Впр = 2095 : 7820 = 0,2679, или 26,79%.
Рентабельность продаж увеличилась на 0,0326 пункта. Прирост рентабельности продаж составил 13,85%.
Повышение прибыли за счет увеличения цен на продукцию при том же объеме продаж в натуральных единицах
Определим прогнозируемую выручку от продаж, учитывая, что цены увеличатся на 15%, а объем продаж в натуральных единицах остается без изменения:
Впр = В * 1,15 = 6800 * 1,15 = 7820 (тыс. руб.).
Определим прибыль от продаж по отчету и прогнозу:
Определим изменение прибыли:
Тпр = 1020 : 1600 * 100% = 63,75%.
Таким образом, увеличение цены на 15% при тех же затратах на производство и реализацию привело к приросту прибыли на 63,75%.
Определим изменение рентабельности продаж:
Р = ПР : В = 1600 : 6800 = 0,2353, или 23,53%;
Рпр = ПРпр : Впр = 2620 : 7820 = 0,3350, или 33,50%.
Тпр (Р) = ΔР : Р * 100% = 0,0997 : 0,2353 * 100% = 42,37%.
Результаты расчетов наглядно показывают, что если у организации есть возможность повышать цены на продукцию без увеличения затрат, то это приводит к значительному увеличению финансовых результатов деятельности организации.
Повышение прибыли за счет изменения объема продаж в натуральных единицах и цены
Повышение цен на продукцию в условиях рынка связано с улучшением потребительских характеристик продукции. Увеличение объема продаж в натуральных единицах и цен на продукцию, как правило, приводит к росту затрат организации как переменных (повышение качества сырья, материалов и т.п.), так и постоянных (затраты на новые технологии, модернизацию и т.п.).
В данных ситуациях необходимо определять рациональные пределы роста цен, объема продаж, при которых обеспечивается одновременное увеличение прибыли, рентабельности основной деятельности.
Для определения рациональных пределов роста объема, цен необходимо прогнозировать темп роста затрат. Темп роста прибыли от продаж должен быть больше, чем темп роста выручки, который должен быть, соответственно, больше темпа роста затрат:
Тр(ПР) * Тр(В) > Тр(З) * Тр(З).
Так, например, если увеличение выручки на 20% может привести к приросту прибыли от продаж на 6%, то темп роста общих затрат на производство и сбыт продукции должен быть менее 1,1278, т.е. если затраты предприятия при этом возрастут более чем на 12%, то эффективность продаж снизится.
Оценить целесообразность такого решения.
Определим прибыль от продаж отчетного периода:
Определим выручку по прогнозу:
Впр = 480 * 1,3 * 1,05 = 655,2 (тыс. руб.).
Определим темп роста выручки от продаж:
Тр(В) = 1,3 * 1,05 = 1,365.
Определим затраты по прогнозу:
ПОСТЗпр = 90 * 1,14 = 102,6 (тыс. руб.);
Зпр = 331,5 + 102,6 = 434,1 (тыс. руб.).
Определим темп роста затрат:
Тр(З) = Зпр : З0 = 434,1 : 340 = 1,2688.
Определим прибыль по прогнозу:
Определим темп роста прибыли от продаж:
Тр(ПРП) = ПРПпр : ПРП0 = 223,8 : 140 = 1,5986.
Проверим выполнение условия:
Тр(ПРП) * Тр(В) > Тр(З) * Тр(З);
1,2688 * 1,2688 = 1,610;
Условие выполнимо, следовательно, уровень доходности организации повысится.
Проверим правильность рассуждений с помощью рентабельности продаж. Определим изменение рентабельности продаж:
Рп0 = ПРП : В = 140 : 480 = 0,2917;
Рппр = 223,8 : 655,2 = 0,3416.
Тпр = ΔРп : Рп0 * 100% = 0,0499 : 0,2917 * 100% = 17,11%.
Таким образом, принятие данного решения приведет к повышению уровня доходности организации.
- Что является негабаритом на автотранспорте
- Что является недвижимостью по закону