Что является основой в понятии ритмика это синтез

Ритмика – связь музыки и движения: история и современность

Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Зверева Нина Иосифовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Борисовский Дом творчества» п. Борисовка Белгородской области, делится с нами статьей на тему «Ритмика – связь музыки и движения: история и современность». Данный материал будет интересен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Нины Иосифовны:

Интересного чтения…

Ритмика как педагогическая система и, в настоящее время, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.

Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источник

РИТМИКА

Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез

Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез

Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез

(МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ)

Общая характеристика.Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества внашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, М. А. Румер, Е. В. Конорова и др. особое внимание, уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

Уже в 20-е гг. в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т. д.

Итак, вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению — второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.

Цель и задачи ритмики.Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

— учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть фото Что является основой в понятии ритмика это синтез. Смотреть картинку Что является основой в понятии ритмика это синтез. Картинка про Что является основой в понятии ритмика это синтез. Фото Что является основой в понятии ритмика это синтез

— развивать основы музыкальной культуры;

— развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

— формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Рассмотрим динамику развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.

Виды ритмикитесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные Движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

Источник

Ритмика

Ритмика как вид музыкальной деятельности, ее цели и задачи. Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду. Этапы обучения детей пению, специфика методов на каждом этапе разучивания песни. План-конспект музыкального занятия для детей.

Государственное областное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

по методике музыкального развития

студентка заочного отделения

Проверила: Слободчикова Е.В.

Не меньшее значение имеет и пение. Оно благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

1.1 Ритмика как вид музыкальной деятельности

На занятиях по ритмике у дошкольников развивается музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях совершенствуются коммуникативные навыки, и обогащается эмоциональная сфера детей.

Опыт проведения занятий «ритмики» показывает, что её привлекательность в её доступности. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки с помощью движений своего тела.

Именно этот опыт и умения помогают воспитанникам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, театральных студиях.

Ритмика может быть определена как система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.

Ритмика имеет цель: научить детей воспринимать музыку, передавать в движении ее содержание, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки, способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной подготовленности занимающихся.

1.2 Значение ритмики. Цель и задачи ритмики

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

1.3 Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду

Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д.

Виды музыкально-ритмических движений в детском саду. Движения в ритмике выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линиях. Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.

Движения в ритмических танцах, плясках, хороводах:

Зафиксированные (те, которые имеют авторскую композицию движений);

Свободные (движения, придуманные детьми);

Характерные (например, танец Петрушек, Снежинок, Медвежат);

Сюжетные (форма рассказа, где в движении передается содержание;

Парные (строятся на основе движений, ходьбы, бега);

Танцы с пением (помогают координировать пение с движением).

ритмика музыкальное занятие ребенок

Задание 2: Методы обучения пению

2.1 Этапы обучения детей пению, специфика методов обучения на каждом этапе разучивания песни

В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Следует помнить, что выученная песня требует также неоднократного ее повторения, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике.

Специфика методов обучения на каждом этапе разучивания песни. Разучивание каждой песни проходит ряд этапов. Сначала песня должна заинтересовать детей, увлечь их, возбудить желание ее спеть. На это направлены выразительное исполнение и образные пояснения педагога. Затем в процессе разучивания приобретаются певческие навыки, развиваются голос и слух. На каждом последующем занятии ставятся новые задачи: отдельно пропеваются трудные мелодические ходы, шепотом, в нужном ритме произносится текст, поочередно исполняются отдельные фразы, все поют без сопровождения и т.д. В результате мелодия хорошо усваивается, выразительно исполняется. Так песня входит в быт ребенка.

2.2 Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.

Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.

К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.

2.3 Особенности методики обучения пению детей 5-7-го года жизни

Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяют активнее воспитывать эстетическое отношение к ней. Ребята в этом возрасте способны самостоятельно различать некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.

Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников. Их знакомят с произведениями, передающими довольно широкий объем переживаний, которые иногда трудно выразить словами.

В спокойной по характеру музыке дети могут различать светлое звучание «Вальса» Д. Кабалевского, легкую грусть первой части песни «Осень» Ан. Александрова, печаль, сочувствие в пьесе «Болезнь куклы» П. Чайковского.

Слушание разнообразной вокальной и инструментальной музы­ки также расширяет кругозор детей. Слушая, например, инструментальную пьесу в грамзаписи, они могут различать звуки скрипки, аккордеона. Систематически развивая музыкальное восприятие, следует предоставлять детям возможность самостоятельно отмечать разнообразные выразительные средства, определять характер музыки (праздничный, нежный, жалобный, плясовой и т.д.).

Достаточно развитые у детей навыки слушания музыки, определения общего ее характера, содержания позволяют педагогу вести дальнейшую работу и учить ребят различать средства музыкальной выразительности, построение произведений. Они узнают термины «музыкальная фраза», «вступление», «заключение» и пользуются ими в своей практической деятельности.

Шести-, семилетние дети знают, что музыку создает народ, пишут композиторы. Им известны имена М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, которые много лет назад создавали замечательные произведения, а также имена композиторов нашего времени.

Задание 3: План-конспект музыкального занятия для детей средней группы «Наши игрушки»

Задачи. Воспитывать интерес к игрушкам; развивать умение воспринимать ритм в стихах; формировать чувство ритма в рисунке, пении и движениях под музыку.

1. Чтение детьми стихов по выбору («игрушки» А. Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадки» И. Михайловой и др.).

2. Слушание стихотворения и песни об игрушках в исполнении педагога (стихотворение Д. Хармса «Кораблик», песня Ю. Слонова «Веселые матрешки»); передача детьми в хлопках ритма песни.

3. Выполнение аппликативных работ: панно «Матрешки» (на розовом фоне) и панно «Кораблики» (на голубом фоне); ритмичное расположение силуэтов на панно.

4. Загадки об игрушках. Отгадывание детьми загадки о барабане и исполнение на барабанах ритмического рисунка пьесы «Барабанщики» Д. Кабалевского.

5. Проведение игры «Ищи игрушку» (русская народная мелодия в обработке В. Агафонникова); передача в движении характера музыки, ее контрастных частей, ритмичная ходьба и бег под музыку, ориентировка в пространстве.

В настоящее время велик интерес специалистов в области дошкольного воспитания к использованию средств ритмической деятельности в процессе физического воспитания дошкольников. В работах ряда авторов ритмика рассматривается как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, как оптимальная для здоровья и форма проведения занятий.

Известно, что дети дошкольного возраста очень подвижны, деятельны, активны и эмоциональны. Вместе с тем их движения ещё недостаточно точны. Малыши не умеют координировать движения рук, ног и туловища, что приводит к появлению ненужных, лишних движений. У ребят не хватает выносливости, они не могут долго сохранять внимание, быстро устают.

Эти проблемы успешно решаются на занятиях «Ритмика». Здесь детям предлагаются различные варианты физических упражнений с предметами и без, танцы, сюжетно-образные движения, игры.

Данные упражнения развивают у детей ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве и другие качества. Дети учатся общению со сверстниками, находясь в близком физическом контакте они лучше понимают друг друга, чувствуют партнера, ощущают взаимодействие, что вызывает чувство взаимовыручки и поддержки.

При систематических занятиях у детей появляется некоторый двигательный опыт, постепенно малыши научаются оценивать свои движения и согласовывать их с действиями других ребят.

От занятия к занятию движения становятся более совершенными. Музыка играет важную роль в процессе запоминания двигательных навыков. Мелодия воздействует на эмоции, создает определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.

Главной задачей педагогика ставит гармоничное развитие малыша. Этому в полной мере будут способствовать и ритмика, и пение.

Список использованной литературы

Подобные документы

Ритмика как один из видов музыкального воспитания. Задачи ритмики, принципы, соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических заданий. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Виды движений в детском саду, отбор музыкального репертуара.

презентация [606,5 K], добавлен 19.02.2010

Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе. Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей. Логопедическая ритмика в системе педагогической работы по устранению у детей речевых нарушений.

дипломная работа [69,5 K], добавлен 18.12.2010

Музыкальные способности, их виды. Теория развития музыкальных способностей на начальном этапе формирования ритмических навыков. Формы импровизации и упражнения, освоенные на занятиях ритмики секции педагогической практики Ростовского колледжа искусств.

реферат [1,1 M], добавлен 16.06.2014

История возникновения и развития ритмики. Партерная гимнастика как раздел ритмики. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Подбор комплекса упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 24.01.2011

Программные требования развития музыкально-ритмических движений. Задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста. Музыкальные игры, детские пляски, танцы, хороводы.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 17.03.2015

Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду. Методы музыкального обучения. Влияние музыки на развитие детей. Процесс формирования музыкально-слуховых представлений. Обучение танцам как приоритетное направление занятий по музыкальному движению.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 19.11.2015

Уровни речевого развития. Основные понятия и принципы логопедической ритмики. Использование логоритмики в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей. Факторы, влияющие на развитие речевой активности детей дошкольного возраста.

дипломная работа [87,8 K], добавлен 17.12.2014

Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 06.06.2014

Теоретические основы музыкального образования в детском саду. Анализ основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар, методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении заданий.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 16.06.2010

Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи. Средства логопедической ритмики как основа коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях. Тембр голоса ребенка и умение изменять его по высоте.

курсовая работа [96,6 K], добавлен 22.01.2012

Источник

Музыкально-ритмическая деятельность дошкольников

Ритмика—один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а раз­нообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее воспри­ятия и понимания.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, 1 ю которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в 11ей музыкально-ритмические задания сочетались с ритмически­ми упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритми­ке Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.

Объединяющим началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания. Музыка и ритмика находятся в самом тесном единении с законами ритма. Движения регулируются ритмом, сливается деятельность слуховых, зрительных и моторных центров, развивает умение распоряжаться своими силами под влиянием моторного раздражителя. Музыкально-ритмические движения являются большим организующим началом, физическим воспитанием, дают двигательные навыки, пригодные для оздоровления жизненного процесса.

Само движение становится не только логически последовательным, но сознательным, осмысленным, выразительным. Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног.

Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

На занятиях ритмикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы изящных движений тела. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности, в первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит в сочетании с другими задачами физического воспитания.

Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на развитие детей.

Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д.

В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.).

Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Веселые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вер­тушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А- Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрий­ская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики—танцы, пляски, хороводы. Обыч­но их делят на две

группы: зафиксированные и свободные. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народно­го, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннуш­ка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народ­ная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характер­ный танец —’плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, сне­жинки, котята, мишки, пингвины и др.).

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, ко­торые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музы­ку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже само­стоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого созда­ют «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы веселые мат­решки» (музыка Ю. Слонова) и др.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду—важный метод музы каль- ного развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомите на­родными традициями — все это углубляет восприятие и понима­ние музыкального произведения, помогает сформировать музы­кально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных—вьн юлнить задание, связан! юе с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музы­ка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажи!: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на под­прыгивании) зайца и т. д. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на мало­контрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танце­вального характера.

Репертуар по ритмике. Подбору репертуара по ритмике все­гда придавалось важное значение. Именно от того, на каком прак­тическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.

Основными принципами отбора репертуара по ритмике явля­ются следующие:

—соответствие движений характеру, образам музыки;

—разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

При обучении ритмике используются тра­диционные методы: наглядный, словесный и практический. Вы­делим то общее, что характерно для их применения во всех возра­стных группах.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполне­ние музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И на­сколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботить­ся о художественном уровне ее обработки. Показ движения нуж- I ю заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонст­рировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хоро­водные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мело­дии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитате­лем показывает движение. Иногда педагог обращается за помо­щью к детям, предварительно подготовив их к нужным действи­ям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда од­новременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную нагляд­ность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен дтя раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточ­но объяснения. Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напомина­ние, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения рит­мике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и прак­тическим методами. Применение его своеобразно тем, что состо­ит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рас­сказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в млад­шей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и стар­шей группах и т. д. При использовании практического метода (многократное вы­полнение конкретного музыкально-ритмического движения) осо­бенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, под­готовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпры­гиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облег­чает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно и даже может предло­жить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. При этом педагог напоминает последовательность эле­ментов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом ) I этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям. На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последо­вательность действий, своевременно, доброжелательно оценива- е г достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, 11аглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). 11а данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряядетей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Методика закрепления и совершенствования музыкально-рит­мического движения нацелена на работу над его качеством. Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений. Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ.высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений/О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили-3-е изд., стереотип.-М.: издательсикй центр «Академия», 2000,-240с.ооо

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *