Что является основными задачами взаимодействия образовательного учреждения и родителей
Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников
Дата публикации: 19.01.2016 2016-01-19
Статья просмотрена: 3296 раз
Библиографическое описание:
Прудыус, В. Г. Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников / В. Г. Прудыус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1 (105.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/archive/105/25042/ (дата обращения: 16.12.2021).
Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников
Прудыус Василий Григорьевич, начальник 2 курса
Севастопольское президентское кадетское училище
Педагог, работающий с коллективом воспитанников, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
Основными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:
— дни открытых дверей;
— индивидуальные беседы и консультации;
— работа с опекунами сирот;
— контроль участия родителей в решении проблем успеваемости;
— совместные мероприятия, походы, творческие вечера;
— участие родителей в работе родительских комитетов и т.д.
Одной из основных форм работы с родителями выступает родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни училища, курса или класса. Собрания не должны сводиться к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать воспитанника и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе педагог показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.
Тематика собраний может быть разнообразной, но, как показала наша практика, в силу закрытости образовательного учреждения, родителей помимо общепринятых вопросов успеваемости и дисциплины детей, интересуют и специфические, такие как: медицинское обеспечение, организация питания, обеспечение вещевым имуществом и финансовым довольствием, а также организация отдыха и досуга кадет.
Одно из родительских собраний было посвящено изучению уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища. Большая часть родителей не имеет возможности общаться с преподавателями и воспитателями лично, поэтому тема собрания была интересна как родителям, так и педагогам. Для предметного разговора на собрании предварительно было проведено модифицированное анкетирование родителей
Обработанные данные, полученные при анкетировании родителей кадет 5-х классов, для наглядности представлены в виде диаграмм.
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
— удовлетворенность родителей образовательной средой училища находится на достаточно высоком уровне.
— практически все родители удовлетворены взаимоотношениями преподавателей и воспитателей с их детьми; довольны тем, что их ребенок учится именно в этом училище.
— абсолютное большинство родителей отмечает, что дети довольны блюдами, предлагаемыми столовой.
Педагогическим итогом родительского собрания стала разработка следующих рекомендаций:
— признать высокую привлекательность образовательной среды училища для родителей кадет;
— продолжить формирование позитивного образа училища для родителей через доступные средства коммуникации;
— рассмотреть допустимые формы участия родителей в управлении училищем, например, возможность внесения от представителей родительского комитета курса предложений по улучшению образовательного процесса, совместного проведения семинаров, круглых столов и др.
Педагогическая основа сотрудничества образовательного учреждения и семьи в воспитании кадет заключается в совпадении целей училища и родителей.
Каковы же основные аспекты сотрудничества? Это:
— изучение ребенка, его особенностей, возможностей и способностей;
— определение цели и задач воспитания;
— определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
— своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
— выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
— коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что педагогические цели достигаются:
1. Изучением уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища при помощи анкетирования родителей и выработки рекомендаций.
2. Методами диагностирования кадет, работой педагогов-психологов училища по адаптации воспитанников к новым условиям жизни и учёбы.
3. Активным вовлечением родителей в решение проблем успеваемости и качества знаний, дисциплины кадет при помощи использования электронной системы дистанционного доступа «LMS – Школа» и еженедельных встреч с воспитателями.
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.
3. Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.
4. Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. М., 2007.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.
9. Педагогическая психология. Учебное пособие: М.: Флинта, Наука; 2012.
10. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008.
Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй
Ольга Васильевна Васильева
Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский.
Дошкольным образовательным организациям необходимо ориентироваться на поиск новейших форм и методов работы, учитывающих актуальные потребности семьи, способствовать развитию активной жизненной позиции у родителей. В процессе взаимодействия детского сада и семьи стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей. В настоящее время для ДОУ актуально не только занимается воспитанием ребенка, но и предоставлять родителям консультации по вопросам воспитания. Педагог – не только воспитатель, он партнер для родителей по воспитанию дошкольников.
Большое значение имеет отношение родителей к воспитанию своих детей. Неотъемлемой частью родительской педагогической культуры является их стремление как можно более совершенно воспитать собственных детей, ответственно подходить к выполнению родительских обязанностей.
Для успешного сотрудничества родителей и педагогов необходимо:
— взаимопонимании и доверии обоих сторон;
— создания активной развивающей среды, разнообразных активных форм в взаимодействии взрослых и детей, которые предполагали бы единый подход к развитию ребенка семьи и дошкольного образовательного учреждения;
— анализ частных и общих проблем в воспитании и развития ребенка.
Для планирования успешной работы, педагогам необходимо знать социальный состав, настрой и ожидания родителей от участия дошкольного учреждения в развитии и воспитании их ребенка. В этом педагогу помогут проведение бесед и анкетирования родителей. На основе собранных данных воспитатель дошкольного учреждения сможет профессионально скорректировать свою работу с родителями детей, найти эффективные приемы для взаимодействия с каждой семьей. В современных условиях дошкольным учреждениям необходимо быстро реагировать на все изменения, происходящие в обществе, в образовательных запросах и потребностях семей, их социальном состоянии. Таким образом детский сад обязан постоянно находиться в состоянии развития. С этим учетом нужно корректировать тематику и форму запланированных мероприятий для каждой отдельно взятой семьи. Взаимодействие с семьёй предопределяет корректное обращение педагогов с родителями, дружелюбный стиль общения.
С учетом нынешних требований важно, чтобы целью дошкольной организации стало становление и признание родителей в статусе полноценных участников образовательного процесса и формирование единого пространства по развитию детей в дошкольном учреждении и в семье. Важно ориентироваться на тот факт, что продуктивность процесса воспитания и развития ребенка, взаимодействия детсада и родителей зависит от профессиональной компетентности, как педагогов, так и педагогической культуры самих родителей. Государственный образовательный федеральный стандарт по дошкольному образованию один из результативных факторов в нравственном и духовном развитии, в воспитании дошкольников, их социализации – повышение педагогической культуры у родителей, а также развитие в семье педагогической грамотности.
Задача взаимодействия воспитателя с семьями дошкольников заключается в том,чтобы:
— познакомить родителей со всеми особенностями психического и физического развития ребёнка, развития навыков безопасного поведения, самостоятельности, умения оказывать элементарную помощь в ситуациях, угрожающих здоровью;
— познакомить взрослых с главными особенностями подготовки ребенка к школе, развить позитивные отношения к будущей школьной жизни;
— полностью ориентировать взрослых на развитие основной познавательной деятельности дошкольника, развитие его кругозора, элементов логического мышления в процессе игр, общения с взрослыми и детской самостоятельной деятельности, различных психических процессов;
— помочь взрослым создать необходимые условия для развития ответственности, организованности у старших дошкольников, умений общаться с детьми и взрослыми, способствовать развитию социальной активности в деятельности, совместной с родителями;
— в полной мере способствовать развитию партнерских позиций родителей при общении со своим ребенком, формированию уверенности в себе и положительной самооценки, поближе познакомить взрослых с основными способами развития самоконтроля у детей и воспитания полной ответственности за совершенные поступки и действия. Стоит отметить, что успешное взаимодействие становится возможным только тогда, если воспитатель знаком с воспитательными возможностями семьи каждого ребенка, а семья имеет полное представление о детском садике, которому она доверила воспитание своего ребенка.Отличную возможность для обоюдных познаний воспитательного потенциала предоставляют: организуемая специально педагогическая социальная диагностика с использованием анкетирования, бесед и сочинений; посещение воспитателями семей своих воспитанников; организация в детском саду дней открытых дверей; различные собрания-встречи, которые ориентированы на знакомство с трудностями и достижениями сторон, воспитывающих детей.Главными формами просвещения выступают: родительские собрания, конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты.
Сегодня особой популярностью не только у воспитателей ДОУ, но также и у родителей пользуются именно нетрадиционная форма общения.Выделяют такие основные нетрадиционные формы: досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках); информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»); наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, просмотров открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек); познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультация в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей). Все они построены по типу развлекательных и телевизионных игр, программ и направлены на то, чтобы установить неформальные контакты с родителями затем, чтобы привлечь их внимание к детскому саду. В новых современных формах взаимодействия со взрослыми реализуется принцип диалога и партнерства.
Необходимо помнить, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен при этом вполне отдавать себе отчет в том, что каждая из семей имеет ряд персональных особенностей, в результате чего семьи по-разному реагируют на вмешательство в процесс воспитания детей извне.В результате этого сегодня наиболее актуальными задачами остаются: разграниченный подход к семьям различного типа, индивидуальная работа с каждой из семей, постоянная забота о том, чтобы из поля зрения специалистов не упустить каких-либо важных вопросов.
«Турнир 5» — соревнования среди работников профсоюзных организаций Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички. В 2014 году я вступила в ряды работников профсоюзной организации города Северодвинска.
Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг» 26 – 27 марта в Областном центре дополнительного образования детей имени Ю. А. Гагарина в городе Калуге, проходил областной конкурс художественного.
Консультация для председателей первичных профсоюзных организаций ДОУ Консультация для председателей первичных профсоюзных организаций ДОУ. «Профсоюзная страничка на сайте образовательной организации». Здравствуйте,.
Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.
Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб «Дружная семейка». В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.
Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию»Юный спасатель» среди дошкольных.
Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
Взаимодействие (в педагогике) – это процесс, происходящий между субъектами образовательного процесса, осуществляемый не только во время педагогического процесса, но и за его пределами, направленный на воспитание и развитие личности ребенка.
Необходимость взаимодействия
Значимость организации взаимодействия между родителями и сотрудниками образовательной организации заключается в объединении их усилий в реализуемом воспитательно-образовательном процессе. А также для того, чтобы применяемые методы воспитания и обучения сотрудников образовательного учреждения и родителей были одной направленности и не противоречили друг другу.
В настоящее время правильная и полноценная организация взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями учащихся (воспитанников, является одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом каждой образовательной организации. Для организации эффективного взаимодействия с родителями, педагоги стремятся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сделать их своими помощниками.
Основными формами взаимодействия являются родительские собрания, консультации, беседы, встречи и т. п.
Цель взаимодействия родителей с сотрудниками образовательного учреждения – объединение усилий и выработка единых методов и средств воспитания, обучения и развития ребенка.
Основные задачи взаимодействия заключаются в следующем:
1. Повышение педагогической культуры у родителей.
2. Приобщение родителей к жизни образовательного учреждения, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
3. Осуществление совместного поиска наиболее эффективных методов, средств, форм, приемов и технологий воспитания и обучения детей.
Компетенции, необходимые педагогу для организации взаимодействия с родителями
Для того, чтобы педагог мог организовать действительно эффективное и продуктивное взаимодействие с родителями, он должен обладать рядом профессиональных компетенций.
Основные компетенции, необходимые педагогу для организации эффективного взаимодействия с родителями:
1. Наличие практического опыта в области:
-планирования работы с родителями;
-владение навыками наблюдения за детьми (фиксация полученных данных);
-постановка четкой цели и задач, которые необходимо решить в процессе взаимодействия с родителями;
-наличие навыков эффективного взаимодействия с другими сотрудниками образовательного учреждения и администрацией;
2. Наличие профессиональных умений, которые заключаются в следующем:
-умение формировать представление об особенностях в воспитания в семье, на основании данных полученных в ходе наблюдения за детьми, анкетирования родителей, в процессе общения с ними;
-на основании имеющихся данных формулировать цели и задачи по взаимодействию с каждой конкретной семьей;
-умение организовывать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам воспитания и развития ребенка;
-осуществлять анализ процесса взаимодействия с родителями.
3. Владение следующими профессиональными знаниями:
-знание основных документов, регламентирующих права ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
-особенности процесса адаптации и социализации детей в обществе;
-основы планирования, организации и реализации взаимодействия с родителями;
-знания об особенностях и функциях современной семьи;
-знания о методах и приемах оказания необходимой консультационной педагогической помощи семье по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
-должностные обязанности педагогического работника;
-знания об основных методах, средства, приемах и формах взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями.
Индивидуальная работа с родителями, как одна из форм взаимодействия
Индивидуальная работа с родителями может быть осуществлена в форме консультации, беседы или личного посещения педагогом семьи ребенка на дому.
Проведение индивидуальной работы может быть основано на:
1. Возникновение проблем в общении ребенка с другими детьми и педагогами.
2. По результатам проведенного наблюдения (выявлены проблемы в поведении, общении и т. д.).
3. По инициативе самих родителей или ребенка, связанной с ситуацией в семье, для разрешения ряда вопросов воспитания и т. д.
Одной из наиболее популярной и часто используемой формой, являются индивидуальные консультации.
Индивидуальная консультация – проводится между педагогом и родителем, по вопросам воспитания, обучения и развития детей, с целью установления более близкого контакта с семьей ребенка, разрешения проблемных ситуаций.
Индивидуальная консультация может быть заранее запланирована, а может проходить спонтанно. Поэтому для ее проведения педагог должен обладать необходимыми профессиональными навыками и компетенциями, уметь быстро ориентироваться и отвечать четко и доступно на вопросы родителей.
На запланированную индивидуальную консультацию, при необходимости, могут быть приглашены специалисты, которые дадут родителям дополнительные консультации по интересующим их вопросам. В некоторых случаях присутствие специалистов бывает просто необходимо. Особенно это актуально в тех случаях, когда ребенок имеет реальные проблемы в развитии или обучении.
Проведение каждой консультации, вне зависимости от того, была она запланированной или проведена спонтанно, должна подвергаться тщательному анализу со стороны педагогу. Это поможет не только тщательнее разобраться в проблеме и помочь родителям, но и будет способствовать повышению собственной профессиональной компетенции, пополнении своих знаний.
Все проведенные индивидуальные консультации должны фиксироваться в специальном дневнике, где педагог описывает цель, рассматриваемую проблему, принятое решение. Данные записи необходимы для того, чтобы отследить динамику изменений в семье и у ребенка. Кроме того, анализ записей в дневнике поможет педагогу выделить наиболее актуальные проблемы, которые возникают у родителей и на их основании разработать памятки для родителей, оформить стенд с важной информацией и т. д. Тем самым осуществляется объединение усилий сотрудников образовательного учреждения и родителей, что является основной целью их взаимодействия.
Фигурные эко-кормушки для птах «Взаимодействие с родителями» Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. «Ребята, вы когда-нибудь задумывались, почему.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Развивающая доска «Бизиборд». Взаимодействие с родителями. В нашей дошкольной образовательной организации (среди младших групп) объявлен конкурс «Путешествие в страну Сенсорику» (изготовление игр.
Строительство горки. Взаимодействие с родителями Кататься с горок зимой – это древняя традиция на Руси. В давних временах такое развлечение имело особенный смысл. Люди считали, что катание.
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников Наш Рязанский детский сад с каждым годом все больше удивляет и радует всех его посетителей, а также работников своими грандиозными преображениями.
Взаимодействие с родителями по пластилинографии. Фотоотчет В начале учебного года познакомила родителей средней группы «Цагда» с темой и целью кружка «Пчелка». Активно использовались такие формы.
Взаимодействие с родителями «Снежная горка» Для большинства детей зима – это волшебное время года, которое воплощает в себе атмосферу новогодней сказки. Вот и мы постарались сделать.