Что является основным объектом исследования управления и оптимизации в логистике
Объекты исследования логистики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные сведения о логистике и объектах ее исследования
В экономике широкое распространение получил подход, согласно которому движение ресурсов в экономической системе (как на уровне фирмы, ее подразделений, так и на уровне межотраслевых и региональных рынков) рассматривается в качестве потоков. Методы управления этими потоками изучаются и вырабатываются такой экономической дисциплиной, как логистика.
Логистика и ее принципы преимущественно используются (как и другие экономические дисциплины и их методы) для повышения эффективности производства, конкурентоспособности предприятия, объема валового продукта. Достижение этой цели решается через выполнение ряда задач, которые заключаются в совершенствовании управления товародвижением, создании систем регулирования и контроля за потоками. Следовательно, оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении потоками конкретных ресурсов составляет предметное поле логистики.
Логистическая деятельность предприятия традиционно распадаются на три части. Это закупочная логистика, которая связана с ресурсным обеспечением производственного процесса; производственная логистика, которая занимается управлением движением ресурсов и полуфабрикатов процессе производства; сбытовая логистика, которая включает в себя маркетинговую и распределительную составляющие и направлена на реализацию (продажу) изготовленной продукции. Перечисленные три элемента логистики объединены такими тремя связующими элементами, как транспортная логистика и информационная логистика.
Потоковый подход, который положен в основу логистики, обуславливает, что в качестве основных объектов исследования, управления и оптимизации в логистике выступают:
Материальный поток как объект исследования логистики
Материальный поток считается в логистике основным, в то время как остальные (финансовый, информационный) потоки только сопутствуют ему. Материальный поток представляет собой движение материальных ресурсов, объектов незавершенного производства, готовой продукции. Суть этого движения состоит в физическом перемещении перечисленных объектов в пространстве. Т.е. к ним применяют такие логистические операции, как погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Разберем более подробно из чего состоит материальный поток:
Характеристика материального потока формируется на основе значений нескольких параметров. Основными из них (применительно к материальному потоку) являются номенклатура, ассортимент, количество, вес, габариты продукции, физико-химические характеристики груза и тары (упаковки) и т.п. Кроме того, часто определяют интенсивность материального потока, которой называют количество продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени.
Со многими из вышеуказанных параметров связаны финансовые показатели и определенный объем информации, а также соответствующие им разного рода ограничения. Отсюда следует вывод, что материальному потоку внутри предприятия и во внешней среде сопутствуют финансовые и информационные потоки.
Финансовый поток как объект исследования логистики
Финансовым потоком называют направленное движение финансовых ресурсов, которое так или иначе связана с иными логистическими потоками в рамках одной экономической системы. Финансовые потоки возникают, когда хозяйствующие субъекты занимаются возмещением логистических затрат и издержек, привлекают дополнительные средства из источников финансирования, получают от других участников логистической цепи денежное вознаграждение за реализованную продукцию и оказанные услуги.
В настоящее время считается, что механизм финансового обслуживания товарных потоков является наименее изученной областью логистики, поэтому финансовые потоки по сей день остаются одним из актуальных объектов исследования этой научной дисциплины.
Параметры финансовых потоков во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Поэтому в рамках логистической системе к параметрам финансовых потоков в основном предъявляют требования по обеспечению их достаточности, оптимальности, согласованности, надежности и т.д.
Информационный поток как объект исследования логистики
Информационный поток представляет собой поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах. Информационные потоки имеет статус сопутствующих материальным потокам. В то же время они могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки руководством предприятия стратегических решений. Кроме того, возможны ситуации соответствия информационных потоков материальным, а также управления первых вторыми.
Формами информационных потоков являются потоки массивов электронных данных, потоки оформленных бумажных документов и потоки данных, сочетающих признаки первых двух потоков. Содержательно эти потоки состоят из текущих сведениях о производственных мощностях, о поставщиках и покупателях, о незавершенном производстве и готовой продукции, о планах выпуска и о фактическом сбыте, о финансовых потоках, о состоянии рынка, о поступающей документации и пр.
Тест с ответами: “Логистика”
I вариант.
1. Что такое логистика?
а) организация перевозок;
б) предпринимательская деятельность;
в) +наука и искусство управления материальным потоком;
г) искусство коммерции.
2. Что является объектом исследования в логистике?
а) процессы, выполняемые торговлей;
б) +материальные и соответствующие им информационные потоки;
в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;
г) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения.
3. Определите задачу микрологистики :
а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;
б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;
в) +организация грузопереработки в крупном морском порту.
4. Что из представленного оказывает наиболее сильное влияние на развитие логистики?
а) +компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;
б) совершенствование производства отдельных видов товаров;
в) совершенствование налоговой системы;
г) увеличение численности населения в регионе.
5. Что такое логистическая функция?
а) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
б) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами;
в) +укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;
г) система мероприятий по комплексному изучению рынка.
6. Единица измерения материального потока:
а) рубль;
б) кубический метр;
в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м2);
г) тонна;
д) штука;
е) +количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год).
7. Что такое материальный поток?
а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;
б) упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место;
в) +имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;
г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления, или в процесс продажи
8. Что такое логистическая операция?
а)+ самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;
б) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;
в) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.
9. На основе какого признака происходит классификация материальных потоков на внешние, внутренние, входные и выходные?
а)+ отношение к логистической системе;
б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;
в) количество груза;
г) степень совместимости грузов;
д) консистенция груза.
10. Определите критерий выбора варианта организации товародвижения:
а) +оптимальный уровень обслуживания потребителей;
б) минимум издержек на закупки;
в) минимум издержек на содержание запасов;
г) минимум издержек на транспортирование.
11. Отметьте шестое правило логистики:
а) цвет нужного цвета
б) +затраты с минимальными затратами
в) транспорт правильным видом транспорта
г) тара в нужной таре
д) вес нужного веса
12. Отметьте высказывание, относящееся к логистике:
а) рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат;
6) удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы;
в) торгово-посредническая фирма производит 40-процентную наценку на стоимость товаров;
г) +компания перешла к выпуску только той продукции, на которую имеется заказ.
13. Существенная предпосылка применения логистики в хозяйственной практике:
а)+ усиление конкуренции на товарном рынке;
б) совершенствование производства отдельных видов товаров;
в) совершенствование налоговой системы;
г) рост численности населения.
14. Название тянущей системы в логистике:
а) система организации производства, в которой детали полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;
б) +система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);
в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно;
г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов на оптовых и розничных торговых предприятиях.
15. Название толкающей системы в логистике:
а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов;
б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);
в) +стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;
16. Какой принцип логистики предполагает непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движения?
а) системности;
б) научности;
в)+ конструктивности;
г) конкретности.
17. Кем образуется система?
а) +три незнакомых человека, проживающих в одном доме города;
б) три друга, проживающих в разных городах;
в) поставщик, транспортное предприятие и покупатель, связанные единым договором;
г) подразделения производственного предприятия.
18. Что относится к прямым функциям службы логистики на предприятии?
а) выбор транспорта;
б) рыночные исследования;
в) +организацию складирования и хранения;
г) рекламу
д) определение оптимального размера поставляемой партии товаров
е) +управление запасами
19. С целью снижения чего предприятие создает запасы?
а)+ потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;
в) риска порчи товаров;
г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.
21. Расставьте по убыванию виды транспорта по способности доставлять груз непосредственно к складу потребителя:
а) воздушный
б) железнодорожный
в) водный
г) автомобильный
Ответ:а3,б2,в3,г1
22. Расставьте по убыванию виды транспорта по способности надежно соблюдать график доставки:
а) воздушный
б) автомобильный
в) водный
г) железнодорожный
Ответ:а4,б1,в3,г2
23. Восстановите последовательность этапов выбора перевозчика:
а) А: Ранжирование критериев выбора перевозчика
б) Б: Принятие решения о выборе перевозчика
в) В: Вычисление рейтинга перевозчика по каждому критерию
г) Г: Оценка возможных перевозчиков в разрезе намеченных критериев
д) Д: Определение критериев выбора перевозчика
е) Е: Оценка суммарного рейтинга
Ответ:а2,б6,в4,г3,д1,е5
24. Расставьте по убыванию виды транспорта по способности перевозить разные грузы:
а) воздушный
б) водный
в) автомобильный
г) железнодорожный
Ответ: а4,б1,в3,г2
25. Расставьте по убыванию виды транспорта по способности быстро доставлять грузы:
а) железнодорожный
б) воздушный
в) водный
г) автомобильный
Ответ:а3,б1,в4,г2
26. Расставьте по убыванию виды транспорта по стоимости перевозки:
а) воздушный
б) водный
в) железнодорожный
г) автомобильный
Ответ:а1,б4,в3,г2
27. Что является недостатками железнодорожного транспорта?
а) низкая производительность;
б)+ ограниченное количество перевозчиков;
в) относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;
г) недостаточная экологическая чистота.
28. Что является недостатками автомобильного транспорта?
а) +малая грузоподъемность;
б) ограниченное количество перевозчиков;
в) большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
г) низкая скорость доставки.
29. Что является недостатками воздушного транспорта?
а) низкая производительность;
б) недостаточно высокая сохранность грузов;
в)+ высокая себестоимость перевозок;
г) недостаточная экологическая чистота.
30. Что является недостатками морского транспорта?
а) низкая производительность;
б)+ низкая скорость доставки;
в) относительно высокая стоимость перевозок на большие расстояния;
г) ограниченность видов транспортируемых грузов.
II вариант.
1. Что означает принцип пропорциональности складского процесса?
а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;
б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;
в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;
г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;
д)+ соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости
2. Что происходит с удельными издержками на единицу пути при увеличении дальности перевозки?
а) + Сокращаются
б) Увеличиваются
в) Не изменяются
3. Отметьте аббревиатуру международной транспортной накладной:
а) CRN
б) +CRM
в) CRL
4. От чего зависит себестоимость перевозок?
а) + Объема выполненной работы и затраченных на нее средств
б) Коэффициента грузоподъемности и пробега
в) Производительности транспортных средств
5. Что принято называть “прямой” жд-перевозкой?
а) Перевозку в пределах одной дороги
б) +Перевозку в пределах одной или нескольких дорог, но по одному перевозочному документу
в) Перевозку в пределах одной или нескольких дорог, но по разным перевозочным документам
6. В каком случае договор морской перевозки называют “чартером”?
а) Судно совершает попутный рейс на условиях фрахта
б) +Судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта
в) Судно совершает регулярный рейс на условиях фрахта
7. Что будет основным документом для расчетов между заказчиком и автомобильным перевозчиком?
а) Договор на транспортное обслуживание
б) Накладная “торг12”
в) + ТТН
8. Отметьте вид несуществующего маятникового маршрута:
а) С обратным холостым пробегом
б) С обратным полностью груженым пробегом
в) +Без обратного пробега
9. Что такое кольцевой маршрут?
а) Последовательный развоз продукции без возврата на склад
б) +Последовательный объезд пунктов по замкнутому кругу
в) Многократный повтор пробега а/м между двумя конечными пунктами
10. Сколько тонн содержит “малая отправка” в железнодорожной перевозке?
а) от 20т
б) 10-20т
в) +до 10т
11. Вид транспорта, которого не существует?
а) +Аэробного
б) Трубопроводного
в) Водного
12. Направление, не входящее в классическую компетенцию логистики:
а) Закупки
б) Производство
в) + Продажи
13. Функция, не присущая логистике:
а) Оптимизация
б) + Реализация
в) Планирование
14. Военный теоретик XIX в., который определяет логистику, как практическое искусство управления войсками:
а) +Барон Жомини
б) Герцог Логистинский
в) Петр I
15. Чуждая закупочной логистике задача:
а) Определение объема закупок
б) + Координация процессов выполнения технологических операций
в) Выбор поставщика
16. Отметьте то, что не относится к транспортной логистике:
а) Хранение грузов
б) +Транспортировка грузов
в) Автолизация грузов
17. Лишняя задача распределительной логистики:
а) Максимализация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей
б) +Минимизация использования горизонтальной системы распределения в противовес вертикальной
в) Рациональное поведение на рынке с учетом его постепенно меняющейся структуры
18. Основной задачей складской логистики является
а) +Складирование и подготовка грузов к поставкам
б) Закуп наиболее прибыльных грузов
в) Организация работы склада с минимизацией расходов на хранение
19. Какие выгоды создает складирование?
а) +Экономические
б) Закупочные
в) Обогащения
20. Отметьте термин чуждый логистике?:
а) “Точно-в-срок”
б) + “Любой ценой”
в) “Цена-Качество”
21. Что входит в логистическую концепцию организации производства?
а) +Отказ от избыточных запасов
б) Устранение простоев оборудования
в) Определение стратегии работы с потребителями
22. Микрологистика ….
а) +нет правильного ответа.
б) микрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей;
в) микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий;
г) микрологистика решает оперативные вопросы движения информационного потока в пространстве;
д) микрологистика решает вопросы, связанные с выработкой общей концепции закупок и распределения;
23. Основными преимуществами единственного источника поставки материальных ресурсов по сравнению с несколькими источниками является:
а) снижение риска и неопределенности;
б) снижение вероятности сбоев в поставке продукции;
в) +более простые процедуры размещения и экспедирования заказа;
г) большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;
24. Готовый продукт для промышленного предприятия:
а) комплектующее;
б) комплект;
в) +изделие;
г) сборочная единица.
д) деталь;
25. Логистика снабжения – это …
а) комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе доведения готовой продукции до потребителя
б) управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами;
в) одна из функциональных подсистем логистики организации;
г) + прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе материально-технического обеспечения производства;
д) это управление материально-техническим обеспечением предприятия;
26. Методы, применяемые в информационных системах класса MRPII — ERP:
а) календарный;
б) + объемный;
в) объемно-календарный;
г) параллельный.
д) объемно-динамический;
27. Основными критериями выбора лучшего поставщика является:
а) имидж, налаженные долгосрочные хозяйственные отношения, финансовое состояние;
б) +низкие цены, короткое время выполнения заказов, оказание технической поддержки
в) +удобство размещения, предлагаемый широкий ассортимент продукции, наличие товаров-субститутов;
г) стоимость приобретаемой продукции, качество обслуживания; надежность обслуживания;
28. Метод планирования, позволяющий выявить «узкие» и «широкие» места в производстве на этапе планирования:
а) календарный;
б) параллельный.
в) объемно-календарный;
г) объемный;
д) + объемно-динамический;
29. Первостепенной задачей при организации непоточного производства является:
а) упорядочение технологических маршрутов в пространстве;
б) +расчет производственных нормативов.
в) ритмичная организация снабжения производства во времени;
г) специализация рабочих мест и участков;
д) расстановка производственных рабочих в соответствии с их квалификацией по ходу движения производственного процесса;
30. Не является логистическим звеном:
а) транспортное предприятие;
б) склад;
в) цех промышленного предприятия;
г) нет правильного ответа.
д) +коммерческий банк;
Логистика: Шпаргалка (2 стр.)
Важным фактором, позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных сетей. В настоящее время развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики.
4. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК, ЕГО ИЗМЕРИТЕЛИ
Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток.
Материальный поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу. Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т. д. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). Например, материальный поток строительных материалов по разгрузке вагонов для предприятия «Атлант» составляет 4000 т/год или материалопоток по погрузке краном составляет 200 контейнеров/сут.
Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, железная руда, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.
Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока являются: масса груза или количество мест, объем, род груза; расстояние транспортировки (километры, мили); направление движения (место отправления, место назначения); партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении (например, материальный поток при перевозке на данном морском судне при работе между определенными пунктами составляет 600 000 т/год, при этом партионность груза составляет 30 000 т); время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.
5. МАКРО– И МИКРОЛОГИСТИКА. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ
Логистика, так же как и экономика, подразделяется на макро– и микроуровни.
Макрологистика решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям, расположенным в разных районах или странах.
Микрологистика затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.
Приведем примеры, отражающие оба эти понятия: через склад оптовой торговой базы проходит 10 000 т грузов в год (микрологистика); страны Европейского сообщества формируют единый внутренний рынок (макрологистика); ежегодно грузооборот транспортного комплекса России составляет до 10 млрд т (макрологистика); грузооборот склада в 15 раз превышает средний запас (микрологистика).
Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции. Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают: поставку сырья, материалов, полуфабрикатов; хранение сырья и продукции; производство товаров; отправку товаров со складов готовой продукции потребителю и др.
Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической сети – предприятия. Так как эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистическими издержками. К таковым относятся: погрузоразгрузочные операции; перевозка и экспедирование грузов; хранение груза; сбор, хранение и передача информации о грузе; расчеты с поставщиками и покупателями; страхование грузов; таможенное оформление грузов и т. д.
Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10–15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции, в торговле – 25 % и выше.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации: транспортные предприятия и экспедиторские компании; предприятия оптовой торговли; посреднические организации; предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).
Материальные потоки можно классифицировать по нескольким признакам.
По первому признаку – отношению к логистической системе – материальные потоки делятся на внешний, внутренний, входной и выходной. Внешний поток протекает во внешней для предприятия среде. При этом имеются в виду не все потоки, а лишь те, которые имеют к данной организации какое-либо отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад. При поступлении на склад и движении в рамках предприятия он будет являться внутренним для данного предприятия. При входе на предприятие он будет называться входящим, а после переработки и поставки со склада готовой продукции – выходящим.
Второй признак классификации – количественный. По этому признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие. Массовым считается поток при его транспортировке несколькими транспортными средствами, например железнодорожный состав, несколько десятков автомашин; крупные потоки – несколько вагонов, машин; средние – одиночные вагоны, автомобили; мелкие – количество груза, недостаточное для загрузки одного транспортного средства.
По удельному весу материальные потоки делят на тяжеловесные, легковесные, причем примерами первых могут служить металлы, руда, а вторых – лесные грузы, табачные изделия и др.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки навалочных, наливных и генеральных грузов. Первые перевозятся без тары: зерно, сахар-сырец, лес, уголь и др.; вторые – нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, вино и др.; третьи перевозятся в таре – контейнерах, ящиках, к ним относятся также металлы и техника.
7. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Прежде чем дать определение понятию «логистическая система», рассмотрим общенаучное понятие системы. Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственными отдельным составляющим ее элементам.
Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система. Рассмотрим признаки и свойства, присущие логистической системе. 1. Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли, перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро– и микроуровне. 2. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. 3. Связи между элементами более или менее упорядочены. 4. Логистическая система обладает качествами, которыми не обладает ни один элемент в отдельности. Это, во-первых, способность поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества, с минимальными затратами, во-вторых, способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Виды логистических систем. Логистические системы делят на макро– и микрологистические. Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей.
Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и являются подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро– и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями являются экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется.
Кроме того, в зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем: 1. Система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко. 2. Эшелонированная система. В таких системах имеется хотя бы один посредник. 3. Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.