Что является определяющим признаком хозяйственно культурного типа
Хозяйственно-культурный тип
Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях [1]
Главным разделительным элементом является способ производства конкретных обществ. При сходной историко-географической ситуации могут возникать тождественные хозяйственно-культурные типы у народов, живущих в разных частях континента, находящихся далеко друг от друга.
М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа:
Содержание
Охотники, собиратели и рыболовы
Самые древние формы производства. Источником существования людей являются дикорастущие растения, дикие животные и рыболовство. Это т. н. присваивающий тип производства. Н. Н. Чебоксаровым было отмечено, что это не совсем так, ведь люди производили орудия для охоты, делали приспособления для рыбалки и т. д. [3]
Классификация подтипов исходит из естественногеографических условий:
Собиратели и охотники лесов жаркого пояса
Характерны построения в виде ветровых построек, хижин из веток и коры, жилищ на деревьях, отсутствие одежды. Поскольку существование собирателей и охотников зависит от истощения природных ресурсов, народы этого ХКТ вынуждены вести кочевой образ жизни.
Охотники и собиратели степей и полупустынь
Собиратели, охотники и рыболовы умеренного теплого пояса
Более благоприятные условия (влажность, как следствии увеличение растительности и диких животных), отделяют этот подтип от первых двух. Возникает полуоседлый образ жизни, а как следствие, и основные пункты поселений с постоянными постройками.
К группе относятся некоторые племена Северной Америки (в основном охотники), нивхи, ханты, манси, айны (собиратели и рыболовы) и др.
Охотники и рыболовы северных таежных лесов
Данный подтип распространен на всей северной таежной зоне Северной Америки и Евразии. Охота и рыболовство являются основой существования этих народностей. Наравне с постоянными жилищами существуют и промысловые (временные). Ведут полуоседлый или фактически оседлый образ жизни.
Охотники лесотундры и тундры
Имеют много общего с охотниками и рыболовами северных таежных лесов. К ним относят — саамов, эскимосов (материковых), юкагир, нганасаков и др.
Арктические охотники на морского зверя
Для представителей этой группы характерен оседлый образ жизни. Живя в экстремальных условиях, главным средством пропитания была охота. Именно из шкур, костей и т. д. создавалась одежда, строились дома (иногда и с помощью ледяных брусков — иглу, там кости и шкуры служили каркасом), изготавливались орудия труда.
Ручные земледельцы и скотоводы
Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта — излишка, который накапливается: у животноводов это скот, у земледельцев — зерновые культуры, а также домашний скот, птица и др.
В результате возможно возникновение классовых обществ, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникает имущественное неравенство.
Ручные земледельцы жаркого пояса
Данный вид был распространен у части индейцев р. Амазонки, банту и других народов тропической Африки (например, часть пигмеев), меланезийцы Океании и др.
Основная система земледелия — подсечно-огневая, также использовались и постоянные поля, для разрыхления почвы использовали нередко животных. У некоторых народов использовался при сельскохозяйственных работах женский труд (например, о. Алор).
Ручных земледельцев жаркого пояса можно разделить на две группы:
Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны
Характеризуется выращиванием более холодоустойчивых культур (Ячмень, ямс, гречиха и др.) Наличие хвойных лесов приводит к возникновению жилищ из дерева и камня. Важное значение имеет выращивание домашнего скота. К данной подгруппе относят народы Дагестана, Тибета, таджики, припамирские таджики, пиренейские баски.
Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий
Один из самых распространенных типов (до начала колонизации). Он был распространен у ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, большая часть Азии.
Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса
Большинство современных народов Европы, раньше принадлежали к этой подгруппе. Также часть народовСеверной Америки — ирокезы, атапаски и др. Важную роль у этой подгруппы продолжает играть животновотство и собирательство, но уже как подсобное хозяйство.
Скотоводы-кочевники степей и полупустынь
Отделение животноводов от земледельцев описано ещё в Библии (история о Каине и Авеле). Невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого-скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота — мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства был в Евразии — Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др.
Высокогорные скотоводы-кочевники
Ярким представителем являются тибетцы, разводящие яков, сарлыков.
Таежные охотники-оленеводы
Возникает под влиянием оленеводства на древних таежных охотников, именно поэтому важное значение получило оленеводство, как транспортное средство, что позволяет значительно расширить район кочевания. Наиболее яркие представители — эвенки, эвены некоторые другие.
Оленеводы тундры
Представители — чукчи, коряки, нганасан и другие народы Севера. В отличие от охотников-оленеводов, употребляют мясо оленя и в пищу, используют его шкуры для изготовления одежды и т. д. Главная причина этого — богатая пастбищами пространства тундры.
Пашенное земледелие
Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась главной экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки.
До сих пор идут вопросы где же зародилось пахотное земледелие. Р. Ф. Итс пишет:
Археологические данные дают достаточно оснований, чтобы считать долины рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Амударьи и Сырдарьи, Амура и Зеи, Хуанхэ и Янцзы, то есть засушливую умеренную и субтропическую климатическую зону, районами самого раннего пашенного земледелия для Афро-Евразийского континента. Однако, анализируя те же археологические материалы, нетрудно заметить, что пашенное земледелие более чем на два тысячелетия раньше появилось в крайне западных областях континентов — Нильская долина и Двуречье — чем в восточных (Приморье и Приамурье, Лёссовое плато и Центральная равнина Китая). Можно допустить, что именно от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья пашенное земледелие начало свое распространение на восток и к середине 1 тыс. до н. э. достигло крайне восточных пределов — побережья Тихого океана.
Пашенные земледельцы засушливой зоны
Был преобладающим у народов всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Сложилось несколько типов:
Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков
Ареал распространения Южная и Юго-Западная Азия. Главные особенности: интенсивное заливное рисоводство, орошение в условиях избытка воды, в качестве тягловой силы использование буйволов.
Свои особенности пахотное земледелие имело в Южном Китае и Японии, где слабое внедрение пахотных орудий компенсируется широким применением удобрений, развитием ирригации и созданием грядковой системы земледелия — системы, при которой сельскохозяйственные культуры выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, разрыхляемой и унавоживаемой.
Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса
До сегодняшнего дня, именно этот тип характерен для европейской части России и Урала,Южной Сибири и Дальнего Востока. Также является традиционным для большинства народов Европы (исключение некоторые страны Средиземноморья), Северной Америки (постколониальной). Важным моментом является использование дерева как основного строительного материала, высокое развитие домашнего производства и ремесла.
Хозяйственно-культурная классификация народов и этносов
Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типо-логизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда:
1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства;
2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства;
3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях по этногенезу. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этноге-Нетического исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов исторической и географической дифференциации человечества.
В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
Основы хозяйственной и культурной классификации народов мира начали разрабатываться еще в эпоху античности, когда были пред-приняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии:
1. Собирательство и охота;
В середине XIX века немецкий экономист Ф.Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития:
4. Земледелие в сочетании с ремеслом;
5. Земледелие, ремесло и торговля.
Первичная первобытнообщинная эпоха включает два этапа при-
сваивающего и примитивно-производящего хозяйства.
1. Присваивающий – общества. относящиеся к наиболее охранной
группе ХКТ, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой
металлов. Орудия изготавливаются из традиционных материалов:
кости, рога, дерева, камня, раковины, а также из полученных от более
развитых соседей заготовок металла, которые обрабатываются холод-
ным «неолитическим способом».
ХКТ этой группы относятся к эпохе камня и калеометалла, но на
периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до но-
вейшего времени, переходя постепенно к более производительным
видам хозяйственной деятельности. Это ХТК «бродячих охотников и
собирателей», которые при крайне ограниченных пищевых ресурсах и
слабой вооруженности, почти все время находятся в движении, соби-
рая по пути все съестное. В наши дни сохранился только в немногих,
географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятель-
ности в тропических лесах областей Юго-Восточной Азии, Южной
Америки и Австралии.
Значительно более развиты народы, чьей ХКТ связан со специали-
зированной охотой и собирательством, требующими более высокого
уровня развития производительных сил. К их числу относится сле-
— специализированная охота и собирательство тропиков;
— охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса;
— пешая таежная охота;
— арктическая охота на морского зверя;
— охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и
животноводства. Все перечисленные ХКТ образуют первобытно присваивающий
2. Производящий этап (ранний)
Примерно 10 тыс. лет назад в предгорьях сухих и влажных субтро-
пиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии позд-
нее в Северной Америке, Новом Свете стало складываться комплекс-
ное присваивающе-производящее хозяйство, в котором земледелие и
животноводство стало занимать ведущее место. Наряду с ухе одо-
машненной собакой были одомашнены сначала мелкий, а затем круп-
ный рогатый скот, свиньи, транспортные животные, свиньи. В ре-
зультате сложились следующие ХКТ:
— комплексное хозяйства ранних земледельцев субтропиков;
— земледелия и животноводства умеренного пояса в древности;
— ручного земледелия тропиков.
Все эти ХКТ стали основой первобытно производящего способа
3. Производящий этап (развитый).
По мере развития производительных сил, роста численности насе-
ления началось освоение «вторичных центров» и возникновение про-
изводящего хозяйства главным образом в субтропиках Северной Аф-
рики, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Цен-
тральной и Южной Америки. Возникают на рубеже IV и III тыс. до
н.э. древнейшего государства Западной Азии и Северной Африки
расцветает цивилизация. Соответствующий этому ХКТ способ произ-
водства можно назвать «азиатским» или общинно государственным
десятичным. Происходит становление вторичной эпохи. Под мощным
влиянием древних цивилизаций начитается процесс распространения
производящего хозяйства в тропиках, где возникает ХКТ традицион-
ного земледелия и животноводства предго-сударственных и раннего-
сударственных образований Тропической Африки, ставшей основойафриканского способа производства. В V-IV тыс. до н.э. под влияни-
ем «первичных» и «вторичных» центров производящее хозяйство в
виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распростра-
нение в полосе умеренного климата и складывается ХКТ землевла-
дельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варвар-
Это ХКТ пастушеского скотоводства возникшего примерно одно-
временно с возникновением хозяйственно-культурного типа, возник-
шего примерно с возникновением ХКТ древнего ирригационного
земледелия в предгорных местностях и распространившегося позднее
в степных и пустынных зонах. По мере распространения пастушества
на степные и пустынные просторы и в следствии изменения климата,
повлекших сдвиги в природной среде, пастушество становилось все
вых и полукочевых скотоводов. Развитие кочевничества получило в
Средней, Западной и Центральной Азии и в средние века и в Север-
ной и Восточной Африке.
В античное время в Южной Европе складывается ХКТ плужного
земледелия Древней Греции и Древнего Рима (рабовладельческий
способ производства). К средним векам относится возникновение
ХКТ плужного земледелия в государствах Азии и Африки, средневе-
кового ремесленно-торгового производства.
На последующий индустриальный период ХКТ не распространяется.
Хозяйственно-культурная классификация
Давно было замечено, что народы, находящиеся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, имеют как сходство, так и различия в культуре. Вместе с тем обращает на себя внимание как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, так и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Далеко не всегда это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития. Именно в связи с этим были выделены хозяйственно-культурные типы.
Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются историческиуразличных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Концепция хозяйственно-культурной классификации была разработана российскими этнологами и используется в основном для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются в первую очередь основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, — а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются главным образом в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ланд-шафтно-климатических условиях.
Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков.
Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда.К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов.
У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Следует, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или, по крайней мере, заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.
На территории России в определенных зонально-природных условиях у некоторых народов сохраняются хозяйственно-культурные типы всех трех групп. К ним относятся арктические охотники на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земледельцы лесной зоны (наиболее распространенный хозяйственно-культурный тип), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и оседлость), горные земледельцы и скотоводы
Этнические границы обычно не совпадают с границами хозяйственно-культурных типов; крупные этносы такие границы делят на части, мелкие — объединяют.Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточных славян и большинства народов индоевропейской семьи связана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских типов и монголо-язычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы хозяйственно-культурных типов с природно-ландшафтными областями. Так, по существу, для всех народов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традиционно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д.
Наряду с хозяйственно-культурными типами существует классификация народов по историко-этнографическим (или историко-культурным) областям—частям ойкумены,у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые или этнографические особенности. Наиболее ярко они проявляются в материальной культуре, но отражаются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
В рамках такого подхода можно выделить историко-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Например, в России выделяются такие крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Сибирь, Север, Дальний Восток. В каждую историко-этнографическую провинцию входит несколько областей. В Сибири, например, выделяются такие области, как западносибирская, восточно-сибирская, южно-сибирская. Обычно структура историко-этнографических областей используется для выделения групп народов при их описании: «народы Поволжья», «народы Северного Кавказа», «народы Севера», «народы Сибири».