Что является обеспечением функциональной безопасности оао ржд
Что является обеспечением функциональной безопасности оао ржд
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 3 апреля 2019 года N 38
Об утверждении Положения об организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД»
С целью совершенствования организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»
2. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А., начальнику Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. довести Положение, утвержденное настоящим приказом, до сведения дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
3. Признать утратившими силу:
пункт 3 приказа ОАО «РЖД» от 1 августа 2014 г. N 53 «О некоторых мерах по совершенствованию корпоративного управления в области обеспечения транспортной безопасности».
УТВЕРЖДЕНО
приказом ОАО «РЖД»
от 3 апреля 2019 года N 38
Положение об организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД»
I. Общие положения
1) железнодорожные вокзалы и станции;
2) тоннели, эстакады, мосты;
3) объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
4) участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
5) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров;
6) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. При организации в ОАО «РЖД» обеспечения транспортной безопасности объектов и транспортных средств подразделения аппарата управления, филиалы, структурные подразделения ОАО «РЖД» руководствуются Федеральным законом «О транспортной безопасности», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением.
3. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД», на которые в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью на объектах и транспортных средствах в соответствии с их функциональным предназначением.
II. Основные понятия
4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
III. Цели, основные задачи и принципы организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД»
5. Целями организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» являются создание условий для надежного и устойчивого функционирования объектов и транспортных средств, а также повышение уровня их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
6. Основными задачами организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» являются планирование и координация деятельности подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД» по реализации определенной законодательством о транспортной безопасности системы мер, соблюдение единой политики в области защиты объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
7. Обеспечение транспортной безопасности в ОАО «РЖД» организуется в соответствии со следующими основными принципами:
г) охрана жизни и здоровья людей;
д) конфиденциальность информации.
IV. Организация обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД»
9. Первые заместители генерального директора ОАО «РЖД», заместители генерального директора ОАО «РЖД», директора ОАО «РЖД» организуют работу, связанную с выполнением мероприятий по обеспечению транспортной безопасности подразделениями аппарата управления, филиалами, структурными подразделениями ОАО «РЖД», деятельность которых они координируют и контролируют в рамках своих компетенций.
10. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы корпоративной безопасности, осуществляет текущее руководство и контроль за выполнением требований законодательства о транспортной безопасности в ОАО «РЖД».
11. Реализация в ОАО «РЖД» системы правовых, организационных, экономических и иных мер в сфере защиты объектов и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями аппарата управления, филиалами, структурными подразделениями ОАО «РЖД» в рамках полномочий, установленных нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением.
12. Департамент безопасности координирует деятельность подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД» по организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», а также осуществляет контроль за выполнением мероприятий по поддержанию уровня защищенности объектов, транспортных средств, соответствующего угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
13. Региональные центры безопасности в рамках своих полномочий координируют деятельность структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах соответствующих железных дорог, по обеспечению транспортной безопасности объектов и транспортных средств, а также осуществляют контроль за состоянием их защищенности от актов незаконного вмешательства.
14. Выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов и транспортных средств организуют филиалы ОАО «РЖД» и их структурные подразделения, в ведении (в управлении, на балансовом учете) которых находятся эти объекты и транспортные средства.
16. Руководители структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» организуют выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на находящихся в их ведении (в управлении, на балансовом учете) объектах, транспортных средствах и назначают лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в своих подразделениях (по согласованию с региональным центром безопасности), и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах, транспортных средствах.
17. Порядок финансирования, материально-технического обеспечения мероприятий, связанных с транспортной безопасностью объектов и транспортных средств, определяется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими финансово-экономическую и хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
18. Взаимоотношения и распределение обязанностей по вопросам обеспечения транспортной безопасности между филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями, юридическими и физическими лицами, использующими на законных основаниях объекты, транспортные средства, а также осуществляющими деятельность на этих объектах, транспортных средствах, регламентируются условиями соответствующих договоров (соглашений, контрактов и т.п.), заключенных в установленном порядке.
V. Функции подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» по организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД»
20. Подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» участвуют в реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов и транспортных средств, в том числе в разработке нормативных документов ОАО «РЖД», определении ресурсного (финансового, материально-технического, научно-технического, кадрового) обеспечения мероприятий и иных мер в рамках своей компетенции.
21. Департамент безопасности:
1) взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности по вопросам реализации определяемых государством правовых, организационных, экономических и иных мер в сфере транспортной безопасности;
2) планирует мероприятия по поддержанию уровня защищенности объектов и транспортных средств, соответствующего угрозам совершения актов незаконного вмешательства, организует и контролирует их выполнение;
3) осуществляет координацию деятельности филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» в области обеспечения транспортной безопасности;
4) организует мониторинг состояния защищенности объектов и транспортных средств на железных дорогах и на основе анализа полученной информации осуществляет подготовку предложений по совершенствованию транспортной безопасности;
5) взаимодействует с подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» по вопросам организации выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и определения их ресурсного (финансового, материально-технического, научно-технического, кадрового) обеспечения;
6) организует разработку проектов нормативных документов ОАО «РЖД» в области обеспечения транспортной безопасности, а также организационно-правовых и методических документов, регламентирующих вопросы транспортной безопасности;
Что является обеспечением функциональной безопасности оао ржд
от 30 сентября 2016 года N 2006р
В целях повышения уровня безопасности движения поездов в филиалах и дочерних обществах ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе:
2. Вице-президентам, начальникам департаментов, центральных дирекций и дочерних обществ ОАО «РЖД» обеспечить изучение и исполнение причастными руководителями и специалистами Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
3. Начальникам железных дорог, региональных подразделений функциональных филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» и их структурных подразделений:
4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 3 января 2011 г. N 1р «Об утверждении Методических указаний по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «Российские железные дороги», участвующих в перевозочном процессе».
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
А.А.Краснощек
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 30 сентября 2016 года N 2006р
Правила реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов
I. Общие положения
2. Настоящие Правила предписывают обязательность для подразделений холдинга «РЖД», от деятельности которых непосредственно зависит обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, следующих мероприятий:
1) создание и поддержание функционирования системы менеджмента безопасности движения;
2) применение общих методов оценки уровней безопасности движения на основе методов оценивания и оценки риска;
3) развитие стратегического управления безопасностью движения;
4) организация взаимодействия функциональных филиалов и их структурных подразделений, действующих на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
5) проведение внутренних проверок состояния безопасности движения и аудитов систем менеджмента безопасности движения;
6) проведение комиссионных осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
4. Комиссионные осмотры объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава подразделяются на следующие виды:
1) осмотр сооружений, устройств и служебно-технических зданий железнодорожных станций, проводимый ежемесячно комиссией под председательством начальника железнодорожной станции;
2) осмотр объектов инфраструктуры комиссией под председательством руководителя региональной дирекции, центра, филиала ДО; осмотры объектов инфраструктуры, находящихся в ведении региональных дирекций, центров, филиалов ДО комиссиями под председательством руководителей структурных подразделений региональных дирекций, центров, филиалов ДО: смотр пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств; технических средств автоматики и телемеханики; электрификации и электроснабжения; средств связи; зданий и сооружений; средств диагностики и мониторинга инфраструктуры; обследование обустройств железнодорожных переездов;
3) осмотр подвижного состава: локомотивного парка; моторвагонного подвижного состава; специального подвижного состава; пассажирских вагонов, в том числе пригородного сообщения, служебно-технических (вагонов-салонов, клубов, путеизмерителей и др.);
4) проверка готовности объектов инфраструктуры комиссией под председательством начальника железной дороги.
На выполняющей функции РЦКУ Калининградской железной дороге выполнение предусмотренных настоящими Правилами системных мер осуществляется с учетом особенностей штатного расписания органа управления этой железной дороги и его подразделений. Если от деятельности должностных лиц, указанных в настоящих Правилах, но отсутствующих на Калининградской железной дороге, зависит выполнение системных мер другими должностными лицами этой железной дороги или выполнение какой-либо системной меры в целом, то ответственность за выполнение этой деятельности устанавливает начальник Калининградской железной дороги.
6. В настоящих Правилах используются следующие термины:
II. Организация комиссионных осмотров объектов инфраструктуры
8. Задачами осмотров являются:
1) оценка текущего состояния объектов инфраструктуры и их соответствия требованиям нормативных документов;
2) выявление неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;
3) определение сроков устранения неисправностей и отступлений в работоспособности объектов инфраструктуры;
4) контроль качества выполненных работ по устранению неисправностей и отступлений объектов инфраструктуры и приведению их в работоспособное состояние;
5) принятие мер по установленным случаям ненадлежащего содержания, технического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры.
9. Осмотр включает в себя следующие этапы:
организация проведения осмотра; проведение осмотра;
оформление результатов осмотра;
разбор результатов осмотра;
контроль устранения несоответствий.
10. Осмотр железнодорожных путей необщего пользования структурных подразделений региональных дирекций и центров, филиалов ДО проводится не реже 1 раза в квартал под председательством руководителя структурного подразделения региональной дирекции, центра, филиала ДО, на балансе которого они находятся, в соответствии с порядком, утвержденным приказом заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению), согласованным с руководителем соответствующей региональной дирекции, центра, филиала ДО. Комиссионный осмотр путей, на которых производится работа с опасными грузами проводится не реже 1 раза в месяц под председательством начальника железнодорожной станции или его заместителя.
11. В процессе проведения осмотров объектов инфраструктуры и подвижного состава учитываются требования нормативных документов ОАО «РЖД», в том числе Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних обществах и Положения о системе организации и проведения сезонной подготовки пассажирских вагонов перед началом летних и зимних перевозок пассажиров.
12. Результаты осмотра оформляются актами.
13. Разбор результатов осмотра проводится председателем комиссии.
14. Контроль устранения несоответствий, выявленных при осмотре, осуществляется по отчетам о проведенной работе и при следующих осмотрах.
Структурная схема, отражающая периоды проведения осмотров объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава в региональных дирекциях, центрах, филиалах ДО и их структурных подразделениях представлена на рис.1.
Что является обеспечением функциональной безопасности оао ржд
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Термины и определения
Functional safety. Control and safety systems for train operation. Terms and definitions
Дата введения 2016-03-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2015 г. N 1191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33358-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области функциональной безопасности систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, входящих в сферу деятельности железнодорожного транспорта или использующих результаты этой деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
3 Термины и определения
1 безопасность движения поездов: Состояние процесса движения железнодорожного подвижного состава, а также технических средств, участвующих в этом процессе, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
train operation safety
2 функциональная безопасность (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Способность системы управления и обеспечения безопасности движения поездов выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.
3 функция безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Функция, реализуемая системой управления и обеспечения безопасности движения поездов или ее составными частями, предназначенная для достижения или поддержания безопасного состояния процесса движения поездов, а также технических средств, участвующих в этом процессе, по отношению к конкретному опасному событию.
опасное событие: Событие, которое может причинить вред.
Состояния и отказы
5 безопасное состояние (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
6 опасное состояние (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска.
7 опасный отказ (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов или ее составных частей, препятствующий выполнению функции безопасности или вызывающий прекращение выполнения функции безопасности.
8 критерий опасного отказа (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Признак или совокупность признаков опасного состояния системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, установленные в нормативной и/или технической документации.
hazardous failure criterion
9 защитное состояние (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, при котором она не выполняет основные функции управления, а обеспечивает только функцию безопасности в соответствие с технической документацией.
10 защитный отказ (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов или ее составных частей, приводящий к ее переходу в защитное состояние.
11 систематический отказ: Отказ, однозначно вызванный определенной причиной, которая может быть устранена только модификацией проекта или производственного процесса, изменением правил эксплуатации, документации или других учитываемых факторов.
12 случайный отказ (аппаратных средств): Отказ, возникающий в произвольный момент времени, который является результатом одного или нескольких возможных механизмов ухудшения характеристик аппаратных средств системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
1 Существует много механизмов ухудшения характеристик, действующих с различной интенсивностью в разных компонентах, и в последствии допуски изготовления приводят к тому, что компоненты в результате действия этих механизмов отказывают в разное время и что отказы оборудования, состоящего из множества компонентов, происходят с предсказуемой частотой, но в непредсказуемые (т.е. случайные) моменты времени.
2 Основное различие между случайными отказами аппаратных средств и систематическими отказами (см. статью 13) состоит в том, что интенсивность отказов системы (или другие подобные характеристики), связанная со случайными отказами аппаратных средств может прогнозироваться с достаточной степенью точности, но систематические отказы по своей природе не могут быть предсказаны точно. Поэтому интенсивность отказов системы, связанных со случайными отказами аппаратных средств может быть охарактеризована количественно с достаточной степенью точности, тогда как отказы системы, связанные с систематическими отказами, не могут быть статистически охарактеризованы с достаточной точностью, так как события, приводящие к таким отказам, не могут быть предсказаны.
13 отказы по общей причине: Отказы различных объектов, являющиеся результатом одного события, если эти отказы не являются последствиями друг друга.
common cause failures
14 поток отказов: Последовательность отказов, возникающих один за другим в случайные моменты времени.
15 поток опасных отказов: Последовательность опасных отказов, возникающих один за другим в случайные моменты времени.
hazardous failure flow
16 отказобезопасность (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Способность системы управления и обеспечения безопасности движения поездов сохранять безопасное состояние и/или переходить в защитное состояние в случае отказов ее составных частей.
отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.
Управление и обеспечение функциональной безопасности
18 управление функциональной безопасностью (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Согласованная деятельность, являющаяся частью общего управления организацией, направленная на обеспечение функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
functional safety control
19 обеспечение функциональной безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Совокупность действий, направленных на достижение, поддержание и подтверждение требуемого уровня функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
functional safety assurance
20 реакция по обеспечению функциональной безопасности: Действие, предпринимаемое для обеспечения функциональной безопасности в ответ на опасное событие, которое приводит систему управления и обеспечения безопасности движения поездов в защитное состояние.
21 распределение требований функциональной безопасности: Процедура, применяемая в процессе проектирования системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, посредством которой требования функциональной безопасности к ней, распределяют на ее составные части и внешние средства защиты по определенным правилам.
allocation of functional safety requirements
22 оценка функциональной безопасности: Исследование, основанное на достоверных данных, по результатам которого можно судить о функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
functional safety assessment
23 расчетный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, основанный на вычислении показателей функциональной безопасности по справочным данным о надежности и безопасности составных частей и компонентов системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, по данным о безопасности аналогов, по данным о свойствах материалов и другой информации, имеющейся к моменту оценки функциональной безопасности.
analytical functional safety assessment
24 расчетно-экспериментальный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, при котором показатели функциональной безопасности всех или некоторых составных частей системы управления и обеспечения безопасности движения поездов определяют по результатам испытаний и/или эксплуатации, а показатели функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов в целом рассчитывают по математической модели.
analytical-experimental functional safety assessment
25 экспериментальный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, при котором показатели функциональной безопасности определяют по результатам испытаний системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
experimental functional safety assessment
26 верификация (в области функциональной безопасности): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что для используемых входных данных на каждой стадии жизненного цикла системы управления и обеспечения безопасности движения поездов выходные данные соответствуют набору задач и требований для рассматриваемой стадии жизненного цикла.
27 валидация (в области функциональной безопасности): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов соответствует всем предъявляемым требованиям по функциональной безопасности для конкретных условий применения.
Документация в области функциональной безопасности
28 концепция безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов: Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляют разработку конструкции, технического решения системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, отвечающей требованиям безопасности.
29 программа обеспечения безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на систему управления и обеспечения безопасности движения поездов, требований по функциональной безопасности на этапах жизненного цикла.
30 спецификация требований безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Формализованное представление требований по функциональной безопасности, которым должна соответствовать система управления и обеспечения безопасности движения поездов.
safety requirement specification
— требования к функциям безопасности;
— требования к полноте безопасности.
31 доказательство безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Документированное подтверждение того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов соответствует заданным требованиям по функциональной безопасности на этапах жизненного цикла.
32 отчет о состоянии функциональной безопасности: Часть доказательства безопасности, которая содержит документированные технические свидетельства о функциональной безопасности конструкции, технического решения системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
technical safety report
33 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируют все действия по управлению функциональной безопасностью системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, выявленные опасности, ответственных лиц, принятые и утвержденные решения или же указывают ссылки на связанные с этим процессом документы.
Риск и снижение риска
34 риск: Сочетание вероятности события причинения вреда и тяжести этого вреда.
35 подход на основе риска: Совокупность приемов, направленных на обеспечение безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, за счет рассмотрения потенциальных опасностей и возникающих из-за них рисков.
risk based approach
36 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
37 идентификация риска: Процесс определения, составления перечня и описания элементов риска.
1 Элементы риска могут включать в себя источники риска, события, их причины и возможные последствия.
2 Идентификация риска также может включать в себя теоретический анализ, анализ хронологических данных, экспертных оценок и потребностей причастных сторон.
38 анализ частоты: Часть анализа риска, направленная на оценку частоты или вероятности возникновения опасности или опасного события.
39 анализ последствий: Часть анализа риска, направленная на рассмотрение и оценку событий и ситуаций, которые могут произойти в случае возникновения опасности.
40 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с заданными критериями риска с целью определения значимости риска.
41 допустимый риск [уровень риска]: Риск [уровень риска] системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, который приемлем для железнодорожной администрации.
acceptable risk level
42 снижение риска: Действия, предпринимаемые для уменьшения вероятности возникновения опасного события и/или последствий, связанных с риском.
43 защитная мера: Мера, предпринимаемая для адекватного снижения риска конструктором или пользователем.
44 активная защита (в области функциональной безопасности): Защитные меры, направленные на предотвращение возникновения опасного события или блокирование последствий опасного события.
45 пассивная защита (в области функциональной безопасности): Защитные меры, направленные на снижение негативных последствий опасного события.
46 средство защиты (в области функциональной безопасности): Аппаратное, программное или аппаратно-программное средство для защиты от опасных событий.
47 внешнее средство защиты: Средство защиты, не являющееся составной частью системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Показатели функциональной безопасности
48 показатель функциональной безопасности: Количественная или качественная характеристика функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
functional safety measure
49 вероятность безопасной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов не возникнет.
probability of safe functionality
50 вероятность опасного отказа: Вероятность того, что в пределах заданной наработки системы управления и обеспечения безопасности движения поездов возникнет хотя бы один опасный отказ.
hazardous failure probability
51 средняя наработка до опасного отказа: Математическое ожидание наработки системы управления и обеспечения безопасности движения поездов от начала ее эксплуатации до возникновения первого опасного отказа.
mean time to hazardous failure
52 интенсивность опасных отказов: Условная плотность распределения вероятности возникновения опасного отказа системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени опасный отказ не возник.
53 время возврата к безопасному состоянию: Среднее время до восстановления системы управления и обеспечения безопасности движения поездов после опасного отказа.
time to return to safety
54 коэффициент безопасности: Вероятность того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов будет находиться в работоспособном или защитном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение ее по назначению не предусматривается.
55 уровень полноты безопасности; УПБ: Дискретный уровень (принимающий одно из четырех возможных значений), соответствующий диапазону значений полноты безопасности, при котором уровень полноты безопасности, равный 4, является наивысшим уровнем полноты безопасности, а уровень полноты безопасности, равный 1, соответствует наименьшей полноте безопасности.
safety integrity level; SIL
— значение (диапазон значений) количественного целевого показателя функциональной безопасности;
— комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения полноты безопасности в отношении систематических отказов.
56 полнота безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Степень уверенности в том, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов будет выполнять заданные функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.
57 программное обеспечение, связанное с безопасностью: Программное обеспечение, которое используется для реализации функций безопасности в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов.
safety related software
58 архитектура программного обеспечения: Структура программы или вычислительной системы, которая включает в себя программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними.
59 полнота безопасности программного обеспечения: Составляющая полноты безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, касающаяся систематических отказов, проявляющихся как опасные отказы и относящихся к программному обеспечению.
software safety integrity
60 уровень полноты безопасности программного обеспечения: Классификационное число, которое определяет методы и меры, которые должны быть применены по отношению к программному обеспечению.
software safety integrity level
61 интеграция системы: Процесс объединения аппаратных средств и программного обеспечения в единую систему и обеспечение того, что они будут функционировать совместно, как единая система.
62 аттестация программного обеспечения: Подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования программного обеспечения.
63 приемка программного обеспечения: Оценка результатов квалификационного тестирования программного обеспечения и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика.
64 ошибка при передаче сообщений: Набор всех возможных вариантов неудачной передачи сообщений, которые могут привести к потенциально опасным ситуациям или к снижению доступности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
65 защита от ошибок: Часть протокола, обеспечивающая обнаружение и, по возможности, исправление ошибок, возникающих при передаче данных в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов.
error control (error protection)
66 безопасный код: Сообщение, передаваемое в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов, содержащее избыточные данные для обнаружения нарушений целостности данных в процессе передачи сообщения.
67 контроль по избыточности: Вид проверки соответствия, основанный на использовании определенной взаимосвязи, существующей между избыточными и пользовательскими данными внутри сообщения для определения его целостности.