Что является объектом паб
Поведенческий аудит безопасности — что это и как провести?
Проведение регулярных поведенческих аудитов безопасности является залогом успешного и безопасного функционирования предприятия. Благодаря этому снижается травматизм на рабочих местах и соблюдаются правила техники безопасности.
Поведенческий аудит безопасности
На каждом предприятии существует техника безопасности, которую обязаны соблюдать все сотрудники, во избежание несчастных случаев или травматизма на производстве. Нарушение установленных правил безопасности грозит работнику выговором или боле серьёзным наказанием.
Вопросу охраны труда должно отводиться значительное место при проведении инструктажа нового служащего, поскольку от этого может зависеть его жизнь и здоровье. Но на практике всё чаще встречаются случаи халатного отношения к требованиям техники безопасности и пренебрежение установленными правилами и нормами.
Новый уровень обеспечения охраны труда заключается в выявлении возможных опасных ситуаций и в их предотвращении. На этих принципах и основывается поведенческий аудит безопасности (ПАБ), который широко применяется во многих организациях.
Что такое ПАБ?
Он является частью системы по охране труда на предприятии. Таким образом ПАБ представляет собой надзор за действиями сотрудника, а также за его рабочим местом в процессе выполнения определённого вида работ. После этого аудитор проводит беседу с сотрудником и сообщает все обнаруженные ошибки и несоблюдения тех или иных правил безопасности.
Приказом назначаются члены комиссии и обозначаются подразделения, которые необходимо проверить.
Для наглядности рассмотрим ПАБ в виде таблицы:
ПАБ основан на взаимодействии аудитора и работника. Он является интерактивным процессом, в который включены не только проверяющая и проверяемая сторона, но и инструмент, оснастка, рабочее место и средства защиты, применяемые служащим в рабочем процессе.
Как проводится ПАБ?
Для большей наглядности и понятности рассмотрим два варианта, которые могут встретиться в ходе проверки.
Вариант 1. Работник соблюдает правила безопасности
Работник солюдает правила безопасности
Вариант 2. Работник не соблюдает правила безопасности
Отчётная ведомость составляется в произвольной форме. В ней необходимо указать:
В отчёте должны содержаться данные работников, чьи действия подвергались ПАБ. Выявленные нарушения должны быть квалифицированы по степени тяжести:
Кто проводит ПАБ?
В качестве проверяющих выступают руководители высшего и среднего звена. В число аудиторов могут входить:
От масштабности проверки зависит должность, занимаемая аудитором. Чем выше подразделение, в котором происходит ПАБ, тем выше должность проверяющего.
Частота проведения проверок не регламентирована, главное, чтобы они производились на регулярной основе с определённой периодичностью. Это поможет на ранних этапах выявить проблемы, связанные с нарушением правил безопасности и устранить их.
В подразделениях составляются специальные графики. В них указывается дата проведения аудита, участок, который будет подвергнут проверке. Также в нём обозначаются фамилии руководителей, которые будут выступать в качестве проверяющих.
Перед проведением ПАБ руководители различных уровней, которые выступают в качестве аудиторов, должны пройти обучение и первичный инструктаж. На нём проверяющие будут ознакомлены с правилами общения и поведения на производстве. В ходе обучения они узнают правила и методы заполнения отчёта по результатам проведённого аудита.
Что такое обязательный аудит и критерии его составления? Мы рассмотрим в этом материале.
Кто должен проводить проверку информационной безопасности? Здесь вы узнаете все о данном виде аудита.
Тут вы узнаете, что такое строительный аудит и кто должен его проводить.
Заключение
Охрана труда на производстве направлена на предотвращение возможных травм и увечий, которые могут получить сотрудники в ходе выполнения производственного задания. За деятельностью служащих и соблюдением ими правил техники безопасности должен вестись регулярный контроль. Для этого на предприятии проводится ПАБ.
Он направлен на выявление фактов нарушения производственной безопасности. После проведённых проверок специальная комиссия составляет отчёт и доводит его до сведения руководителя подразделения. Описанные нарушения должны быть проанализированы и незамедлительно приняты меры по их устранению и предотвращению в будущем.
На предприятиях и в организациях, следящих за здоровьем своих сотрудников, вопросу безопасности рабочего процесса уделяется особое внимание. Там проводятся постоянные проверки по охране труда и соблюдению правил техники безопасности.
Автор: Ксения Михайлова
Руководитель производственного предприятия, к.э.н.
Поведенческий аудит безопасности
Стоит признать, что во многих организациях охрана труда сводится к заполнению многочисленных бумажек, журналов, реагированию на уже произошедшие несчастные случаи, поиск виновных и их наказание. Качественно иным уровнем организации охраны труда является использование механизмов предупреждения и выявления потенциально опасных ситуаций (действий и условий). Поведенческий аудит безопасности (далее ПАБ) относится к одному из видов таких механизмов.
Поведенческий аудит безопасности – это часть системы управления охраной труда. По сути, ПАБ — это наблюдение за действиями работника, его рабочим участком в процессе выполнения работником производственного задания с последующей беседой между работником и аудитором. Процедура проведения поведенческого аудита безопасности зависит от специфики организации, поэтому организация регламентирует ее локальным документом.
В качестве аудитора(ов) выступают руководители и специалисты всех уровней: генеральный директор, руководители подразделений/отделов, начальники участков, мастера смен, сотрудники отдела охраны труда и т.д. Разница состоит в масштабах участков наблюдения, охватываемых данными сотрудниками: генеральный директор проводит аудит на всех участках организации, а, например, мастера смен только на участках, за которые они непосредственно отвечают.
Частота проведения поведенческого аудита безопасности в различных организациях может отличаться. Главное, чтобы он проводился на регулярной основе. Для этого составляются графики проведения ПАБ. В графике отражается конкретный день или частота проведения поведенческого аудита безопасности, наименование участка или подразделения, указывается, кто выступает в роли аудитора(ов).
Перед проведением поведенческого аудита безопасности руководители разных уровней и специалисты, принимающие в нем участие, должны быть обучены методам и навыкам наблюдения и общения, порядку заполнения отчета. Как правило, в крупных компаниях эти функции ложатся на специально обученных тренеров.
Продолжительность нахождения аудитора(ов) на рабочем участке может составлять от 20 до 40 минут (в данное время не включен процесс оформления отчета по результатам ПАБ). Все зависит от характера производства, количества работников на рабочем участке, сложности выполняемых работ.
В процессе наблюдения аудитора интересуют следующие категории:
Важно помнить, что поведенческий аудит безопасности – а это интерактивный процесс, то есть основан на взаимодействии между аудитором и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.
Схематично ПАБ можно представить следующим образом:
Важно помнить, что поведенческий аудит безопасности – а это интерактивный процесс, то есть основан на взаимодействии между аудитором и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.
Схематично ПАБ можно представить следующим образом:
Необходимо понимать, что без заинтересованности со стороны аудитов, без диалога на тему безопасности между аудитором и работником, без желания выявить истинные при-чины нарушений со стороны работников, без желания совершенствовать слабые места в СУОТ, без системы обработки отчетов, без анализа корректирующих мер поведенческий аудит безопасности проводить бесполезно. Весь процесс ПАБ сведется к «заполнению бумажек».
Безопасное поведение — это норма, а поведенческий аудит безопасности – это способ формирования данной идеи у всех работников!
Что является объектом паб
Схематично ПАБ можно представить
следующим образом:
наблюдаем за реакцией работника,заметившего на объекте лицо,осуществляющее поведенческий аудит
Приводит в порядок СИЗ;
Меняет положение;
Перестраивает работу;
Прекращает работу;
Наклоняется, прячется;
Меняет инструмент;
Подсоединяет или устанавливает
необходимые защитные устройства или
ограждения
наблюдаем за положением (позой) работника или действием людей
наблюдаем за правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств
индивидуальной защиты
Соответствует ли спецодежда и СИЗ
характеру выполняемых работ;
В наличии ли регламентированные для
данных работ СИЗ;
Используют ли работники, положенные
средства индивидуальной защиты;
Правильно ли используются СИЗ? Если
нет, то почему? Возможно, что СИЗ
неудобны в ношении или мешают
выполнению работ
наблюдаем за состоянием инструментов и
оборудования
Находится ли оборудование в исправном
и безопасном состоянии;
Используется ли в соответствии с
правилами эксплуатации, по назначению;
Не используются ли самодельные,
кустарно выполненные приспособления и ручной инструмент
наблюдаем за выполнением требований инструкций, правил и процедур
Доступны ли процедуры и инструкции;
Адекватны ли правила, инструкции
выполняемым работам;
Идентифицированы и описаны ли все
потенциальные опасности, риски и методы
управления ими;
Соблюдаются ли установленные правила;
Правильно ли выписаны наряды —
допуски, разрешения на выполнение
опасных работ;
Проведены ли замеры воздушной среды
наблюдаем за порядком на рабочем месте
Поддерживается ли порядок на рабочем
месте;
Обеспечено ли рациональное размещение
инструментов, деталей, оборудования;
Не допущено ли загромождение,
захламленность проездов и проходов,
убраны ли неиспользуемые инструменты и оборудование;
Препятствия у лестниц, площадок
РАБОТОДАТЕЛЯМ. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АУДИТ БЕЗОПАСНОСТИ
ПАБ представляет собой процесс, основанный на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком/местом, и последующей беседе между работником и аудитором.
Процедура проведения ПАБ зависит от специфики организации, поэтому организация регламентирует ее локальным документом В качестве аудитора (ов) выступают руководители и специалисты всех уровней: генеральный директор, руководители подразделений/отделов, начальники участков, мастера смен, сотрудники отдела охраны труда и т.д Частота проведения ПАБ в различных организациях может отличаться. Главное, чтобы он проводился на регулярной основе. Для этого составляются графики проведения ПАБ.
Во время проведения ПАБ выявляются опасные условия, в которых находится работник (ПАБ должен концентрироваться на поведении работника, а не на проверке оборудования!).
Результатом проведения ПАБ является: исправление опасного поведения; поддержка безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности; выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности; оценка эффективности деятельности по промышленной безопасности и охране труда; выявление слабых сторон системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасности на разных уровнях (регламентирующих документов, организационном и квалификационном уровнях); разработка корректирующих мер; концентрация внимания работника на важности вопросов безопасности.
Внедрение программы ПАБ предполагает обязательное проведение анализа результативности с целью оценки показателей безопасности, тенденции их изменения, эффективности корректирующих мер. На всех объектах и участках организации должны использоваться единые формы бланков аудиторских проверок, единая система графической и численной обработки результатов аудита.
Руководитель организации, а не работники отдела по охране труда, несет ответственность за принятие адекватных корректирующих мер, которые должны основываться на предложениях, высказанных аудитором (группой аудита), либо на глубоком собственном анализе причин наблюдаемых опасных действий или условий. В его обязанности также входит выделение финансовых средств, необходимого количества работников для своевременного выполнения корректирующих мер, определения их перечня, ответственных лиц и сроков выполнения. Руководитель организации должен, по крайней мере, ежемесячно оценивать состояние дел по внедрению корректирующих мер, на основании ежемесячного анализа ПАБ.
Решением Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан от 22 сентября 2017 года № 56 утверждены «Методические рекомендации по проведению поведенческого аудита безопасности», в которых разъяснены:
— примерная процедура поведенческого аудита соблюдения безопасного проведения работ;
— рекомендуемые требования по частоте аудиторских посещений и участию в них;
Классификация видов предприятий общественного питания
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Чтобы рассматривать вопросы организации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих услуги общественного питания, необходимо четко представлять, что подразумевается под такими понятиями как «предприятие общественного питания» и «услуга общественного питания» в российском законодательстве. Для этих целей необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, введенным в действие с 1 января 2003 года.
Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»). Кроме вышеуказанного документа существует еще целый ряд государственных стандартов, позволяющих разбить предприятия общественного питания на соответствующие типы.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания — это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
— кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
То есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий общественного питания зависит от таких факторов, как:
— ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
— техническая оснащенность предприятия общественного питания;
— качество и методы обслуживания;
— виды предоставляемых услуг.
Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.
Подтверждение соответствия предприятия общественного питания выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.
Однако помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.
Определенные различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.
Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 – 122706.
Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.
К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;
изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:
организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.
К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
отпуск обедов на дом.
Услуги по организации досуга включают в себя:
организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.
Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.
Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.
То есть, как видим, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».