Что является основным источником дохода в креативных и высокотехнологичных индустриях
Креативные индустрии: экономическая ценность и культурное содержание
«Творческие индустрии», или «Креативные индустрии» (Creative Industries) являются в современной экономике одним из ключевых секторов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».[1]
В понятие креативных индустрий включаются:
История понятия
Термин «креативная индустрия» начал использоваться в 90-е годы прошлого столетия. «Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.
Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса
В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:
Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт (Andy C Pratt[2]) указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.
Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.
Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения[3]
На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.
Креативные индустрии как антикризисный инструмент
В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом[4], т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.
Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики[5].
Где изучают креативные индустрии?
Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты[6]. Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.
Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.
Подготовка материала: Елена Четыркина, руководитель департамента маркетинга, Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Комплексный материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке материала в объеме более 50% активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью Surian Soosay. Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)
Что такое креативные индустрии?
Как появился термин «креативные индустрии»?
Термин «креативные индустрии» имеет ряд коннотаций: от экономических до социокультурных. В экономике синонимы креативных индустрий — креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор становится только шире. Базовые характеристики креативных индустрий — существенная роль инновационных технологий в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.
В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект.
Почему креативные индустрии – драйвер экономического роста?
Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. Плюс — появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.
Как дела с экспортом креативных индустрий в России?
Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Кассовые сборы российских фильмов за последние четыре года выросли в 1,5 раза, не меньший успех российских картин в прокате наблюдается и за рубежом. Так, за период с 2015 по 2018 год международные сборы российских фильмов выросли в три раза, а число российских кинофильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года. Выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. По данным РЭЦ, география покрытия международных рынков российским контентом в 2018 году уже составляла 140 стран. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении. Например, весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».
Что такое рибейты и кому они положены?
Планируется, что система рибейтов не только привлечет в Россию крупнейшие международные кинокомпании, но и позитивно скажется на въездном туризме, усилив, к примеру, его сравнительно новый вид — популярный в мире кинотуризм.
По данным РЭЦ, российские компании, которые производят, в частности, сериалы и анимацию, сегодня активно работают с зарубежными партнерами с целью получения заказов для реализации в России программы рибейтов. Генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев рассказал, что запросы о работе в России уже поступают от американских, британских, индийских и китайских компаний. Надо отметить, что именно на РЭЦ возложены функции агента правительства по предоставлению бюджетных субсидий. В частности, РЭЦ будет организовывать отбор заявок от иностранных кинокомпаний, проверять полноту документации и ее соответствие правилам предоставления субсидий.
Как получить поддержку экспорта креативных индустрий?
Сегодня при всесторонней поддержке РЭЦ за рубеж уже продается продукция компаний аудиовизуального производства: сериалы, кино, мультфильмы, в фокусе — театрализованные постановки. С целью поддержки предпринимателей РЭЦ разрабатывает меры господдержки и оказывает реальную помощь в получении кредитов, налоговых и таможенных льгот, привлекает иностранные инвестиции.
Важно отметить, что сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Например, РЭЦ поддерживает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, применение которых не ограничивается компьютерными играми, но активно развивается, например, в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, и позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.
Среди прочих мер, принимаемых РЭЦ: снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. По словам Андрея Слепнева, важной частью развития креативных индустрий России является работа по формированию национальных образов. Так, экспорт креативной продукции позитивно скажется на смежных сферах: например, популярность российских мультфильмов уже привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев.
Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами
Креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.
К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.
Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.
Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.
Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.
Пример употребления на «Секрете»
«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».
(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)
Нюансы
Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.
«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.
Практика
В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.
По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».
Цифры
Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.
Новости
Картотека IQ: креативная экономика
Доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте США и Китая по 4,2%, в России — всего 2,2%. О чём речь и можно ли сравнивать? Карточки с объяснением этих и других вопросов выпустил портал IQ на основе доклада «Креативная экономика Москвы в цифрах», подготовленного экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Когда появился термин «креативная экономика»?
Термины «креативная экономика» и «креативная индустрия» вошли в оборот в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В 1994-м в Австралии был выпущен правительственный доклад «Креативная нация: культурная политика Австралийского союза». В документе подчеркивался экономический потенциал отраслей культуры и искусства, в которых на тот момент было занято около 336 тыс. жителей страны, а индустрия в целом ежегодно зарабатывала 13 млрд долларов.
В 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании сформулировал официальное определение креативных индустрий: «виды экономической деятельности, основанные на индивидуальных творческих способностях, навыках и талантах и обладающие потенциалом создания добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и использования интеллектуальной собственности».
Формулировка стала единой для всех стран?
Общего определения, как и единого термина, до сих пор нет. В ЕС применяют понятие «культурные и креативные индустрии» (cultural and creative industries). В ЮНЕСКО — «креативные индустрии». В ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) — «охраняемые интеллектуальным правом индустрии» (copyright industries). В Республике Корея и Японии — «индустрия контента» (content industry), которая ассоциируется с новыми технологиями. Существуют термины «медиаиндустрия» и «экономика впечатлений».
А можно точнее?
Обязательно! На основе определений Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ предлагают использовать два пересекающихся понятия:
Креативная экономика — совокупность общественных отношений и практик хозяйственной деятельности, в основе которой лежат взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями.
Креативные индустрии — секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
И как всё это измеряют?
Очень по-разному, в некоторых странах существуют различия даже на уровне регионов и городов. Ряд национальных стандартов сформировался на основе британского подхода, представленного в 1998 году. В основу расчётов легли показатели 13 видов экономической деятельности: рекламы, архитектуры, ремёсел, дизайна, моды, кино, музыки, исполнительского искусства, издательского дела, программного обеспечения, телерадиовещания, рынка искусства и антиквариата.
Неужели творческая деятельность стала вопросом государственного значения?
В развитых странах — да. Ведь вклад креативных индустрий в ВВП там очень значителен. Так, в Австралии это 5,7%, Великобритании — 5,5%, в США и Китае — по 4,2%, Италии — 3,8%, Германии — 3,1%.
Экономический потенциал творческих способностей своих граждан поддерживают, например, Австралия, Германия, Республика Корея. А в Великобритании даже реализуют специальную стратегию и планируют стать мировыми лидерами в области креативных индустрий. На территории Евросоюза для помощи организациям и представителям творческих профессий работает программа «Креативная Европа» (Creative Europe) с бюджетом в 1,46 млрд евро.
В России тоже есть что-то подобное?
Федеральная политика в этой сфере в России только формируется. Идёт движение в отдельных регионах, но выделяется среди всех пока только Москва. В 2020 году при Департаменте предпринимательства и инновационного развития в столице учреждено Агентство креативных индустрий, а на базе Центра дизайна Artplay создан первый креативный технопарк. В планах регионального правительства разработать и Стратегию развития креативных индустрий.
Москва — первый и пока единственный российский город, чья креативная экономика проанализирована и оценена учёными. По официальным данным и на основе собственных методов, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил детальный портрет отрасли. Измерен объём рынка, подсчитаны его участники, масштабы занятости и торговли, разработаны креативная карта столицы, классификаторы индустрий и профессий.
Значит, Москва — креативная столица страны. Что это значит?
Здесь всегда была высокая концентрация творческого потенциала и спроса на подобного рода продукты и услуги. К примеру, в столице практически полностью сосредоточена деятельность кино-, теле- и радиовещательных компаний, рекламных агентств, «осваивается» каждый второй рубль добавленной стоимости издательской отрасли.
Столичные организации создают около 1,12 трлн рублей, или 54% добавленной стоимости креативных индустрий в России. Они обеспечивают четверть всех занятых в креативной экономике страны. В Москве, с учётом традиционных отраслей, трудится почти каждый пятый творческий работник (около 829 тыс. чел.).
В город ввозится 55% всех «креативных» товаров, в основном дизайнерская продукция (модные аксессуары, игрушки, предметы интерьера и проч.) и свыше 20% отечественных товаров уходит на экспорт, как правило — печатные издания, модные аксессуары и игрушки.
Российский творческий сектор на примере Москвы – это…
16 отраслей;
Источник: доклад «Креативная экономика Москвы в цифрах». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2021
Порядка 113 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, заработавших в 2019 году 4 трлн рублей (общий объём выручки по оценке НИУ ВШЭ);
6,29% — доля в ВРП города. Для сравнения доля строительной отрасли в 1,6 раза меньше — 3,9%.
В пятёрке самых крупных креативных секторов — ИТ и видеоигры, реклама, архитектура, телерадиовещание, издательская деятельность. Суммарно они дают около 89% объема выручки креативного сектора.
Выручка и численность занятых в креативных индустриях Москвы (млрд руб., тыс. чел., 2018)
Источник: доклад «Креативная экономика Москвы в цифрах». ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2021
Как быть со стереотипом о творцах одиночках? В креативной экономике больше индивидуальных предпринимателей, чем организаций?
Исследование показало, что нет. В Москве больше организаций. Правда, ненамного — примерно 58 тысяч против 54 тысяч. В некоторых отраслях индивидуальные предприниматели доминируют: в фотографии (84,7%), на арт-рынке (84,4%), в дизайне (79,1%), музыке (77,5%), кино и анимации (67,4%). При этом именно ИП делают индустрию молодой: 41% из них работают меньше трёх лет.
Сколько в отрасли творческих профессий?
По классификатору от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ таких профессий 38.
Источник: НИУ ВШЭ на основе классификатора креативных профессий Великобритании (UK DCMS, 2016), Стандартного классификатора занятий Великобритании (SOC 2010) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ-2014).
Здесь много разных специальностей: от вышивальщиц, гончаров и кузнецов до музыкантов, писателей, архивистов, программистов, руководителей служб маркетинга и PR. Это основной штат индустрии. В Москве на него приходится более 50% занятых.
Максимум (свыше 70%) в фото- и ювелирном деле, на арт-рынке, в архитектуре и ИТ. «В других отраслях показатель ниже (в пределах 50–60%) за счет необходимости масштабного вовлечения в рабочие процессы вспомогательного персонала», — комментируют в Институте.
Токио позиционируется как центр искусств, Пекин и Берлин — центры дизайна. А Москва?
«Москва — это, безусловно, город с развитой цифровой инфраструктурой и масштабным ИТ-сектором, — рассказал IQ.HSE один из авторов доклада, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман. — В столице находятся крупнейшие российские разработчики программных продуктов и видеоигр (Яндекс, Mail.ru и др.). Почти 70% добавленной стоимости в этом секторе создают московские компании.
Ещё один крупный креативный сегмент столицы — рекламная индустрия. Многие эксперты фактически приравнивают московский рынок рекламы к российскому. В 2019 году Москва стала одним из мировых лидеров по числу рекламных агентств, вошедших в топ-100 рейтинга Global Effie Awards, опередив по этому показателю Нью-Йорк. Одновременно в Москве развиваются и другие, пока менее масштабные, но перспективные индустрии — анимация, модная индустрия, архитектура, арт-индустрия и дизайн».
А каков вклад креативного сектора разных городов мира в их экономику?
Доля креативных индустрий в валовом продукте Лондона — 12,1%, Пекина — 14%, Москвы — 6,3%, Гонконга — 4,4%, Мельбурна — 4,2%. Однако учёные предупреждают: сравнивать эти мировые столицы между собой сложно, в том числе из-за разных подходов к составу отраслей. В Пекине, например, к креативному сектору относят производство и торговлю сопутствующей продукцией (техника, оборудование и проч.).
Вместе с тем, обращают внимание авторы доклада, «двукратное отставание Москвы от Лондона — одного из глобальных лидеров в области развития креативных индустрий — при общей близости подходов к оценке их доли в ВРП демонстрирует потенциал дальнейшего роста креативного сектора в столице нашей страны и возможность выполнения ею роли мирового центра креативности в обозримом будущем».