Что является основной единицей языка

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: «Единицы языка. Языковая норма»

Перечень рассматриваемых вопросов

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.

Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.

Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».

Источник

Словари

элементы системы языка, имеющие разные

функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого

Термином «Е. я.» в широком смысле обозначают обширный круг

неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики.

Выделяют материальные, имеющие постоянную звуковую оболочку единицы,

например фонему, морфему, слово, предложение и т. д., «относительно-материальные»

единицы (по А. И. Смирницкому), имеющие переменную звуковую оболочку,

например модели строения слов, словосочетаний,

предложений, и единицы значения (например, семы и др.), составляющие

смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных

единиц и вне этих единиц не существующие.

Материальные Е. я. делятся на односторонние, не имеющие собственного

значения (фонемы, слоги), и двусторонние,

участие в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних

единиц. Иногда к односторонним Е. я. («единицам выражения») относят сами

выражают определённое значение (смысл) или используются для его

передачи (морфемы, слова, предложения).

Материальные Е. я. характеризуются вариантно-инвариантным

устройством. Одна и та же Е. я. существует в виде множества вариантов

(см. Вариантность), представляя собой

конкретные реально артикулируемые (произносимые) звуковые отрезки.

устройство Е. я. отображено в двух рядах терминов: «эмических»,

используемых для обозначения единиц как инвариантов (фонема, морфема, лексема и т. д.), и «этических», обозначающих

варианты единиц (фон, аллофон, морф, алломорф и

т. д.). Эмические и соответствующие им этические Е. я. образуют один

уровень: фонема​/​фон, аллофон образуют фонемный уровень и т. д.

В некоторых направлениях (американский дескриптивизм, см. Дескриптивная лингвистика) этические и

эмические Е. я. относят к разным уровням.

Относительно-материальные единицы существуют в виде образцов, моделей

или схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают

обобщённым конструктивным значением, воспроизводящимся во всех

Е. я., образованных по данной модели (см. Модель в языкознании, Предложение).

Е. я. могут быть простыми и сложными. Простые абсолютно неделимы

(фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в

которые они входят (например, сложные и производные слова, предложения

и т. д.). Деление сложной Е. я. ликвидирует её как таковую и

обнаруживает составляющие её единицы более низких уровней (например,

Некоторые направления лингвистики стремятся расчленить простые Е. я.

на ещё более простые, т. е. выявить «элементы элементов». Различительные

признаки фонем рассматриваются, например, не как свойство фонемы, а

как её составные части, выделяются элементы смысловых единиц (см. Компонентного анализа метод).

Разные школы и направления лингвистики дают разные характеристики

одним и тем же Е. я.: например, фонема рассматривается либо как

наиболее «типичный» или «важный» звук из множества (семейства) звуков

(Д. Джоунз, Л. В. Щерба), либо как инвариант звука (Н. С. Трубецкой,

Р. О. Якобсон); морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка»

(Л. Блумфилд), «мельчайшая значимая часть слова» (И. А. Бодуэн де

Куртенэ), грамматическое средство, «выражающее отношения между

Значительные расхождения в трактовке и оценке Е. я. разными школами,

расхождения в перечне выделяемых Е. я. затрудняют сопоставление и

сравнение языков. Это сопоставление и сравнение оказывается возможным

путём выявления универсальных свойств Е. я. и отображения этих свойств в

являются их наиболее общие свойства, обнаруживаемые во всех языках,

слов, выражающая и сообщающая семантическую

информацию. Использование при описании языков соответствующим образом

определённых терминов делает описания сопоставимыми и позволяет

выявить сходства и различия языков.

Е. я. в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений:

парадигматические (см. Парадигматика), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени

сложности, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие). Е. я.

обладают свойством «уровневой сочетаемости»: в

парадигматические и синтагматические отношения вступают только единицы

одного уровня, например фонемы образуют классы и в линейной

последовательности сочетаются только между собой.

Е. я. комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи. Однако фонемы и морфемы не могут быть

единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка,

так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно

образоваться в речи по тем или иным «формулам строения»);

словосочетания (за исключением фразеологизмов) и

определённым моделям. Комбинаторика Е. я. регулируется грамматическими

правилами. Единицы языка подчиняются этим правилам в силу объективно

присущих им свойств. В конечном счёте правила языка являются

проявлением свойств Е. я., поскольку эти свойства лежат в основе

возможных связей и отношений между Е. я.

В истории языкознания существовал разный подход к вопросу о

центральной Е. я. Из истории языков известно, что слова исторически

способность к синтаксическому употреблению, либо усечённые части слов,

образовавшиеся в результате слияния или сложения слов. В рамках

направлений, считающих слово центральной единицей языка, теоретически

допускается возможность существования языка, не имеющего морфем и

состоящего только из слов (ср. упрощение морфологии в английском, древнекитайском и некоторых других языках).

Направления лингвистики (например, дескриптивная лингвистика),

того, обладают они синтаксической самостоятельностью или, наоборот,

не обладают, т. е. являются частями слов, к числу слов относят только

производные и сложные слова, как производные от морфем. Так, по

Г. Глисону, простые слова английского языка dog,

box и другие являются морфемами. Для этих направлений

теоретически допустим язык, не имеющий слов, а состоящий только из

Виноградов В. В., Русский язык, М., 1947;

Смирницкий А. И., Синтаксис английского языка, М.,

Глисон Г., Введение в дескриптивную лингвистику, пер с

Якобсон Р., Халле М., Фонология и её отношение к

фонетике, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962;

Степанов Ю. С., Основы языкознания, М., 1966;

Булыгина Т. В., О некоторых аналогиях в соотношении

семантических и звуковых единиц, «Вопросы языкознания», 1967, № 5;

Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., М.,

Арутюнова Н. Д., О значимых единицах языка, в кн.:

Исследования по общей теории грамматики, М., 1968;

Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;

Единицы разных уровней грамматического строя языка и их

взаимодействие, М., 1969;

Солнцев В. М., О соизмеримости языков, в кн.: Принципы

описания языков мира, М., 1976;

его же, Язык как системно-структурное образование, М.,

1) номинативные единицы: слова, составные наименования и фразеологизмы;

2) предикативные единицы: предложения;

3) строевые единицы языка: фонемы, морфемы, словоформы, модели словообразования, словоизменения и построения предложений

Все единицы обладают материальной и идеальной стороной;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *