Что является объектом сурдопедагогики

Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики

Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики

Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики

Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики

Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха, а ее предметом – практика их воспитания, обучения, социализа­ции. Основная цель сурдопедагогики (общая со специальной педагогикой) – обеспечить людям, имеющим нару­шения слуха, возможность достижения максимальной самостоя­тельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики отно­сятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются сле­дующие конкретные задачи:

— изучение педагогических закономерностей развития лично­сти в условиях ограниченных слуховых возможностей;

— определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;

— обоснование педагогической классификации людей, имею­щих нарушения слуха;

— изучение сложившихся педагогических систем их образова­ния;

— разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;

— определение научных основ, содержания образования, мето­дов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;

— разработка специальных образова­тельных технологий развития речевого слуха, обучения националь­ному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;

— определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);

— совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной сто­роны речи людей, имеющих слуховой дефект;

— разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также со­циально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.

Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Подглу­хотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речево­му общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдель­ные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определен­ных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.

Сурдопедагогика по отношению к ли­цам, имеющим тугоухость, употребляет термин слабослышащие. Сурдопедагогика изучает также такую категорию лиц, которая называется позднооглохшие, и особенности педагогической помо­щи им. К ней относят тех, кто приобрел нарушение слуха после того, как уже сформировалась словесная речь.

Источник

Дошкольная сурдопедагогика: методы работы

Это самостоятельная отрасль специальной педагогики. Под специальной педагогикой понимается теория и практика особого образования лиц с нарушениями в психическом и физическом развитии, для которых процесс обучения при помощи традиционных педагогических методов вызывает сильные сложности, либо вовсе не возможен.

Несмотря на то, что в ряде зарубежных стран произошло разделение на «сурдопедагогику глухих» и «сурдопедагогику слабослышащих» и, как следствием этого, разделением профподготовки специалистов (для работы с глухими и для работы со слабослышащими), отечественная дошкольная сурдопедагогика сохраняется как цельная научно-педагогическая отрасль общей и специальной педагогики.

Слабослышащие и глухие дети

Практическая отоларингология дает четкое обозначение нарушенного слуха. Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует общению даже если было проведено слухопротезирование. При таком состоянии возможно сохранение остаточного слуха, который позволяет слышать очень громкие неречевые звуки, либо отдельные звуки речи при сильном усилении их произношения.

Тугоухость – это стойкое понижение слуха разного уровня, при котором восприятие речи затруднено, но оно возможно, если есть определенные условия для этого: использование специализированной аппаратуры, приближение говорящего к уху (или другого источника звука). В сурдопедагогике по отношению к лицам с тугоухостью принимается термин «слабослышащие».

Соответственно, по состоянию слуха детей принято разделять на глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети со стойким двусторонним нарушением слуха, которое может носить врожденный или приобретенный характер.

Ребенок, у которого есть остатки слуха, позволяющие ему овладеть речью, как правило, естественным путем, может быть назван слабослышащим. Если же ребенок не может овладеть речевыми навыками без специализированного педагогического процесса, то он определяется как глухой.

Объект, задачи и предмет дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика – это научная дисциплина, поэтому она имеет свой объект, предмет и задачи.

Соответственно, объектом является специализированное образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, а также научное исследование феноменов, порождаемых данными нарушениями.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики следующие:

Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть фото Что является объектом сурдопедагогики. Смотреть картинку Что является объектом сурдопедагогики. Картинка про Что является объектом сурдопедагогики. Фото Что является объектом сурдопедагогики

Основные методы дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика основывается на обобщении и анализе теории и практических материалов, которые связаны с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушенным слухом.

Не существует какой-то одной универсальной методики, которая будет на 100% эффективной. Результат достижим только в том случае, если используется целый спектр методов, каждый из которых может быть эффективным только в том случае, если комбинируется с другими, т.е. коррекционная работа носит комплексный характер. Ниже приведен основной перечень методик, используемых в дошкольной сурдопедагогике.

Используется для изучения процессов воспитания и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушенным слухом. Основная задача – это накопление и анализ тех фактов, которые характеризуют особенности деятельности ребенка, используемые приемы и методики.

Объект наблюдения – это дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуховой функции, в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, а также в обычном поведении.

При этом в процессе анализа важно отмечать не только положительные, но и отрицательные результаты. Плюс этой методики в том, что он не идет вразрез с намеченным планом работы, потому что носит естественный характер. Но есть один нюанс – в условиях дошкольного учреждения наблюдение лучше проводить за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Использование данной методики в отношении детей младшего возраста приводит к нарушению естественности их поведения.

Важно понимать, что при наблюдении есть достаточная доля субъективизма, поэтому исследование лучше дополнять фотосъемкой, аудио и видео.

Подразумевает изучение именно медицинской документации, которая позволяет дать объективную оценку состояния ребенка. Изучается заключение психолого-медико-педагогической комиссии, история развития малыша, аудиограммы, а также другая информация, которая касается раннего развития ребенка, состояния слуховой функции и т.д.

Данная методика позволяет выявить причины и временной период снижения слуха, наличие других недоразвитий. Также изучаются условия, в которых пребывал ребенок с раннего детства, а также их роль на его развитие. Кроме того, анализируются тетради индивидуальной работы, протоколы педагогического обследования и т.д.

Эксперимент относится к активным методикам, потому что условия его проведения различны, в зависимости от цели. Он может проводиться в естественных или лабораторных условиях, быть фронтальным или индивидуальным и т.д.

В эксперименте важна достоверность полученных сведений, поэтому используется качественный и количественный анализ материалов.

Изучение работ ребенка

Изучение рисунков, поделок и других результатов деятельности малыша позволяет проанализировать его мышление, воображение, восприятие и другие характеристики. На основании анализа можно определить важные особенности личности ребенка. Конечно, при условии наличия соответствующих навыков анализа у сурдопедагога.

Анкеты, интервью, опросы

Используется при беседе с родителями, педагогами для сбора сведений, касающихся развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Результат зависит от точности поставленных вопросов, а также правильности анализа полученной информации.

Работа со специализированными теоретическими материалами также является частью дошкольной сурдопедагогики. Это необходимая вспомогательная база, которая позволяет найти теоретическое обоснование того или иного явления.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего:

Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Программы

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001

Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению

2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»-М.: Гном и Д, 2006.

Методическое обеспечение

1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.

В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.

В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье

Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.

Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.

Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!

Источник

Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

Курсовая работа по педагогике.

«Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха».

5 курса очного отделения

Оглавление

Введение.

Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха.

Глава 1. Сурдопедагогика – как отрасль специальной педагогики.

Что такое сурдопедагогика.

Сурдопедагогика (от лат. s urdus- глухой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

Советская сурдопедагогика строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физических сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.

Важнейшие специальные задачи сурдопедагогики: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления. Сурдопедагогика включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, русского языка, математики, естествознания и других предметов школьной программы). Совершенствованию методов сурдопедагогики способствует разработка технических средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники. Сурдопедагогика опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром советской сурдопедагогики является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).

Теоретические и практические проблемы сурдопедагогики разрабатываются также в научно-педагогических центрах др. социалистических и ряда капиталистических стран (Великобритания, Дания, Нидерланды, США, Швеция, Япония и др. ).

Предмет и задачи сурдопедагогики.

Предмет сурдопедагогики — теория и практика образования лиц с ограниченными слуховыми возможностями.

Основные задачи сурдопедагогики:

разработка методических проблем специального образован детей с нарушениями слуха;

изучение и обобщение практики специального образования детей с нарушенным слухом;

внедрение результатов педагогических исследований в практику специального образования детей с нарушениями слуха;

разработка научных основ содержания образования, и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;

совершенствование технических средств для коррекции и дефектов слуха;

создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;

совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.

О детях с нарушением слуха.

Классификации лиц с недостатками слуха

Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

слабослышащие с развитой речью;

слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Характеристики детей с нарушениями слуха

1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:

не могут самостоятельно овладеть речью;

без специального образования становятся глухонемыми;

большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков);

недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;

наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;

ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.;

средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);

понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме;

специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи (с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.

Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:

при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);

2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности.

Сохранность их речи зависит:

от возраста ребенка в момент наступления глухоты;

наличия остатков слуха;

умения их использовать;

владения грамотностью к моменту потери слуха;

Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль;

зрительное восприятие (чтение с лица);

параллельное обучение чтению.

Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.

3. Слабослышащие дети.

отклонение от нормы развития психики;

нарушение многих функций и сторон психики, определяющих’ ход развития личности ребенка.

Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.

Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям.

ограниченный запас слов;

недостаточное усвоение звукового состава слова;

неточное понимание и неправильное употребление слов;

ограниченное понимание устной речи;

ограниченное понимание читаемого текста.

Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.

Глава 2. Образование лиц с нарушением слуха.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

развитие языковой способности;

накопление словаря и работа нал значением слова;

формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

отработка различных видов речевой деятельности;

проведение элементарных языковых наблюдений;

развитие остаточного слуха и обучение произношению:

обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

формирование навыков речевой коммуникации;

развитие обучения произношению;

создание потребности в устном общении;

формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

формирование элементарных математических представлений;

формирование восприятия музыки;

вокально-интонационное развитие голоса;

развитие ритма движений и речи;

развитие слухового восприятия музыки;

развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

детских садах комбинированного вида;

дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);

образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа — детский сад» для глухих или для слабослышащих детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

изолированность от семьи;

неразвитая языковая среда;

невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:

в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

проводят коррекционные занятия с детьми;

обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей.

Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).

временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

Обучение школьников

Школьники с частичным нарушением слуха — слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах.

Уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Педагогический процесс, основа которого — коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий:

формирование навыков чтения с губ;

овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

использование и развитие остаточного слуха.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха:

уточнение звукового состава речи;

усвоение грамматической системы языка;

овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

в процессе усвоения чтения и письма;

при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

в понимании объяснений учителя;

при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений;

пропуски согласных при сложных стечениях;

пропуски безударных частей слова.

3.Специальное образование глухих

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

на основе билингвистического подхода;

на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:

Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

увеличению объема учебной информации;

ускорению ее передачи;

усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др.

При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:

найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;

разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;

создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

Ее основные принципы:потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной.

Л. П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого — использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся — база:

для формирования у них понятий;

развития речи как средства коммуникации;

воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

Доктор П. Губсрина (г. Загреб, Хорватия) разработал верботональную методику обучения не слышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).

Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.

Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности:

на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;

в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;

непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Важный аспект социальной адаптации

принятие индивидом социальной роли.

Эффективность адаптации существенно зависит от тою, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.

К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:

средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры, разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе средства статической и динамической проекции;

Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.

Заключение.

В результате написания работы были освещены основные вопросы, касающиеся такой отрасли специальной педагогики как сурдопедагогика. Выделен предмет, основные задачи сурдопедагогики, дана классификация детей с нарушениями слуха.

Во второй главе рассмотрены ступени образования лиц с нарушениями слуха, дошкольное обучение и воспитание, образование школьников, профессиональное и средне – специальное обучение глухих, а также их адаптация в обществе.

Данная работа помогла мне вникнуть в суть образования детей с нарушением слуха, полученный опыт поможет мне при встрече детей с дефектом развития и при работе с ними.

Литература:

1)Большая советская энциклопедия (электронная версия);

2)Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 год (электронная версия);

3)Медицинская энциклопедия (электронная версия);

4)Специальная педагогика под редакцией Н.М.Назаровой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *