Что является открытой образовательной системой своими словами
Открытое образование (понятие)
Открытое образование (понятие)
Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т.п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.
Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.
В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.
Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.
Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Принципы открытого образования.
Система открытого образования (СОО)
Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.
Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:
Виды обеспечения СОО
В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:
Открытое образование
Система образования в России за последние годы пережила целый ряд существенных изменений. Отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Одновременно с этим произошло повышение спроса на образовательные услуги в области экономики и управления, изменились требования к их структуре и содержанию.
Новые условия предоставления образовательных услуг вызвали необходимость перестройки всей работы образовательных учреждений. Современная социально-экономичсская ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Все это способствовало возникновению и развитию новой образовательной парадигмы – системы открытого образования.
Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества» [16].
Учитывая значимость системы открытого образования в процессах глобализации образовательного пространства, сопровождающих современное развитие международной экономики, автор предлагает несколько иное ее определение.
Система открытого образования представляет собой систему образования, основанного на современных технологиях, функционирующую с целью обеспечения эгалитарности образования и его доступности широким слоям населения, способствующую формированию единого образовательного пространства России, которая создает основу для ее равноправного участия в мировых процессах глобализации образовательного пространства.
Рыночные отношения способствовали дифференциации доходов в обществе. Это углубило неравенство в возможностях получения качественного образования, обусловило их зависимость от доходов семьи и местожительства, что создало разрыв между равенством в праве на образование, декларированным государством, и его реальной доступностью для различных групп населения.
Вместе с тем в течение рассматриваемого периода наблюдается устойчивая мировая тенденция к обеспечению открытости и доступности образования, переходу от его элитарности к эгалитарности. Страны с развитой рыночной экономикой реформируют национальные образовательные системы, обеспечивая переход к массовому высшему образованию адекватно требованиям индустриально-информационной стадии развития экономики.
Идеи открытого образования не новы, его элементы в той или иной степени реализованы и таких формах обучения, как заочное и экстернат. Глобальная информатизация общества и образования в частности позволила приступить к реализации идеи открытого образования в России.
1. Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение.
2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.
3. Свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения.
4. Свобода в выборе места обучения: студенты могут отсутствовать в учебных аудиториях основную часть времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
5. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
7. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.
Тенденции мирового развития предопределяют, по мнению автора, необходимость рассмотрения системы открытого образования как основы развития рыночных отношений в образовании, способствующей превращению образования в фактор конкурентоспособности национальной экономики.
Открытое образование, как уже отмечено, предполагает свободный выбор вуза абитуриентом. В условиях развития в мире информационной экономики западные вузы, реализующие принципы открытого образования, выходят на российский рынок и становятся прямыми конкурентами. Сегодня абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться в ведущем американском (Калифорнийский виртуальный университет), британском (Открытый университет Великобритании), голландском (Открытый университет Нидерландов), канадском (Канадский открытый университет) вузе, получив в результате диплом, котирующийся на международном рынке труда. Очевидно, что это серьезная угроза образовательной отрасли России. На сегодняшний день экспансии открытых университетов Запада противостоят три фактора: ценовой барьер, психологический барьер и недостаточная компьютерная оснащенность российского населения.
Первые два фактора сегодня взаимосвязаны и взаимозависимы. Население с уровнем дохода, позволяющем пройти обучение в западном открытом университете, предпочитает эти деньги инвестировать в очное обучение в престижном российском вузе. Первый и третий фактор не только сдерживают импорт образовательных услуг, но и ограничивают спрос на открытое обучение в российских вузах.
Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки:
• резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества;
• распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере;
• учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности;
• гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения.
По данным, полученным в ходе социологического исследования Министерства образования РФ, проведенного в 1999 году в рамках межвузовской научно-методической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения», платить 500 долл. в год готовы менее половины всех желающих обучаться; 700 долл. в год – посильная плата только для 10% потенциальных студентов. Массовость обучения возможна при снижении уровня цен до 200 долл. в год или при существенном изменении социально-экономической ситуации в стране [1]. Кроме того, в результате исследования была выявлена чрезвычайно низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационно-коммуникационных технологий и их применении в сфере образования. Так, 42% выпускников средних и средних специальных учебных заведений, в которых преподается информатика, не имеют представления об интерактивном общении через Интернет, 71,5% абитуриентов вузов никогда не пользовались Интернетом, 62,4% никогда не работали с электронной почтой [1].
Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п. Переход от принципа «ученик к знаниям» к принципу «знания к ученику» обеспечивает спрос на открытые образовательные программы у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров.
Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Ведь, как правило, работники с более высоким уровнем образования имеют в среднем и боле высокие доходы. Главная проблема у такого контингента часто заключается во времени, которое невозможно высвободить для посещения занятий, или в образовательной программе, которая включает «лишние» или, напротив, не включает «необходимые» предметы. Свобода в выборе времени, темпов и места обучения привлекает огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности (в основном это работа или уход за ребенком). В этом плане возможности применения новых образовательных (информационных) технологий, принципы открытого образования позволяют решить данные проблемы. Но потребность в повышении образования осознана не только потенциальными потребителями образовательных услуг, но и их работодателями, которые, в свою очередь, сами становятся такими же потенциальными потребителями.
Переход от архаичного принципа «знания на всю жизнь» к принципу «знания через всю жизнь» в полной мере отвечает идее непрерывного образования, предполагающей развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Мощный импульс развитию этой идеи дало зарождение рыночной экономики в России. «Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться – и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время – к этому его вынуждают постоянные поиски производства новых товаров или услуг, повышение их качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции» [29].
Введение модели опережающего образования является в определенной степени ответом на технологический вызов времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2 – 3 года, при этом наблюдается устойчивая положительная динамика процесса. Из этого следует, что знания будут устаревать через 1 – 1,5 года, и следовательно, при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие, сам выпускник вряд ли будет конкурентоспособен на рынке труда.
Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.
Контрольные вопросы
1. Назовите шесть составных микроподсистем образовательного учреждения.
2. Назовите принципы дистанционного образования.
3. Почему ВУЗ является центром реформ профессионального образования?
4. Что такое региональный учебный округ и что он объединяет?
5. Какие доказательства эффективности функционирования крупных региональных университетов Вы можете привести?
6. Каковы цели и задачи механизма управления жилищной сферой?
7. Каковы главные критериальные показатели Вашего образовательного учреждения?
8. В чем заключается преимущества матричной организационной структуры управления маркетингом образовательного учреждения по сравнению с другими структурами?
Что является открытой образовательной системой своими словами
Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.И. Что мы называем открытым образованием? // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/05/63 (дата обращения: 09.12.2021).
Термин «открытое образование» стал в последние годы весьма распространенным. Возникает необходимость разобраться, какие понятия и явления стоят за ним, что вкладывают в него педагоги, практики и ученые. Процессы гуманизации, демократизации и глобализации привели к постановке категории «открытость» в ранг основополагающей в способах организации общественной и духовной жизни, в том числе и образования.
Часто можно столкнуться с мнением, что открытое образование – синоним образования дистанционного. Однако, по нашему мнению, сущность открытого образования шире и глубже. В качестве методологической основы исследования смыслов, вкладываемых в это понятие, выберем системный подход. Основной признак открытой образовательной системы – это то, что она менее жестко регламентирована по сравнению с некоей «традиционной». В связи с этим можно выделить не менее десяти аспектов понимания открытости в образовании.
1. Менее жесткий регламент по отношению к входным характеристикам обучающегося: не регламентируются возраст поступающего, его социально-профессиональный статус, гражданство, территория проживания, входной образовательный ценз и т.д.; прием осуществляется в любой момент учебного цикла и т.д. В качестве примера открытого образовательного учреждения следует назвать вечерние, или «открытые», школы. Наибольшую же открытость относительно входных характеристик поступающих проявляют учреждения дистанционного обучения.
2. Это с необходимостью требует построения гибкой технологической обучающей системы, которая также становится открытой, что выражается в свободе перехода из формы в форму обучения, выбора дисциплин, в индивидуализации целей и содержания обучения, форм контроля. Всё это в конечном итоге ведет к построению индивидуальных образовательных маршрутов и к дистанционным формам обучения. Данная сторона открытости в наибольшей мере реализуема в учреждениях дополнительного профессионального образования.
3. Системно-синергетический взгляд на образование ведет к следующему пониманию открытости: образовательная система «открыта» во внешнюю среду, т.е. обменивается с ней разнообразными ресурсами: информационными, человеческими, материальными. Открытость содержания обучения (информационный ресурс) проявляется в следующих аспектах: (а) проектирование образовательных программ с учетом самых современных представлений о предмете обучения; (б) создание дидактических и методических условий для привнесения содержания в учебный процесс со стороны обучающихся; (в) оперативный выход (при необходимости) за рамки содержательного стандарта, учебной программы, содержательного плана занятия (например, Интернет-поиск и использование полученной информации непосредственно в ходе занятия). Образовательная система обменивается с внешней средой человеческими ресурсами, если практикуется приглашение в качестве преподавателей практиков, ученых, общественных деятелей. Образовательная система может обмениваться со средой такжематериально-техническими ресурсами (использование оборудования, зданий, помещений внешних организаций; выездные, полевые и т.п. занятия). Основной поток обмена ресурсами направлен из внешней среды в образовательную систему; обратный же поток в значимых объемах возможен лишь в системах высшего и последипломного образования, когда обучающиеся реально воздействуют на внешнюю среду уже в процессе обучения: эту сторону «открытости» можно называть социально-педагогическим взаимодействием.
4. Синергетическая открытость образовательной системы предусматривает постоянную незавершенность ее становления. Это означает, что система в любой момент открыта к (само)развитию и к дальнейшему взаимодействию с внешней средой. Общие контуры развития обычно планируются управляющей подсистемой образовательного учреждения, а реализуется всеми субъектами обучения в ходе учебного процесса. Предпосылки саморазвития образовательной системы создаются в повседневной деятельности преподавателей и обучающихся. Открытая управленческая подсистема (в которую входят не только администраторы, а в общем случае все субъекты) ведет мониторинг этих предпосылок и целенаправленно развивает их до достижения точек бифуркации, при этом стараясь минимизировать возможные риски непредсказуемого и/или неуправляемого развития. Риски саморазвития (положительной обратной связи), однако, с точки зрения системной открытости до некоторой степени оправданы, ибо в ситуациях неопределенности развиваются творческие способности всех субъектов обучения образовательного процесса.
6. Открытость рассматривается как «прозрачность» образовательной системы, что подразумевает: (а) понимание всеми субъектами образовательного процесса целей, задач, смыслов, ценностей, технологий, педагогических воздействий; (б) участие всех субъектов в проектировании и регулировке образовательной системы; (в) определенную подотчетность образовательного учреждения внутренним и внешним субъектам. В этом смысле существенным шагом к открытости является размещение текущей информации о ходе учебного процесса на Интернет-сайтах образовательных учреждений в открытом или авторизованном доступах (программы, учебные планы, электронные классные журналы, домашние задания и т.п.).
7. Открытость образования рассматривается как отражение открытости общества: толерантности, готовности людей к диалогу культур, позиций, идей и т.п. Это предполагает серьезное и целенаправленное обучение основам национальных, религиозных и социальных культур, поликультурализма, выработке осознанных взглядов на процессы глобализации / герметизации общества.
8. Ставится очень интересная проблема «открытого воспитания». Здесь имеется в виду воспитание с привлечением удаленных воспитывающе-развивающих ресурсов, прежде всего общедоступных («открытых») ресурсов сети Интернет. В Интернете (наряду с бесполезным и «вредным» содержанием) наличествуют высококачественные культурные, научные, образовательные, профессиональные, гражданские, семейно-бытовые ресурсы, а также существует возможность организации деятельности пользователя этих ресурсов как продуманным словом, так и предметным делом. При открытом воспитании на одно из ведущих мест встает проблема отбора ресурсов и создания методик работы с ними.
9. Открытое образование в ряде случаев трактуется как расширение доступа негуманитариев к гуманитарному знанию и наоборот, а также как акцент на фундаментальное знание вообще.
10. Появление слова «открытый» в наименовании образовательного учреждения может являться демонстрацией неприятия уходящей с исторической сцены «закрытой» (именуемой также традиционной, классической, тоталитарной и т.п.) системы педагогических ценностей, взглядов и действий. Это, например, имело место в 1990-е годы при переименовании вечерних школ в открытые.
11. В вузовской системе определение «открытый» часто присваивается подразделению, реализующем учебный процесс, тем или иным образом отличающийся от обучения студентов дневных отделений. «Открытый университет» как подразделение вуза может объединять в себе факультет и отдельные курсы дополнительного профессионального образования (ДПО), платные образовательные услуги, экстернат.
Однако, на наш взгляд, чисто дистанционное обучение должно иметь ряд ограниченийв использовании. Во-первых, не любой профессии можно научить дистанционно, в отрыве от её реально-вещественной (лабораторной, полевой) базы. Во-вторых, поскольку образование предполагает не только обучение, но и воспитание, и развитие, и становление опыта социальных отношений – дистанционное обучение в отношении детей и студентов-очников не может достичь важных образовательных целей. Иное дело – в обучении взрослых (второе высшее, последипломное, дополнительное образование), когда обучающийся уже имеет опыт отношений с окружающим миром и личностного становления. Таким образом, дистанционная форма в открытом обучении собственно взрослых – перспективна и привлекательна.
В последнее время в системе образования все чаще можно встретить такой термин, как «открытое образование», или ОО. Именно поэтому стоит разобраться, какие же явления и понятия стоят за ним, что вкладывают в него ученые, практики и педагоги?
Объективность появления
Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.
Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.
Вам будет интересно: Торчок — это образ жизни?
Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.
Необходимость ОО
Вам будет интересно: Презентабельный вид, его значение в жизни
Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.
Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.
Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.
Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.
Выполняемые задачи
Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:
На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.
Структура
При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.
Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.
В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.
Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:
Принципы ОО
Вам будет интересно: Юкатанский пролив: география, достопримечательности, интересные факты
Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:
В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.
Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:
Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:
Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.
Технологии ОО
Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.
Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.
Дебаты
Вам будет интересно: Значение слова «мартышка», примеры употребления
Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:
Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.
На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.
На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.
Метод проектов
Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.
Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:
Изменение педагогической системы
Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:
Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.
Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.