Что является определяющим в первых двух этапах развития систем качества
Ответы на тесты Сист качСТС. Что является определяющим в первых двух этапах развития систем качества
3. В лист ХАССП необходимо внести следующие разделы:
+ б. контролируемые параметры критических контрольных точек и их пределы
в. процедуру внутреннего аудита
г. карту контроля технологических процессов
Ответ: ___________________________________________________________
4. Каким количеством баллов оценивается тяжесть последствий и
возможность возникновения опасных факторов при построении системы ХАССП:
Ответ: ___________________________________________________________
5. Обязательные этапы, которые должна пройти организация при построении
и внедрении системы ХАССП в организации:
+ а. техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования
+ б. поверка (калибровка) средств измерений
в. идентификация и прослеживаемость персонала
г. подготовка мероприятий в области экономического менеджмента
Ответ: ___________________________________________________________
6. Обязательные этапы, которые должна пройти организация при построении
и внедрении системы ХАССП в организации:
+ а. выполнение процедур хранения и транспортировки продукции
+ б. санитарно-гигиенические требования к персоналу
г. процедуры в области финансового менеджмента
7. Основные требования к Российской версии системы ХАССП:
+ а. учет действующих государственных нормативных документов при выборе потенциально опасных факторов
+ б. рассмотрение источников информации, которыми реально располагают российские предприятия при выборе опасных факторов
в. учет деятельности конкурентов
Ответ: ___________________________________________________________
8. Кто может войти в группу ХАССП в организации:
+ а. специалисты всех подразделений в организации, прошедшие подготовку
по программе ХАССП
б. специалисты отдела (бюро) качества
в. главные специалисты организации
г. представители высшего руководства
Ответ: ___________________________________________________________
9. Если организация в рамках ХАССП (или ИСО 22000) применят аутсорсинг, она должна
+ б. организовать производство в условиях выполнения требований ХАССП
в. организовать входной контроль по критериям ХАССП
г. ничего не предпринимать
Ответ: ___________________________________________________________
10. На какой период выдаётся организация сертификат соответствия на СМК:
Ответ: ___________________________________________________________
11. Шестой принцип производственной системы Тойота: Стандартные задачи – основа непрерывного совершенствования и делегирования ###.
Ответ: ____ Полномочий________________________________________
12. Порядок (этапы) построения X-R карты:
а. определение среднего значения (постоянного значения) показателей
б. расчет значений для верхней граничной линии
в. расчет значений для нижней граничной линии
д. сбор статистических данных результатов многократных замеров параметра для построения диаграммы разброса
Ответ: _____ д, а, б, в, г _________________________________________
13. Раздел ИСО 9001-2008, определяющий требования к высшему руководству организации
Ответ: ___________________________________________________________
14. Принципы Бережливого производства: ###; определение потока создания ценности; формирование потока создания ценности; вытягивание; ###.
Ответ: _____ Определение ценностей, совершенство __________________
15. Процесс – это любой вид деятельности преобразующий ### в ###.
Ответ: _____ Входы, выходы ______________________________________
16. Элементы, входящие в организационную структуру процесса:
+ а. поставщик процесса
+ б. владелец процесса
в. исполнитель процесса
г. разработчик процесса
Ответ: ___________________________________________________________
17. Эффективность процесса – это:
+ а. соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами процесса
в. сравнение исследуемого и базового процесса по выполнению требований на выходе процесса
г. сравнение выполнения требований на входе и выходе процесса
История развития системы качества (Часть 2)
Первые два этапа в становлении системы качества характеризуется первым появлением системности в вопросе качества, а также последующим усложнением систем, которые являются неотъемлемыми составляющими системы качества.
Первые два этапа в становлении системы качества характеризуется первым появлением системности в вопросе качества, а также последующим усложнением систем, которые являются неотъемлемыми составляющими системы качества.
Третий этап в развитии системы качества связан с 50-ми гг. ХХ века. Именно в это время впервые выдвигают концепцию тотального управления качеством (TQC). Разработана данная система американцем А. Фейгенбаумом. В Японии данная система применялась с акцентом на статистические методы. Данный этап характеризовался прежде всего появлением документированных систем качества. Данные системы четко прописывали ответственность и полномочия, при этом устанавливалось взаимодействие всего руководства предприятия в вопросе качества, тогда как раньше это касалось лишь специалистов службы качества.
Значительно поменялась система мотивации. Теперь в большей степени имел место моральный стимул, и значительно меньше внимания уделялось материальному поощрению. При этом определяющими стали работа в команде, признание со стороны начальства и коллег по работе. Предприятия и фирмы начали заботиться о будущем своих сотрудников, их страховании и их семьях.
Большое внимание начинает уделяться системе обучения. Увеличиваются сроки обучения, и появляется такое понятие как самообучение, для которого также выделяется время.
Безусловным лидером по внедрению данной системы в жизнь стала Япония, несмотря на то, что основные принципы TQC были созданы в Америке и Европе. Более того, в дальнейшем и тем и другим пришлось еще, и учиться у японцев. Недаром говорят, успеха добивается не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше практики и навыков.
Естественно, что в разных странах данная система имела свои особенности. Так для Европы стал характерным акцент на документирование систем обеспечения качества, их регистрация и сертификация (причем третьей стороной). Были введены новые стандарты качества.
Более серьезными становятся взаимоотношения с потребителями и поставщиками, в которых начинает постоянно участвовать третья сторона, проводящая сертификацию качества.
Во многих странах создаётся своя система управления качеством.
Девизом данного этапа становится качество продукции, процессов, деятельности и соответствие рыночным нормам. Именно таким образом специалисты надеялись увеличивать сбыт продукции.
Ответы на тесты Сист качСТС. Что является определяющим в первых двух этапах развития систем качества
Вариант 1
1. Что является определяющим в первых двух этапах развития систем качества:
Ответ: __________________________________________________________
2. Какие статистические аналитические методы внедрены на втором этапе развития систем качества:
+ а. контрольные карты
+ б. выборочный контроль
в. диаграмма Парето
г. диаграмма сродства
Ответ: ___________________________________________________________
3. Какие системы управления разработаны в нашей стране в третьем периоде развития систем качества:
+ а. система бездефектного изготовления продукции
+ б. система бездефектного труда
г. делай правильно с первого раза
Ответ: __________________________________________________________
4. Какие системы управления качеством разработаны на третьем этапе развития систем качества зарубежом:
+ б. бережливое производство
в. системы на базе стандартов ИСО 9000
г. система управления качества КАНАРСПИ
Ответ: ___________________________________________________________
5. Модель обеспечения качества – это:
+ а. создание условий для выполнения требований к качеству на каждом этапе жизненного цикла продукции
б. выполнение требований к качеству на этапах ЖЦП
в. обеспечение выполнения требований к качеству
г. бездефектное изготовление продукции
Ответ: ___________________________________________________________
6. Какое определение относятся к модели управления качества «круг Деминга»:
+ а. анализ, планирование, изготовление, контроль, стандартизация
б. планирование, организация, мотивация, контроль
в. анализ, планирование, организация, мотивация, контроль
г. определение цели, приложи усилия для обучения, добейся выполнения целей, проверь результаты, реализуй цель
Ответ: ___________________________________________________________
7. Модель улучшения качества. Спираль Джурана – это:
+ а. осуществление мероприятий по улучшению качеств, обеспечивающих начало каждого цикла деятельности с более высокого уровня качества
б. непрерывное улучшение деятельности в области качества
в. повышение уровня качества при каждом возобновлении деятельности
г. шестой принцип СМК
Ответ: ___________________________________________________________
8. Принципы Деминга по улучшению деятельности организации в области качества:
+ а. прекрати практику дешевого продукта
+ б. устрани принцип страха, создай обстановку доверия организации
в. стремление получить прибыль в короткие сроки
г. текучесть среди высшего руководства
Ответ: ___________________________________________________________
9. Семь смертельных болезней организации по Демингу:
+ а. управление организации только на основе количественных принципов
+ б. незнание, непонимание стратегических целей организации
в. веди обучение кадров без отрыва от работы
г. разрушай барьеры между структурными единицами
Ответ: ___________________________________________________________
10. ТQM (всеобщее управление качеством) – это:
+ а. концепция, философия в области управления качеством, стремление организации к совершенствованию
б. конкретная система управления качеством доступная для внедрения в организации
в. система качества
г. система управления организации
Ответ: ___________________________________________________________
11. Принцип постоянного улучшения деятельности организации в целом следует рассматривать как ее ###.
Ответ: _____Цель_________________________________________________
12. Седьмой принцип СМК – это принятие решений, основанных на ###.
Ответ: ___Фактах_________________________________________________
13. Правильная последовательность этапов подготовки и разработки СМК:
а. разработка документации СМК
б. проведение обучения персонала
в. проведение контрольного аудита консалтинговой организацией
г. составление плана-графика проведения работ по подготовке к внедрению СМК
д. принятие решения руководства организации о разработке и внедрении СМК
Ответ: _____ д, в, г, б, а, е________________________________________
14. Правильная последовательность этапов разработки типовой схемы обеспечения безопасности производства пищевой продукции в организации:
а. определение критических контрольных точек
б. оформление листа ХАССП
г. актуализация листа ХАССП
Ответ: _________ в, а, б, г________________________________________
15. ХАССП – это анализ рисков и определение ###.
Ответ: _____ Критических контрольных точек_______________________
16. Принципы Бережливого производства: определение ценности; определение потока создания ценности; формирование потока создания ценности; вытягивание; ###.
+ а. совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы»
б. использование ресурсов для преобразования «входов» в «выходы» в любом виде деятельности
в. структура управления в деятельности
г. инструмент мониторинге результативности деятельности
Вариант 2
1. Первый принцип в СМК – это:
+ а. ориентация на потребителя
б. непрерывное улучшение деятельности
в. принятие решений на основе фактов
г. установление взаимовыгодных взаимоотношений с поставщиками
2. Ориентация на потребителей – это:
+ а. организация должна понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять требования потребителей
б. организация должна учредить лидерство среди руководителей
в. организация должна стремиться к непрерывному улучшению деятельности
г. организация должна установить взаимовыгодные отношения с потребителями
3. Второй принцип СМК – это:
а. руководители организации должны: обеспечивать единство целей, поддерживать внутреннюю среду
в. организация должна вовлекать людей в активную деятельность
г. организация должна непрерывно улучшать деятельность
4. Четвертый принцип СМК – это:
+ а. процессный подход
б. системный подход
в. непрерывное улучшение деятельности
г. принятие решений на основе фактов
5. Процессный подход в СМК – это:
+ а. преобразование видов деятельности организации в процессе
б. расширение видов деятельности на процессы ЖЦП, управленческие и вспомогательные
в. установление взаимодействия процессов в организации
г. определение, измерение и мониторинг процессов организации
6. Системный подход в СМК:
+ а. понимание менеджмента взаимосвязанных процессов организации как системы
б. преобразование видов деятельности в процессы
в. установление лидерства
г. распределение функций и обязанностей руководителей
7. Пятый принцип СМК – это:
+ а. системный подход
б. процессный подход
в. установление взаимовыгодных отношений с поставщиками
г. ориентация на потребителей
8. Шестой принцип в СМК – это:
+ а. постоянное улучшение
б. системный подход
в. ориентация на потребителя
г. вовлечение работников
9. Принцип постоянного улучшения:
+ а. постоянное улучшение в деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель
б. создание условия для непрерывного улучшения деятельности на всех этапах ЖЦП
в. каждый новый цикл деятельности начинать с более высокого уровня качества
г. вовлекать в процесс улучшения поставщиков
10. Седьмой принцип в СМК – это:
+ а. принятие решений, основанных на фактах
б. процессный подход
в. системный подход
г. установление взаимовыгодных отношений с поставщиками
13. Этапы разработки целевой программы в рамках ССП:
а. составление стратегической карты целей
б. отбор целей (фильтр целей)
в. набор целей в организации
г. составление стратегического плана организации по перспективам
Ответ: _______ в, б, а, г __________________________________________
14. Документация СМК первого уровня: руководство по качеству; цели в области качества; ###.
Ответ: ____ Политика в области качества ___________________________
15. Этапы реализации требований ИСО 9001-2008 формирования процессного подхода в организации:
а. измерение процессов СМК
б. классификация процессов СМК
в. определение процессов организации
Ответ: _______ в, б, а___________________________________________
16. Элементы, не относящие к процессу:
а. выходы и входы процесса
+ б. управление процесса
в. ресурсы процесса
г. потребитель процесса
17. Какие статистические методы внедрены на втором этапе развития систем качества:
+ а. контрольные карты
+ б. выборочный контроль
в. диаграмма Парето
г. диаграмма сродства
Вариант 3
1. Процесс – это:
+ а. совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы»
б. использование ресурсов для преобразования «входов» в «выходы» в любом виде деятельности
в. структура управления в деятельности
г. инструмент мониторинга результативности деятельности
Ответ: ___________________________________________________________
2. Элементы, входящие в организационную структуру процесса:
+ а. поставщик процесса
+ б. владелец процесса
в. исполнитель процесса
г. разработчик процесса
Ответ: ___________________________________________________________
3. Элементы, не входящие в организационную структуру процесса:
а. руководитель процесса
б. потребитель процесса
в. владелец процесса
+ г. разработчик процесса
Ответ: ___________________________________________________________
4. Элементы модели процесса – это:
+ б. ресурсы для реализации процесса
в. потребители процесса
г. владелец процесса
Ответ: ___________________________________________________________
5. Элементы, не относящие к процессу:
а. выходы и входы процесса
б. управление процесса
в. ресурсы процесса
+ г. потребитель процесса
Ответ: ___________________________________________________________
6. В классификацию бизнес – процессов не входят:
а. основные процессы – процессы ЖЦП
б. процессы поддерживающие – процессы обеспечения основных процессов
в. процессы управления
+ г. процессы, относящие к деятельности организации
Ответ: ___________________________________________________________
7. Этапы формирования процессного подхода:
+ а. определить процессы, определить владельцев процессов, определить требование на выходе и входе процесс
+ б. описать процесс, разработать карту процесса, измерить процесс, определить показатели результативности процесса
в. определить группу аудиторов
г. провести учебу и аттестацию
Ответ: ___________________________________________________________
8. Типовая структура документа опивающего процесса (СТО):
+ а. назначение, область применения, срок действия, термины и сокращения, ответственность и положение
+ б. описание процесса, карта процесса, оценка результативности процесса, обеспечение ресурсами
в. требование к продукции
г. требования к обязательным процедурам
Ответ: ___________________________________________________________
9. Результативность процесса – это:
б. отношение результата деятельности к запланированным показателям
в. отношение фактического выхода к плановому выходу процесса
г. степень достижения плановых показателей
Ответ: ___________________________________________________________
10. Эффективность процесса – это:
+ а. соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами процесса
б. экономический эффект, приходящие на единицу затрат
в. сравнение исследуемого и базового процесса по выполнению требований на выходе процесса
г. сравнение выполнения требований на входе и выходе процесса
11. Основные отличия системы безопасности при производстве пищевой продукции на базе требований ИСО 22000 от ХАССП:
+ а. высокий уровень коммуникаций
б. методы набора опасных факторов
в. методы анализа опасных факторов
г. методы определения критических контрольных точек
12. Число принципов производственной системы Тойота:
Ответ: ___________________________________________________________
13. Обязательные процедуры в документации СМК: управление документацией; управление несоответствующей продукцией; аудит; ###, ###, ###.
Ответ: _ Корректирующие и предупреждающие действия, управление записями _
14. Этапы разработки системы обеспечения безопасности при производстве пищевой продукции на базе требований ИСО 22000:
а. разработка плана ХААСП
б. актуализация плана ХАССП
в. программа предварительных исследований
г. рабочая программа предварительных исследований
Ответ: _____ в, г, а, б ____________________________________________
15. Процессы жизненного цикла продукции: ###; разработка продукции; технологическая подготовка производства; ###; производство продукции.
Ответ: _____Маркетинговые исследования, закупки____
16. Что является определяющим в первых двух этапах развития систем качества:
+ а. контроль качества продукции
17. Этапы разработки целевой программы в рамках ССП:
а. составление стратегической карты целей
б. отбор целей (фильтр целей)
в. набор целей в организации
г. составление стратегического плана организации по перспективам
Ответ: ________ в, б, а, г ___________________________________
Вариант 4
1. Процессы, добавляющие ценность в модели СМК:
Основные этапы развития систем качества
Интерес к менеджменту качества возник со становлением массового промышленного производства. С конца 19 века и до сегодняшнего времени менеджмент качества прошел несколько этапов, которые связаны с развитием определенных технологий производства. Эти этапы не имеют четко выделенных границ, т.к. развитие и становление тех или иных методов управления и технологий производства не начинается и не заканчивается в один момент.
В частности, «система Тейлора» (1905 г), устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде допусков или проходные и непроходные калибры.
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).
Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.
Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в ТУ, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
Система Тейлора – механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), но производство — это процессы, для дальнейшего улучшения качества управлять надо процессами.
Второй этап относится примерно к периоду 20-х, 50-х годов 20 века. Этот этап называют «этапом контроля процессов» или «управления процессами». Менеджмент качества переносит акцент с продукта на производственные процессы. Такой переход стал возможен за счет разработки статистических методов контроля процессов и контрольных карт. В результате удалось значительно снизить затраты на контроль и повысить качество изделий.
В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз была создана группа под руководством д-ра Р.Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х. Доджем и Х. Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые позже получили широкое распространение в Японии и оказали существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.
Системы качества усложнились, в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость и какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.
Появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия,
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.
Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Большее внимание уделяется учебе – в Японии и Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца.
Лидером в концепции использования TQC стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в Европе. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев.
Четвертый этап начал формироваться примерно в конце 60-х, начале 70-х годов. Он связан с акцентированием внимания на наиболее важных для потребителя характеристиках изделия. В этот период значительно возрастает конкуренция между производителями. Менеджмент качества наибольшее внимание стал уделять планированию качества, поэтому этот этап можно назвать «этапом планирования качества».
TQC – управление качеством с целью выполнения установленных требований, TQM – управление целями и самими требованиями. В TQM включается обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. На рис. 1 – составляющие TQM: TQC – Всеобщее управление качеством; QA – Обеспечение качества; QPolicy – Политика качества; QPIanning – Планирование качества; QI – Улучшение качества.
TQM – Total Qualiti Menegment
Система ТQМ ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат и поставки точно в срок. Философия ТQМ – улучшению нет предела. Целевая установка менеджмента качества –0 дефектов, 0 непроизводительных затрат, поставка точно в срок. Эта философия имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
В системе ТQМ одной из ключевых особенностей является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем – возрастает роль человека и обучения персонала.
Обучение сопровождает работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения (активные) – деловые игры, компьютерные методы
Обучение превращается и в часть мотивации – хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере.
Armand Feigenbum (Арманд Фейгенбаум) – разработал принципы всеобщего контроля качества. Являлся основателем и председателем международной академии качества.
Shigeo Shingo (Сигео Синго) – один из разработчиков известной японской системы планирования и производства Just-in-Time (точно в срок). Также известен созданием метода SMED (single minute exchange of die – быстрая переналадка) и системы Poka-Yoke (mistake proofing – защищенность от ошибок), которые сейчас являются частью системы бережливого производства.
Philip Crosby (Филипп Кросби) – разработчик программы качества «ноль дефектов».