Что является объектом защиты в системе обеспечения безопасности военной службы
Что является объектом защиты в системе обеспечения безопасности военной службы
от 22 июля 2015 года N 444
В целях реализации подпункта 26 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3538; 2005, N 37, ст.3740; N 38, ст.3799; 2006, N 17 (ч.II), ст.1819; 2007, N 20, ст.2391; N 27, ст.3255; N 46, ст.5565; 2008, N 31, ст.3705; N 43, ст.4921; N 47, ст.5430, 5431; 2009, N 21, ст.2550; N 36, ст.4311; 2010, N 20, ст.2435; N 28, ст.3656; N 35, ст.4530; 2011, N 1, ст.191; N 2, ст.267; N 15, ст.2082; N 17, ст.2356; N 24, ст.3405; N 28, ст.4170; N 31, ст.4708; N 33, ст.4924; N 48, ст.6877; 2012, N 10, ст.1194; N 29, ст.4074; N 53 (ч.II), ст.7857; 2013, N 26, ст.3314; N 30 (ч.II), ст.4085; N 52 (ч.II), ст.7137; 2014, N 5, ст.481; N 7, ст.671; N 24, ст.3077; N 44, ст.6041; 2015, N 1 (ч.I), ст.200; N 4, ст.641), главы 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч.I), ст.5749; 2008, N 43, ст.4921; 2011, N 4, ст.572; N 18, ст.2595; N 31, ст.4714; 2013, N 3, ст.171; 2014, N 27, ст.3754; 2015, N 13, ст.1909),
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2015 года.
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу
в Министерстве юстиции
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39038
Приложение
к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 22 июля 2015 года N 444
Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
I. Общие положения
II. Управление обеспечением безопасности военной службы в Вооруженных Силах
3. Управление обеспечением безопасности военной службы в подчиненных воинских частях (организациях) осуществляется их командирами (начальниками).
Принятие решения на обеспечение безопасности военной службы
5. Принятию решения предшествуют изучение и уяснение исходных данных, оценка обстановки и подготовка предложений командиру (начальнику) его заместителями, начальниками служб, специалистами, непосредственно занимающимися вопросами обеспечения безопасности военной службы.
6. Решение оформляется графически (на карте) и текстуально и состоит из основной части и приложений. Структура решения на обеспечение безопасности военной службы приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству.
7. В решении командир (начальник) определяет:
меры по ограничению (нейтрализации) опасных факторов военной службы;
требования безопасности при выполнении воинской частью (организацией) и ее подразделениями (службами) мероприятий повседневной деятельности с учетом особенностей деятельности военнослужащих;
комплекс обязательных к проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.
8. В дополнение к решению разрабатываются:
таблица паспортных данных объектов с указанием опасных и вредных факторов;
перечень разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью и порядок их безопасного (безаварийного) выполнения;
программа проведения вводного инструктажа военнослужащих по требованиям безопасности;
перечень мероприятий для обеспечения задач безопасности военной службы;
количественный и должностной составы комиссий, команд и групп по обеспечению безопасности;
схема управления и взаимодействия должностных лиц.
9. На основе решения в воинской части (организации):
разрабатываются (уточняются) обязанности должностных лиц;
в разрабатываемые по вопросам обеспечения безопасности военной службы планирующие документы включаются задачи, мероприятия и ответственные должностные лица по указанным вопросам;
организуется работа по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности военной службы
13. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы, предусмотренные комплексным планом, а также мероприятия, необходимость осуществления которых вызвана конкретными задачами, изменившимися условиями деятельности или приказами, директивами и указаниями вышестоящих командиров (начальников), включаются в календарный план основных мероприятий на месяц и план воспитательной работы воинской части (организации), расписание занятий подразделений (служб), планы работы должностных лиц на месяц (неделю).
Контроль за состоянием безопасности военной службы
14. Контроль за состоянием безопасности военной службы является одной из функций управления обеспечением безопасности военной службы.
15. Цель контроля заключается в проверке, анализе, оценке состояния безопасности военной службы в воинской части (организации) и ее подразделениях (службах), оказании помощи должностным лицам в устранении выявленных недостатков, определении мер по их устранению, выработке эффективных форм и методов профилактической работы.
16. Задачами контроля являются:
изучение и анализ состояния безопасности военной службы, работы должностных лиц по созданию и обеспечению условий военной службы в воинской части (организации);
определение причин и предпосылок гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) с учетом особенностей выполняемых воинской частью (организацией) задач и сезонных факторов, выработка мер по снижению влияния вредных (опасных) факторов военной службы;
оказание помощи подчиненным командирам (начальникам), штабам по планированию, проведению и всесторонней организации мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.
17. Контроль осуществляют:
командиры (начальники) воинских частей (организаций);
штабы воинских частей (организаций);
комиссии по безопасности военной службы;
заместители командира (начальника) воинской части (организации) и иные должностные лица воинской части (организации) в объеме должностных обязанностей;
должностные лица суточного наряда.
18. Контроль осуществляется посредством плановой работы должностных лиц, указанных в пункте 17 настоящего Руководства, а также вышестоящих органов военного управления в подчиненных воинских частях (организациях).
19. В воинской части (организации) проверки состояния безопасности военной службы проводятся согласно утвержденному командиром (начальником) воинской части (организации) графику, при этом в течение квартала проверяется не менее двух-трех структурных подразделений (не менее 15% от общего числа подразделений).
20. Результаты проверки оформляются актом проверки состояния безопасности военной службы (приложение N 2 к настоящему Руководству).
21. Акты проверок состояния безопасности военной службы после окончания проверок хранятся в несекретном делопроизводстве воинской части (организации) в течение пяти лет и используются для проведения анализа состояния безопасности военной службы воинской части (организации), осуществления контроля устранения ранее выявленных нарушений.
Анализ состояния безопасности военной службы
22. Анализ состояния безопасности военной службы проводится в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (периодом обучения, учебным годом), результаты анализа состояния безопасности военной службы оформляются в письменном виде и включают:
сбор информации о состоянии безопасности военной службы;
установление характерных недостатков в работе должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, причин гибели (смерти) военнослужащих и получения им увечий (ранений, травм, контузий) при выполнении задач конкретных видов служебной деятельности, массовых заболеваний, а также групповых пищевых отравлений;
определение воинских частей (организаций) с неблагополучным состоянием безопасности военной службы, форм и методов работы должностных лиц, командиров (начальников) воинских частей (организаций), а также мер по предотвращению случаев причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих.
23. При проведении анализа безопасности военной службы по количественным показателям и их коэффициентам (значение количественного показателя фактов гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) в пересчете на одну тысячу военнослужащих) определяется эффективность работы органов военного управления и должностных лиц по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы, их умение добиваться выполнения подчиненными требований общевоинских уставов и нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам обеспечения безопасности военной службы.
24. К количественным показателям анализа состояния безопасности военной службы относятся:
гибель (смерть) военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;
получение военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями при исполнении обязанностей военной службы;
причинение вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (организации).
25. На основе проведенного анализа делаются выводы о состоянии безопасности военной службы в воинской части (организации) и определяются меры, направленные на повышение безопасности военной службы, предупреждение и предотвращение случаев гибели (смерти) военнослужащих и получения ими увечий (ранений, травм, контузий).
27. На основании анализа состояния безопасности военной службы подводятся итоги работы должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы:
Что является объектом защиты в системе обеспечения безопасности военной службы
Концепция безопасности военной службы в Вооружённых силах Российской Федерации
утверждена директивой МО РФ от 12 июля 1997г. № Д-10
Концепция безопасности военной службы в ВС РФ представляет собой систему принятых в ВС РФ взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по её обеспечению в повседневной деятельности войск (сил).
1. Цель и основные задачи Концепции безопасности военной службы.
Основные задачи Концепции :
определение объектов и субъектов безопасности военной службы (БВС) в ВС РФ, задач субъектов БВС при различных условиях деятельности ВС РФ;
определение принципов обеспечения БВС в повседневной деятельности ВС РФ;
характеристика основных угроз БВС на современном этапе развития и деятельности ВС РФ;
определение направлений обеспечения БВС и их содержания;
установление основ управления обеспечением БВС в ВС РФ.
2. Объекты безопасности военной службы.
3. Субъекты безопасности военной службы и цели их деятельности.
4. Основы обеспечения безопасности военной службы.
Принципы обеспечения БВС:
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья человека при организации повседневной деятельности войск;
адекватность принимаемых мер возникающим угрозам БВС;
обеспечение комплектности и непрерывной профилактической направленности проводимых мероприятий, их органической взаимосвязи с общегосударственными программами обеспечения различных видов национальной безопасности;
чёткого разграничения функций, полномочий и ответственности субъектов БВС за их согласованное осуществление;
гарантии государством прав и социально-экономического обеспечения военнослужащих при причинении вреда их жизни и здоровью.
Направления обеспечения БВС в ВС РФ:
правовое, социально-экономическое, организационно-техническое, морально-психологическое, медицинское, гидрометеорологическое обеспечение, обеспечение экологической безопасности.
II. УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
неудовлетворительное финансирование войск, недостаточное обеспечение продовольствием, вещевым и другими видами имущества, материальными и иными ресурсами (услугами), не позволяющие своевременно и в полном объёме доводить до каждого военнослужащего положенные нормы довольствия, реализовать установленные законодательством льготы, организовывать боевую подготовку и поддерживать нормальные условия службы и быта;
криминализация общества, активизация попыток проникновения в воинские части и военные городки организованных преступных групп;
существенное ухудшение состояния здоровья граждан призывного возраста, снижение уровня общеобразовательной, морально-психологической и физической подготовленности к исполнению воинской обязанности, увеличение среди них лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности;
ухудшение психологического состояния большинства военнослужащих, а также морально-психологического состояния значительной части воинских коллективов;
низкий профессионализм, слабые знания многими военнослужащими требований безопасности, снижение ответственности личного состава за их выполнение;
неудовлетворительное состояние воинской дисциплины и службы войск во многих гарнизонах и воинских частях;
физическое старение ВВТ, нарастание дефицита комплектующих изделий и материалов, значительный износ фонда зданий и специальных сооружений;
незащищённость и перегруз арсеналов, баз, складов и мест хранения ракет и боеприпасов, изделий, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, нарушение условий их хранения;
прекращение закупок технических средств пожаротушения, спасения и индивидуальной защиты;
угроза совершения актов терроризма и иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка в военных городках и на военных объектах в регионах РФ с наиболее сложной криминогенной обстановкой;
увеличение объёмов радиоактивных отходов, находящихся на хранении на военных объектах, из-за невозможности оперативного решения вопросов их переработки или захоронения.
III. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
5. Правовое обеспечение БВС.
правотворческим обеспечением БВС, включающим соответствующие мероприятия по совершенствование мероприятия по совершенствованию организации участия МО РФ в законопроектной деятельности, а также подготовке нормативно-правовых актов органов военного управления;
улучшением правоисполнительной деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск;
повышением уровня правоохранительной работы в войсках, совершенствованием деятельности органов военного управления по поддержанию воинской и правопорядка в гарнизонах и воинских частях;
улучшением правового воспитания личного состава ВС РФ;
взаимодействием с государственными органами, органами военной прокуратуры при осуществлении ими контроля и надзора за соблюдением конституционных прав, свобод, льгот и социальных гарантий военнослужащих, состоянием правопорядка и выполнением природоохранительного законодательства в воинских частях.
6. Социально-экономическое обеспечение БВС.
взаимодействием с органами государственной власти РФ, федеральными органами исполнительной власти по проблемам финансирования расходов обороны с учётом реальных потребностей ВС РФ, разработки основных показателей государственного оборонного заказа, материального, технического обеспечения и энергоснабжения ВС РФ;
взаимодействием с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам реализации льгот и социальных гарантий, установленных законодательством для военнослужащих, разработки и выполнения целевых программ повышения социальной защищённости военнослужащих, строительства, выделения им жилья, особенно при увольнении из рядов ВС РФ, осуществления мероприятий по улучшению физической и морально-психологической подготовки граждан призывного возраста к военной службе;
обеспечением эргономичности и надёжности поставляемых в войска ВВТ;
выполнением мероприятий материального, технического обеспечения войск ;
совершенствованием бытового обеспечения личного состава ВС РФ;
проведением ветеренарно-санитарного надзора в ВС РФ.
7. Организационно-техническое обеспечение БВС.
Приоритетными мерами считать:
подготовку военнослужащих к обеспечению БВС;
предупреждение лётных, дорожно-транспортных, навигационных и иных происшествий с ВВТ, обеспечение их безопасной эксплуатации;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных и радиационно опасных объектов, предотвращение несанкционированного применения ядерного оружия;
обеспечение химической безопасности;
обеспечение биологической безопасности;
обеспечение взрывопожаробезопасности арсеналов, баз, складов и мест хранения ВВТ, ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, иных потенциально опасных военных объектов;
обеспечение авиационной безопасности;
обеспечение безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора;
улучшение эргономических характеристик ВВТ;
проведение мероприятий по организации местной обороны;
проведение метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам БВС;
разработку военных стандартов обеспечения БВС для различных видов деятельности личного состава ВС РФ, эксплуатации образцов ВВТ.
8. Морально-психологическое обеспечение БВС.
чёткой организацией воспитательной работы по повышению ответственности военнослужащих за обеспечение БВС;
обеспечением психологической устойчивости личного состава ВС РФ на основе постоянного анализа и прогнозирования его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечения психологической совместимости и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, профилактики правонарушений;
предупреждением самоубийств военнослужащих, совершенствованием индивидуальной работы, особенно с лицами с ослабленным состоянием здоровья, проявляющими признаками нервно-психической и эмоциально-волевой неустойчивости;
проведением мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих, участвующих (участвовавших) в выполнении задач в условиях вооружённых конфликтов, при чрезвычайном положении, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оказанием психологической помощи и поддержки вновь прибывшим и впервые назначенным на должности военнослужащим в освоении должностных, специальных обязанностей, в установлении правильных взаимоотношений с сослуживцами, начальниками и подчинёнными;
снятие морально-психологической напряженности в семьях военнослужащих, оказанием психологической помощи членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
системным анализом и прогнозированием социальной обстановки в войсках, разработкой и осуществлением мер по снижению возникающей социальной напряжённости в воинских коллективах;
проведением военно-социальной работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, членов их семей, реализации прав военнослужащих на обязательное личное государственное страхование, организацией выполнения в войсках государственных социальных программ и решений;
проведением информационно-пропагандистских акций и разъяснительной работы в войсках по созданию и обеспечению условий безопасности военной службы, формированию общественного мнения в воинских коллективах, способствующего реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданских лиц, окружающей среде при осуществлении деятельности войск;
взаимодействием с общественными и религиозными объединениями, а также с офицерскими собраниями, товарищескими судами чести офицеров и прапорщиков, женскими советами, иными советами и комиссиями, действующими в воинских частях в интересах обеспечения БВС;
организацией профессионально-психологического отбора военнослужащих, кандидатов гражданской молодёжи при поступлении в ВУЗы МО РФ, а также граждан при их поступлении на военную службу по контракту;
проведением мероприятий по улучшению досуга военнослужащих и членов их семей.
9. Медицинское обеспечение БВС.
постоянным осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за условиями жизни и быта войск;
проведением лечебно-профилактических мероприятий с военнослужащими;
проведением военно-врачебной экспертизы граждан при призыве на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту;
систематическим анализом состояния заболеваемости и травматизма военнослужащих.
10. Гидрометеорологическое обеспечение БВС.
Приоритетными мерами считать:
проведение непрерывного контроля и прогнозирования гидрометеорологической обстановки в регионах дислокации войск ;
оперативное оповещение и предупреждение органов военного управления войсками об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях;
разработку рекомендаций по учёту гидрометеорологических условий при обеспечении безопасности полётов и мореплавания;
11. Обеспечение экологической безопасности деятельности войск.
Приоритетными мерами считать:
систематическую оценку экологического ущерба, разработку и реализацию мер по восстановлению окружающей природной среды в районах расположения и действий войск;
строительство, ремонт, реконструкцию и эксплуатацию природоохранных сооружений, разработку и внедрение современных методов, технологий экологического обследования, очистки и восстановления окружающей природной среды;
создание новых образцов ВВТ, строительство военных объектов, отвечающих требованиям экологической безопасности;
экологическое обучение личного состава ВС РФ, формирование экологической культуры военнослужащих;
взаимодействие с государственными и вневедомственными природоохранительными органами при решении вопросов обеспечения экологической безопасности деятельности войск.
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВС РФ.
Реализация Концепции осуществляется программно-целевым методом, посредством целенаправленной и скоординированной деятельности субъектов БВС.
Воинские должностные лица осуществляют проведение мероприятий, обеспечивающих БВС, в соответствии с требованиями законов, воинских уставов и иных нормативно-правовых документов, должностными и специальными обязанностями. Ответственность за БВС в мирное время в подчинённых объединениях, соединениях и воинских частях несут командиры (начальники).
Органы военного управления осуществляют управление обеспечением БВС.
Командиры (начальники), возглавляющие органы военного управления, при управлении обеспечением БВС осуществляют:
сбор, учёт и обработку информации о состоянии БВС, своевременное выявление угроз безопасности и определение условий БВС;
принятие решения на обеспечение БВС, постановку задач подчинённым органам военного управления и воинским должностным лицам, планирование мероприятий обеспечения БВС;
организацию службы войск, всех видов деятельности личного состава ВС РФ в соответствии с требованиями общевоинских уставов и иных нормативно-правовых документов, обеспечение соответствующих видов БВС;
проверку и оценку состояния БВС в подчинённых войсках, контроль деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по её обеспечению;
систематический анализ состояния БВС в подчинённых войсках, подведение итогов работы по её обеспечению, обобщение и распространение передового опыта работы органов военного управления и воинских должностных лиц по обеспечению БВС, проведение в ходе сборов с воинскими должностными лицами показных и инструкторско-методических занятий;
расследование происшествий и преступлений с гибелью военнослужащих, случаев травматизма и массовых заболеваний личного состава, фактов гибели гражданских лиц по вине военнослужащих, экологических правонарушений;
регулярное доведение до подчинённых войск информации о состоянии БВС и наиболее тяжёлых происшествиях с гибелью людей, конкретных требований по их недопущению и снижению остроты негативных явлений;
взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением, предотвращения актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка;
руководство работой комиссий по БВС;
заблаговременное определение основных мероприятий по повышению БВС в военное время для режимов военного и чрезвычайного положений, а также в случаях привлечения войск к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участию в миротворческой деятельности;
информирование местного населения об установленных и согласованных с органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) ограничительных мерах в местах дислокации войск.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВС РФ