Что является основой правовых норм в исламе

Мусульманское право

В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки.

Сложившись в своей основе еще в VII-X вв., в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама.

Происхождение мусульманской правовой системы

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг.

Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме-да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой.

Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романс-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман.

Особенности норм мусульманского права

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

Структура мусульманского права

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.

Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.

Международное право, базирующееся на идее существования двух миров — «мира ислама» и «мира войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Источники права

Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.

Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Коран выступает все же в первую очередь как фундаментальный богословский труд. Он является моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным моментом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, как чисто или даже преимущественно юридический акт.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — •кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

Источник

Что является основой правовых норм в исламе

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Своеобразен и подход мусульманской доктрины к пониманию источника права в формальном смысле (формы права). Теоретически здесь признается по существу лишь один вид источников – священные тексты Корана и сунны, на основе которых были сформулированы юридические правила поведения. Но это – источники особого рода; Коран не может быть предметом судебного анализа как обычный источник права. Поэтому, на практике применяются другие источники права.

Коран, который рассматривается как вечный и неизменяемый документ, содержит мало стихов юридического характера. Но, поскольку религиозные и нравственные предписания ислама теснейшим образом связаны с правом, остальные стихи тоже могут быть использованы в качестве источника, из которого «извлекается» право.

В отличии от Корана, где даже такие основные институты ислама, как молитва и закят (налог с имущества состоятельных мусульман в пользу нуждающихся), изложены без деталей, в сунне, которая состоит из многих тысяч хадисов, зачастую противоречащих друг другу, такие детали имеются.

Сунна – источник права подчиненный Корану, поэтому хадисы не имеют силы источника права в случае противоречия их Корану.
Если же для решения какого – то вопроса нельзя извлечь соответствующее правило ни из Корана, ни из сунны, то, по мнению мусульманских правоведов, это означает, что Аллах предоставил возможность людям самим урегулировать возникшее положение ноисходя из духа Корана и сунны или, по крайней мере, не противореча им.

В связи с этим, в шариате возникают другие источники права: такой как фетва муфтиев. Однако при всем значении этого источника, положившего начало выделения права из системы других социальных норм, все же фетва основывалась на толковании определенных положений священных текстов, на приспособлении их формулировок к решению данного дела.

Важнейшее место среди источников мусульманского права занимает иджма – единогласное мнение муджтахидов. Она означала единодушное решение вопроса, не урегулированного Кораном и сунной, введение нового правила поведения на основе консенсуса. Иджма это «презюмированное правосознание мусульманской общины».

Есть еще один источник права, которому мусульманские правоведы придают очень большое значение и видят в нем исключительные достоинства, обеспечивающие гибкость мусульманского права, это – фикх, правовая доктрина. Помимо принципа есть еще и реальная жизнь. Она заставляла выделить, извлечь из ислама собственно юридические нормы, что и начали делать муфтии в своих фетвах. Их дело продолжили исламские ученые – юристы, писавшие свои труды.

Эти труды составляют науку о праве – фикх. Но фикх вместе с тем означает и само действующее право, поскольку к этим трудам также можно обращаться при решении дел в суде, ссылаться на них, обосновывая свое решение.

Это все вовсе не означает, что законы. Указы халифов или иные нормативные акты государства не использовались в качестве источников шариата. Однако в «классическом» мусульманском праве эти виды источников имели второстепенное значение. В то время государство выполняло свою правотворческую роль преимущественно косвенно: через санкционирование норм, сформулированных судебной практикой и правовой доктриной.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Мусульманские правоведы весьма высоко оценивают своеобразие источников шариата, считая их исключительно гибкими.
По их утверждениям, используя различные способы, в огромном материале шариата всегда можно подобрать норму, подходящую к данному случаю, решить дело, применяя принципы шариата.

Нормы шариата охватывают все стороны жизни мусульман – мораль, религию, право. Они регулируют не только внешнее поведение человека, но и его внутренний мир и даже «загробную» жизнь. Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как община верующих.

Но характерной чертой шариата является то, что он «основан на идее обязательств, наложенных на человека», а не на концепции предоставляемых ему прав.

В исламе главное место занимает идея непреходящего долга человека перед Аллахом, покорности ему, принижения личности на всех ее уровнях (молодежи по сравнению со стариками, женщин – с мужчинами, не мусульман – с мусульманами и т. д.).

Таким образом, шариат представляет собой усеченную систему права, действующего в морально – религиозной, полумистической оболочке; систему, которая характеризуется архаизмами и по объему регулирования общественных отношений совершенно не соответствует современным условиям

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

СТРУКТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.

Для обозначения мусульманского права исследователи, как правило, пользуются двумя основными терминами – «шариат» и «фикх». Большинство правоведов, отмечая близость этих понятий, вкладывают в них различное содержание:

1. Шариат – как универсальная нормативно – догматическая система регулирует поведение мусульман во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли и поэтому включает четыре элемента:

1) религиозную догматику ислама,
2) мусульманскую мораль и этику,
3) нормы, регулирующие «отношения верующих с Аллахом», т. е. порядок выполнения основных религиозных обязанностей,
4) правила поведения мусульман в отношениях между собой и с не мусульманами.

2. В более узком значении, понимая под ним лишь мусульманские нормы, регулирующие лишь взаимоотношения людей, имеющие обязательную силу определенной части религиозных обрядовых правил. Имея в виду всю совокупность таких норм, термин «мусульманское право», можно употреблять в специфически юридическом значении.

Мусульманские юристы единодушно выделяют в составе мусульманского права две группы норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны, а вторую – нормы, сформулированные мусульманско – правовой доктриной на основе других, «рациональных» источников.

По разным оценкам, из более чем 6000 стихов Корана только от 200 до 500 содержат правила поведения, которых должны придерживаться мусульмане в своих взаимоотношениях, а 140 установили порядок отправления основных религиозных обязанностей – совершения омовения, молитвы и паломничества, соблюдения поста и т. п. Причем, если в Коране, а также развивающейся и дополняющей его сунне имеются все без исключения правила религиозного культа, то в сфере нормативной регламентации отношений между людьми эти источники содержат весьма скромную часть предписаний.

По степени определенности все нормы Корана и сунны делятся на две категории. Первая включает абсолютно точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и лишь некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей.

Данная категория норм не допускает самостоятельного толкования правоведами, а также формулирования на этой основе различных конкретных условий, представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться на практике. Вторую разновидность составляют отвлеченные и не достаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения, без которых эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие характер отвлеченных религиозно – моральных ориентиров и открывающие простор для толкования и конкретизации.

Мусульманский судья не должен толковать Коран: авторитетное толкование этой книги дано докторами права, и именно на их труды может ссылаться судья.

Однако правовая доктрина сформулировала принцип, согласно которому «норма в своем существовании и исчезновении разделяет судьбу своего основания». Например, вопреки ясному предписанию Корана, требующему наказания кражи отсечением руки, преступник освобождался от подобного вида наказания во время голода, постигшего общину, и подвергался иному наказанию. Основополагающие источники – Коран и сунна – допускают в случае своего молчания использование рациональных приемов нахождения решений в конкретных конфликтных ситуациях.

С прекращением доктринальной разработки мусульманского права в его структуре произошли определенные изменения, связанные прежде всего с тем, что на практике, начиная с этого времени, стали применяться в основном нормы, ране сформулированные представителями школ – толков. Постепенно эти нормы приобрели достаточно стабильный характер в силу официального санкционирования государством выводов определенной школы мусульманского права.

Мусульманская юриспруденция определяет норму мусульманского права как правила поведения, установленное Аллахом – законодателем по какому – либо вопросу для верующих прямо, путем откровения, или косвенно – в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха. Считается, что любая норма должна формально основываться на одном из «источников», признаваемых различными школами мусульманского права.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

По содержанию все нормы мусульманского права его доктрина классифицирует на две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий :

1) обязательные,
2) рекомендуемые,
3) разрешаемые,
4) порицаемые,
5) запрещаемые.

Ко второй группе относятся нормы, формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также устанавливающие условия и последствия деяний. Примером могут служить предписания, в соответствии с которыми за умышленное убийство полагается смертная казнь, договор, заключенный умалишенным, признается ничтожным и т. п. Мусульманское право в целом — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности обмена, личных неимущественных связей.

Все нормы мусульманско-го права делятся на правила отправления религиозных обязанностей и нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Вторая группа норм в свою очередь подразделялась на три основные отрасли:

1) так называемое «право личного статута», (брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособ-ности и т. п.)

2) деликтное (уголовное) право отличается известной схематичностью и меньшей детализацией по сравнению с двумя указанными выше отраслями. Особенностью данной отра-сли является то, что она включает санкции за все правонаруше-ния независимо от их характера.

Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяла три другие:

1) отрасль «властных норм»,

3)нормы «сийар» — отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом».

Отрасль судебного мусульманского права, включает принципы судоустройства и правила процесса, и деятельности раз-личных по своему характеру органов правосудия.

Отрасль «властных норм» охватывала ряд институтов и норм, регулирующих государственно-правовые и администра-тивно-правовые (в том числе и финансовые) отношения в совре-менном понимании. Близко к ней примыкает отрасль «сийар», нормы которой касались отношений халифата с иными государст-вами, вопросов войны и мира (в том числе священной войны «джихад» с отступниками от ислама), отношений мусульманской общины с представителями других религий, правового положения различных категорий населения в зависимости от их отношения к исламу и т. п.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ШАРИАТУ.

По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей:

во-первых, обязанности перед Аллахом;
во-вторых, обязанности перед самим собой;
в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха;
в-четвертых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире.

Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др.

В разрешении споров и ответственности в Шариате предпочтение отдается примирению сторон, религиозным, а затем и нравственным нормам перед государственными законами, которые, как правило, воплощают религиозные нормы в реальность.

Соответственно в Шариате выделяют два вида наказания : наказание в этой жизни и наказание в той жизни.

Однако наказание, понесенное в жизни, снимает с него ответственности на том свете, если он искренне раскается в содеянном и будет просить прощения у Аллаха.

В исламе нет коллективной ответственности — каждый человек отвечает за себя, каждая душа несет груз своих поступков и не понесет ношу другой души. Никто не сможет с себя снять собственную ношу, поэтому является заложником своих земных дел. Следовательно мусульманин не может и не должен жить одним днем, он обязан постоянно думать о будущем, будущем земном и потустороннем.

Шариатское право предусматривает освобождение подозреваемого от ответственности, в случае если он поклянется на Коране, что не совершал преступлений. После этого его можно будет осудить только в случае, если его виновность будет доказана показаниями свидетелей.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

В российском праве термин «ответственность» употребляется в различных значениях.
Под правовой ответственностью обычно понимают:

-наказание, кару правонарушителя;

-реализацию санкции правовой нормы;

-меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

-обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

-результат основанного на законе порицания (отрицательной оценки) совершенного правонарушения и его субъекта;

-особое «охранительное» правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением;

-определенную стадию развития возникшего в момент совершения правонарушения охранительного правоотношения.

Цели и функции юридической ответственности:

Среди функций правовой ответственности прежде всего выделяют штрафную, карательную. Это наказание правонарушителя, которое является средством самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание реализуется либо путем изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей.
Ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

Это воздействие заключается в доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений.
Ответственность имеет также воспитательную функцию.
Меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта. В этом случае правовая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Основания юридической ответственности
В правовой литературе нет единства мнений по поводу основания юридической ответственности, под которым понимают:

-связь между личностью и обществом, социальную детерминацию действий субъектов;

-несоблюдение требований правовых норм;

-несение субъектом права позитивной юридической ответственности.

Состав уголовного правонарушения (преступления) включает четыре признака (или группы признаков): субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона преступления; при этом общепризнанно и законодательно закреплено (ст. 8, ст. 29 ч. 1 УК РФ), что отсутствие хотя бы одного из указанных элементов «рушит» весь состав.

В состав гражданского правонарушения включают тоже четыре признака: противоправное поведение, наличие убытков, причинная связь между деянием лица и образовавшимися убытками и вина причинителя вреда.

Признаки юридической ответственности.
Современная правовая отечественная литература дает следующий перечень признаков юридической ответственности:

-юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;

-это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем;

-правовая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

-ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;

-характер и объем лишений установлены в санкции правовой нормы;

-возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.

Важно разграничить понятия государственного принуждения и юридической ответственности. Многие принудительные меры не могут быть признаны ответственностью, поскольку выполняют иные функции и служат иным целям. Например, по своему целевому назначению уголовно-процессуальное принуждение призвано содействовать успешному осуществлению стоящих перед уголовным судопроизводством задач.
За пределами юридической ответственности находятся и принудительные меры медицинского и воспитательного характера, применяемые к больным и несовершеннолетним.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Таким образом мусульманская трактовка понятия ответственности в корне отличается от его определения в российском законодательстве по трем факторам:

-во-вторых, законы шариата и его основы настолько совершенны, как считают мусульмане, что никогда не отстают от развития общества.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

ОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом как нарушение «границ Аллаха» (худуд Аллах). В Коране же сказано, что есть «устав божий», который нельзя нарушать, и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально- правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит к доисламским нормам и установлениям.

Мусульманское право делит преступление на три категории:

1) насильственное действие против лиц: убийство (катль) и
поранение (джарх), называемое джинаят наказываемое рав-
ным возмездием (кысас) или уплатою виры (диет);

2)действие, караемое по Корану определенным наказанием (хадд);

3)дей-ствие, не предусмотренное законом, но клонящееся к нарушению
какого-либо законоположения власти и караемое сообразно с
обстоятельствами особыми видами исправительного наказания
(те’зир).

Объективные условия уголовной ответственности.
Мусульманское уголовное право рассматривает две формы преступной деятельности (джурм): первая состоит в нарушении запрещенного законом, а вторая в неисполнении предписанного законом или общественною властью.

Подобно европейскому законодательству, первая форма в му-сульманском законодательстве карается строже второй.

Субъективные условий виновности.
Подобно европейскому праву, мусульманское рассматривает две формы виновности:

При на-личности или доказанности второй формы наказание в значи-тельной степени смягчается. Неумышленнее убийство, напри-мер, не наказывается смертью.

Неумышленность, в свою очередь, бывает двоякого рода:

2. Когда виновный вовсе не намеревался совершить какие-либо преступления. Сюда относится преступление вследствие неосторожности или неисполнения постановления власти, или же по неопытности врачей (табиб) и хирургопв(джаррах) и т.п.

Деление умыслов на заранее обдуманный и внезапный (холод-ный) не знакомо мусульманскому праву.

Вопрос о вменяемости не разработан в такой полноте, как в европейском законодательстве, во мусульманское право распро-страняет невменяемость на несовершеннолетних и умалишен-ных, так как при отсутствии рассудка в них нельзя предположить намерение (амд) совершить преступление. В вопросе об убийстве эти лица лишь подвергаются уплате виры из своего имущества, как за неумышленное убийство.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Преступление по принуждению вменяется в вину принуждав-шему совершить такое, но не принужденному.

В некоторых преступлениях против личности и имущества невменяемость стоит в зависимости от родственных отношений в известной степени родства, а равно и по отношению к своим рабам.

В некоторых европейских законодательствах опьянение рас-сматривается как смягчающее вину обстоятельство, но мусуль-манское право считает пьянство само по себе преступлением, а потому опьянение рассматривается как совокупность преступлений.

Соучастниками преступления мусульманское право признает только тех лиц, которые фактически принимали участие в его совершении, а также тех, которые уговорили преступника или содействовали, поощряли или управляли совершением преступ-ления. Те лица, которые примут участие в преступлении после его совершения из желания скрыть его или дать возможность виновному избежать наказания, не признаются соучастниками и могут быть подвергнуты лишь исправительному наказанию (те’зир). Укрыватели похищенного мусульманским правом вов-се не признаются за участников воровства.

К обстоятельствам, уничтожающим ответственность за со-вершенное, мусульманское право относит:

2. Защита имущества и жизни другого лица.

3. Совершение, по определению властей, деяния, рассматриваемого вообще как преступление (убийство)

4. Убийство и нанесение ран на войне.

5. Причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу другого лица, согласно требованию закона или для осуществления своих прав.

Вопрос о совокупности преступлений рассматривается в му-сульманском праве довольно просто: преступник несет наказание „за каждое из совершенных преступлений. В некоторых же случа-ях меньшее преступление усугубляет взыскание за большее.

Относительно повторения преступления (рецидив) общих указаний в мусульманском праве не имеется, так как нельзя рассматривать, как общие, постановления, касающиеся разбоя и воровства.

Поэтому при повторении преступления следует вторичное применение наказания.

В Коране, правда, встречается одно место, касающееся воз-мездия, налагаемого на рецидивиста.

«Но кто сделается преступником еще раз в подобном без-законии (в убийстве) будет предан жестокому мучению»

Но это место опять-таки нельзя толковать как общее пра-вило.
К числу обстоятельств, погашающих вину, можно отнести:

1) прощение потерпевшего,

2) в некоторых случаях чистосер-дечное раскаяние.

Смерть виновного не освобождает его от взы-скания штрафа из его имущества, но если раб, совершивший убийство, умрет, не получив возмездия, то его господин освобож-дается от всякой ответственности.
Кысас (равное возмездие) и диет (вира).

Этого рода наказание налагается на всякого совершившего преступление категории джинаят, куда относятся: лишение ко-го-либо жизни, или какого-нибудь члена, или органа чувств, а также причинение поранений, хотя бы они и не влекли за собою лишения жизни или какого-либо органа.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Хотя Мухаммед и предоставил право возмездия отдельной личности однако из этого не следует, что можно мстить по лич-ному усмотрению. Мусульманское право требует, чтобы всякое дело было рассмотрено в заседании у кадия, и лишь утвержден-ный им приговор может быть приведен в исполнение.

С течением времени мусульмане стали реже обращаться к кадию, а затем у некоторых народностей установленный законом кысас обратился в самоуправство, сопровождающееся даже нару-шением коранических законоположений, к рассмотрению кото-рых и обратимся.

Виновный в джинаят, кроме диета, дол-жен подвергнуться еще кеффарету (отпущение раба или двухме-сячный пост). Если один из родственников одинаковой степени согласится на уплату диета, то это соглашение обязательно и для прочих родственников.

Диет при умышленном убийстве подлежит немедленной уплате, если родственники не дадут виновному известного сро-ка, а при неумышленном убийстве виновный подвергается кеф-фарету и уплате дчет в течение трехлетнего срока.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Насильственное действие против лиц: убийство (катль) и
поранение (джарх), называемое джинаят наказываемое рав-
ным возмездием (кысас) или уплатою виры (диет);

При отсутствии намерения причинить страдание убитому уп-лачивается легкая (мухаффафат), а в прочих случаях тяжелая (мугаллазат) вира.
Не подвергаются кровавой мести:

1. Женщины во время беременности, в этих случаях исполне-ние приговора откладывается до разрешения.

2. Родственники убитого в восходящей линии, подвергаясь уплате диета и кеффарету, на том основании, что лицо, давшее жизнь вправе и отнять ее.

3. Господа рабов, которых они убили, а также родственники их по восходящей линии и совладельцы раба. В последнем случае убийца должен удовлетворить своих совладельцев сообразно их долям владения.

За убийство чужого раба виновный подлежит при умышлен-ном убийстве кысасу, а при неумышленном уплате диета, равного диету за свободного без одного динара.

При совокупности убийств виновный за одно подвергается кысасу, а за остальные уплачивается диет из его имущества. Если несколько человек убили одного, то они все подвергаются кысасу или диету, смотря по обстоятельствам.

За рану, нанесенную сообща, уплачивается диет или кысас. Раб, виновный в убийстве, выдается потерпевшей стороне, а, в случае наложения диета, уплачивается таковой господином раба, но можно вместо уплаты вознаграждения выдать этого раба.

Подвергается кысасу мусульманин и за нанесение раны или увечья неверующему.

Диет бывает легкий (мухаффафат) и тяжелый (мугаллазат). Легкий диет состоит из ста верблюдов или двухсот быков и коров или же двумя тысячами баранов, а деньгами тысячи динаров, равных двенадцати тысячам диргемов. Тяжелый диет на 1/3 больше легкого.
Тяжелый диет налагается за преступления, совершенные в местности Хиджаз, или во время священных месяцев ( Мухаррем, Раджаб, Дзуль-Ка’адат и Дзуль-Хидже), при убийстве близкого родственника или при умышленном убийстве. Женщи-на составляет половину стоимости мужчины; а языч-ник (мушрик) составляет 1/15 стоимости мусульманина. Диет взыскивается не только с имущества убийцы, но и его родствен-ников или сотоварищей. Если убийца неизвестен, то отвечают за убийство жители селения или квартала, или владелец, на земле которого найден убитый, но в этих случаях применяется только диет, а не кысас. Отравление и утопление также принадлежит кысасу. Кысас при меняется и при умышленном поранении, но при этом безусловно необходимо причинить пора-нение в той же мере, и никак не больше, чем это совершил виновный.
Однако это не всегда возможно, и поэтому в большин-стве случаев надлежит удовлетворяться диетом.

Нельзя применять кысас к мужчине за поранение женщины и к свободному за поранение раба.

Полный диет требуется за лишение члена, которым человек обладает в единственном числе, или за лишение органов чувств. За лишение прочих членов диет исчисляется по числу членов:
за лишение ноги — половина,
пальца — 1/10 и зуба 1/20 диета;
за 1/3 пальца — 1/30 диета.

Раны вообще оцениваются по своей серьез-ности.

За лишение способности действовать членом без его утраты платится 1/2 его стоимости. Члены женщины оцениваются в половину- стоимости членов мужчины.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Хадд (наказание, предписанное Кораном).

Преступления второй категории, за которые по Корану полагается определенное наказание (хадд), основанное на ясно выраженной воле Аллаха, почему они и не могут быть прощены потерпевшей староной, суть следующие:

1. Прелюбодеяние (зина). По мусульманскому закону безусловно воспрещается сожительство с кем бы то ни было, кроме жены и умму-велед. Свободный мусульманин подвергается за это побитию камнями (раджм), состоящему в том, что виновный закапывается до поло-вины в землю и избивается камнями до смерти. В других случаях виновный свободный подвергается ста ударам плетью (джалдат) и изгнанию из города, а раб подвергается половинному числу ударов. Эти правила распространяются и на женщин.

К причинам невменяемости, общим всем преступлениям, относится- совершение зина по заблуждению, например, если брак оказался по заключении его недействительным. Но для доказательства- виновности в этом преступлении требуется сознание (икрар) и показания четырех мужчин свидетелей (шагид), очевидцев. Сознание должно исходить от лица совершеннолетнего и обладающего вполне умственными способностями.-
Бездоказательность обвинения в прелюбодеянии считается клеветой (казм) и наказывается 80 ударами плетью (для раба 40 ударов).
Если муж обвинит жену в зина формулой лиан, то его брак расторгается, но наказанию плетьми муж в этом случае не подвергается. Наказа-ние за клевету может быть прощено потерпевшей стороной.

2. Употребление вина (шурбу-л-хамр) или других опьяняю-щих напитков допускается лишь в крайнем случае в качестве лекарства и в небольшом количестве. За упот-ребление вина свыше указанного количества виновный наказы-вается 40 ударами плетью (для раба 20 ударов), но кадию предо-ставляется право довести число ударов до 80. Для обвинения в том преступлении требуется: сознание, запах изо рта и по крайней мере двое свидетелей мужчин.

3. Кража (саркат) есть незаконное тайное присвоение чу-жой собственности, принадлежащей другому лицу или нахо-дящейся в его владении. Похитивший вещь, врученную ему фактически, т.е. злоупотребивший доверием, вором (сарик) не считается.

За кражу в первый раз отсекается кисть правой руки во второй — стопа левой ноги, за третью кражу отсекается кисть левой пуки, в за четвертую стопа правой ноги. Пойманный в краже в пятый раз подвергается, по постановлению кадия, исправительному наказанию (те зир). Помимо того, вор обязан возвратить ук-раденную вещь или ее стоимость.

В случае раскаяния и возвращения украденного вор может быть прощен и избавлен от наказания. При поимке шайки воров наказание это применяется в том случае, если доля украденного, приходящаяся на каждого, превышает установлен-ную норму.

Упомянутое наказание (хадд) не налагается в случае кражи у своих близких родственников, в случае присвоения рабом вещи господина или взаимного присвоения одним супругом вещи дру-гого. В этих случаях на виновного налагается тезир.).

Несправедливое присвоение совершеннолетнего раба или не-движимого имущества относится к категории гасб (захват).

4. Разбой (кат’ут-тарик) заключается в том, что одно или несколько лиц грабят путешественников на дороге и проникают с этой же целью в чужие жилища.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Все участники шайки считаются соучастниками преступле-ния одного из разбойников, и если главный виновник не подле-жит почему-либо наказанию, то от наказания избавляются и все прочие его товарищи.
При захвате шайки, не принимавшие еще участия в раз-бое подвергаются тюремному заключению, а прочие подверга-ются наказанию по степени своей вины, причем за воровство и убийство в совокупности виновный распинается Рас-каявшийся и ушедший из шайки до совершения преступления наказанию за соучастие не подлежит.

5. Сопротивление закону или установленному порядку.
К этой категории относятся:

В случае, если целая область охвачена мятежом или отпала от ислама, жителям ее объявляется война, но мятежники подверга-ются при завоевании меньшей ответственности, чем вероотступ-ники.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Тезир (исправительное наказание).

В случае совершения проступка, противоречащего постанов-лению Корана или сопряженного с нарушением закона или по-становления законной власти, или же идущего вразрез с нравственным чувством, но за которое неположено ни хадда, ни кысаса, или, наконец, если кадий найдет, что кто-либо заслуживает за свой поступок наказания, то он имеет право подвергнуть это лицо исправительному наказанию (те’зир).

Те’зир налагается, между прочим, за следующие преступ-ления: нарушение места жительства, бегство в сражении, ложное обвинение в каком-либо проступке, ложное свидетельство, беспричинное убийство своего или принадлежащего нисходящему родственнику раба, поранение, не оставляющее следа или не причиняющее увечья, и др.
Наблюдение за приведением исполнения наказания лежит на кадии.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

УЧЕНИЯ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВОВЫХ ШКОЛ СУННИТСКОГО И ШИИТСКОГО ТОЛКА

В средневековой мусульманской юриспруденции право собственности не получило столь детальной разработки как в правовых системах, основанных на постулатах римского права. Это объясняется, во-первых, состоянием экономических отношений в Арабском халифате, где довольно слабо был развит гражданский оборот. Сильная централизованная власть главы теократической монархии также не способствовала развитию идеи права собственности. Еще одним фактором, оказавшим влияние на своеобразное понимание права собственности, стал ислам. Идеи ислама о нестяжательстве, безусловном приоритете духовного над мирским укрепились в светских сферах жизни, сформировав соответствующее отношение мусульман к собственности. Если в странах Западной Европы своевременно произошло разделение религии и права, то во многих исламских государствах и в настоящее время светское и духовное начало представляют собой монолит, определяющий образ жизни мусульман. Для современных правоведов (особенно шиитов) характерно определение права собственности с использованием норм религии и морали.

Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения

Единственным верховным собственником является Аллах, который передал свое право Пророку.

Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть фото Что является основой правовых норм в исламе. Смотреть картинку Что является основой правовых норм в исламе. Картинка про Что является основой правовых норм в исламе. Фото Что является основой правовых норм в исламе

Шиитские школы были более склонны к обожествлению права собственности. Они толковали его как средство сближения с Богом и реализации религиозной морали в светских областях жизни. В вопросах правоприменения шиитские правоведы в основном полагались на суннитские мазхабы.

Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности

Суннитские правоведы (прежде всего хафиниты) обосновывали необходимость частной собственности, считая, что она установлена изречением Корана: «Он (Бог) сотворил для вас все, что есть на земле» (Коран II, 27). Священный закон предоставляет каждому мусульманину право приобретать всякое движимое и недвижимое имущество.

Подавляющее большинство шиитских правоведов считает собственность священной и признает за каждым право на получение благ, дарованных природой. Все приобретенное человеком и его предками рассматривалось ими как законная собственность с точки зрения религии.
Мусульманские юристы выделяли категории имущества, на которое может распространяться право частной собственности. К нему, в первую очередь, относились военные трофеи, продукты, полученные собственным трудом от использования природных ресурсов, результаты ремесленной деятельности. Не могли находиться в частной собственности земли и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем; имущество умерших, не оставивших наследника.

Мазхабы выработали ряд норм, направленных на защиту права собственности:

«приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен»,

«никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения»,

«никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *