Что является объектом библиотековедения
Библиотековедение
Библиотекове́дение — научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.
Содержание
Описание
Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.
Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.
Разделы библиотековедения
Цели, задачи, функции
Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.
Составные части библиотековедения
Составными частями библиотековедения являются:
История
Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:
В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:
По мнению Н. С. Карташова и В. В. Скворцова история библиотековедения подразделяется на два этапа:
Предмет и объект библиотековедения
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А. Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности.
Три основополагающих составных элемента:
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.
Объект и предмет библиотековедения
по дисциплине Библиотековедение
Объект и предмет библиотековедения
Общеизвестно, для того, чтобы наука считалась наукой, она должна отвечать некоторым необходимым условиям, иначе говоря, иметь объект и предмет исследования. К этому требованию добавляют объект изучения, законы, фундаментальные понятия, общие факты.
Лишь в 1976 году А.Я. Черняком было предложено разделить понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения.
В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как о системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Объект и предмет библиотековедения
Объект науки менее изменчив, чем ее предмет. Э.Г. Юдин, специалист по методологии науки и системным исследованиям, уточнил, что «Объект исследования в методологическом смысле означает не просто внешнюю реальность. а реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах наукой». Это достигается, пишет затем Э.Г. Юдин, «путем выявления устойчивых и необходимых связей явлений в данной области, отражаемых в определенных научных абстракциях».
Как и любую систему, библиотеку можно рассматривать в разных аспектах, отражающих главные, сущностные признаки объекта:
Рассмотрим различные определения объекта библиотековедения.
П.М. Богданов: библиотековедение сводится «к комплексу знаний, необходимых для целесообразной организации библиотек».
Н.И. Карпова: «объект библиотековедения в виде библиотечной системы, ее функционирования и управления».
И.М. Фрумин писал: «Объектом библиотековедения служит библиотека». библиотековедение наука объект эволюция
Идею о библиотеке как объекте отраслевой науки выдвинула еще Л.Б. Хавкина. Она рассматривала библиотеку «как определенный организм, который слагается из трех элементов: книги, библиотекаря и читателя». Этот подход впервые дал понимание системности объекта библиотековедения. Позднее взгляды Л.Б. Хавкиной были развиты другими исследователями, например А.В. Кленовым, который считал необходимым активно изучать причинно-следственные связи между структурными элементами (книгой, библиотекарем, читателем) объекта библиотековедения.
В этот же период была выдвинута очень, на наш взгляд, перспективная, современно звучащая и сегодня концепция библиотековедения «как науки, цель которой состоит в исследовании библиотечного дела в условиях исторического развития общества в связи с экономическими, социальными и культурными процессами» (К.И. Рубинский). Он видел в библиотеке организм, подчиняющийся общим законам жизни.
После революции в России, как известно, началась ожесточенная идеологическая борьба, что не могло не сказаться на определении статуса многих наук социально-гуманитарного характера, в том числе и библиотековедения.
В течение 1930-1950-х гг. прошла, то разгораясь, то затухая, дискуссия, в ходе которой «советское» библиотековедение противопоставлялось «буржуазному» и определялось как классовая, идеологическая наука.
По сути дела, в этот период отвергалась возможность и необходимость самого изучения сущности библиотечной деятельности на теоретическом уровне, «поскольку имеется система взглядов классиков марксизма на книгу и библиотеку».
Следует сказать, что библиотечной общественностью того времени была, в основном, признана концепция Ю.Н. Столярова, так как термин «библиотека» как обобщающий, как фундаментальное понятие был более содержательно богат, по сравнению с другими терминами, которые также предлагались участниками дискуссии для обозначения объекта библиотековедения: «библиотечное дело» (К.И. Абрамов, Н.С. Карташов, Г.К. Кузьмин); «библиотечная система» (Г.А. Жидков). Эти понятия могут рассматриваться только как частные по отношению к термину «библиотека».
Таким образом, в последнее время становится все более ясно, что определение объекта библиотековедения нуждается в переосмыслении.
При всех своих различиях все эти концепции подчеркивают потребность и необходимость того, чтобы определение объекта библиотековедения отражало целостность и динамику объективной реальности.
Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).
Сегодня серьезному ученому-библиотековеду интересно изучать не столько отдельные структурные элементы библиотеки и связи между ними, сколько понять библиотеку как «целое», как часть общего культурного пространства, определить ее место в социуме, в русской и мировой культуре, истории, универсуме знаний, в философских концепциях, наконец, в жизни отдельной личности; определить понятия «русской библиотечной культуры», «отечественной и всемирной библиотечной мысли», «философии библиотечной науки» и т.п.
Объектом библиотековедения большинство специалистов видят библиотеку (как социальный институт, систему документальной коммуникации, систему “книга-библиотекарь-читатель”). Некоторые считают объектом систему “книга-библиотека-читатель”; библиотечный процесс; библиотечную деятельность (дело); эволюцию библиотек, двухуровневую систему “библиотечная отрасль”, включающую библиотеку как центральный элемент.
Подобные документы
Биография Якова Шрайберга. Исследования в области библиотековедения, компьютерных и телекоммуникационных систем в библиотеке. Электронный каталог, интеграция библиотечных информационных ресурсов. Деятельность Российской библиотечной ассоциации.
реферат [29,6 K], добавлен 03.12.2013
Библиотечная инновация как новое самостоятельное направление библиотековедения. Основные функции библиотеки как системы и социального института, компьютеризация ее деятельности. Автоматизация библиотечных процессов, внедрение информационных технологий.
контрольная работа [20,6 K], добавлен 14.12.2010
Принципы и закономерности развития библиотечных фондов, их формирование. Теоретические основы соответствия библиотечных фондов, комплекс критериев, предъявляемых к их качеству. Вопросы комплектования, организация и использование библиотечного фонда.
курсовая работа [59,4 K], добавлен 20.10.2009
Возникновение специализированных библиотечных зданий в глубокой древности. Здание нынешней Ватиканской библиотеки, особенности стиля и структура помещений. Библиотека Конгресса: здание Томаса Джефферсона, Джона Адамса и мемориала Джеймса Мэдисона.
реферат [30,6 K], добавлен 22.05.2015
Биография и научные достижения Л.Б. Хавкиной. Требования к профессии библиотекаря. Комплектование библиотечных фондов и принципы их организации с точки зрения Л.Б. Хавкиной. Комплектование библиотечного ядра. Различные системы классификации и нумерации.
статья [28,7 K], добавлен 20.08.2013
Организационная структура библиотеки им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Состав справочно-библиографического аппарата библиотеки. Фонд справочных и библиографических пособий. Система библиотечных и библиографических каталогов.
контрольная работа [28,4 K], добавлен 10.12.2012
История библиографического дела и первоначальные формы библиографической информации, их эволюция с течением времени. Виды библиотечных каталогов и их отличительные черты, применение электронных баз данных и носителей для упорядочения информации.
реферат [21,9 K], добавлен 03.09.2009
Создание библиотек с древних времен и до наших дней. Государственная национальная библиотечная система США. Национальные библиотеки Китая, Великобритании и России. Самая богатая в мире монастырская библиотека. Процесс оцифровки библиотечных архивов.
презентация [4,9 M], добавлен 18.01.2012
Виды библиотечных инноваций. Информационные запросы пользователя. Использование технических средств. Объекты библиотечных инноваций. Сервисы сети Интернет. Структура управления библиотекой и их структурные изменения. Web-сайт МБУК «ЦБС» г. Ноябрьска.
курсовая работа [666,0 K], добавлен 10.02.2016
Понятие и структура, содержание и назначение автоматизированных библиотечных информационных систем, их развитие на современном этапе и особенности применения. Электронный каталог как важнейший инструмент автоматизации, принципы и этапы его построения.
контрольная работа [19,9 K], добавлен 03.11.2010
Библиотечное дело
Библиотекове́дение — это научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех ее связях и опосредованиях.
Эта научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.
Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.
Общее библиотековедение — раздел библиотековедения, содержанием которого являются общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, ее принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли.
Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности.
Частное библиотековедение — комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы — библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки и т. д.
Задача библиотековедения — развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу.
Цель библиотековедения — оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.
Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.
Составные части библиотековедения:
Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития отечественного библиотековедения содержится в учебнике К.И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980), в монографии А. Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980) и учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI—XVIII веках (1992), в монографии Ю.В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700—1860 гг.)» (1989).
В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:
По мнению Н.С. Карташова и В.В. Скворцова история библиотековедения подразделяется на два этапа:
Предмет и объект библиотековедения
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности.
Три основополагающих составных элемента:
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.
Объект и предмет библиотековедения.
Важнейшим признаком, характеризующим совокупность знаний как науку, является наличие собственных объекта и предмета.
Под объектом понимаются реальные явления: библиотека, документ, книга, читатель, пользователь и т. п. Предмет — это те специфические свойства, качества объекта, которые изучаются библиотечной наукой. Объект — понятие более широкое, чем предмет, который в каждом отдельном случае характеризует определенную специфическую сторону объекта.
Объект библиотековедения — понятие многозначное. Под объектом понимается не только философская категория познания (объект библиотековедения). Объектом называют и конкретное учреждение — библиотеку. Наряду с объектом библиотековедения как науки существуют объекты изучения частных библиотековедческих дисциплин, отдельных направлений библиотечной деятельности и, наконец, объекты конкретных библиотековедческих исследований. Объектом библиотековедческих исследования может быть библиотека и любые элементы, ее составляющие, реальные библиотечные процессы, события и отношения между ними. При этом при одном объекте могут быть разные предметы исследования.
В библиотековедении по отношению к объекту и предмету существовали и существуют различные, но достаточно четко сформулированные точки зрения.
В начале XX в. появились первые обобщающие работы С. Д. Масловского, К. И. Рубинского, Л. Б. Хавкиной, посвященные теоретическому обоснованию библиотековедения как науки. Эти ученые полагали, что объектом теоретического (научного) библиотековедения является библиотека, которую они рассматривали при этом как абстрактную сущность, как обобщенное понятие.
Параллельно разрабатывалось и прикладное (практическое) библиотековедение, объектом которого считалась совокупность правил устройства и функционирования библиотек.
Таким образом, библиотека рассматривалась либо как обобщенное понятие, либо как конкретное библиотечное учреждение.
В 20-е гг. XX в. было признано, что все вопросы библиотечного дела должны находить в библиотековедении теоретическое обоснование и, следовательно, правомерно рассматривать его как единую науку. Объектом этой науки называлась и библиотека, и библиотечное дело.
В 1940-1960-х гг. появились первые попытки представить объект библиотековедения как коммуникативную систему «книга-библиотека-читатель» (В, А. Артисевич, Л. И. Беляева, И. А. Месеняшин).
В 1970-х гг. сложился взгляд на библиотеку как системный объект библиотековедения, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В качестве такого системного объекта была предложена коммуникативная система «книга—библиотека—читатель». Позднее под влиянием информационной терминологии «книга» была заменена «документом», а «читатель» превратился в «пользователя», но это не изменило сущности документо-коммуникационной системы — «документ/ книга-библиотека-читатель/пользователь» — как объекта библиотековедения.
В ходе дискуссии 1970-х гг. была выдвинута и обоснована Ю. Н. Столяровым другая концепция, по которой объект библиотековедения — это библиотека как система, состоящая их четырех нерасторжимых и взаимосвязанных элементов: документ—абонент (читатель)—библиотекарь-материально-техническая база (МТБ). Библиотеку как систему образует единство этих элементов, каждый из которых играет свою собственную роль и связан со всеми остальными в системе «библиотека».
Заметим, что и в том, и в другом вариантах под объектом библиотековедения и его элементами — библиотека, книга, документ, читатель, пользователь — понимаются абстрактные обобщенные понятия, а не наименования структуры конкретного библиотечного учреждения.
Таким образом, в библиотековедении одновременно существуют две концепции объекта библиотековедения: библиотека как системный объект и документо-коммуникативная система «документ-библиотека-пользователь». Эти представления об объекте библиотековедения не являются взаимоисключающими. Библиотека как система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов, характеризуется своей цельностью и в таком качестве является важным и неотъемлемым элементом системы «книга/документ-библиотека-читатель/пользователь», т. е. эти две концепции не противоречат, а дополняют друг друга. Однако, если признать ведущей концепцией библиотековедения документо-коммуникационную (см. гл. 1 § 1), то объектом его становится система «документ-библиотека-пользователь», в которой коммуникатором выступает библиотека.
Библиотеку можно представлять, с одной стороны, на уровне абстрактного мышления как идеальное, духовное, постигаемое воображением, с другой — библиотеку можно рассматривать на уровне предметного мышления как реальное собрание книг и других источников информации, как конкретное учреждение с его положительными сторонами и недостатками. Смешение этих понятий и приводило к выводам, что в объекте библиотековедения «отсутствуют» многие элементы: библиотечно-информационные технологии, управление библиотекой, подготовка библиотечных кадров, библиотечная наука, международное сотрудничество библиотек, формирование государственной библиотечной политики и т. п.
Стремление рассмотреть объект библиотековедения как «структурную модель» библиотеки приводит к неоправданному расширению понятия «объект» и включению в него целого ряда разнообразных и разносторонних элементов, присущих реальной библиотеке — учреждению, а не идеальному обобщенному образу. Такое изменение содержания понятия «объект» с теоретического на практический уровень выводит его из круга науки и переводит в ранг суммы практических знаний о библиотеке, в сферу «практического библиотековедения» (подробнее о библиотеке как социальном институте и библиотеке как организации/учреждении см. гл. 5).
Поскольку отдельные элементы системного объекта имеют относительную самостоятельность и являются объектом не только библиотековедения, но и других наук, важно определить те стороны элементов, которые должны исследоваться именно библиотековедением. В связи с этим возникает необходимость выделения понятия «предмет» библиотечной науки.
Предмет — это те стороны, свойства и отношения общего для ряда наук объекта, которые исследуются данной наукой. Предмет библиотековедения отражает специфику изучения его объекта, выполняет гносеологическую (познавательную) функцию. Такое определение предмета библиотековедения раскрывает диалектическую взаимосвязь понятий «объект» и «предмет» библиотековедения.
Поскольку изучением элементов системного объекта библиотековедения занимается ряд наук, то важнейшее значение имеет обоснование предложенного А. В. Соколовым принципа отграничения как методологической основы определения предмета библиотековедения. Применение этого принципа позволяет ответить на вопрос: какие связи и отношения в системе «книга/документ-библиотека-читатель/пользователь» входят в компетенцию библиотековедения, а какие относятся к другим наукам? В принципиальном плане в предмет библиотековедения входит лишь то, что имеет отношение к библиотечной деятельности, так как через нее реализуются отношения и связи элементов системного объекта между собой, а также с внешней средой, с социальной жизнью общества.
Однако это верное в своей основе утверждение еще недостаточно для определения предмета библиотековедения, так как оставляет открытым вопрос о том, какие стороны системного объекта имеют отношения к библиотечному делу, а какие — не имеют. Например, библиотековедение изучает не только реального читателя библиотеки, но и ее потенциального читателя, так как только при этом условии можно решать практическую задачу полного библиотечного обслуживания всего населения.
Принцип, отграничения диктует нам, что книга как социальное явление не является предметом библиотековедения. Оно изучает не книгу вообще, а ту особым образом организованную совокупность книг, которая называется библиотечным фондом. Однако означает ли это, что библиотековедение изучает лишь книгу, уже включенную в фонд библиотеки? Здесь также невозможно решение задач формирования библиотечных фондов без изучения «потенциальной» библиотечной книги.