Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста

Социально-личностное развитие дошкольника.

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника. В современном обществе проблема.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога Профессионально-личностное становление и развитие педагога Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации,.

Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей Программа «Я и ТЫ» Подготовил воспитатель стационарного отделения Дмитриева Лариса Ивановна Вязьма 2016 год Пояснительная.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Социально –личностное развитие. Социализация. Приобщение к элементарным и общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Формирование первичных личностных,.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Влияние мультфильмов на личностное развитие ребенка. Сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний.

Источник

Социально-личностное развитие ребёнка-дошкольника

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста Екатерина Скороходова
Социально-личностное развитие ребёнка-дошкольника

1. Основные методологические проблемы

1. Раннее погружение ребенка во взрослую жизнь, во взрослые проблемы….

2. Уменьшение периода привязанности между матерью и ребенком….

3. Отсутствие в семейном воспитании идеалов, норм, принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания…

4. Проблема перехода от воспитания, основанного на принуждении к такому взаимодействию, которое базируется на личном стремлении ребенка «быть хорошим» в глазах окружающих…

2. Задачи социально-личностного развития ребенка-дошкольника:

Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста. Личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;

Заниженная гордость – означает неразвитость положительного представления о себе.

Нормальная гордость формируется тогда, когда ребенка хвалят только за его собственные достижения.

Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все.

Воспитание у ребенка чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4-4.5 лет до 6-7, а потом развиваются в течение всей жизни.

Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты (от 5 лет).

Формирование чувства долга перед другими и самим собой.

Формирование чувства ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

3. Основные программы (комплексные и парциальные_ дошкольного образования, в которых реализуются задачи социально-личностного развития

1. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Карапуз-Дидактика, 2005. (Автор раздела Т. В. Антонова).

Названия разделов: «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Старший ребенок входит в мир социальных отношений».

Метод.обеспечение: Методические советы к программе «Детство»…. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Как жили люди на Руси… Приобщение детей к истокам русской народной культуры…. Воспитываем дошкольников самостоятельными….Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет….

Название раздела: «Социальное развитие».

Метод.обеспечение: Безопасность на улице…»Педагог и семья»…

4.Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированпию здоровья и развитию детей 4-7 лет. /Т. Н. Доронова и др. – М. : Просвещение, 2003.

Название разделов: «Развитие»Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», «Познавательное развитие», «Художественная литература», «театрализованная деятельность «и др.Авторы разделов: Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.

Метод.обеспечение: Пошли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет… «Растем играя «…

5. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). – М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2004.

Название разделов: «Здравству, мир!», «Социально-личностное развитие» («Это я»).

Авторы разделов: А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, М. В. Корепанова.

Метод.обеспечение: «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа… «Здравствуй, мир!»«Это – я»… Диагностика личностного развития дошкольников в образовательной системе 2100… Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к азбуке» и «Здравствуй, мир»….

6.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада /Т. Н. Доронова и др. – М. : Просвещение, 2004.

Название раздела: «Закладывать основы будущей личности….»

Автор раздела: С. Г. Якобсон.

Метод.обеспечение :Радуга: Программа и руководство для воспитателей … всех возрастных групп….

7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой и др. – М. : Вентана-Граф, 2005.

Название раздела: «Социализация ребенка»«Воспитание культурно-гигиенических навыков»«Ребенок и окружающий мирр»«Нравственное воспитание»,. «Познаем других людей и себя»

Автор раздела: Т. В. Антонова, Э. Я. Степаненко, О. В. Дыбина, В. И. Петрова, С. А. Козлова.

Метод.обеспечение : Ознакомление дошкольников с социальной действительностью /Голицына Н. С. М., 2006… Нравственное воспитание в детском саду…

8.Предшкольная пора: Программа обучения и развития детей 5 лет. 0 М. : Вентана-Граф, 2005.

Название раздела: «Познаем других людей и себя»

Автор раздела: С. А. Козлова.

Метод.обеспечение : «Я хочу в школу»«Я и мои друзья»«О правах и правилах»«Я и моя семья»

Основные парциальные программы дошкольного образования

1. Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) /Под ред. Р. С. Буре. – М. : МПГУ, 1997.

3. Чувствую! Знаю! Поступаю!: Экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7 года жизни. /И. В. Сушкова. –Елец: ЕГУ им. И. А. Бурина, 2005.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возрастаО влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возрастаПрезентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Социально — нравственное развитие «Хорошо ли быть злым?» Тема «Хорошо ли быть злым?» Задачи: продолжать знакомство с полярными понятиями «Добро-Зло»; закреплять умение определять эмоциональное.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Источник

Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста Олеся Колесникова
Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»

Формы и методы мониторинга социального развития детей».

Свое выступление я хочу начать с минутки расслабления. Сей час мы с вами побываем в «Дивном саду» (звучит спокойная музыка).

Релаксационное упражнение «Дивный сад».

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья,но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем.

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у ребенка происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая ребенка, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

-норм, ценностей, традиций, правил;

-социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Итак, перейдем к этапам социального развития ребёнка.

Этапы социального развития ребенка.

Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

Три года.В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать,а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание.Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Далее рассмотрим факторы социального развития.

Факторы социализацииличности ребенка-дошкольника:

Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;

Внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. Щетининой А. М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

— эмоционально откликается на переживания другого;

— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со- стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

— считает себя любимым родителями, принятым ими;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т. е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;

социально готов к школе

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Переходим к диагностике и мониторингу.

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развитиядошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей дошкольного возраста,перед педагогом ставятся задачи:

• Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения.

Методы мониторинга социального развития детей дошкольного возраста.

1. Метод наблюдение.

Наблюдение — исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Существуют различные виды наблюдения.

Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (социальным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. В зависимости от роли, в которой социальный педагог выступает, строится программа наблюдения, выбирается методика и техника накопления и фиксирования фактов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Успех дела при косвенном наблюдении зависит от подготовки участников исследования, от четкого и содер-жательного инструктирования.

Открытым наблюдением называют такое, которое протекает в условиях осознанного социальным педагогом факта присутствия посторонних наблюдателей. Естественно, что педагогическая ситуация при постороннем меняется, становится несколько иной. Для нор-мализации обстановки наблюдения в присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Однако для получения достоверных результатов открытого наблюдения недостаточно.

Скрытое наблюдение за деятельностью детей, не осознающих подконтрольности, дает реалистическую картину процесса. Этот вид наблюдения представляется противоречивым, но весьма ценным.

Непрерывное наблюдение используется в том случае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от начала до его завершения. Однако непрерывное наблюдение невозможно, когда его предметом становится процесс, границы начала и конца которого удалены, а сам процесс носит, так сказать, пунктирный характер. В этом случае обращаются к дискретному (прерывистому) наблюдению. Оно бывает полезным, когда педагогический процесс скрыт, а взору исследователя от-крываются его явления, вызываемые задуманными ситуациями, например, поведение клиента в определенных обстоятельствах. Подстерегая обстановку или создавая ее умышленно, исследователь наблюдает «кадр» изучаемого процесса.

Монографическое наблюдениеохватывает возможно большее количество в разной мере взаимосвязанных явлений.

Узкоспециальное наблюдение предпочтительно тогда и там, когда и где возникает задача вычленения из сплошного, целого объекта наблюдения такого педагогического явления, которое предопределяется целью научного поиска.

Наблюдение как метод исследования имеет сравнительно большую распространенность в социальной педагогике. Следует, однако, подчеркнуть его известную ограниченность, т. к. ему доступны лишь внешние проявления процесса. Наблюдать можно то, что поддается восприятию наших органов чувств, поэтому наблюдение дает ограниченный круг данных, и его продуктивность зависит от того, как исследователь комбинирует его с другими методами.

Мастер-класс. Наблюдение «Представь и изобрази себя смешным».

Участникам предложены овалы лица, и отдельные части лица (брови, глаза, уши и т. д.) клей, цветные карандаши.

Задание: С помощью предложенных предметов нужно изобразить себя смешным.

Выполнение задания: (во время выполнения, ведущий наблюдает за тем, как участники договаривались при выборе предметов, как эмоционально откликнулись на такое задание, помогали ли друг другу, перенимали ли идеи друг друга, какие использовали цвета для оформления портрета, смогли ли изобразить себя смешным или постеснялись).

1. Какой метод мониторинга социального развития здесь использовался?

2. Какой может быть цель данного наблюдения?

3. Легко ли Вам было выполнять данное задание? Что Вас смущало?

4. Будете ли Вы использовать данную форму работы у себя? Почему?

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания.Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Метод анкетирования — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ.При составлении анкет используются вопросы:

• о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;

• о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

• о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);

• на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными,) полузакрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных и в то же время предоставляется возможность высказать свое собственное мнение по вопросу.

Мастер-класс. Анкетирование «Семья глазами ребёнка»

Участникам предлагается разделиться по два человека. Один будет играть роль ребенка, другой педагога.

Каждой паре предлагается анкета.

Провести анкетирование, обработать данные анкеты.

Каждой паре предоставляется возможность выступить, проанализировать анкету на основе ее данных.

1. Какую последующую работу нужно будет провести с ребенком, семьей.

2. Будете ли Вы использовать данную форму работы у себя? Почему?

4. Метод экспертной оценки.

Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной.

Далее предлагаю вашему вниманию некоторые методики, направленные на изучение социализации детейдошкольного возраста:

1. Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

2. Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?» Татаринцева Н. Е.

3. Опросник «характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей«(А М. Щетинина)

4. Проективная методика «Неоконченные рассказы”(Т. П. Гаврилова)

5. Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А М. Щетинина)

6. Проективная методика «Рисунок человека”

7. Беседа «Расскажи о себе»(А М. Щетинина)

8. Карта проявлений инициативности (А М. Щетинина)

9. Тест ДДЧ (дом, дерево, человек (Дж. Бак)

10. Методика «Выбор в действии”

11. Методика «Игровая комната”(для детей 5-7лет)

12. Методика «Неоконченные ситуации”(АМ. Щетинина, Л. В. Кирс)

13. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А М. Щетинина).

Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Картинка про Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возраста. Фото Что является основным способом социально личностного развития ребенка дошкольного возрастаЭмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально — коммуникативное развитие» на тему: «Безопасность на дороге» Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в дошкольной группе 4-5 лет на тему: «Безопасность.

Консультация для родителей на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей» Уважаемые родители! На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие. Социализация. Подготовительная группа (май) Социально-личностное развитие. Социализация. (Форма работы. Тема.) Приобщение к элементарным и общепринятым нор-мам и правилам взаимоотношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *