Что является по мнению родителей причиной низкой успеваемости

Влияние семейного воспитания на школьную неуспеваемость учащихся и пути её преодоления

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Влияние семейного воспитания на школьную

неуспеваимость учащихся и пути её преодоления.

Условия возникновения, становления опыта.

Содержание учебных предметов ориентировано на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, познавательной активности ребенка в различных видах деятельности.

Особенностью является направленность на вовлечение младших школьников в деятельность, способствующую развитию познавательной активности, саморазвитию и развитию творческих способностей ученика. Но не все учащиеся способны справиться с этим. Так возникла тема опыта «Влияние семейного воспитания на школьную неуспеваимость учащихся и пути её преодоления».

Обучая детей, я видела, что все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго, одним необходимо общение при изучении нового материала, одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать.

Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. А школа должна создавать условия для формирования такой личности.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы связана с проблемой школьной успеваемости и неуспеваемости учащихся начальных классов, причинами, влияющими на неуспеваемость школьника.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста, подготовки их к обучению в среднем звене.

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общения, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений школьника с окружающими людьми.

Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Главная задача семьи — выполнение родителями функ­ций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. опреде­ленного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с пробле­мами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

В связи с этим передо мной встала задача, подобрать и разработать такие методы обучения, которые бы позволили развивать каждого ребёнка независимо от тех сложностей, с которыми он приходит в школу. Данный опыт актуален по ряду причин:

1) Опыт позволяет на высоком уровне осуществлять начальное образование в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.

2) Исследование помогает организовать познавательную деятельность согласно ведущим концептуальным задачам курса начального образования

3) Опыт имеет широкую область применения, может использоваться практически в любом из учебно-методических комплексов.

Таким образом, тема «Влияние семейного воспитания на школьную неуспеваимость учащихся и пути ее преодоления» является на сегодняшний день актуальной.

Теоретическая база опыта

Часто родители и учителя задаются одним и тем же вопросом: «А почему мой ребенок (ученик) получает плохие оценки, или в чем причина низкой успеваемости?» На этот вопрос однозначного ответа до сих пор не нашлось.

Некоторые родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Но правы те родители, кто уверен, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами». Школа без родителей не сможет сделать мир каждого ребенка настолько полезно разнообразным, насколько это возможно и необходимо.

Успеваемость в школе связана с хорошим поведением и, конечно же, с хорошими оценками по всем предметам. Для того, чтобы ее добиться нужно лишь хорошо учиться. Учеба это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость.

В первую очередь успеваемость в школе зависит от воспитания и от родителей. Именно родители способны развивать у ребенка желание учиться и добиться чего-то в жизни. Плохо когда родители заставляют ребенка учиться, и хотят с его помощью сбывать свои мечты, которые сами так и не смогли осуществить. Необходимо быть для ребенка примером успешного человека, который многого добился в жизни, так чтобы ребенок хотел следовать этому примеру.

Вторая сторона, которая зависит на успеваемость это материальное положение семьи, в которой он растет. Деньги не могут все, но они способны на многое. Таким образом, отсутствие денег может вызвать определенные комплексы, в то время как излишки могут избаловать. В обоих случая образование может пострадать. Счастливы те, которые находят золотую середину и могут себе позволить жить спокойно в середине материального достатка. Это позволит ребенку посетить и кружки разные, обладать возможностью купить книги и т.д.

Третье что влияет на успеваемость в школе это сама школа. На успеваемость влияет окружение школьника, друзья, учителя. Если среди них наблюдается тенденция не учить, то школьник не будет учиться, потому что попадет под дурное влияние. Еще успеваемость зависит от характера и способностей ребенка, от его индивидуальности и т.д. Много факторов и нужно следить за тем, чтобы их совокупное влияние имело положительный характер, так чтобы в учебе наблюдался успех и успеваемость.

Опыт может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

Создать условия успешного овладения школьной программы учащимися, испытывающими трудности по ряду причин, связанными с воспитанием в семье.

· раскрыть понятие школьной неуспеваемости, используя педагогическую и методическую литературу;

· показать роль семьи в становлении личности школьника;

· провести диагностику познавательной активности и интересов младших школьников;

· оценить эффективность данного опыта

Роль семьи в становлении личности школьника

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Как определили психологи, доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания школьников.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним. Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически и одиночестве. Когда отец и мать ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения. Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.

Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Семья в нашем обществе — первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Всё это оказывает немаловажную роль в дальнейшем обучении ребёнка в школе.

В чем же причина «успеваемости» и «неуспеваемости»?

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

На основе существующих форм отношений родителей к ребенку можно выделить несколько стилей семейного воспитания, которые неблагополучно сказываются на учёбе ребенка: попустительский, предупредительный, контролирующий.

Попустительский стиль семейного воспитания.

Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стара­ются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различного рода обязанностям. Для таких учащихся часто не суще­ствует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не мотивированы на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат их деятельности — отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. В их характере с раннего детства проявляется такое ка­чество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко вы­полняют. Учащиеся такого типа не требовательны к себе, но требо­вательны к другим. Педагог, работающий с такими учащимися должен знать, что их мало интересует процесс учения. Но они все­гда готовы требовать от педагога лучшую отметку любой ценой. Та­кие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагог должен пом­нить, что, если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным.

Предупредительный стиль семейного воспитания.

Особенностью таких учащихся является то, что они практиче­ски не мотивированы на учебную деятельность.

Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной шко­ле с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать самостоятельно домашние зада­ния, постоянно отвлекаются на уроках.

Главными отличительными чертами таких детей является неса­мостоятельность, неспособность к принятию решений, способ­ность к действию по указке со стороны. Такие дети часто пассивны, • безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезает тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.

Контролирующий стиль семейного воспитания.

У таких учащихся возникают проблемы в учебной деятельности. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они бояться сделать ошибку, чтобы это не отразилось на их учебной деятельности. Такие учащиеся не умеют мыслить творчески, не пы­таются бороться за истину. Как правило, у таких детей очень высо­кий уровень тревожности.

Внешне такие учащиеся очень отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликт­ную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся та­кого типа очень нерешительны и замкнуты, но очень ценят това­рищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома они чувствуют по отношению к себе жестокость, та­кие дети становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

И всё же, какими бы не были причины неуспеваемости учащегося, решить их только на уроке достаточно сложно. Если уделять время только неуспевающим учащимся, тогда другие дети останутся один на один с учебным материалом. Вызвать «слабого» учащегося к доске, значит потерять большую часть урока впустую. Поэтому, по моему мнению, значительно качественную помощь можно оказать этим детям только во внеурочное время.

Ознакомивщись и поработав по нескольким методическим разработкам, я увидела, что многие из них рассчитаны на средних и сильных учащихся. Изучив работу Н.П.Локаловой «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика» поняла, что разработанные автором упражнения и задания могут оказать большую помощь слабым учащимся. Кружковая работа по данному комплекты помогает детям «раскрыть» свои возможности, а учителю наметить дальнейшую работу по оказанию помощи этим учащимся. Самое важное. Чтобы ребенок начал говорить, то есть выражать своё мнение, поверил в свои силы и возможности.

Каковы же причины возникновения «слабых» по мнению Н.П.Локаловой?

Первая причина связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, которые могут проявляться в незавершенности формирования функциональных систем психики, недостаточной зрелости психических процессов, не соответствующей данному возрастному периоду. К такому отставанию в развитии психики приводят, в частности, условия социальной среды (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни и др.), в которой растет ребенок и которая препятствует нормальному периоду развития.

Главным условием формирования психологической готовности детей к школьному обучению является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре. Именно в игре, как известно, формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями правилам, формируются все психологические новообразования дошкольного периода развития и закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития. Но в настоящее время родители мало уделяют времени ребенку по ряду причин. Отсюда и школьная неуспеваемость.

Характер социального развития ребенка. Процесс обучения всегда осуществляется при непосредственном участии взрослого и под его руководством. Основным источником знаний и умений является учитель. Способность ребенка слышать, понимать учителя, выполнять его задания является необходимой для обучения в школе. В связи с этим очень важно учитывать предпочитаемый ребенком стиль общения со взрослым как часть его общей готовности к школьному обучению. Предпочитаемый стиль общения ребенка со взрослым определяется по тому, что ребенку больше нравится делать вместе со взрослым: играть в игрушки, читать книги или просто разговаривать. Как было установлено в психологическом исследовании, дети, предпочитающие играть со взрослым, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются на посторонние раздражители; они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своими собственными, поэтому успешность обучения таких детей крайне низкая. Напротив, дети, которым нравится читать книги вместе со взрослым или которые в свободном общении могли отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослым на разные темы, были более внимательны во время занятий, с интересом выслушивали задания взрослого и старательно их выполняли. Успешность обучения таких детей была значительно выше.

Так, положительные стороны учащихся со слабой нервной системой

состоят в том, что они:

• могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону;

• любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;

• планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;

• предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы);

• склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.

Какие же ситуации затрудняют учащихся со слабой нервной системой?

• длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает);

• работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время);

• высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа;

• неожиданный вопрос и требование устного ответа;

• работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

• работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся);

• работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебнику и т. д.);

• работа в шумной, неспокойной обстановке;

• работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем;

• ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.

Для создания благоприятных условий учащимся со слабой нервной системой рекомендуется:

• давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов;

• опрашивать в начале урока;

• ответ давать в письменной форме;

• не спрашивать только что объясненный материал;

• осторожно оценивать неудачи;

• создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать.

Большую часть в каждом классе составляют ученики, не демонстрирующие особых успехов в учении, ученики, которых учителя характеризуют как среднеспособных, средних, «сереньких», но в то же время не доставляющих учителю особых хлопот ни по успеваемости, ни по поведению. Именно поэтому они оказываются вне зоны активного внимания учителя. Таких школьников принято называть «средними».

Психологические проблемы «средних» учеников состоят не в их невысокой успеваемости, даже не в нераскрытии их внутреннего интеллектуального потенциала, а в том, что их обучение и личностное развитие осуществляются в неблагоприятных условиях расхождения их самооценки и оценки учителем и родителями их личностных качеств. На самом же деле, как показало их психологическое изучение, «средние» школьники — достаточно разнородная группа учащихся, характеризующаяся многообразными внешкольными интересами и увлечениями, далеко не «серыми» в личностном плане.

В следующую группу вошли ученики своевольные, которые в результате неправильного воспитания до школы привыкли вести себя так, как им хочется, не умеющие и не желающие считаться с общественными требованиями. Это избалованные дети. Во время урока им хочется разговаривать или заняться чем-нибудь посторонним, они не считаются с тем, что в классе имеются еще ученики, которым учитель должен уделять внимание, и пытаются постоянно привлекать к себе его внимание. Раньше или позже у этих учащихся возникают конфликты с учителями и с одноклассниками, которые не желают терпеть их своеволия и капризов.

Содержание уроков психологического развития

В настоящее врем учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достиже­ния современной психологической науки успешно осу­ществлять учебный процесс в школе становится невоз­можным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с во­просом: *Что вы конкретно можете дать практике обра­зования, чтобы повысить качество обучения, помочь де­тям учиться?»

На этих занятиях основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умствен­ные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологиче­ские качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках.

Определяя содержание уроков психологического развития в начальной школе, необходимо основываться прежде всего на:

1) анализ психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам — русскому языку, чтению, математике;

2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;

3) необходимости формирования психологической готовности младших школьников к переходу в среднюю школу.

Исходя из этого, содержанием этих уроков явилось развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, то есть умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований), формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, то есть умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами, то есть школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, то есть умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие психологические качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы учащихся должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные, формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного, вербально — понятийного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.

Источник

Консультация для родителей и педагогов «Школьная неуспеваемость»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для педагогов и родителей

Одной из главных проблем современной школы является проблема неуспеваемости.

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Много выдающихся и обычных людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории неуспевающих. Например, Ньютон, Дарвин, Энштейн, Шекспир, Гоголь и другие.

В чем причина и кто виноват в том, что ребенок не осваивает школьный минимум? Довольно часто родители и учителя обвиняют друг друга в неуспеваемости детей. Причинами неуспеваемости по мнению большинства родителей являются сложная учебная программа и слабая заинтересованность самого учителя в процессе обучения. По мнению же учителей причинами школьной неуспеваемости являются:

-отсутствие мотивации к учению,

-низкий уровень готовности ребенка к школе,

-слабый контроль со стороны родителей в связи с занятостью на работе,

-равнодушие родителей к успехам ребенка.

В психолого-педагогической литературе хорошо изучены причины школьной неуспеваемости. Итак, к числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей, относятся:

1) Недостатки биологического и психологического развития :

а) интеллектуальные нарушения;

б) дефекты анализаторов (слуха, зрения), нарушения развития речи, моторики ;

в) нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний);

г) соматическая ослабленность;

д) слабое развитие воли;

е) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

2) Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) нарушения в общении с учителями, сверстниками;

в) недостатки воспитания в семье (разлад в семье или ее распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании).

3) Недостатки образования – недостатки преподавания, непрочность знаний, пробелы в знаниях и специальных умениях; слабый текущий контроль со стороны учителя; несистематическое посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий ребенком.

Психолого-педагогические особенности школьной неуспеваемости

Школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием
различных факторов, например, нарушениями речевого развития, низкой
работоспособностью и слабо развитой мелкой моторикой у ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкого органического поражения головного мозга, минимальной мозговой дисфункции и т.д. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионным, гидроцефальным синдромами) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций (менингиты, энцефалиты, ревматизм). Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность («гиперактивность»), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

У таких детей на начальном этапе обучения отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или «раздражительная слабость». На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной расторможенности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим.

Слабая выносливость длительной умственной нагрузки, быстрое утомление во время занятий приводят к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений в конце урока. Обратной стороной «раздражительной слабости» является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как «лень, безделье».

Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослабленным самоконтролем в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

Дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности черт характера и нарушения поведения. Как не печально, но зачастую микросоциум ребенка и значимые взрослые создают условия, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Как уже отмечалось выше, чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат»), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу». Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации.

Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам.

Неуспевающие дети являются «группой риска». Они нуждаются в тщательном наблюдении, в психолого-педагогической помощи всех участников образовательного процесса.

В современной школе учителям стало сложно преподавать, многие учащиеся, перестали интересоваться школьными предметами. Дети идут в школу, потому что им так сказали, а не потому что им этого хочется, так же они и делают домашнее задание или не делают.

У современных детей совершенно другие увлечения, связанные в основном с айфонами, планшетами, компьютерными играми, общением со сверстниками в социальных сетях. Именно это усложняет учителю процесс обучения и увлечения своим предметом учеников, а в последствии естественно ухудшается эффективность обучения.

В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее профилактике. В задачи учителя входит, в первую очередь, диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого учащегося, формирование навыков учебного труда, развитие мышления школьников, формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки учащихся, создание для каждого из них ситуации успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и др. Например, тревожных и застенчивых необходимо чаще поощрять и реже наказывать, демонстративных стараться «как бы» не замечать в ситуациях негативного обращения на себя внимания, у агрессивных учитывать тип агрессии и обеспечивать разрядку агрессивного импульса.

Оптимальная система мер по оказанию помощи

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя-предметника.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоя-тельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательность, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости на уроках

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих учащихся

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

В качестве профилактики школьной неуспеваемости, необходимо работать в триаде «учитель-ребенок-родитель». Ребенок должен посещать дополнительные задания, родители контролировать процесс обучения и развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление. Младший школьник должен уметь действовать по алгоритму, понимать значимость для чего ты это делаешь. Семья обеспечивать мотивацию к учению своему ребенку.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.

И так, какие же ошибки допускают родители? Некоторые родители, предъявляют своему ребёнку слишком завышенные требования, они ожидают от своего чада только положительных отметок, а это ведёт к школьной тревожности. Таким родителям можно порекомендовать снижать значимость результатов учения, переключать внимание ребёнка на вопросы взаимоотношений в коллективе, школьного режима. Важно учитывать тип семейных взаимоотношений: в авторитарных семьях дети более зажатые, не имеют собственного мнения, а в семьях, где господствует гиперопека над ребёнком, дети разбалованы и неуправляемы. Многие проблемы в семье (развод родителей, рождение ещё одного ребёнка, либо социальное неблагополучие) так же могут являются причинами школьной неуспеваемости. Родителям необходимо быть более внимательны к своему ребенку, учитывать его интересы и не допускать перегрузок. Недопустимость школьных перегрузок так же должно являться и правилом учителя. А это, как известно, достигается гармоничным сочетанием различных форм работы, труда и отдыха.

Важнейшую роль в профилактике неуспеваемости играет своевременное обращение родителей за медицинской и психолого-педагогической помощью к специалистам (педагогу-психологу, логопеду, дефектологу). Психиатр и невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать развитие и созревание определённых областей коры головного мозга, после приёма, которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление.

Таким образом, профилактическая помощь отстающим ученикам имеет много аспектов и нюансов. В ее основе своевременное обнаружение отставания, оказание медицинской и психолого-педагогической помощи ребенку и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. На начальной стадии достаточно незначительной помощи, чтобы ребенок вернулся в разряд успевающих учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *