Что является основой формирования детского творческого конструирования
Детское конструктивное творчество с детьми старшего возраста
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе. У детей развивается логическое мышление, память, воображение, способность к самостоятельности, творчеству.
На занятиях конструирования у детей формируется важные качества: умение слушать воспитателя, понимать умственную задачу, находить способ решения.
Конструирование относиться к продуктивному виду деятельности, которое отвечает интересам и потребностям дошкольников, все окружающие может явиться источником замысла детей: разнообразный предметный мир, художественная литература, разные виды деятельности, самая главная — игровая.
В конструировании дети должны научиться сгибать бумагу по полам, вчетверо в разных направлениях, диаметру, в круге сглаживая линии сгиба по линиям. Для изготовления поделок используют белую, цветную бумагу, картон.
Дети дошкольного возраста по мнению Л.С. Выготского могут выполнять деятельность, в которой необходимо идти от замысла к действию. Исследователи изучающие конструирование у детей дошкольного возраста выяснили, что дети начинают действовать в соответствии замыслом под влиянием педагога, конструктивный замысел отражает как конечный результат деятельности, так и способ создания этого результата. Развиваю навыки творческого конструирования из бумаги посредством разнообразной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание и т.д.), и видов бумажного конструирования: оригами, квиллинг (бумагокручение), бумажная скульптура, бумагопластика (поделки на основе цилиндра, конуса, параллелепипеда).
Традиционная методика обучения конструированию из бумаги строится на подражательной основе, где основными приемами обучения являются конструирование по образцу, показ и подробное объяснение воспитателем приемов изготовления конструкции, используют на начальных этапах обучения конструированию из бумаги. Работа продолжается по системе формирования самостоятельного творческого конструирования Парамоновой и Сафоновой: сначала предлагается формирование простых и более сложных обобщенных способов конструирования из бумаги вне контекста изготовления какой-либо конкретной игрушки, затем эти способы наполняются конкретным содержанием. Независимо освоенный способ является основой самостоятельного и творческого изготовления разных поделок на следующих этапах обучения
У детей старшего возраста имеется определенный опыт конструирования из бумаги, дети узнают виды и свойства бумаги, как конструкторский материал, знакомятся двумя способами техники оригами, получают первые представления о об их многофункциональности, учатся анализировать незнакомые поделки- выделять в них знакомые способы. В этом возрасте дает возможность решать новые задачи, направленные на формирование сложных конструкторских знаний, умений.
— ознакомление с техникой бумажной скульптуры и с более сложными способами техники оригами;
— формирование умения вводить способы конструирования в процессе изготовления различных игрушек; развитие воображение детей;
— совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия;
— формирование избирательного отношения к бумаге, умения подбирать по фактуре, размеру, цвету для передачи функциональных и характерологических особенностей конструируемых обьектов;
— формироавание основ коллективного конструирования.
Развитие стремления детей использовать созданные ими конструкции по назначению.
Формирование этих умений происходит в условиях обучения и на занятиях.
Обучение проходти в три этапа: на первом этапе проводится четыре занятия, на втором пять, на третьем три (всего 12 занятий).
На первом этапе: детей знакомят с четырьмя следующими способами конструирования:
Отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к противоположным сторонам; закручиванием прямоугольника, полученного из квадрата в цилиндр.
Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста
Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструирование — прежде всего важное средство умственного вос-питания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея-тельности, в частности в конструировании.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов,объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготов-ления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.,узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п., овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка.
Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
В процессе конструирования осуществляется физическое совер-шенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Создание поделок из природного материала и сбор его в процессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.
Целенаправленное и систематическое обучение детей кон-струированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Значение подвижных игр в развитии произвольного поведения детей дошкольного возраста На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.
Значение конструирования для детей дошкольного возраста Конструирование – это интересное и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.
Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребенка» Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка» Дети всего мира могут общаться на одном языке- языке игры. Игра.
Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме.
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста. Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного.
Значение театрализованных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые.
Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные.
Значение загадки в развитии детей дошкольного возраста Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Опыт работы «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Светлана Севастьянова
Опыт работы «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Этапы организации работы:
1 этап – диагностика – для определения знаний детей. Уровня их возможностей, а также для перспективного планирования дальнейшей работы по развитию конструктивного творчества.
2 этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых умений, навыков.
3 этап – закрепление полученных знаний, умений, навыков, углубление и расширение конструктивного творчества.
4 этап – совершение конструктивных способностей.
Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Гипотеза в данной работе – приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки помогут им успешно продолжить, наладить отношения в коллективе сверстников.
Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению. Формировать сенсорные способности детей. Развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус. Воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность. Учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.
Методы и приемы. Наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельности решения, т. е. задач проблемного характера.
Значимость данной работы заключается в том, что разработана система игровых и занимательных занятий по конструированию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста конструктивных способностей. Определена последовательность и содержание работы по конструктивному воспитанию дошкольников средствами игры, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс обучения, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему в своей работе.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции,различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Занятия по конструированию из строительного материала и крупных деталей конструктора типа «Лего» начала проводить в средней группе. В этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В данной группе проводила коллективные занятия такие, как «Сказочные домики»,ставила задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.
В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. В данном возрасте проводила такие занятия, как занятие по конструированию из бумаги «Тюльпан»,ставила перед детьми задачи: делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея. Детям очень понравилось работать с бумагой, они аккуратно ее складывали, чтобы подарить эти цветы мамам.
В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов.Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.
Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку. В этой группе проводила такое занятие, как конструирование из природного материала «Щенок»,перед детьми ставила задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.
Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду проводятся в игровой форме, т. е. дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе. А для реализации какого-то игрового момента. На занятиях дети раскованны, в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Способы поощрения использую разные. Это и вежливые, ласковые слова, и мимика, молчаливое пожатие руки.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
В результате своей работы по данной теме, воспитала у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ Перспективное планирование Основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении [cut=Читать.
Опыт работы по теме «Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования»
Ирина Махалова
Опыт работы по теме «Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования»
Опыт работы по социально-коммуникативному и художественно- эстетическому развитию дошкольников
«Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования«.
На сегодняшний день проблема организации конструктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях не стоит на первом месте и ей уделяется мало времени и внимания. Хотя именно посредством конструирования у детей развивается воображение, творческие способности, ребенок начинает познавать мир и всесторонне развиваться.
С помощью конструирования дошкольники могут создать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, развивая воображение и творческие способности. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
В этом году я работаю в средней группе с детьми 4-5 лет. Уже с младшего возраста мы начали свою работу по конструированию. В ходе игр, свободного общения с детьми, наблюдений я выяснила, что у детей плохо развиты воображение и творческие способности. Они не знакомы с конструктором, плохо знают его детали, затрудняются строить постройки из природного материала (песок, снег, вода, камушки, желуди) и деталей крупного конструктора.
Поэтому в прошлом году мне удалось поставить и реализовать следующие задачи:
*познакомить детей с крупногабаритным конструктором;
*Познакомить с деталями конструктора (куб, кирпичик, пластина);
*Сформировать умение вместе со взрослым строить башенки, домики, машинки, загородки, заборы, ворота, дорожки и т. д ;
*Поддерживать желание строить по образцу и самостоятельно;
*Способствовать пониманию пространственных соотношений и научить использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);
*Познакомить с природным материалом (песок, снег, вода, камушки, желуди) и способствовать строительным играм с ним.
* Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.
В младшей группе мы научились различать и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина, сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм из крупногабаритного строительного материала, познакомились с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости.
В первой половине года мне удалось научить детей располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу, или на определенном расстоянии (строя загородки, заборы, ворота, дорожки и т. д., изменять постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину.
Например:дети учатся преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя: «Постройте красную дорожку из кирпичиков, которые лежат перед вами. А теперь сделайте свою дорожку еще длиннее, для этого подберите детали такого же цвета. Саша, какие ты взяла детали, чтобы сделать свою дорожку длиннее?»
После этого воспитатель привлекает внимание малышей интригующим восклицанием: «А мы с Машей умеем строить другую дорожку! (Кладет рядом два кирпичика, соединив их узкими длинными гранями, дает ребенку три кирпичика.) А ты, Маша, дострой. Что мы построили? Правильно, дорожку, но только другую — широкую. Эта узкая. А это широкая. И вы тоже постройте широкую дорогу, такую, как у нас с Машей, но только длинную». (Поощряются дети, которые используют другие способы удлинения: например, объединяют две узкие пластины и прикладывают. На такие решения обращается внимание всех ребят.)
В конце занятия детям предлагается поиграть с постройками. Возле дорожек они сажают зеленые елочки, по дорожкам гуляют куколки и т. д.
Анализ занятия можно провести в игровой форме. Например,воспитатель берет куколку и просит от ее лица: «Вика, разреши мне, пожалуйста, погулять по твоей дорожке с твоей куколкой. Как тебя зовут, куколка? А меня Света. Какую ровную длинную дорожку построила Вика! Вика, а какого цвета дорожка? Из каких деталей она построена? Теперь я хочу погулять по Диминой дорожке». И т. д.
У детей постепенно появилось желание сооружать постройки по собственному замыслу, объединять их по сюжету (дорожки, дома, улица) и обыгрывать в режиссерской игре. Сюжетные игрушки предлагались сразу перед занятием вместе со строительным материалом.
Во время анализа образца постройки (который остается основным приемом обучения) мне удалось научить малышей определять и называть ее части,отвечать на вопросы: «С чего ты начнешь строить? Какие детали будешь отбирать для своей постройки? Что нужно сделать, чтобы постройка стала выше?».Ит. д.
В работе я использовала словесные указания. Например, «Отбери все кубики красного цвета и положи их в ряд, приставляя друг к другу». Что позволило
сооружать разнообразные многоцветные постройки, и не только различать цвета, но и называть их (все шесть, что важно для ребенка младшего возраста.
Задания для детей постепенно усложнялись. Все чаще я предлагала детям подумать самим, как построить, не показывая приемов работы: «Построй такие ворота, как у меня, но чтобы они были высокие и под ними могла проехать вот эта машина».
И наконец, к концу года стало возможно провести одно-два занятия по собственному замыслу детей, поскольку у них уже имеется некоторый конструктивный опыт.
Организуя занятия по замыслу, я предлагала малышам вспомнить, что они уже конструировали, что они хотят построить сейчас, из каких деталей, раздала вместе со строительным материалом игрушки.
Во время игр детей я продолжала учить их конструктивным навыкам. Но делала это ненавязчиво — так, чтобы дошкольники не чувствовали, что их обучают. «Здравствуй, щенок! — обращается воспитатель к игрушке, для которой ребенок построил домик. — Кто построил тебе такой домик? Нравится тебе в нем жить? Почему тебе нравится твой домик? Из каких деталей построил его Алеша? Какого цвета стены у домика?»
Хорошим приемом является конструирование вместе с детьми, а также создание игрового образа. Например, заметив, что мои малыши пытаются что-то построить,я подбадривала их:
Новый дом из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем.
Или, рассказав сказку,например: А. Толстого «Три медведя», спрашивала детей: «Что можно построить для наших мишек?»
Часто бывало, что ребенок, научившись тем или иным действиям, задерживался на строительстве одних и тех же предметов. Чтобы этого не происходило, я начинала строить с ним, совместно рассматривала иллюстрации, предлагала понаблюдать за работой товарищей.
В процессе конструирования и во время уборки строительного материала мы продолжали с детьми сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки, сортировать детали по виду и цвету, складывать на место.
В данном возрасте мы продолжили знакомиться со свойствами песка и делать из этого материала простейшие постройки.
Детей научились приему формовки более объемных и высоких форм. Воспитатель показывает и объясняет, как набирать полную формочку, уплотнять песок, опрокидывать, где по ней необходимо постучать, как поднять, чтобы не повредить куличик.
Мы научились строить горку из песка: в начале я показала ребятам образец, потом предложила построить как у меня, или горку выше моей, ниже, шире, уже. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладывается спуск (аналогично строительству дорожки). Малыши научились сооружать скамеечки, ворота, столы, стулья, мосты (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Огребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, малыши учатся строить заборчики.
Организуя работу со снегом, я продолжала приобщать детей обращаться за помощью к взрослым. Внимание ребят в этом возрасте становится устойчивее, движения более координированными. Они уже в состоянии преодолевать некоторые мышечные и волевые усилия. Поэтому появляется возможность несколько увеличить длительность работы и ее объем. Они могут трудиться в течение 15—20 мин. При этом важно переключать малышей с одного действия па другое. Например, сначала они нагружают снег в ящик, потом везут его к постройке, затем помогают подгребать снег и уплотнять постройку лопатой.
Малышей продолжают знакомить со свойствами снега и льда (из сырого снега можно лепить, сухой — рассыпается, льдинки прозрачные, разбиваются). Учат сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшать флажком, еловыми веточками от новогодней елки, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком. Дети сооружают горки для кукол. Для этого у снежного сугроба лопатой утрамбовывают вершину, затем делают спуск, проводя несколько раз лопатой от вершины горки к основанию. Воспитатель поливает его водой, объясняя малышам, для чего он это делает.
Малыши мастерят снежные пирожки, торты, пряники. С помощью лопаты прокладывают дорожки в свежевыпавшем снегу (продвигая ее вперед перед собой, а потом возят по ним игрушечные санки с куклами.
Работу по конструированию я проводила в любое время в течении дня в младшей группе и она очень заинтересовала моих любознательных малышей и дала стимул для дальнейшей работы на этот год.
В этом учебном году задачи конструктивнойдеятельности значительно расширились:
* Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);
* Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
*Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.
*Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
* Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
* Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу).
*Приобщать детейк изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
* Формирование умение преобразовывать поделку (постройку, дополняя её разнообразными деталями. Развивать воображение и творческие способности детей.
*Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
*Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу.
Я поняла, что для успешных занятий и игр с материалами детям необходимы богатые впечатления об окружающем мире. Поэтому мы начали свою работу со знакомства с объектами окружающего мира на основе выявления существенных признаков, используя и пополняя знания детей об окружающей среде.Например:
при рассматривании мебели, например стола, мы выяснили, что у всех столов обязательно есть крышка, ножки, но столы могут быть большие и маленькие, высокие и низкие, крышка стола может быть разной формы (квадратная, круглая, треугольная). Каждый стол имеет определенное назначение, а следовательно, и свои особенности (стол обеденный, письменный и т. д.). С помощью зрительного обследования дети познакомились и с другими однородными предметами, что помогло подвести их к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения.
На занятиях и в свободное время мы строили постройки:
1. по образцу (что это за объект? какие у него основные части, детали? как они располагаются в пространстве)
3. по условиям предложенным воспитателем.
Конструирование из строительного материала или способом скручивания бумаги в трубочку «Мосты», «Плот»
Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать. Как попасть в парк, как можно перебраться через реку?
Конструирование из строительного материала, конструктора «Лего» или счетных палочек
Животные просят строителей построить им новый зоопарк, так как старые вольеры уже сломались
Конструирование из деревянного конструктора.
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, как это сделать.
Конструирование из бросового материала. «Телефон»
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Конструирование из бумаги
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
Конструирование из природного материала «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
Конструирование из картонных коробок.
В городе надо построить новый микрорайон для туристов.
Конструирование из строительного материала «Скотный двор»
У бабушки в деревне прошел ураган и дом, где жили животные сломался. Теперь им негде жить.
Конструирование из бумаги «Волшебные цилиндры» (работа с образцами)
Животные- артисты отказываются работать на арене цирка без своей пары. Директор цирка не может себе позволить купить в свою труппу ещё артистов. У него нет денег. А маленькие зрители ждут весёлого вечернего выступления. Что делать?
Постепенно дети усвоили, что одни детали можно заменить другими,соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Дети усвоили принцип замены,а во время исполнения постройки я направляла их на самостоятельное решение таких задач: «Подумай, чем можно заменить кубики, если их не хватает», для сооружения постройки преднамеренно давала меньше, чем нужно, брусков и больше кубиков, чтобы перед ребенком встала задача замены брусков кубиками.Таким же примерно образом дети знакомились с отношениями между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т. д.
Перед выполнение задания я предлагала ребятам разнообразные образные игрушки, которые они использовали затем в сюжетно-ролевой игре, куда вносили свои постройки. Дети научились играть сообща, изменяя сюжет, и конструируя новые постройки, либо преобразуя уже имеющиеся. (например: по мосту и дорогам ездят автомобили всех ребят, можно предложить построить вместе одну общую дорогу, рядом бензозаправочную станцию, поставить светофор и т. д.)
В свободное время и на занятиях при работе с детьми я использую игры на развитие воображения: «Геометрическая мозайка», «Фигуры в ряд», «Собери из счетных палочек», «Заплатки», «Собери бусы», «Танграм» и др. Во время сюжетно-ролевой игры я предлагаю использовать природный материал, постройки из бумаги, счетные палочки, постройки из конструктора.Создаю для ребенка различные проблемные ситуации:
В работеиспользую различные методы и приемы: рассматривание объектов, беседы, наблюдения, дидактические игры, подвижные игры с природным материалом, эксперименты.
В результате дети научились конструировать по образцу, по условиям, схемам используя различные виды конструктора, пытаются самостоятельно создавать замыслы и находить средства для их реализации.
В средней группе мы с детьми продолжаем знакомиться с природным материалом, начинаем осваивать конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.
Из песка и снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнали, что песок сыпучий, и из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Начиная со этого учебного года,дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Таким образом, работу по конструированию очень важна для ребенка дошкольника, так как она помогает нам не только познавать окружающий мир в интересной форме, но и развивает конструктивные способности детей, их воображение, моторику и творческий потенциал, что необходимо для всестороннего развития личности дошкольника.
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.