Что является основой восприятия силуэтов в графике
10 базовых принципов визуального дизайна
Вчера я слушал подкаст и обратил внимание, как кто-то задавал вопрос и по ходу дела сказал: «Старый фанат, впервые звоню». По какой-то причине это заставило меня подумать о Medium. Я читаю тут статьи давным-давно, но никогда не вставлял свои два цента. Сегодня тот день, когда это изменится.
Для начала я решил написать о чём-то, что мне близко, о визуальном дизайне (он же графический дизайн), более конкретно об основных принципах, использование которых пришло с опытом, и которые я считаю наиважнейшими для хорошего выполнения моей работы.
Не хочу раздувать статью, поэтому буду краток по каждому принципу. Тем, которые заслуживают более подробного изложения, я могу посвятить полноценную статью в будущем.
Итак, готовы? Всё начинается с…
#1 Точка, линия и форма
Это основные строительные блоки любого дизайна, не важно чего. С ними вы можете создать всё что угодно, от простых иконок до очень сложных иллюстраций, всё сделано сочетанием этих простых элементов.
В геометрии точка — это комбинация координат x и y, добавьте ось z — и вы в трёхмерном пространстве, но ограничимся двумя измерениями в этой статье.
Точка > линия > форма
Если соедините две точки, то получите линию. Линия, состоящая из необъятности точек, немного похожа на гроздь атомов, которые формируют молекулы, а они, в свою очередь, формируют все объекты вокруг вас. Затем, если добавить третью точку и соединить их, вы получите форму, в данном случае треугольник, но как упоминалось ранее, с помощью этих базовых элементов вы можете получить практически всё, что хотите.
Но для ваших глаз эти формы не существуют, на самом деле, пока не добавите к ним кое-что…
#2 Цвет
Видимый цветовой спектр
Человеческий глаз может видеть более 10 миллионов различных цветов от красного до фиолетового, и с детства все мы учимся присваивать определённые ценности или значения определённым цветам.
Например, представьте огни светофора. Это просто цвета, но мы усваиваем, что красный обозначает стоп, зелёный значит идти, жёлтый означает ступить на рельсы, потому что вы можете сделать это, пока не включился красный. Это показывает, что мы предпринимаем очень разные действия просто в зависимости от цвета, иногда даже не осознавая это.
По моему мнению, это происходит просто потому что мы обучились этим вещам, а не потому что у цвета есть присущие значения от природы. Это подтверждается тем, что эти значения изменяются в зависимости от культуры, где и когда вы выросли.
Всё это значит, что вы можете добавить значение, цель и тон, просто выбрав правильный цвет, нужно только убедиться в том, что вы очень хорошо понимаете, для кого вы проектируете.
Теперь, когда вы можете увидеть свой треугольник, как насчёт сделать его более интересным…
#3 Типографика
От треугольника к букве А
Это большое дело, и я считаю одним из самых важных и сложных для дизайнера реализовать всё правильно. Дело не только в том, что ты пишешь, но в том, как ты преподносишь это. Типографика — это то, как будут выглядеть твои слова.
С правильным шрифтом вы можете взять банальный текст и сделать его мощным. Но это не легко. Что легко — так это полностью сдуть мощное заявление, просто выбрав неправильный шрифт. Типографика, как и цвет, позволяет определить тон.
Большинство шрифтов спроектированы для определённых целей использования, вам просто нужно выучить их и использовать в своих целях. Некоторые шрифты хороши для больших блоков текста, другие для заголовков. Некоторые исключительно функциональные и суперчистые, а другие просто созданы смешными или для иронического использования (вы понимаете, о чём я).
Можно выбрать из тысяч разных шрифтов, но до тех пор, пока вам не понадобится нечто вычурное или вы будете создавать нечто очень специфическое, я бы порекомендовал всегда придерживаться классики. Однако, если чувствуете храбрость, то можете даже спроектировать свой собственный шрифт, хотя при грамотном исполнении я считаю это одной из самых сложных вещей для дизайнера. Но если думаете, что готовы для одной задачи, которую не сможете забыть, то это…
#4 Пространство
Способ, которым вы уравновешиваете пространство, поможет или испортит дизайн, что особенно актуально в типографике.
Нужно рассмотреть, как каждый элемент/буква соотносится с другими, дать им в точности столько пространства для дыхания, сколько нужно. Его обычно называют негативным пространством (позитивное пространство — это сами буквы).
Настройка негативного пространства между символами (он же кернинг)
Вы должны принять негативное пространство как часть своего дизайна и так же использовать его. Пространство может быть мощным средством и поможет зрителю пробраться через дизайн. Оно также может быть местом для отдыха глаз.
Но используйте его мудро, слишком много пространства — и ваш дизайн будет выглядеть незавершённым, слишком мало пространства — и ваш дизайн будет казаться слишком захламлённым.
Если научитесь находить правильное соотношение между позитивным и негативным пространством, то сможете создавать…
#5 Баланс, ритм и контраст
Это когда вы начинаете превращать кучу простых элементов в нечто интересное и привлекательное. Грамотно сбалансируйте все элементы вашего дизайна, учитывая их визуальную высоту. Большой чёрный квадрат в правом верхнем углу утопит дизайн в ту сторону. Компенсируйте этот вес или передвиньте квадрат в другое место.
Настройка визуального веса слов для создания ритма и контраста
Способ, которым вы раскладываете элементы на странице, критически важен, потому что более тяжёлые элементы помогут создать контраст и ритм, и глаз вашего зрителя пройдётся по дизайну изящно и без особых усилий.
Кое-что может помочь вашему ритму и балансу, и с этим тоже можно поиграться…
#6 Масштаб
Делаем следующий шаг, настраивая масштаб слов
Масштаб поможет создать не только ритм, контраст и баланс, но ещё и иерархию. Обычно не все элементы вашего дизайна должны иметь одинаковую важность, и один из лучших способов сообщить это — размер.
Теперь, это должно служить определённой цели. Не поддавайтесь на подход «сделай мой логотип больше» и забудьте о пространстве, которое я упоминал ранее.
Например, взять газетную страницу. Что самое большое на странице?
Заголовки, они обычно короткие. Почему? Так вы можете быстро пробежать глазами страницу и увидеть, если ли что интересное почитать. Затем у нас есть подзаголовки, которые с меньшим шрифтом, но дают больше информации о статье, и в конце концов есть сама статья с минимальным размером шрифта, но самый удобочитаемый большой фрагмент текста.
Итак, мы говорим о том, что размер должен выполнять определённую функцию, и никогда не забывайте о человеке, который будет потреблять ваш дизайн. В случае с газетой пришло время навести некоторый порядок с…
#7 Сетка и выравнивания
Это как то странное удовлетворение, когда вы играете в тетрис и складываете последнюю линию, которая исчезает с экрана.
Создание определённой связи между элементами, чтобы они выглядели более сбалансированно и приятно
Предполагается, что они невидимы, но вы их увидите, если откроете книгу или газету. Так или иначе, но (независимо от того, что вы дизайните) привязка к сетке структурирует ваш дизайн и сделает его более приятным и лёгким в усвоении.
Даже если вы намеренно делаете хаотический дизайн, должен быть порядок в этом хаосе.
Выравнивание особенно важно для текста, есть несколько способов выровнять его, но в моём обычае выравнивать по левому краю. Разумеется, всегда важно, что и для кого вы создаёте, но обычно люди читают слева направо и сверху вниз, так что текст по центру или справа намного труднее прочитать.
#8 Фрейминг
Это ключевая концепция в фотографии, но она также применима и в визуальном дизайне.
Где бы вы ни использовали картинку, иллюстрацию или что-то ещё, создайте правильный фрейминг — и увидите разницу.
Рефрейминг композиции, чтобы добавить интерес и дополнительный элемент
Попробуйте направить взгляд на то, что важно, масштабируйте/кадрируйте изображения, чтобы ваш объект выделялся или усиливал ваше сообщение. Здесь самое важное — история, и как правильно её рассказать.
После всего этого, если вам кажется, что нечто интересное пропущено, то можете поиграться с…
#9 Текстуры и паттерны
Тестируем текстуру с шумом
Лично я рассматриваю текстуры и паттерны как аксессуары, вы не обязаны использовать и можете прожить без них, но иногда они могут почти одним фактом своего применения сделать ваш дизайн или добавить ту колечку интереса, которой ему не хватало.
Текстуры сегодня не такие модные, какими были когда-то, но с ними вы можете добавить новое измерение своему дизайну, сделав его более трёхмерным и осязаемым.
Текстуры не обязательно должны быть в самой композиции, если вам что-то надо напечатать, выберите правильную бумагу, добавьте штуки вроде фаски, тиснения или УФ-лакировки — и ваш дизайн может превратиться из банального в нечто прекрасное. Но выберите одно, не сходите с ума со специальной отделкой.
Паттерны всегда имеют дело с повторами и могут почти считаться текстурами, в зависимости от того, как вы используете их. Я считаю, что их можно использовать, в основном, для внедрения ритма и динамизма в плоский дизайн, а также как способ компенсировать избыток негативного пространства.
Последнее, но не менее важное, и в реальности что я считаю чашей святого Грааля в визуальном дизайне, это…
#10 Визуальная концепция
Это идея за вашим дизайном. Что вы имеете в виду и каков скрытый смысл за этим поверхностным изображением.
Лампа идей… клише, я знаю 🙂
Это то, что отличает великолепный дизайн от чего-то, что вы можете скачать из стока.
Создавайте дизайн с мыслью, с целью, и всегда держите идею, которая всё объединяет. Внимательно выберите шрифты для этой цели, думайте, как каждая крошечная часть вашего дизайна следует этой базовой концепции. Согласованность — самое важное.
Если ваша концепция сильна, то вы сможете защитить её и продать идею клиенту/боссу или кому вы её будете показывать.
Также грамотно продуманный дизайн проживёт годы. Модные хипстерские штучки — это классно и круто, как усы и клетчатые рубашки, но у них есть срок годности. Я действительно думаю, что хороший дизайн НЕ следует трендам, а создаёт их.
Вот теперь у вас есть они, «мои» 10 принципов для создания хорошего дизайна. Даже хотя я считаю #10 самым важным, вам следует уделить внимание всем остальным принципам и убедиться, что вы достигли совершенства в своём искусстве. У вас может быть хорошая идея, но я думаю, что вы также должны знать, как её реализовать (или знать того, кто может это сделать вместо вас).
Говорят, что нельзя судить книгу по обложке, но большинство людей в реальности так и делают. Если содержание книги недостаточно хорошо отображено на обложке, то это определённо повлияет на успех.
В качестве заключения должен упомянуть: Есть, конечно, другие вещи, которые я учитываю в проекте/дизайне, вроде понимания аудитории и того, чего мы хотим добиться с его помощью, однако я не включал их в список принципов, потому что я считаю эти «ограничения» важной частью определения визуальной концепции. Идея может быть великолепной, но если она не отвечает требованиям проекта, то рано или поздно провалится.
Надеюсь, вы найдёте этот список полезным, даже если вы всё это раньше знали. Я действительно использую этот набор принципов так же интенсивно, как ручки Штедлер, и для меня было интересным упражнением деконструировать мои дизайны в своего рода «строительные блоки».
Не стесняйтесь оставлять свои отзывы, я всегда открыт для здоровой дискуссии.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Удомельская детская школа искусств»
Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».
Автор-составитель Елсукова Ирина Александровна, преподаватель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Удомельская детская школа искусств»
Елсукова И. А. Развитие композиционных навыков учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт». [Текст]: методическая разработка / И.А. Елсукова. – Удомля: МБОУ ДО «Удомельская детская школа искусств», 2019. 22с.
Данная методическая разработка предназначена для учащихся третьего класса детских школ искусств и представляет из себя цикл заданий для развития композиционных навыков на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт», которые знакомят с базовыми принципами композиции, ее правилами и приемами. Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Методическая разработка так же содержит в себе наглядные пособия для каждой из тем цикла.
Для преподавателей детских школ искусств и учителей общеобразовательных школ.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности. В композиции важно все – масса предметов, их «зрительный» вес, размещение на плоскости, способы передачи пространства, позы и жесты героев, формат и размер произведений, а также выразительность силуэтов.
Силуэт – это вид графики, средство художественной выразительности, и в первую очередь, это плоское изображение. Главной проблемой для юного художника является нахождение грамотного композиционного решения, при использовании минимальных средств (черного цвета), выполнение рисунка, внешние очертания которого должны быть очень выразительны, понятны, без лишних деталей. Данная методическая разработка поможет обучающимся углубить знания о принципах композиции и развить свои художественные навыки в таком непростом приеме работы, как силуэт.
Возраст детей третьего класса ДШИ составляет 14-15 лет. Этот возраст приходится на один из скачков в развитии, когда подросткам свойственна целеустремлённость, настойчивость, быстрая смена настроения, импульсивность, неустойчивость интересов, начинают проявляться зачатки исследовательского мышления. Подростки ищут в искусстве того же, что и в своём творчестве: секретов передачи трёхмерности вещей, вещественности, материальной сущности. Интерес к достоверности изображений захватывает всех. А искусство силуэта, в свою очередь, требует от себя твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета ограничивают юного художника в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности.
Математический лаконизм, абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Цикл композиционных заданий по искусству силуэта поможет подростку, прежде всего, проявить свой темперамент, характер, показать особенности мышления и расширить содержание своих композиционных идей. Подростки в искусстве заметно выделяют графику как особый вид работы. Интерес к ней вызывают и новизна технических приёмов, и отсутствие необходимости заботиться о цвете.
Выполнение учащимися 3 класса ДШИ цикла упражнений по развитию и закреплению основных композиционных навыков при работе в графической технике «Силуэт».
-Использование учащимися на практике графической техники «Силуэт», использование в своих работах основных правил построения композиции и выразительных средств графики.
-Знакомство с историей появления новой техники «Силуэт», знакомство с именами художников, работавших и работающих в этой технике и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.
-Развитие творческих способностей и навыков, целостное композиционное восприятие.
-Развитие умения использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.
-Воспитание в обучающихся любви к мировому искусству, предмету.
Методическая разработка ориентирована на группу детей художественных школ и художественных отделений детских школ искусств среднего школьного возраста (3-ий год обучения, возраст 14-15 лет), сформированных по 8-15 человек в группе, с общим курсом обучения 4 года.
Принципы реализации материала. Основная идея.
Подростки способны концентрировать свое внимание достаточно долгое время, планомерно закончить работу на листе формата А3–А2, однако нуждаются в переключении внимания с длительных заданий на более короткие. Поэтому задания, предлагаемые ученикам, должны быть конкретными, но одновременно с этим оставлять свободу для творчества. В целях экономии времени, максимальный формат бумаги при их выполнении А-5, а для итогового задания А-4. В зависимости от композиции, формат может быть квадратным, либо горизонтально или вертикально вытянут. Материалы: карандаш, ластик, перо, гуашь, кисть, тушь.
Новизна методической разработки.
Существует множество работ, посвященных основам композиции в изобразительном искусстве в целом. Но технику «Силуэт», как одного из главных аспектов развития композиционного мышления ребенка, авторы затрагивают косвенно, либо не используют вообще. Таким образом, новизна методической разработки заключается в том, что значительная часть описанных в ней методов и приёмов не нашли отражение в специальных изданиях, посвящённых данной проблеме.
Технологии, методы и приемы.
Объяснительно-иллюстративный и проблемно-творческий методы, межпредметная связь; приемы – словесные, наглядные, практические.
1. Знание и определение понятия «Силуэт», знание основных законов композиции.
2. Различие равновесия, симметрии и асимметрии, ритма, статики и динамики в композиции.
3. Совершенствование навыка рисования в технике «Силуэт».
Цикл заданий для учащихся 3 класса ДШИ на занятиях по станковой композиции при работе в графической технике «Силуэт».
Раздел 1. « Задание 1. Силуэт как средство художественного выражения».
Цель: Знакомство с понятием «Силуэт», формирование первоначальных навыков.
Задачи: 1. Обучить детей создавать силуэты предметов, видеть их характерную форму, владеть первичными навыками плоскостного изображения. Закрепить и усвоить создание начертаний силуэта.
2. Дать представление об истории развития искусства силуэта.
3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать интерес к предмету, любознательность.
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.
2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Объяснение новой темы. Что такое силуэт, история и приемы изготовления.
Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока. В Европе, как самостоятельный вид графики, искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. Его название произошло от фамилии министра финансов Этьенна Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он так же занимался вырезанием из черной бумаге. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, М. Добужинский, Е. Кругликов.
3. Практическая работа.
На выбор учащимся предлагаются несколько специально подобранных предметов, разных по степени сложности (объёмных и легко узнаваемых), например, книга, рюкзак и прочее. Задачей является выбор наиболее выразительного ракурса предмета, вычленение характерных деталей и их прорисовка. ( Приложение 1 )
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Раздел 2. «Задание 2. Равновесие в композиции».
Цель: Знакомство с понятием равновесие в композиции. Обучить учащихся составлять, через выразительные средства передачи равновесия, собственную композицию.
Задачи: 1. Дать теоретические знания о равновесии. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.
2. Содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции. Развитие наблюдательности и навыков работы в технике «Силуэт».
3. Воспитание внимания на уроке, самостоятельности и ответственности.
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.
2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Объяснение новой темы.
Равновесие — это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. В изобразительном искусстве равновесие — значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия. Композиционно равновесие достигается, прежде всего формой деталей, цветом, тоном.
3. Практическая работа.
На выбор учащимся предлагается несколько, выразительных по силуэту, предметов быта, поставленных на “уровне глаз” на светлом фоне (предметы тёмные по тону, фон светлый). Для большей наглядности можно подсветить предметы софитом до образования силуэта, либо поставить на фоне окна, но так чтобы свет не раздражал глаза. Учащиеся выбирают 2-3 предмета, отличных по размеру, массе, пропорциям, насыщенностью деталями и делают быстрые линейные наброски. Задачей является поиск удачного эскиза, вписанного в формат, который далее завершают более точной прорисовкой деталей и заливкой силуэта. ( Приложение 2 ).
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Раздел 3. « Задание 3. Ритм в композиции».
Цель: Знакомство с понятием ритма в композиции. Обучить учащихся составлять ритмическую закономерность в композиции.
Задачи: 1. Дать теоретические знания о ритме. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции. Научить различать ритмические и метрические композиции.
2. Содействовать развитию художественного вкуса, чувства ритмичности композиции. Развитие наблюдательности и навыков работы в технике «Силуэт».
3. Воспитание внимания на уроке, самостоятельность и ответственность.
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.
2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Объяснение новой темы.
Ритм-свойство, характерное для многих явлений природы, в том числе и для жизни человека, а также ритмические циклы года, отливы и приливы моря, биологические закономерности процессов, динамика роста. Как отображение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал одним из необходимых средств организации художественной формы. В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве чувство ритма создается чередованием материальных элементов в пространстве. Ритм как композиционный прием — это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостно-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками.
Существует два вида повторности – метрическая и ритмическая (метр и ритм). Метрический ряд (метрическая повторность) – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Ритмические ряды (ритмическая повторность) образуются чередованием более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).
3. Практическая работа.
Учащимся предлагается выполнить композицию на тему: “Вялящаяся рыба”, “Сохнущие, в пучках, травы”, “Грибы, нанизанные на нитку”, “Шапки на вешалке”, “Обувь”, “Развешанное для просушки бельё” и прочее по выбору. Задача: выразительно использовать плоскость листа. Найти ритмичное расположение предметов. Сочинить уравновешенную композицию. ( Приложение 3 ).
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Раздел 4. «Задание 4. Симметрия и асимметрия».
Цель: Знакомство с понятием симметрия и асимметрия, формирование первоначальных навыков.
Задачи: 1. Дать теоретические знания о симметрии и асимметрии. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.
2. Сформировать понятие движения в пространстве. Познакомить учащихся с принципами построения симметричной и асимметричной композиции.
3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Развивать навыки работы в технике «Силуэт».
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.
2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Объяснение новой темы. Что такое симметрия и асимметрия.
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.
3. Практическая работа.
Предлагаемое задание усложнено двумя образами, разными по характеру, взаимодействующими друг с другом: “Разговор между подругами”, “Покупка на рынке”, “Танец” и пр. Задачей является решение этих образов, их противопоставление, которое решается при помощи симметрии и асимметрии. В выполнении задания чёрный силуэт может быть заменён на белый, а также может, в небольших количествах, использоваться линия. ( Приложение 4).
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Раздел 5. «Задание 5. Статика и динамика».
Цель: Знакомство с понятием статика и динамика, формирование первоначальных навыков. Выполнение упражнения.
Задачи: 1. Дать теоретические знания о статике и динамике. Учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции.
2. Познакомить учащихся с принципами построения динамической и статической композиции.
3. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Развивать навыки работы в технике «Силуэт».
Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, электронная презентация, наглядные пособия, репродукции картин художников.
2. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Объяснение новой темы. Что такое статика и динамика.
Динамика— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.
3. Практическая работа.
Задание: изобразить движение или покой. При работе над композицией, преобладание горизонтальных и вертикальных линий создают в работе ощущение покоя, а преобладание диагональных – движения. При выполнении задания, изображение движения может происходить вокруг центра, от центра, к центру, по диагонали, по спирали. Выбранные темы: «Статика”: «Сон”, «Чтение книги” и др., «Динамика”: «Танец”, «Спорт” и др. по выбору учащихся. (Приложение 5).
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Раздел 6. «Задание 6. Произвольно-сочинённая композиция, или иллюстрация».
Цель: Суммируя знания, полученные на предыдущих уроках, самостоятельно выполнить сложную многофигурную композицию в технике «Силуэт».
Задача: Контроль и диагностика полученных знаний и навыков учащихся в ходе всех уроков цикла. Анализ проделанной работы. Оборудование: 1. Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь или тушь черного цвета, кисть.
План урока: 1. Организационная часть.
2. Практическая работа.
Выполнить самостоятельно по памяти и наблюдению, с включением силуэтов различных предметов, людей, растений, домов, строений, сложную многофигурную композицию. (Приложение 6, 7).
3. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
4. Подведение итогов уроков всего цикла. Итоговая выставка лучших работ.