Что является объектом изучения маркетолога в первую очередь
Маркетинговые исследования: что это такое и как проводить
Здравствуйте. Меня зовут Людмила, я маркетолог в компании Altcraft. Сегодня поговорим с вами о маркетинговых исследованиях.
Начинать рекламную кампанию и строить маркетинговую стратегию без информации — это риск для бизнеса. Маркетинговое исследование («marketing research») поможет перед стартом запускать те продукты, которые интересны аудитории.
Проводить исследование не всегда бюджетно, но выйти на рынок с неправильным продуктом, который не нужен потребителю, — еще большая потеря денег.
Маркетинговые исследования — это сбор, классификация и анализ информации о ситуации на рынке: ценах, конкурентах, пользователях и других. Данные о рынке позволяют бизнесу строить стратегию и минимизировать неопределенность. Исследование рынка проводят отдельные компании и специализированные агентства, например, Deloitte, BCG Group и другие.
Пример маркетингового исследования BCG Group
Если внутренняя маркетинговая аналитика отвечает на вопрос «что происходит», то маркетинговые исследования расскажут, «почему именно так происходит».
Представьте, некие аналитические данные показывают, что 20% пользователей бросают товар в корзине интернет-магазина. Маркетинговый анализ объяснит, с чем это связано: очень высокая стоимость доставки, неудобные условия, у конкурентов дешевле и так далее.
Маркетинговые исследования нужны, чтобы:
По прогнозам объем рынка маркетинговых исследований вырастет до 83 миллиардов долларов к 2023 году по сравнению с 76 миллиардами долларов в 2019. Это значит, что компании все меньше доверяют интуиции и авторитету руководителей, и больше — данным.
Маркетинговые исследования рынка разделяют на два типа: первичные и вторичные. Отличаются они по способу сбора информации.
Такие исследования компании проводят сами с нуля и не используют информацию из сторонних источников. Первичные исследования отвечают на конкретные вопросы, а цель исследования всегда сопоставляется с бизнесом компании. Такой тип исследования надежный, потому что компания точно знает, как данные собирали и какие способы подсчета использовали. Однако проводить исследования «в полях» не всегда бюджетно.
Вторичные исследования — это поиск информации в уже существующих материалах, официальных и неофициальных источниках: отчетах других компаний, агентств, консалтинговых компаний и государственных организаций (Росстат, Центробанк). Минус в том, что нельзя быть уверенными в достоверности информации и правильности подсчетов. Также данные таких исследований быстро устаревают.
Существуют десятки видов маркетинговых исследований. Из-за развития digital-технологий появляются потребности в новых. Рассмотрим самые популярные виды исследований.
Изучение возможностей, механизмов и тенденций рынка, чтобы принимать верные бизнес-решения. Оценивают также положение конкурентов, потенциальные трудности. В результате компания может найти правильную нишу и оценить рентабельность бизнеса в текущих условиях.
Анализ внешних условий — все рынки отрасли, которые могут косвенно влиять на результаты компании.
Нужно для правильной сегментации аудитории, выявления целевой аудитории: возраст, пол, уровень дохода, социальный статус, интересы, образование и другие параметры. Исследование помогает понять проблемы аудитории, чтобы предложить решение в виде продукта или услуги.
Позволяет выявить слабые стороны и преимущества конкурентов, оценить возможности сотрудничества. Анализируют цены у конкурента, рекламные кампании. Данные о конкурентах помогают найти способы отличиться от конкурентов и обогнать их, понять свое место на рынке.
Изучают особенности использования продукта пользователями: как они реагируют, какие у них появляются трудности в процессе. Исследование способствует усовершенствованию продукта.
Исследование цены — это изучение стоимости аналогичных товаров на рынке, какую цену ожидает покупатель, а какую готов заплатить на самом деле. Цель исследования — найти такую цену, при которой компания получит максимальную прибыль в текущих условиях.
Поможет понять, знает ли ваш бренд целевая аудитория, правильно ли потенциальные клиенты вас воспринимают, или ваше позиционирование неверное.
Оценивают уровень удовлетворенности клиентов товаром, услугой или компанией. Исследование показывает, совпадают ли ожидания клиента с реальностью, какие есть минусы у вашего продукта. В итоге компания получает ответ, как сделать степень лояльности такой, чтобы клиент возвращался за повторной покупкой. Также данные исследования способствуют корректировке рекламных кампаний и поиску способов улучшения клиентского опыта.
Компания определяет сегменты потребителей в отрасли и может предложить каждому сегменту продукт по интересам, привычкам, требованиям к продукту. При анализе можно определить узкие ниши и создать продукт полностью под клиента.
Исследование и анализ прошедших кампаний происходит через эксперимент, который проводят с действующими клиентами и потенциальной аудиторией. Изучают элементы кампаний, которые дают наибольший отклик, чтобы использовать их в будущих проектах.
Классические методы маркетинговых исследований — наблюдение, фокус-группы, опросы, интервью и эксперименты.
Наблюдение — исследователи наблюдают за человеком, который использует продукт в реальных или смоделированных условиях.
Фокус-группы — несколько людей в группе по 6-10 человек используют и обсуждают продукт компании вместе с модератором. Это достаточно дорогой метод, при котором есть риск нечестности участников из-за влияния других людей в группе и авторитета модератора. Также фокус-группы охватывают узкую аудиторию.
Опрос — самый популярный и простой способ исследования. Респонденту предлагают ответить на серию вопросов: с вариантом ответа или открытых. Есть вероятность ложных результатов, потому что покупатели могут отмечать в опросе одни бренды, а покупать другие.
С развитием технологий методы исследования рынка становятся цифровыми, и процесс исследования ускоряется. Опросы онлайн проводить очень легко, и компании активно пользуются этой опцией на сайтах и в соцсетях.
Пример опроса на сайте Aviasales, который появляется, пока идёт загрузка поиска билетов
Эксперимент — метод, который рассматривает изменение каких-то привычных параметров: упаковки, цены, элементов, комплектации. Меняется одна или несколько переменных. Метод может оказаться затратным, особенно, если для эксперимента менять цену.
Интервью — беседа один на один с респондентами. Такой способ помогает глубже погрузиться в трудности клиента, а при офлайн-встрече ещё считывать невербальные сигналы. Метод помогает получить неожиданные выводы — узнать мнения о продукте, о которых компания даже не догадывалась.
В классическом маркетинговом исследовании выделяют 6 шагов.
Обозначаем, какую проблему мы должны решить с помощью исследования: неэффективно работает рекламная кампания, снижается спроса на продукт, выпускается новый продукт, который нужно сделать успешным, и так далее. Потом определяем цель исследования, которая должна ответить на вопрос, как решить проблему или правильно ее обозначить. Из целей ставят задачи — конкретные действия, которые приведут к цели.
Например, конкуренты компании N выпустили новый продукт, и продажи компании N упали. Целью исследования может стать определение конкурентных преимуществ продукта конкурента, благодаря которым получится доработать свой продукт. Задачи — сравнение цены, анализ отзывов о каждом продукте и другое.
Чтобы избежать возможных ошибок, план должен быть подробным и включать следующие пункты: бюджет исследования, методы, источники информации (первичные или вторичные), описание аудитории для выборки, способы сбора информации.
Самый долгий этап, где происходит больше всего ошибок. Здесь можно столкнуться с недобросовестностью респондентов, предвзятостью исследующих и даже неправильно собрать данные. К минимизации ошибок приведет детальная подготовка к исследованию.
Исследователи анализируют полученные данные с помощью электронных средств и самостоятельно при обработке, например, открытых вопросов в опросах. По итогам формируются результаты.
Готовые данные получает заказчик исследования. Это уже понятные и оформленные результаты и выводы. В отчет входит также описание целей, методов исследования, рекомендации.
После проверки результатов заказчик делает выводы и принимает бизнес-решения по проблеме, которую исследование должно было преодолеть. Также исследование может выявить новую проблему.
Маркетинговые исследования — опора для бизнеса и своеобразный компас, который указывает верное направление движения. Никакой способ не даст 100% гарантии правильности ваших бизнес-решений. Но с исследованиями больше шансов получить объективную картину, избежать HiPPO Effect («эффект гиппопотама»), когда бизнес принимает решения на основе мнения и интуиции руководителей. Данные — более надежный советчик.
Профессия «маркетолог»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы. Но, у многих молодых возникает проблема – это право очень трудно реализовать, так как порой не хватает доступных систематизированных знаний о самих профессиях, особенно современных, и тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего. Сложно ориентироваться в огромном разнообразии: ведь в современном мире насчитываются десятки тысяч профессий! Я лично столкнулась с подобной проблемой, когда задумалась о своём будущем, поэтому и для меня лично эта проблема актуальна.
Объектом исследования проектной работы является профессия маркетолога, а предметом исследования – содержание и особенности профессиональной деятельности маркетолога. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что выбранная профессия актуальна на рынке труда и достойно оплачиваема.
В ходе реализации проекта намечено решить следующие задачи:
1) выяснить историю появления профессии маркетолога;
2) изучить содержание профессиональной деятельности маркетолога;
3) определить области применения профессии маркетолога;
4) выявить необходимые качества личности для успешной работы в области маркетологии;
5) составить список учебных заведений г. Хабаровска, где готовят маркетологов;
6) изучить карьерные перспективы в исследуемой области профессиональной деятельности.
Для реализации проекта целесообразно использовать системный подход и следующие теоретические методы исследования- анализ, синтез и обобщение специальной и справочной литературы, а также информации из Internet.
Раздел 1. ПРОФЕССИЯ МАРКЕТОЛОГ
1.1 История появления профессии маркетолога
Маркетинг (от англ. marketing – рыночная деятельность) – организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в определении и удовлетворении человеческих общественных потребностей. [1]
Принято считать, что маркетинг зародился в США в начале XX века, но на самом деле корни его гораздо глубже.
Он начал действовать вместе с появлением рынка и конкуренции между торговцами. Первыми деятелями в этой сфере были посыльные, которых те отправляли в города и деревни с целью разузнать, какие товары необходимы населению. Так обычные работники занимались анализом рынка и покупательского спроса. С развитием промышленности, ростом рынка и увеличением спроса профессия маркетолога становилась все более востребованной на рынке труда.
Уже в XIX веке российские предприниматели начали использовать маркетинговые инструменты. Маркетологами в то время выступали сами владельцы предприятий. Они продвигали свою продукцию с помощью выпуска печатной и настенной рекламы, а также участвовали в выставках и ярмарках. С переходом на рыночную экономику росло количество товаров, и предприниматели начали борьбу за внимание потребителей. Тогда впервые возникла необходимость в маркетологах как отдельных специалистах. Специалисты изучали спрос на товар, конкурентов, ценовую политику. Затем исходя из этих данных составляли план по сбыту продукции.
С ростом экономики профессия оказалась крайне востребованной и стала стремительно развиваться. [2]
1.2 Содержание профессиональной деятельности маркетолога
Маркетолог занимается исследованием и анализом рынка сбыта товаров и услуг, а также предлагает стратегию продвижения нового товара или возможности для увеличения продаж уже известной продукции. Для этого он проводит опросы потребителей и специалистов, собирает и анализирует статистическую информацию, оценивает действия конкурирующих фирм, участвует в выставках готовой продукции. Также маркетолог должен хорошо разбираться в организации производства, вопросах ценообразования, сбыта и затраты ресурсов. В его работе интенсивный уровень общения; требуется умение быстро находить общий язык с большим числом людей из различных социальных групп. [4]
1.3 Области применения профессии маркетолога
Специалисты в области маркетинга нужны в любой компании, которая нацелена на большое количество покупателей и ассортимента, на хорошую прибыль и спрос на предоставляемый товар или услугу.
Существует множество типов маркетологов, таких как: трейд – маркетолог, интернет – маркетолог, маркетолог – аналитик, ресёрч – менеджер, PR – менеджер, SMM – менеджер и т.д. Все они занимаются отдельными видами работ и продвижения. Также есть и маркетолог – универсал, в обязанности которого входят все виды работ, вышеперечисленных типов.
Области применения маркетологии очень разнообразны. Специалисты в этой сфере нужны как большим компаниям, типа «Самбери», «Леруа Мерлен», «KFC», так и маленьким, к примеру магазины одежды, обуви, салоны красоты, имеющие одну или несколько торговых точек. Любой директор предприятия хочет, чтобы его товар или продукт был популярен и востребован. Для этого в компанию приглашаются маркетологи, которые, анализируя данные о вкусовых предпочтениях покупателей, собирая информацию о продажах и проводя множество исследований, добиваются того, что организация приносит больше прибыли. [5]
1.4 Необходимые качества личности
У каждой профессии есть свои требования, и наша, не исключение! У маркетолога должны быть определённые качества, которые помогут ему в работе. Выделяют 9 ключевых компетенций, которыми должен обладать менеджер по маркетингу. Данные компетенции и личные качества могут быть не полностью выражены, но должны совершенствоваться по мере получения опыта и профессионального роста.
Важно уметь анализировать динамику продаж, управлять рекламным бюджетом, сравнивать варианты и устанавливать приоритеты.
Знание современных методик маркетинга, дизайна и психологии.
Умения общаться с разными людьми, грамотно излагать мысли как в устном, так и в письменном виде.
· Уверенность в своих действиях
Раздел 2. КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 Возможности получения профессии маркетолога
в учебных заведениях г. Хабаровска
Важной задачей является найти учебное заведение, в котором можно обучиться выбранному направлению. В нашем случае, нужно найти ВУЗы, в которых обучают менеджменту и маркетингу.
В ходе поиска и исследования, я нашла несколько подходящих учебных заведений:
Шансы поступления можно повысить, приняв участие в ежегодной осенней олимпиаде ХГУЭП «Шаг в будущее», секции «Менеджмент и предпринимательство». В соответствии с Правилами приёма в ХГУЭП победителям, призёрам и просто участникам указанной олимпиады начисляются баллы за индивидуальные достижения, которые включаются в сумму конкурсных баллов поступающего в ХГУЭП. [7]
— ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ). Адрес: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. Сайт: PNU.EDU.RU Приёмная комиссия: ауд. 233ц, тел. 74-39-88, 22-43-71. Факультет экономики и управления реализует двухуровневую систему подготовки «бакалавр-магистр», профиль «Коммерция», направление «Торговое дело». Образование даёт выпускникам широкие возможности для эффективной самореализации практически в любой сфере экономической деятельности. Обучение по указанному направлению обеспечит получение комплексного образования в областях создания, организации и ведения бизнеса, разработки и продвижения продукции, осуществления эффективных продаж и закупок товаров и услуг. Изучаются также и прогрессивные современные направления: электронная коммерция, интернет-маркетинг, современные средства рыночных коммуникаций, психологические аспекты ведения бизнеса и т.д. Вступительные испытания (ЕГЭ): математика (профильная), обществознание, русский язык. [8]
Шансы поступления можно повысить, приняв участие в ежегодных олимпиадах ТОГУ (для 8-11 кл.). В соответствии с Правилами приёма в ТОГУ за участие в них поступающему начисляются баллы, которые включаются в сумму конкурсных баллов. [9]
— ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС). Адрес: г. Хабаровск, ул. Серышева, 47. Сайт: dvgups.ru Приёмная комиссия: тел. 40-73-91, 40-73-96. Институт Экономики, образовательная программа «Торговое дело», профили «Коммерция» и «Маркетинг» (бакалавриат). В университете есть факультет довузовской подготовки с возможностью дистанционной подготовки к поступлению, а также очные элективные и подготовительные курсы для школьников. Вступительные испытания (ЕГЭ): математика (профильная), обществознание, русский язык.
У старшеклассников также есть возможность повысить свои шансы поступления, приняв участие в олимпиаде школьников «Океан знаний» (по предметам математика, русский язык, обществознание и пр.). Олимпиада проводится с целью выявления и развития творческих способностей и содействия в профессиональной ориентации. Задания олимпиады носят творческий характер и повышают мотивацию к углубленному изучению этих предметов. Победителям, призёрам и участникам указанной олимпиады начисляются дополнительные баллы при поступлении в ДВГУПС, которые засчитываются как индивидуальные достижения. [10]
2.2 Уровень востребованности маркетологов в г. Хабаровске
При выборе направления в том или ином городе, нужно понимать, насколько востребованной и важной является данная профессия в определённом месте. Например, я думаю, что в маленькой деревне не столько нужен маркетолог, сколько фермер, пастух, водитель комбайна и т.д. В нашем случае, город Хабаровск не является большим городом миллионником, но он и не считается маленьким. В ходе исследования и проверки сайтов по поиску вакансий я выяснила, что профессия маркетолог достаточно востребована на рынке труда.
Вот показания некоторых популярных сайтов (в декабре месяце 2019 г.) в профессиональной области «Маркетинг, реклама, PR»:
— Farpost.ru – нашлось 139 вакансий (для разного уровня профессионального образования соискателей) с заработной платой от 15 до 70 тыс. руб. Самая высокая оплата (от 70 000) предложена руководителю отдела продаж ООО «Финклуб». Организации интересен кандидат, имеющий успешный опыт работы универсального менеджера по продажам. [11]
— SuperJob – нашлось 37 вакансий с заработной платой от 25 до 46 тыс. руб. Однако в большинстве вакансий сайта, в исследуемой профессиональной области, значилось «по договорённости». [13]
— Зарплата.ру – нашлось 29 вакансий. Из них 18 – маркетинговые исследования, 5 – интернет-маркетинг. Средняя заработная плата указана 41 726 руб. Самая высокая оплата труда (от 55 до 65 тыс. руб.) предложена маркетологу по бонусной программе холдинга «Хабаровская фармация». В обязанности входит сопровождение проекта «Бонусная программа» для аптечной сети «Новая аптека» и аптека «Миницен». [14]
— Avito – нашлось 15 вакансий с заработной платой от 30 до 50 тыс. руб. Самая высокая оплата (от 50 000) предложена маркетологу в отдел продаж компании «Orbita Studio». Основной вид деятельности – маркетинговые исследования, организация мероприятий с целью привлечения клиентов, исследования деятельности конкурентов и прочая деятельность, которая может положительно повлиять на уровень продаж компании. [15]
Итак, полученные в ходе изучения информации сайтов результаты позволяют констатировать, что исследуемая профессиональная деятельность не только хорошо оплачивается и востребована в городе Хабаровске, но и имеет дальнейшее развитие и совершенствование. С расширением доступа к Интернету стали популярны электронная коммерция и интернет-маркетинг. Маркетинговые стратегии и тактические приёмы, применяемые в реальном ведении бизнеса, переносятся в мир сетевых технологий, поэтому бизнес всё глубже уходит в Интернет, а вместе с этим возникает острая потребность в профильных специалистах, способных продвигать продукт в сети. А это, в свою очередь, создаёт возможность удалённой профессиональной занятости.
2.3 Имена и яркие достижения современных профессионалов
в области маркетологии
Вот простой пример: когда вы заходите в продуктовый магазин, обратите внимание на то, что стоит на первых рядах? В большинстве случаев это витрины либо полочки с выпечкой. Это делается для того, чтобы покупатель в первую очередь почувствовал именно этот запах, ведь как выяснили учёные, он лучше всех усиливает чувство аппетита. Тоже самое и с музыкой, которая в магазине играет. Темп у неё обычно не быстрый, что способствует хорошему настроению и спокойному состоянию покупателя, и тем самым, вероятность покупки продукта намного выше, чем без музыки. [16]
Далее я бы хотела представить некоторых выдающихся людей в области маркетинга, которые добились огромных продаж в определённых компаниях.
· Говард Шульц и STARBUCKS
Придя в Starbucks Говард Шульц навсегда изменил обычную кампанию по продаже кофе превратив её в мировую сеть кофеен, вывел её из убытков и увеличил прибыль на 300%! Он запустил масштабную рекламную кампанию, провел техническое обновление и принял несколько необычных решений. К примеру, Шульц лично велел убрать из меню разогреваемые сэндвичи, потому что их запах перебивал запах кофе и вдвое увеличил расходы на медицинское страхование для сотрудников.
· Патрик Дойл и DOMINO’S PIZZA
Domino’s Pizza — вторая по величине сеть пиццерий США после Pizza Hut.
В 2010 году компания выпустила сенсационный ролик, в котором маркетологи изучали отзывы на продукт компании. В ролике звучат такие фразы: «худшая пицца, которую я когда-либо ел», «корочка на вкус как картон», «соус, как обычный кетчуп» и т. д. После этого жесткого перечисления недостатков Патрик Дойл, президент компании, и другие менеджеры признавались в том, как тяжело им было все это услышать, и шла информация о новых технологиях приготовления и рецептурах пиццы, которые компания теперь будет использовать, чтобы исправиться. И это сработало! Продажи выросли на рекордные 14,3%! Один из самых известных маркетологов сделал карьеру и завоевал признание, говоря правду.
· Стив Джобс и APPLE
Apple относилась к своим компаниям, как к возможности рассказать потребителям о своих продуктах, через призму того, как их использование могло сделать жизнь лучше. Важным было то, что команда по маркетингу очень плотно сотрудничала с разработчиками. Это позволяло маркетологам понимать, чего хотели достичь разработчики, их мотивации и то, как продукт, по их мнению, должен был повлиять на жизни людей. Таким образом, Стив Джобс стал одним из самых известных маркетологов вопреки своей неприязни к маркетингу. Такая вот ирония судьбы. [17]
Это всего лишь маленькая часть специалистов, добившихся таких успехов. Ведь если посмотреть вокруг, мы увидим очень много разной продукции, услуг, товаров, компаний которым мы доверяем и не перестаём отдавать деньги за это. Мы считаем эти товары лучшими и необходимыми для комфортной жизни. Это и есть основная задача маркетологов!
Данная работа посвящена проблеме профессионального самоопределения. Она призвана повысить уровень профессиональной ориентации подростков, которые, зачастую, теряются в огромном многообразии современного мира профессий.
В ходе работы, согласно её цели, были собраны, проанализированы и систематизированы сведения об одной из современных профессий – деятельности маркетолога.
Для успешности в профессии человеку необходимы такие личностные качества, как творческое мышление, находчивость, оптимизм, интерес к сбору и анализу разнообразной информации. Препятствовать успешной работе будут такие черты характера, как безынициативность, низкий уровень общительности.
Получить профессию маркетолога (или смежные с ней) в г. Хабаровске можно в ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» (ХГУЭП) на факультете международных экономических отношений, в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (ТОГУ) на факультете экономики и управления и в ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) в институте Экономики. Вступительные испытания (ЕГЭ) везде одинаковые: математика (профильная), обществознание, русский язык.
Профессия маркетолога имеет достаточно высокий спрос на рынке труда. Это доказал анализ вакансий в профессиональной области «Маркетинг, реклама, PR» на популярных интернет-сайтах с объявлениями о предложениях работы. Тот же анализ выявил и достойный уровень оплаты компетентного и продуктивного труда в исследуемой области (до 120 000 руб.). Собранная информация позволила подтвердить выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что изучаемая профессия актуальна на рынке труда и достойно оплачиваема. Также в мире существуют яркие примеры состоявшихся в изученной нами области профессионалов.
Перспективы развития и дальнейшего продвижения в карьерной сфере можно рассматривать в тесной связи с новейшими современными технологиями в сети Интернет – области, открывающей безграничные возможности бизнесу.
Собранная информация кратко отражена в статье «Будущее начинается сегодня» (см. Приложение), которая стала конечным продуктом проделанной работы. Полагаю, актуальность содержания обеспечит её востребованность, особенно для выпускников, а также для классных руководителей, которые ведут дополнительные учебные курсы по профессиональной ориентации школьников.
Главным же личным итогом работы стала окрепшая уверенность в правильности планируемого мною лично профессионального выбора.