Что является носителем торговой маркировки
Маркировка продукции: правила и ГОСТы
Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Какую продукцию маркировать обязательно
Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.
Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.
Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.
Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:
Структура маркировки
Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Что будет за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:
Образцы маркировки
Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»
(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:
(см. текст в предыдущей редакции);
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
Для кож дополнительная информация должна содержать:
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Организация маркировки на производстве
Многие предприятия сейчас решают для себя вопрос организации партионного учета и маркировки продукции. Отчасти это связано и с тем, что в 2018 году была введена обязательная ветсертификация, раннее – Шубаис, Егаис, а в 2019 году обязательная маркировка товара коснется еще более десяти групп товаров:
Правительство продумало и наказание при отказе от маркировки и регистрации продукции в единой базе данных. Организация или предприниматель могут быть привлечены к ответственности по нормам ст. 15.12 КоАП РФ (штрафы за производство и продажу немаркированной продукции предусмотрены для юридических и физических лиц) и ст. 171.1 УК РФ (штрафы, принудительные работы, и даже лишение свободы за производство и продажу немаркированного товара, совершенные в крупном и особо крупном размере).
Какие бывают виды маркировки товаров, продукции
При этом следует отличать маркировку продовольственных и непродовольственных товаров.
Какие характеристики отражает маркировка продовольственных товаров
Что должна показывать маркировка непродовольственных товаров
Законом предусмотрены особые требования к маркировке товаров. Она должна быть:
При этом маркировка должна содержать три основных элемента:
Остановимся подробно на производственной маркировке товаров и продукции, ее характеристиках и видах.
Носители производственной маркировки
Носителями производственной маркировки считаются этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Этикетка для маркировки — основной носитель информации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара). Маркировка товара этикетками один из самых распространенных способов маркировки. Кстати, в офисах Первого Бита всегда в наличии как разные виды этикеток, RFID меток, принтеров для печати этикеток и прочего торгового оборудования.
Кольеретка тоже является носителем маркировки — специальный вид этикетки, наносимый на горлышко бутылки алкогольной и безалкогольной продукции. Основная функция — создание эстетического образа.
Вкладыши — разновидность этикетки. Содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара. Встречается в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств. А также на производстве автомобилей, например, маркировка вкладышей двигателя, маркировка вкладышей коленвала, маркировка шатунных вкладышей.
Бирки для маркировки, которые пришиваются, приклеиваются, подвешиваются на товар. Здесь указывают фирменное наименование или товарный знак. Также часто встречаются кабельные бирки для маркировки, которые используют для маркировки проводов. Маркировка кабеля бирками производится согласно ПУЭ.
Маркировка ярлыками похожа на бирки, но в отличие от них содержат больше информации (сорт, марку, размер, дату выпуска и др.).
Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую и дополнительную информацию. Размещаются на одежде и обуви.
Клейма и штампы для маркировки это обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. В зависимости от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от своего назначения — на ветеринарные, карантинные, товароведные.
Если у вас стоит задача по организации маркировки на предприятии мы с удовольствием поделимся опытом, который мы реализовываем на предприятиях самого разного масштаба от небольших магазинов и складов, до крупных предприятий. Информацию о наших офисах можно посмотреть на сайте.
Партионный учет на предприятии
Практическая потребность партионного учета или учета выпускаемой продукции становится все более и более востребованной для разных производственных компаний.
Что такое партионный учет?
Это учет продукции, выпущенной из определенной партии сырья, в соответствии с определенной спецификацией, промаркированной данными о принадлежности к определенной производственной партии, на каждом участке ее передела.
Производственная партия — это некое количество готовой продукции, произведенной на определенном оборудовании (рабочем центре), из определенной партии сырья, в определенный период времени, определенным оператором, упакованная определенным образом, в определенную тару, промаркированную соответствующей этикеткой, с указанием на ней уникального номера партии.
Такая информация помогает определить: кто, когда, на чем, из чего, в каком количестве и под каким названием выпустил продукцию, упакованную в данную тару.
Маркировка на производстве
Рассмотрим стандартную цепочку поставок среднего по обороту перерабатывающего предприятия, которая позволит понять, как из чего формируется каждая партия выпущенной продукции, где и как она должна маркироваться, куда перемещаться, где размещаться и как комплектоваться. Это также поможет понять, как вводятся данные маркировки в учетную систему.
Стандартная цепочка состоит из следующих звеньев:
Приемка сырья и маркировка грузов
Чтобы контролировать каждую партию поступающего сырья, перерабатывающее предприятие должно обеспечить необходимую маркировку каждого неделимого места принимаемой продукции на момент его приемки.
Неделимое транспортное логистическое место – это понятие из логистики, которое обозначает некое количество товара или продукции, упакованной в неделимую упаковку (штука, короб, поддон), промаркированную этикеткой с информацией (перечень идентификаторов) о товаре или продукции, находящейся в упаковке и использующуюся при маркировке грузов.
Таким образом, приемке подлежит сырье, упакованное в неделимые логистические места, которые должны быть промаркированы соответствующей этикеткой с информацией.
На этикетке обязательно должно быть указано:
Информация на этикетке может быть отображена для считывания двумя основными способами: ручным и автоматизированным.
При ручном способе кладовщик на основании информации на этикетке должен быстро и без ошибки найти и переместить из зоны хранения запаса в зону готовых заказов каждую конкретную упаковку продукции, указанную в бумажном или электронном документе «Задание на комплектацию». Считанную с этикеток информацию еще нужно ввести в определенный интерфейс учетной системы, а это еще дополнительное время.
Для того чтобы воспользоваться автоматизированным способом, информацию для считывания и ввода в учетную систему нужно отображать в виде штрихкода. Таким образом, для выполнения операции «приемка сырья при партионном учете» потребуется дополнительно внедрить новую автоматизированную систему считывания и ввода информации, основанную на технологии штрихкодирования. При таком способе скорость и корректность ввода заметно увеличивается (в среднем 700-1000 этикеток/час).
Если вы используете определенную партию сырья, которую вы промаркировали в процессе приемки, а затем произведете из нее определенную партию продукции, то можно быть уверенными в том, что данная партия продукции качественная.
Если потребитель заметит скрытый брак, то у вас есть возможность быстро и без ошибок найти нужную партию продукции или ее остатки на своем складе или в производстве. Далее необходимо будет сделать объективный анализ ее качества, выявить фактические причины отклонений и принять конкретные меры к недопущению подобной претензии в дальнейшем.
Именно поэтому в процессе передачи сырья со склада в производство необходимо очень строго соблюдать партионный учет. И каждая партия выпущенной продукции должна выпускаться только из одной строго определенной партии сырья.
Важно! Маркировка уже изготовленной продукции должна производиться в специальном месте на территории предприятия — «Посту приемки». Это рабочее место должно быть оборудовано всеми необходимыми инструментами для измерения, считывания (сканирования) и автоматизированному вводу в учетную систему данных о продукции.
На «Пост приемки» продукция попадает уже промаркированная в производстве, в том виде в каком она будет поступать в торговые точки.
При партионном учете продукция маркируется штрихкодом с необходимой информацией по каждой партии, которую можно считать и ввести в УС одним кликом (ТСД по штрихкоду, указанному на этикетке).
Это завершающий этап на производстве и к нему больше всего требований.
Продукция должна быть принята по партиям и промаркирована строго, с учетом требований получателей.
В данный момент не существует единых стандартов маркировки продукции. Поэтому каждая торговая точка договаривается о формате и содержании этикетки с каждым поставщиком отдельно.
Получатель требует только краткую информацию о товаре, по которой он сможет ее сопоставить с информацией о данном товаре в своей учетной системе, а затем идентифицировать ее под своим кодом (ID).
Однако при партионном учете этой информации недостаточно.
Для быстрой и правильной идентификации каждой партии продукции, подлежащей приемке в торговой точке, кроме вышеуказанной, требуется еще следующая дополнительная информация:
Обратите внимание, что самый оптимальный вариант приемки — это когда считывание и ввод информации с этикетки производится с применением штрихкодирования товара или продукции. Звоните, специалисты Первого Бита настроят на вашем предприятии удобную систему маркировки с применением штрихкодирования.
При помощи одного клика оператор-приемщик может считать и ввести информацию с каждой этикетки и в онлайн режиме при помощи ТСД и получить разрешение на приемку по каждому неделимому месту, на котором приклеена данная этикетка. Есть соответствующие форматы штрих-кодов, которые применяются для данных целей (например, формат CCSS-18). Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к нашим специалистам прямо сейчас.
Обязательная маркировка товара в 2021 году: список товаров и правила маркировки
Содержание статьи
Предприниматели обязаны маркировать одежду и обувь, лекарства, парфюмерию, шубы и покрышки. Правительство обещает, что в дальнейшем максимально расширит этот список. Но есть ли польза для бизнеса и потребителей? Мы поговорили с предпринимателями и узнали, как работает этот процесс на самом деле.
Что такое обязательная маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка — это способ защитить рынок от контрафакта. Государство хочет, чтобы в обороте остались товары, которые официально зарегистрированы, и с продажи которых платятся налоги. Это продолжение политики контроля за всеми операциями в торговле, которая началась с внедрения онлайн-касс. Давайте рассмотрим на примере обуви, как это работает в реальной жизни.
Фабрика производит кроссовки. Для начала она регистрируется в системе «Честный знак».
Затем шьет 100 пар кроссовок. На каждую пару наносят код DataMatrix. Эти коды вводят в «Честный знак». В системе появилась информация, что скоро в продажу поступят эти кроссовки. Вносят каждую пару, а не партию обуви.
На фабрику приезжает поставщик, чтобы забрать кроссовки. Между поставщиком и производителем действует электронный документооборот. В системе появляется информация, что часть кроссовок перешла к другому юридическому лицу.
Где-нибудь в России работает магазин кроссовок. Он берет у поставщика кроссовки, и в «Честном знаке» появляется отметка, что кроссовки с определенными кодами теперь в этом магазине.
В магазин приходит покупатель и приобретает обувь, а продавец с помощью сканера считывает код и выводит пару кроссовок из оборота. Покупатель, в свою очередь, в приложении убеждается, что покупает настоящие кроссовки.
То есть в процессе маркировки товаров участвуют все звенья цепочки продаж. Все проходят регистрацию в «Честном знаке», и каждый предприниматель покупает специальное оборудование. Предполагается, что даже продавцы сланцев на рынке должны продавать маркированную обувь и одежду.
Можно провести параллели с продажей алкоголя, где действует система ЕГАИС. Когда покупаешь бутылку водки в магазине, есть уверенность, что ее разлили на заводе, а не в подвале. Так и с маркированной обувью. При покупке есть уверенность, что это «Adidas», а не «Abibas».
Какие товары нужно маркировать
Уже сегодня маркировка нужна для таких категорий товаров:
В этом году маркировка товаров ждет и других предпринимателей:
В стадии эксперимента маркировка для пива и пивных напитков, бутилированной воды.
Это вообще законно?
Конечно, любой предприниматель задаст вопрос, а обязательно ли это делать? Да, это требование закона 487-ФЗ, который начал действовать 1 января 2019 года. Нарушения и штрафы прописаны в КоАП в статье 15.12.:
За нарушения правил маркировки: неправильная информация в чеке, ценниках и документах — ИП заплатят до 30 000 рублей, а юридические лица выложат до 300 000 рублей.
Но это еще не все. Если нарушать правила маркировки товаров, то можно нарваться на уголовное наказание. Это произойдет, если на складе немаркированные товары в крупном или особо крупном размере.
Получается, к маркировке стоит относиться со всей серьезностью. В России уже были случаи, когда предприниматели получали штрафы.
Что нужно для маркировки товаров и сколько это стоит
Стандартный набор для маркировки выглядит так:
На рынке есть разные решения, и цена за такой набор зависит от вида бизнеса. Сооснователь магазина «Ячей» Юрий Спирин рассказала про свои затраты на маркировку:
«У нас и так была онлайн-касса, поэтому купили 2D-сканер. Он обошелся в сумму около 3 тысяч рублей. Некоторые покупают на Aliexpress, но я не рекомендую этого делать. Дешевые сканеры иногда просто не считывают коды. Еще пришлось потратиться на самоклеящуюся бумагу для принтера. Часть обуви мы маркировали сами, потому что государство разрешило сделать так с остатками. Принтер у нас был, а бумагу докупали. Она дороже обычной. Ну и печать кодов создает дополнительную нагрузку на картриджи. Они кончались быстрее обычного»
Но если бизнес связан с производством, то затраты увеличиваются. Придется покупать принтеры и пленку для печати кодов. Кроме этого, чтобы занести один код в «Честный знак», нужно потратить 50 копеек без НДС. Соответственно, если объемы большие, то и затраты — тоже.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов пока даже не может прикинуть, сколько потратит на маркировку:
«Сыры надо маркировать с 1 июня, и мы пока не считали затраты. Но мы производители, и наша продукция продается в магазинах по всей России. Поэтому мне сказали, что нам это обойдется где-то в 500 тысяч со всей техникой и программным обеспечением. Думаю, что так и будет»
Большие затраты понесли и компании, которые совмещают розничную и оптовую торговлю. Основатель кальянного магазина «Вдох в город» Элчин Гадиев потратил 500 000 за 3 месяца:
«У нас 8 магазинов, для каждого нужно купить сканер. Причем эта техника должна быть современной, чтобы считывать актуальные коды. Мы нанимали программистов, которые настраивали систему электронного документооборота. Мы же продаем товар контрагентам, а у них разные операторы. Поэтому потратились на настройку работы в роуминге ЭДО. Кроме этого, проводили обучение персонала. В эту сумму я не включаю потери, которые получились из-за неликвидного товара. У нас не было возможности самостоятельно маркировать товары. И если производитель прислал товар без кода, то непромаркированный товар продать уже не смогли»
С какими проблемами сталкивается бизнес при маркировке
1. Проблемы интеграции между сервисами
Маркировка товаров не так давно действует в России. Широкое распространение началось в прошлом году и сначала пользователи жаловались на проблемы. Представитель магазина «Бином» Алексей Яркашев вспоминает, как стартовала маркировка шин:
«Для нас все началось не очень хорошо. Были проблемы интеграции 1С с «Честным знаком», и мы не могли вывести из оборота шины. В итоге на 2 недели розничная торговля просто встала. Еще мы самостоятельно маркировали остатки. Распечатали коды на простой бумаге. Если эти марки слетят и потеряются, то появятся дополнительные проблемы. А это вполне вероятно, ведь некоторые шины продаются по 3-4 года»
2. Несовершенство кодов
Сканеры не всегда корректно считывают коды или выдают ошибку, что такого товара нет. Хотя он настоящий. Также при возврате товара бывает затруднительно вернуть код в оборот.
В чатах производителей часто жалуются, что тормозит и «Честный знак». Например, нужно промаркировать 1000 пар кроссовок, а система дает несколько десятков кодов в час. Приходится долго ждать, пока промаркируется вся партия.
Одна из проблем маркировки — сами коды. Их наносят на товары, но даже хорошая бумага не гарантирует, что они хорошо закреплены. Особенно в магазинах одежды. Пока вещь примерят 10 покупателей, марка запросто слетит и потеряется.
3. Неотлаженность процессов
Встречаются ошибки, на которые влияет человеческий фактор. Юрий Спирин говорит, что у оптовиков не всегда хватает сил промаркировать все товары:
«Бывает, приходит партия кроссовок, а кодов нет. Мы спрашиваем, в чем дело. Курьеры пожимают плечами и кивают на it-отдел поставщика. А ответственность лежит на нас, поэтому не принимаем такую партию и ждем промаркированную»
В целом, маркировка товаров проходит обычные проблемы любого нововведения. Когда внедряли систему ЕГАИС для алкоголя, были такие же проблемы. Поставщики сначала долго распродавали остатки, а после этого постепенно стали заводить в продажу новые позиции алкоголя.
Если открываете бизнес, в котором товары нужно маркировать, заложите время для тестов системы. И имейте в виду, что поставщики онлайн-касс или онлайн-бухгалтерии предлагают клиентам сервисы для упрощенной работы в системе маркировки.
Даже приложение системы Честный знак считает, что маркировка не гарантирует, что товар оригинальный.
Спасает ли маркировка потребителя
Изначально процесс создан для потребителя. Предполагается, что покупатели ответственно относятся к выбору и хотят знать, что покупают. Но в реальности это не всегда так.
Например, сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников пока не видел этих проверок и интереса со стороны покупателя:
«За год работы мы ни разу не видели, чтобы клиент удостоверился в легальности нашей продукции. Ни разу не было и проверок, даже как-то ждём: хоть проверьте нас, мы для кого так постарались»
В плане защиты рынка от контрафакта тоже не все логично. Например, Алексей Яркашев считает, что на рынке шин такой проблемы нет:
«Честно говоря, мы не встречали контрафактные шины. На этот товар очень низкая наценка и делать шины самому нерентабельно. Да и сами производители отслеживают этот процесс. Поэтому для нас маркировка не является каким-то спасением»
Элчин Гадеев считает, что в сфере табака эта проблема уже решена:
«На нашем рынке есть акцизы. Это полностью защищает покупателя от контрафакта. Вообще, я думаю, что вряд ли кто-то будет покупать какой-то табак из-под полы»
Александр Воронцов поддерживает мнение коллег, хотя он производит продукты, и плохое качество может прямо повлиять на здоровье человека:
«Я в принципе понимаю логику государства. Но контролирующие органы и так достаточно защищают потребителя. Например, у нас есть система Меркурий, которая показывает цепочку от поставщика до производителя. Есть ветеринарные проверки. Ну вот в России уже много лет можно посмотреть, откуда та или иная бутылка алкоголя. Мне кажется, что я пользовался этим один раз и то по приколу»
Юрий Спирин в целом видит пользу от маркировки. Рынок обуви и одежды переполнен фальшивой продукцией, и маркировка станет спасением для продавцов оригинальных брендов. Но есть свои нюансы:
«Мне нравится идея, что с рынка уйдет контрафакт. Для нашего бизнеса — это хорошо. Но вот смотрите. Был коридор, когда продавцы маркировали остатки. Это сыграло на руку мошенникам. Я захожу в торговые центры и вижу кроссовки New Balance или кеды Vans по 2000 рублей. И они промаркированы! Поэтому я думаю, что пройдет лет 5, пока распродадут все эти запасы с кодами»
Как проходит маркировка за границей и что будет в России
Международный опыт маркировки тоже неоднозначный. В США несколько центров маркировки, которые конкурируют между собой. В Китае маркировка проходит добровольно. По сути, предприниматели сами хотят, чтобы их товар считали настоящим. В странах ЕС это больше напоминает сертификацию, она свидетельствует о том, что товар соответствует стандартам качества.
Год назад «Научно-исследовательский финансовый институт» при Министерстве финансов Российской Федерации провел исследование о влиянии маркировки на рынок и бизнес. Исследователи пришли к выводам, что идея не принесет эффекта в борьбе с контрафактом, а «обелит» бизнес и увеличит расходы на организацию процесса.
Пока маркировка проводится как эксперимент. Вполне вероятно, что в ближайшие годы процесс может измениться. Например, «Опора России» просит правительство вводить маркировку в отраслях, где доказан большой процент контрафакта.
Представители «Центра развития перспективных технологий», который выполняет роль оператора в маркировке, отвечают, что маркировка помогла открыть 18 новых табачных предприятий (50% от общего числа), а производство шуб выросло в 10 раз. Но и они признают, что пока нельзя оценить эффект в деньгах. Поэтому предпринимателям остается работать и не нарушать закон.
- Что является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности которые заедаются через
- Что является носителем человеческого сознания для материалиста