Что является основой техники попеременного двухшажного хода
Попеременный двухшажный ход на лыжах
Лыжные прогулки привлекают взрослых и детей. Для получения удовольствия от зимнего вида отдыха следует освоить попеременный двухшажный ход на лыжах. Техника используется на пересеченных и прямых местностях. Внедрение в постижении лыжного мастерства начинается именно с классической ходьбы соскальзывающим шагом.
Попеременное двухшажное движение
Техника попеременного двухшажного хода на лыжах обусловлена поочередными толкательными движениями при каждом шаге. Двухшажная цикличность обусловлена 2 шагами. В одном шагу происходит скольжение снаряжения по снежному покрову, заканчивая, опираясь на лыжную трость, поставленную в снегу.
Попеременный коньковый ход на лыжах это 2 шага (скользящих). Толчковое движение осуществляется палками.
Одноопорные движения продолжаются другой конечностью. После толкания опорная выпрямляется, тело взлетает.
Правая конечность присогнута в коленке, ослаблена, на заднем плане. Это позволяет сделать взмах с выносом по курсу. Палку выбрасывают правой кистью по курсу (левая сзади ослаблена). Завершив легкое скольжение, ученик переключается к ведущему выносу конечности. Правая трость вставляется в снег, левая выносится вперед (толчок рукой).
Для результативного толчка реализовывается занос взмахом с правой стороны нижней конечностью. Левая верхняя конечность выбрасывается по курсу, выпрямляя опорную ногу.
Скользящее движение с опорой на палку
Когда ноги сравняются, лыжник одновременно при толчке разгибается в тазу. Угол сгиба это мгновение подседания с толчком правой руки (предельный нажим).
Рука активно переносится вперед, нагрузка идет на падающую руку, правая конечность доводить до конца толчковое движение, левая переносится по курсу. Затем осуществляется толкательное движение с левой стороны, в завершении толчка правую руку ослаблено выкидывают назад. Толкательное движение заканчивают ногой. Курс толчка от голени к бедру, торс (вперед/назад). Результат скоростное сохранение при одноупорном скольжении. Это и есть попеременный двухшажный коньковый ход.
Попеременное двухшажное следование: частые ошибки
Попеременную технику двухшажного хода изучают во время хорошего скольжения. Тогда во время обучения не понадобится много силы при толчках. Если условия плохие, ученики совершают ошибки.
Существенная ошибка это слабая постановка с недостающим натиском или заносом трости вперед (кольцом). Следующей ошибкой лыжников во время прохождения инструктажа, это маленький наклонный угол верхней части торса, ошибочный курс толчка. Во избежание ошибок, уроки проводятся с инструктором.
При осваивании попеременного двухшажного лыжного хода, движения выполняются одно и другой нижней конечностью по несколько подходов. Во внимание берутся также согласованность правой и левой верхней конечности с быстрым выпадом. Продолжительных повторов упражнения не требуется, так как ученик уже ознакомился со скользящим шагом. Повторения нарушают выработанную динамическую стереотипность.
Методика обучения попеременному двухшажному ходу
Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом (рис.):
Рис. Попеременный двухшажный шаг
4-6. Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.
7. Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выноситься вперед.
9-13. Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.
17-18. Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед.
19. Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад.
20. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень-бедро-туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.
Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, довольно сложен и требует значительного количества времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов создают определенные трудности в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается в начальной школе после повторения и восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.
Скользящий шаг повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. Важно обратить внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.
Учитель 2-3 раза показывает ход на разных скоростях, обращая внимание на согласованность движений. Затем, кратко объяснив школьникам его технику, предлагает принять несколько раз положение посадки на месте и начать движение попеременным двухшажным ходом. После прохождения учениками 2-3 кругов этим ходом по первому представлению следует приступить к изучению его техники, в первую очередь работы рук, так как школьники скользящим шагом уже овладели. Учитель вновь, стоя на месте, объясняет и показывает вынос и постановку палки, а также движение отталкивания. Затем ученики имитируют работу рук на месте без палок и с палками, держа их за середину.
В дальнейшем при изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, используется целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.
Обучение попеременному двухшажному ходу проходит на учебных кругах и лыжнях как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы школьники добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой целесообразно распределить учеников по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу учитель, как правило, не останавливает весь класс, если не видит грубых ошибок у большинства учеников, а ограничивается замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить школьника, объяснить ему причину ошибки, при необходимости следует вновь показать движение. Весь класс останавливается только при неверном выполнении движений целым рядом учеников или при показе и объяснении нового упражнения или движения. При изучении техники необходимо последовательно акцентировать внимание учащихся на важнейших элементах хода. Не следует сразу указывать на ряд мелких ошибок, что затрудняет их исправление, так как внимание учеников в этом случае будет рассеиваться.
Успешное овладение техникой попеременного двухшажного хода облегчит изучение учащимися и других способов передвижения на лыжах, так как скользящий шаг является основным элементом и других ходов (кроме бесшажного).
Большая часть детей приходит в школу, не умея передвигаться на лыжах. В этом случае методика обучения скользящему шагу и попеременному двухшажному ходу будет отличаться от вышеизложенной. Методика обучения передвижению на лыжах таких детей приведена в разделе «Начальное обучение передвижению на лыжах».
Найди свой спорт
Подрастающее поколение начинают обучать передвижению на лыжах уже в начальных классах. Техника попеременного двухшажного хода на лыжах — это основополагающий способ программы обучения. Он универсален, так как позволяет передвигаться по различным заснеженным поверхностям местности практически с любым рельефом.
Попеременный двухшажный ход — что это такое?
Попеременный (классический) ход на лыжах формирует технику передвижения каждого начинающего любителя этого зимнего вида спорта. Он позволяет осуществлять передвижение на значительные расстояния со средними показателями скорости. Энергозатраты при данном способе передвижения значительно ниже по сравнению со своими аналогами.
Двухшажный ход оптимально применять на заснеженных поверхностях с плохим скольжением, а также при равномерных подъемах в гору крутизной, не более 2 градусов. Также классический способ передвижения подойдет для преодоления крутых возвышенностей с наклоном 2-5 градусов при условии качественного сцепления лыж с поверхностью и хорошего скольжения по ней.
Коньковый ход визуально напоминает пешую ходьбу с большой амплитудой, но кажущаяся на первый взгляд простота передвижения требует обширной перекрестной координации при работе всех конечностей.
Освоение «классики» — процесс поэтапный, требующий времени и сил. При передвижении на лыжах этим способом человек ощущает воздействие определенных внешние факторы, к числу которых можно отнести:
Как выполнить попеременный двухшажный ход
Современное обучение классическому лыжному ходу осуществляется на основании практических занятий в реальных условиях местности. Тренер несколько раз демонстрирует весь цикл ходьбы с различной скоростью для более качественного усвоения информации.
Слаженное движение конечностей — залог полного освоения техники. Этому аспекту уделяется особое внимание.
Выполнение попеременного двухшажного лыжного хода условно состоит из следующих этапов:
Важным моментом на данном этапе является минимальная потеря скорости с максимальной концентрацией на последующий толчок лыжной палкой. В конце фазы правый коленный сустав расслабляется при сгибании конечности и отведении назад при помощи инерционных сил.
Максимальный уровень выноса правой руки перед собой должен соответствовать уровню головы спортсмена. Далее лыжник осуществляет наклон тела вперед с одновременным разгибанием правого плечевого сустава, за которым следует постановка палки на поверхность земли. При этом левая рука с палкой временно располагается позади, а после этого также касается земли.
Эта фаза должна характеризоваться сохранением скорости движения, а в идеале — ее увеличением. При этом постановка левой палки на поверхность земли осуществляется под наклоном до образования острого угла с вектором направления хода.
При этом правый коленный сустав в согнутом положении начинает движение вниз благодаря вращению тазобедренного сустава и одновременно подводится к левой ноге. При контакте правой ноги со снежным покровом она подводится к противоположной. Левый локтевой сустав при этом разгибается, и рука направляется вниз.
В данном движении правая нога максимально подводится к противоположной, а левая рука выносится вперед до уровня головы лыжника. Движения осуществляются максимально быстро с сильным махом ногой и сильным последующим толчком палкой.
Важной частью этого этапа является мощный выпад, он осуществляется сразу после остановки движения левой лыжи.
При этом вся масса тела лыжника с максимальным ускорением перемещается вперед. Изначально фаза начинается с отталкивания правой палкой с ее последующим разгибанием, при этом должен образовываться угол в30 градусов между палкой и землей.
Отрыв левой лыжи от поверхности земли сопровождается вторым скользящим шагом правой ногой. Амплитуда движения аналогична первому этапу.
Ошибки в технике попеременного двухшажного хода
Все самые распространенные ошибки при классическом лыжном ходе можно условно отнести к 3 группам:
Траектория движения туловища
Махи руками и ногами
Отталкивания руками и ногами
Описание ошибок по нескольким группам способствует их более быстрому устранению, улучшению техники и качества движения двухшажным лыжным ходом. Для корректировки некоторых причин можно использовать упрощенный одношажный ход или использовать оба поочередно.
Первоначально устраняют ошибки, связанные с работой нижних конечностей, затем верхних, потом с перемещениями туловища. Каждый, в частности ребенок, имеет определенные особенности при лыжной ходьбе, поэтому корректировка техники должна производиться в персональном порядке для каждого лыжника.
Рекомендации по выполнению
Опытные тренеры дают схожие рекомендации по улучшению техники классического лыжного хода. Они базируются на соблюдении некоторых требований и упражнений, а именно:
Разнообразный подход к выполнению рекомендаций дает постепенное улучшение техники хода. Недочеты устраняются не сразу, а по 3-4 за тренировку. Усвоение информации позволяет перейти на более сложные способы лыжного хода, например, на четырехшажный.
Вывод
Резюмируя содержание статьи, отметим важность при постановке техники двухшажного лыжного хода, так как это основа «классики». Опираясь на советы и рекомендации опытных тренеров, можно достичь высоких показателей и результатов в зимних лыжных видах спорта. Особенно важны занятия лыжами для детей и подростков, так как тренировки развивают координацию, силу и выносливость растущего организма.
Что является основой техники попеременного двухшажного хода
Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках дистанции и отлогих склонах (до 2°) при плохом и хорошем скольжении; а при особо благоприятных условиях и на средних склонах (до 5°).
Лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже попеременно (на каждый шаг) отталкивается палками. В повторяющийся цикл движений входят два шага. В каждом шаге различают период скольжения лыжи, когда она движется по снегу, и период ее стояния, когда обеспечивается опора для отталкивания лыжей. В цикле различают пять основных фаз.
Фаза I — свободное скольжение. Начинается в момент отрыва лыжи от снега и заканчивается постановкой палки на снег. В свободном скольжении опора на пятку стопы, голень опорной ноги под прямым углом к лыже, бедро наклонено к горизонту на 45—48°, туловище — на 43—47°. Лыжник выносит палку кистью (не выше глаз) над следами от палок на снегу (не над лыжней) и активно, ударом, ставит ее, втыкая в снег.
Подцель фазы I — меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию палкой.
Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (до подседания). Начинается с постановки палки на снег и заканчивается началом подседания (сгибания в колене) на выпрямившейся опорной ноге. В течение фазы II лыжник энергичным нажимом на палку с наклоном туловища (навал) стремится увеличить или поддержать скорость скользящей лыжи. Опорная нога в это время выпрямляется, подготавливаясь к последующему подседанию.
Подцель фазы II — увеличить скорость скользящей лыжи.
2. сохраняя опору на пятку при слегка выдвинутой стопе опорной ноги, не допуская этим преждевременного переката, выпрямить ногу к концу фазы,
3. начать активные махи рукой и ногой вперед, слегка разогнув стопу («носок на себя»), почти не сгибая ноги и без движения вперед.
В скольжении до подседания особенно важно ускорить скольжение лыжи нажимом на палку, облегчая этим вертикальное давление на лыжу и не допуская преждевременного переката в голеностопном суставе. Создание жесткой передачи усилий (рука — туловище — нога) и выдвижение стопы предупреждают потери энергии (уступающую работу мышц при амортизации). Место постановки палки зависит от условий скольжения: при лучших условиях — больше вперед, у крепления лыжи; при худших условиях — больше назад, ближе к каблуку ботинка.
Фаза III — скольжение с подседанием. Начинается со сгибания опорной ноги в коленном суставе (подседание перед отталкиванием ногой) и заканчивается в момент остановки лыжи. Лыжник, продолжая отталкивание палкой, заканчивает скольжение и при этом начинает перекат (активное продвижение вперед над опорой).
Подцель фазы III — ускорить перекат.
В скольжении с подседанием важно использовать как бы падение тела вниз после взлета, чтобы, сгибая опорную ногу, быстрее вывести тело вперед от опоры. Этому помогают стремительные маховые движения ноги и руки. Особенно эффективен поворот таза, так как этим выводится вперед все тело, кроме опорной ноги и руки. Здесь особенно важно не допустить отставания таза («приседания»).
Фаза IV — выпад с подседанием. Начинается с момента остановки скользящей лыжи и заканчивается началом выпрямления опорной (толчковой) ноги в коленном суставе. Лыжа маховой ноги, скользя вперед по снегу, начинает постепенно принимать на себя опору тела. Толчковая нога, сгибаясь в коленном суставе, завершает подседание, но продолжает разгибание в тазобедренном (до вертикального положения бедра)- Создается поза готовности к завершающему усилию отталкивания выпрямлением ноги.
Подцель фазы IV — ускорить выпад.
Фаза V — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. (начинается с ее разгибания в коленном суставе и заканчивается началом отрыва лыжи от снега. Лыжник энергично выпрямляет толчковую ногу, завершая выпад и ускоренный мах рукой, делает рывок туловищем вверх, завершает отталкивание палкой и переносит опору на маховую ногу, чтобы следующий скользящий шаг провести на возможно большой скорости (свободное скольжение уже на другой ноге).
Подцель фазы V — ускорить активный взлет.
Видео YouTube
Обучение технике попеременного двухшажного хода
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обучение технике попеременного двухшажного хода
Попеременный двухшажный ход является наиболее распространенным, основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Попеременным он называется потому, что происходит попеременная работа палками. Двухшажным, потому что, один цикл движений состоит из двух скользящих шагов – левой и правой ногой, и двух попеременных отталкиваний палками (11). Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
1. Попеременный двухшажный шаг
Рис 1. Попеременный двухшажный шаг
2. Техника попеременного двухшажного хода
3. Ошибки в технике попеременного двухшажного хода
Ошибки в технике попеременного двухшажного хода удобно классифицировать по двигательным действиям: отталкивания ногой и рукой, маховые движения ногой и рукой, движение туловища.
Основные ошибки в отталкивании ногой:
2. медленное подседание на толчковой ноге без использования массы тела и его силы инерции;
3. преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрямлением её в воздухе;
4. отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз («толчок в воздух»);
5. незавершенное отталкивание ногой, согнутой в коленном и голеностопном суставах;
6. отсутствие движения «на взлет»;
7. ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы.
В отталкивании рукой наиболее часто встречаются следующие ошибки: