Что является основанием для списания средства измерения
Списание средств измерений
6 сообщений в этой теме
Рекомендуемые сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.
Информация
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Популярные темы
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: fermervec
Создана 2 Ноября 2016
Автор: Ксения_закупки
Создана 20 часов назад
Автор: larina 38
Создана 1 Декабря
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: larina 38
Создана 1 Декабря
Автор: Геометр
Создана 2 Декабря
Автор: Дмитрий1971
Создана 5 Января 2020
Автор: Savk
Создана в субботу в 05:18
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: larina 38
Создана 1 Декабря
Автор: Геометр
Создана 2 Декабря
Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014
Автор: Дмитрий1971
Создана 5 Января 2020
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019
Автор: ЭДСка
Создана 23 Ноября 2020
Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014
Автор: владимир 332
Создана 3 Декабря 2019
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: berkut008
Создана 16 Января 2019
Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014
ИНСТРУКЦИЯ по оперативному учёту, содержанию, эксплуатации и списанию средств измерений
Настоящая инструкция определяет порядок оперативного учёта, хранения, эксплуатации и списания средств измерений, принадлежащих Кемеровскому филиалу ОАО «Сибирьтелеком» (далее филиал). Настоящая инструкция разработана на основании Закона Российской «Об обеспечении единства измерений», ОСТ 45.92-96 «Метрологическая служба Министерства связи Российской Федерации. Организационная структура, задачи и взаимодействие структурных звеньев», РД 45.002-96 «Руководство по установлению номенклатуры средств измерений, подлежащих поверке», РД 45.013-98 «Руководство по отнесению средств измерений и контроля к категории индикаторов»
1. Общие положения
1.1. Правильная организация оперативного учёта, хранения, эксплуатации и списания, поддержания средств измерений (СИ) в состоянии постоянной готовности к выполнению измерений, способствует обеспечению единства и требуемой точности измерений в филиале, повышению эффективности производства и качества работы средств связи.
1.2. К эксплуатации СИ допускаются лица, имеющие необходимую теоретическую подготовку, твердые знания правил и порядка их эксплуатации и мер безопасности, а также практические навыки выполнения измерений.
1.3. Ответственность за выполнение правил настоящей инструкции несут технические руководители и ответственные за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях (СП).
2. Оперативный учёт приборов
2.1. Оперативному учёту подлежат все имеющиеся в наличии средства измерений: электроизмерительные (щитовые, стоечные, переносные), радиоизмерительные: (времени и частоты, радиотехнических величин, ВОЛС), измерения давления (манометры), физико-химические (газоанализаторы).
2.2. Оперативный учёт приборов, находящихся в эксплуатации, проводится в электронном виде и на бумажном носителе лицами, ответственными за метрологическое обеспечение СП. В перечне ( Приложение 1. Форма № 1) все приборы, группируются по назначению, указывается их местоположение, дата поверки и т.п.
2.3. Передача СИ из одного подразделения в другое осуществляется по распоряжению директора филиала, после обращения СП в службу метрологии с соответствующим предложением.
Передаваемые (принимаемые) СИ должны быть исправными и укомплектованными.
3. Приём и ввод в эксплуатацию средств измерений
3.1. Все СИ, поступившие в структурное подразделение, подвергаются входному контролю. При этом проводится внешний осмотр прибора, при котором обращается внимание на:
— отсутствие механических повреждений;
— прочность крепления ручек, четкость фиксации их положений, плавность их вращения;
— чистоту гнезд, разъемов, клейм, исправность соединительных проводов и кабелей.
При отсутствии явных повреждений СИ проверяется на работоспособность в соответствии с техническими условиями.
3.2. При обнаружении неисправности и других дефектов составляется акт для предъявления заводу-изготовителю. Если представитель завода не сможет устранить на месте предъявленные претензии, то служба материально технического обеспечения филиала проводит отгрузку забракованного СИ поставщику, для гарантийного ремонта или его замены.
3.3. При постановке на учет на каждое вновь поступившее СИ составляется акт приема-передачи основных средств по типовой форме ОС-1 и передается в бухгалтерию
4. Содержание и эксплуатация средств измерений
4.1. В эксплуатации должны находиться только исправные СИ, с действующим сроком поверки. На каждом приборе должен быть четко виден оттиск поверочного или калибровочного клейма. Приборы должны проходить поверку/калибровку строго по графику, который составляет служба метрологии филиала и доводит до 20 числа каждого месяца до СП, на приборы, которые должны пройти поверку в следующем месяце.
4.3. Временно неиспользуемые СИ должны храниться в чистом, сухом помещении в шкафах или на стеллажах.
4.4. Все неисправные СИ должны быть отправлены на ремонт в службу метрологии, а до отправления должны храниться отдельно на стеллажах с надписью «НЕ ГОДЕН К ЭКСПЛУАЦИИ». Категорически запрещается вскрывать и производить самостоятельно ремонт средств измерений.
4.5. Средства измерений, в процессе эксплуатации используемые для наблюдения за изменением величины без оценки их значений в единицах физических величин с нормированной точностью, переводятся в разряд индикаторов на основании РД 45.013-98 «Руководство по отнесению средств измерений и контроля к категории индикаторов», при этом составляется перечень средств измерений и контроля, отнесенных к категории индикаторов (Приложение 3. Форма №3), который утверждается техническим руководителем структурного подразделения, и передается в службу метрологии. С данным перечнем должны быть ознакомлены под роспись руководители всех технических подразделений СП.
Перечень средств измерений и контроля подлежит корректировке при внедрении новой техники связи, реконструкции и развитии объектов, а также в случаях приобретения новых средств измерений или их замене и списании.
4.6. Лица, нарушившие правила технической эксплуатации измерительной техники или приведшие к порче приборов, несут материальную ответственность.
5. Требования к хранению средств измерений.
5.1. СИ, эксплуатация которых не планируется на срок свыше трех месяцев, подлежат консервации, при этом составляется акт о переводе приборов на длительное хранение, который утверждается техническим руководителем структурного подразделения. Акт о консервации передается в метрологическую службу филиала (Приложение 4.Форма№4)
5.2. СИ, находящиеся на консервации, хранятся на стеллажах или в шкафах в отапливаемом помещении при температуре от 10 до 35 0 С и относительной влажностью до 80%. Между стеллажами и шкафами должны быть проходы, обеспечивающие свободный доступ к СИ. В помещении для хранения приборов не должно быть пыли, паров кислот, а также газов, вызывающих коррозию.
5.3. Хранение СИ, находящихся на консервации, должно быть отдельным от хранения СИ, выдаваемым в эксплуатацию.
6. Списание средств измерений
6.1. Морально устаревшие или пришедшие в негодность СИ в процессе эксплуатации, ремонт которых невозможен или экономически нецелесообразен, списываются на основании заключения службы метрологии. Без извещения о непригодности приборы не списываются.
Истечение установленных сроков эксплуатации СИ не может служить основанием для списания, если они по своему техническому состоянию пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению.
6.2. Если в СП имеются приборы, которые не используются в производственном процессе, и находятся в рабочем состоянии, их перечень должен быть передан в службу метрологии, для дальнейшей передачи этих приборов в другие СП. Приборы, которые будут не востребованы ни одним СП, подлежат списанию.
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).
Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:
Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.
Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.
И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.
Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.
Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.
Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.
И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.
Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.
Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.
У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.
Для его учета оптимально, на наш взгляд, использовать самый любимый счёт советского российского бухгалтера — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
И проводка должна быть:
После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.
За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.
Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:
Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.
Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.
Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.
Хотя, во-первых, хотелось бы отметить, что снос (ликвидация) недвижимого объекта основных средств однозначно признается прочими расходами, даже он производится для высвобождения места для возведения нового объекта (подп. «к» п. 16 ФСБУ 26/2020).
НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.
Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.
Напомним, что в облагаемую базу по налогу на имущество недвижимые объекты основных средств включаются (ст. 374 НК РФ):
По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.
На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.
Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.
К такому выводу пришел ВС РФ в своём определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017, доведенном до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@.
Таким образом, из налогооблагаемой базы ликвидированный объект недвижимости может быть исключен еще до того, как он будет списан на расходы в регистрах бухгалтерского учета. Ведь составленный кадастровым инженером акт может быть датирован раньше, чем будут полностью завершены и документально оформлены все работы, связанные с ликвидацией объекта.
Ну а если объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета, то он перестает быть основным средством, как мы уже рассмотрели выше, на дату документально оформленного решения о необходимости его ликвидации.
Таким образом, на дату переноса его балансовой стоимости с 01 на 76 она, (эта стоимость) уже не будет участвовать в расчете величины налога на имущество.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Списание основных средств, не соответствующих критериям актива
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции?
Основания для выбытия объектов ОС с бухгалтерского учета поименованы в п. 51 Инструкции № 157н, п. 45 СГС «Основные средства». К ним, в частности, относятся:
прекращение признания объекта ОС при условии несоответствия его критериям признания активов (объект, который не приносит учреждению экономических выгод, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод) (п. 8 СГС «Основные средства»);
передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;
включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда;
передача в результате продажи (дарения);
иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.
Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается.
Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество:
1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
Принятие решения о списании
Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834):
а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно;
б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
При этом до того, как направить учредителю на согласование списания недвижимого и особо ценного движимого имущества соответствующие документы, необходимо согласовать их с наблюдательным советом учреждения (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».)
С целью подготовки принятия решения о списании федерального имущества нужно осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия).
Комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения № 834):
осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;
устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;
подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.
Для справки: положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, которым на комиссию также могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании имущества (п. 7 Положения № 834).
Комиссия правомочна проводить заседания по мере необходимости при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения № 834).
Подготовка документов, необходимых для согласования списания ОС
Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.
В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:
1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.
2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:
наименование объекта учета;
год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;
срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.
3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.
4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.
5. Оригинал акта о списании имущества.
6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.
7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.
8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:
копия паспорта транспортного средства;
копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
акт о техническом состоянии транспортного средства;
копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.
9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:
акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;
документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;
справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;
постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;
постановление об административном правонарушении;
приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.
В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.
Оформление акта о списании ОС
При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):
акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):
в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;
в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).
Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию ОС
В бухгалтерском учете списание инвентарных объектов ОС (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21) отражается на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим актом (формы приведены выше), и при наличии согласования собственника (в вышеуказанных случаях).
Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию сумма накопленных по этим объектам амортизационных отчислений, а также убытков от обесценения (при наличии) (п. 52 Инструкции № 157н).
Учет операций по выбытию объектов ОС ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).
При списании объектов ОС с балансового учета необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с забалансового учета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.
Таким образом, объекты ОС, подлежащие демонтажу, утилизации (уничтожению) до момента окончания этих мероприятий, при списании их с учета (со счета 0 101 00 000, с забалансового счета 21) должны быть приняты к учету на забалансовый счет 02. Сведения о предстоящих (прошедших) указанных мероприятиях могут быть зафиксированы в акте о списании в разделах «Заключение комиссии», «Результаты выбытия».
Порядок списания объектов ОС с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.
В случае списания ОС вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (при хищении), такие объекты не отражаются на забалансовом счете 02.
В автономном учреждении принято решение о списании объектов основных средств. Акты о списании оформлены надлежащим образом по установленным формам и переданы в бухгалтерию. По заключениям комиссии, отраженным в актах, с учета списываются следующие объекты:
1) приобретенные за счет средств субсидии:
персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального износа (балансовая стоимость – 45 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %);
письменные столы (5 шт.), пришедшие в негодность по причине физического износа (числящиеся на забалансовом счете 21), стоимостью 3 000 руб. за единицу;
2) приобретенный за счет приносящей доход деятельности ноутбук, пришедший в негодность в результате падения с рабочего стола по неосторожности работника (балансовая стоимость – 50 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %).
Ноутбук восстановлению не подлежит. Виновное лицо обязалось возместить ущерб. Комиссия определила справедливую стоимость ноутбука методом рыночных цен в размере 40 000 руб.
Персональный компьютер относится к особо ценному движимому имуществу, остальное имущество является иным движимым имуществом.
Согласно п. 220 Инструкции № 157н размер ущерба при порче имущества определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. В случае полной утраты имущества текущей восстановительной стоимостью будет являться справедливая стоимость, определенная методом рыночных цен. В силу п. 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа
Принят к забалансовому учету персональный компьютер, не соответствующий критериям актива
Списаны письменные столы по причине физического износа с забалансового учета (5 шт.)
Забалансовый счет 21
Приняты к забалансовому учету письменные столы, не соответствующие критериям актива (5 шт.)
Списан ноутбук, пришедший в негодность
Принят к забалансовому учету ноутбук, не соответствующий критериям актива
Начислена задолженность по ущербу имуществу (отнесенная за счет виновных лиц) в размере справедливой стоимости, определенной методом рыночной стоимости
В заключение необходимо отметить, что сведения о выбытии с учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, подлежат передаче в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению таким имуществом (в том числе ведению реестра федерального, государственного, муниципального имущества).
В отношении федерального имущества такие полномочия возложены на Росимущество. Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).
В пункте 13 Положения № 834 отмечено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденным руководителем АУ, документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, в месячный срок направляются учреждением в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (если иное не установлено актами Правительства РФ).
При этом в п. 23 Положения № 447 указано, что если право собственности РФ на имущество прекращено, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:
а) запись о прекращении права собственности РФ на имущество по установленной форме (приложение 3 к Положению № 447) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;
б) документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.
При подготовке указанных документов рекомендуем уточнить сроки их представления непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.