Что является пожарной техникой ответ
Пожарная техника
Пожарная техника – это широкое понятие всех видов средств, с помощью которых производят тушение очагов возгорания, ограничение распространения огня и дыма, плюс, реализуется защита людей и материальных ценностей. Существует строгая классификация противопожарной техники, которая определяет область применения, назначение и устанавливает критерия выполнения пожарной безопасности. В представленной классификации техники восемь категорий.
Первичные средства тушения пожаров
В эту категорию входят:
Нет конкретного перечня, который бы определял, какой инвентарь относится к категории пожарных, а какой нет.
Мобильная техника
В эту категорию входят все мобильные средства пожаротушения неручного типа:
Установки пожаротушения
Здесь деление техники проводится на автоматические установки и неавтоматические. Отличаются они друг от друга тем, что первые включаются от сигнала датчиков, которые реагирует на повышение температуры, огня или задымленности. Вторые запускаются вручную.
При этом установки – это трубы, разбросанные по объекту и подключенные к разбрызгивателям разного вида: спринклеры, завесы, сухотрубы и прочие. В них могут быть использованы разные тушащие вещества: вода, пена, газы.
В видео показано, как работают пожарные системы тушения огня:
Пожарная автоматика
Назначение пожарной автоматики – обнаружить место возгорания и передать о нем данные на пожарный пост. В некоторых системах автоматика включает насосы, которые перегоняют огнетушащий компонент до выходных устройств.
В автоматическую систему входят:
Средства спасения, защиты пожарных и снаряжение
К средствам спасения относятся:
Что касается средств защиты пожарных, плюс их снаряжение, то здесь две позиции:
В эту же категорию пожарной техники можно добавить диэлектрические приспособления, с помощью которых можно работать, не боясь соприкосновения с предметами под напряжением.
Механизированный и немеханизированный пожарный инструмент
Ручной инструмент, которым пользуются пожарные во время тушения пожаров, относится к группе немеханизированных. Это поясной топор, ломы и багры, крюки и лопаты, размешенные на пожарном автомобиле.
К механизированному инструменту относятся те из них, которые работают от какого-то двигателя: внутреннего сгорания, с электрическим питанием, от сжатого воздуха или на гидравлике. К примеру, консольная электропила или дымосос, пневмодомкраты или гидравлические ножницы.
Пожарные гидравлические ножницы
Пожарная сигнализация, связь и система оповещения
Этот вид автоматики выведен в отдельную категорию пожарной техники, потому что она связывает между собой три главные сети, отвечающие за противопожарную безопасность объекта. Сигнализация обнаруживает места возгорания. Связь организует работу по тушению места горения. Система оповещения доводит до людей, что пожар начался.
Заключение по теме
Все восемь позиций, касающиеся категории «пожарная техника», четко обозначены в Федеральном законе под номером 123. Его скачать можно здесь.
Пожарные автомобили: определение и классификация
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина управляемая человеком на базе автомобильного шасси, предназначенная для тушения пожара, оснащеная пожарно-техническим вооружением, оборудованием и используемое при пожарно-спасательных работах.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожар – это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:
Ранее (до издания приказа № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России» (отменен – действующий: приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения МЧС России»)) существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Вспомогательные пожарные машины вводились на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров.
Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – пожарная автоцистерна АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей АЦПК – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный АПП – пожарный автомобиль первой помощи АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления АПС – автомобиль пожарно-спасательный АПСЛ – автомобиль пожарно-спасательный с лестницей | АА – пожарный аэродромный автомобиль АП – пожарный автомобиль порошкового тушения АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения АГТ – пожарный автомобиль газового тушения АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения ПНС – пожарная автонасосная станция ППП – пожарный пеноподъемник | АЛ – пожарная автолестница АПК – пожарный коленчатый автоподъемник ТПЛ – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной АР – пожарный рукавный автомобиль АД – пожарный автомобиль дымоудаления АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль АСО – пожарный автомобиль связи и освещения АШ – пожарный штабной автомобиль АЛП – пожарная автолаборатория АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники АБГ – пожарный автомобиль – база газодымозащитной службы АПТС – пожарный автомобиль технической службы АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники ПКС – пожарная компрессорная станция АТ – пожарно-технический автомобиль АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль |
Основные
Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
Основные пожарные машины могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других специальных объектах). Основные пожарные машины общего применения подразделяются на пожарные машины первой помощи водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и другие. Основные пожарные машины целевого применения подразделяются на пожарные машины пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные пожарные машины и др.
К пожарным автомобилям общего применения принято относить:
Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:
Специальные
Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Специальные пожарные машины включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, технические службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др.
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
По проходимости
В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:
От величины допустимой полной массы
В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:
По климатическому исполнению
Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:
По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).
Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.
Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.
По посадочной формуле
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:
В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
По области применения
Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:
Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).
Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:
Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
Еще примеры:
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2 ± 0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Источники:
ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения;
Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006;
Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3-е под редакцией Безбородько М.Д.
Пожарная техника. Определения, классификация пожарных автомобилей.
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда. Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения.
Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения (Автоцистерна — АЦ, автомобиль насосно-рукавный — АНР, автомобиль первой помощи — АПП, автомобиль с насосом высокого давления — АВД) предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения (автомобиль аэродромный — АА, автомобиль порошкового тушения — АП, автомобиль пенного тушения — АПТ, автомобиль комбинированного тушения — АКТ, автомобиль газового тушения — АГТ, пожарная насосная станция — ПНС, автомобиль газоводяного тушения — АГВТ) обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На основании регламента они сводятся к следующему: – пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров; – конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники; – маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий; – техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники; – пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом отечественного производства.
Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.
Неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).
Полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).
Вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м. Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений. Примеры условных обозначений:
Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси Урал 5557, насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.
Специальные ПА (автолестница — АЛ, автоподъемник коленчатый — АПК, автомобиль рукавный — АР, автомобиль дымоудаления — АДУ, — автомобиль газодымозащитной службы — АГДЗС, автомобиль аварийно-спасательный — АСА, автомобиль штабной — АШ) применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т. д.
Вспомогательные автомобили (Бензовоз, Авторемонтная мастерская, Автобус, Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль) обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др. Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией. Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветографической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветографическая схема, надписи и световым и звуковым сигналам установлены
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (с Изменениями N 1, 2, 3) (132 Загрузки)
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, и номер пожарной части. Согласно цветографической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный. Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет. При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами. Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с. Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ. Рис. 1. Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси – красный – белый – черный 10 В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.