Что является основным выразительным средством в скульптуре

Выразительные средства скульптуры

Объем. Его можно представить в виде синтеза плоскостей, соеди­няющихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в простран­стве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринима­ется как единое целое.

Силуэт— некий абрис формы всего скульптурного произведения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем уста­новить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштаб­ное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур раскрывает суть образа, и тем он интересен.

Моделировка форм, по словам О. Родена, это целая наука, по­скольку моделирование составляет большую часть работы над по­верхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделиров­ка может сузить содержательную сторону скульптуры.

Пластика и пластичность — близкие понятия, которые в разных областях жизнедеятельности человека могут иметь различные значе­ния. В теории искусства под пластикой понимаются постепенность и плавность переходов одного объема и одной поверхности в другие. В скульптуре ее объясняют как результат моделировки, обусловлен­ной скульптурной обработкой поверхностей объема.

Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скуль­птуры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, суще­ственно влияя на восприятие формы.

Светотень заставляет «оживать» любое скульптурное произведе­ние. Каждая поверхность, каждый материал по-своему реагирует на свет, это необходимо учитывать при работе над моделировкой и фак­турой. Рефлексы, возникающие от отношений света и тени, способ­ны усилить или ослабить эффект формы, цвета, линий. Изменение освещения всегда оказывает влияние на восприятие скульптурного объема и его фактуры. Важно учитывать эту особенность при уста­новке скульптуры, для того чтобы предусмотреть эффекты освеще­ния.

Цвет в скульптуре выступает в качестве средства выразительности, хотя в одних скульптурах он может разрушить целостность пласти­ческого образа и его содержания, а в других — необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый вы­бор цветов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные при­родными свойствами материала, не прибегая к дополнительной рас­краске.

Композиция — незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозмож­но создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластиче­ских произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.

Пропорция справедливо считается «мерилом» частей в скульпту­ре. Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изобра­жения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отобра­жается в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.

Динамика и статика — выразительные средства, которые отри­цают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Если же рассматривать композицию с точки зрения движения, то можно условно разделить ее на два вида: 1) «закрытые» центростремительные, статичные; 2) «открытые», стремительные, динамичные. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична,’ контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.

Скульптура многогранна и многообразна. Она не просто руко­творное произведение, она некий отпечаток культурно-исторической эпохи, ее воззрений, отношений к человеку. Скульптура существует по собственным законам, которые имеют свою специфику, позво­ляющую раскрыть новые грани искусства и бытия человека. Цель скульптуры — запечатлеть суть эпохи и донести ее до потомков, со­хранить традиции и дать им новое звучание. «Лаконизм, который отличает скульптуру, — это не примитивное искусственное упроще­ние, а концентрация идей и многозначность смысла»1.

Контрольные вопросы

1. С чем связано появление скульптуры как вида искусства?

2. Дайте характеристику выразительных средств скульптуры.

3. Сравните жанровое разнообразие живописи и скульптуры. Укажите специфику раскрытия одних и тех же жанров в живописи и в скуль­птуре.

4. Влияет ли материал на выразительность пластического образа? Рас­кройте изобразительное своеобразие каждого материала.

5. Какое значение моделировке форм придавал О. Роден?

6. Влияет ли цвет на выразительность пластического образа? Какую роль выполнял цвет в скульптуре?

[1] Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М., 1999. — С. 117.

Источник

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СКУЛЬПТУРЫ

Выразительность скульптуры достигается благодаря архитекто­нике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скуль­птура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.

Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.

Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяю­щихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.

Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произве­дения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур рас­крывает суть образа, и тем он интересен.

Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, по­скольку моделирование составляет большую часть работы над по­верхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая модели­ровка может сузить содержательную сторону скульптуры.

Пластика и пластичность — близкие понятия, которые в раз­ных областях жизнедеятельности человека могут иметь различные значения. В теории искусства под пластикой понимаются постепен­ность и плавность переходов одного объема и одной поверхности в другие. В скульптуре ее объясняют как результат моделировки, обусловленной скульптурной обработкой поверхностей объема. Пластичность в искусстве — качество, присущее скульптуре, худо­жественная выразительность объемной формы. Исходное значение понятия «пластичность» — это эмоциональность, художественная цельность и образная убедительность лепки объема в скульпту­ре, гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы. Слово обозначает выразительность объемной формы во всех искусствах: архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искус­стве, — т. е. пластичность связывается как с изображением объема на плоскости, так и с созданием реального объемного образа.

Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульп­туры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.

Светотень заставляет «оживать» любое скульптурное произве­дение. Каждая поверхность, каждый материал по-своему реагирует на свет, это необходимо учитывать при работе над моделировкой и фактурой. Рефлексы, возникающие от отношений света и тени, способны усилить или ослабить эффект формы, цвета, линий. Изменение освещения всегда оказывает влияние на восприятие скульптурного объема и его фактуры. Важно учитывать эту осо­бенность при установке скульптуры, для того чтобы предусмотреть эффекты освещения.

Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цве­тов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.

Композиция— незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозмож­но создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластиче­ских произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.

Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображает­ся в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.

Динамика и статика — выразительные средства, которые отри­цают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложне­ние ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.

Скульптура многогранна и многообразна. Она не просто рукотворное произведение, она некий отпечаток культурно- исторической эпохи, ее воззрений, отношений к человеку. Цель скульптуры — запечатлеть суть эпохи и донести ее до потомков, сохранить традиции и дать им новое звучание. «Лаконизм, который отличает скульптуру, — это не примитивное искусственное упро­щение, а концентрация идей и многозначность смысла». (Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М., 1999. — С. 117)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу видов скульптуры.

2. Разработайте презентацию по одной из тем скульптуры.

3. Выполните рельефное изображение на свободную тему.

4. Выполните круглую скульптуру в мелкой пластике.

Источник

Средства художественной выразительности скульптуры.

Средства художественной выразительности скульптуры:

Объем

«Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.»

Пропорции

Светотеневая моделировка (тонкая или обобщенная) и цвет.

Материал.

«От назначения и содержания скульптуры зависит выбор скульптурного материала, а также техника исполнения. Так, мягкие вещества (глина, воск, пластилин) служат для лепки. Твердые материалы (различные породы камня, дерева) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (металлы, гипс, бетон и т. п.) служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм».

Постановка фигуры в пространстве

Передача движения фигуры

Позы

Рельефность формы

Художественное пространство в скульптуре.

Скульптура взаимодействует с пространством.

Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).

Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).

Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.

Существует 2 формы композиции:

1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством)

2 вида объемно-пространственной композиции:

1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична.

2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.

Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.

Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя.

Типология скульптуры.

Скульптура— вид изобразительного искусства, который заключается в вырезании или высекании объемной формы из природного материала.

ПО ФОРМЕ:

1. Круглая скульптура (свободная) – разновидность скульптуры, которая свободно размещена в пространстве и как правило требует кругового обхода.

· Бюст – погрудное, скульптурное изображение человека. Наиболее распространенный вид скульптурного портрета, может быть надгробным. (происхождение связывают с культурой Др. Гр.)

· Статуя – свободностоящее объемное изображение человеческой фигуры, животного, фантастического существа, обычно помещенное на постамент.

· Скульптурная группа – объединяет несколько фигур, связанных единым замыслом, общностью сюжета и единством пластического решения. Она всегда ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНА, чем близка к рельефу.

2. Рельеф – изображение, распроложенное на плоскости, образующей его фон; выпуклая скульптура, развернутая на плоскости.

· Барельеф – выступает над плоскостью МЕНЬШЕ чем на половину своего объема.

· Горельеф – выступает над плоскостью БОЛЬШЕ чем на половину своего объема.

*Койланаглиф – сочетание вырезанного рельефа и выпуклого изображения (встречается в Др. Египте.)

3. Малые формы –медали, монеты, статуэтки, плакетки, изделия торефтики, глиптика(резьба по камню)

1. Монументальная – расчитана на конктретное арх. пространство или природн. окр., ставится в открытом публичном пространстве, адресована множеству зрителей.

2. Станковая – не привязана к месту, скульптура малых форм, носит более камерный характер. Свободноперемещаема. Место ее жизни – интерьер.

3. Скульптура малых форм– включает широкий круг произведений, которые предназначены для интерьера. Назначение определяет небольшой размер и особенность их пластической структуры.

4. Декоративная – скульптура, которая украшает.

Типы композиционного построения скульптуры

Скульптура взаимодействует с пространством.

Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).

Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).

Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.

Существует 2 формы композиции:

1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством).

2 вида объемно-пространственной композиции:

1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична. Фронтальность присуща замкнутой скульптуре.

2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.

Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.

Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя. ФРОНТАЛЬНОСТЬ!

Источник

Выразительные средства скульптуры. При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других ви­дов изобразительного искусства

Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре

Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре

Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре

При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других ви­дов изобразительного искусства.

Наиболее распространенные термины-понятия: композиция, силуэт, движение, ритм, светотень, фактура, цвет имеют свою специфику.

Композиционное построение — одно из важнейших художест­венных средств скульптуры.

Композиция — соотношение, взаимное расположение час­тей. Средствами композиционного построения изображения в про­странстве являются поза, жест, атрибуты представляемого персона­жа, позволяющие автору располагать в различных плоскостях пла­стические массы, создавая тем самым множество «профилей», обога­щая произведение, раскрывая в каждом новом ракурсе особые возможности формы, добиваясь тем самым ее целостности.

Обратимся к уже упоминавшемуся примеру — римским мрамор­ным копиям с греческих бронзовых оригиналов, создатели которых вводили дополнительные опоры для достижения не только реальной физической устойчивости фигур, но и целостности зрительного вос­приятия мраморной формы, ибо присущее камню качество статуарности требует адекватной трактовки скульптурной массы. Однако порой подобные конструктивные дополнения нарушают композиционное единство памятника, его художественный образ.

Постамент (пьедестал) имеет особое значение в решении образа в це­лом. Специфика монументальной скульптуры такова, что она не­избежно требует постамента, неких котурнов, ибо осматривать ее нужно находясь на некотором удалении. Известен просчет, допу­щенный Роденом (его признавал и сам скульптор), который пер­воначально установил свою многофигурную композицию «Граждане Кале» почти без постамента, прямо на булыжной мостовой-города, где и разворачивалась легшая в ее основу средневековая героическая история. Памятник не рассчитан на то, чтобы с ним» «дружески здоровались за руку», он требует торжественности в восприятии.

Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи па­мятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа ца­ря-реформатора в памятнике Петру работы Фальконе (1765—1782, СПб.).

Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно ши­роки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персо­нажам значение памятника герою или событию.

Особенно существенна роль постамента в скульптурном портре­те, когда изображается только голова человека, погрудный или пояс­ной срез фигуры. В этом случае пропорции постамента становятся не только средством вычленения изображения из окружающей среды, но и важнейшим компонентом в создании художественного образа порт­ретируемого.

Более высокий или более низкий пьедестал нарушает органич­ность восприятия, а потому «требует» более детально композицион­ной и пластической разработки как художественного обоснования.

В мемориальных сооружениях пьедестал часто обретает роль символической доминанты, подчиняя своему пропорциональному, ритмическому и пластическому строю скульптурные изображения. Правда, в некоторых произведениях XX века пьедестал отсутству­ет. Классическим примером такого сознательного отказа как компо­зиционного приема могут служить «Граждане города Кале» О. Роде­на, но и в этом произведении сохраняется граница — плинт, на кото­ром размещена и в пределах которого скомпонована скульптурная группа.

В определенные исторические эпохи пьедестал в скульптуре, особенно монументальной, обретает значение, почти равное главно­му, венчающему композицию изображению.

Композиция рельефа, ориентированного на плоскость стены, блок пьедестала или архитектурный фон, обу­словливается заданными размерами и формой. Они же определяют масштаб фигуративных или орнаментальных изображений, наконец, глубину и высоту.

Композиция скульптуры замыкается силуэтом, контуром, фикси­рующим ее реальное физическое место в пространстве. Именно силу­эт, «читающийся» на значительном расстоянии, призван выражать основное содержание памятника, его динамическую или статическую форму. Поэтому особенно значительна роль силуэта в монументаль­ной скульптуре. Силуэт наиболее узнаваем, он всегда остается в па­мяти, являясь важнейшим носителем образного начала.

Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть фото Что является основным выразительным средством в скульптуре. Смотреть картинку Что является основным выразительным средством в скульптуре. Картинка про Что является основным выразительным средством в скульптуре. Фото Что является основным выразительным средством в скульптуре

Силуэт в скульптуре способен передать лишь общий характер дви­жения, его основную направленность, зафиксированную позой и жестом. При этом их возможности значительно шире и далеко не всегда укладываются в границы контурного очерка силуэта.

Положение фигуры, жест является важнейшим средством пере­дачи движения в скульптуре. Посредством жестов человек выражает свои эмоции. Жесты порой оказываются правдивее слов. Язык жеста наиболее доступен пониманию. На протяжении веков и тысячелетий сформировались определенные жесты-символы, жесты-знаки, выражающие клятвы, призывы, проклятия, покаяние, скорбь.

Направленность, композиционная упорядоченность движения в скульптуре определяется ритмом. Понятие ритма в этом виде искусст­ва может быть рассмотрено в различных аспектах. Это ритм опорных и свободных элементов, ритм масс, создающийся за счет чередования наполненных и разряженных, облегченных форм или участков плос­кости в рельефе, ритм движений, передаваемых пластическими фор­мами, наконец, ритм драпировок, жестов, разворотов фигур в про­странстве. Ритм может быть равномерным, замедляющимся или уско­ряющимся, пульсирующим, как ритм биения человеческого сердца.

Достаточно сложны взаимоотношения скульптуры и света. Его от­ражением на выпуклостях и впадинах поверхности создается свето­тень, обеспечивающаяся особенностями моделировки формы: спо­койной, с гладкой поверхностью, примером чего может служить ан­тичная греческая скульптура эпохи классики, или бурной, как бы из глубины поднимающей бугры мышц, но не разрушающей целостности.

Приемы светотеневой моделировки связаны с еще одним средст­вом художественного выражения — фактурой поверхности. Каждый скульптурный материал обладает своей, присущей ему фактурой, воз­можности ее весьма широки, но различные способы обработки по­верхности придают ей дополнительные качества. Для мрамора — это насечки, выявляющие его кристаллическую породу, шлифовка и по­лировка, придающие ему прозрачность, для бронзы — чеканка и по­лировка.

Время оказывает неуклонное разрушающее воздействие на фак­туру скульптурной поверхности, покрывая бронзу так называемой ди­кой патиной, уничтожая полировку мрамора, и тем самым изменяя особенности восприятия памятников.

Существует несколько возможностей использования цвета в скульпту­ре. Одно из них — тонирование. Так, Пракситель с помощью живописца Никия тонировал воском свои мраморные скульптуры. Благодаря тепло­му тону воска «Отдыхающий Гермес» или «Афродита Книдская» являли собой не натуралистическое подражание человеческому телу а истинно художественный образ, исполненный человеческой теплоты. Часто то­нируют гипс, чтобы избавиться от его мертвящей белизны.

Однако к какому бы способу использования цвета ни прибегал скульптор, он всегда должен помнить, что цвет в пластике не может быть иллюзорным, не может имитировать цвет подлинный, ибо это будет только нарушать пластическую гармонию.

Золочение дерева и бронзы, так же как и патинирование послед­ней, являются не только важнейшим средством достижения декора­тивного эффекта, создания естественной защитной пленки, но и спо­собом обобщения пластической формы как одного памятника, так и целого скульптурного ансамбля.

Виппер: «Совершенно бесцветной скульптуры во­обще не существует: каждый, даже одноцветный материал, обладает своим тоном, который участвует в воздействии статуи: существует красный или серый гранит, зеленый базальт, черный доломит; даже мрамор бывает голубоватого или желтоватого оттенка, даже бронза отличается или зеленоватой, или бурой патиной. Гипсовые отливы именно потому кажутся такими безрадостно голыми, что не имеют ни­какого тона. С другой стороны, цвет в скульптуре не должен быть са­моцелью, но только средством» <Введение в историческое изучение искусства. С. 100).

Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой вос­принимается в скульптуре как внутреннее движение, как состоя­ние, длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. Скульптурное изображение мертвого человека передает скрытое движение, разлитое в теле, его последний покой или последние усилия борьбы, застывшие навек. Таково изображе­ние мертвого Христа, лежащего на коленях у богоматери, в скульп­туре «Пьета» Микеланджело. Движение спит в теле бога-сына, которое ниспадает с колен матери и одновременно как бы сопро­тивляется этому безжизненному падению.

В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несу­щий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.

В самой природе ваяния заложено широкое обобщение. А. С. Пушкин отмечал, что скульптура раскрашенная производит меньшее впечатление, чем одноцветная, раскраска отнимает у нее обобщение.

Анализ произведения скульптуры ни в коей мере не является ка­нонической схемой, однако, в логически обоснованной последова­тельности в нем должны присутствовать элементы рассмотрения важ­нейших моментов, обусловленных специфическими особенностями скульптуры как особого вида искусства, обладающего относительной самостоятельностью развития. Общие для всех видов искусства про­блемы стилистической и жанровой принадлежности произведения, его композиционного и пропорционального строя и т. д., обретают в сфере скульптуры свои неповторимые особенности.

Возможности анализа скульптуры поистине неисчерпаемы. Изу­чение этого древнейшего вида искусства достаточно сложно, но обра­щение к нему, постижение его художественных образов — это обра­щение человека к своей природе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *