Что является основной целью деятельности образовательной организации
Задачи и функции образовательного учреждения
Общее образование
Задачи:
а) обеспечение доступности получения бесплатного, качественного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
б) обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
в) обеспечение укрепления физического и духовного здоровья обучающихся;
г)обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего, начального п рофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
д) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Предметом деятельности образовательного учреждения является осуществление образо вательного процесса, то есть реализация одной или нескольких образовательных программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся.Основной целью деятельности учреждения является обеспечение условий эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе условия обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
Дошкольное образование
Задачи:
1. осуществление охраны жизни и здоровья детей;
2. обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
3. приобщение к общечеловеческим ценностям;
4. взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
1.забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
2.создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
3.максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
4.вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
5.координация подходов к воспитанию детей в условиях Учреждения и семьи;
6.соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждения начального образования.
1. вовлечение максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, воспитывать устойчивый интерес к развитию мотивации детей, к познанию и творчеству;
2. содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся;
3. адаптация детей в жизни общества;
4. формирование общей культуры;
5. организация содержательного досуга;
6. приобщение детей к здоровому образу жизни.
Цели, задачи и направления деятельности учреждения
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ
2.1. Основной целью деятельности Учреждения является предоставление общедоступного и бесплатного основного общего, среднего (полного) общего образования.
2.2. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.3. Основными задачами Учреждения являются:
а) создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе, путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
б) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения государственного образовательного стандарта общеобразовательных программ, адаптация личности к жизни в обществе;
в) создание основы для осознанного выбора и последующего освоения общеобразовательных программ;
г) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
д) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
2.4. Задачами общеобразовательных программ двух ступеней общего образования являются:
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
2.5. Для реализации основных задач Учреждение имеет право:
а) самостоятельно реализовывать образовательную программу с учетом требований государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин;
б) самостоятельно разрабатывать программы факультативных и элективных курсов;
в) самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план и расписание занятий, разрабатывать и утверждать по согласованию с Управлением образования годовой календарный учебный график;
г) выбирать формы, средства и методы обучения в пределах определенных законодательством об образовании;
д) выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
е) реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за пределами основных образовательных программ;
ж) привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, дополнительные источники финансовых и материальных средств;
з) устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
и) вести приносящую доход деятельность;
к) образовывать ассоциации, союзы и иные объединения;
л) осуществлять иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области, настоящим Уставом.
2.6. Учреждение вправе предоставлять дополнительные платные образовательные услуги согласно запросов родителей (законных представителей) обучающихся, выявленных по итогам анкетирования, и лицензии на право ведения образовательной деятельности, в том числе:
— преподавание специальных курсов по мировой культуре, живописи, графике,
народным промыслам, видео-делу, кройке и шитью, вязанию, танцам и др.;
— репетиторство по всем образовательным областям учебного плана;
— дополнительные образовательные программы для обучающихся с ограниченными
— обучение по дополнительным образовательным программам: игре на музыкальных
инструментах, хоровому пению, вокальному искусству, рукоделию, техническому творчеству, изобразительному искусству, хореографии и другие;
— занятия в различных секциях, тренажерном зале, группах по укреплению здоровья:
спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол), гимнастика, ритмика, аэробика и другие;
— организация каникулярного отдыха обучающихся на базе Учреждения (лагеря:
— изучение иностранных языков.
— изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной
дисциплине, предусмотренной учебным планом и Государственным образовательным
— углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны Учреждением взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов).
2.7. Платные образовательные услуги оказываются Учреждением в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации. Основанием для предоставления платных образовательных услуг является договор, заключаемый между Учреждением и потребителем услуг в письменной форме. Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется на основании составленной и утвержденной в установленном порядке сметы. Форма договора об оказании услуг утверждается Советом Учреждения. Основанием для организации предоставления платных образовательных услуг является приказ директора Учреждения. Оплата по договору осуществляется посредством безналичного перечисления денежных средств.
Основные цели Образовательного учреждения
Основные цели Образовательного учреждения: воспитание, обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Основными задачами Образовательного учреждения являются:
Образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределения личности, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление.
Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация основных, дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования и программ дополнительного образования детей различной направленности.
Образовательное учреждение обязано соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.
Основной уставной деятельностью Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности. Содержание образовательного процесса в Образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования.
Образовательное учреждение в соответствии с направленностью реализует:
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе программ из комплекта вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них с учетом состояния здоровья и уровня развития воспитанников, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.
Образовательный процесс в Образовательном учреждении регламентируется перспективными и календарными планами, разрабатываемыми Образовательным учреждением с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Образовательные программы осваиваются в Образовательном учреждении очно, через следующие формы организации деятельности ребенка:
-занятие (специально организованная форма обучения);
-нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность работника)
Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за:
ГБДОУ детский сад № 56 Калининского района Санкт-Петерубрга
Цели образовательной организации, или с чего начинается система
Главная > Консультации > Управление и менеджмент > Цели образовательной организации, или с чего начинается система
В предыдущем разговоре мы остановились на том, что методология помогает нам увидеть организацию во всем разнообразии подходов к ее изучению, каждый из которых позволяет «высвечивать» уникальные грани такого сложного явления как «образовательная организация».
Позаимствовав термин «картография знаний» у авторов книги «Компетентная организация» [1], мы еще раз обратимся к составленной нами условной «методологической карте», на которой был выделен системный подход как центральный «узел» в совокупности подходов к изучению организации.
Занимая такое «столичное» положение на нашей карте, системный подход требует особого внимания к его изучению. Однако оговоримся сразу, что другие подходы — это не окраины и периферии научного познания организации, а не менее важные узловые позиции исследования. При этом центр — есть центр, и от него, и к нему тянутся «магистрали» связей и взаимозависимостей с другими подходами.
Сейчас перед нами стоит очень сложная задача: как в условиях формата нашего разговора с неимением времени на глубокое погружение в принципы системного исследования организации (исследование образовательной организации как системы) выйти на практически важный для нас вопрос — проектирование структуры образовательной организации, которая, в свою очередь, является основой проектирования системы управления ОО?
Выберем для решения столь сложной задачи пусть не совсем научный, но зато привычный для большинства из нас, «педагогический» путь, и проведем «работу над ошибками», которые чаще всего мы сами и делаем, представляя образовательную организацию как систему и пытаясь начертить понятную структуру организации.
Чаще всего, рассматривая систему как совокупность взаимосвязанных элементов, мы считаем, что для представления образовательной организации как системы необходимо выделить эти элементы и соединить их линиями, показывающими, как они взаимосвязаны между собой в ОО.
…Само по себе употребление системных слов и понятий еще не дает системного исследования даже в том случае, если объект действительно может быть рассмотрен как система [3].
Нам, практикам, неискушенным в «научных премудростях», хочется сразу увидеть результат, который в данном случае мы представляем себе, как четкую и понятную структуру образовательной организации, состоящую из конкретных элементов, взаимосвязанных между собой.
С одной стороны, это правильно, поскольку всегда нужно видеть цель, к которой устремляемся. Но с другой стороны, не обладая необходимыми знаниями, нам это трудно бывает сделать, и мы многое упускаем.
При создании структуры организации, как правило, внимание сосредотачивается на двух важных составляющих: элементы и структура. При этом, располагая эти элементы в определенном порядке, мы редко задумываемся о том, какие это элементы и почему они именно такие, и чем руководствуемся, принимая тот или иной порядок их соединения, менее всего обращая внимание на то, что мы подразумеваем под связями-стрелками или линиями, соединяющими элементы. Чаще всего работаем так: берем элементы, кажущиеся нам важными, и соединяем их, получая некую структуру.
Только вот незадача-то заключается в том, что даже если мы все правильно сделали, то получили результат, который можно назвать так: структура ради структуры. Хотели получить структуру — получили! «Исследователь, не выверяющий свою работу… целью, действительно рискует построить систему ради самой системы» [4].
? Задумывались ли вы о том, что в нашей управленческой практике уже давно, к сожалению, работает принцип «система ради системы», т. е. система нужна для поддержания системы: и порядок в ОО мы наводим ради существования порядка, и в обучении важен не результат, а сам учебно-воспитательный процесс, и управление управляет, обрастая отчетами, ради своевременного и неукоснительного исполнения указаний…
И возникает странное чувство…. Вроде бы все элементы системы ОО есть и работают, и даже слаженно взаимодействуют между собой, а вот смысла в этой работе — нет, или он постепенно уходит, оставляя после себя бездушную, потерявшую свою изначальную ценность и цели систему. И эта бесцельная система начинает «жить» по своим правилам, поддерживая саму себя и производя то, что может. И если нет смысла и цели, то производит просто работу, обеспечивая тем самым «полную занятость» в системе: воспитанники воспитываются, воспитатели воспитывают, учащиеся учатся, учителя учат, управленцы управляют.
Опираясь на знания о том, что система включает в себя элементы, а структура представляет собой определенную упорядоченность элементов, мы, к сожалению, как правило, оставляем в стороне такие важные для системного понимания образовательной организации позиции, как цель и функция:
Цель, пожалуй, самая беспокойная и насущная категория управления (и вообще — бытия). Пониманию целеполагания очень мешают всякие очевидности и иллюзии. Они прикрывают тревожную суть этой работы. Между тем многие дисфункции и патологии организаций восходят истоками к качеству их целей.
Целевой характер организаций, иногда с оговорками, признается всеми. Другое дело — интерпретация такой несомненно ключевой категории социологии организаций. Общепризнана здесь только необычайная трудность выявления и описания целей, трудность, которая довлеет отнюдь не только над исследователями, но и над самими организациями и их работниками [5].
Наверное, потому что цель как «самая беспокойная категория» вызывает у большинства практиков сложности и трудности в ее определении для организации, возникает желание обойти стороной, «не тревожится сутью» этой работы, и сразу перейти к представлению структуры ОО и входящих в нее элементов. Но сложность как раз и заключается в том, что именно цель является системообразующим, главным фактором, благодаря которому мы можем рассматривать образовательную организацию как систему:
…Определить объект как систему — значит выделить то отношение, в котором он выступает как система. Однако, чем задается данное отношение, в каком отношении явление выступит как система? Как система объект выступает лишь относительно своей цели, той цели, которую он способен реализовать, достигнуть.»
«…» Цель обусловливает выбор системных свойств объекта. Цель как бы вычленяет, очерчивает в объекте систему, ибо в последнюю войдет из объекта только то, что определяет свойства, необходимые для достижения цели [6].
И если цель «вычленяет, очерчивает в объекте систему», но наша задача, в первую очередь, и заключается в определении цели образовательной организации как системы.
Нет ничего менее разумеющегося, чем само собой разумеющиеся истины, утверждения и определения. Мы столь часто говорим, как об очевидностях, об образовании, воспитании, обучении и культуре, что перестаем замечать, что вкладываем в эти понятия разные смыслы и значения. И лишь пройдя арены бурных дискуссий и ломания копий, вдруг убеждаемся, что думали о разном, говорили о разном, одним и тем же словом обозначали разные порой непересекающиеся реальности [7].
«Вот и наступил тот самый сложный и тревожный момент, когда, казалось бы, мы готовы были очертить в объекте систему, но споткнулись на самом главном: как определить цели образовательной организации как системы, если о таком понятии как образование дискуссии идут со времен Сократа и не затихают до сих пор? Когда писались эти строки, вышли первые «Уроки» (новый проект «Новой газеты») как «еще одна возможность увидеть ценности и смыслы образования в современном мире»[8]. Проникая в суть разноплановых и уникальных суждений, заставляющих глубоко задумываться о судьбе образования в нашей стране, очень трудно возвращаться к поставленной формальной задаче — представлению образовательной организации как системы. И тем более сложно удерживать взятый курс на понимание цели образовательной организации как ведущем принципе, образующем систему, поскольку надо от чего-то отказаться, что-то «обрубить».
Системообразующий принцип всегда что-то «обрубает», «огрубляет», «высекает» из бесконечного разнообразия конечное, но упорядоченное множество элементов и отношений между ними [9].
Нам предстоит, говоря словами В. Маяковского, «весомо, грубо, зримо» высечь из всего многообразия составляющих те самые элементы, составляющие основу образовательной организации как системы, поскольку в нее должно войти «только то, что определяет свойства, необходимые для достижения цели».
Удивительная вещь происходит с нами, изучающими образовательные организации! Нет ни одного руководителя ОО, кто бы хоть на секунду сомневался бы в том, что его образовательная организация живет и работает, основываясь на принципе обязательности исполнения и неукоснительного следования направлениям, указаниям и требованиям, идущим «сверху».
Всякая система обязательно входит в какую-нибудь надсистему — другое дело, что мы это не всегда видим. Надсистема ставит цели своим системам, обеспечивает их всем необходимым, корректирует поведение сообразно цели и т. п. [10].
Однако при проектировании образовательной организации как системы почему-то все силы сразу направляются на изучение именно внутреннего устройства ОО, и мы, как правило, забываем не только о целях системы, но и целях, которые задаются образовательной организации надсистемой.
? Как же это должно уживаться в образовательной организации, когда, с одной стороны, мы должны и обязаны достигать целей, которые ставят перед ОО государственные, региональные и муниципальные органы управления образованием, а с другой стороны, быть самостоятельными и автономными в решении задач деятельности ОО?
При этом необходимость исполнения целей, заданных надсистемой, мы воспринимаем, по умолчанию (в прямом и переносном смысле этого слова). И как само собой разумеющееся, в нашей практике работает установка: чем четче и безукоризненней мы будем выполнять идущие сверху инструкции, тем результативнее будет система в достижении целей. А что делать, если надсистема выдает не рецепты и четкие инструкции (что, когда, как, в каком объеме делать?), а задает только общие направления движения и развития системы образования, ориентиры достижения, к которым надо устремляться?
И за примером далеко ходить не нужно — реализация принятых ФГОС тому подтверждение. Ждали, что новые стандарты предпишут всем, что и как надо делать, в каком объеме учить и как воспитывать, а получили ценностные и целевые ориентиры общего образования и рекомендации по составлению образовательных программ. А к такому целеполаганию мы не привыкли.
Поэтому с одной стороны, нам так не хочется ощущать себя и свои образовательные организации лишь «винтиками» в системе, а с другой стороны, когда надсистема предоставляет самостоятельность и свободу ОО как полноправным и компетентным элементам системы образования…
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
…мы, наоборот, ждем, что «старший брат» даст нам четкие указания и потребует от нас незамедлительного исполнения. Очевидно, поэтому в системе управления порождается явление, которое можно определить, как управленческое безволие, а точнее, «безцелие» на местах, когда без толчка «сверху» система «внизу» не работает, и, несмотря на четко определенные компетенции, не обладает для их претворения в жизнь необходимым уровнем компетентности.
А компетентность, как раз и является главным и ведущим ресурсом организации как саморазвивающейся и самоорганизующейся системы! Образовательная организация, представляя собой элемент системы образования, должна уметь самостоятельно организовать себя (на то она и организация!), понимая цели и задачи, которые ставит перед ней надсистема. А начинать это самоорганизовывание ОО должна с самостоятельно поставленных целей ее деятельности, опираясь на цели, заданные надсистемой.
Итак, образовательная организация создана/создается учредителем при условии внешне заданных целей: образования, воспитания, обучения как основных направлений деятельности ОО.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
У каждой организации, в том числе и образовательной организации, существуют следующие уровни целеобразования: целесообразность, целенаправленность, целеустремленность [12].
Рассматривая первый уровень целеобразования, мы оказываемся в области разработки целей, сообразных, соответствующих смыслу/смыслам, заложенным в деятельности организации.
Целесообразность («в основе таких целей лежат естественные, объективные причины» [14]) помогает ответить на вопрос: сообразно каким внешне заданным целям создана и функционирует организация?
У системы должна быть цель. Без цели системы не существует. Такая цель должна быть понятна всем ее участникам, конкретизироваться в планах на будущее.
Цель — это ценностное суждение. (Разумеется, мы говорим о системах, созданных человеком.) [15].
Исходя из этих целей формулируется миссия ОО, и мы говорим о ценностно-смысловых основах, предназначении образовательной организации.
? Задумывались ли вы, почему, говоря о миссии образовательной организации, мы ставим вопрос не для кого/чего, а ради кого/чего создана и действует образовательная организация? На первый взгляд, кажется, что речь идет о вполне взаимозаменяемых, «синонимичных предлогах — ради и для, выражающих в нашей… речи причинно-целевые смысловые отношения» [16]. На самом же деле, речь идет о предлоге ради, выражающем именно ценностно-смысловые отношения, и предлоге для, употребление которого связано с причинами и целями.
…Cистемообразующим ядром оказываются ценности как фундаментальная основа выбора целей и средств деятельности (вспомним притчу о трех рабочих, везущих тачки с кирпичом) [17].
…Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают.
«Не видишь разве, — сказал первый, — кирпич вожу». что?
«На хлеб семье зарабатываю», — ответил второй. для чего?
А третий сказал: «Собор строю» [18]. ради чего?
Подмена одного предлога другим искажает смысл, а значит и смысловую направленность деятельности образовательной организации. Попробуем задать вопросы с этими предлогами, и сразу увидим, как меняется смысл.
Для кого создана образовательная организация? — Для воспитанников, обучающихся.
Для чего создана образовательная организация? — Для удовлетворения образовательных потребностей… Для получения детьми качественного образования… Для создания условий полноценного развития детей… Для организации досуга детей. И в этом, и во многом другом будет заключаться работа образовательной организации.
Ради кого создана образовательная организация? — Ради детей…
Ради чего создана образовательная организация? … Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к основному смыслу слова «радеть» = заботиться.
Забота — добровольное содействие благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т. д. Забота наполняет труд смыслами, придает ему направленность, эмоционально окрашивает [19].
Сенека в изречении «Guro hominist bonum perficit» («Забота совершенствует добро в человеке») выразил мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственной возможности [20].
Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом человеке, т. е. в человеке, который развивает свои созидательные силы [21].
Эти же смысловые установки заботы, ответственности, уважения и знания должны быть положены в основу миссии ОО, если речь идет об образовательной организации как зрелом социальном организме.
Работа образовательной организации начинается с радения о развитии личности каждого ребенка и его «заботы о себе», которую М. К. Мамардашвили понимал, как создание самого себя.
Образовательные организации, где отсутствует или утрачен смысл заботы о взращивании и становлении личности ребенка, становятся не только нерадеющими, но и нерадивыми в глазах детей и их родителей, даже если детский сад, школа, дом творчества и т. д. будут очень стараться соответствовать всем формальным требованиям, предъявляемым к ОО.
Вслед за Расселом Акоффом мы можем сказать, что миссия как предназначение ОО — это «цель, объединяющая все множество» забот образовательной организации вокруг главной ценности — личности ребенка, ее становлении и развитии, именно в этом и заключается смысл существования ОО.
Миссия — основная цель организации, смысл ее существования.
Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность [23].
Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии [24].
Итак, на уровне целесообразности цели определяют назначение, основную направленность деятельности ОО, раскрывая ответы на смыслообразующие вопросы: ради кого и ради чего создана образовательная организация?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Спору нет, истины эти не только прописные (отражающие истинную суть вещей и само собой разумеющиеся), но и прописанные в Законе. Однако…
? Как часто, сталкиваясь с нелогичностью, неразумностью и отсутствием здравого смысла, мы возмущаемся, не отдавая себе отчета в том, что это нарушение именно той самой целесообразности, о которой сейчас говорим. И за примерами далеко ходить не надо.
Многие ОО должны решать сейчас задачи экономической эффективности своей деятельности порой в ущерб здравому смыслу и общей смысловой образовательной направленности деятельности ОО. Происходит это потому, что экономическая целесообразность из задач следующего уровня целеобразования «бойко переместилась» под нажимом надсистем разного уровня туда, где ей совсем нет места — в базовую область целей, где определяется истинное предназначение образовательной организации.
Другой пример нарушения целесообразности связан с игнорированием просвещенческой миссии образовательной организации.
Многие школы концентрируясь только на обучении, полагаются на наисовременнейшие обучающие технологии как абсолютный залог образовательного успеха ОО. При таком подходе мы забываем о том, что образование = просвещение — это уникальный процесс взращивания и развития личности, т. е. то, ради чего, по существу, образование и существует.
… Учить, воспитывать — это искусство, тонкое взаимодействие маленького и взрослого. Личность развивает только личность. Научить, видимо, можно и дистанционно, а вот развить нравственность можно, только находясь рядом. Робот не сможет развивать личность, даже если он будет действовать очень технологично, даже если улыбаться будет [25].
Спору нет, технологии обучения, и в том числе информационные технологии — важный и необходимый элемент образования, но это, повторюсь, только технологии, реализующие определенные задачи обучения, которые представлены на следующем уровне целеобразования, опорой же которого является именно ценностно-смысловая направленность деятельности ОО на развитие просвещенной личности.
Просвещенный человек, современный образованием, книжный, читающий, с понятиями об истине, совести доблести и долге».
Просвещать — образовать ум и сердце.
Просвещение — свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни».
Говорить о технологической, экономической, методической, нормативной и т. д. обеспеченности ОО, как и о других целях образовательной организации как системы, мы будем на следующем уровне целеобразования, определяемом как целенаправленность, в соответствии с которым строятся организационные системы. «Эти системы целенаправленные в том смысле, что такими они созданы намеренно и направлены… на специальные, а именно организационные цели» [26].
Таким образом, для достижения целей, ради которых создана образовательная организация, разрабатываются цели, выполнение которых позволяет обеспечивать реализацию соответствующих образовательных программ и добиваться соответствия требованиям к уровню образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 23. Типы образовательных организаций.
Представим позиции п.п. 2 и 3 данной статьи на схеме:
Целевым ориентиром ОО является реализация соответствующих уровню и направленности образования образовательных программ, которые, в свою очередь, должны соответствовать устанавливаемым надсистемой требованиям:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня…
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования…
Этот уровень целеобразования важен тем, что именно здесь с учетом общей смысловой направленности системы (целесообразность) задаются четкие направления деятельности организации (целенаправленность). Для образовательной организации такими направлениями являются.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: пп. 1–22.
…организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его [28].
Как указание на то, что этот вид деятельности включает и собственно организационную, и управленческую составляющие, встречается и другое ее определение: организационно-управленческая деятельность [29].
В результате мы получаем вот такую «многослойную картину» целенаправленности системы образовательной организации.
Такая «многослойность» позволяет нам проектировать целеполагание, начиная с целей основной образовательной деятельности ОО, и, исходя из них, выстраивать цели педагогической профессиональной деятельности в образовательной организации. Далее, учитывая потребности и требования к условиям образовательной и педагогической деятельности, формировать цели деятельности, обеспечивающей условия функционирования ОО. И наконец, представление целей организационной деятельности будет обеспечивать основные ориентиры и направленность управления и организации совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО.
Теперь, когда мы познакомились с такими важными позициями целеобразования организации как целесообразность и целенаправленность, мы можем переходить к следующему уровню, который определяется как целеустремленность.
Если целенаправленность задает направления и ориентиры деятельности организации, обеспечивающие выполнение образовательных программ, соответствующих типу ОО и обеспечение соответствия требованиям к уровню образования, которые задаются организации извне, то целеустремленность проявляет самостоятельность организации и ее способность добиваться поставленных целей.
Целеустремленная система может изменять свои задачи при постоянных окружающих условиях: она выбирает и задачи и средства их выполнения. Тем самым она проявляет волю. Самый известный пример таких систем — люди [30].
На первый взгляд кажется, что «направленность» и «устремленность» — это синонимы. И такая позиция представлена во многих толковых словарях. Вместе с тем, в них мы находим существенное различие устремленности как концентрированности, сосредоточенности, воле к осуществлению, совершению, достижению.
Устремляться — 1) стремительно направляться куда-либо; 2) направлять все свои силы, интересы на что-либо, сосредоточиваться на ком-либо, чем-либо [31].
Устремлённость — направленность к какой-либо цели, сосредоточенность на чём-либо. Для кого-либо характерна устремленность в работе. Кому-либо свойственна устремленность к достижению цели [32].
Таким образом, если целенаправленность задает направление целей, то целеустремленность отражает волю, старание, сосредоточение усилий образовательной организации на достижении поставленных целей.
? Задумывались ли вы о том, почему, казалось бы, при очень схожих целях (и в уставах ОО мы видим похожие как близнецы цели деятельности организации, и образовательные программы в их целевой части существенно не отличаются у многих ОО), мы наблюдаем столь различные картины результатов деятельности образовательных организаций?
Безусловно, условия играют важнейшую роль в достижении поставленных целей. Но наряду с этим есть еще одно очень важное отличие. Оно как раз и состоит в том, что победы над обстоятельствами при прочих равных условиях добиваются именно те образовательные организации, которые способны целеустремлять свою деятельность. Именно целеустремлять себя, а не дрейфовать, медленно перемещаясь по волнам, лишь придерживаясь «нужного» направления и ожидая «попутного ветра» в виде дополнительного финансирования или указаний сверху и предписаний проверяющих органов.
Именно целеустремленность делает организацию субъектом деятельности, а образовательную организацию представляет, как систему, ориентированную на результат.
Именно целеустремленная система способна сама выявлять свои проблемы, а не ждать указаний сверху на явные недостатки в работе.
Проблема — это особый тип целеустремленного состояния [34].
Цель исследователя или менеджера состоит не столько в решении проблем, сколько в переходе к новым более важным и увлекательным проблемам. Иными словами, непрерывное стремление к все более и более желаемым результатам само является целью и, следовательно, достижение некоторого конкретного результата можно считать средством для достижения этой цели.
Человек стремится к целям, позволяющим ему превращать решение любой задачи в средство для решения новой еще более интересной задачи [35].
? Знакомо ли вам положение дел в ОО, когда одни и те же проблемы из года в год мы ставим и обсуждаем на педсоветах, а «воз и ныне там»? Достаточно проделать еще одну «работу над ошибками» и просмотреть архив педагогических советов за последние хотя бы пять лет, чтобы удостовериться в том, что проблемы ставятся, но не решаются и, главное, не разрешаются, усложняя и без того насыщенное, выражаясь словами Р. Акоффа, «проблемное месиво».
В управленческом лексиконе даже появилось выражение, которое, по сути, и означает незавершенность наших действий — «порешать проблему», когда мы собираемся подумать, поразмышлять, поговорить о возможных путях решения, но не нацеливаемся на обязательное разрешение как разрубание проблемного узла.
А на практике это означает, что даже если целесообразность и целенаправленность образовательной организации нами осмыслены и продуманы, то недостаток целеустремленности сводит к нулю все наши правильные идеи и благие начинания.
Рассматривая проблему как особое целеустремленное состояние образовательной организации как системы, мы не просто концентрируем внимание на проблемах ОО, но и добиваемся, говоря словами Р. Акоффа, «решения и разрешения» проблем. Мы говорим сейчас об этом потому, что, размышляя в дальнейшем над вопросами структуры образовательной организации и структуры управления ОО, должны учесть важную особенность проблем: они не всегда носят только «подразделенческий» характер, т. е. связаны с недостатками деятельности какого-либо структурного элемента организации. Проблемы сложны для образовательной организации тем, что они затрагивают деятельность многих структурных звеньев ОО. Поэтому уже сейчас, говоря о целеустремленности, мы должны понимать, что одним из вариантов построения структуры ОО и системы управления в ОО может быть выбран проблемно-ориентированный подход.
Это… отражено, в частности, в исходных установках системного анализа: стремлении с максимальной полнотой учесть все входные и выходные характеристики объекта, т. е. рассмотреть объект как систему в смысле системного подхода; ярко выраженном междисциплинарном подходе к решению проблем управления; проблемно ориентированной, а не функциональной организации… (т. е. не «распределение» проблемы по существующим функциональным подразделениям… организации, а построение структуры организации «под проблему») [36].
При этом необходимо понимать, что если образовательная организация рассматривается нами только как система, ориентированная на решение проблем (а и такие подходы представлены в теории организации [37]), то мы впадаем в другую крайность, когда проблемы (а их в каждой ОО всегда немало) начинают заслонять смысловую и целевую направленность деятельности ОО.
? Знакома ли вам картина нашей управленческой жизни, когда в преддверии августовских педагогических советов мы ждем от органов управления образования актуальной проблематики, определяющей задачи, над которыми наши ОО будут работать в наступающем учебном году? Какие только «моды» мы не переживали и еще будем переживать! То «бросаемся» на внедрение «личностно-ориентированного образования» (проблема: забыли в ОО о личности ребенка, и теперь ориентируемся только на нее), здоровьесберегающих технологий (проблема: здоровье детей все ухудшается и ухудшается, а мы этого раньше знали), информационных технологий (проблема: отсутствие необходимых современных информационно-коммуникационных компетенций, а то оборудование есть, а что делать с ним — не знаем) и т. д. То все силы кладем на организацию мониторинга в ОО (как же мы управляем ОО не имея системной статистики?) и внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) (невозможно поднять качество образования без создания системы оценки качества!), то дружными рядами и в 100% школ организуем государственно-общественное управление (оказывается, что и дети, и родители тоже должны быть активными участниками управления в ОО!), то оптимизируем финансы ОО (прежняя проблема «экономика должна быть экономной» теперь в новых условиях системы образования) и т. д., и т. п.
Спору нет, что все перечисленные проблемы актуальные, и их надо решать. И среди проблем всегда найдутся те, которые сейчас являются более значимыми. Но решение сложных задач ОО невозможно методами «кампанейщины» с одиночными или периодическими «всплесками активности».
Владислав Гжегорчик [38]
И направляя силы на решение какой-либо одной проблемы, мы оставляем другие проблемы и другие важные задачи деятельности ОО без внимания (поскольку нет на это указаний), нарушая целостность целей образовательной организации.
Какой же выход? Есть ли решение? И как бы не показался ответ «в облаках витающим», но выход и решение есть! Все дело в системе: в системе целей, о которой в этом разговоре шла речь, во взаимосвязи целей и функций системы, которые она должна выполнять и не по указке сверху, а по предназначению, направленности и устремленности целей образовательной организации.
Именно этот вопрос и станет предметом нашего следующего разговора: нам предстоит выделить функции системы, благодаря которым и будут реализовываться цели образовательной организации.