Что является основным критерием воспитательно образовательного процесса
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, определил цель и стратегию психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, их инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Образовательная деятельность ДОО осуществляется посредством основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МБДОУ. Для групп общеразвивающей направленности приоритетным направлением является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование общей культуры личности детей, формирование предпосылок учебной деятельности.
В группах общеразвивающей направленности реализовалась основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО, разработанная коллективом педагогов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. ООПДО учитывает образовательные потребности и запросы воспитанников, рекомендации и теоретические положения примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, которая определяет содержание обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в группах компенсирующей направленности, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Группам компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевого недоразвития, в подготовке к школе.
В связи со спецификой группы (для детей с тяжелыми нарушениями речи) ежегодно происходит смена контингента воспитанников. В группы детского сада зачисляются дети с речевыми нарушениями различной структуры и тяжести. Имеющиеся речевые дефекты и сопутствующие неврологические заболевания делают индивидуальные различия между детьми одного и того же возраста еще более выраженными, что прямо или опосредованно влияет на особенности поведения, деятельности, общения. Поэтому особое внимание уделяется индивидуализации образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной общеобразовательной программе (АОП):«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина, которая определяет содержание обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в группах компенсирующей направленности.
В учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, в группах компенсирующей направленности, которое осуществляется в форме психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Целью ПМПк является установление педагогического заключения и выработка коллективного решения о мерах предоставления помощи детям с ОВЗ.Основными направлениями деятельности ПМПк является: составление индивидуальных программ коррекционных и профилактических мероприятий с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, в своем развитии, социальной адаптации; подготовка пакета документов в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута детей учреждения; консультативная помощь семье по выявленным проблемам; оценка эффективности оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования, в своем развитии, социальной адаптации.
Коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в корректной и доступной для понимания форме. Составленная специалистами учреждения программа коррекционных и профилактических мероприятий реализуются только с согласия родителей (законных представителей).
Индивидуальные программы коррекционных и профилактических мероприятий включают: индивидуальное диагностическое обследование; ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностического обследования индивидуального развития ребенка; психолого-педагогическое консультирование родителей по выявленным проблемам (консультации, практические занятия, демонстрация полученных результатов, методические рекомендации по закреплению правильных речевых навыков); коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с ребенком (индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре); медицинские мероприятия (консультирование врача-невролога, психиатра); реабилитационные мероприятия (для детей-инвалидов).
ПМПк разработаны образцы документации: бланк заявления родителей (законных представителей) о предоставлении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребенку, журнал регистрации заявлений, представление на ребенка специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, протокол заседания ПМПк, индивидуальная карта развития ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, в своем развитии и социальной адаптации.
Индивидуальная карта заводится на ребенка 1 раз и заполняется в течение нескольких лет (до выбытия ребенка из учреждения). Она позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, определить динамику развития, прогноз на дальнейшее развитие с ориентацией на возрастную норму.
Также, индивидуальная карта развития представляет собой оптимальный способ создания единого информационного пространства учреждения, так как выявляет и обобщает в одном документе психофизические, личностные и речевые особенности ребенка, уровень его психического развития, усвоения программного материала и проектирования на основе этого индивидуальной программы коррекционных и профилактических мероприятий.
Работа педагогического коллектива строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей педагоги считают личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей.Ключевые позиции состоят в следующем:
— охрана и укрепление здоровья детей;
— гуманизация целей и принципов работы с детьми;
— создание благоприятных условий для работы коллектива и жизни детей.
Основу образовательного процесса в детском саду составляет организация педагогов на охрану и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей, развитие познавательных и личностных возможностей воспитанников.
Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы логопедических групп детского сада.
Модель воспитательно-образовательного процесса по тематикам недели в подготовительной группе Модель воспитательно-образовательного процесса в логопедической подготовительной группе № 12 МБДОУ д/с №3 «Сказка» На 2014 – 2015 учебный.
Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду» В настоящее время перед педагогами, работающими в современном мегаполисе, стоит задача создания благоприятных условий для полноценного развития.
Осуществление здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья.
«Знакомство с народной культурой и традициями». Планирование воспитательно-образовательного процесса Тема «Знакомство с народной культурой и традициями» Сроки период с 06.04.15 по 17.04.15. группа: средняя «Чебурашка» Цель познакомить.
Планирование воспитательно-образовательного процесса 13.04. понедельник Познаватель-ное развитие. ФИЗО на воздухе. Лепка. Приобщение дошкольников к русской народной. «Народная.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников Проектирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников по видам деятельности Группа:.
Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Ирина Тюрина
Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Т. о. к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Критерии качества образования:
•Организация современного воспитательно-образовательного процесса
(выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
•Создание современного, предметно-развивающего пространства;
•Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
•Успешная и безболезненная адаптация;
•Развитие способностей детей;
•Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей;
•Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
•Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
•Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
— воспитательная – развитие ценностных отношений;
— образовательная– воспитание интереса к получению знаний, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию новых качеств ребенка;
— развивающая – развитие познавательных и психических процессов;
— социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
— оздоровительно-профилактическая – привитие навыков здорового образа жизни.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет знание воспитателем личностных характеристик и возможностей детей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
4. сочетания воспитания с самовоспитанием;
5. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.Это:
— Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
• Образовательная деятельность в режимных моментах;
• Организованная образовательная деятельность;
— Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач,
решение проблемных ситуаций;
коллекционирование и др.
Но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Содержание образовательных областей может реализовыватьсяв различных видах деятельности:
Для детей младшего дошкольного возраста:
• предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами,
• общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями,
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
Для детей старшего дошкольного возраста:
• ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд,
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
-с подгруппой детей;
-с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
-возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-их интереса к данному занятию;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГОС приобретает новое, более сильное значение. Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы,так и современные формы:
Информационно-аналитические (анкетирование; опрос; «почтовый ящик»).
Наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей).
Познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.
Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. С этой целью создают сайты, на страницах которого родители могут познакомиться с темой недели, по которой работает детский сад,прочитать консультации и изучить практический материал по теме, познакомиться с отчетом о проведении самых интересных итоговых мероприятий.
Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод,что обязательно должен повысится:
1. интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;
2. уровень профессионального мастерства педагогов;
3. уровень образованности воспитанников;
4. повысится стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада;
5. интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут созданы все условия как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей и, конечно же, государства.
В заключение хочется отметить, что в настоящем Федеральном государственном образовательном стандарте, на самом деле не так много нового, только образовательные области, а интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо, все это делалось и до внедрения ФГОС, только немного в другой форме.
Воспитательно-образовательный процесс в детском учереждении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском образовательном учреждении .
Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.
Образовательная программа обеспечивает:
Построение целостного педагогического процесса;
Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;
Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;
Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;
Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;
Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;
Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.
Структура учебного года в ДОУ :
1-14 сентября – адаптационный, диагностический период;
15 сентября – 31 декабря – учебный период;
1 января – 10 января – каникулы;
11 января – 15 мая – учебный период;
16 мая – 31 мая – диагностический период;
1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.
В летний оздоровительный период и дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).
Содержание организации образовательного процесса
Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов :
предметная – развивающая среда;
взаимодействие участников педагогического процесса.
Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.
Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.
Модель образовательного пространства МДОУ обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:
— личностной ориентации: данный принцип требует обеспечения в МДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС.
Светлана Бондаренко
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС.
Особенности организации
воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС».
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДО в вопросах планирования и осуществления воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учётом ФГОС ДО.
Планирование и осуществление образовательной деятельности в дошкольном учреждении с учётом ФГОС ДО. Технология модульного планирования в ДОО.
2. II часть – практическая
Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии
с ФГОС ДО.
I часть – теоретическая
1. «Планирование и осуществление воспитательно-образовательной деятельности в МБДОУ Д/С 9 с учётом ФГОС ДО».
Слайд 1. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении с учётом ФГОС ДО.
Слайд 2., «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации» Эрих Зелигманн Фромм (Немецкий социолог, психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы Эрих Зелигманн Фромм).
В Стандарты дошкольного образования добавили третью составляющую – это требования к результатам к основной общеобразовательной программе.
В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять.
Оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир.Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности:
— регулятивные (сохранять цель по образцу)
-познавательные (логика, анализ, синтез)
-коммуникативные (постановка вопроса)
на этапе завершения ими дошкольного образования.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно,новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Сегодня каждое ДОУ (любой видовой направленности) занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности»
Что необходимо сделать, чтобы перейти от планируемых результатов, соответствующих Федеральным государственным требованиям (ФГТ, к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые заявлены в ФГОС ДО?
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
• Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
• Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
• Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Поговорим о педагогическом процессе в целом.
Главные характеристики педагогического процесса лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
Педагогический процессстроится на следующих принципах:
• отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники;
• формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т. д.
• рациональное сочетание слова и наглядности;
• прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности;
• применение в педагогическом процессе иллюстрации, наглядного пособия, дидактической картинки, ТСО и др.
Принцип последовательности и системности:
• доступность и привлекательность для воспитанников передаваемых педагогом знаний;
• четкое структурирование передаваемых воспитанникам знаний;
• включение в структуру изложения нового материала кратких и обобщающих выводов;
• передача нового материала в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я. А. Коменский).
Принцип доступности и нарастающей трудности:
• правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному;
• учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
• организация педагогического процесса как поддерживающего и укрепляющего здоровье воспитанников, способствующего созданию ЗОЖ;
• направление педагогического процесса на самовоспитание, самообразование и самообучение воспитанников;
• построение педагогического процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
• построение педагогического процесса с опорой на зону ближайшего развития.
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора на положительные качества воспитанников;
• создание ситуации успешности;
• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанников в педагогическом взаимодействии.
• максимальное использование семейной, региональной, конфессиальной и духовной культуры;
• формирование способностей воспитанников не только на сохранение и потребление, но и на создание новых культурных ценностей.
• индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
• взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников;
• вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) и участников макросоциума в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОО.
Рассмотрим модель современного образовательного процесса.
— Актуальна ли учебная модель?
В соответствии с ФГОС ДО учебная модель не актуальна, поэтому блок совместной деятельности необходимо расширить в организационном и содержательном планах за счёт использования нетрадиционных форм работы с детьми.
В частности, ООД проводится в форме игровых развивающих ситуаций и ситуаций общения.
У практиков возникает множество вопросов по организации современного образовательного процесса: например,
— как организовать его без проведения занятий?
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников.
Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии
с ФГОС ДО
• Виды деятельности в соответствии с образовательными областями
• Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации. Организованная образовательная деятельность.
• Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (центры самостоятельной активности)
• Поддержка индивидуальности ребенка
Результат: модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности
Модульное планирование внеучебной нагрузки на неделю